За сколько иуда продал

Из археологии моего жж
Давно обещал френдам-друзьям свою версию
объяснения суммы, полученной Иудой.
Несколько вводных слов.
1.Информация, которая последует далее, будет использована в моей книге. поэтому пишу пост в телеграфном стиле. без особых разъяснений.
2. Почерпнута она из многократно прочитанного евангельского текста и других книг, входящих в «Новый Завет». Всё в Евангелии лежит на поверхности, но древними христианами для того, чтобы максимально уберечь свои тексты от фальсификации была изобретена специальная система подачи информации.
В чем она заключается, пока (до текста книги) рассказывать не буду.
Только скажу, что эта система открывается ЛЮБОМУ человеку после многократного чтения Евангелия и других книг, как Нового Завета, так и Ветхого, ну и, конечно, при желании понять и разобраться.
Вот картина, изображающая почти финальную сцену рассказа о предательстве Иуды.
Он приходит к иудейском старейшинам и, пытаясь вернуть полученные деньги отказавшимся их брать священникам, бросает их на пол.

Теперь переходим к началу истории о предательстве, а вернее, к оплате этого предательства.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.» /Мф. 26:14-16/
На мой вопрос об этой сумме был получен только один вразумительный ответ от моего друга, rosh_mosoh d gjcnt^
http://alexpobezinsky.livejournal.com/644650.html
что … 30 сребренников было ценой раба. Это традиционное объяснение, очень распространённое в богословской литературе….
Это традиционное объяснение и сделано для того, чтобы люди дальше не копали.
Но давайте подумаем. Раб рабу рознь.
Есть рабы — мастера какого-то ремесла (гончары, столяры, каменщики) или гении, типа Эзопа или самого Платона (оба были в рабстве), а есть простые воины или взятые в плен крестьяне.
И цена их будет разная и разнится в десятки раз.
Так, что 30 сребренников — это что-то другое.
Вопрос Иуды «что вы мне дадите?» говорит о том, что в Иерусалиме стало известно в определенных кругах о желании убить Иисуса Христа и о том, что обещана награда.
А ответ Иуде первосвященников, без всякой отсрочки, без совещания: «30 сребренников» указывает, что совещание было раньше и «консенсус» достигнут заранее.
Так почему же 30 сребренников?
Ответ находим в другой книге, которая входит в «Новый Завет».
«Деяния апостолов» в главе 23 рассказывает о взятии под стражу апостола Павла, а в строфе 12 написано следующее:
… С наступлением дня некоторые иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла»
То есть они наложили так называемый «херем» — заклятие.
То же самое и в истории с ценой за жизнь Иисуса Христа.
Первосвященники подозревали, что не все так просто с этим странствующим равви (учителем). Никто из этих богатых людей не взял на себя ответственность единолично заплатить за предание Иисуса Христа в руки синедриона.
Они разделили ответственность на многих (но не на всех) членов Великого Синедриона. И закляли себя, чтобы убить Христа. Именно поэтому они не входили в преторию к Пилату, ссылаясь на то, что оскверняться и не смогут есть Пасху.
На самом деле они не могли есть Пасху до убийства Христа, до Его крестной смерти. Поэтому так и торопились с его казнью, чтобы не пропустить священную трапезу. Для нее оставался только вечер пятницы.
Поэтому они также и не взяли деньги, брошенные Иудой, так как было уже невозможно узнать какая монета кому принадлежит.
И не положили монеты в храмовую сокровищницу, так как оттуда очень часто сами брали (занимали) деньги на свои нужды.
И хорошо представляли, что будет с человеком и его делом, если он его оплатит деньгами за предательство и предание на несправедливое убийство человека, и уж тем более возможного Сына Бога.
Все очень просто. 30 человек в заговоре и 30 сребренников для Иуды.

Сюжет Нового завета. Упоминания в Ветхом завете

Иуда возвращает первосвященникам 30 сребреников (Рембрандт, 1629 год)

Предав Христа, Иуда вернул деньги первосвященникам, и на них была приобретена земля для погребения странников:

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Евангелие от Матфея, глава 27

В Библии издания Московской Патриархии указывается в качестве параллельного следующее место Книги пророка Иеремии

6 И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: 7 вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: «купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его». 8 И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне. 9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; 10 и записал в книгу и запечатал её, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. 11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи; 13 и заповедал Варуху в присутствии их: 14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. Книга Иеремии, глава 32

Кроме того, уже именно 30 сребреников упоминаются в Книге пророка Захарии:

12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. Книга пророка Захарии, глава 11

Сюжет также перекликается со следующим местом из книги «Исход», где говорится о тридцати сиклях серебра, в которые оценен погибший насильственной смертью раб:

Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Исход, глава 21

Вопрос о том, почему пророчество, по формулировке ближе совпадающее с пророчеством Захарии, надписано именем Иеремии, а в канонической книге пророка Иеремии места с такой формулировкой нет, издревле обсуждался христианскими экзегетами.

  • Ориген предполагает, что пророчество находилось в утраченном произведении пророка Иеремии;
  • Блаженный Августин предлагает следующие варианты решения: 1) в древнейших списках Евангелия имя пророка не указано вообще, поэтому древний текст не отсылает к Иеремии; 2) имя пророка Иеремии появилось при таинственном велении Духа Святого, и так как один и тот же Дух действовал через Захарию и Иеремию, можно полагать, что пророчество является общим для пророков; 3) Захария ничего не говорит о покупке поля, а этот эпизод есть у пророка Иеремии, так что слова «реченное через пророка Иеремию» относятся к покупке поля;
  • Блаженный Иероним Стридонский в одном из писем считает, что в этом месте Апостол по ошибке привел имя Иеремии вместо Захарии, но это простительно, так как «для него важно было не отследить все слова и слоги, а изложить смысл учения». Однако в «Толковании на Евангелие от Матфея» он свидетельствует, что секта назареев располагала апокрифом пророка Иеремии, в котором это место приведено слово в слово;
  • Евфимий Зигабен предполагает, что данное место находилось в утраченном произведении пророка Иеремии или было выброшено иудеями из канонической книги;
  • Еп. Михаил (Лузин) приводит мнение, что данное место Захарии в значительной степени заимствовано из Иер. 18 и 19, однако склоняется к той версии, что имеет место ошибка переписчика: ссылаясь на Тишендорфа, он говорит, что в древних списках стояло имя Захарии (сокращённо Ζρι’ου), однако было ошибочно записано как Ιρι’ου и далее как Иеремия.
  • Свящ. Михаил Фивейский, автор раздела «Толковой Библии А. П. Лопухина и преемников» по Евангелию от Матфея, перечисляет предыдущие мнения, прибавляя к ним также мнения о том, что 1) главы 9-11 Захарии имеют более раннее происхождение; 2) книга, которой пользовался Матфей, включала пророчества разных пророков, но называлась книгой Иеремии по имени первого пророка в книге; 3) что следует читать «тогда сбылось реченное через Иеремию и пророка»; однако самым простым объяснением считает, вслед за блаженным Августином, что «мысль евангелиста сосредоточивается на покупке земли у горшечника. Так как об этой земле говорится только у пророка Иеремии, то евангелист и поставил его имя в заглавии своей цитаты».

Отождествление сребреников с конкретными монетами

Основная статья: Библейские денежные единицы

Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии или квинарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами или тетрадрахмами.

Такое отождествление с сиклями (шекелями) важно и с вероучительской точки зрения, поскольку позволяет связать текст Нового завета с несколькими стихами Ветхого — в частности, с пророчеством из Книги пророка Захарии и оценённом в 30 сиклей рабом из книги «Исход».

Во времена Нового завета одна драхма равнялась денарию. Денарий в свою очередь был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему (см., например, Притчу о работниках в виноградникеМф. 20:1—15) или римскому легионеру. Если принять версию о том, что сребреник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребреников — это 120 денариев или четырёхмесячное жалование при семидневной рабочей неделе. О покупательной способности 30 сребреников говорит тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи — Иерусалимом.

Ссылки

Тридцать сребреников на Викискладе

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

30 сребреников — именно за такую сумму Иуда искариот предал Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея (26:15). Слово «сребреники», которое используется в Новом Завете, означает простые серебряные монеты, тем не менее, историки, археологи и другие специалисты вот уже не первый век ведут спор о том, какие именно монеты получил Иуда.

Учёный Donald Wiseman ещё в шестидесятых годах 20 века предположил, что речь идёт о Tирском (или тирийском) шекеле или о статире — монете Древней Греции.

Сегодняшние исследования склоняются к первоначальной версии Тирского шекеля. Монеты чеканились в финикийском городе Тир (Сур), начиная со 125 года до Рождества Христова вплоть до 65 года. Во времена Римской империи, как это ни удивительно, но именно этими монетами храм в Иерусалиме выплачивал налог властям.

С одной стороны монеты, по приказу римлян, чтобы не создавалось впечатление, что Палестина получила от империи автономию, печаталось изображение бога Баала (Ваала), при Птолемеях его культ слился с культом солнечного бога Гелиоса. Несмотря на то, что данный бог евреями интерпретировался как Вельзевул, эта монета была в ходу, вследствие особой чистоты серебра (94%).

Исследования показывают, что 30 шекелей в то время приравнивались к 120 суточным окладам труда, к стоимости одного раба или небольшого участка земли.

В средневековье за те самые 30 сребреников приняли древнегреческие монеты с острова Родос, так как их украшало изображение все того же бога Гелиоса. Доподлинно известно, что эти монеты почитались так же, как и святые мощи, их приравнивали к орудиям Страстей Христовых.

Надпись на греческом языке ΡΟΔΙΩΝ (родион), указывающая на географическое происхождение монеты, интерпретировалась, как «Иродион» и связывалась с царем Иродом из Нового Завета.

30 сребреников по нынешнему курсу (для начинающих христопродавцев)

Однажды на Страстной неделе некий проповедник оговорился
и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40…
Стоящий в народе купец наклонился к своему приятелю и промолвил:
— Это, стало быть, по нынешнему курсу…
Церковный анекдот XVIII века
Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.
Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).
Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников», в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники», в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег», а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.
Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками — из их числа.
Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.
Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. — 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный «священный шекель» (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.
Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?
В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).
Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — «тетрадрахма».
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней «средней заработной плате» за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена «земля горшечника» для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников» (Книга Иеремии, глава 32, 9).
Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22–23 г, легкий — 11–11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5–15,3 г, легкий — 7,3–7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..
Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.
При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *