Явление Христа картина

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.


«Явление Христа народу». 1837—1857 года. А. Иванов (кликабельно)
Над созданием главного шедевра всей своей жизни Иванов трудился двадцать лет.
С одиннадцати лет Александр Иванов учился живописи в Императорской Академии художеств. За успехи в рисовании, в разные годы, был награжден серебряной и золотыми медалями, и отправлен в Италию на четырехлетнюю стажировку. Стажировка затянулась на тридцать три года.


А. А. Иванов
По прибытию в Рим художник приступает к копированию фрески Микеланджело «Сотворение мира” и начинает увлекаться религиозной темой. В это же время Иванова посещает идея создать грандиозное полотно на евангельский сюжет, а именно «Явление Христа народу”.
Но, за «Явление” художник принялся не сразу. Сперва потренировался на картине поменьше. В 1834 Иванов закончил «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”, за эту работу художник получил звание академика. Успех укрепил желание взяться за масштабное произведение, в котором Мессия является народу и для народа это самый важный переломный момент в истории.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 . А. Иванов.
Работа началась и длилась двадцать лет. Одна лишь подготовка заняла три года. Иванов с педантичной точностью изучил Евангелие, чтобы не упустить важных деталей. В поисках подходящих иудейских образов посетил множество храмов и синагог, где часами наблюдал за верующими. Ехать в Палестину за правильным пейзажем денег не было, пришлось исколесить половину Италии.

Наброски для изображения Христа. А. Иванов
В погоне за идеалом художник создал шестьсот набросков. Переписывая вновь и вновь картину, Иванов составлял персонажей трепетно, по кусочкам; для изображения лица Спасителя художник позаимствовал образ у статуй античных богов.

Наброски для изображения Христа. А. Иванов
В Риме художник поддерживал отношения с близким другом Николаем Васильевичем Гоголем и часто общался с ним о религии. Николай Васильевич был человеком набожным и всегда мог составить компанию в тематической беседе. В итоге Иванов изобразил друга на картине; Гоголь в красной одежде, стоит недалеко от Христа.

Портрет Гоголя на картине «Явление Христа народу»
О себе Иванов тоже не забыл; автопортрет художника можно разглядеть в старце с посохом, который стоит недалеко от Иоанна Крестителя.

Автопортрет художника на картине «Явление Христа народу»
Все, кто в какой-то мере были близки к изобразительному искусству, знали о затянувшейся работе Иванова. Народ жаждал увидеть, что же такое творит художник, но долгие годы видели лишь наброски. Самые нетерпеливые обвиняли Иванова в лентяйстве и растрате впустую денег академии.

Эскиз к картине «Явление Христа народу»
В 1857 году Иванов закончил «Явление Христа народу” и решил везти ее в Санкт — Петербург. Перевозить такую громадину, пять метров сорок сантиметров на семь с половиной метров, оказалось делом затратным. Транспортировку спонсировала Великая княгиня Елена Павловна. Картину погрузили на корабль, разместили прямо на палубе, ни один трюм не смог вместить полотно, и отправили по морю из Рима в Санкт-Петербург.
В России для показа картину и все ее этюды разместили в Академии искусств. «Явление Христа народу” произвела мощное впечатление на зрителей, но были и те, кто остался не доволен. Картину слишком долго ждали и надеялись увидеть совершенство, запредельный академизм в изображении людей. Иванов же отошел от классических канонов и сделал ставку на психологизм, на эмоции персонажей, которые наблюдают явление Спасителя. Этого многие не поняли.

Практически сразу после выставки Иванов заболел холерой и скоропостижно скончался. Через пару часов после смерти художника картину купил император Александр второй и Румянцевскому музею. Для «Явления Христа народу” в музее построили отдельный павильон. Все шестьсот эскизов купил Третьяков.
Эскиз к картине «Явление Христа народу»
После расформирования Румянцевского музея картину отдали в Государственную Третьяковскую галерею, но ни один зал не вмещал в себе такую большую картину. Пришлось к основному зданию галереи пристроить отдельное помещение, где сейчас и храниться «Явление Христа народу”.
«Явление Христа народу» в Третьяковской галерее.
См.также:
Самые известные работы Микеланджело
Русь в картинах Бориса Ольшанского
Художник Иванов Всеволод Борисович, Русское фэнтази
Русский живописец Неврев Николай Васильевич
Русский художник Константин Васильев

22 мая Государственная Третьяковская галерея торжественно отметит 160-летие со дня основания. Юбилейные дни – повод ещё раз навестить музейные залы, взглянуть на хрестоматийные полотна свежим взглядом и вспомнить историю их создания. «Явление Христа народу» Александра Иванова — знаковое произведение для русской живописи — рождалось в Риме. Воплощение грандиозного замысла заняло около 20 лет. И ещё более долгим и непредсказуемым был путь картины в коллекцию Третьяковской галереи, где сегодня она занимает одно из центральных мест.

«Явление Христа народу» Александр Иванов повёз из Италии на родину – в Петербург. Размеры картины 540 на 750 сантиметров. Ящик для перевозки полотна был настолько большим, что не входил в трюм корабля. Иванов писал, что еле договорился с капитаном, чтобы картину поместили на палубе.

«И надо же такому случиться, разразился шторм. Волны заливали палубу. Художник страшно переживал, что его работа – цель всей его жизни — может погибнуть в одночасье. О себе он практически не думал. Он молил Бога, чтобы он оставил картину, чтобы она не погибла», — рассказывает завотделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Корабль благополучно прибыл в Марсель. Оттуда картину везли на специальной платформе по железной дороге в Париж — Берлин — Гамбург. Там картину погрузили на корабль, следующий в Петербург. Иванов хотел, чтобы его грандиозное полотно приобрёл Александр Второй. В 1838 году он посещал мастерскую художника и видел эскизы — начало работы, но когда ему показали законченное полотно, был разочарован.

«Картина была написана в академическом духе, а уже идет 58-й год – середина века, появляются новые тенденции в живописи, уже есть интерес к реалистическому восприятию натуры», — отмечает Людмила Маркина.

Встал вопрос – что же делать с полотном. За картину Иванов просил 10 тысяч серебром. Но денег так не дождался. В то время свирепствовала холера, и мастер умер, так и не узнав, что картину император всё же приобрёл, правда, за меньшие деньги, а также наградил художника орденом Святого Владимира.

«Явление Христа народу» было представлено в Петербургской академии художеств вместе с многочисленными этюдами и эскизами. Картину захотели увидеть в Москве, в 1861 году её выставили в здании первой гимназии, а после император подарил полотно первому публичному музею Белокаменной. В Третьяковскую галерею оно поступило в 1932 году, было выставлено в специально пристроенном зале. Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Новосибирск, откуда и вернулось в Третьяковку исполнять свою миссию — Иванов верил, что «Явление Христа народу» поможет русскому обществу преодолеть свои пороки и недостатки. Оно увидит, услышит, переродится.

Новости культуры


«Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Александр Иванов.

Иванов Александр Андреевич (1806 — 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа «Явление Христа народу», в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.

Иванов Александр Андреевич — русский художник.

Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).

В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.


Надгробный памятник А.А. Иванова.

Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.
На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить». Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам

Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».
Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.
На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.

Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.

«Христос». Фрагмент

Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.


«Римские кавалеристы» Фрагмент.


«Дрожащие». Фрагмент.


«Раб и господин». Фрагмент.

В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

«Старик и юноша». Фрагмент.

Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.

«Книжники и фарисеи». Фрагмент.

Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.

«Ближайший ко Христу». Фрагмент.

Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.

«Мужчина с посохом». Фрагмент.

В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

«Люди за деревьями. Фрагмент».

Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.


«Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.

Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»
Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *