Зачем нужна профориентация?

Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.

Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.

С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.

В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе — десять.

Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель — помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.

Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.

Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:

  • узнать больше об интересной профессии, что может в дальнейшем отразиться на выборе вуза и карьеры;
  • закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные в школе;
  • сформировать важные компетенции, такие как дисциплинированность, коммуникативность, адаптивность, осознанность, ответственность;
  • реализовать свой проект в реальных условиях — в том случае, если место практики непосредственно связано с проектной работой ученика.

При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.

Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора — для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.

Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — всё это часть профориентационного процесса.

Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.

Подготовка к практике (ноябрь–февраль)

Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.

Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?

Определение места практики (весна)

На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование.

Резюме практиканта

Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.

В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.

Мотивационное письмо

Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.

В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.

Собеседование

Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.

Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.

Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.

Практика (июнь)

Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.

Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.

Обсуждение итогов

По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.

В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Что случилось со мной в процессе летней практики?
  • Какие процессы в практике стали моим опытом?
  • Как и где я планирую использовать этот опыт?
  • К каким выводам я пришел/пришла?

Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.

При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.

В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.

Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации

Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:

  • фабрика Ahmad;
  • музей А. С. Пушкина;
  • кафедра экологии РАН;
  • кафедра океанологии МГУ;
  • НИИ Микробиологии;
  • центр психологического консультирования;
  • «Старая аптека»;
  • коллегия адвокатов Павла Астахова;
  • телеканалы «СТС», «Россия 1», «Первый», «Бобер», «Дождь»;
  • радиостанция «Эхо Москвы»;
  • журнал «Собеседник»;
  • МГТУ им. Баумана;
  • сеть магазинов Bosco di Ciliegi;
  • архитектурные агентства АВD и «Господин оформитель»;
  • театры Марка Розовского и Стаса Намина, «Театр Луны», «Гоголь-центр»;
  • «Лукойл»;
  • рекламное агентство Strong;
  • «Московский кредитный банк» и др.

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Уважаемые родители!

Все в жизни мы делаем ради своих детей. Мы хотим, чтобы они были лучше, успешнее и счастливее нас. И мы делаем все, чтобы помочь им этого достичь.

Как сделать ребенка успешным

Всем нам очень хочется, чтобы наш ребенок был счастлив в жизни. Понятие счастья очень емкое, но можно выделить по-крайней мере три важных составляющих счастья:

– человек должен найти себя в жизни, т.е. реализовать свои способности, исполнить свое предназначение

– быть полезным обществу, получить общественное признание, а значит – стать Мастером своего дела

– достойно зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью – быть финансово свободным

Все эти составляющие успеха зависят от того:

– какими личными качествами и способностями обладает ваш ребенок

– насколько эффективно он ставит себе цели и умеет их достигать

– насколько правильно он выбрал то дело в жизни, в котором он хочет реализовать себя

Все эти факторы человеку необходимо оценить, проанализировать и выбрать желательно еще в молодости, потому что для любых достижений человеку может не хватить времени.

Зачем нужна профориентация

Процесс выбора жизненных альтернатив называется самоопределением, а процесс педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения называется профориентацией.

Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Это сознательное, разумное определение человеком собственной личности:

  • чем я отличаюсь от других?
  • что я из себя представляю?
  • какую нишу я собираюсь занять в обществе?
  • какой деятельностью буду заниматься?

Профориентация — это помощь в профессиональном самоопределении.

И эту помощь как раз и нужно оказать детям, причем оказать ее во-время, профессионально и эффективно.

К сожалению, у большинства родителей слово профориентация ассоциируется с профессиональными техническими училищами (бывшими ПТУ), с учебно-производственным комбинатом (УПК) в советской школе и, в редких случаях, с какими-то психологическими тестами, которые когда-то давали в школе.

Разумеется, это не имеет почти ничего общего с современными представлениями и технологиями профориентации центра PROF.Navigator.

По статистике Министерства труда и занятости около 60% россиян работают не по полученной профессии, а 75% – недовольны своей работой. То есть мы учимся в школе, техникуме, ВУЗе, тратим на это многие годы совей жизни, а по факту имеем НЕлюбовь и НЕуспех. Никто из нас не хотел бы, чтобы наш ребенок присоединился к этому несчастному большинству.

Что стоит за этими двумя словами – «выбрать профессию?» То, чем ваш ребенок будет заниматься как минимум треть жизни. То, что сделает его или навсегда счастливым или навсегда несчастным. Принесет удовольствие, уважение людей и гордость за свои успехи или клеймо неудачника, низкую самооценку.

Одной из главных причин является то, что человек не знает своих истинных способностей и талантов, неправильно или случайно выбирает профессию, а потом не использует и не развивает свои способности в профессии, в которой эти таланты были бы наиболее востребованными.

При этом, большинство родителей ежемесячно тратит на развитие своих детей деньги, вкладывает деньги в образование и порой не одно. Абсолютное большинство детей посещают один или два кружка или спортивной секции, занимаются английским языком, программированием, танцами и многим другим. Если эти действия делаются без учета способностей и профессиональных перспектив ребенка, то такие вложения, хотя в целом и полезны, но бесперспективны для карьеры и могут быть использованы значительно эффективнее.

Без знаний о «своей» профессии человек рискует двигаться по жизни медленно, постоянно упираясь в тупики и тратя все новые и новые суммы. Сначала – на лишних репетиторов, потом – на получение другого образования. Такой человек не может начать строить полноценную карьеру, он мечется, меняет компании, получает на 10 процентов меньше других и лишает себя выслуги лет.

Поэтому итог отсутствия профориентации – минус десять лет жизни, минус полтора миллиона рублей и клеймо неудачника, от которого трудно избавиться всю жизнь.

Таким образом, профориентация лежит в основе профессионализма и карьерного успеха.

Нет качественной профориентации – нет успехов в профессии!

Как родители относятся к профориентации

По нашим многолетним наблюдениям родители в вопросе помощи в выборе профессии делятся на 4 категории:

  1. Очень малая часть родителей (3-5%) – мало интересуются жизнью своего ребенка, поэтому редко ходят на родительские собрания в школу и считают, что государство должно позаботиться и об образовании, и о трудоустройстве их ребенка.
  2. Большинство (около 75%) родителей – ничего не знают о профориентации, считают ее пустой тратой времени и денег и думают, что дети должны определиться сами, без посторонней помощи. Мол, мы как-то сами выбрали же себе профессию, значит и у ребенка получится. Такие родители сами не осознают как они добились успеха или неуспеха в жизни, как правило не любят свою работу, а просто привыкли ходить на нее, считая, что профессия и работа не может доставлять удовольствие, а должна лишь приносить деньги для обеспечения семьи.
  3. Часть родителей (около 15%) – понимают, что сами выбрали свою профессию неправильно (как правило, под давлением своих родителей), не добились в жизни тех результатов, о которых мечтали, поэтому хотят помочь своему ребенку не допустить своих ошибок и считают профориентацию важной и необходимой. Такие родители наблюдают за своими детьми и интересуются тем как помочь своему ребенку, но порой повторяют свои ошибки, когда навязывают свои карьерные сценарии, говоря о стабильности, сложной ситуации на рынке труда. В итоге, часто даже после прохождения профориентации, склоняют своих детей к своей профессии и своим же ошибкам.
  4. Малая часть родителей (около 5%) – сами достаточно успешны, любят свою профессию, с удовольствием работают в ней и добиваются больших высот. Такие родители обладают победным менталитетом и постоянно прививают его своим детям, активно развивая их. Их дети, как правило, не по годам развитые, обладают широким кругозором, умеют ставить цели и добиваться их. При этом, такие родители не навязывают своего мнения – наоборот, они приводят детей на профориентацию, чтобы дети поработали над собой вместе со специалистами в профориентации, осознанно выбрали будущую профессию и дальше начали активно развиваться в направлении выбранной профессии.

Несмотря на это, все без исключения родители любят своих детей, желают им счастья и стараются так или иначе развивать своих детей.

При этом, практически никто из родителей, даже самых «продвинутых» не знает технологий современной профориентации и очень удивляются, что в центре PROF.Navigator способны помочь им понять ребенка и подобрать оптимальную профессию еще задолго до выпуска из школы.

Альбина Николаевна, мама 10-классника:

«Как жаль, что в наше время не было такой профориентации! Сама я бухгалтер, мне нравится моя работа, но я выбрала свою профессию случайно, по совету мамы. Мне очень повезло, что все сложилось в жизни, но могло бы так не повезти.
Моему сыну в центре профориентации порекомендовали профессию врача-педиатра, которую я не предполагала. У нас в семье нет врачей, поэтому хотя я и думала о профессии врача, ничего порекомендовать сыну в этом направлении не могла. Знала, что на крайний случай, бухгалтером его устрою. А специалисты в Профнавигаторе серьезно изучили психологию Егора, дали ему возможность побывать в больнице, познакомили с врачами. Он очень воодушевлен! Сейчас готовится к биологии и химии, которую мы до сих пор особо не изучали. У нас есть надежда поступить по целевому набору Министерства здравоохранения области, а это значит, что начало карьеры моему сыну обеспечено»

Алла Ивановна, мама 9-классницы

«Когда я заказала ребенку профориентацию в Профнавигаторе, все мои знакомые и коллеги по работе говорили: «Зачем тебе это? Это же просто сбор денег!» Дочь прошла профориентацию и сейчас я точно знаю, что не зря! Во-первых, я поняла, что мы неправильно воспитываем дочь. Мы с отцом как-то само собой воспитывали ее как солдата (муж тоже профессиональный военнослужащий), не слишком обращая внимание на то, что она оказывается обладает сильными врожденным логическим интеллектом. Во-вторых, выяснилось, что я абсолютно не знаю какие есть профессии, кроме тех, которые прошла сама. Я всегда служила – сначала в армии, потом в МВД. Была и снабженцем, и участковым, и охранником. Иногда мне нравилась моя работа, но сейчас понимаю, что засиделась на одном месте, возможно и хотела бы сменить профессию, но уже не могу, да и практически не знаю вообще ничего, что происходит за пределами моей работы. Поэтому рада, что моей дочери рассказали про разные профессии, направили ее в 10-11 класс (она хотела уходить после 9-го), отговорили от патрульно-постовой службы и сориентировали на профессию «Эксперт-криминалист». Теперь у нас с ней главная задача – узнать про ограничения по зрению при поступлении в Институт МВД и либо сделать операцию на глаза, либо подойти к профессии через другое образование – как наметили в Центре PROF.Navigator. В итоге я и сама хочу прийти в Профнавигатор посоветоваться по дальнейшей моей работе после выхода на пенсию в МВД»

Елена Алексеевна, предприниматель, мама 4-классника

«Мне самой было интересно правильно ли я воспитываю сына, потому что многие мои подруги говорили о том, что я слишком требовательна к нему, при том, что он посещает 2 спортивных секции, танцы и английский язык. Сына я привела в Профнавигатор по совету одной знакомой, у которой ребенок здесь проходил профориентацию и они остались очень довольны. Я сомневалась, что ребенку нужна профориентация в таком малом возрасте, но узнав, что в центре можно понять врожденные способности ребенка, начиная с 10 лет, получить рекомендации по его воспитанию и самое главное наметить перспективные направления развития – у них эта услуга называется «Вектор развития», решила привести ребенка. Оказалось, что мои жесткие методы воспитания были правильными, с моим ребенком действительно нужно разговаривать по-взрослому, по-деловому.
В Профнавигаторе мне очень подробно рассказали об особенностях психики моего ребенка, о том каким он будет во взрослом возрасте и что для него полезно и перспективно, а что – не очень. Так мы приняли решение отказаться от дальнейших занятий танцами, а летом пройти школу по программированию и робототехнике, а осенью записаться в «Кванториум» (об открытии которого я узнала только на консультации в центре) на инженерные направления, так как именно в технических направлениях моего сына нужно пробовать в первую очередь. Теперь придем в Профнавигатор в следующем году оценить результаты и получить новые рекомендации по развитию»

Наша рекомендация родителям – это активно участвовать в жизни ребенка на всех этапах его учебы в школе, но делать это доброжелательно, диликатно, не навязывая своего мнения, а предоставляя возможности и обсуждая их с ребенком.

Вам нужно больше общаться, показывать различных видов деятельности, показывать и рассказывать о своей работе – это позволит ребенку в своих размышлениях «оттолкнуться» от профессии родителей, как бы создать «мыслительный упор».

Вместе с тем, советуем родителям иметь, кроме своего собственного, еще и мнение специалистов по профориентации – это позволит расширить картину мира не только детям, но и родителям, посмотреть на ребенка объективно, получить возможности для развития, о которых вы не знали и даже не подозревали.

Какие вопросы волнуют родителей

К сожалению, к вопросам профориентации родители приходят только к моменту окончания ребенком школы, когда надо определиться с экзаменами При этом самыми распространенными причинами обратиться к специалистам по профориентации являются:

  • Куда поступать после школы?
  • Какие экзамены выбрать на ЕГЭ?
  • Куда можно на бюджет поступить?
  • А инженером (программистом, экономистом, музыкантом и пр, и пр.) где сейчас на работу устроиться?
  • Как мотивировать ребенка на учебу в школе?
  • Как отучить ребенка от игры в компьютер?
  • Где ребенок потом работать будет, если все производства позакрывали и в стране все плохо?
  • В какие школы (кружки, секции, репиторам, курсы и пр.) лучше ребенка отправить?

На все эти вопросы нужно вместе с ребенком отвечать вот в такой последовательности:

1) выбираем профессию

2) выбираем учебное заведение (техникум или ВУЗ), в которых готовят к этой профессии

3) определяем какие экзамены нужно сдавать и какие предметы нужно изучать

4) активно развиваем ребенка в направлении выбранной профессии – подбираем занятия, кружки, секции, подтягиваем успеваемость по соответствующим предметам, ведем на практику или подработку

5) усиленно готовимся к выбранным экзаменам ОГЭ или ЕГЭ 6) поступаем в учебное заведение и начинаем приобретать профессиональные компетенции

Мы знаем, как порой непросто найти контакт со своим ребенком-подростком, как убедить его проделать эту работу, но поверьте – это очень нужно как ему, так и вам. И когда вы определитесь с выбором наиболее оптимальной профессии для вашего ребенка, то в ваши отношения вернутся доверие и взаимопонимание. Ведь ничего не сплачивает нашу семью больше, чем стремление к важной и понятной всем цели.

Как помочь ребенку в выборе профессии

Свою профессию ребенок должен выбрать сам, однако мы – взрослые, родители, педагоги – должны дать ему возможность получить достоверную и объективную информацию о том какими способностями, желаниями, ценностями он обладает, а также дать полную картину профессий и человеческой деятельности, которую ребенок порой черпает лишь из обрывков школьных знаний, чатов и форумов с друзьями.

Для начала, мы рекомендуем определить насколько ваш ребенок вообще готов к выбору профессии и понять направление его выбора на сегодняшний день. Для этого пройдите бесплатный тест у нас на сайте и приходите на БЕСПЛАТНУЮ консультацию к нам в Центр. На этой консультации лучше присутствовать и ребенку, и родителю, потому что именно в такой трехсторонней беседе со специалистом возможно донести до ребенка важность выбора профессии в жизни и объективную картину его текущего выбора. На консультации происходит проблематизация ребенка (а иногда и родителя) и определение дальнейших действий по профориентации.

Здесь нужно отметить, что дети зачастую не понимают смысла этой предварительной встречи, говорят родителям о том, что они все уже решили сами, выбрали профессию – «отстаньте», «не трогайте меня», «не лезьте – это мое дело» – вот лишь некоторые типичные фразы неопределившихся, но уже пытающихся отстоять свою самостоятельность подростков.

Современные дети сильно отличаются от нас с вами!

Действительно, сейчас абсолютно другое время: цифровых технологий, гаджетов, клипового мышления.

Все это оказывает колоссальное влияние на выбор будущего, дополняя основных «советчиков»:

  • прежде всего, родителей (они решают за ребенка в половине случаев)
  • друзей – они в этом возрасте даже порой влиятельнее родителей
  • интернет, ВКонтакте, реклама.

Нужно очень тщательно подойти к вопросу такого влияния и различить среди этого хаотичного хора голос самого ребенка. Но учитывая при этом, что подросток не в состоянии понять ответственность и последствия неправильного выбора (его мысли заняты другим, физиологический и психологический процесс взросления – реально ему сейчас не до выбора профессии), поэтому пока выбор профессии – это ваша ответственность, уважаемые родители. Вы не должны выбирать за него, но должны уделить внимание этому вопросу и дать ему правильную и полную информацию для осознанного выбора.

Олег Яценко, директор Центра PROF.Navigator:

«На одном из родительских собраний пришла 10-классница Лена, а позже пришла ее мама, сев на другой ряд от дочери. Лена с порога сказала, что ее привела мама, ей все это не нужно, так как она уже выбрала профессию – медицинская кибернетика, и сама идет к ней. Я начал мастер-класс с того, что обратился к Лене с просьбой ответить на несколько вопросов о ее будущей профессии, для того чтобы показать другим ребятам как нужно правильно выбирать профессию. Лена начала бойко рассказывать о том, она отличница, что всегда интересовалась физикой и математикой и выигрывала олимпиады по ним, считает перспективным направлением медицину и так как химию на экзамены выбирать не хотела, то нашла специальность «Медицинская кибернетика». Дальше оказалось, что она не поняла главного – чем занимаются специалисты в этой профессии, а именно аппаратными исследованиями, IT, обслуживанием и ремонтом сложной медицинской техники – радиоэлектронной аппаратуры! Она никогда в жизни не разбирала компьютеры, не разбирается в технике, не умеет паять, а программирует только по школьной программе. Она считала, что она будет разрабатывать медицинские приборы, однако не представляла реально что это такое, навыков и знаний у нее для этого пока нет, да и с желаниями (а ведь в любой медицинской профессии главное – желание помочь людям) тоже надо разбираться. Мама Лены, слушая выступление Лены все время краснела, бледнела, но не проронила ни слова. После родительского собрания Лена вместе с мамой подошли, чтобы обсудить как пройти у нас профориентацию и «все-таки нормально определиться с профессией».

Если ребенок хорошо готов, то консультант ответит на его вопросы (которые точно есть у ребенка) по профессии и обучению. Полезно также заглянуть в Справочник абитуриента и посмотреть ориентиры по учебным заведениям и вступительным испытаниям.

Если ребенок готов плохо, то консультант предложит те методы профориентации, которые наиболее подходят в ситуации конкретной семьи.

Если родители принимают решение пройти профориентацию у нас в центре, то далее этот процесс проходит в несколько этапов:

  1. Типирование – определение врожденных способностей – ведущих свойств психики ребенка. Это собеседование ребенка с двумя специалистами в области информационного психоанализа. Представляет собой интересное интервью длительностью 30-40 минут.
  2. Психодиагностика – определение психологических характеристик личности, текущего психологического состояния ребенка, выраженных черты характера, самооценки, анализ профессиональных интересов и склонностей. Представляет собой беседу ребенка с детским психологом, в которое включены некоторые задания – например выполнение ребенком рисунков, ответов на небольшое количество тестовых вопросов.
  3. Профдиагностика – анализ биографии, успеваемости, интересов и хобби, приобретенных компетенций, достижений. Проходит в виде нескольких интервью и бесед со специалистами-профконсультантами.
  4. Экспертиза компетенций и достижений – анализ творческих работ ребенка ведущими экспертами региона – рисунков, сочинений, поделок, спортивных результатов, музыкальные, театральные прослушивания, хореографические просмотры и др.
  5. Профориентационная беседа и/или посещение реальных рабочих мест с экспертом по предполагаемой профессии.
  6. Профконсультация – отчет о проделанной работе с рекомендациями одной основной профессии и специальности и нескольких запасных вариантов профессий, а также профессиональным карьерным планом.

Это авторская запатентованная технология глубинной профориентации, которая была разработана в Центре.

По окончанию работы выдается отчет о выборе профессии объемом 50-60 страниц с выводами исследований, рекомендациями по поступлению, профессиональному и личностному развитию, дополнительных занятий, секций, кружков, курсов, тренингов, репетиторов.

Таким образом, родители получают экспертную картину способностей своего ребенка, независимую психологическую объективную оценку его желаний и устремлений (а именно от этого сильно зависят его дальнейшие успехи), понимают на какие учебные предметы сделать упор, какие дополнительные занятия посещать, куда поступать и сколько баллов нужно примерно набрать на экзаменах, чтобы поступить в учебное заведение на бюджетной основе.

В центре PROF.Navigator существует и множество других инструментов, которые способны помочь ребенку развиваться – это тренинги, курсы, практики, подработка, экскурсии, летний лагерь. Также у Центра множество партнеров в сфере дополнительного образования, которые вам порекомендуют для развития ребенка в заданном направлении. Но начинать, на наш взгляд, необходимо именно с Выбора профессии, так как именно этот выбор закладывает прочный фундамент самоопредления и целеполагания ребенка, что повысит эффективность и дальнейших этапов развития ребенка.

В отличии от школьной профориентации и самостоятельных попыток родителей субъективно оценить своих детей или направить их в выборе профессии по своим стопам, Центр PROF.Navigator делает это глубинно, объективно, индивидуально и экспертно.

Итак, краткое резюме:

  • Родители должны помочь детям самоопределиться – выбрать профессию. При этом не нужно выбирать профессию за них, навязывая свое мнение, но нужно создать условия и дать им всю необходимую информацию.
  • Воспользуйтесь бесплатным тестом и пройдите консультацию у специалистов центра профориентации PROF.Navigator – это будет отправной точкой для принятия дальнейших решений по выбору профессии
  • Если ребенок плохо готов к выбору профессии и вы, как родители, чувствуете, что сами не сможете объективно оценить его способности и желания, лучше воспользоваться услугами специалистов по профориентации. Это сэкономит вам и вашему ребенку массу времени и денег и позволит реализовать его потенциал в жизни максимально эффективно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *