Закон божий

Закон Божий. Руководство для семьи и школы (0) Протоиерей Серафим Слободской

ENG



Закон Божий

Руководство для семьи и школы

Составил протоиерей Серафим Слободской

Второе издание
Исправленное и дополненное

Типография преп. Иова Почаевского
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA
1967

Интернетское издание
25 декабря 2005/07 января 2006 г.
Рождество Христово

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Часть 1 — Предварительные понятия

Часть 2 — Молитвы

Часть 3 — Священная история Ветхого и Нового Завета

    Ветхий Завет
    Новый Завет

Часть 4 — О вере и жизни христианской

    1. О вере христианской
    2. О жизни христианской

Часть 5 — О богослужении Православной Церкви

    Важнейшие действия при совершении таинств
    Краткие сведения об особенностях Богослужений годового круга

Послесловие

ПОДРОБНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Часть 1 — Предварительные понятия

    1. О мире
    2. О Боге
    3. Свойства Божии
    4. О молитве
    5. О грехе
    6. О крестном знамении
    7. О поклонах
    8. Какие бывают молитвы
    9. Когда Бог слышит нашу молитву
    10. Где и когда можно молиться Богу
    11. О храме
    12. Благословение священника
    13. О святых иконах

      Как изображается Бог на святых иконах
      Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах
      О святых ангелах
      О святых людях
      О нимбах на иконах

    14. Почему мы называемся православными христианами

Часть 2 — Молитвы

    1. Краткие молитвы
    2. Хвалебная молитва Господу Богу
    3. Молитва мытаря
    4. Молитва Господу Иисусу
    5. Молитва Святому Духу
    6. Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое»
    7. Славословие Пресвятой Троице
    8. Молитва Пресвятой Троице
    9. Молитва Господня
    10. Ангельское приветствие Божией Матери
    11. Хвалебная песнь Богородице
    12. Самая краткая молитва к Божией Матери
    13. Молитва Животворящему Кресту
    14. Молитва ангелу хранителю
    15. Молитва святому
    16. Молитва за живых
    17. Молитва за умерших
    18. Молитва пред учением
    19. Молитва после учения
    20. Молитва перед вкушением пищи
    21. Молитва после вкушения пищи
    22. Утренняя молитва
    23. Вечерняя молитва
    24. Учитесь читать и молиться по церковно-славянски
    25. Сравнительная таблица чисел

Часть 3 — Священная история Ветхого и Нового Завета
Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета

    1. Ветхий Завет
      1. Сотворение неба — невидимого мира
      2. Сотворение земли — видимого мира

        Беседа о первом дне творения
        Беседа о втором дне творения
        Беседа о третьем дне творения
        Беседа о четвертом дне творения
        Беседа о пятом дне творения
        Беседа о шестом дне творения

      3. Как Бог сотворил первых людей
      4. Жизнь первых людей в раю

        Беседа о человеке

      5. Грехопадение
      6. Последствия грехопадения и обетование Спасителя
      7. Беседа о грехопадении

        Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей
        Об образе и подобии Божием в человеке

      8. Каин и Авель
      9. Потоп

        Беседа о потопе

      10. Жизнь Ноя и его детей после потопа
      11. Столпотворение вавилонское и рассеяние людей
      12. Появление идолопоклонства
      13. Авраам
      14. Явление Бога Аврааму в виде трех странников
      15. Гибель Содома и Гоморры
      16. Принесение Исаака в жертву
      17. Женитьба Исаака
      18. Исав и Иаков
      19. Видение Иаковом таинственной лестницы
      20. Иосиф
      21. Иосиф в Египте
      22. Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет

        Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев

      23. История многострадального Иова

        Египетское рабство

      24. Моисей
      25. Пасха и исход евреев из Египта
      26. Переход евреев через Чермное море и другие чудеса
      27. Синайское законодательство
      28. Скиния
      29. Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий
      30. Вступление евреев в землю обетованную

        Беседа о чуде Иисуса Навина

      31. Судии

        Гедеон
        Самсон
        Самуил

      32. История Руфи
      33. Саул, первый царь еврейский

        Победа Давидом над Голиафом

      34. Царь Давид
      35. Царь Соломон
      36. Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское
      37. Пророки

        Пророк Илия
        Пророк Елисей
        Пророк Иона
        Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом

      38. Падение Израильского царства

        Иудейское царство
        Пророк Исаия
        Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия
        Вавилонский плен
        Пророк Иезекииль
        Пророк Даниил
        Друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил — в печи вавилонской

      39. Падение вавилонского царства
      40. Мидийско-Персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином
      41. Возвращение Иудеев из плена вавилонского и построение второго храма
      42. Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания на греческий язык

        Мученики за веру Маккавеи

      43. Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя

        Палестина

    2. Новый Завет
      1. Рождество Пресвятой Девы Марии
      2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

        Пресвятая Дева Мария у Иосифа

      3. Возвещение Ангела о рождении Предтечи
      4. Благовещение Пресвятой Деве Марии
      5. Посещение Пресвятою Девою Мариею праведной Елисаветы
      6. Рождество Иоанна Предтечи
      7. Рождество Христово

        Поклонение волхвов

      8. Сретение Господне
      9. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет
      10. Отрок Иисус в Храме
      11.Проповедь Иоанна Предтечи
      12. Крещение Иисуса Христа
      13. Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола
      14. Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики
      15. Первое чудо Иисуса Христа
      16. Изгнание торгующих из храма
      17. Беседа Иисуса Христа с Никодимом
      18. Беседа Иисуса Христа с самарянкою

        Исцеление сына царедворца

      19. Исцеление расслабленного при Овчей купальне

        Исцеление сухорукого

      20. Избрание апостолов
      21. Нагорная проповедь:

        Заповеди блаженства
        О Промысле Божием
        О неосуждении ближнего
        О прощении ближнего
        О любви к ближнему
        Общее правило обращения с ближними
        О силе молитвы
        О милостыне
        О необходимости добрых дел

      22. Сила веры и молитвы за других — исцеление расслабленного в Капернауме

        Воскрешение сына вдовы Наинской

      23. Притча о сеятеле

        Притча о зерне горчичном
        Притча о закваске
        Притча о пшенице и плевелах
        О пришествии Царства Божия на земле

      24. Укрощение бури
      25. Воскрешение дочери Иаира
      26. Усекновение главы Иоанна Предтечи
      27. Чудесное насыщение народа пятью хлебами
      28. Хождение Иисуса Христа по водам
      29. Исцеление дочери хананеянки
      30. Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении
      31. Преображение Господне

        Главная заповедь Иисуса Христа — любовь к Богу и к ближнему

      32. Притча о милосердном самарянине
      33. Иисус Христос у Марфы и Марии
      34. Обличение Спасителем фарисеев в грехе — хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери

        Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа

      35. Исцеление слепорожденного
      36. Притча о неразумном богаче

        Дарование молитвы ученикам
        О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце
        Исцеление десяти прокаженных
        Притча о богатом и Лазаре
        Притча о мытаре и фарисее
        Благословение детей

      37. Притча о блудном сыне

        Предсказание Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии
        Притча о десяти девах
        Притча о талантах
        О Страшном Суде

      38. Воскрешение Лазаря
      39. Торжественный вход Господа в Иерусалим
      40. Притча о злых виноградарях. Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии-Христа

        О подати кесарю
        О воскресении мертвых
        О Божественном достоинстве Мессии-Христа
        Лепта вдовицы

      41. Предательство Иуды
      42. Тайная вечеря
      43. Моление Иисуса Христа в саду Гефсеманском и взятие Его под стражу
      44. Суд над Иисусом Христом у первосвященников
      45. Отречение апостола Петра

        Погибель Иуды

      46. Иисус Христос на суде у Пилата

        Иисус Христос на суде у царя Ирода

      47. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата

        Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

      48. Распятие и смерть Иисуса Христа
      49. Снятие со креста и погребение Спасителя
      50. Воскресение Иисуса Христа
      51. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус
      52. Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы
      53. Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам

        Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве
        Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам учеников
        Христос воскресе!

      54. Вознесение Господне
      55. Сошествие Святого Духа на апостолов
      56. Жизнь первых христиан
      57. Гонение иудеев на христиан Св. первомученик Стефан

        Обращение Савла

      58. Успение Божией Матери
      59. Апостольский Собор в Иерусалиме
      Проповеднические труды апостолов
      60. Краткие сведения о проповеди и судьбе св. апостолов
      61. Всеобщее гонение на христиан. Разрушение Иерусалима
      62. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня
      63. Новые враги христианства
      64. Вселенские соборы
      65. Отпадение Римской церкви. Просвещение славян

        Крещение Руси

Часть 4 — О вере и жизни христианской

    1. Назначение человека

      О естественном откровении

    2. О сверхъестественном Божественном откровении. О Священном Предании и Священном Писании
    3. Краткие сведения о Вселенских Соборах

      Первый Вселенский Собор
      Второй Вселенский Собор
      Третий Вселенский Собор
      Четвертый Вселенский Собор
      Пятый Вселенский Собор
      Шестой Вселенский Собор
      Седьмой Вселенский Собор
    1. О вере христианской
      Символ Веры
      О первом члене Символа Веры
      О втором члене Символа Веры

        Беседа о превечном рождении Сына Божия

      О третьем члене Символа Веры

        Беседа о воплощении Сына Божия
        Беседа о чудесах Божиих

      О четвертом члене Символа Веры

        Беседа о Кресте Христовом
        Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле
        О благодатном огне на гробе Господнем
        Благодатный огонь Великой Субботы

      О пятом члене Символа Веры

        Беседа о Воскресении Христовом

      О шестом члене Символа Веры
      О седьмом члене Символа Веры
      О восьмом члене Символа Веры
      О девятом члене Символа Веры
      О десятом члене Символа Веры

        Таинство крещения
        Таинство миропомазания
        Таинство покаяния
        Таинство причащения
        Таинство брака
        Таинство священства
        Таинство елеосвящения

      Об одиннадцатом члене Символа Веры

        Беседа о всеобщем воскресении мертвых

      О двенадцатом члене Символа Веры

    2. О жизни христианской

      6. Десять заповедей закона Божия
        О первой заповеди закона Божия
        О второй заповеди закона Божия
        О третьей заповеди закона Божия
        О четвертой заповеди закона Божия
        О пятой заповеди закона Божия
        О шестой заповеди закона Божия
        О седьмой заповеди закона Божия
        О восьмой заповеди закона Божия
        О девятой заповеди закона Божия
        О десятой заповеди закона Божия
      7. Девять заповедей блаженства

        О первой заповеди блаженства
        О второй заповеди блаженства
        О третьей заповеди блаженства
        О четвертой заповеди блаженства
        О пятой заповеди блаженства
        О шестой заповеди блаженства
        О седьмой заповеди блаженства
        О восьмой заповеди блаженства
        О девятой заповеди блаженства

          Беседа о смысле зла

        Заключение

          Современные ученые и вера в Бога

    Часть 5 — О богослужении Православной Церкви

      1. Понятие о Богослужении
      2. Храм и его устройство
      3. Священнослужители и их священные одежды (облачения)
      4. О порядке церковных Богослужений

        Суточный круг Богослужений
        Недельный круг Богослужений
        Годовой круг Богослужений

      5. О Богослужебных книгах

        Ектении
        Всенощное Бдение:

          1. Вечерня
          2. Утреня

      7. Божественная Литургия

        I. Проскомидия
        II. Литургия оглашенных
        III. Литургия верных
        Молитва на Литургии пред Св. Причащением
        О Литургии св. Василия Великого
        Литургия Преждеосвященных Даров
        Молитва святого Ефрема Сирина

      8. Важнейшие действия при совершении таинств

        Крещение и миропомазание
        Покаяние и Причащение
        Священство
        Брак
        Елеосвящение
        О молебнах
        О погребении усопших
        Краткие сведения об особенностях Богослужений годового круга

      9. Великий Пост

        Недели Великого Поста
        Страстная Седмица
        Великий Четверг
        Великая Пятница
        Великая Суббота

      11. Праздник Пасхи. — Светлое Воскресение Христово

        Праздник Пятидесятницы. — День Св. Троицы
        Праздник Воздвижения Креста Господня
        Праздник Преображения Господня
        Праздник Рождества Христова
        Праздник Крещения Господня

      12. О монашестве и монастырях

        О паломничестве
        О юродстве ради Христа

      13. О колоколах и русском православном звоне

    Послесловие

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

    1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

    2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

    3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

    Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

    В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

    Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

    Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

    Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.

    В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

    Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).

    Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

    Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.

    В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «… в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

    А в следующей главе говорится: «… и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней …» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).

    С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

    Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней …», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

    Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.

    Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

    Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.

    Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
    — Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
    — А например?
    — Например, хотя бы история исхода евреев из Египта — Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…»

    Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

    В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.

    В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее: —

  1. Погнались египтяне, и вошли за ними (израильтянами) в середину моря все кони фараона, колесницы его и все всадники его.
  2. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан египтян;
  3. и отнял колеса у колесниц их, так — что они влекли их с трудом. И сказали египтяне: побежим от израильтян, потому что Господь поборает за них против египтян.
  4. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их.
  5. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря.
  6. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них».

Как видно из приведенного текста, о самом фараоне, что он погиб, ничего не сказано. Но в то же время вполне ясно сказано, что погибло все войско фараоново; при этом Моисей уточняет, что вода «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море».

Также и в других местах Библии, где упоминается об этом событии, не говорится о гибели самого фараона.

Только в 135-м хвалебном псалме, — в котором воспевается всемогущество Божие, говорится: «и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его» (стих 15).

Но здесь нет исторического описания события. Это есть псалом-гимн, в котором говорится о низвержении самого фараона в море образно, символически, как об окончательном низвержении силы и власти его над Израильским народом.

Для самих израильтян фараон погиб, «утонул».

Так же образно-символически выражается и в предыдущих стихах этого псалма сила Божия, когда говорится, что Господь вывел Израиля «рукою крепкою и мышцею простертою, ибо во век милость Его» (Псал. 135, 12).

Точно так же символически-образно поет и Церковь о гибели фараона в море. Подобно тому, как она в воскресные дни воспевает победную силу Христову: «врата бо медная сокрушил еси, и вереи железные стерл еси» …

(Глас 2-й, стихиры на Господи воззвах).

Никто не станет понимать эти слова в буквальном смысле, ибо каждому известно, что в мире духовном, небесном, нет ни меди, ни железа, но каждому ясно и понятно, что эти слова есть символ, образ.

В историческом же описании, в книге «Исход», сам фараон не утонул.

Итак, мы — христиане — верим и знаем, что «Все писание богодухновенно» и есть непреложная истина.

Часто безбожники, пользуясь неосведомленностью верующих в Слове Божием, смело начинают высмеивать то, о чем в Свящ. Писании ничего не сказано. Так они любят утверждать, якобы в Библии говорится, что земля стоит на четырех китах, что Бог человека слепил из глины и т. п. То же сделал, может быть сам не ведая того, и писатель Минцлов. Потому, если безбожники будут стараться опровергать истину Божию от имени якобы науки, то пусть каждый из нас сначала тщательно проверит: знает ли этот безбожник то, о чем он говорит, и то, что он опровергает. Совершенно ясно, найдена ли гробница фараона, при котором евреи вышли из Египта, или нет, это нисколько не опровергает истины Слова Божия.

К величайшему сожалению, в пересказах Священного Писания есть много неточностей. Эти неточности, большею частью, и есть те «камни преткновения», которые для неутвержденных играют роковую роль.

При составлении нашего учебника мы старались, с помощью Божией, устранить все эти «камни преткновения» и передать насколько возможно точнее слова Божественного Откровения.

Наше время требует особого внимания и бережного изложения Слова Божия. В современных условиях необходимо доказывать бытие Божие, доказывать истинность Закона Божия, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека. Необходимо научить верующих давать ответы вопрошающим, согласно указания Ап. Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Особенно необходимо в наше время давать ответы на лукавые вопросы безбожного мира, который ведет наступление на истину Божию, якобы во имя науки. Но, как раз, в этом то безбожники и терпят постоянное поражение. Потому что подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию.

В наши дни необходимо, чтобы в преподавании закона Божия имели место элементы апологетики (защиты веры), что раньше, при постоянных и твердых устоях жизни, не требовалось.

Рассказы из Закона Божия следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы ребенок понял и усвоил, что Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь.

В заключение необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всех учебниках, которые нам довелось видеть. Искажение это касается крестного знамения. В этих учебниках сказано — крестное знамение наносить на себя правою рукою полагается так: на лоб, затем на грудь и на правое и левое плечи.

При составлении нами учебника первого издания, нам показалось странным, что нижний конец креста получается короче, чем верхний, т. е. крест получается перевернутым. Но, просмотрев все имеющиеся учебники, утвержденные Святейшим Синодом, мы с некоторым колебанием сохранили данные указания. Впоследствии, получив основательное замечание от одного верующего человека, мы поняли какую страшную ошибку мы допустили. Потому во втором издании с радостью исправляем.

Ведь, подумать только, в течение многих десятилетий, нанося на себя крестное знамение, человек опрокидывал на себе Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому только бесы радовались.

Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.

В священной книге «Псалтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

Да сохранить нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.

И да поможет нам Господь облегчить труд воспитания ребенка и молодого поколения в вечной истине, правде и любви Божией. И если этот скромный труд принесет некоторую пользу душе христианской, то для нас это будет большою радостью.

Да окажет нам в этом милость Свою Господь Бог и Его Пречистая Матерь и да оградит Он нас, силою Честного и Животворящего Креста Своего, от всякого зла.

При составлении этой книги мы пользовались следующими трудами:

и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника.

Протоиерей Серафим Слободской
1966 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В издательстве Сретенского монастыря вышло второе, исправленное издание книги «Закон Божий». Ее авторы — архимандрит Иов (Гумеров) и его сыновья-священники Павел и Александр — опирались, с одной стороны, на творческий опыт своих предшественников, с другой — стремились ответить и на вызовы современной жизни, учтя те глубокие изменения, которые произошли в нашем обществе за последние полвека.

Жизнь человека должна строиться по законам, установленным Богом. Чтобы по ним жить, их надо изучать и знать. Новая книга «Закон Божий» призвана познакомить своего читателя с христианским благовестием о Боге и спасении, со Священной историей и духовным опытом Церкви.

В последние десятилетия в нашей стране вышло несколько изданий под одним и тем же названием «Закон Божий». Тем не менее, необходимость в новой книге давно назрела. В отличие от известного труда отца Серафима Слободского, вышедшего более полувека назад, и других изданий, выпущенных как в дореволюционной России, так и за рубежом, книга, опубликованная издательством Сретенского монастыря, написана современными авторами-священниками и обращена к нынешнему отечественному читателю.

Словосочетание «Закон Божий» часто ассоциируется в нашем сознании, прежде всего, с уроками в воскресных школах или гимназиях, однако данная книга ориентирована не на одних только детей. Ее авторы находят общий язык как с подростками, так и с вполне зрелыми читателями. Если в изложении для детей Библия обычно представляется как набор сюжетов, то в новой книге авторы, помимо изложения библейских событий, знакомят своего читателя также и с общим смыслом Священной истории: и ветхозаветной, и евангельской. Подобное изложение может послужить хорошим руководством к будущему, более углубленному изучению Священного Писания. Особый интерес вызывает глава «Религия в жизни избранного народа». Ветхозаветные праздники, обряды и традиции, о которых многие из нас только слышали, в этой главе находят свое духовно-символическое и прообразовательное объяснение.

В разделе, посвященном истории Церкви (подобный раздел отсутствовал и в известном труде протоиерея Серафима Слободского, и в других менее известных изданиях), даны жизнеописания святых, подвизавшихся в различные эпохи от апостольского века до нашего времени. Данный подход показывает духовную преемственность в истории нашей Церкви.

Значительная часть книги посвящена духовной жизни человека. Учение о Боге, Едином в трех Ипостасях, о Боговоплощении и о Церкви Христовой излагается на основании Символа веры и в согласии с многовековой христианской традицией. В разделе «Вера христианская» авторы предлагают содержательную беседу о вере в Бога и смысле человеческой жизни. Отдельная часть новой книги отведена вопросам духовной жизни современного христианина, что может быть чрезвычайно полезно в наше время — время всеобщей утраты смыслов и подмены нравственных понятий.

Мы надеемся, что новая книга «Закон Божий», подготовленная в издательстве Сретенского монастыря в год двадцатилетия возрождения монашеской жизни обители, послужит как делу духовного просвещения всех желающих знать о христианской вере и Церкви, так и поможет научиться строить свою жизнь согласно с Божественным Законом.

Примеры разворотов книги

ВВЕДЕНИЕ. Человек и его вера

ЧАСТЬ 1. Начальные понятия о Боге и духовной жизни

  • Бог — Отец наш Небесный
  • Без Бога ни до порога
  • Откуда мы знаем о Боге
  • Свойства Божии
  • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
  • Храм — дом Божий
  • О Божией Матери
  • Человек — образ Божий
  • Семья — малая Церковь
  • Православные — право славящие Бога

ЧАСТЬ 2. Молитва — дыхание души

  • Молитвенное правило
  • Детская молитва
  • Первые молитвы и объяснение их
    • Молитва Господня
    • Молитва Святому Духу
    • Молитва Пресвятой Богородице («Богородице Дево»)
    • Хвалебная песнь Богородице («Достойно есть»)
    • Архангельская песнь
    • Молитва Ангелу Хранителю
    • Молитва за живых
    • Молитва за усопших
    • Молитва перед учебой
    • Молитва после вкушения пищи
    • Молитва Иисусова

ЧАСТЬ 3. Священная и церковная история

  • Божественное Откровение
  • Священное Писание
    • Богодухновенность Священного Писания
    • Кто написал Библию
    • Канон Священного Писания
  • Библейские рукописи

Священная история Ветхого Завета

  • Сотворение мира
    • Первый день творения
    • Второй день творения
    • Третий день творения
    • Четвертый день творения
    • Пятый день творения
    • Шестой день творения
    • Седьмой день
  • Сотворение мира и наука
  • Земной рай и грехопадение
  • Первое обетование о Мессии
  • Падшие прародители изгоняются из рая
  • Дети Адама
  • Всемирный потоп
  • Возобновление Завета. Божественное благословение
  • Вавилонское столпотворение
  • Появление идолопоклонства
  • Призвание патриарха Авраама
  • Патриарх Исаак
  • Патриарх Иаков (Израиль)
  • Патриарх Иосиф
  • Праведный Иов: тайна страдания праведника
  • Пророк Моисей
  • Исход из Египта. Первая Пасха
  • Бог дал народу закон
  • Скиния — походный храм
  • Ветхозаветное священство
  • Сорок лет странствия в пустыне
  • На Моавитских равнинах
  • Перепись народа
  • Смерть пророка Моисея
  • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
  • Господь посылает судей
  • Пророк Самуил
  • Царь Саул — первый царь Израиля
  • Давид избирается на царство
  • Гонимый помазанник
  • Давид — царь над всем Израилем
  • Моровая язва — последняя скорбь царя
  • 90-й псалом
  • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
  • Псалмы царя Давида
  • Царствование Соломона
  • Иерусалимский храм
  • Книга Екклесиаст
  • Два царства
  • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
  • Новая столица Израильского царства
  • Ахав вводит культ Ваала
  • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
  • Наказание за нечестие — засуха
  • Благочестивая вдовица
  • Испытание веры
  • Пророк Божий Елисей
  • Пророк Иона
  • Конец Израильского царства
  • Иудейское царство
  • Царь Иосафат
  • Царь Езекия
  • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
  • Царь Манассия: нечестие и покаяние
  • Благочестивый царь Иосия
  • Последние иудейские цари
  • Пророк Иеремия
  • Вавилонский плен
  • Пророк Иезекииль
  • Пророк Даниил
  • Конец плена
  • Второй Иерусалимский храм
  • Неемия: восстановление стен Иерусалима
  • Малахия — последний пророк
  • Религия в жизни избранного народа
  • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
  • Языческий мир в ожидании Спасителя

Евангельская история

  • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
  • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
  • Богородица спешит к Елисавете
  • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
  • Рождение Иоанна Предтечи
  • Рождество Христово. Поклонение пастухов
  • Обрезание Христово. Сретение Господне
  • Поклонение волхвов и бегство в Египет
  • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
  • Проповедь Иоанна Крестителя
  • Крещение Господа Иисуса Христа
  • Сорокадневный пост и искушения Господа
  • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
  • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
  • Беседа с самарянкой
  • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
  • Нагорная проповедь
    • Блаженства евангельские
    • Ветхий закон и закон любви
    • Как творить милостыню, молитву и пост
    • О богатстве и земных попечениях
    • Отношения с ближними
    • О слушании и исполнении слов Христа
  • Чудеса Христовы
    • Исцеления бесноватых
    • Чудеса и вера
    • Милосердие Божие в чудесах
    • Чудеса и субботний покой
  • Убиение Иоанна Крестителя
  • Послание на проповедь двенадцати апостолов
  • Учение о Царствии Небесном в притчах
    • Притча о сеятеле
    • Притча о плевелах
    • Притчи о горчичном зерне и о закваске
    • Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о драгоценной жемчужине
  • Чудо насыщения пятью хлебами
  • Христос идет по водам за Своими учениками
  • Христос беседует о хлебе жизни
  • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
  • Преображение Господне
  • Исцеление бесноватого отрока
  • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
  • Притча о добром самарянине
  • Исцеление десяти прокаженных
  • Притча и поучения о молитве
    • Молитва Господня
    • Неотступность в молитве
    • Притча о мытаре и фарисее
  • Обращение мытаря Закхея
  • Притчи и поучения о покаянии
    • Чтобы спасти погибших
    • О блудном сыне
    • Притча о бесплодной смоковнице
  • Беседа с богатым юношей
  • Господь благословляет детей
  • Притча о богаче и Лазаре
  • Воскрешение Лазаря
  • Вифанское помазание
  • Вход Господень в Иерусалим
  • Господь обличает иудеев
  • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
    • Вопрос о подати кесарю
    • Вопрос о воскресении мертвых
    • О наибольшей заповеди в законе Моисеевом
  • Беседа Господа на горе Елеонской
    • Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова
    • Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах
    • Притча о талантах
    • Притча о Страшном Суде
  • Иуда решается предать Господа
  • Тайная Вечеря
  • Предсказание отречения Петра
  • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
  • Суд над Иисусом Христом
    • Допрос у Анны
    • Суд у первосвященника Каиафы
    • Отречение Петра
    • Гибель Иуды
    • Суд Пилата и Ирода
  • Распятие. Смерть и погребение Господа
  • Погребение. Стража у гроба
  • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
  • Явления воскресшего Господа
    • Явление Марии Магдалине
    • Явление женам-мироносицам
    • Явление двум ученикам по дороге в Эммаус
    • Явление апостолам в тот же день вечером
    • Явление апостолам на восьмой день с Фомой
    • Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства
    • Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь
  • Вознесение Господне

История Церкви

  • Рождение Церкви Христовой
  • Церковь Христова в апостольское время
    • Преследование апостолов иудейскими начальниками
    • Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов
    • Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь
    • Обращение Савла
    • Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников
    • Миссионерское путешествие Павла и Варнавы
    • Апостольский Собор
    • Апостольские труды Павла
    • Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина
    • Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла
  • Распространение Церкви Христовой
    • Распространение Церкви Христовой в Римской империи
    • Просвещение Грузии. Равноапостольная Нина
    • Просвещение славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий
    • Крещение Руси
    • Герман Аляскинский и Православие в Америке
    • Рождение Японской Православной Церкви. Равноапостольный Николай Японский
    • Вселенская Православная Церковь в наши дни
  • Мученики и исповедники Христовы
    • Гонения на Церковь в Римской империи
    • Церковь мучеников
    • Новомученики и исповедники Российские
  • Святители — домостроители тайн Божиих
    • Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
    • Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
    • Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Филарет и Тихон
  • Монашество. Преподобные и подвижники
    • История древнего монашества
    • Монашество в России
    • Преподобные и подвижники в России в XX веке
  • Спасение в миру. Святые праведники
    • Праведная Иулиания Лазаревская
    • Праведный Симеон Верхотурский
    • Блаженная Ксения Петербургская
    • Праведный воин Феодор Ушаков
    • Блаженная Матрона Московская

ЧАСТЬ 4. Вера христианская

  • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
  • Символ веры
    • Первый член Символа веры
    • Второй член Символа веры
    • Третий член Символа веры
    • Четвертый член Символа веры
    • Пятый член Символа веры
    • Шестой член Символа веры
    • Седьмой член Символа веры
    • Восьмой член Символа веры
    • Девятый член Символа веры
    • Десятый член Символа веры
    • Одиннадцатый член Символа веры
    • Двенадцатый член Символа веры
  • Кратко о церковных Соборах
    • I Вселенский Cобор
    • II Вселенский Собор
    • III Вселенский Собор
    • IV Вселенский Собор
    • V Вселенский Собор
    • VI Вселенский Собор
    • VII Вселенский Собор
  • Иноверие и инославие
  • Мысли святителя Феофана Затворника
  • Вера и наука

ЧАСТЬ 5. Духовная жизнь

  • Грех и борьба с ним
  • Почему добрые дела творить сложнее
  • Что такое страсти
  • Посты и их духовный смысл
    • Многодневные посты
    • Однодневные посты
  • Заповеди Божии
    • Первая заповедь
    • Вторая заповедь
    • Третья заповедь
    • Четвертая заповедь
    • Пятая заповедь
    • Шестая заповедь
    • Седьмая заповедь
    • Восьмая заповедь
    • Девятая заповедь
    • Десятая заповедь
  • Евангельские заповеди блаженства
    • Первая заповедь
    • Вторая заповедь
    • Третья заповедь
    • Четвертая заповедь
    • Пятая заповедь
    • Шестая заповедь
    • Седьмая заповедь
    • Восьмая заповедь
    • Девятая заповедь

ЧАСТЬ 6. О храме и богослужении

  • Почему мы молимся в храме?
  • Храм и его устройство
  • Внутреннее устройство храма
  • Колокольный звон
  • Степени священства
  • Монашество и монастыри
  • Богослужения суточного круга
  • Всенощное бдение
  • Божественная литургия
    • Происхождение литургии
    • Какие бывают литургии
    • Последовательность и символическое значение литургии
    • Проскомидия
    • Значение поминовения на проскомидии
    • Литургия оглашенных
    • Литургия верных
  • Семь Таинств Церкви
    • Таинство крещения
    • Таинство миропомазания
    • Исповедь, или Таинство покаяния
      • Как готовиться ребенку к первой исповеди
    • Таинство причащения
    • Таинство елеосвящения (соборование)
    • Таинство венчания
    • Таинство священства
  • Молебен
  • Освящение жилища
  • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Как молиться за усопших
    • Дни особого поминовения усопших

ЧАСТЬ 7. Церковные праздники

  • Праздник в жизни православного христианина
  • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
    • Великий пост
    • Вход Господень в Иерусалим
    • Страстная седмица
    • Пасха Христова и Светлая седмица
    • Вознесение Господне
    • Пятидесятница. День Святой Троицы
  • Праздники месяцеслова (непереходящие)
    • Рождество Пресвятой Богородицы
    • Воздвижение Креста Господня
    • Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • Рождество Христово
    • Крещение Господне
    • Сретение Господне
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
    • Преображение Господне
    • Успение Пресвятой Богородицы
  • Дни памяти святых. Чины святости
  • Икона — образ невидимого горнего мира

ЧАСТЬ 8. Духовный мир

  • Мир ангельский
  • Духовность истинная и темная
    • Православная молитва против оккультизма
  • Православные чудеса
    • Схождение Благодатного огня
    • Облако на горе Фавор
    • Чудо крещенской воды
  • Мироточивые иконы и святые мощи
  • Туринская плащаница

Послесловие

Книгу можно приобрести:

  • Закон Божий прот. Серафим Слободской

Зако́н Бо́жий:

1) Совокупность заповедей Божиих как духовно-нравственных правил жизни и деятельности.
В ветхозаветном законе, данном Богом через Моисея, имеются три части: вероучительная, нравственная и обрядовая. С пришествием Христа обрядовая часть закона потеряла свою силу, была упразднена, остальные же части восполняются, получают совершеннейшее истолкование, оставаясь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Ветхий Завет с момента Боговоплощения читается в свете Нового Завета. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

2) Учебный предмет, включающий изучение молитв, священной истории и истории Церкви, объяснение богослужения и катехизиса.

***

***

Имеют ли представление о Божественном нравственном законе те, кто никогда не читали ни Писаний, ни сочинений святых отцов?

Во времена Ветхого Завета закон Божий был преподан Израилю в десяти главных заповедях (см.: Декалог) и во множестве других требований (более частного характера).

С Пришествием в мир Сына Божьего и образованием Церкви Христовой к участию к участию в Завете с Богом были призваны все народы земли (Ин.12:32).

Новозаветный Божий закон отличался от ветхозаветного глубиной содержания и более возвышенными требованиями. Кроме того он был дан на все времена вплоть до скончания мира (нормы обрядового иудейского закона, носившего временный характер, служившего, главным образом, средством подготовки ветхозаветного человека к Пришествию Мессии и принятию Его Благовестия, были отменены и утратили силу закона).

Но значит ли это, что как в дохристианскую эру люди, далекие от иудейской веры, так и в новозаветный период люди, далекие от Православия пребывают в неведении относительно нравственных требований Божьего закона? Отнюдь нет.

Дело в том, что уже при создании человека Бог наделил его особым личностным качеством — нравственным чувством. Это качество было встроено в человеческое естество (см.: Сущность). Стало быть, все без исключения люди владеют сим чувством существенно и неотъемлемо.

Названное чувство обнаруживается в человеке с раннего возраста. И хотя поначалу оно проявляется не в виде чётких, конкретных понятий, но лишь через упрощенное понимание того, что — хорошо, а что — плохо, со временем, под влиянием этого чувства, в разуме человека формируются устойчивые критерии нравственности и правил поведения.

Сознание человеком того, что и как следует делать, а что и как делать нельзя, основанное на нравственном чувстве, называется естественным нравственным законом.

Поскольку нравственное чувство заложено в естество человека Создателем, Богом, постольку и формируемый под воздействием этого чувства закон, в той мере в какой соответствует (не извращенному) нравственному чувству, согласуется с Божьим законом, с тем самым, что начертан в Книгах Писания.

Нравственное чувство обнаруживается в голосе совести. Вот почему человек, живущий по совести, даже и незнакомый с Божественным учением, способен, в какой-то степени, избегать богопротивных мыслей и поступков, совершать богоугодные дела. Чем чище совесть и чем внимательней относится человек к её голосу, тем в большей мере его поведение соответствует Божьему закону.

Имея это в виду апостол Павел указывал, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:14-15).

Таким образом, даже если человек, в силу тех или иных обстоятельств, оказывается незнакомым с Божественным учением, он не лишен знания основных его черт, имея их в своей совести и нравственном самосознании.

Это, конечно, не значит, что спасение достижимо без знания Евангельского учения, вне Церкви. Нравственное чувство лишь помогает держаться в русле добра, однако не является самодостаточным спасительным средством. Спасение достижимо лишь во Христе (Ин.15:5).

См. ЗАКОН МОИСЕЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *