Зачем читать акафист?

Просмотров: 3750

Один из вопросов, волнующих человека, который впервые взял в руки сборник православных акафистов ‑ сколько дней (или раз) читать этот акафист? Ведь ни для кого не секрет, что в круговороте забот мы приступаем к усиленной молитве только в случаях крайней необходимости – болезни, неприятностей с законом, решения жилищного вопроса или вопроса с трудоустройством, а это значит, что мы непременно хотим увидеть результат своей молитвы. Подобное потребительское отношение к Богу (я Тебе читаю акафист, а Ты мне даешь то, чего я хочу) осуждается церковью, но вопрос сколько раз читать тот или иной акафист часто задают даже православные христиане «со стажем».

Имеет ли значение, сколько дней читать акафист

Молитва – это не волшебная таблетка, выпив которую, можно сразу получить желаемое, а Бог – не джинн и не золотая рыбка. Люди, интересующиеся сколько раз читать акафист, чтобы избавиться от болезни, получить квартиру, зачать ребенка, должны понимать, что просьбы одних Бог выполняет после прочтения первой песни, вторых – через месяц, третьих – через год, а четвертые так и не бывают услышаны. Причин этому множество: несвоевременность просьбы, самовредительство, гордыня. Поэтому вопрос о том, сколько читать православный акафист ‑ второстепенен, а на первое место должно выйти стремление к покаянию и смирению.

Можно ли устанавливать домашнее расписание для чтения акафистов?

Но бывают и другие случаи – когда священнослужитель сам указывает своему духовному чаду, сколько акафистов ему надо прочитать. В этом случае нужно слушаться духовника и согласовать с ним расписание акафистов, которого впоследствии надо обязательно придерживаться. Оно зависит от загруженности человека: одним благословляют читать акафисты на русском языке ежедневно, другим – раз в неделю. Количество может быть разным: один, три, семь, сорок. Иногда акафисты измеряются временным промежутком, например, батюшка может благословить читать покаянный акафист в течение полугода.

Акафист поют перед иконами. Торжественные песнопения возносят Святым, Пресвятой Деве Марии и Спасителю Иисусу Христу. Гимны можно петь дома или заказывать в храме, как и молебны.

Кстати, прийти в храм лучше на вечерней службе, когда не так много людей, есть время для спокойного рассматривания икон и книг, которые продаются в церковной лавке, можно задать вопросы, касающиеся подачи записок, молебнов и акафистов.

В это время никто не спешит, очередей нет, к тому же можно прийти на исповедь и Елеопомазание.

Оглавление:

  • Что такое акафист и когда его читают
  • Как читать акафист в домашних условиях
  • Можно ли читать акафист сидя
  • Акафист Пресвятой Богородице
  • Акафист Ангелу Хранителю
  • Акафист Спиридону Тримифунтскому
  • Устав чтения акафиста Николаю Чудотворцу
  • Как правильно читать акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» дома
  • Чем отличается канон от акафиста
  • Какой акафист читать за детей
  • Расписание чтения акафистов на каждый день недели
  • Зачем читать акафист 40 дней

Что такое акафист и когда его читают

Акафисты – поэтические произведения, торжественные песнопения, возносимые в честь Иисуса Христа, Богоматери или Святых.

Такие гимны имеют особенную структуру, каждый акафист включает в себя по 25 песен, все они располагаются в порядке греческого алфавита. Эти песни в свою очередь еще подразделяются на кондаки и икосы.

Кондак – это небольшая хвалебная песня, в которой описывается событие или деяние, связанное со святым. Кондак оканчивается словами «Аллилуйя», что в переводе с еврейского значит — «восхваляйте Бога». В акафисте 13 кондаков.

Икос – это пространная песнь, она более подробно раскрывает воспеваемое событие. Песня завершается словом «радуйся». Акафист включает в себя 12 икосов. Кодаки и икосы чередуются.

Как читать акафист в домашних условиях

Акафисты читают стоя, повернувшись пи этом лицом к иконе того Святого, кому возносится хвалебная песнь. Таким образом можно воспевать святых дома перед иконой, а если иконы нет, прийти в храм.

В крайнем случае, если нет иконы и нет возможности прийти в храм, акафист можно пропеть, обратившись лицом на восток.

Перед пением акафиста следует прочитать предначинательные молитвы, это может быть «Отче наш». В любом молитвослове, который легко можно купить в храме в церковной лавке, имеются такие молитвы — перед началом всякого дела и по его окончании.

Мы просим у Господа помощи начать доброе дело, благословить нас на подвиг, быть нашим проводником, а после завершения — благодарим Господа за Его помощь.

Завершают акафист молитвой, посвященной Святому, которому был произнесен акафист. Как правило, тексты хвалебных гимнов существуют на церковнославянском языке. Бывает, что на русском языке даются комментарии к каждой из песен.

Можно ли читать акафист сидя

Само слово акафист переводится как «неседальное пение», это значит, что не только читать, но и слушать его нужно стоя. Сидеть разрешено только тем, кто болен и не может долго стоять.

Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов, каждый из которых воспевает одно событие: Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров, Рождество, Успение Богородицы и другие. Первый акафист был посвящен именно Пресвятой Богородице и был написан после освобождения Константинополя от нападения персов в 626 г.

Акафист Ангелу Хранителю

У каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается ему во время таинства Крещения. Человек в любой момент может обратиться к своему Ангелу за помощью.

Акафист Ангелу Хранителю следует читать каждую неделю. Обычно это делают в начале седмицы, а именно – в понедельник. Воспевая Ангела Хранителя, человек выражает ему свою благодарность и уважение.

Акафист Спиридону Тримифунтскому

Святитель Спиридон — защитник обездоленных, бездомных, ходатай за всех, кто нуждается в материальной помощи, помогая найти достойную работу и оплату труда.

Устав чтения акафиста Николаю Чудотворцу

Николай Чудотворец один из самых почитаемых святых в православном мире. Акафист святому был написан после его кончины. Текст акафиста состоит из жизнеописаний Чудотворца.

Акафист Николаю Чудотворцу читается в течение 40 дней, в этом случае нужно брать благословение у батюшки. Почему 40 дней? Прося помощи у Святых, мы и сами должны принести духовный подвиг, показать своё усердие и проявить твердость в вере.

Как правильно читать акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» дома

«Неупиваемая чаша» – икона Пресвятой Богородицы, которая обладает целительными свойствами. Перед этим святым образом матери молятся за пьющих сыновей и дочерей, жёны — за мужей, и сами верующие, кто желает избавиться от этого недуга, просят помощи у Пресвятой Богородицы.

Акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» читают стоя. Голову следует очистить от посторонних помыслов. Мысли должны быть светлыми и чистыми, душа полна веры в Бога.

Чем отличается канон от акафиста

Канон и акафист представляют собой торжественные песнопения в честь Святых. В канонах воспеваются ветхозаветные и новозаветные события, а в акафисте — только новозаветные.

Каноны писаны исключительно святыми отцами, отдельные акафисты писали обычные миряне.

В канон включено 8 песен. Каноны можно петь круглый год, акафисты в дни поста не поют, за исключением воскресенья.

Кроме того, порядок пения канонов установлен Церковью. Они поются в соответствии с точным расписанием, а вот акафисты человек заказывает по своему усмотрению.

Какой акафист читать за детей

За детей и за себя поют акафист Пресвятой Богородице и Иисусу Сладчайшему.

Пресвятая Дева всегда помогает детям и оберегает их. Можно обратиться к Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Эта чудотворная икона вот уже не одно столетие спасает людей. Акафист произносится перед иконой Божией Матери, взор при этом нужно обратить на образ. Акафист произносится стоя.

Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» читают родители, кто хочет жить и воспитывать своих детей по воле Божьей, но не знает, как это сделать. Богородица слышит молитвы матерей и отцов, направляет на правильный жизненный путь, дает помощь и мудрость.

Читая акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Воспитание», родители просят Богородицу взять детей под свою защиту и покровительство, помочь воспитать чад добрыми христианами, наполнить сердце мудростью и дать ясного ума в прохождении жизненного пути.

Расписание чтения акафистов на каждый день недели

Как такового расписания, в какой день недели какой акафист читать, не существует в Православной церкви.

Изначально существовало только два хвалебных гимна — Господу Иисусу Христу и Божьей Матери. Именно их и рекомендует Православная церковь читать ежедневно, попеременно — день Матери Божьей, день — Её Сыну Иисусу Христу.

Многие спрашивают, сколько можно читать акафистов в день или неделю и можно ли молиться за себя. За себя молиться не только можно, но и нужно, этому учит нас Сам Господь Иисус Христос. А тем более, если нам доверены на воспитание дети, нам нужно просить помощи ещё и для себя, чтобы были силы, мудрость, любовь и твердая вера.

Священники рекомендуют читать хвалебное пение тогда, когда просит душа или есть особенная нужда. В церкви не читаются акафист Великим постом, а дома — можно читать в течение всего года, кроме Страстной седмицы, когда рекомендуется быть на службах в храме, где каждый день посвящен одному из последних событий в жизни Иисуса Христа.

Кстати, у каждого Святого есть свой праздник, день памяти. В этот день в церкви поют акафисты в его честь.

Зачем читать акафист 40 дней

Иисус Христос молился и постился 40 дней в пустыне, на земле до Вознесения Христос находился 40 дней, 40 дней на земле шёл дождь, когда Ной находился в ковчеге…

Число 40 в православии наделено особым значением. Согласно Библии многие важные события длились 40 дней или 40 лет.

Это число означает полноту, завершение и совершенство. На такой молитвенный труд нужно брать благословение священника.

Читать акафисты можно в любое время, когда просит душа, и не обязательно именно 40 раз. Можно самостоятельно выбрать хвалебный гимн — кому вы хотите молиться. Главное, чтобы слова проходили через сердце, мысли были чистыми, а вера крепкая.

Не стоит так же забывать о том, что нагромоздить на себя можно много самостоятельно, все таки рекомендуется брать благословение и совет у священника, который подскажет, как правильно поступить и увидит, полезен ли вам будет этот молитвенный труд.

  • Акафист Богословско-литургический словарь
  • Русский акафист середины XIX – начала ХХ века, как жанр массовой литературы А.А. Чуркин
  • Акафист в истории православной гимнографии прот. М. Козлов
  • О причинах популярности акафистов свящ. Феодор Людоговский
  • Можно ли читать акафисты в Великий Пост
  • Православные русские акафисты проф. А.В. Попов
  • Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)
  • Акафисты из аудиоархива
  • Акафисты из видеоархива
  • Сборник акафистов

Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак” – краткая хвалебная песнь; «икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся” а кондаки – «Аллилуйя” (на еврейском – «хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

«Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24-х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафи­сте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…

Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

***

Акафист

Рубан Ю.И.

Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.

Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов (Киприан (Керн).
Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».
Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.

***

Из рассказа А. П. Чехова «Святою ночью»:

— А разве акафисты трудно писать? — спросил я.

— Большая трудность… — покрутил головой Иероним.

— Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»

Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
— Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… — пробормотал он.
— Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» — сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» — сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ, АКАФИСТНИК

См. также акафіст.

В Википедии есть страница «акафист».

Русский

В Викиданных есть лексема акафист (L84888).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ака́фист ака́фисты
Р. ака́фиста ака́фистов
Д. ака́фисту ака́фистам
В. ака́фист ака́фисты
Тв. ака́фистом ака́фистами
Пр. ака́фисте ака́фистах

а·ка́-фист

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -акафист- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. церк. церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. песнопение, гимн

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: акафистник, акафистоведение, акафистография, акафистограф
  • прилагательные: акафистный

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • петь акафисты в чью-либо честь

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: acathistus
  • Испанскийes: acatista
  • Итальянскийit: acatisto
  • Украинскийuk: акафіст м.
  • Чешскийcs: akafist (cs)

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *