Зачем крещение

Крещение взрослого человека: 7 этапов подготовительного периода + 7 составляющих самого обряда + 5 правил, обязательных к выполнению + 5 атрибутов, которые вам понадобятся.

Обрести Бога никогда не поздно.

Если по каким-то причинам вас не крестили во младенчестве, вы можете даже в зрелом возрасте разузнать о том, как проходит крещение взрослого человека и договориться об обряде в понравившейся церкви.

В принципе, взрослых и детей крестят, используя похожий ритуал, но все же есть ряд принципиальных отличий, о которых нужно знать.

Что дает крещение взрослого человека

Казалось бы, ну, какая разница священникам, кого крестить – взрослого или ребенка – обряд-то один?

Таинство крещение действительно едино для всех, но возрастные нюансы присутствуют.

Обряд крещения как одно из семи таинств

Само слово «крещение» имеет греческие корни и дословно понимается, как «окунание в воду». Собственно, в этом и состоит суть обряда.

Конечно, вода должна быть не простая, купель для погружения особая, а обряд проводит лишь священник.

Крещение – одно их 7 христианских таинств, признаваемое всеми конфессиями, хотя и с некоторыми оговорками и нюансами.

Именно после крестного ритуала человека обретает Христа, становится полноправным церковным прихожанином, что может посещать богослужения, участвовать в церковных праздниках, исповедоваться, причащаться и т.д.

Суть обряда – троекратное погружение в воду с головой. Именно к такому способу призвал духовенство в свое время Алексий II, что привело к появлению в ряде церквей специальных купелей, в которых мог поместиться не только ребенок, но и взрослый.

Хотя и по сей день крещение не всегда совершается посредством полного погружения в воду, особенно, если дело касается взрослого человека. В небольших церквушках может и не быть купели, в которой бы поместился кто-то, кроме малыша, поэтому воду просто льют на голову и на грудь.

При этом священнослужитель говорит специальные слова:

А также – читает ряд молитв.

Считается, что окрещенный человек, отрекается от сил тьмы, очищается ото всех грехов и получает шанс на новую воцерковленную жизнь.

Фактически человек проходит ритуал символической смерти себя прежнего, чтобы воскреснуть уже с Христом. Кстати, сам Иисус Христос прошел крещение Иоанном в речке Иордан. Так как можно не последовать его примеру?

А еще у крещеных людей становится на один праздник больше, поскольку день, в который был проведен обряд, считается Днем Ангела.

Чем отличается крещение взрослого человека от младенцев?

Мы привыкли к тому, что крестят в основном детей, при этом родители сами решают, когда их малыш должен пройти специальный обряд – до года или позже.

Церковь не рекомендует слишком уж затягивать сроки, ведь чем раньше он получит ангела-хранителя и войдет в лоно церкви, тем лучше ребенок будет защищен от злых духов.

Да и, как показывает практика, маленькие дети проще переносят крещение, чем те, что постарше.

Нередко можно встретить взрослого человека, который желает креститься, потому что в детстве родители лишили его шанса обрести Христа.

В 90-х так вообще повально проводились такие ритуалы, потому что в советское время родители, которые решались крестить ребенка, поддавались гонениям. Были те, что тайно договаривались о крещении малыша, желая спасти его душу, но немало оставалось родителей, не желающих рисковать собственной карьерой.

Дети выросли и приняли осознанное решение пройти обряд крещения, что всецело одобряется церковью.

Крещение взрослого человека имеет ряд отличий:

  1. Осмысленность принятия решения – дети не понимают, куда их привезли и что с ними делают, а вот взрослый – обязан это понимать.
  2. Ответственность, которую вы берете на себя. Карапузы могут совершать какие-то дурные поступки в силу своей несмышлености, а вот крещеный взрослый человек обязан пересмотреть свои взгляды на жизнь и перестать грешить.
  3. Отсутствие крестных. Младенцу крестные нужны, чтобы учить его жить по заповедям Божьим и нести за него ответ до полного взросления. А вот взрослый должен сам отвечать за свои поступки, как хорошие, так и дурные.

Сам обряд не слишком-то и отличается, разве что подготовительный период у взрослых посложнее и подлиннее, нежели у малышей.

Крещение взрослого человека: подготовка к обряду и сам обряд

Следует хорошо подготовиться к самому ритуалу, а для этого нужно заранее узнать, что же требуется взрослому человеку, чтобы креститься.

Не лишним будет ознакомиться с сутью крещения, чтобы избежать неприятных для себя сюрпризов.

Подготовка к крещению взрослого человека

Частенько и сами прихожане, и священники игнорируют подготовительный период. Бывает, что приходит взрослый человек в церковь и спрашивает: «Что мне нужно для крещения?», а ему просто перечисляют, что нужно купить, называют сумму и назначают конкретное время.

Так все просто, что человек даже не успевает осознать суть происходящего.

Бывает, что священник максимально ответственно подходит к вопросу, но мужчина или женщина, желающие обрести Христа, не хотят усложнять себе жизнь и требуют просто окрестить их безо всякой подготовки.

Конечно, отказывать вам никто не будет, но лучше выполнить все рекомендации священнослужителя и пройти полную подготовку к таинству.

Подготовительный период крещения взрослого человека состоит из нескольких этапов:

  • Осмысление сути христианства и его ветви – православия.
  • Изучение Библии.
  • Посещение богослужений – взрослому человеку желательно перед крещением посетить хотя бы 3 службы.
  • Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?

  • Запоминание основных молитв, таких как «Отче Наш», «Богородице», «Символ веры».
  • Разговор со священником о самой церемонии, причем может понадобиться несколько бесед, чтобы получить ответы на все интересующие вас вопросы.
  • Воздержание в еде, увеселениях и интимных отношениях, хотя бы – за несколько дней до обряда.
  • Подготовка своего тела: конечно, вы должны быть чистым перед таинством, а не дурно пахнуть.

Важно! Женщины, стараясь выглядеть наилучшим образом, должны понимать, что их будут окунать с головой. А значит не нужно ни краситься, ни сооружать сложных причесок. Все это потечет, и вы будете выглядеть просто комично. А еще не покупайте слишком тонкую крестильную рубашку, чтобы не светить «голым» телом.

Кроме того, нужно запастись ритуальными предметами, без которых не пройдет само таинство крещения.

Название Описание
Крестик нательный Это, пожалуй, главное, что должно быть. Крестик может быть изготовлен из любого материала – дерева, олова, серебра, золота. Необязательно покупать его в самой церкви, так как священник может это сделать во время самой церемонии.
Крестильная одежда Тут нужно прислушаться к тому, что вам скажут в церкви. Иногда крещение проводят в купальниках (плавках, если речь идет о мужчинах), иногда – в светлых широких рубахах, иногда и вовсе голышом. Женщинам нужен еще платок на голову.
Полотенце Сгодится и обычное белое полотенце, но можно купить специальное – с вышитыми или вытканными крестами по краям.
Сухая праздничная одежда После купели вам нужно будет вытереться досуха и переодеться в чистую сухую одежду. Поскольку это праздник, то она должна быть еще и красивой.
Другое Тут уж слушайте, что вам говорят в храме. Обычно нужно еще взять с собой тапочки, фотоаппарат, чтобы запечатлеть обряд, несколько свечей и т.д.

А вот крестные взрослому человеку не нужны. Иногда священники идут на уступки и разрешают взять одну или даже две пары крестных, хотя смысла в этом и нет.

Важно! Помните, что церковь не финансируется государством, а живет на пожертвования прихожан. Конечно, фиксированная плата за христианское таинство – не слишком хорошо, но и совсем уж ничего не дать на храм – неправильно.

Как видите, подготовка к крещению взрослого человека занимает достаточно много времени, так что учитывайте это, выбирая дату церемонии.

Есть разные вариации крещения, которому подвергается взрослый человек. Все зависит от церкви, в которой происходит таинство.

Но чаще всего обряд крещения взрослого человека состоит из 7 обязательных этапов:

  • Оглашение. После специальных молитв священник должен трижды дунуть в лицо кандидату в воцерковленные, что символизирует обновление его жизненного пути. Согласно Ветхий Завету, именно так поступил Господь, когда оживлял творение свое – Адама. На этом же этапе читаются молитвы, защищающие от злых духов, и благословляется взрослый, стоящий перед батюшкой.
  • Вопросы. Теперь «оживленному» и «благословленному» нужно повернуться на запад (ведь именно там, согласно всем христианским ученьям, проживают силы тьмы) и отвечать на вопросы священника, которые сводятся к верности Христу и отречению от Сатаны.
  • Молитва «Символ веры». Именно эта молитва читается вместе со священником после того, как взрослый отречется от Дьявола и подтвердит свою верность Богу. При этом нужно стоять лицом на восток.
  • 6 причин читать Молитву «Да воскреснет Бог»

  • Свечи и елей. Основные приготовления закончены, но перед купелью всем присутствующим (иногда – лишь крестным) раздаются зажженные церковные свечи, чтобы они держали их, освещая путь человеку, что решил окреститься. Батюшка, облачившись в светлые одеяния, мажет елеем лоб, конечности, затылок и другие части тела, благословляя и мысли, и деяния Раба Божьего.
  • Купель. После чтения еще нескольких молитв взрослого трижды погружают с головой в приготовленную купель. В некоторых случая – его лишь окропляют святой водой.
  • Крестик. Конечно, после купели крещенному человеку нужно обсушиться и надеть сухую рубаху. Лишь после этого священнослужитель может надеть ему на шею крестик.
  • Стрижка. Финальный эпизод – состригание со лба, затылка и около ушей (в виде креста) нескольких волосков. Не бойтесь испортить прическу – обычно батюшки действуют очень деликатно и следы их вмешательства практически незаметны.

Вот и все – осталось лишь принять поздравления от близких в честь вашего союза с Иисусом Христом.

Вот видео, которое поможет воочию увидеть, как же совершается это таинство крещения и, возможно, вдохновит вас повторить опыт взрослых героев: https://www.youtube.com/watch?v=lkbHBHV14R0.

Как происходит крещение взрослого человека?

Правила крещения взрослого человека

Несмотря на то, что крещение – это праздник, не нужно превращать его в народные гуляния, созывать толпу людей, которые будут шуметь во время церемонии.

Да, можно позвать самых близких разделить с вами радость, можно даже отметить после это событие, но не превращайте его в непотребную пьянку, предаваясь обжорству и разврату.

Есть несколько правил, которых следует придерживаться взрослому человеку при крещении:

  1. Истинная вера. Если вы не воспринимаете всерьез крестный ритуал, если не верите в Бога, если крещение для вас – дань моде, то не ждите, что на вас снизойдет благодать. Наоборот будет только хуже, потому что к уже существующим грехам вы добавите еще один – ложь и лицемерие перед лицом Господа.
  2. Вольный выбор места. Вы вправе выбирать для церемонии любую православную церковь – никто не должен вам выдвигать вам свои условия – креститься только здесь или нигде. Если у вас есть свой духовный наставник или вы слышали положительные отзывы о каком-то священнике, можно обратиться к нему напрямую, чтобы провести обряд крещения взрослого человека.
  3. Выполнение правил. Несмотря на то, что все православные церкви придерживаются единой процедуры, она все же имеет некоторые нюансы в зависимости от места проведения. Вот почему вам нужно заранее поговорить с представителем выбранного вами храма, чтобы подготовиться к крещению в наилучшем виде.
  4. Хорошее самочувствие. Не стоит креститься, если вы заболели. В этом случае есть смысл перенести обряд на другой день. Женщины же, выбирая дату, должны учитывать свой месячный цикл – в период лунных кровотечений нельзя даже церковь посещать.
  5. Сосредоточенность. Во время крещения взрослый человек должен быть максимально сосредоточен на том, что происходит, выкинуть из головы все греховные мысли, попросить у Бога настановления на путь истинный. Нельзя думать о чем-то совсем уж стороннем. Если не можете сосредоточиться – читайте молитву, она поможет привести в порядок мысли.

Крещение взрослого человека – достаточно интересный обряд, даже стать свидетелем которого, – увлекательно. А уж пережить подобное в зрелых летах – и вовсе ни с чем несравнимый опыт.

Хотя тема названа «зачем нужно креститься», вначале необходимо сказать о тех случаях, когда креститься нельзя. Итак, нельзя креститься, когда это делается потому что «так принято», «чтоб не болеть», просто «надо», «потому что мы русские и православные», «чтобы все было хорошо», «чтобы был ангел хранитель» и т. д. Всем таким людям лучше повременить с крещением до тех пор, пока их мотивация не изменится. Почему так? Потому что таинством крещения человек рождается в новую жизнь, заключает завет с Богом и воспринимает на себя обязательства по сохранению этого завета. Незнающий в чем заключается этот завет, не сознающий свои новые обязанности, начинающий по заключении завета нарушать и попирать его договоренности, принимает таинство крещения во осуждение себе.
Крещение усваивает крестившемуся крестную жертву Богочеловека Иисуса Христа и, через нее, примиряет его с Богом Отцом, ниспосылая Духа Святого. Таким образом, крестившийся становится способным к наследию вечной жизни или спасению. Но это происходит не автоматически, для спасения нужна живая вера, т.е. вера, свидетельствуемая делами.
Перед таинством крещения священник трижды задает вопрос: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? На что человек отвечает: «Отрицаюся». После этого священник снова трижды спрашивает крещающегося: «Сочетаваеши ли ся Христу»? На что он каждый раз отвечает: «Сочетаюся». Этими словами человек дает Богу обеты уклоняться от всякого греха – чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, лености, тщеславия, гордости и т. д., — и направлять свою жизнь по всем заповедям. Отныне человек обещает жить, думать и смотреть на мир по евангельски. Невольные уклонения от заповедей он должен врачевать в таинстве покаяния, а вольных уклонений у него быть не должно. Не живущий по заповедям, а, напротив, поступающий «как все» не получит от крещения ничего, кроме того, что по смерти будет судим более строго, чем идолопоклонники. Ему, в отличие от них, была дана сила к изменению жизни, а он ею пренебрег. Таким образом, непонимающий, зачем он крестится, подобен человеку, пришедшему с разбитым и грязным сосудом к царю просить благовонного мира. Как в таинстве брака супруги обещают хранить верность друг другу, так и в таинстве крещения человек дает обещание Богу храниться от всех грехов и направляться ко всем заповедям. Лучше не давать обетов, чем дав нарушить.
Приступающий ко крещению должен быть православным, т.е. верить так, как верует православная церковь. Для этого ему необходимо ознакомиться с какой-либо литературой на эту тему для новоначальных, например с огласительными беседами. Цель подготовки ко крещению – принять таинство максимально осознанно, с покаянием в преждесоделанных грехах и с намерением начать новую жизнь. Если эти условия будут соблюдены, крестившийся почувствует благодать Святого Духа, осенившую его, почувствует, что он стал другим человеком, изменился, родился духовно, стал чадом Божиим.
Получивший дар Духа Святаго в таинстве крещения, обязан хранить его как величайшее сокровище. Для этого крещеный должен воцерковиться и вести христианский образ жизни, существующий как раз для того, чтобы помочь человеку сохранить и возрастить в душе этот дар, оградить его от того, через что этот дар утрачивается. Христианин должен исполнять домашнее молитвенное правило, посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, по возможности часто приступать к таинствам исповеди и Причастия. Также он должен направлять свои поступки по Евангелию, избегать не только грехов, но и поводов к ним. Христианин должен читать святоотеческие творения, узнавать из них о пути спасения и питать ими стремление к Богу. Внимательный человек быстро заметит пользу от перечисленных дел и вред, происходящий от их оставления.

Таким образом, если человек не собирается делать все перечисленное и даже не знает об этом, креститься ему нельзя. Хочется напомнить, что в древней церкви крещение принимали в сознательном возрасте и период подготовки к таинству — оглашение — длился один год. Позднее церковь стала крестить и младенцев, но по вере родителей и крестных, которые давали обеты крещения за младенца и обещали, что он вырастит христианином. Если же они сами далеки от веры, им также нельзя крестить своего младенца до тех пор, пока родители и крестные не осознают свои обязанности по воспитанию члена церкви.
В качестве небольшой огласительной беседы можно привести Слово святого Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) более подробно раскрывающее суть христианства и смысл таинства крещения. Перевод святителя Феофана Затворника (XIX в.):
ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ
1. И прежде богато угостил уже нас блаженный Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения, преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа, наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее, оставя земное, возноситься на крылах ума к небесному и к Самому Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным тайнам Царства Небесного.
Вот что говорит он: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Не оставь, возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину Таин Божиих, которые сокрыты в сем изречении.
Первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии. Первым и перстным человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт.2,7), который после того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни, именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем безсмертно, сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога, умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая (когда потребно) Божественный глас Его, а в какой час нарушит заповедь Божию и снест от дерева, от которого повелено ему не ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух (для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более Божеских словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в день, в который вы вкусите от него … будете как боги, знающие добро и зло (Быт.3,5). Этими словами обольстился перстный человек и, надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал, скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48,13). Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое безчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным) так, как мы сказали.
Теперь посмотрим и поучимся из Божественных Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог от Бога, безначальный Сын, безначального Отца, Безтелесный Безтелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного, Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого, Безсмертный Безсмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков, и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха, чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным от божественного одеяния и безчувственным, так и они все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он – перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, безчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат их в себе самих. К тому же, эти, рожденные перстными, ниспали в такое великое безсмыслие и в такое неведение Бога и заповедей Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце, луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о безсмыслие, покланялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, убийство и другое многое, сему подобное. Все это делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из безчисленного числа людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.
Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин.1,14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком, совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия. Читаем в Ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и, взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да разумеешь!
2. Ребро Адамово есть жена. Из этого Адамова ребра, то есть жены, Богородицы Марии, Сын и Слово Бога и Бог взял плоть и претворил ее в мужа совершенна с душою и телом, чтоб воистину быть сыном Адама. Сделавшись же человеком, подобным нам по всему, кроме греха, Он стал тотчас вместе с тем сродником по плоти всех людей, как утверждает и божественный Златоуст там, где говорит: «облекшись плотию, Христос облекся в братство нам». Но Христос, будучи Богом вместе и человеком, как по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству и душою, и плотию, есть и пребудет Cвят, Пресвят и Пренепорочен; прочие же люди, хотя стали братьями и сродниками Его по плоти, но, как перстные, остались такими же и не сделались тотчас (то есть чрез самое дело воплощения Бога) святыми и сынами Божиими. Теперь внемли со тщанием тому, что буду тебе говорить. Соделался человеком Бог и тотчас стал сродником и братом людей. Но поелику Он один был Сыном Божиим и Богочеловеком, то один Он был, есть и будет свят, один праведен, один истинен, один безсмертен, один человеколюбец, один милостив и благоутробен, один Властелин и Господь, один Свет мира и Свет неприступный. Мы же, как смертные и тленные, не имеем (оставаясь в своем естественном порядке) с Ним никакого другого общения, кроме одного сродства по плоти, как сказано выше. Посему посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем обетовал во Святом Евангелии, что все конечно получим чрез Него, то есть блага оной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостию сердец их, — дарует все то, чтоб Он (Христос) соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались едино с Богом и Отцом Его, сочетаваемы бывая в то же время и с Духом Святым.
Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделываемся подобными Ему по благодати.
Когда же, предавшись нерадению, презрим святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее, начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого, говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись, когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять перстными, как был первый оный человек, и не только это, но делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из Царства Небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то и спастись никому не было бы возможности.
Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем более теплое покаяние. Ибо, какое показывает человек покаяние, такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение, удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с другом, лицом к лицу.
Итак, которые после Крещения не чувствуют удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение, или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14,21). Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз есмь истина (Ин.14,6), а истине невозможно солгать, как говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6,18), то пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру (Ин.8,12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо, если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и сидящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно его Божеским светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас, возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже, и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

— Крещение — это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: ≪Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни≫ (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

— Крещение — это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

— Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

— Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

— Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние — это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

— Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

— Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

— Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

— Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

— Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница — не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена — у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

— Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи — дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

— Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

— Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование — родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели — это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

— В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец — после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

— Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых — Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 — 60 лет?

— Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

— Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений — ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

— В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин — то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

— Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения — таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь». Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

— Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

— Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив — кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

— На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ — филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Что такое Символ веры?

— Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

— С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

— Значение Символа веры — сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это — единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

— Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

— Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера — это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

— Это значит веровать, что Господь Иисус Христос — это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он — Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он — Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом — Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом — Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

— Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» — как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей — Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

— Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

— Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

— Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

— Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки — опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

— Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы — Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой — Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере — о тайне Святой Троицы: Единый Бог — это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» — Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» — Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» — говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

— Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих — членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

— Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

— Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю — ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир — из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

— Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение — истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

— Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

— В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

— Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

— Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

— В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

— Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

— Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена — Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Аким — Иоаким; Корней — Корнелий; Леон — Лев; Томас — Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

— Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

— Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Зачем?

Традиционно это первый вопрос, с которого начинаю беседу перед Крещением. Кстати, для многих вопрос совершенно неожиданный. И практически всегда один и тот же топ ответов. Конечно, бывают и экзотические, типа «эра Водолея, и надо принять Крещение», но всё же традиционно отвечают примерно одинаково. Потому что так надо, потому что все крещеные, чтобы был Ангел-Хранитель, чтобы можно было молиться за ребенка и чтобы не сглазили или не навели порчу.

Давайте разбирать эти ответы.

«Потому что так надо», то есть некая дань традиции. Хорошо, что эта традиция есть! Но надо задуматься, а что значит быть православным? В чем же суть этой традиции? Носить крестик? Два раза в год заходить в храм за куличами и святой водой? Или все же за традицией стоит нечто большее?

«Потому что все крещеные». Слава Богу, что все родственники крещеные. Но теперь вспомним о важных словах из Писания: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). В чем проявляется это «всеобщее крещение»? Все родственники регулярно ходят в храм и причащаются? Все родственники соблюдают посты, читают утреннее и вечернее правило, знают основы христианского вероучения? Нет? Тогда стоит ли крестить еще одного «номинального христианина»?

Чтобы оберегало? К этой группе относятся ответы про молитву, Ангела-Хранителя и порчу со сглазом.

Крест – это не оберег, равно как и Крещение не «магическая защита». Само по себе Крещение не означает автоматического решения всех проблем.

Для того чтобы «всё было хорошо», нужно самим стремиться жить со Христом. Не помогает автоматически подвеска со святыми Киприаном и Иустиньей, не помогает автоматически Крещение, если нет внутреннего усилия и стремления быть со Христом. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). Но и нам тоже надо пытаться жить с Богом.

Более того, принятие Крещения – это еще и вызов бесовским силам. Жили-жили, лежали на бесовском диване расслабленности, вдруг решили ходить в храм, жить какой-то духовной жизнь и т.д. Это же вызов! И после этого начинается духовная борьба, начинаются искушения. Вспомним, что произошло с Господом после Крещения в водах Иордана: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель» (Мф. 4, 1-3). Так и у нас после Крещения начинаются искушения, с которыми надо бороться.

Так зачем же креститься? Для того, чтобы жить христианской жизнью. Для того, чтобы ходить в храм, причащаться, исповедоваться, соблюдать посты и т.д. Особенно интересно беседовать со взрослыми, которые сами хотят креститься. Их обычно сразу спрашиваю: «Вы будете соблюдать пост»? Особенно интересно вопрос звучит в преддверии какого-нибудь поста. «Вы будете со следующего понедельника поститься? Вы же станете членом Церкви! Нет? А тогда зачем принимаете Крещение?»

Крещение святые отцы еще называют «таинством Входа», это первое таинство в церковной жизни. И очень важно, чтобы Крещение и Миропомазание не стали единственными таинствами в жизни человека.

Приведу простую аналогию. Для чего человек получает права? Для того, чтобы ездить. Мало кто получает их специально для того лишь, чтобы выложить фото в Instagram или красиво поставить на полочку. Всё же получают для того, чтобы ездить. Ездят все по-разному. Обычно сразу не получается. Бывает, и бампер царапают, а иногда и машину бьют. Но всё равно ездят. Это к тому, что надо хотя бы пытаться жить церковной жизнью.

Странное слово «восприемник»

Для Крещения необходимы крестные родители или, как их называют по-славянски, восприемники. Прекрасный смысловой перевод этого слова принадлежит святителю Иоанну Златоусту. «Восприемник» – это «поручитель». «По-гречески слово anadecomenoz (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника”» (прот. А. Шмеман. Из книги «Водою и духом” ).

И действительно, крестные – это люди, которые должны отвечать за своего крестника или крестницу. К сожалению, часто так бывает, что в крестные зовут просто хороших друзей. С детства дружили, были свидетелями на свадьбе и вот решили породниться. Почему к сожалению? Потому что просите своих друзей принять на себя большую ответственность и нести ее. Представим другую ситуацию: а если бы Вы попросили своих друзей стать поручителями не в таинстве Крещения, а в банке. Согласились бы они на это?

Самим крестным задаю два простых вопроса (помимо объяснения того, кто может и кто не может быть крестным).

Вопрос первый: когда в последний раз причащались? Крестный сам должен быть членом Церкви! «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Именно Причастие, а не просто «ну хожу в церковь, ну ставлю свечки, ну буду крестным». Потому что духовная жизнь человека немыслима без Причащения Святых Христовых Таин! Вспомним, что в древней Церкви отлучали от церковного общения тех, кто не участвовал в воскресном богослужении (а для первых христиан участие в богослужении было синонимом Причастия) более трех недель подряд без уважительной причины.

Вы давно этого не делали? Даже никогда? Тогда Вам нужно найти время на исповедь и Причастие.

Вопрос второй: какой Вы знаете ближайший церковный праздник? Крестный – это еще и наставник, учитель. Как можно научить тому, чего не умеешь сам? Нельзя научить кого-то, например, кататься на лыжах, если сам не умеешь этого!

Кстати, обычно слышу от будущих крестных один и тот же набор праздников: Пасха, Крещение, Троица, Покров. Тогда спрашиваю, а что такое Пасха? Кто воскрес? Зачем? Какое для нас с Вами это имеет значение?

И это не риторические вопросы. Крестный должен научить! Подрастет маленький христианин и спросит, что такое Пасха. Ему ответят, что это такой праздник, когда надо красить яйца и есть куличи, и всё. Его это не устроит, и либо он станет индифферентным православным («В церкви не интересно, нет глубокого смысла в куличах»), либо уйдет туда, где услышит что-то понятное и интересное.

С каким именем крестить?

Вот это уже больная тема современности. К сожалению, часто приходят люди с желанием креститься со вторым или «тайным» именем. Это чтобы порчу не навели и так далее. Об этом уже писал подробно и вряд ли нужно повторяться. Но вывод один: никаких тайных или вторых имен! Крестим с тем именем, которое уже есть.

Также писал уже и о «красных нитках», которые сразу же срезаю как с младенцев, так и с горе-крестных. Вообще печально видеть младенцев, которых приносят на Крещение со всякими оберегами. Должно произойти второе рождение, человек должен приблизиться к раю, а тут на него повязывают бесовскую нитку.

Можно и нужно говорить о многом перед Крещением. О нашем вероучении, хотя бы о его самых принципиальных моментах: о вере в Троицу, в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира и о многом другом.

Сейчас я хотел лишь поделиться некоторыми набросками и мыслями, которые, как надеюсь, могут помочь в дальнейшем проведении бесед перед Крещением.

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Зачем вообще нужно Крещение

Еще задолго до первых самостоятельных шагов детям предстоит сделать первый шаг к христианской жизни – принять святое Крещение. Отвечают на вопрос, зачем крестить ребенка, и принимают решение о таком ответственном событии родители и восприемники.

Крещение символизирует духовное рождение. Путем троекратного погружения в воду таинственным образом происходит очищение от грехов. На крещаемого сходит благодать Святого Духа и обновленный человек соединяется со Христом и Церковью.

Священник помазывает младенца миром после совершения Таинства Крещения

Зачем крестить ребенка

Многие задаются вопросом, зачем крестить ребенка, ведь он не может сам дать на это согласие. Якобы тем самым взрослые навязывают ему веру и образ жизни. Но с того времени, как человек рождается в мир, родители несут ответственность перед Богом не только за его тело, но и за душу. Лишая ребенка Крещения в младенчестве, отец и мать отлучают его от Церкви на неопределенный срок. Тем самым лишают радости Евхаристии, чистоты исповеди и красоты богослужений. А главное, если в период взросления случится несчастье и ребенок умрет некрещеным, родители до конца своих дней будут чувствовать свою вину.

Детей крестят по вере родителей и восприемников, чтобы они имели возможность с младенчества жить в лоне Церкви. Чтобы они участвовали в Таинствах, привыкать жить во Христе и иметь возможность войти в Царство Небесное.

Итак, нужно ли крестить ребенка в младенчестве? С православной точки зрения, конечно да. Ведь ожидая осознанного решения ребенка о Крещении, родители серьезно рискуют. В случае скоропостижной смерти чада его душа его будет лишена Царствия Небесного. Кроме того, ребенок воспитывается с младенчества в вере и это избавит его от многих ошибок. Родители делятся с младенцем важнейшим в жизни – своей верой и радостью бытия с Богом.

В каком возрасте нужно крестить ребенка

Таинство Крещения младенцев может проводиться в любой день после рождения чада. Со времен Ветхого Завета существует традиция крестить детей на 8-й или 40-й день после рождения. Раньше на 8-й день младенцам нарекали имена, мальчикам совершали обрезание. На 40-й день ребенка приносили в храм. Его посвящали Господу и приносили жертвы за дарованное чадо.

Если жизни ребенка угрожает опасность, крестить можно и нужно в любой день и не обязательно в храме. Позвать священника можно и в больницу и домой.

При крещении на 8-й день мать ребенка еще не может присутствовать из-за телесной нечистоты после родов. Поэтому в большинстве случаев Крещение проводится на 40-й день. Над женщинами читается специальная молитва об очищении и разрешительная о дальнейшем участии в таинствах Церкви. Только после этого мама сможет присутствовать на торжественном событии вместе со всеми.

Можно прибегнуть к таинству Крещения и позже. Но если родители хотят воспитать нравственную, духовно развитую личность, то нужно обязательно крестить ребенка.

В чем смысл крещения ребенка?

Часто можно слышать выражение, что дети как ангелы, они безгрешны. Тогда в чем смысл крещения младенцев? Во время Таинства Крещения на ребенка сходит благодать Святого Духа. Его нарекают христианским именем, он обретает молитвенную поддержку Церкви и заступничество святого, который был выбран во время крещения. Дети с малых лет приучаются к послушанию, общению с Богом через молитвы, единению с Ним через Таинство Евхаристии. Даже в случае несчастья дети, освященные Таинством Крещения, остаются под защитой Господа и молитвенным покровительством Церкви.

Крещеные чада, воспитанные родителями в православной вере, вырастают целостными личностями. Они знают, что всегда с ними рядом, кроме родителей земных, и Отец Небесный, Который в большей мере заботится о них и всегда услышит и поможет.

Где проводится Крещение

Если жизни ребенка ничего не угрожает, Таинство Крещения проводится в любом храме. Лучше выбрать храм, который ближе к дому, куда родители смогут потом приводить ребенка на причастие.

В исключительных случаях Крещение может проводится дома, в больнице или другом заведении, где находится ребенок. К таким случаям относятся тяжелая болезнь, угрожающая жизни ребенка, заболевания, с которыми невозможно посещение храма и подобные ситуации.

В какие дни можно крестить ребенка?

Крещение может совершаться в любой день, независимо от постов и праздников. Обычно в каждом храме свой распорядок для данного таинства. Поэтому день для крестин лучше выбирать по согласованию со священником. Если мама хочет присутствовать при торжественном событии, нужно подождать 40 дней после родов и попросить батюшку прочитать положенные молитвы.

Каким именем крестить детей?

По церковным традициям имя ребенку выбирают по святцам. Можно взять имя любимого святого семьи или желаемого покровителя для вашего ребенка.

Если имя выбрано европейское или необычное, нужно спросить у батюшки, каким православным именем лучше крестить в таком случае.

Крестные родители

Крестных обычно выбирают из близкого круга друзей или родных. Но многие забывают, что на восприемников возлагается большая ответственность по христианскому воспитанию чада. Они в ответе за спасение душ своих крестников. Поэтому крестными должны быть верующие люди, воцерковленные, которые не понаслышке знают, что такое религиозная жизнь и смогут научить этому маленького христианина.

Крестными родителями одного ребенка не могут быть супруги или пара, которая собирается вступить в брак. Супругам разрешается быть восприемниками у разных детей одних родителей, если крестины проходят в разное время.

Согласно церковным традициям у мальчиков восприемником должен быть мужчина, у девочек женщина. Обычно выбирают двух крестных, но не запрещается приглашать только крестную или только крестного.

Сейчас во всех храмах обязательно перед Крещением проводить беседы с восприемниками. Время встречи со священником для таких бесед лучше уточнять в храме, где будут проводиться крестины.

Что нужно для крещения ребенка?

Во-первых выбрать храм и уточнить дни проведения таинства Крещения.

Выбрать крестных родителей и договориться с батюшкой о беседах перед Крещением.

Купить все необходимое: крестик, нарядную сорочку и полотенце, чепчик (для девочек), свечи, можно купить икону святого, по имени которого крестится ребенок.

Приготовить бутылочку с водой или пустышку.

Сменную одежду по сезону для переодевания после Крещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *