Занятие по сказкотерапии будет более эффективным если

Сказкотерапия – это направление в психологии, которое можно рассматривать как «лечение сказками». Оно помогает определять и решать внутренние психологические проблемы взрослых и детей. Но, несмотря на свою простоту и мягкость воздействия, в сказкотерапии есть свои особенности и нюансы использования.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов. Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе.

Цели сказкотерапии

Сказкотерапия помогает ребенку уделить внимание конкретной проблеме, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции предполагает своей целью налаживание связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также приобретение нового эмоционального и поведенческого опыта.

Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.

Направления сказкотерапии

Существует несколько направлений сказкотерапии:

  • выход из различных жизненных ситуаций через выбор поведения героя сказки, который приводит к различным последствиям;
  • определение и решение проблемы малыша в доступной ему форме;
  • передача жизненного опыта и житейской мудрости через сюжет сказки;
  • развитие мышления, воображения и памяти во время обсуждения произведения и анализа поступков и характеров героев;
  • корректировка поведения посредством соотнесения себя с главным героем, выявления его негативных поступков и черт личности;
  • психопрофилактика возможных проблем.

4 принципа сказкотерапии

При использовании сказкотерапии следует придерживаться ее 4 основных принципов.

Принцип ценности

Сказка должна доносить до ребенка или взрослого основные жизненные ценности, которых следует придерживаться. Беседа после прочтения произведения должна помочь разобраться с такими понятиями, как дружба, любовь, взаимовыручка, сострадание, вера, доброта, гуманное отношение, чувство собственного достоинства.

Принцип жизненной силы

Придерживаться правильных базовых ценностей непросто, если не ощущать собственной внутренней силы. Многим людям сложно решиться на поступки из-за своих проблем, страхов и сомнений. Сказкотерапия помогает преодолеть их и ощутить свою жизненную силу.

Принцип многогранности

Сказки не всегда только положительные, психолог должен помочь ребенку увидеть также и отрицательных героев с их мотивами поведения. Это позволяет понять, что всегда есть две стороны любого поступка, а значит и в плохом обязательно есть положительные моменты.

Принцип двух реальностей

Любой сказочный мир должен быть связан с реальностью, оказывая на нее свое влияние. Специалист должен проработать с ребенком сказочную сторону так, чтобы вплести полученные выводы в реальную жизнь и опыт ребенка.

Функции сказкотерапии

Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.

К функциям сказкотерапии относится следующее:

  • быстрое налаживание контакта с ребенком;
  • выявление проблем психики, которые скрыты в подсознании;
  • рассмотрение различных вариантов поведения на примере героя сказки;
  • помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
  • выяснение информации, которую ребенок намеренно не сообщает.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Методики сказкотерапии

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

  • Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
  • Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
  • Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
  • Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
  • «Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию.

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Примеры сказок

Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:

Важные моменты, на которые следует обратить внимание при подборе или придумывании сказки:

  1. Ребенка должны интересовать герои, лучше всего подойдут ровесники или животные.
  2. Персонажи должны быть с ярко выраженными положительными или отрицательными качествами – только так малыш сможет проанализировать их характер и поступки.
  3. Тема сказки должна быть актуальной. Ее нужно подбирать под настоящий момент, чтобы вовремя решить проблемы детей (страхи, застенчивость, агрессия и др.).
  4. Произведение обязательно должно заканчиваться развязкой, чтобы ребенок знал конкретно, как нужно или не нужно поступать.

Структура занятия

Занятие по сказкотерапии обычно в следующей последовательности:

  1. Погружение в занятие. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
  2. Чтение текста. Лучше, если текст будет читать взрослый человек, но допустимо и прослушивание аудиозаписи диктора.
  3. Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка.
  4. Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
  5. Выход из сказки. Еще один ритуал, который символизирует возвращение в реальность.
  6. Итоги занятия. Беседа о том, что ребенок усвоил с занятия и как это пригодится ему в жизни.

Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

Какие проблемы можно решить сказкотерапией

Сказкотерапия – один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. К самым частым из них относятся:

  • капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур;
  • неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах;
  • агрессивность, плохое отношение к другим детям;
  • застенчивость, неуверенность в себе, робость.

Мои советы родителям

  1. Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
  2. Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения. Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
  3. Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
  4. В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
  5. Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе. Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.

Сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на малыша, который помогает решать самые серьезные проблемы. Но важно тщательно делать выбор материала, который подойдет к внутреннему состоянию и поведению ребенка. Несмотря на свою простоту, метод сказкотерапии имеет высокую эффективность, потому что построен на материале, близком даже младшему дошкольнику.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ СЛУШАЛ МАМУ Жил-был Плохой Мальчик. Однажды он пошел с мамой на рынок и в магазин за покупками. В магазине Плохой Мальчик увидел красивую красную машинку и попросил маму ее купить. — Я куплю тебе машинку, — сказала мама, — но завтра, а сегодня я должна купить стиральный порошок. — А я хочу машинку сегодня! — сказал Плохой Мальчик. — Сегодня я тебе ее не куплю. — А я хочу! — громко заплакал Плохой Мальчик на весь магазин, так что продавцы и покупатели стали на него оборачиваться. Маме стало стыдно, она вывела Плохого Мальчика на улицу и тихо ему сказала на ушко: — Ты ведешь себя очень плохо, так нельзя себя вести. А Плохой Мальчик расплакался еще громче, ударил кулаком маму, и сказал: — Ты плохая мама ! Тогда мама взяла Плохого Мальчика за руку и повела его домой. А в это время высоко в небе пролетала в ступе Баба Яга, которая в одной руке держала метлу, а в другой большой мешок, куда она собирала Плохих Мальчиков. Она услышала, как какой-то мальчик кричит на свою маму, снизилась, пригляделась, и поняла, что этот мальчик — плохой, и стала за ним следить. Она летела в небе, следила за мамой и ее сыном, и выяснила номер дома, в котором жил Плохой Мальчик, и узнала окна его квартиры. Дома мама сказала Плохому Мальчику: — Если ты не попросишь прощения, я тебя накажу — закрою в комнате, а сама пойду покупать порошок. А Плохой Мальчик закричал: — Ты плохая мама, уйди! И мама ушла. Закрыла Плохого Мальчика в спальне и пошла покупать порошок. Только Баба яга увидела, что мама вышла из подъезда и пошла в магазин, она сразу подлетела к окну спальни, где сидел Плохой Мальчик, постучала грязным пальцем в стекло и хрипло сказала: — А ну открывай, я прилетела за тобой! Мальчик испугался и захотел убежать, но дверь в спальню оказалась закрыта! Тогда он стал стучать в дверь, и громко кричать, чтобы мама его простила, что он больше так не будет. А мама-то ушла в магазин! Плохой Мальчик ведь не дал купить ей стиральный порошок! А Баба Яга уже просунула в форточку руку, и уже открывала окно, чтобы влететь в спальню, схватить Плохого Мальчика, положить его в свой мешок и унести в лес. Хорошо что мама забыла дома кошелек! Она вернулась домой и услышала, как ее сын стучит в дверь спальни и просит прощения. Она открыла дверь, мальчик вышел, попросил прощения и мама его сразу простила. А Баба Яга, как только услышала, что мама его простила, сразу испугалась и улетела, потому что когда Плохой Мальчик попросил у мамы прощения, он превратился в Хорошего Мальчика, а хороших мальчиков злая Баба Яга боится. С тех пор мальчик понял свою ошибку, и больше никогда не ругался с мамой.

СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО ОТДАЛИ БАБЕ ЯГЕ

Жил был Плохой Мальчик. Он был не просто Плохим Мальчиком, а Очень Плохим Мальчиком. Он называл маму «дура», плевался, не чистил зубы и очень плохо ел. А мама у него была очень хорошая, и терпела все его выходки. Терпела-терпела, и наконец ей это надоело. Купила мама газету и написала в нее объявление:

«Отдам Бабе Яге плохого мальчика»

Вот проходит день-другой и однажды вечером зазвонил телефон. Мама сняла трубку и хриплый голос ей сказал: — Это говорит Баба Яга. Вы хотите отдать Плохого Мальчика? — Я…- грустно ответила мама, потому что, несмотря на то, что ее сын был плохим, ей жалко было его отдавать, но она понимала, что он не сможет исправиться, и сказала Бабе Яге: — Да, это я. Это я хочу отдать Плохого Мальчика. — Я его завтра заберу, — сказала Баба Яга и повесила трубку. Когда Плохой Мальчик лег спать, мама потихоньку собрала его вещички, игрушки и положила их в узелок. А рано утром ее разбудил звонок в дверь. Мама встала и пошла открывать. На пороге стояла Баба Яга с большим мешком. — Я пришла за Плохим Мальчиком, — сказала Баба Яга. — Проходите, — ответила мама. А Плохой Мальчик еще спал. Вот пришла мама в спальню, и стала его будить. — Вставай, Плохой Мальчик, за тобой пришли. — Я не буду вставать! — закричал Плохой Мальчик, назвал маму «дурой», плюнул и снова повалился спать. Тогда в спальню вошла Баба Яга, схватила Плохого Мальчика и сунула его в свой мешок, а потом взяла его узелочек с вещичками и игрушками и ушла, а мама осталась одна. Погоревала мама и родила себе Хорошего Мальчика, и все стало у нее хорошо. А Плохого Мальчика она больше никогда не вспоминала.

СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО УТАЩИЛ КОЛДУН

Жил-был Плохой Мальчик. Однажды он пошел с мамой гулять. А когда они шли на улицу, мама строго-настрого запретила ему отходить далеко одному. — Иди все время рядом, — сказала мама, — а то по улицам с мешками ходят злые колдуны, которые копаются в мусорках, ищут там объедки и пустые бутылки, и ловят Плохих Мальчиков. Вот идут они по улице, а мальчик думает: «Мама сказала неправду. Злых колдунов нет. Дай-ка я один погуляю!» И как только мама стала разговаривать со знакомой тетей, потихоньку убежал и спрятался за кустиком. Поговорила мама со знакомой тетей, смотрит — нет ее мальчика. Она стала его звать: — Мальчик, мальчик! А Плохой Мальчик сидит за кустиком, наблюдает за мамой и посмеивается. Поискала его мама и пошла искать дальше. Как только мама ушла, Плохой Мальчик вышел из за кустика и пошел гулять один. Вот идет он по улице и проходит мимо мусорки. А на мусорке копался в объедках злой колдун. Вот увидел он мальчика, пригляделся и понял, что это — Плохой Мальчик, что он убежал от мамы. Посмотрел колдун по сторонам — икого поблизости нет. И говорит мальчику: — Мальчик, хочешь конфетку? — Хочу, — ответил Плохой Мальчик и подошел к колдуну. А колдун открыл мешок и говорит: — А конфеты у меня в мешке. Наклонился мальчик над мешком, чтобы достать конфетку, а злой колдун схватил его за ноги, бросил в мешок, завязал мешок веревкой, взвалил на плечи и унес Плохого Мальчика в лес, в свою избушку. В избушке колдун вытряхнул Плохого Мальчика из мешка, стукнул его по лбу пальцем и Плохой Мальчик превратился в Маленького Колдуна. У него выросли когти, нос стал крючком, а уши заострились и покрылись шерстью. Так и остался Плохой Мальчик жить у злого колдуна. Вот однажды пошли они снова в город — искать по мусоркам бутылки и объедки. И вдруг мальчик увидел свою маму. Она ходила по улице и у всех спрашивала, не видел ли кто-нибудь ее мальчика. И Плохому Мальчику стало стыдно, он осознал свой плохой поступок, подбежал к маме и попросил прощения. И тотчас он превратился в Хорошего Мальчика. А злой колдун как увидел, что мальчик превратился в Хорошего Мальчика, испугался и убежал, и никто его больше не видел.

СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛ ДВЕРЬ БАБЕ-ЯГЕ

Жил был мальчик. Однажды мама пошла в магазин, а мальчику сказала: -Мальчик, я пошла в магазин, никому не открывай дверь. А то придет Баба-Яга и утащит тебя. Вот как только мама вышла из дому, так Баба-Яга, которая спряталась в кустиках возле подъезда, увидела это и быстро-быстро пошла к мальчику. Поднялась на этаж и позвонила в дверь. Мальчик открыл дверь, думая что это мама вернулась и вдруг увидел Бабу-Ягу. Он испугался и спрятался в кладовке, а Баба-Яга прошла в квартиру, нашла кладовку, открыла ее, схватила мальчика и положила в свой мешок. И унесла. Пришла мама домой, а дверь-то открыта…Она все поняла, села на диванчик и заплакала. Принесла Баба -Яга мальчика в свою избушку в чаще леса и посадила в железную клетку, а сама стала в котле воду кипятить, чтобы сварить мальчика. Мимо клетки бежала мышка. Мальчик увидел ее и сказал ей шепотом: — Мышка, беги в город, скажи милиции, что меня утащила Баба-Яга. Мышка побежала в город и сказала милиции, что мальчика утащила Баба-Яга. Милиция сразу приехала в лес, арестовала Бабу-Ягу и посадила в тюрьму, а мальчика вернули маме. Обрадовался мальчик, снова увидев маму, и больше никогда не открывал дверь, не спросив «кто» и не посмотрев в глазок.

СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО УВЕЗ БАРМАЛЕЙ

Жил -был мальчик. Говорит ему мама: — Вот пойдешь гулять на улицу, не садись в чужие машины. Не послушался мальчик. Подъехала к нему черная машина, а за рулем Бармалей сидел в черной рубашке. Бармалей открыл дверь машины и говорит: — Мальчик, как проехать к красному дому? — А вот так, — отвечает мальчик, — налево и потом направо. -А я не понимаю, — говорит Бармалей, — сядь ко мне в машину, покажи. Сел мальчик в машину к Бармалею, и тот увез его в свою пещеру. Посадил в железную клетку, а сам стал в котле воду кипятить. Мальчик ждал-ждал когда мышка подбежит и поможет, а мышка не подбежала. Вот вскипела вода в котле, достал Бармалей мальчика из клетки, бросил в котел, сварил и съел. А потом на костях его по двору катался. Так и не дождалась мама в тот день своего мальчика…

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.
Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данногосоциума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений. Именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Основными принципами сказкотерапии являются:

  • Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
  • Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
  • Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи данного тренинга.
Цель: развитие самопознания через психологическую сказку.
Задачи:

наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Этапы работы
I. этап – разогрев
Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Сказочный круг»
Цели: Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 10-15 мин.
Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».
На следующим этапе упражнения, психолог предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.
Вопросы для обсуждения:

    Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить.

II Этап – Основная деятельность.
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.

Упражнение: «Герои и антигерои»
Цели: Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.
Время: 1 час.
Данное упражнение состоит из 3 частей:
Часть 1. «Образ сказочного героя»
Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились… Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей…Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж…Не пытайтесь вызвать его сознательно… Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент…Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут…(Пауза.) Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? А теперь мысленно прощайтесь с этим героем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой. Можно потянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами…Прошу вас поделиться тем, что вы увидели во время этого упражнения».
Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа.
Психологу следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.
Часть 2. «Создание команд»
Процедура: «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три… Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».
В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то психолог вынужден создать пару сам.
«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».
Участники предлагают свои формулировки, после чего психолог просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.
«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими – архетиптческими. Действительно: «волшебная вода», «цветочные часы феи», «волшебная палочка» – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам… сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».
Часть 3. «Сочинение сказок»
Процедура: На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.
Поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».
Вопросы для обсуждения:

  • Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
  • Что далось легко?
  • Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?
  • Что значит для вас этот герой?
  • Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
  • Как протекал этот творческий процесс?
  • Что вам дала проведенная в группе работа?

Упражнение «Любимые и нелюбимые сказки»
Цели: Знакомство с особенностями народных и авторских сказок; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.
Материалы: спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.
(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)
Время: 1 час.
Данное упражнение состоит из 6 частей:
Часть 1. «Любимая сказка»
Процедура: Участники сидят в кругу. Психолог предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.
Часть 2. «Нелюбимая сказка»
Процедура: После того как список любимых сказок исчерпывается, психолог обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активней, чем в случае любимых.
Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.
Часть 3. «Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»
Процедура: психолог организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:

  • Почему вам нравится именно эта сказка?
  • Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
  • Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
  • Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
  • Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.
Психолог предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские.
Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.
Часть 4. «Постановка сказки»
Процедура: Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. С этой сказкой предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то психолог может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.
В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, психолог объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду.
Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.
Психолог предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – около 15 минут. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.
Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»
Процедура: Психолог просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе».
Психолог предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке психолог может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.
Для иллюстрации некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки «Золушка»:

  • Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
  • Что вас заставило сделать это?
  • Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
  • Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Чем в себе вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль.
Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир.
Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.
Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.
Психолог должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.
Часть 6. «Деролинг»
Процедура: Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

III. Этап – Завершение
Цели: получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.
Материалы: нет.
Время: 15 мин.

Упражнение «От себя»

Цель: самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.
Материалы: нет.
Время: 15 мин.
Процедура: Психолог просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.
Вопросы для обсуждения:
Как чувствовали себя участники в той или иной роли?Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?Что удивило в мнениях участников группы?Что было неожиданным?Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

Сказкотерапия – индивидуальный метод коррекции поведения ребенка.

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста. (арт-терапия).

Последние 10 лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов вызывает арт-терапия. Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Основные арт-терапевтические методы:

Изотерапия.

Сказкотерапия.

Игровая терапия.

Песочная терапия.

Музыкальная терапия.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям. Арт-терапевтические занятия и упражнения помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение – это для детей; поднимают статус ребёнка – это для родителей; позволяют детям считать занятия частью обычного школьного воспитания – это для учителей. В своей работе я использовала занятия для сплочения первоклассников, для разрешения конфликтов, для выработки взаимоуважения и понимания друг друга, освоения социальных навыков. Улучшить мнение ребёнка о себе или мнение других о себе, помочь завести новых друзей поработать с социальными навыками и быть увиденным в положительном свете можно во время классного часа, в ГПД, во время прогулки и т.д. вопрос о месте проведения времени занятия решается индивидуально, в зависимости от проблемы. Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки уверенности создания более уверенного образа себя. Детские психологи, врачи, специалисты, работающие с детьми, нуждающимися в психологической помощи есть, не в каждой школе, проблемы же от этого не исчезают. В своей работе я использовала сказкотерапию.

Сказка – это жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребёнка самое главное: выход из трудной ситуации есть. Термин » сказкотерапия» у некоторых вызывает улыбку и отношение как к несерьёзному, » детскому» методу. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывались у ребёнка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человечка формируется своеобразный » банк» жизненных ситуаций. То ость набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений с людьми, возможностях самореализации, устройства Мира и пр. Осмысливая Жизненные Уроки, ища параллели с реальными явлениями » банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Если сказочные истории просто читались или рассказывались, этот » банк», эти знания находятся в пассивном состоянии (процесс успешной социализации тоже имеется).

Сказкотерапия – как процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Перед взрослыми встают важные задачи: понять, что чувствует ребёнок, оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки, или появившихся по ассоциации.

. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

Осознание своих потенциалов, возможностей ценности собственной жизни;

Понимание причинно-следственных связей событий, поступков;

Познание разных стилей мироощущения;

Осмысление созидательного взаимодействия с окружающим миром;

Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно ещё и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с др. подходами.

У неё нет возрастных границ. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по школе

» нормальное – отклоняющее развитие».

Современная сказкотерапия » трёхлика». «Лик»:

диагностический,

воздействующий,

профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

художественных,

дидактических,

психокоррекционных,

психотерапевтических,

медитативных.

Для каждой ситуации, для каждого случая подбираются соответствующие сказки.

Возможности работы со сказкой:

использование сказки как метафоры.

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.

Проигрывание эпизодов сказки.

Использование сказки как притчи-нравоучения.

Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание)

Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

Уместность.

Искренность.

Дозированность. Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя » перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие.

На первых этапах работы целесообразно » вставлять» как бы ненароком, как бы » к слову».

Факторы эффективности сказкотерапии:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

Отсутствие чётких персонификаций;

Образность и метафоричность языка;

Психологическая защищённость – хороший конец;

наличие тайны, волшебства.

Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое » послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и » посмотреть со стороны».

Авторские сказки Л.Д. Коротковой включают в себя методические разработки, анализ каждой из них с точки зрения практического применения. Её книга » Сказкотерапия в школе» содержит методики коррекционной и педагогической работы к каждой из предложенных сказок.

В книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой описываются также некоторые игры, тренинги органично включающиеся в работу со сказками.

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику. Книга Е.Прудис » Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники» поможет глубже проникнуть в сказочный мир маленького человека, избежать ошибок воспитания и, возможно разобраться в истоках собственных проблем.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев представляют терапевтические сказочные истории для детей 3-15 лет, ориентированные на конкретные проблемы, дают советы как использовать эти истории.

В книгах А. Лопатиной, М. Скребцовой » Вечная мудрость сказок» собраны притчи, легенды, сказки народов мира как фольклорные, так и авторские, посвящённые вечным темам – дружбе, добру, мудрости, милосердию. Уроки нравственности снабжены методическим аппаратом – после каждого текста приводятся вопросы и задания, темы письменных работ, рисунков, сценок на материале вышеприведённых сказок.

Л. П. Стрелькова » Уроки сказок», » Войди в тридевятое царство»,

Н. Огненко » Волшебная книга сказок», Л.Е. Тумина » Сочини сказку», З.Г. Шустерман » Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких» рассказывают об увлекательных путешествиях в сказочную страну, используются разнообразные игровые приёмы, интересные задания, с помощью которых ребята сами становятся участниками определённой сказочной ситуации.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

В книге известного петербургского врача и сказочника Гнездилова А.В. » Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу)» собраны его сказки, помогающие справиться с затруднительными ситуациями.

В своей работе, я тоже использую этот метод. Детям нравится эта форма работы. Ребята активно включаются в игру.

Данная работа в 1-2 классах помогла сплотить коллектив учащихся, разрешить многие конфликтные ситуации. Научила детей моего класса слушать друг друга, уважать мнение окружающих, не перебивать выступающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *