Я есмь путь

Аудио

Евангелие от Иоанна, глава 14, стихи 1–11

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 14, 1–11).

14.1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

14.2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

14.3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

14.4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

14.5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

14.6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

14.7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

14.8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

14.9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

14.10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

14.11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

(Ин. 14, 1–11)

Желая приободрить учеников перед грядущей Крестной смертью, которая прославит Его, Спаситель говорит: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).

Этими словами Христос показывает апостолам, что отшествие Его из этого мира необходимо, чтобы привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Спаситель открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовить им место в доме Своего Отца.

Борис Ильич Гладков отмечает: «Казалось бы, апостолы должны были понимать, что Христос идет к Своему Отцу, то есть к Богу, и что путь этого восшествия к Богу есть путь страданий, смерти и Его Воскресения. Но они так еще были отуманены ложными еврейскими понятиями о Царстве Мессии, что никак не могли догадаться, о чем говорит Христос. И вот один из них, Фома, сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5)».

Спаситель говорит в ответ: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). То есть путь, ведущий Христа к Богу, – это Его страдания, смерть и Воскресение.

Путь же, ведущий к Богу людей, – это Сам Христос, открывший людям истину Божию и путь к вечной жизни. Именно этим путем они должны идти к Отцу, чтобы наследовать жизнь в ожидающих их вечных обителях.

Ранее Господь обращается к ученикам как к понимающим Его предназначение: куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин. 14, 4). Но затем добавляет: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14, 7).

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что этими словами Господь «не противоречит Себе, потому что ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало. Бога они знали, а Отца еще не знали. Уже впоследствии Дух, сошедший на них, сообщил им совершенное знание. Смысл слов Христа такой: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы и Отца».

Несмотря на такие пояснения, маловерие все еще смущало апостолов, а потому Филипп, сходный по характеру с Фомой и, следовательно, отличавшийся рассудительностью, обратился ко Господу со следующей просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14, 8). Конечно, Филипп хотел видеть Бога Отца телесными очами, быть может, потому как слышал, что такого видения удостаивались пророки. Но Христос наставляет его на путь истины и убеждает познавать Отца через Себя: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9). И под этим видением Христос подразумевает веру. Господь внушает Филиппу ненужность его просьбы, поскольку через дела, учение и саму Богочеловеческую Личность Христа они давно должны были познать Бога Отца.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «»Видеть» Отца во Христе – все равно что «верить» в то, что Сын пребывает в Отце, действует во имя Его и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает… на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец».

Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос; и во Христе Отец. И эти чудеса не только убеждают в Божественности Христа тех, кто не знает Отца, но и утверждают веру последователей Христовых.

И как Господь доказывает Свое посланничество от Бога Божественностью Своих дел, так и мы, дорогие братья и сестры, будем свидетельствовать о том, что мы Его ученики, наполняя этот мир милосердием посредством наших добрых дел по отношению к ближним.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Ин., 47 зач., 14, 1–11

Сказал Господь Своим ученикам: да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Накануне Своих Крестных Страданий, перед лицом неминуемых страшных испытаний, которые ожидают Церковь, Христос говорит Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Господь не говорит: «Да не печалится сердце ваше» среди многих скорбей. Но – «не давайте место неверию», сердце – главная крепость. Пусть будет отнято все, но всяческим хранением храните ваши сердца. «По тому узнают, что вы Мои ученики». Наступает время, когда мы должны веровать в то, что невозможно доказать и принимать то, что выше человеческого разумения. Чтобы устоять среди не бывалых еще бурь, надо иметь веру. Кто истинно верит в Бога, верит в Иисуса Христа. И только вера в Бога, явившегося плотию, спасает нас среди торжества зла в этом мире. Радость веры – исцеление от отчаяния, которым, кажется, скоро будут охвачены все.

Но где взять эту радость? У Бога, прежде создания мира уготовавшему всем верным эту радость, это блаженство, это Царство, которому не будет конца. «В доме Отца Моего, – говорит Христос, – обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам». Это дом Отца, и Его Отец – по дару Его, наш Отец. Здесь мы в гостях, а на небе мы будем дома, в родном Отчем доме. Много обителей в нем, и каждый получит единственную свою, и самая прекрасная будет у того, кто больше возлюбил Бога. Много обителей в доме Отца, и это значит, что на небе хватит места для всех. Потому что сердце Божие – пространнее небес. Как уверяет нас Господь в истинности Своего обещания! «А если бы не так, Я сказал бы вам». Он заранее сказал о гонениях, о ненависти, о скорбях, которые предстоят верующим в Него. О кресте, который они должны понести. Но и о славе Креста. Он – не тот, кто пытается привлечь обещанием легкого пути. Он хочет сообщить нам Божественное величие. «Я иду приготовить место вам», – говорит Господь. Надо было, чтобы Он шел впереди всех. Небо не было бы приготовлено для нас, если бы не было в нем Христа.

«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Он говорит о Своем Втором Пришествии. Он придет, чтобы собрать всех у Себя. Где Христос, там те, кто Христовы. Они будут вечно – не зрителями только, но причастниками Его славы. И Господь являет Себя Своим ученикам как путь к этой славе. «Вы знаете этот путь, и куда Я иду, – говорит Он им, – Я говорил вам о нем, вы не можете этого не знать». Сколько раз говорил им Господь, куда Он идет, а они никак не могут понять. «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» – вопрошает за всех Фома. Никто не должен стыдиться сомнений, потому что поистине, кто ищет, тот найдет. «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорит Господь, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос – путь. В Нем – встреча Бога и человека. Кто следует за Ним, никогда не заблудится. Он – истина, в которой нет ни заблуждения, ни лжи. Кто ищет истину, тот найдет ее во Христе. Он – жизнь, ибо мы живы только Богом, и только в Нем, и только через Иисуса Христа. Христос – путь, истина и жизнь. Он – Альфа и Омега, начало и конец. И середина. Он – истинный и живой путь. Все другие пути могут только казаться истинными, но конец их – смерть.

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Христос. Отпавший от Бога человек не может придти к Богу иначе, как через Христа. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Они знали Христа, но они еще не знали Его, как следовало бы знать. Однако, несмотря на их немощь, Господь радуется их искренней устремленности к Богу. Многие из учеников Христовых имеют большие познания о Боге, чем они думают. И, взирая на Христа, они видят славу Отца. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Они хотят видеть еще больший свет. И мы также хотим. Нет у нас иного желания. Но мы не знаем, как этого достигнуть. И пути Господни – не наши пути.

«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» С первого дня, как Филипп пришел к Нему, он исповедал Его Мессией, и все-таки до сего дня он не познал Отца во Христе. «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Всякий, кто видел Христа по плоти, мог бы видеть в Нем Отца. Всякий, кто видел Христа очами веры, видел в Нем Отца, хотя он и не сразу это осознал. «Я в Отце и Отец во Мне», как и раньше Он говорил: «Я и Отец одно». Познавая Христа, мы познаем Отца, и, видя Его, мы видим Отца. Мы должны верить этому – ради Его слова. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя». Христос говорит не от Себя, но от Божественного разума, по Превечному Совету. И мы должны верить этому – ради Его дел. «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Потому сами дела Христа свидетельствуют об Отце. Такой же ответ дал Христос посланным от Иоанна на вопрос, Мессия ли Он, или они должны ждать другого. «Пойдите, скажите Иоанну, – говорит Господь, – что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 2–6). Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос, и Отец Его совершил их в Нем. Чудеса Христовы не только убеждают в Его Божественности не знающих Бога, но утверждают веру верующих в Него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *