Ярославль святыни

Паломничество по святым местам Ярославской области

По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина дети, родители, педагоги воскресной школы при храме и прихожане храма отправились в паломничество по святым местам Ярославской области.

11 июня поздно вечером паломники заняли свои места в автобусе. Провожая своих духовных чад в путь, о. Алексей пожелал провести паломничество в трудах и молитвах, ну и, конечно же, получить духовное укрепление. Получив благословение настоятеля, Калужане отправились в путь. Проезжая по Калуге, все вместе вспомнили об истории возникновения своего родного города, об истории возрождения Калуги как духовного центра, об истории Никитского храма. Дорога предстояла долгая и в ночное время суток, поэтому дети и взрослые, прочитав вечерние молитвы, стали готовится ко сну.

На Ярославскую землю автобус въехал на рассвете. Над Волгой стоял невероятно густой и необычайно красивый туман. И те, кто не спал, смогли увидеть красоту утренней природы и услышать Божественное пение птиц.

В семь часов утра калужане прибыли в г. Тутаев. В храме Воскресения Христова группу встречал настоятель храма и благочинный Романово-Борисоглебского округа иерей Василий Мозяков. История Воскресенского собора уходит корнями в далёкий 13 век. Тогда на этом месте ярославскими монахами был заложен небольшой храм в честь святых Бориса и Глеба. В середине 17 века своды стали разрушаться, и здание пришлось перестраивать. Двухэтажный семипрестольный каменный собор был воздвигнут к 1678-му году. И с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Стены обширного внутреннего помещения, а также галерея Воскресенского собора, украшены фресками с изображением библейских сюжетов. История создания мира, крещение Руси, иллюстрации к Житиям святых. Собор разделён на две равнозначные, и в то же время вполне самостоятельные части — верхнюю и нижнюю. Несмотря на весьма солидный возраст собора, в обеих его частях постоянно проходят богослужения. В верхнем, летнем, — с праздника Святителя Николая до Покрова, в нижнем храме – в остальное время. Верхний храм более праздничный, нарядный, а нижний – уютный и тёплый. Воскресенский собор — это не только символический центр Тутаевского правобережья, но и один из ценнейших памятников архитектуры Ярославской области. Одно из центральных мест в соборе занимает икона Бориса и Глеба. В Тутаеве эти святые особенно почитаемы — издавна их считают покровителями города. А главной святыней собора считается огромная, площадью около трёх квадратных метров, потемневшая от времени икона Спаса Вседержителя. Её создание относят к 15-му веку. По преданию она принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

До начала Божественной Литургии паломники смогли познакомиться не только с историей собора, но и молитвенно припасть к иконе Спаса Всемилостивого и, не нарушая традиции, проползти под этой чудотворной иконой. Со смотровой площадки, расположенной чуть ниже собора, дети и взрослые смогли увидеть красоту природы Ярославской земли, величественные храмы и матушку – Волгу.

А в 4-х км от правобережного Тутаева недалеко от трассы Тутаев-Ярославль, на берегу малой реки Ковать (приток Волги) расположен святой источник Николая Чудотворца, который посетили паломники. С этим источником «бок о бок» идет древняя легенда. При посещении Воскресенского собора в 1749 году митрополит Ростовский Арсений Мациевич увидел большую икону Спасителя, написанную известным живописцем Дионисием Глушицким. Он забрал ее в свой архиерейский дом в Ростов Великий, где она и находилась более 40 лет, пока жители Тутаева не попросили вернуть свою святыню. Это произошло уже при новом святителе — архиепископе Арсении Верещагине. От самого Ростова на своих руках несли тутаевцы икону. Не дойдя до города трех верст, они остановились возле реки Ковать, решили омыть образ от дорожной пыли и потом уже с честью внесли в родной город. А на том месте, где стоял образ, забил ключ чистой воды. Это произошло 18 сентября 1793 года. В Тутаеве ходит поверье, что вода родника целебна и излечивает верующих людей от всех болезней. Со дна бьют 57 струек воды, вьются песчинки. Рядом с колодцем сделана купель. Окунувшись в святом источнике, калужане направились в Свято-Введенский Толгский монастырь г. Ярославля.

Толгский монастырь – пригородный Ярославский монастырь, от Ярославля в 6 км. Монастырь был основан в 1314 году. В тот год 7 августа в устье речки Толги ростовскому епископу Трифону чудесным образом явилась икона Божией Матери. Объезжавший подвластные ему земли епископ остановился на ночь на правом берегу Волги. В полночь он проснулся и, выйдя на улицу, увидел на другом берегу столп огня и ведущий туда через реку мост. Трифон перешел по мосту реку. В лесу на ветвях огромного дерева увидел он источник неземного света — икону Богородицы. На следующий день епископ, вдохновленный видением, сам начал рубить деревья на месте чудесного явления. Подоспевшие спутники и горожане помогли ему, храм в честь Толгской иконы Богородицы был построен за один день. С этой церкви и начался Свято-Введенский Толгский монас-тырь. Долгое время был он малоземельным и небогатым, но свято хранил сокровище — чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1553 году Иван Грозный, страдая от боли, ехал мимо монастыря на Белозеро. Он остановился здесь на ночь и перед чудотворной иконой исцелился от так долго мучавшей его болезни ног. Пораженный царь отправил в монастырь богатые дары. Среди прочего были саженцы кедров. Их посадили на монастырской земле, и деревья прижились. Вскоре в монастыре росла роща кедров в 160 деревьев. Это посчитали чудом, ведь в кедры растут у нас плохо, а в монастыре они не только прекрасно себя чувствовали, но и плодоносили. В среднем кедры живут 250 лет, и сейчас в монастырской роще только 27 деревьев, которые по-прежнему прекрасно себя чувствуют. 21 августа из храма выносят чудотворную икону. С крестным ходом идет она по кедровой роще, и люди вспоминают, как пришла она к ним с ветвей огромного дерева.

В Толгском монастыре паломники прожили три дня. Утром все вместе шли на Божественную Литургию, причащались Святых Христовых Таин.

В этом году 21 августа монастырь будет праздновать свое 700-летие со дня его основания, поэтому дел у сестер очень много. И после Божественной Литургии и взрослые, и дети шли помогать сестрам. Взрослые трудились на поле, а дети выполняли несложную работу: обрывали листики с освященных в день Святой Троицы березок, чтобы потом сестры смогли сшить из них благоухающие подушечки. Игуменья, матушка Варвара, была очень довольна работой Калужан. За свои труды дети получили в награду возможность покататься на электромобиле. В монастыре была очень благодатная атмосфера а к паломникам из Калуги относились дружелюбно!

Сама территория монастыря утопает в цветах, в пруду плавают лебеди и утки (детям даже разрешали их кормить), а в кедровой роще гуляют павлины. После благодатных трудов паломники шли в монастырскую трапезу, где их кормили приготовленным с молитвами завтраком, обедом и ужином. Вообще паломников в монастыре кормят всего два раза в день: в обед и на ужин. Но наша группа была награждена матушкой Варварой за благодатный и усердный труд еще и завтраком. После обеда паломники отправлялись на экскурсии.

За эти дни калужане посетили храм в честь Михаила Архангела в г. Ярославле, где пребывают мощи Ярослава Мудрого. После разорения в годы богоборчества храм восстанавливается, и в нем идут работы по реставрации росписи. Детям и взрослым разрешили подняться на колокольню. Колокольня в храме Архангела Михаила очень высокая, поэтому с нее открывается прекрасный вид на Ярославль.

Прогулка по Ярославлю познакомила калужан с историей ярославского зодчества. Ярославские зодчие умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер. Первой в веренице прекрасных храмов, один за другим возводимых в городе, стала церковь Николы Надеина. Это сейчас, искаженная позднейшими перестройками, окруженная современными зданиями, она немного потерялась среди других памятников архитектуры. А в XVII веке первая каменная церковь на ярославском посаде производила огромное впечатление на современников. Следом за ней появился храм Рождества Христова в Ярославле украшенный изразцами, с уникальной надвратной церковью-колокольней. В середине столетия была возведена жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка. Она необычайно живописна, Асимметрично расположенные объемы храма строго уравновешены и пропорциональны. Сейчас церковь Ильи Пророка стоит в центре главной площади Ярославля. Эти храмы строились на средства богатых купцов. Позднее жители посада в своих приходах «в складчину» стали возводить каменные церкви. Так появились три храма вдоль берега Которосли – церковь Николы Рубленого, церковь Спаса на Городу и храм Архангела Михаила. Построенные в разное время, они образовали очень интересный и гармоничный ансамбль.

И взрослые, и дети отметили красоту и величественность Казанского женского монастыря. Мать Клавдия, которая оказалась близка и духом и родством к Калужской земле (ее бабушка проживала в Калуге, а сама она поддерживает связь с Казанским женским монастырем в Калуге), с радостью и улыбкой на лице встретила калужан и рассказала интереснейшую историю об основании монастыря. В период Смутного времени в мае 1609 года Ярославль выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. Эта победа в сознании ярославцев была связана с заступничеством Казанской иконы Божьей Матери. В честь иконы, спасшей город от захватчиков, в 1610 году была сооружена всем миром деревянная церковь Казанской Божией Матери вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге», «на болотце». Вскоре рядом с церковью поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления на месте нынешней площади Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря в Ярославле. Деревянными были все первые постройки монастыря, включая стены. Каменная церковь была сооружена только в 1649 году, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки монастыря, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был вновь отстроен. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне. Заново выстроили келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды соорудили новую, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1835 – 1838 годах был перестроен, а в 1845 году освящен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В монастыре существовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой за участие в Парижской выставке 1900 года были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов. Казанский монастырь в Ярославле славился церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор. После Ярославского восстания 1918 года монастырь был упразднен, все его имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где находились до его закрытия. Участь чудотворной иконы до сих пор низвестна. С 1919 г. — по 1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе был размещен Государственный архив Ярославской области. Спустя 80 лет в 1998 г. Казанский монастырь был открыт вновь. Сразу ему был передан новочудотворный список с Ярославской Казанской иконы, выполненный монахинями монастыря до его закрытия. С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских. С 2001 года в Казанском соборе начались богослужения. В 2002 году возродили старинный крестный ход с Казанской иконой Богородицы до города Тутаева. В настоящее время при монастыре существует также регентская школа, где обучают будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.

Но как же побывать в Ярославле и не прокатиться на теплоходе по Волге!.. Прямо от Толгского монастыря ведет тропинка к пристани. Прогулка по Волге привела всех в восторг. Спокойная гладь воды, мягкие волны у кормы теплохода…красота природы, которую даровал нам Господь! Но особая радость была у детей, ведь они получили возможность искупаться. В тот день вода в реке была теплой, и даже многие взрослые не удержались и решили искупаться вместе с детьми.

Еще одно из святых мест, которое посетили Калужане –на юге-востоке Ярославской области в 15 км от посёлка Петровск, расположенного на трассе Москва-Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново среди нескольких сохранившихся жилых домов возвышается на пригорке каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста, где нашел свою обитель Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России.

Его стройный белоснежный силуэт, будто птица, одиноко парит над бескрайним простором окрестных полей и лесов. Сюда едут паломники со всего света. Впервые добравшийся сюда не сразу понимает, чем привлекает стольких людей эта местность. И только окунувшись в неё, видит, что сама природа и окружающий пейзаж создают особое душевное состояние умиротворения, покоя и промыслительной заботы Творца о нас. Как драгоценный ковчег, сокровенный от суетного мира, хранит он великую православную святыню, одно из бесценных сокровищ России – Животворящий Крест Господень. Сотворён не руками человека, но Промыслом Божиим. Чудом сошедший с небес на землю.

В Годеново паломники приехали ближе к обеду, когда служба уже закончилась. Тем не перед чудотворным Распятием служился молебен. После моления и прославления Животворящего Креста открыли стеклянную дверцу, которая закрывает Крест, и все приложились к стопам Спасителя. В храме было прохладно, а Крест был теплым!!! Теплота была окутывающей, всеобъемлющей, всепроникающей…. Испросили в молитве благословения на дорогу обратно. Ответом был удивительный покой на душе.
«Будет вам по вере вашей», — говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается – по неверию.

Три дня прошли одухотворённо и благодатно. В последний вечер пребывания в монастыре калужане услышали слова благодарности, молитвенное напутствие и благословение игумении матушки Варвары и благословение самой Богородицы, приложившись на прощание к ее чудотворному образу.

Утром четвертого дня группа Калужан прибыла в Троице — Сергиеву лавру. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе прпп. Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы.

Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры — Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, и которым приехали поклониться калужане. В этот день Господь сподобил нас всех причаститься Его Святых Таин в святой обители.

По дороге домой взрослые и дети заехали в Покровский Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне. В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой, без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры.

Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского.

В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей. Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии, православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям; молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества; просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.

«Не похваляем его, как бы требующего похвал, но просим только, да помолится о нас сей истинный подражатель Христов».
/Пахомием Логофетом (1458-1471)/

Поклонившись родителям прп. Сергия, умиротворенные и наполненные духовной благодатью, автобус с паломниками взял курс на Калугу. Четыре дня пролетели как на одном дыхании. Калужане и потрудились во славу Божию, и помолились, и поклонились Святыням.

Слава Богу за все!

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Адрес: г. Ярославль, Толга

Как добраться: из Ярославля на 21 автобусе или 93 маршрутке до остановки «Толга».

Монастырь основан в августе 1314 года. Легенда гласит, что на месте сегодняшней монашеской обители святителю Тихону явилась икона Пресвятой Богородицы. Она очень почитаема и любима православным народом. Впервые икона замироточила в 1392 году и миро ее было целебным. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как чудотворную.

Среди почитаемых святынь в обители — частица ризы Господней, и мощи святых Косьмы и Дамиана, мощи святого Стефана Сербского, которые так же считаются чудотворными.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса, 44

тел: (4855) 7-43-69

Как добраться: с Ярославского автовокзала на рейсовом автобусе до Ростова (расписание можно узнать в справочной автовокзала, тел.: (4852) 44-18-37, стоимость билета от 51 рубля 30 копеек до 66 рублей.

Монастырь расположен на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро. Известно, что в этой обители молились Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II и Николай II.

В 1923 году монастырь был закрыт, и только в 1991 году в обители состоялась первая служба. С 1991 года в монастыре находятся святые мощи преподобного Авраамия Ростовского — просветителя края и родоначальника ростовского монашества, основатель первого монастыря в Северо-Восточной Руси. Также в обители пребывают мощи Святителя Димитрия Ростовского, написавшего Жития святых, которые читает каждый православный на протяжении веков.

Воскресенский собор

Адрес: Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Моторостроителей, д.13а

тел: (48533) 2-13-64

Как добраться: с Ярославского автовокзала на рейсовом автобусе до Тутаева (расписание можно узнать в справочной автовокзала по тел. (4852) 44-18-37), стоимость билета от 40 рублей 50 копеек до 51 рубля. Также до Тутаева можно доехать на маршрутке от магазина «Лотос-М» на ул. Волгоградской (Брагино).

Основан храм в 1652 году. Наиболее чтимой и любимой православным народом святыней Воскресенского собора является образ Спаса Нерукотворного. Размеры образа величественные: его высота около трех метров! Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами.

С 1989 года возобновилась старинная традиция совершать крестный ход с образом по Тутаеву: по левобережной и правобережной сторонам города. Множество горожан, паломников, туристов собирается на крестный ход.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

Казанский женский монастырь

Адрес: г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 19-а

тел: (4852) 72-59-10

Как добраться: в Ярославле на 9 троллейбусе, 8 или 33 автобусах до остановки «Первомайская».

Ярославский Казанский женский монастырь основан в 1610 года в память об избавлении города от 24-х дневной осады польских захватчиков. Главная икона монастыря Ярославская-Казанская Божья Матерь, явившейся источником многих чудес и исцелений, к сожалению, не сохранилась. В настоящее время святынями обители являются — чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители до революции 1917 года, и мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского.

Феодоровский кафедральный собор

Адрес: 150001 г. Ярославль, ул. М. Пролетаркая, д. 79

(4852) 45-05-80

Как добраться: В Ярославле на 19 или 19К автобусах, 2 трамвае или 87 маршрутке до остановки Федоровский собор.

В соборе хранятся мощи святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Константина, Василия, ярославских, которые считаются чудотворными. Они не раз помогали людям вылечиться от тяжелых недугов. На протяжении веков благоверные князья считаются небесными покровителями Ярославского края. Даже после своей праведной кончины они не оставили своего попечения о богоспасаемом граде Ярославле и его жителях. Святынями собора являются иконы Божией Матери: Феодоровская и Нечаянная радость.

Богоявленская церковь

Адрес: г. Ярославль, пл. Богоявления,12

тел: (4852) 72-56-23

Храм находится в совместном пользовании Ярославской епархии Русской Православной Церкви и Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Строилась церковь с 1684 по 1693 годы. Серьезный ущерб нанесло храму восстание в июле 1918 года. Церковная жизнь в храме закончилась в мае 1927 года, а возобновилась в сентябре 2000. Один из приделов храма был освещен в честь благоверных князей Василия и Константина, ярославских. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения: 8.30 — Божественная Литургия, 17.00 — Вечернее богослужение. Еженедельно совершается Молебное пение с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и малое освещение воды.

Крестобогородская церковь

Адрес: г. Ярославль, Московский Проспект, 161.

тел: (4852) 44-32-23, (4852) 44-01-99 тел./ факс (4852) 44-84-25

Как добраться: В Ярославле на 9 троллейбусе, 33, 41а, 104, 105 автобусах до остановки «Крестобогородская» (ул. Нефтяников)

Освещение этой церкви, тогда еще деревянного храма произошло в 1677 году. В 1760 построили каменный храм и часовню. На том месте, где митрополит Иона Сысоевич воздвиг деревянный крест дабы избавить Ярославль от бушевавшей в то время моровой язвы. Крест этот со святыми мощами Угодников Божиих хранится в храме до сих пор и почитается как одна из святынь Ярославля.

Богослужения в храме совершаются ежедневно. Начало утреннего богослужения в 8.00, а вечернего в 17.00. В воскресные и праздничные дни совершаются две Литургии: ранняя в 7.00, а поздняя- 9.00

Вознесенско-Благовещенский приход

Адрес: г. Ярославль, Волжская Набережная, 54

тел: (4852) 79-49-69

Как добраться: В Ярославле до остановки «Красная площадь» на 1, 8, 9 троллейбусах или до «Подбелки» на 5, 9 троллейбусах 4, 13, 16, 41, 41б автобусах и выйти на набережную.

Храм был реконструирован по проекту Андрея Михайловича Достоевского, брата известного русского писателя Федора Михайловича Достоевского.

Богослужения в храме начинаются на неделе в 8.00, в воскресенье в 8.30.Вечерние богослужения начинаются от Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы в 17.00, а далее до Пасхи в 16.00.Каждую среду в 17.30 совершается чтение акафиста Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому чудотворцу.

Сретенский храм

Адрес: г. Ярославль, Депутатский пер., д. 4.

тел: (4852) 30-53-93, 30-91-27

Как добраться: В Ярославле на 9 троллейбусе или 33 и 42 автобусах до остановки «Первомайская»; на 8 троллейбусе, 18 и 44 автобусах, 51 и 78 маршрутках до остановки «Торговый пер.» или на 5, 9 троллейбусах, 8, 33, 42 автобусах, 71, 73, 76, 80, 94, 96, 97 маршрутках до остановки «Богоявленская пл».

Храм Сретения Господня построен в конце 17 века. Его называют сердцем города. В 1929 г. храм был закрыт. В 1930 г. – переоборудован под клуб. В 1931 году было принято решение взорвать храм, которое, к счастью, не было исполнено. В советское время в храме находились склад, пекарня, швейный цех.

Только в 1994 году храм был возвращен верующим в плачевном состоянии. В настоящее время ведутся работы храм предполагается расписать. Уже полностью готов проект. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского один из приделов храма будет посвящен блаженной Матроне Московской.

Богослужения в храме совершаются ежедневно: утром и вечером.

Церковь Ильи Пророка

Адрес: г. Ярославль, Советская пл. 1

Как добраться: В Ярославле до остановки «Первомайская» на 9-ом троллейбусе или до «Красной площади» на 1, 8, 9 троллейбусах.

Храм имеет пять престолов, главный из них – Пророка Илии. Церковь Илии Пророка построена в 1650 году по заказу Ярославских «торговых людей» братьев Скрипиных. В 1899-1904 г.г. церковь была отреставрирована на средства Ивана Александровича Вахромеева. В 1918 году она пострадала от артобстрела. В 1930 году храм использовался как складское помещение, а затем как антирелигиозный музей.

С 1991 года собор находится в совместном использовании Ярославской Епархии Русской Православной Церкви и музея.

Службы совершаются в летней период от Троицы до Покрова каждый воскресный день и в дни больших праздников.

Церковь святителя Леонтия

Адрес: г. Ярославль, ул. Угличская, д. 33.

тел: (4852) 51-75-78

Как добраться: В Ярославле на 8 автобусе до остановки «Госпиталь»

Главный предел церкви освящен в честь Святителя Леонтия Ростовского. Левый предел храма посвящен памяти девяти Кизических мучеников. Под храмом святителя Леонтия был похоронен ныне прославленный угодник Божий Святитель Агафангел, Митрополит Ярославский. В храме находятся: икона с частицей мощей Преподобного Амвросия Оптинского и икона с частицей мощей святого Агафангела Митрополита Ярославского.

Богослужения в храме совершаются ежедневно утром и вечером. Утром начало Божественной Литургии в 8.00, вечернее Богослужение совершается в 17.00.

Михаило-Архангельский храм

Aдрес: г.Ярославль, ул.Первомайская, 67

тел: (4852) 72-78-43

Как добраться: В Ярославле на 9 троллейбусе или 33 и 42 автобусах до остановки «Первомайская»; на 8 троллейбусе, 18 и 44 автобусах, 51 и 78 маршрутках до остановки «Торговый пер.» или на 5, 9 троллейбусах, 8, 33, 42 автобусах, 71, 73, 76, 80, 94, 96, 97 маршрутках до остановки «Богоявленская пл».

Храм имеет три престола. Главный — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Второй престол (зимний храм) — Благовещения Пресвятой Богородицы. И третий престол (предел) — Святых преподобных Зосимы и Соватия Соловецких чудотворцев. Службы совершаются ежедневно.

Церковь Никиты мученика

Адрес: г.Ярославль, ул.Салтыкова-Щедрина, д.32/49

тел: (4852) 72-77-22

Как добраться: в Ярославле на 1, 7 трамвае до остановки: «пл. Труда» или «Чайковского»

Храм находится в состоянии восстановления. На его территории со II половины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов. Летний был освящен в честь праздника Сретения Господня и имел боковой придел в честь святого великомученика Никиты, а зимний в честь Архистратига Божьего Михаила с боковым приделом в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

После закрытия храмов в 30-х годах Зимний храм был разрушен, а летний перестроен. В 1998 г. храм был передан верующим. Здание храма было значительно перестроено и частично разрушено, поэтому до настоящего времени в храме идут восстановительные работы. Службы проходят в 1/3 храма, отгороженной от остальной части временной кирпичной перегородкой. Богослужение совершается по воскресениям и праздничным дням.

Церковь Николы на Меленках

Адрес: г.Ярославль, ул.Стачек, 60-а

тел: (4852) 32-64-24

Как добраться: На 2 трамвае или 3, 19 автобусах до остановки Комсомольская площадь.

На правом берегу реки Которосль, около фабрики «Красный Перекоп» возвышаются три каменных храма Николо-Меленского прихода: холодный во имя святого Николая чудотворца, теплый во имя Успения Пресвятой Богородицы и вновь сооруженный во имя преподобного Иоанна Сопосника, святого Архангела Гавриила и преподобного мученика Андрея Критского. На месте ныне существующих храмов раньше был Николо-Сковородский мужской монастырь. Здесь жил когда -то юродивый Илия. Днем он бегал по Ярославлю едва ли не нагой и переносил самые жестокие морозы, а на ночь уходил в клеть Николо-Сковородского монастыря, где проводил время в молитве. По преданию, 10 июня 1658 г. Илия пришел к церкви Рождества Спаса, усердно молился, плакал неутешно и громко возгласил: «Жарко, жарко!» — на следующий день в Ярославле был сильный пожар. В городе сгорело 29 церквей, 1500 домов и погибло много людей.

Храм Николы Мокрого (летний)

Адрес: г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 1

тел: (4852) 91-55-33

Как добраться: В Ярославле на 1, 3 или 7 трамвае до остановки «ул. Чайковского»

Приход состоит из двух храмов. Первый — холодный пятиглавый храм Святого Николая Чудотворца с колокольней построен на месте прежнего деревянного в 1665 году. На правой стороне паперти, в башне с шатровым верхом, устроен придел во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, на левой, в такой же башне — во имя Святой Великомученицы Варвары.

С 1930 года храм использовался как складское помещение. В частности, в нем хранились книги «классиков» марксизма-ленинизма. В 1992 году храм был возвращен Ярославской епархии.

Второй храм прихода- теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Находится она к югу от Никольского храма. Время ее постройки-1686 год.

Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе

Адрес: г. Ярославль, ул. Базарная, 56

тел: (4852) 30-44-23

Как добраться: На 5, 9 троллейбусах; 13, 16, 33, 41, 41б до остановки «Выемка» и на автобусах 4 и 4к до остановки ул. Мельничная.

В1257 году 16 июля при вторжении татарского отряда князь Константин дал отпор и вместе со своей дружиной погиб на месте боя. С этого времени это место называется Тугова гора, что означает тужить и печалиться. Вскоре на горе построили этот храм. Одна из самых чтимых икон храма является икона святых благоверных князей Василия и Константина. Литургия в храме совершается в воскресные и праздничные дни, в среду, пятницу и субботу, с вечерними богослужениями накануне. В осенне-зимний период по пятницам в 16.00 читается акафист святой великомученице Параскеве Пятницы.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Адрес: г.Ярославль, ул. Зеленцовская, 25 (Петропавловский парк)

тел: (4852) 32-64-54

Как добраться: В Ярославле на 2 трамвае и на автобусах 3, 7, 19 и 19К или на 85 маршрутке до остановки: «ул. Зеленцовкая».

Памятным захоронением храма является Надгробие основателя Ярославской Большой мануфактуры Ивана Максимовича Затрапезного. Теплая Церковь во имя Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы (святые покровители семьи Затрапезновых) на первом этаже с главным престолом храма была построена и освящена в 1742 году. А в 1744 году был достроен летний храм и освящен Митрополитом Ростовским Арсением.

Богослужение совершается в пятницу, субботу и в воскресение двунадесятые и иные праздничные дни. Начало литургии в 8.00, вечерня в 16.00.

Храм Димитрия Солунского (летний), Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (зимняя)

Адрес: г.Яроославль, ул.Большая Октябрьская, 41

тел: (4852) 32-81-52

Как добраться: В Ярославле на 1, 2, 3, 7 трамваях до остановки «Мукомольный переулок»

Основание этого прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма Великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. К концу XVI века на приходе было уже две деревянные церкви: летняя и зимняя. В 1671-1673 годах на месте деревянного храма бал возведен каменный с центральным пределом, посвященным Смоленской иконе Божией Матери. В 1748 году рядом с этим храмом был возведен зимний каменный храм Похвалы Пресвятой Богородицы.

Богослужения в храме Похвалы Пресвятой Богородицы совершаются ежедневно: вечернее начинается в 17.00, Божественная Литургия по будням в 8.00; в воскресные дни и дни двунадесятых праздников ранняя Литургия в 6.15, поздняя 9.00.

Свято-Тихоновский храм (временная церковь во имя иконы П. Б.»Нечаянная Радость»)

Адрес: г. Ярославль, ул. Панина

тел: (4852) 97-72-54

Как добраться: В Ярославле на 7, 8 троллейбусах, 8, 10, 11,18, 42, автобусы до остановки «ул. Панина»

В настоящее время храм в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в стадии строительства. Строительство ведется на народные деньги. К 1000-летию Ярославля планируется его завершить.

В начале девяностых годов духовенством Ярославской епархии было принято решение о строительстве здесь православного храма в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Сначала появился в районе временный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Авторы проекта известный архитектор Вячеслав Ижиков, спроектировавший в Переславле недавно возведенный Никольский собор, и настоятель Свято-Тихоновского храма священник Михаил Смирнов.

Спасская церковь

Адрес: Ярославль, поселок Иваньково, ул. 4-я Иваньковская, 54

тел: (4852) 55-94-84

Как добраться: в Ярославле на 4 троллейбусе, 6, 11 автобусах или на 51, 90 или 96 маршрутке до остановки «3-я больница», находиться на правом берегу реки Волги напротив Толгского монастыря.

До наших дней дошло предание о том, что одному из монахов Толгской обители Матерь Божия повелела выстроить храм Иисусу Христу на том месте, где чудесным образом святитель Тихон в 1314 остановился на ночлег и именно с этого места перебрался через Волгу, где была обретена икона Толгской Божией Матери. В 1779 году напротив Толгского мужского монастыря, на правом берегу реки Волги, на средства жителей села Иваньково был выстроен каменный храм Спаса Нерукотворного Образа (с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

Храм открыт для прихожан ежедневно с 8.00 и до 21.00.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, имеется библиотека. В непосредственной близости от храма находится родник с кристально чистой природной водой. Здесь ежегодно в праздники Крещения Господня и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» совершается чин освящения воды.

Благовещенская церковь

Адрес: г.Ярославль, ул. Перевальская, 14-а

тел: (4852) 57-94-13

Как добраться: на 6 и 10 автобусах или 96 маршрутке до остановки «Краснохолмская»

Церковь построена в 1765 году. В 1937 году была закрыта властями. Службы возобновились в 1995. Храм имеет три престола. Первый во имя Благовещения Божией Матери, второй — во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и третий во имя Великомученика Георгия Победоносца. Чтимая икона церкви — Божией Матери Всех Скорбящих Радостей.

Богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни.

Tроицкая церковь

Адрес: 150019, г. Ярославль, ул. Пекарская, д. 1.

тел.: (4852) 54-41-41

Как добраться: в Ярославле на 6 и 10 автобусе или 96 маршрутке до остановки «р. Нора»

Официальное название церкви — Троицкая, а в народе ее называют — Никольская, так как старый деревянный храм, по приданию существовавший еще со времен татарского нашествия, был в честь Святого Николая Чудотворца. Ныне церковь каменная, построена на иждивения прихожан около 1745 года, с того времени трижды подвергалась капитальной перестройке, последняя перестройка была в 1896 году.

Богослужения в храме совершаются в субботние и воскресные дни, а также праздничные и памятные дни.

Церковь Архангела Михаила

Адрес: г. Ярославль, 2-й Краснохолмский пер. (пос. Норское)

тел: (4852) 55-56-31

Как добраться: В Ярославле на 6, 10 автобусах или 96 маршрутке до остановки «Kраснохолмская»

Одной из святынь храма является камень с нерукотворным изображением шестиконечного креста. Первое упоминание о храме датировано 1637 годом. Каменный храм построен на месте сгоревшего деревянного храма в 1748 г. Храм никогда не закрывался. В настоящее время исследуются документальные материалы по истории храма. Он наполнен активной литургической жизнью, кроме субботних и воскресных дней богослужения совершаются три-четыре дня на неделе. Практикой стало совершение крестных ходов по Норскому посаду, а так же проведение катехизаторских бесед.

Храм Зосимы и Савватия в Тверицах (Софии Премудрости Божией)

Адрес: г.Ярославль, Тверицкая наб.,15

тел: (4852) 74-34-94

Как добраться: в Ярославле на 22, 23, 30, 33 автобусах до остановки «Дачная»

В состав прихода входит Храм Софии-Премудрости Божией и Часовня Зосимы и Савватия. Храм построен в 1766 году, Часовня построена на месте бывшей церковной сторожки и освящена 24 мая 2002 года. Здание храма Софии — Премудрости Божией было передано приходу Зосимы и Савватия также в мае 2002 года. Литургия здесь совершается в 9.00. Вечернее богослужение в 17.00. В субботу в 15.30 совершается служба с чтением акафиста перед иконой Божией Матери Всецарица.

Храм Спаса на Городу

Адрес: г. Ярославль, ул. Почтовая, 3

тел: (4852) 54-18-61

Как добраться: В Ярославле на 9 троллейбусе или 33 и 42 автобусах до остановки «Первомайская»; на 8 троллейбусе, 18 и 44 автобусах, 51 и 78 маршрутках до остановки «Торговый пер.» или на 5, 9 троллейбусах, 8, 33, 42 автобусах, 71, 73, 76, 80, 94, 96, 97 маршрутках до остановки «Богоявленская пл».

Известно, что на месте нынешнего храма существовала деревянная церковь Спаса Преображения еще во времена ярославских удельных князей. Церковь была приходской и располагалась на «городском торгу», отчего получила название «Спас на Городу». В «великий пожар» 1658 года деревянная церковь сгорела. В 1672 году была построена каменный храм на средства прихода. Росписи интерьеров храма были выполнены в 1693 года ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Храм является замечательным образцом Ярославского храмового зодчества 2-ой половины XVII века. В этом храме пребывает икона Божией Матери Ярославская. Последняя несколько лет назад была найдена в селе Петровском под Ростовом, но потом увезена в Санкт-Петербург. И вот недавно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы была подарена Ярославской епархией.

Начинающему паломнику на заметку

Не ради поиска наживы, праздничных развлечений или красот пейзажа покидал паломник порог своего родного дома. Душа его стремилась к святым камням Палестины, этим безмолвным свидетелям земной жизни Спасителя. Так было раньше, так происходит до сих пор. Только паломнические маршруты значительно расширился, как и смысл самого слова- паломничество. Паломничают теперь ко всем местам, считающимися святыми и благодатными. Ярославский край в этом плане удивительный уголок русской святости. Здесь есть что посмотреть, есть чему удивиться, есть возможность почтить и поклониться великим угодникам Божиим. В любом монастыре Ярославской епархии встретят Вас тепло и радушно. Могут рассказать о всех святынях и истории обители. В Ярославле удивительные по своей красоте храмы, которые никого не могут оставить равнодушными, которые во всей своей полноте хранят дух ушедших эпох. Если Вы еще не решили куда отправиться паломничать – приезжайте.

В паломничестве главное чтобы ваша душа стремилась к Нему. Приготовьтесь к покаянию и причащению: возьмите с собой молитвослов, подумайте о своих грехах. Запланируйте пост в дороге, позаботьтесь о соответствующих продуктах. Можете проделать часть пути пешком, но в меру сил. Женщины должны обязательно взять с собой платок и при входе в храм повязать его на голову, мужчинам же, наоборот, головные уборы перед входом надо снимать.

Если вы хотите привести с собой домой святую воду, позаботьтесь о сосуде для нее заранее – на месте найти, как правило, непросто. Для этого подойдет обычная пластиковая бутылка, но дома святую воду лучше перелить в стеклянный сосуд. Обычно каждая церковь посвящена какому-нибудь святому. Так что там обязательно будут освященные иконки с изображением своего святого. Стоят они недорого – начиная 10-15 рублей. В монастырях, жертвуя на нужды церкви деньги, можно получить из рук монахов освященный хлеб – сухарики, который считается богоугодной пищей.

Старинный город, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо», насчитывает около 780 исторических памятников. Обойти все невозможно, но среди главных достопримечательностей города рекомендуется посмотреть следующие церкви и храмы Ярославля.

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор. Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».
Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку. Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.
Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль. Ориентировочная цена входного билета составляет 180 руб. для взрослых, 70 руб. школьникам, пенсионерам,100 руб. студентам.

Ярославская церковь Ильи Пророка

Яркие зелёные купола, ажурная колокольня, белоснежные стены церкви, расположенной в центре города, с первого взгляда привлекает внимание. Решение о строительстве Православного храма, ставшего шедевром храмового зодчества на Руси, было принято Ярославом Мудрым одновременно с закладкой города. Современное каменное здание существует с 1650 года. Наружные стены церкви украшены орнаментом из резного кирпича, изразцами, полихромной росписью.
Интересный внутренний интерьер церкви состоит из огромного числа сюжетных изображений (клейм), орнаментов, бытовых сцен. Для его создания пригласили лучших мастеров, выполняющих фрески, иконописцев того времени. Впервые в церквях города купол украшен изображением триединого бога, символизирующего «Отечество», а не Вседержителя. В храме находятся пять красивых иконостасов, моленные места царя, патриарха, привезённые из другой церкви. Церковь считают жемчужиной ярославской школы зодчества.
Знаменитый памятник христианской веры находится на Советской площади, 7, в центре города. Несколько улиц в виде лучей начинаются рядом с храмом. Приехать сюда можно на городском автобусном маршруте № 99, идущем с площади Ярославль — Главный. Посетить храм можно с 10 до 18 часов ежедневно, кроме среды.

Храм Николы Мокрого


В ансамбль типичного посадского храма входят холодная пятиглавая церковь и тёплый одноглавый храм, возведённый во имя иконы Тихвинской Богоматери в 1686 году. Стены церквей были украшены полихромными изразцами, ажурными наличниками, разноцветной керамикой. Лучше всего сохранился южный притвор. Таких украшений ни в одном храме города нет.
Над оформлением внутреннего интерьера работали местные мастера, используя интересные приёмы клеевой техники живописи, известной под названием Николо мокринская роспись. Памятником прикладного декоративного искусства считается кованая решётка паперти, выполненная в XVII столетии. Открыт храм после передачи верующим в 1992 году. Сейчас в нём проходят праздничные богослужения.
Находится храм по адресу ул. Чайковского (прежнее название Любимская),1.

Церковь Андрея Критского


Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.
В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.
Находится храм по адресу ул. Стачек, 58.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы


Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.
Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа. Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры. Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.

Церковь Богоявления

Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески. Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.
Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых. Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.

Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери. Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.
Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой. Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Находится собор по адресу Большая Федоровская улица, 72.

Церковь Спаса Преображения на Городу


Или иначе Церковь происхождения Честных Древ Креста Господня. Первой церковью, стоящей в исторической части Ярославля, на границе Рубленого города была деревянной. Каменный собор здесь появился в 1672 году. Сначала это был вариант холодной церкви, но постепенно строились новые тёплые приделы с красивыми шатровыми завершениями. В церкви хранятся ценные святыни, например, фрески с образом Спаса Всемилостивого, частицы мощей Святого Угодника. Икона Пресвятой Богородицы, называемая «Умягчение злых сердец».

Икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, хранящихся в интересном Ковчеге на алтаре храма. Образ «Всех Святых», созданный к празднованию тысячелетия рождения Ярославля. Он является единственным в городе. При церкви функционируют воскресные школы взрослых, детей. Еженедельно проходят богослужения. Находится церковь на улице Почтовая, 3.

Успенский собор

Красивый памятник зодчества на Руси считается одним из самых древних каменных соборов Ярославля. Он был заложен в 1215 году, освящён в 1219 году. В первоначальном виде собор простоял до пожара 1501, уничтожившего храм. При разборе руин храма после пожара были обнаружены мощи ярославских князей, живших в XIII столетии (Василия и Константина Всеволодовичей).
Сейчас это главная реликвия восстановленного собора. Ежедневно в соборе проходят богослужения. Божественная литургия проходит в праздничные, воскресные дни дважды. В 7.0 и 9.30 часов утра. Находится церковь на Которосльной набережной,2.

13 мая (н.ст.)

Тропарь святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского
глас 8
Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.
Кондак святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского
глас 8
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.
Молитва святителю Игнатию Брянчанинову
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Епископ Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 (17) февраля 1807 — 30 апреля (11 мая) 1867) — епископ Православной Российской Церкви. Богослов, ученый и проповедник.

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (30 апреля 1867) он отдал работе над духовными сочинениями.

Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6—9 июня 1988). Память — 30 апреля по юлианскому календарю. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле.

Весной 2014 года в московском Новоспасском монастыре пребывал чтимый список с чудотворной Толгской иконы Божией Матери. За три недели эта святыня из Толгской обители стала мне так дорога, что расставаться с ней было очень грустно. Толгский монастырь — где это? В Ярославле. Один из древнейших и красивейших городов Центральной России. Часть знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо». Город, славящийся своими монастырями и многочисленными храмами. Город, давший Русской Православной Церкви замечательных святых. Я еду в Ярославль!
Раннее утро. Ярославский вокзал. Скорый поезд «Москва-Ярославль» отправляется. Ехать предстоит три с половиной часа. Вагон сидячий, комфортный, чистый. Тихо, спокойно, вежливые проводницы. Нам с мужем достались два места при входе — с большими окнами, и по дороге мы наслаждались прекрасными весенними пейзажами. Проехали Хотьковский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру с золотящимися куполами. Дорогие сердцу места…
Солнечный майский день. За окном мелькают расцветающие деревья, тихие озёра, маленькие сельские храмы. Рощи, леса. Недалеко от железной дороги взлетела какая-то хищная птица, поднималась с земли тяжеловато — похоже, с добычей.
Наш поезд едет быстро. Остановка лишь одна — в Ростове Великом. Только засияли золотые ростовские купола, а уже через 45 минут мы прибываем в Ярославль.
От железнодорожного вокзала идём в центр по улице Свободы. Можно, конечно, доехать автобусом или маршруткой, но если есть время, лучше пройти пешком, чтобы посмотреть город. Сразу замечаем, что Ярославль довольно чистый и уютный. И дороги (боль российских провинциальных городов!) здесь, в Ярославле, очень даже неплохие.
По пути, на улице Свободы, 44, заходим в первый встретившийся нам храм — Сретения Господня, 1785 года. Рядом — восстанавливающийся храм Вознесения Господня XVII века. Обе церкви были закрыты в 1929 году, и в советское время там располагались склад, клуб, библиотека. Несколько лет назад комплекс церквей был возвращён приходу, и теперь активно ведётся реставрация. Пока помолиться можно только в Сретенском храме.
Идём в центр города. Куда ни посмотришь, справа и слева, — купола храмов. Но не все церкви действующие: где-то ещё располагаются музеи. Несколько храмов находится в совместном использовании Русской Православной Церкви и музеев.
Центральная часть города довольно ухоженная, выглядит как на картинке. Увидев в Депутатском переулке узорчатый, нарядный храм в русском стиле, мы заходим внутрь. Эта церковь, тоже во имя Сретения Господня, была построена в 1685 году на средства ярославского купца Павла Денисовского, впоследствии перестраивалась. Храм был закрыт в 1929 году. Возвращён Церкви в 1994 году и отреставрирован.
Храм довольно просторный. Икон много. Интересные образы Божией Матери старого письма — Казанская и Тихвинская, а из новонаписанных — замечательного греческого святого преподобного Арсения Каппадокийского. Есть несколько икон с частицами мощей — святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святителя Игнатия (Брянчанинова) и местных, ярославских, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Рабочий день, но в храме вовсе не пусто, люди заходят помолиться, поставить свечи, заказать требы. Практически как в Москве.
По пути к гостинице мы проходим по набережной реки Которосли мимо Спасо-Преображенского монастыря. Там находится древнейший храм и древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней, — Спасо-Преображенский Собор. Он был заложен ещё в начале XIII века, но пострадал от пожара 1501 года. Нынешнее здание собора датируется 1506-1516 годами. Здесь, на территории бывшего Спаса-Преображенского монастыря, сохранились самые древние ярославские фрески 60-х годов XVI века. В подклете собора располагалась княжеская усыпальница. При Екатерине II Спасо-Преображенский монастырь был упразднён, а собор — преобразован в Архиерейский дом. В этом доме в конце XIX века была обретена чудотворная Печерская (Ярославская) икона Пресвятой Богородицы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, с крупным собранием икон. Но у нас время ограничено, и поход в музей в нашу сегодняшнюю программу не входит.
Немного отдохнув в гостинице, спешим на Толгу. Путь неблизкий, но лучше отправиться туда сегодня. Благо, погода не дождливая, располагает к дальнему путешествию и фотосъёмке. На Красной площади (совсем как в Москве!) садимся на автобус. Кондуктор скупо объясняет маршрут: » не доходит. Надо ещё пройти. Я вам скажу». Автобус провозит нас по городу: я всё жду, когда же будем переезжать мост через Волгу. Заводы, ещё какие-то промышленные здания… Наконец, мы переезжаем мост и оказываемся в заволжской части.
Дорога ведёт к Толгоболю. От Красной площади едем почти полчаса. Женщина с соседнего сиденья опережает кондуктора: «Вам в Толгу? Сейчас выходить. К монастырю вон туда, можно и «срезать» путь по тропинке». Добрая душа! Сколько разных людей советом помогало нам в путешествиях — и здесь, в Ярославле, и в других городах!
Последовав совету, мы находим тропинку и действительно «срезаем» часть пути к монастырю. Пересекаем узкую железнодорожную колею. Идём по гальке: дорога к монастырю сейчас ремонтируется. Минут через пятнадцать выходим к зелёному забору с указателем «Вход в монастырь». Территория у Толгской обители (с многочисленными хозяйственными постройками) довольно большая. Вход — через крыльцо, где дежурит одна из сестёр. Здесь оплачивается фото- и видеосъёмка на территории монастыря. Теперь мы можем свободно фотографировать: когда ещё попадём на Толгу?! Останутся лишь впечатления и фотографии.
До монастырской стены по прилегающей территории идти ещё минут десять. Здесь активно ведутся строительные работы, ездят машины, трактор. Недалеко — большие теплицы. В общем, масштабное монастырское хозяйство. Наконец, мы оказываемся у входа на основную территорию обители. Белые монастырские стены. Над воротами — яркие, тонко выполненные мозаичные изображения: сверху — крест, под ним — образ «Спас Нерукотворный», а справа и слева от Спасителя — Архангелы. Под мозаикой — красочное «ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ» в обрамлении трогательных, по-детски непосредственных воробушков. Воистину Воскресе!
Вот мы, наконец, в древней обители. Её история началась ещё в 1314 году после чудесного обретения здесь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Образ явился ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону), возвращавшемуся с Белого озера, во время ночлега близ небольшой реки Толги, притока Волги (отсюда и название иконы). В полночь святитель пробудился от сна и увидел на противоположном берегу Волги огненный столп и чудесный мост через реку. Перейдя мост и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел стоящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы и со слезами помолился перед ней. На следующий день икону обрели стоящей на земле среди деревьев. На месте её явления всем миром за один день (!) построили деревянный храм. Святитель собственными руками сёк лес, очищая место для строительства. Церковь была освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и основан мужской монастырь.
В течение столетий обитель на Толге обустраивалась и развивалась. Особым благолепием монастырь отличался в начале XX века. Это было место притяжения многочисленных паломников, особенно в праздник Толгской иконы, т.н. Толгин день (8 августа по старому стилю).
В 1918 году большевики изъяли все ценности у обители, но ей удалось продержаться до 1928 года. После закрытия монастыря наступило печальное время. Сооружения обители использовались под жильё. В одном из храмов был устроен клуб, на первом этаже колокольни — магазин. А потом на Толге поселили исправительную колонию для малолетних преступников. И храмы, и другие монастырские сооружения постепенно разрушались. А дачники буквально разбирали стены по кирпичам.
В брошюре, изданной Толгским монастырём, можно увидеть фотографии разорённой обители. И — уже восстанавливающейся после передачи монастыря Русской Православной Церкви в 1987 году: сёстры (обитель возрождалась как женская) восстанавливают стены. Уму непостижимо, какая работа здесь была проделана! Сегодняшний Толгский монастырь сияет как райский уголок. Дух захватывает от величественного пейзажа!
На территории монастыря четыре старых храма — белокаменные, с зелёными кровлями, золотыми и зелёными куполами. Самый древний — Крестовоздвиженский, построенный в 1625 году на средства царя Михаила Феодоровича Романова. Самый декоративный — Спасский, в стиле барокко, с девятью главами. (Пятый, новый, храм во имя великомученицы Варвары был устроен в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма в 2006 году). Белая трёхъярусная звонница 80-х годов XVII века вместе с крестом достигает высоты 60 м. К концу XIX века относится часовня над местом захоронения убиенных поляками в 1609 году толгских иноков.
Перед закрытием церковной лавки мы успеваем купить иконы. И перед началом всенощного бдения оказываемся в Крестовоздвиженском храме: именно там находятся главные местные святыни — чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы и мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского.
Толгская икона вплоть до недавнего времени находилась в ярославском музее. Образ был изъят большевиками, как и другие ценности обители, и торжественно возвращён Церкви в 2003 году. Сегодня икона находится в одностолпной палате в западной части Крестовоздвиженского храма и вставлена в специальный киот с бронированным стеклом.
Подхожу к этой святыне с внутренним трепетом — сразу чувствуется, какой намоленный образ. Сколько столетий к Толгской иконе прибегали за помощью в самых разных обстоятельствах и получали просимое! В 1657 году чудотворный образ был принесен в Ярославль, более двух месяцев страдавший от засухи, и горожане от всего сердца молились о дожде. Сразу после окончания молебна пошёл сильный дождь! Дождливо было три дня. Заступничеством Божией Матери засуха прекратилась.
Здесь, на Толге, молились и простые крестьяне, и царственные особы. В начале XVI века перед чудотворным образом исцелился от болезни ног царь Иоанн Грозный. В благодарность он пожертвовал сюда богато украшенную икону Спаса Нерукотворного и повелел построить в обители первый каменный храм. В 1913 году у Толгской иконы молился Царь-страстотерпец Николай II со своим семейством. Дважды приезжала в монастырь Великая Княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.
Рядом с чудотворным образом находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Здесь, в одностолпной палате, ещё много почитаемых икон. Есть также святыни из Иерусалима. Помолившись перед ними, мы спешим в среднюю часть храма: скоро начнётся всенощное бдение.
Справа, за клиросом, в раке под нарядной позлащённой сенью почивают святые мощи епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова), подвижника, аскета, покровителя современного монашества. Мыслителя и духовного писателя, автора «Аскетических опытов», «Отечника», «Приношения современному монашеству» и других трудов, на которых воспитывалось не одно поколение православных христиан. А ещё и врачевателя: уже будучи на покое, епископ лечил больных гомеопатией.
Святитель Игнатий был похоронен в Николо-Бабаевском монастыре (ныне это Ярославская область), где провёл последние годы жизни. Когда в 1988 году были обретены его святые мощи, Николо-Бабаевская обитель ещё не была передана Русской Православной Церкви. Поэтому решено было отдать мощи в соседний Толгский монастырь. Кстати, здесь, на Толге, святитель при жизни побывал однажды — в 1862 году.
Кроме раки с мощами епископа Игнатия, в средней части Крестовоздвиженского храма находится множество святынь. Иконы и ковчеги с частицами мощей — от самых известных святых (святителя Николая чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, святой блаженной Матроны Московской) до мало известных в России (например, кипрских святых). А в одном из мощевиков я увидела часть земли с могилы почитаемого мною святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В день нашего пребывания на Толге праздновалась память другого евангелиста — апостола Матфея, и к частице его мощей тоже можно было приложиться здесь, в храме. А у солеи я обнаружила тот самый Толгский образ (список с чудотворного), который пребывал у нас в Москве.
Начинается всенощное бдение. Сёстры собрались на службу. Пение строгое, монашеское, настраивающее на углублённую, сосредоточенную молитву. Как хорошо здесь молиться! Уходить очень не хочется, но стоять до конца мы не можем: будет уже поздно, а обратный путь неблизкий.
Выходим из храма. В будний день вечером на территории обители пустынно, паломников почти нет, а сёстры, в основном, в храме. Ещё есть время полюбоваться прекрасным пейзажем. Ели, зеленеющие берёзы. Аллейки с изящными чёрными коваными оградами. На большом пруду плавают чёрные лебеди. Летают чайки. Я замечаю чайку и на цветочной клумбе. Какая чудесная скульптура! Но чайка, оказалось, живая: сидит и отдыхает в тишине.
Вдалеке, за забором, можно разглядеть хвойные деревья. Это знаменитая кедровая роща: в конце XVI века братия монастыря закупила саженцы кедра сибирской породы и высадила их на том месте, где после большого пожара целой и невредимой была обретена чудотворная Толгская икона. Над одной из дверей храма мы заметили сень с маленькой скульптурой летящего ангела. Всё здесь, в обители, выполнено тонко, изящно, благоговейно. И всё настраивает на душевную сосредоточенность и тихую молитву. Это особое ощущение мне проще передать в поэтической форме:
Пусть мирские останутся битвы
За большой монастырской стеной.
Призывает обитель к молитве,
Чтобы в сердце вселился покой.
Здесь и легче, и глубже, и тоньше
Собеседует с Небом душа.
И под сению кедровой рощи
Жить решает, лишь Богом дыша*.
Очень холодно. С Волги дует сильный, пронизывающий ветер. Но душа здесь, в удивительном уголке земли, обретает какую-то таинственную сосредоточенность. Ах, как бы не расплескать это чувство, покидая монастырь!
Пора уходить. Что же — прощай, Толга? Нет! Спустя два месяца после поездки, когда я пишу эти строки, я отчётливо понимаю, что Толга маленькой священной частичкой осталась в моём сердце.
————————————
*Стихи автора
(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *