Задостойники ноты

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)


Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото 31.12.2004 г.
Двунадесятые праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы

1. – величание Благовещению (Знаменного распева).

2. – прокимен на утрени (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).

3. – второй светилен Благовещения (Знаменного распева в изложении диак. С.З. Трубачева).

4. – светилен Благовещения (муз. диак. С.З. Трубачева).

5. – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (Монастырского напева в изложении А. Касторского).

6. – стихира Благовещения на «Господи, воззвах» (перел. для однородного хора архим. Матфея).

7. – стихира на литии в день Благовещения, глас 1 (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).

8. – стихира на литии в день Благовещения, глас 2 (Знаменного распева).

9. – тропарь Благовещению, глас 4 (Греческого распева в изложении архим. Матфея).

Богоявление (Крещение Господне)

1. – величание Крещению Господню (Знаменного распева в гармонизации Ледковского).

2. – cедален по полиелее, подобен «Удивися Иосиф» (Напев Киево-Печерской лавры).

3. – тропарь и кондак предпразнству (5 января) (Греческого распева).

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

«Велий Господь и хвален зело…» – антифоны Введения (1-й, 2-й и 3-й) на Литургии (Знаменного распева).

2. – величание Введения (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).

3. – ирмосы 2-го канона на Введение во храм Пресвятой Богородицы (Греческого распева в гармонизации А.Е. Ставровского).

«Днесь храм одушевленный» – песнопение по Евангелии (по 50-м псалме, «Слава…» вместо «Молитвами Богородицы…») (Знаменного распева).

5. – припевы на 9 песни канона Введения (напев ирмология Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева).

6. – cтихира Введения на входе, глас 8 (Знаменного распева).

7. – тропарь Введению (Греческого распева по обиходу А. Ставровского).

Воздвижение Креста Господня

1. – величание на Воздвижение Креста (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского в переложении архим. Матфея).

2. – величание на Воздвижение Креста (Путевого распева).

3. – из чина Воздвижения Креста (муз. гр. Ф. Львовского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).

4. – стихира самогласна на поклонение Кресту (Муз. Л.В. Ладыженского в преложении архим. Матфея).

5. – задостойник Воздвижения Креста (Знаменного распева).

6. – задостойник Воздвижения Креста. (муз прот. П. Турчанинова, переложение Е.С. Азеева).

7. – запевы Кресту Господню на молебне Воздвижения (в изложении архим. Матфея).

8. – ирмосы Воздвижения Креста (напева Киево-Печерской Лавры).

9. – ирмосы Воздвижения Креста (напева Владикавказского Покровского женского монастыря в изложении архим. Матфея).

10. – кондак Воздвижению Креста (Греческого распева в изложении архим. Матфея).

11. – кондак Воздвижению Креста (муз. неизвестного автора).

12. – тропарь Воздвижению Креста (муз. П.Г. Гончарова в переложении архим. Матфея для мужск. хора).

13. – тропарь Воздвижению Креста (Знаменного распева в излож. А.Д. Кастальского).

14. – тропарь Воздвижению Креста (в обработке С.В. Крылова).

15. – тропарь Воздвижению Креста (обиходное в изложении архим. Матфея).

16. – тропарь Воздвижению Креста (по А.Д. Кастальскому, № 18. В изложении архим. Матфея).

17. – причастен Воздвижения (по Н.А. Римскому-Корсакову в гармонизации архим. Матфея).

18. – светилен Воздвижения (муз. диак. С.З. Трубачева в редакции архим. Матфея).

20. – седален по 2-м стихословии Воздвижения Креста, глас 8 (Знаменного распева).

21. – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6 (Знаменного распева).

22. – стихира Воздвижения на «Господи, воззвах», глас 6, подобен «Все отложше» (напева Седмиезерной пустыни).

23. – стихира на поклонение Кресту (муз. С. Панченко).

24. – стихира на стиховне, самоподобен, глас 5 (Знаменного распева в гармонизации П. Мироносицкого в ред. архим. Матфея).

25. – стихира на стиховне, самоподобен (Знаменного распева).

26. – стихира на хвалитех (Знаменного распева).

27. – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (напева Оптиной пустыни из старых нот иером. Нафанаила).

28. – стихира на хвалитех, самоподобен, глас 8 (в изложении А.Д. Кастальского в переложении архим. Матфея для мужск. хора).

29. – стихира на хвалитех, самоподобен (двенадцатистрочный).

30. – тропарь Кресту (Греческого распева).

31. – тропарь Кресту (Греческого распева в гармонизации архимандрита Матфея).

32. – тропарь Кресту, глас 1 (Знаменного распева).

Вознесение Господне

1. – антифоны Вознесения Господня (в изложении архим. Матфея).

2. – блаженны на Литургии из 9 песни канона Вознесения Господня.

3. – величание Вознесения Господня (Знаменного распева по А.В. Касторскому в переложении архим. Матфея).

4. – ирмосы Вознесения Господня (сокращенный Знаменный распев в гармонизации А.Е. Ставровского).

5. – кондак Вознесению (Лаврское).

6. – причастный стих (в изложении архимандрита Матфея).

7. – стихира на входе, глас 6, подобен «Все отложше» (напев Семиозерной пустыни).

8. – стихира на литии, глас 4 (Киевского распева).

9. – стихира на литии, глас 1 (Знаменного распева).

10. – cтихира на стиховне, самогласна, глас 2 (Знаменного распева).

11. – тропарь Вознесению Господню (Греческого распева в изложении архим. Матфея).

12. – тропарь Вознесению Господню, глас 4 (обиход Синодального хора по А.Д. Кастальскому).

Вход Господень в Иерусалим

1. – величание в Неделю ваий (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского. Подарено В.С. Комаровым, регентом Патриаршего собора).

2. – величание в Неделю ваий (Знаменного распева в гармонизации А. В. Касторского в переложении архим. Матфея).

3. – стихира на «Господи, воззвах», самогласна, в Вербное воскресенье, глас 6 (Знаменного распева).

4. – стихира в Неделю ваий (напев Троице-Сергиевой Лвры в изложении иером. Нафанаила).

5. – кондак в Неделю ваий, глас 6 (в редакции Д. Соловьева).

6. – прокимен на утрени в Неделю ваий, глас 4 (Знаменного распева в гармонизации архим. Матфея).

7. – cтихира на литии в Неделю ваий, глас 1 (Знаменного распева).

8. и литии в великую вечерню на Вербное воскресенье, глас 6 (Киевского распева).

9. – трипеснец на повечерии в Неделю ваий (напев ирмология Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).


Фото середины 80-x гг. XX века

День Святой Троицы. Пятидесятница

1. – величание в день Святой Троицы (муз. Б.С. Додонова).

2. – величание (Знаменного распева в гармонизации Б.М. Ледковского).

3. – кондак Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева в переложении архим. Матфея).

4. – кондак Пятидесятнице, глас 8 (Греческого распева).

5. – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении архим. Матфея).

6. – глас 8, самоподобен (напева Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации иером. Нафанаила (Бачкало)).

7. – глас 8 (напев Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).

8. – прокимен на утрени (напева Киево-Печерской Лавры).

9. – cедален по полиелее, подобен «Повеленное тайно» (напева Киево-Печерской Лавры).

10. – стихира на «Господи, воззвах» (напева Соловецкого монастыря в гармонизации архим. Матфея для однородного хора).

11. – стихира на литии, глас 2 (Знаменного распева в гармонизации Д.М. Яичкова).

12. – тропарь и кондак Св. Троице (напева Киево-Печерской Лавры).

13. – тропарь Пятидесятнице и всем русским святым, 8 глас (напева Троице-Сергиевой Лавры в изложении архим. Матфея).

14. – тропарь Пятидесятнице (Греческого распева в гармонизации архим. Матфея).

15. – тропарь Св. Троице, глас 8 (Греческого распева в гармонизации Д. Соловьева).

16. – тропарь Св. Пятидесятнице (Муз. С.И. Зубачевского, переложение архим. Матфея для мужск. хора).

17. – тропарь Св. Пятидесятнице (муз. прот. Христофора).

18. – стихира на стиховне, 6 глас (Киевского распева по методике А.Д. Кастальского).

19. – стихира на стиховне (муз. прот. Д.В. Аллеманова, переложение архим. Матфея).

20. – стихира на стиховне (Знаменного распева).

21. – прокимен Св. Троицы на утрени (Напева Киево-Печерской Лавры)

22. – стихиры на «Господи воззвах”, глас 2 (Знаменного распева)

23. – тропарь Св. Троицы (Напева Киево-Печерской Лавры)

24. – молитва Святому Духу, глас 6, подобен «Отчаяни есмы” (Для малого хора в изложении архим. Матфея)

25. – молитва Святому Духу (Знаменного распева в изложении В.А. Фаеева)

Рождество Пресвятой Богородицы

«Помяни, Господи, Давида” – антифоны Рождества Богородицы

2. – величание на Рождество Богородицы (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского в переложении архим. Матфея)

3. – ирмосы Первого канона Рождества Богородицы, глас 2 (Напева Киево-Печерской Лавры) Ирмосы. Напев КПЛ.

4. – стихира на «Господи воззвах”, глас 6 (Знаменного распева)

5. – стихира на литии в День Рождества Богородицы, глас 1 (Знаменного распева)

6. – стихира по 50-м псалме, глас 6.

7. – тропарь Рождества Богородицы (Греческого распева)

Сретение Господне

1. – антифоны службы Сретению (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)

2. – величание на Сретение Господне (Знаменного распева по обиходу А. В. Касторского)

3. – величание на Сретение Господне (Путевого распева)

4. – задостойник Сретения Господня (В переложение Е.Ст. Азеева)

5. – задостойник Сретения Господня (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)

6. – ирмосы службы Сретению (по Ирмологию нотного пения Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, 1904 г.)

7. – Припевы Сретению на 9 песни (По Ирмологию Троице-Сергиевой Лавры в гармонизации диак. С.З. Трубачева)

8. – cедален по полиелее, подобен «Удивися Иосиф” (Напева Киево-Печерской Лавры)

9. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (Знаменного распева в гармонизации Д. Соловьева)

10. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме, 6 глас (В изложении архим. Матфея)

11. – стихира Сретению, на входе и по 50-м псалме (Киевского распева в гармонизации архим. Матфея)

12. – стихира на литии службы Сретению Господню, глас 5 (Знаменного распева)

13. – тропарь Сретению (Греческого распева в изложении архим. Матфея)

Успение Пресвятой Богородицы

1. – величание Успению Божией Матери (Знаменного распева по обиходу А.В. Касторского)

2. – задостойник на Успение Богородицы. (Знаменного распева в гармонизации П.Г. Чеснокова, ор. 22 №17)

3. – ирмосы Успению Божией Матери (Напева Киево-Печерской Лавры в изложении А. Фатеева, взяты из нотного обихода Глинской пустыни).

4. – кондак Успению Божией Матери, глас 2 (Знаменного распева)

5. – кондак Успению Божией Матери (Напев Валаамского монастыря)

6. – стихира «И ныне…” на стиховне, глас 4 (Знаменного распева)

7. – стихира «И ныне…” на хвалитех (Знаменного распева)

8. – стихира «И ныне…” на хвалитех (Напева Киево-Печерской лавры)

9. – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Е.С. Азеева)

10. – светилен Успению Божией Матери (Знаменного распева в гармонизации Гр.Ф. Львовского в переложении для мужск. хора архим. Матфея)

11. – стихира Успению Божией Матери на «Господи воззвах”, самоподобен (двенадцатистрочный, напева Киево-Печерской Лавры)

12. – стихира Успению Божией Матери на литии, глас 1 (Знаменного распева)

13. – стихира Успению Божией Матери на литии, подобен «Все отложше”

14. – тропари на Блаженнах в день Успения Божией Матери

15. – Тропарь Успения Божией Матери (муз. А.Е. Ставровского)

Тэги: Нотный архив, Архимандрит Матфей (Мормыль)
Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *