Я нашел бестию или дело осложняется?

После того как вы скачаете и установите дополнение к игре, запустить новую сюжетную линию можно будет одним из трёх перечисленных ниже способов.
Во-первых, вы можете продолжить игру со старого сохранения. В таком случае нужно будет найти NPC, который выдаёт первое задание.
Во-вторых, если у вас нет старых сохранений, вы не играли до этого в «Ведьмака», то можете начать игру заново. Доступ к сюжетному заданию «Кровь и вино» будет сразу, но есть одно но: рекомендуемый уровень прохождения дополнения 34, не ниже.
Наконец, можно выбрать исключительно дополнение «Кровь и вино». Тогда вам дадут уже прокаченного до 34 уровня персонажа, что значительно облегчит вашу задачу в случае утери (отсутствия) старых сохранений.

Посольство из винного края

Ничейная земля / Новиград
Рекомендуемый уровень 34
Цель. Найти новый заказ на досках объявлений в Велене.
Независимо от выбранного варианта начала дополнения «Кровь и вино» двигайтесь в указанное на карте место и осмотрите доску объявлений. Найдите задание с красной печатью, где два рыцаря просят помощи. К слову, это задание висит на любой доске объявлений в Велене. В ней пишется «Воззвание Геральту из Ривии, герба Мост». Представители княгини Анны-Генриетты ищут помощи у известного Геральта: необходимо разобраться с ужасной бестией, наводящей страх на всех жителей Туссента.
Цель. Встретиться с рыцарями из Туссента в деревне Дебря.
Как указано в письме, рыцари ожидают Геральта в деревне под названием Дебря. Двигайтесь в это место, которое будет отмечено на карте. Всё указывает на «Поселение каменщиков». Оно находится неподалёку от Оксенфурта, рядом с западным мостом города. Подойдите к дому, около которого собралась толпа. Смотрите кат-сцену.
Жители деревни жалуются на частые набеги разбойников, связанные с уходом отсюда гарнизона солдат. Согласитесь помочь Пальмерину и Мильтону в сражении с бандитами. Уговаривать кого-либо в диалоге бессмысленно.
Цель. Помочь Пальмерину и Мильтону одолеть бандитов.
Поскольку убедить словами разбойников у вас не получится, то начнётся сражение. Во время боя не стоит переживать за то, выживут ли рыцари. Как бы там ни было, они в любом случае останутся живыми. Подумайте лучше о себе, поскольку вам предстоит сразиться с персонажами высоких уровней. Некоторые из бандитов, возможно, будут выше уровнем, чем Геральт. Тактика боя здесь самая что ни на есть простая: уклоняйтесь, не лезьте на рожон и используйте знаки.
Когда завершится бой, то вы увидите кат-сцену. Прослушайте послание от княгини, которое зачитают рыцари. Пообщайтесь об ужасной бестии, терроризирующей Туссент. Никто и никогда её толком не видел. После того как она посещает Туссент, находят множество трупов. В настоящее время погибло два человека благородного происхождения. Согласитесь помочь жителям Туссента и просмотрите ещё одну кат-сцену, где вы, наконец, окажетесь на новой локации.Прибытие в новые земли.

Бестия из Туссента

Рекомендуемый уровень 35
Цель. Одолеть великана.
На пути в Туссент вам предстоит столкнуться с огромным чудищем, имя которому Голиаф. С великаном сражается молодой рыцарь. Геральт автоматически бросится в схватку.

Босс Голиаф (гигант)
Нужно понимать, что великан обладает высокой силой. В качестве оружия он использует колотушку от разрушенной мельницы. Для начала используйте знак Квен. Атаковать великана лоб в лоб даже не думайте! Полезными против Голиафа будут ещё два знака – Игни и Аард. Используйте бомбы, если они есть у вас в инвентаре. Атакуйте врага в большинстве случаев сзади. При лобовой атаке вы рискуете пропустить сильный удар ногой или дубинкой.
Не стоит увлекаться: лучше всего ударить врага три или четыре раза, а затем быстро откатиться в сторону. Самая опасная атака: великан вращает вокруг себя дубинку. Если он вас заденет, то Геральта может затянуть под всю серию ударов, которая приводит к смертельному исходу. Если вы видите, что великан бьёт ногой по земле, то будьте готовы увернуться от ударной волны. Чаще используйте эликсиры (к примеру, «Ласточку»).
Когда бой завершится, то вы увидите кат-сцену. Вы узнаете, что раньше Голиаф был обычным рыцарем, нарушившим свой обет. Именно за это Владычица Озера превратила Голиафа в великана и изгнала на Горгону.
Пообщайтесь с молодым рыцарем, сражавшимся с Голиафом. Звать его Гильом. Вы узнаете о новом убийстве. Труп бедолаги был выброшен на берег реки. Сейчас место убийства исследуют гвардейцы императрицы. Геральт захочет отправиться в это место.
Цель. Следовать за Мильтоном к месту, где найдено тело.
Пальмерин покидает вашу компанию, а вы остаётесь наедине с Мильтоном. Запрыгивайте на Плотву и направляйтесь вслед за рыцарем. К слову, обязательно обыщите труп Голиафа, чтобы найти полезные предметы. Продолжаем прохождение игры «Ведьмак 3. Кровь и вино» на портале StopGame.Ru.
Цель. Обыскать берег, используя ведьмачье чутьё.
Прибыв на место, вы узнаете о том, что труп забрали. Но, возможно, остались ещё следы? Используйте ведьмачье чутьё, чтобы найти нужные следы, расположенные позади ящиком с мешками по левую сторону. Вы увидите следы от ног.
Цель. Изучить следы стражников на берегу, используя ведьмачье чутьё.
Для начала двигайтесь по найденным следам, пока не увидите, как у Мильтона срывает крышу. Он бросится в атаку на трупоедов. Так и появится дополнительное задание, в котором вы должны разобраться с трупоедами.
Дополнительная цель. Одолеть трупоедов.
Пока все эти противники живы, вы не сможете продолжить основное задание. Поэтому уничтожьте их всех прежде, чем продолжить. Нужно действовать осторожно, поскольку трупоеды – сильные враги, взрывающиеся после смерти. Взрыв может добить Геральта. Используйте знак Квен, соответствующее масло, если оно у вас есть, а также не забывайте применять знак Игни. Не забывайте о перекатах.
Когда битва завершится, то вы вернётесь к основному заданию. Направляйтесь в указанный круг жёлтого цвета (на мини-карте) и вновь воспользуйтесь ведьмачьим чутьём. Вскоре вы доберётесь до сетей, в которых гвардейцы отыскали труп. Так активируется второе дополнительное задание.
Дополнительная цель. Используя ведьмачье чутьё, найти в сетях следы, которые могли пропустить гвардейцы.
Используя ведьмачье чутьё, осмотрите сети на берегу реку. Нырните в воду и изучите ту часть сети, что расположена там. Геральт сможет отыскать здесь странную салфетку.
Цель. Поговорить с Мильтоном о находках.
Как только вы отыщите салфетку, то возвращайтесь на берег реки, где вас ждёт Мильтон. Пообщайтесь с ним обо всём. Салфеткой окажется шёлковая тряпка, принадлежащая дворянину. На берегу реки вы увидите очередную кат-сцену.
Цель. Следовать за Мильтоном к корчме и узнать, куда забрали тело.
Как оказалось, салфетка принадлежала старому другу Мильтона. Геральт также подчеркнёт, что убили бедолагу в другом месте. Труп просто скинули, после чего его принесло на этот берег течением реки. Надо определиться, куда гвардейцы уплыли вместе с трупом. Двигайтесь к корчме на мосту неподалёку, чтобы узнать это у находящихся там людей. Идите туда с рыцарем. Рядом с корчмой запустится кат-сцена.
Пообщайтесь и узнайте о том, что местные жители полагают, что бестия является проклятием Богов. Нападает бестия только по определённым дням, убивает исключительно благородных людей. Как утверждают местные люди, это божья кара за то, что княжна и рыцари перестали следить за традициями. К примеру, любой теперь может приобрести за деньги титул, являясь хоть хорошим, хоть плохим человеком. Так или иначе, вы должны как можно быстрее изучить увезённый труп.
Цель. Отправиться в Корво Бьянко и осмотреть оставленное в подвале тело.
Винодельня, куда вы должны отправиться, чтобы изучить труп, расположена неподалёку от вашего текущего местоположения. Запрыгивайте на Плотву и направляйтесь в указанную точку. При въезде на территорию винодельни вы услышите звуки сражения и вскоре увидите несколько трупов.
Дополнительная цель. Используя ведьмачье чутьё, определить, что за чудовище убило стражников.
Чтобы выполнить это задание, не нужно спешить и входить внутрь. Быстренько изучите все трупы снаружи винодельни. Нужно обыскать всех стражников, расположенных в поле зрения. Когда вы это сделаете, то услышите вывод Геральта: убийцей является вампир и, возможно, это брукса.
Дополнительная цель. Прочитать в бестиарии сведения о бруксе, чтобы подготовиться к бою.
Моментально появляется следующее дополнительное задание, указанное выше. Откройте бестиарий и осмотрите чудовище, поскольку вскоре вам предстоит столкнуться с этим вампиром. Двигайтесь в подвал.
Цель. Найти тело жертвы Бестии в подвале.
Вы окажетесь в винном погребе. Нужно найти труп, который гвардейцы нашли в сетях на берегу. По пути осматривайте следы. Погреб – не такое уж и запутанное место. Скоро вы отыщите решётку, пройдя через которую увидите очередную заставку.
Цель. Одолеть бруксу.
Во время кат-сцены вы узнаете, что виновницей торжества реально является брукса. Это прекрасная дама, которая, проголодавшись, показывает свою истинную сущностью. Бегать и выискивать её вам не придётся, поскольку в настоящее время брукса находится рядом с трупом.

Босс Брукса

По завершению кат-сцена начинается сражение с бруксой. Самая главная вещь, которую вы должны знать – брукса в любой момент может стать невидимой. В бою против босса вам пригодится масло от вампиров, «Лунная пыль», эликсир «Ласточка», а также знаки Квен и Аард. Если у вас нет бомб «Лунная пыль», то переживать не стоит: просто будьте более внимательными. Используя знак Аард, вы сможете повалить бруксу на землю, сбить с ног, благодаря чему нанести до пяти безответных ударов.
Используя знак Квен, вы защитите Геральта от ответных выпадов бруксы. Масло от вампиров не защищает ведьмака, а повышает наносимый бруксе урон. Опасайтесь ударных волн, которые могут сбить ведьмака с ног. Если сможете зажать противника в узком пространстве, то у вас появится реальная возможность разобраться с ней быстро. Используйте поочерёдно знак Аард и обычные удары.
Цель. Изучить тело жертвы Бестии.
Как только победите бруксу, то задание обновится. Изучите валяющийся неподалёку труп и узнайте, по какой причине брукса уничтожила всех стражников, чтобы попасть к нему. Обязательно обыщите труп, чтобы собрать полезные предметы. Рядом с трупом запустится кат-сцена. Далее осмотрите голову, туловище и отрубленную руку.
Как видите, голова бедолаги серьёзно распухла из-за того, что труп долгое время пролежал в воде. Так или иначе, вы можете увидеть несколько укусов. Во рту трупа вы можете найти кошелёк, набитый флоренами разных провинций.
Что касается туловища, то его порубили после смерти на несколько частей. Удары были нанесены с огромной, но кости перебить не удалось. Таким образом, у чудище огромные и острые когти. Сначала было задето сердце убитого мужчины.
Как окажется, рука не принадлежит этой жертве, поскольку у неё есть свои две. Стражники даже не обратили на это внимания: собрав всё в кучу, они перетащили останки в винный погреб. Но самое интересное то, что эта отрубленная рука до сих пор тёплая и из неё течёт кровь.При осмотре тела погибшего была обнаружена дополнительная рука.
Подводя итоги, можно отметить, что убийцей является некое чудовище, но это не брукса.
Цель. Найти Пальмерина и попросить его отвести ведьмака к княгине.
Труп изучили, бруксу убили. Остаётся найти ответы на накопившиеся вопросы. Пора бы навестить саму княгиню. Идите к Пальмерину и смотрите кат-сцену.
Цель. Победить шарлея. По пути к Пальмерину вы могли увидите Шарлея – чудище, сражающееся на арене. Далее вам нужно будет сразиться с противником, чтобы спасти молодого рыцаря. Кроме того, вы не сможете встретиться с Анной-Генриеттой до тех пор, пока не убьёте Шарлея.

Босс Шарлей

На первый взгляд может показаться, что Шарлей – грозное и сильное чудище. Но, как окажется, одолеть его достаточно просто. Не нужно использовать масла, множество эликсиров. Достаточно иметь зелье «Ласточка» и знак Квен, которые вам пригодятся исключительно для подстраховки. Когда Шарлей будет перекатываться по арене как огромной шар, то держитесь как можно дальше от чудища. Старайтесь находиться у периметра поля боя. Когда Шарлей покатиться в сторону Геральта, то отпрыгните в сторону, чтобы чудище ударилось о стену. Такой тактический манёвр позволит вам оглушить Шарлея, а вы сможете нанести по нему несколько ударов. Эту стратегию используйте в течение всего боя. Если вы видите, что босс зарывается в землю и начинает вращаться на месте, то либо переждите сие событие на расстоянии, либо же воспользуйтесь арбалетом.
Когда бой завершится, то вы увидите кат-сцену. Вы сможете решить, как поступить с Шарлеем: убить или оставить в живых. Княгиня попросит вас прикончить его. Как бы то ни было, вы в любом случае встретитесь с Анной-Генриеттой. Пообщайтесь обо всём. Беседа предстоит долгая, но зато вы сможете выйти на нужный след. Все смерти на самом деле связаны между собой. Все убитые мужчины состояли в одном и том же отряде. При этом убийца не просто убивает рыцарей, а старается опозорить их имя. Вам передадут во владения винодельню, где можно будет отдыхать.

Цель. Следовать за княгиней в дворцовые сады.
Следующая жертва, если верить событиям – рыцарь Мильтон. Нужно как можно быстрее разыскать его. Мужчина прячется в саду, где проходят охотничьи соревнования. После кат-сцены вы вновь будете управлять Геральтом. Мчитесь на поиски рыцаря, желая предотвратить очередное убийство.
Двигайтесь за Анной-Генриеттой. Когда будете рядом с дворцом, то княгиня скажет, что вы должны будете принять участие в игре, чтобы найти Мильтона. Вы должны найти рог единорога, феникса и золотую рыбку. Выхода нет: займитесь поисками предметов. Попав в сад, вы увидите ещё одну кат-сцену.
Княгиня прикажет найти золотую рыбку и рог единорога. Рыбка находится в озере, где ещё есть огоньки. Ныряйте под воду, пока остальные участники пытаются выловить её с берега. Для того чтобы заманить единорога, используйте знак Аксий.
Цель. Найти под водой золотую рыбку, используя ведьмачье чутьё.
Когда вы доберётесь до причала, то ваша цель обновится. Прыгайте в воду, не обращая внимания на то, как кричат остальные участники. Вы должны найти золотую рыбку. Да, она и вправду будет золотого цвета. Рыбка висит на верёвке в воде. Ищите её в правой части озера. Когда вы приблизитесь, то запустится кат-сцена. Рыбку вытянут до того, как Геральт успеет схватить её. Но ведьмак заберёт свою статуэтку, расположенную на суше. Внутри неё ведьмак найдёт ключ.
Цель. Используя ведьмачье чутьё, найти яства, которые привлекут единорога.
Как только окажетесь около «единорога», то он сбежит. Нужно найти животное повторно и приманить его, используя знак Аксий. Когда к вам приблизятся участники игры, чтобы разобраться с Геральтом, то воспользуйтесь этим знаком повторно.
Цель. Встретиться с княгиней, чтобы соединить подсказки и понять, где спрятался Мильтон.
Следуйте назад к княгине, поскольку вы собрали все необходимые подсказки. Анна-Генриетта произнесёт вам загадку, которая связана с местом расположения Мильтона: «Первый слог мой в тепле, скрыт второй у лисицы, а последний хранят все придворные лица». Речь идёт о слогах. Таким образом, ответом будет слово «теплица». Значит, Мильтон находится в теплице. Смотрите кат-сцену.

По следу…

Рекомендуемый уровень 36
Цель. Сразиться с Бестией.
Идите в теплицу и увидите, что Мильтон убит. Геральт зато увидит ту самую бестию. Чудище с длинными когтями, способное перемещаться мгновенно с места на место. Погоня за Бестией приведёт Геральта к неизвестному существу. Рука, которую вы нашли ранее, принадлежит именно этому монстру.

Босс Бестия из Боклера

Главной проблемой при сражении с Бестией может быть то, что об этом противнике абсолютно ничего неизвестно. При первом столкновении в бестиарии вы ничего не найдёте. Для начала разберёмся, какие знаки против этого монстра будут эффективными. Как показалось, наиболее полезными оказались знаки Квен и Ирдэн. Первый знак защитит вас от некоторых ударов, а второй знак, Ирдэн – позволит установить ловушку, позволяющую максимально эффективно атаковать монстра.
Конечно, вы можете использовать и другие знаки – Аард и Игни. Но здесь есть ещё одна проблема: их эффективность не столь высока, они позволяют выиграть буквально 2-3 секунды боя. Обязательно используйте эликсир «Ласточку» и масло против вампиров, повышающее наносимый урон.
Что касается умений Бестии, то здесь можно говорить о многом: способность к регенерации здоровья, телепортация, ударные рывки и так далее. Уклоняйтесь как можно чаще, поскольку с телепортацией монстра вы ничего поделать не сможете. Восстанавливает здоровье чудище часто, но понемногу. Поэтому старайтесь атаковать Бестию сразу, как только появляется возможность. Используйте ведьмачью ловушку, знак Квен и меч, смазанный масло против вампиров. Кроме того, не забывайте чаще уклоняться.
Так или иначе, когда здоровье Бестии будет на исходе, вы увидите кат-сцену. Во время боя вмешается Регис, друг Геральта, в то время как Бестия вскоре и вовсе скроется с места встречи. Поговорите с Регисом и узнайте, кто такой убийца, почему тот нападает на людей, его происхождение и так далее.

В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли.

Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4)

Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным.

Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне»

Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим.

Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему.

И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)

Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы.

Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно.

Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»

И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище.

Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?

Оттого, что маленькая твоя скорбь растворится в море общей скорби, а глупая твоя радость не захочет выплескиваться через край.

Вслушаемся в слово «кладбище». Оно от корня «класть». Это смерть уложила в землю, словно одолела в борьбе и положила на лопатки и сильного, и слабого, и образованного, и неграмотного, и мужчину, и женщину. Но не просто она «положила». Мы, живые, усопшего похоронили. А это слово «хоронить» означает «прятать». Так в русском языке, так же и в украинском: «ховати». Прячут то, что нужно со временем найти. Мы прячем в землю тело человеческое, а Бог найдет и воскресит его в Последний день. Мы прячем в землю тело по слову: «Земля еси в землю отыдеши», а Бог найдет человека по слову Иезекиля: «Я выведу вас из гробов ваших»

Поймем и запомним, братья и сестры, что место погребения есть в то же время и местом будущего воскресения. Так смотрите на эти священные для нашего сердца места и, приходя на кладбище, читайте с сердечной верой слова Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

И отправляясь на кладбище, чтобы убрать и украсить могилку, чтобы посидеть молча на месте, где нашло покой тело любимого человека, берите с собой Псалтирь или Евангелие. Если Евангелие, то читайте оттуда о Воскресении Христовом или беседы Христа о вечной жизни и Хлебе небесном (5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна) Эти слова читаются и в чине погребения. А если Псалтирь, то – 17-ю кафизму и псалом 90-й. именно эти псалмы используются Церковью в молитвах за усопших.

Псалом 118 (17-я кафизма) это – великолепное дерево с двадцатью двумя ветвями, на каждой из которых – по восемь плодов. Этот псалом выучить должны были все евреи, чтобы читать его во время длинной дороги в Иерусалимский храм. Двадцать две буквы в еврейской азбуке, и в псалме – двадцать две части. Каждая часть начинается с очередной буквы алфавита. И в каждой части – восемь стихов. Восемь, потому, что семь это символ нынешнего века, а восемь – символ грядущего века и вечного Царства. И воскресный день есть День восьмой, День, вырывающийся в вечность и вводящий туда человечество. Наши воскресные службы поются на восемь гласов и собраны в книге, называемой Октоих (от греческого «восемь»)

Хоть он и очень длинный, этот псалом, но он столь сладок и глубок, что было бы хорошо его со временем и выучить. Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)

Мы начали с того, что ходить в дом плача лучше, чем ходить в дом смеха. Это могло показаться кому-то синонимом мрачности. Но не к мрачности, а к глубине зовет нас Церковь, и от пустоты отвлекает нас, чтобы дать полноту и истинную, а не притворную, радость.

— Ну, приходи на Андрюшу взглянуть: я тебя велю накормить, одеть, а там как хочешь! — сказал Штольц и дал ему денег.

— Приду, как не прийти взглянуть на Андрея Ильича? Чай, великонек стал! Господи! Радости какой привел дождаться господь! Приду, батюшка, дай бог вам доброго здоровья и несчетные годы… — ворчал Захар вслед уезжавшей коляске.

— Ну, ты слышал историю этого нищего? — сказал Штольц своему приятелю.

— А что это за Илья Ильич, которого он поминал? — спросил литератор.

— Обломов: я тебе много раз про него говорил.

— Да, помню имя: это твой товарищ и друг. Что с ним сталось?

— Погиб, пропал ни за что.

Штольц вздохнул и задумался.

— А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и — пропал!

— Отчего же? Какая причина?

— Причина… какая причина! Обломовщина! — сказал Штольц.

— Обломовщина! — с недоумением повторил литератор. — Что это такое?

— Сейчас расскажу тебе, дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.

И он рассказал ему, что здесь написано.

1857 и 1858 гг. Впервые полностью опубликован в журнале «Отечественные записки», январь-апрель 1859 г.

К ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОМАНА

Над своими романами Гончаров работал долго. Главным творческим трудом жизни он считал тот из них, который в конце концов определился как «Обрыв». Первоначально Гончаров предполагал назвать его «Художник» или «Райский». Драматическая история обдумывания этого романа, сомнений и страхов, сопутствующих постепенному его сочинению, изложена в редком по откровенности документе — посмертно найденной рукописи «Необыкновенная история», жанр которой очень трудно определить: это и литературные мемуары, и памфлет с остроумными сатирическими зарисовками, и своеобразное завещание потомкам, проникнутое старческой жалобой на несправедливости судьбы.

Это произведение было полностью опубликовано лишь однажды, в малотиражном и ныне полузабытом издании; в собрания сочинений оно пока не входило. В нем, между прочим, говорится и об истории написания «Обломова». Восстанавливая ее на склоне лет, будучи уже тяжело больным, Гончаров не везде, понятно, точен в частностях, но общую последовательность движения и характер его он обрисовывает ясно.

В воспоминаниях писателя, отнюдь не беспристрастных, отмеченных неуемным волнением крови и желчи, наиболее любопытны, конечно, и для понимания его творчества полезны не мера мелкой фактической достоверности, но подробности художнического самонаблюдения.

«В 1848 году,— рассказывает писатель,— и даже раньше, с 1847-го года у меня родился план Обломова. Я свои планы набрасывал беспорядочно на бумаге, отмечая одним словом целую фразу, или, накидывая легкий очерк сцены, записывал какое-нибудь удачное сравнение, иногда на полустранице тянулся сжатый очерк события, намек на характер и т. п. У меня накоплялись кучи таких листков и клочков, а роман писался в голове. Изредка я присаживался и писал, в неделю, в две,— две-три главы, потом опять оставлял и написал в 1850 году первую часть… Тогда же, по дурному своему обыкновению, всякому встречному и поперечному рассказывал, что замышляю, что пишу, и читал сплошь и рядом, кто ко мне придет, то, что уже написано, дополняя тем, что следует далее.

Это делалось от того, что просто не вмещалось во мне, не удерживалось богатство содержания , а еще более от того, что я был крайне недоверчив к себе. «Не вздор ли я пишу? годится ли это? Не дичь ли?» — беспрестанно я мучал себя вопросами.

И до сей минуты я таков. Садясь за перо, я уже начинал терзаться сомнениями. Даже напечатанное я не дозволял, когда ко мне обращались, переводить на иностранные языки: «не хорошо, слабо, думалось мне: зачем соваться туда?» Поэтому я спрашивал мнения того, другого, зорко наблюдал, какое производит мой рассказ или чтение впечатление на того или другого — и этим часто надоедал не только другим, но и самому себе. Мне становился противен мучительный процесс медленного труда создания плана, обдумыванье всех отношений между лицами, развитие действия. Я писал медленно, потому что у меня никогда не являлось в фантазии одно лицо, одно действие, а вдруг открывался перед глазами, точно с горы, целый край, с городами, селами, лесами и с толпой лиц, словом большая область какой-то полной, цельной жизни. Тяжело и медленно было спускаться с этой горы, входить в частности, смотреть отдельно все явления и связывать их между собой!» .

Как можно заметить, столь подробно и самокритично, даже придирчиво охарактеризованный творческий процесс, самый способ сочинения, если и не является исключительной принадлежностью только Гончарова, все же очень отличен от манеры и привычек, от культуры письма других больших писателей, в том числе его современников.

Прежде всего вспоминается Тургенев — по контрасту. Глубокий исследователь творческого метода Тургенева, видный ученый-славист, который первым изучил черновые бумаги писателя, Андре Мазон пришел к обоснованному убеждению в том, что «Тургенев организовывал свою работу спокойно, как человек вкуса и порядка, с установившимися привычками, не зная ни нервности, ни торопливости в работе». Последнее тем понятнее, что служба его никогда не обременяла (в отличие, например, от Гончарова) и он не знал такой неотвязной тяжести долгов, как, например, Достоевский. Конечно, материальными причинами всех различий творческого порядка никак не объяснить, но все-таки влияния их нельзя не учитывать.

Разобрав тургеневский архив по порядку, А. Мазон сделал вывод: «Везде одни и те же неизменные элементы, рисующие этапы творческой работы писателя, а именно: список действующих лиц, биографические заметки о них, общий план или в форме суммарной схемы, или же в форме конспекта, уже разделенного на главы, и, наконец, первая черновая редакция произведения» . Тургенев составляет предварительно для персонажей своих произведений целые формулярные списки. И только после всего подобного фигуры вводятся в действие, завязываются исходные взаимоотношения и оживает общий план, создается общая картина. Она лишь отдаленно напоминает ту «большую область какой-то полной, цельной жизни», о которой применительно к себе пишет Гончаров в «Необыкновенной истории», чьей непосредственной и главной целью была, к прискорбию, попытка обвинить Тургенева в плагиате. Гончаров решил, что Тургенев слишком внимательно прислушался к изложению сюжета будущего «Обрыва». Ему показалось, что известное тургеневское творческое доброхотство простиралось дальше и он раздарил детали задуманного Гончаровым романа своим заграничным друзьям — Флоберу и Ауэрбаху.

Распря Гончарова с Тургеневым, затянувшаяся на долгие года, могла бы интересовать только историков литературного быта эпохи, если бы она прямо или косвенно не отразилась на судьбе гончаровского творчества вообще и на отношении автора к роману «Обломов» в частности.

Еще в марте 1849 года писатель опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник», фрагмент «Сои Обломова. Эпизод из неоконченного романа», сразу же замеченный в литературных кругах. Оценки противоречили друг другу. Это пе удивительно, так как, кроме различия позиций оценивателей, общий замысел целого был еще неясен: при неторопливости действия, вообще свойственной Гончарову, и некоторой кажущейся вялости трудно было решить, то ли это старосветская дворянская идиллия с привкусом добродушного юмора, то ли зародыш сатиры, обличения в духе «натуральной школы». Полностью роман был напечатан десятью годами позже в первых четырех книжках журнала «Отечественные записки» за 1859 год. Его издатель А. Краевский был не только очень ловким, но и проницательным дельцом. Он лучше других журналистов почувствовал грядущий успех романа, хотя и он, конечно, не предвидел его размера.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *