Яковлевский монастырь

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.

В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам». В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).

Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.

В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.

26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.

В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов.

На основании советского декрета «О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь «как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского.

В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать».

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители.

Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.

Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.

В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.

Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.

Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.

Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.

4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь — Ростов Великий

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля. Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником. Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
«Яковлевским» монастырь называют по имени основателя. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и «Димитриевским».

Два ростовских святителя — Димитрий и Иаков — духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского, который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.

За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).

Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма — к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).

Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы — самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол — золотой, а малые — синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами. В 1689 — 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля, и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.
Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской. Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова. Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.

Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка, куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.

Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь — это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году. Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.

При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы — келейная икона святителя Димитрия «Ватопедская» (или «Отрада и Утешение»).

Возможно, вам также будет интересно:

  • Другие достопримечательности Ростова Великого
  • Ипатьевский монастырь — Кострома
  • Углич: монастыри и другие достопримечательности
  • Тутаев: достопримечательности и фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *