Западноевропейское средневековье

Средневековье

§ 8. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1. Понятие «Средние века» впервые стало употребляться в XV в. итальянскими гуманистами. Так они обозначили тысячелетнюю эпоху, отделявшую их время от Античности, ставшей для них образцом. Они считали Средние века временем культурного упадка, отзвуки такого отношения можно встретить и в наши дни, когда определение «средневековый» необоснованно употребляется для отрицательной характеристики явлений и процессов современности.

Наука уже давно доказала, что оценочный подход к любой эпохе по шкале «совершенства» вообще неприемлем при объективном историческом анализе.

Средневековье являлось закономерным этапом мирового исторического развития, итоги которого были очень важны для будущего. В Средние века сложилась европейская общность, появились сословное представительство и суд присяжных, начался процесс урбанизации в Европе, возникли многие современные языки, нации и государства, заложены важнейшие формы образования — школы и университеты, создана богатая и многообразная культура.

На исходе этого этапа Европа стала лидером всемирно-исторического процесса. Корни многих современных явлений, конфликтов нужно искать в Средневековье.

Наконец, истоки духовности современной европейской цивилизации восходят к христианству, ибо эта цивилизация является историческим продолжением христианского мира Средневековья.

2. Периодизация западноевропейского Средневековья. Хронологические рамки Средневековья условны, вокруг них ведутся научные споры. Большинство учёных считают, что начало Средневековья связано с падением Западной Римской империи в конце V в., положившим начало коренному перевороту в мировой и европейской истории.

Ещё более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространённым является мнение, что завершающим столетием Средневековья является XV в., когда произошли знаковые события — падение Константинополя и Византии (1453), открытие Америки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др. Однако главное — к рубежу XV—XVI вв. феодальное общество исчерпало резервы своего развития.

Средневековье условно делится на три периода: раннее, развитое (зрелое) и позднее.

I. Раннее Средневековье: конец V — середина XI в. Становление (генезис) феодализма как общественной системы. Складывание феодальной социальной структуры. Развитие государства от варварских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок первых («тёмных») веков сменяется постепенным подъёмом (Каролингское возрождение). Церковь играет важнейшую роль в становлении феодального мира, в создании средневековых форм хранения и передачи культуры, распространении образования.

II. Развитое, или зрелое, Средневековье: середина XI—XIII в. Период расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной системы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы феодального государства с сословным представительством. Первые попытки выйти за пределы Европы, Крестовые походы. Доминирование церкви во всех сферах жизни общества. Подъём культур, расцвет романского и готического искусства, создание университетов.

III. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса разложения феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание централизованных государств. Общеевропейские конфликты. Столетняя война. Крупные антифеодальные восстания. Нарастание антицерковных настроений. Раннее Возрождение.

Каждый период Средневековья был связан с миграциями народов в Европе и за её пределами. VI—VII века — завершающий этап Великого переселения народов. На территории Европы появились гунны, пришедшие сюда из внутренней Азии, германские и славянские племена, вторглись арабы и венгры, началась экспансия скандинавских народов (норманнов), которая продолжалась до XI в. XI—XIII века ознаменовались Крестовыми походами на Восток и в Восточную Европу, XIV—XV века — усилением контактов между народами Европы, развитием торговых и межгосударственных связей, началом Великих географических открытий.

К концу Средневековья жители Западной Европы стали чувствовать себя людьми, принадлежащими к одной цивилизационной общности, — европейцами.

3. Феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «феод». Так в средневековой Франции называлось наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (феодала), связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговорённых, в пользу того, кто наделяет феодом (сеньора). Тот, кто получал феод (лён), назывался вассалом. Поэтому феодальную систему ещё называют сеньориально-вассальной.

Великое переселение и вторжение варварских народов в IV—VII вв.

Особенность феода как земельной собственности была обусловлена тем, что юридически собственником земли являлся не только его непосредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. сеньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор, который также юридически считался собственником феода. Таким образом складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньору. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только поземельные, юридические, военные, но и личностные, этические обязательства, которые человек благородного происхождения не мог нарушать. На этой основе формируется особая система правил поведения — кодекс поведения рыцаря.

Мнение учёного

Всякие властные отношения, которые не имели естественного основания в кровном родстве, брачном союзе… покоились на священном акте — клятве, на клятвенном обещании, закреплённом ритуальным жестом — положением руки на священный предмет, на Святое Писание, на крест, на ковчег, а также произнесением ритуальной формулы — «Да поможет мне Бог». Таким образом ткалось полотно политических отношений, целиком находившееся в сфере сакрального. И те, кто это полотно разрывали, и те, кто отказывались быть вплетёнными в основу его, навлекали на себя гнев небесный. А поскольку еретики не желали давать священную клятву, ересь оказывалась непосредственно в политическом поле…

Ж. Дюби

Что в Средние века являлось основанием для установления властных отношений? Какую роль играл в этом процессе ритуал? Какие последствия имел отказ от соблюдения установленных ритуалов?

Развитие феодализма было связано с оформлением иммунитета — частной судебной власти сеньора. В своих владениях он являлся верховным судьёй, право это закреплялось за ним либо обычаем, либо королевским законодательством.

Главным социальным и хозяйственным организмом феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавляя её административно и судебно, но взаимодействуя с ней как с хозяйственной организацией, регулируя крестьянские поземельные отношения.

4. Структура средневекового общества. Средневековые люди представляли устройство своего общества трёхчастным. Основание его — трудящиеся, работающие; над ними — воюющие и молящиеся. Господствующие сословия — воюющие и молящиеся, т. е. светские и духовные феодалы различного ранга. Военное сословие ещё называют рыцарским (в широком смысле). Однако оно тоже было неоднородным, включало крупных феодальных сеньоров и воинов — владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.

Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они обрели широкие иммунитетные права.

С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укреплённые замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости.

Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. Однако степень крестьянской зависимости в Западной Европе никогда не достигала того уровня, который впоследствии существовал при крепостном праве в России. В XII—XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен.

Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих веков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К разряду трудящихся присоединились и ремесленники.

Важным признаком феодального сообщества являлась его корпоративность. Рыцарские корпорации, сеньориально-вассальные союзы, братства и ордена, ремесленные цехи, городские коммуны и союзы городов, купеческие гильдии и сельские общины, университеты с их системой землячеств, секты и т. п. составляли пёструю социальную картину. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее общеобязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви.

5. Христианство и церковь. В Средние века религия играла определяющую роль в обществе как на Западе, так и на Востоке. Христианство, возникшее и развивавшееся в условиях Римской империи, окончательно оформилось как мировая религия в феодальном обществе. Христианство санкционировало феодальное устройство, было религиозно-политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором средневекового общества. Оно формировало его ментальность, стало основой духовной жизни и культурной общности европейского мира. Каждый момент жизни средневекового человека определялся религиозным миросозерцанием и чувством. Религия давала ему ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христианским. Правда, в реальности единого христианского мира не получилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую и православную (ортодоксальную), соответственно и христианский мир разделился на западный и восточный. Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удалось.

Средневековое христианство

Ещё на рубеже VI—VII вв. папа римский Григорий I Великий сформулировал притязания на превосходство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое противостояние папства и светских государей Европы. Церковь лелеяла замысел создания теократической монархии, которая возвышалась бы над всеми светскими государствами.

В XI—XII вв. развернулась борьба между римскими папами и германскими императорами, между папским престолом и английским королём. В неё были вовлечены разные страны, верхи и низы средневекового общества. В результате светские монархи были вынуждены приносить покаяние. С помощью сложной системы наказаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых мирян. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы общественных связей. Ещё более тяжёлым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически парализовывалась. Подданные освобождались от повиновения отлучённому монарху.

Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и Крестовых походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Средневековья. Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. За счёт крестоносных сборов со всех стран Западной Европы доходы папской курии достигли огромных размеров.

Проводником папской политики, её опорой, помимо духовенства, пребывавшего в миру, было монашество. Существовали объединения монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру, — монашеские ордена. Во время Крестовых походов сформировались ордена особого типа — военно-монашеские, духовно-рыцарские. В XIII в. появились нищенствующие ордена — францисканский и доминиканский. Они были созданы под влиянием народной религиозности, которая апеллировала к «госпоже Святой Бедности», осуждала коррумпированность церкви.

Ереси развитого Средневековья носили ярко выраженный социальный характер. Их можно разделить на два типа: те, что были порождены возрастающим протестом горожан против феодальных порядков, так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-плебейские, отражавшие настроения наиболее угнетённых, беднейших слоёв феодального общества — городского плебса, малоимущего крестьянства.

Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими государями. Французский король даже перенёс папский престол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет.

Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «великая схизма», т. е. раскол (1378—1417). К концу Средневековья папство перестало быть «вершиной» христианского мира на Западе.

Широкое движение за реформу католической церкви развернулось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Эти движения предвосхитили Реформацию.

В XV в. была предпринята попытка преодолеть противоречия между римско-католической и православной церквами. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римского, но с сохранением своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоречащую церковным традициям православия и национальным интересам.

6. Средневековое государство. Политическая организация феодального общества не оставалась неизменной. Первыми государствами западноевропейского Средневековья были варварские королевства, образовавшиеся в V—VI вв. на территории Западной Римской империи, — Вестготское, Франкское, Остготское, Бургундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили своё существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым жизнеспособным оказалось Франкское королевство, которое переросло в сильное самостоятельное государство.

Средневековье с момента своего возникновения было «зачаровано» образом Римской империи. Первая попытка христианского объединения мира Европы, предпринятая Карлом Великим, свершилась под лозунгом «восстановления империи». Карл, король франков, был коронован императорским венцом в Риме в 800 г. Тем самым было положено начало империи Каролингов. По его стопам пошли и германские императоры, назвавшие своё государство Священной Римской империей.

X—XII вв. — время государственного полицентризма в Западной Европе; крупные феодальные владения превратились фактически в самостоятельные государственные образования, лишь номинально зависевшие от центральной власти. Короли начали борьбу с этой феодальной вольницей, но у них далеко не всегда хватало сил обрести полноту власти. Они были вынуждены вступать в диалог с общественными силами. В результате возникли государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства, — это кортесы в Кастилии (1137), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1302).

К концу Средневековья сложились централизованные государства с укрепившейся властью монарха, предвосхитившие появление в раннее Новое время абсолютной монархии.

7. Международные отношения и дипломатия. В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами отличались крайней неустойчивостью и спонтанностью. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия, к которой короли обращались для решения важнейших для них вопросов. Вместе с тем Византии приходилось лавировать между враждующими сторонами, вести хитроумные дипломатические манёвры, сталкивая их друг с другом. Узловым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами, ставшее прологом противостояния христианского и мусульманского миров.

Элементом средневековой дипломатии были встречи государей для решения важнейших международных проблем. В Европе, где шли непрекращающиеся войны между феодалами и государственными образованиями, велись бесконечные переговоры о возможных условиях установления мирных отношений между воюющими сторонами, но они не приводили к желаемым результатам.

Вторжения в Европу в IX—XI вв.

Битва при Гастингсе. Ковёр из Байе. 1077 г.

С раннего Средневековья важнейшим субъектом международных отношений в Европе являлось папство. В тот период папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объединительные процессы в Европе.

Особое место в средневековых международных отношениях занимает экспансия скандинавов на континент. В результате образовались новые государства, появились норманнские династии. Норманны, завоевавшие северо-запад Франции и основавшие там Нормандское герцогство, в XI в. завоевали Англию. Это привело к тому, что завязался опаснейший узел англо-французских противоречий, который развяжется только после Столетней войны XIV— XV вв. Из этой войны Франция и Англия вышли не поверхностно объединёнными конгломератами феодальных владений, а национальными государствами.

Огромное значение для развития международных отношений зрелого Средневековья имели Крестовые походы. В конце XI в. началась экспансия западноевропейского рыцарства на Восток. Результатом стало возникновение государств крестоносцев в Палестине и Сирии, правда просуществовавших недолго. Крестоносцы в конце концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайнего напряжения достигли отношения между Западом и Византией. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и образовали на территории Византии Латинскую империю.

Изменилась международная ситуация в Средиземноморье, где набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя. Разные государства и политические силы стремились взять под контроль Средиземноморье и морские торговые пути.

Крестовые походы

На сложнейшие хитросплетения международной политики накладывались теократические устремления папства, к ним прибавилось и желание некоторых крупных феодальных монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности. И со стороны папства, и со стороны монархов делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание их общеевропейского характера.

На исходе Средневековья появились более или менее устойчивые формы дипломатического общения, например посольства с продолжительным пребыванием в чужой стране; были определены формы дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения всё больше приобретали межгосударственный характер.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: феод, феодализм, вассально-ленные отношения, сословия, иммунитет, сеньория (вотчина), сеньориальный строй, ересь, теократическое государство, политическая раздробленность, сословно-представительная монархия.

1. Начните заполнять сравнительную таблицу «Этапы Средневековья (раннее, зрелое, позднее)» по следующим позициям: развитие государств, феодальные отношения, миграция населения, роль церкви и культурные достижения.

2. Сформулируйте и раскройте характерные черты западноевропейского феодализма.

3. Что лежало в основе деления средневекового общества на сословия? Составьте схему средневекового общества. Охарактеризуйте каждое сословие.

4. Какую роль играло христианство в средневековом обществе? В каких сферах жизни эта роль проявилась особенно ярко?

5. Сопоставьте карты на с. 106, 112, определите, как изменилась политическая карта Европы с VI по XI в.

6. Выделите характерные черты средневековой цивилизации.

1. Что лежит в основе периодизации Средневековья?

2. В чём выражались поземельные, юридические, военные и личные обязательства вассалов и сеньоров по отношению друг к другу? Составьте схему этих отношений.

3. В чём значение Ферраро-Флорентийского собора? Какие исторические последствия могла бы иметь Флорентийская уния, если бы её идеи были реализованы?

4. По картам (с. 114, 131) изучите Крестовые походы европейцев. Определите их цели и результаты. В чём особенность Четвёртого крестового похода? Что означал с точки зрения международных отношений его результат?

5. Каковы особенности международных отношений в Средневековье? Назовите общие черты и различия в международной политике в Древнем мире и Средних веках.

Эхо эпохи

Эйнхардт

«Жизнь Карла Великого». Фрагмент

…Не было войны более затяжной, жестокой и тяжкой для народа франкского, чем война с саксами. Ибо саксы, как почти все народы, населяющие Германию, жестокие по природе, преданные служители демонов, противники веры нашей, не считали зазорным осквернять и преступать законы божеские и человеческие. Были и другие причины, которые ежедневно расстраивали мир: наши и их границы почти повсюду соприкасались, притом на ровном месте — за исключением немногих местностей, где либо большие леса, либо горные хребты определённо разграничивали земли обоих; на ровных-то местах и происходили беспрерывные взаимные убийства, грабежи и пожары. Всем этим франки были настолько ожесточены, что сочли необходимым не платить им тем же, а прямо начать с ними войну.

И вот началась против них война, которая велась с великим взаимным ожесточением, но с большим всё же вредом для саксов, чем для франков, целых тридцать три года. Могла бы она кончиться и скорее, если бы не вероломство саксов. Трудно сосчитать, сколько раз они были побеждены и сдавались на милость нашего государя, обещали исполнять всё по приказу, немедленно давали требуемых заложников, принимали отправляемых к ним посланцев; не раз бывали настолько укрощены и замирены, что даже обещали бросить служение демонам и подчиниться христианской вере. Но насколько они иногда бывали готовы исполнять всё это, настолько же они всегда бывали склонны и нарушать.

Какие причины войны франков с саксами называет автор? Считаете ли вы их объективными? Попробуйте, используя дополнительную литературу, провести собственное «расследование» и выявить причины войны Карла Великого с саксами.

Конституция города Павия (Италия) 1037 г.

Как феод получается и как удерживается

Так как мы собираемся вести речь о феодах, рассмотрим сперва, кто может давать феод. А давать феод могут: архиепископ, епископ, аббат, аббатисса, пробст, если право давать феод было у них исстари. Также могут давать феод: герцог, маркграф, граф…

1. Рассмотрев лица, рассмотрим, каково было начало феодов. В отдалённейшее время зависело от власти господ, когда им будет угодно отобрать вещь, данную ими в феод. После этого пришли к тому, что феод был неотъемлем только один год. Затем установилось, что феод держался в течение всей жизни вассала. Но так как феод не переходил сыновьям по праву наследования, то дальше пришли к тому, что он стал переходить к сыновьям, а именно к тому из них, за которым сеньор хотел укрепить бенефиций. Ныне же установилось так, что он переходит одинаково ко всем…

3. Если же один брат получил феод от сеньора, то по смерти его без законного наследника брат не наследует феода, ибо, даже если бы они получили феод вместе, один другому не наследник, если это прямо не оговорено…

4. Вот что надо заметить: хотя дочери по законам наследуют отцам, как мужской пол, однако они устраняются от наследования феода. Равным образом и сыновья их, если не будет особо оговорено, что наследование распространяется и на них.

Как со временем менялся юридический статус феода? Как вы думаете, почему это происходило? Кто и почему не мог наследовать феод?

Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Ближайшие лекции:

Лекция 1. «Закат Вечного Города. Падение Рима». 1 декабря в 19-30

Первая из цикла лекций о культуре Средневековой Европы будет посвящена событиям, прочертившим границу между эпохами. Автор расскажет о особенностях жизни римлян в последние столетия существования Империи, изменениях в культуре и общественной жизни, с которыми сталкивались римляне в это III-V веках нашей эры. Отдельное внимание будет уделено глобальным изменениям, происходившим в Европе в это время. Великое переселение народов, столкновение античной культуры с новыми культурами и их влияние на судьбу Рима. И, наконец, событиям, приведшим к непосредственному краху античной цивилизации, и открывшим дорогу новой эпохе в истории Европы – Средневековью.

Лекция 2. Европа после Империи — 8 декабря в 19-30

После того, как Западная Римская империя прекратила свое существование, жители Европы столкнулись с совершенно новой картиной мира. Европа была наполнена различными варварскими племенами, которые создали несколько государств на осколках Империи. Некоторые из этих государств сумели закрепиться и начать весьма успешно развиваться, другие – сгинули под натиском новых народов и сил. Взаимоотношения европейцев с викингами и арабскими племенами. Новые тенденции в культуре и новые королевства.
Это и многое другое – в новой лекции из цикла по истории Средневековой Европы.

Лекция 3. Города Средневековой Европы. — 15 декабря в 19-30

К IX веку политическая жизнь Европы несколько стабилизировалась. Последствия Великого переселения народов перестали оказывать решающее влияние на жизнь новых европейских государств, военные успехи руководителей Франкского государства позволили европейцам избежать угрозы арабского завоевания. Все это создало почву для успешного развития городов и связей между городами.
Мы поговорим о том, как и где возникали новые города в Европе, как продолжалось развитие уже существовавших городов. О жителях европейских городов и их повседневных занятиях, культуре развлечений и знаменитых европейских карнавалах.
Кроме того, мы обсудим основные тенденции в архитектуре средневековых городов.

Лекция 4. Люди Средневековья. — 22 декабря в 19-30
Новая лекция из курса лекций по истории Средневековой Европы будет посвящена особенностям средневекового общества. В чем были особенности жизни крестьян и горожан, кто жил в замках и монастырях, и каковы были взаимоотношения между этими людьми.
Мы поговорим о том, каким видели мир люди Средневековья – что пугало их, а что, наоборот, особенно привлекало.

Лекция 5. Церковь в Средние века. — 29 декабря в 19-30


Следующая лекция курса посвящена роли церкви в Средневековой Европе. Мы узнаем о том, какое влияние Папа Римский оказывал на жизнь европейцев, обсудим биографии наиболее известных средневековых Пап. Поговорим о крестовых походах и духовно-рыцарских орденах.
Отдельное внимание будет уделено характеристике наиболее известных ересей и реформаторских движений.

Лекция 6. Интеллектуальная культура Средневековой Европы — 12 января в 19-30
Лекция будет посвящена одному из самых необычных вопросов, связанных с культурой Средневековья – вопросу науки и образования. Как и чему учили в средние века? Кем были средневековые профессора и студенты? Как возникали университеты, и какую роль они играли?
Истории наиболее известных интеллектуалов Средних Веков позволят нам проследить, как европейская культура постепенно движется из Темных Веков раннего Средневековья к Возрождению.

Лекция 7. Массовые истерии и судебные процессы над животными в Средние Века — 26 января в 19-30

Рассказ об особенностях средневековой культуры продолжит лекция, посвященная одним из самых странных явлений в средневековом обществе. Мы обсудим феномен массовых истерий, с которым связан целый ряд странных событий, происходивших в Европе на протяжении всего Средневековья, и познакомимся с одним из самых необычных моментов в истории юриспруденции – судебных процессах над животными.
Мы поговорим о том, как связаны между собой эти события, и постараемся найти объяснения для столь нестандартных моментов истории.

Лекция 8. Мифологическая традиция Исландии: от Средневековья до нашего времени- 2 февраля в 19-30

Культура и история Исландии занимают совершенно особенное положение в Европе. Жители этого уникального островного государства, освоение которого непосредственно связано с эпохой викингов, смогли создать и сохранить до наших дней уникальную мифологическую традицию, обладающую как совершенно независимыми чертами, так и ярко выраженными языческими и христианскими элементами.
Мы познакомимся с основными сюжетами и элементами как средневековой исландской традиции, так и их проявлениями в современном мире.

Цикл «Страх и трепет Средневековья»:

Лекция 1. Сверхъестественное и Страх в Европе Средневековья

В новой лекции, посвященной истории Средневековой Европы мы постараемся разобраться в вопросах, связанных с такими феноменами сознания, как вера в сверхъестественное и образы страха. Основой для погружения в этот вопрос станут средневековые сюжеты легенд об оборотнях.
Сравнивая две различные мифологические традиции – выросшую из христианской европейской культуры и основанную на языческих верованиях древних скандинавов, мы попытаемся составить представление об образе Страха в глазах людей Средневековой Европы. И понять, почему именно образ человека, превращающегося в волка, стал одним из олицетворений страха перед неизвестным.

Лекция 2. Магия и обитатели магического мира в фольклоре Средневековой Европы

Следующая лекция из цикла лекций по истории Средневековой Европы будет посвящена легендарным обитателям магического мира в представлении европейцев. Обращаясь к сюжетам легенд, в которых рассказывается о гномах, феях, эльфах и русалках, мы постараемся разобраться в причинах их появления и основных символических аспектах этих сюжетов.

Лекция 3. Ведовские процессы Средневековой Европы

Новые лекции из цикла, посвященного истории Средневековой Европы, посвящены одной из самых необычных, известных и неоднозначных тем, связанных с историей Европы – ведовскими процессами. Мы поговорим об образе чернокнижника в сознании людей средневековья, о причинах ведовских процессов, основных обвинениях, стереотипах и предрассудках, связанных с тематикой колдовства, наиболее известных судебных прецедентах.

Лекция 4. Ведовские процессы в позднем Средневековье и Новом Свете

В этой лекции мы продолжим разговор о ведовских процессах, проходивших в Европе в более позднее время. Мы поговорим об изменении в особенностях судебных прецедентов и прекращении судебных преследований по обвинениям в колдовстве. Одновременно с этим мы рассмотрим аналогичные судебные прецеденты в Американских колониях Англии.

Продолжение следует…

Лектор – Лейонис Аанрис ван Хааске, историк, специалист по культуре Средневековой Европы.

Стоимость посещения одной лекции 400р.

ЛЕКЦИЯ № 15 § 14. Средневековый западноевропейский город. Феномен средневекового города. В Средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В оставшихся городах­крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него. Главным занятием жителей городов становятся ремесло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не только родом занятий. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на крестьян и горожан. Возникновение городов как центров ремесла и торговли. Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. Росло население, росли его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран. Первые города нового типа сложились как поселения купцов, торговавших с далекими странами. На берегах Средиземного моря с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи, Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Купцы из этих городов развозили доставленные товары во все уголки Европы. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно много их было в графстве Шампань во Франции. В XII — XIII вв. на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Отсюда купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указывалось, была не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремесленники строили вокруг них свои жилища, позже такие по­ селения нередко превращались в города. Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жителей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепостные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров. Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В Брюгге, Генте, Ипре изготавливали шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и впоследствии изобретены удобные ткацкие станки. Города и сеньоры. Так как города возникали на земле феодалов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов. Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в лице нецеховых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих интересов цехи и гильдии стремились участвовать в управлении городом. По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали поборы. Городские общины — коммуны — со временем начинали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась борьба между феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соотношения сил. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств­республик. Почти всюду горожане освободились от власти феодалов и стали свободными людьми. Более того, свободным теперь становился любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его найти и вернуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным» — гласила средневековая поговорка. Цеховые организации. Основным органом цехового управления было собрание членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской. По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность. Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра). Противоречия внутри городских общин. В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В некоторых городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан. При распределении податей, при наборе в ополчение патрициат действовал в своих интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных горожан. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды. Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно­ денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно­денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему и как возникли средневековые города? 2. Как города боролись со своими сеньорами? Каковы были результаты этой борьбы? 3. Какие функции выполняли цехи? Опишите внутрицеховые отношения. 4. Какую роль сыграли города в истории средневековой Европы? 5. Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе на тему «Роль городов в Западной Европе и на Востоке в Средние века. Сравнительный аспект».

  • 1. Общая характеристика культуры
  • 2. Образование и наука
  • 3. Мировосприятие. Литература. Театр
  • 4. Живопись Средневековья
  • 5. Архитектура
  • 6. Готическое искусство. Скульптура
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Культура Средневековья

    1. Общая характеристика культуры

    В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части – Византии – предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению.

    Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.

    2. Образование и наука

    В VII–VIII вв. существовали школы при монастырях, где учителями были монахи, а учениками, которых было очень немного, – дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусствам», а также письму и счету. Позже образование было расширено (но не для всех, а только для знати) – изучали латынь, право, медицину, арабский язык.

    Из этих школ возникли университеты (от слова universum – «сообщество»):

    1) в Болонье (Италия, 1088);

    2) Кордове (Испания, IX);

    3) Оксфорде (1209 г.);

    4) Сорбонна в Париже (1215 г.);

    5) Вене (1348 г.) и т. д.

    Университеты пользовались внутренним самоуправлением (избирали ректора и т. д.). Обучались здесь широкие слои населения. Формы обучения – лекция (чтение специализированного текста и комментарий к нему) или диспут (открытый спор участников семинара), по окончании учебы выдавалась грамота. Существовали и учебники.

    Науку Средневековья открыли богословы IV–V вв. – так называемые «отцы церкви»:

    1) Августин Блаженный;

    2) Амвросий;

    3) философ Боэций;

    4) историки Иордан и Беда Достопочтенный.

    Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая академия – ученый кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. по образцу античной школы. Лидером академии стал богослов и поэт Алкуин.

    В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума. При этом схоласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым малопонятным языком.

    Выдающимся ученым Средневековья был Фома Аквинский (1225–1247), преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии.

    Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон (1214–1294) – естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.

    3. Мировосприятие. Литература. Театр

    Варвары поклонялись силам природы; громную роль в их жизни играли магические обряды. С возникновением и развитием в Европе государств, стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие качества натуры, как смирение, терпение, добродетель, вера, надежда и т. д. Неограниченную власть, – как духовную, так и материальную и политическую, – приобретают церковь и духовенство.

    Если трактаты раннего Средневековья не были обращены к конкретным слоям населения, то литература Средневековья была сословной. Исследователи выделяют:

    1) крестьянскую;

    2) городскую;

    3) рыцарскую литературу.

    Основные жанры:

    1) романы;

    2) стихи;

    3) поэмы;

    4) эпос (дворянский);

    5) повести;

    6) жизнеописания;

    7) рассказы;

    8) песни;

    9) воспитательные сочинения и др.

    Выдающиеся произведения:

    1) эпос «Песнь о Роланде»;

    2) «Песнь о нибелунгах»;

    3) «Песнь о Сиде»;

    4) роман «Тристан и Изольда»;

    5) цикл романов о короле Артуре и рыцаре Ланселоте;

    6) серия романов о Лисе Ренаре;

    7) басни;

    8) новеллы.

    Резко увеличилось число увеселительных и образовательных мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались и театрализованные религиозные представления. Соборы строились городскими мастерами (а не монастырскими, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

    4. Живопись Средневековья

    Так как племена варваров постоянно кочевали, их раннее искусство представлено в основном:

    1) оружием;

    2) ювелирными изделиями;

    3) различной утварью.

    Варварские мастера предпочитали яркие краски и дорогие материалы, при этом больше ценилась не красота изделия, а материал, из которого оно было выполнено.

    Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор; он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду, и ее символическое значение.

    «Каролингский ренессанс» (франц. renaissance «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформлении книг, помимо сложного орнамента, часто использовали мотивы христианского искусства – венки, кресты, фигурки ангелов и птиц.

    Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку пришел пергамент; вместо стиля (палочки для письма) стали пользоваться птичьими перьями.

    В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).

    Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать. Например, в церкви св. Иоанна Крестителя (VIII в.) в городе Мюстере (современная Швейцария) находятся старейшие из известных фресок. Искусство империи Отгонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.

    Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения – плоскостными. Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты. На западной стене располагались сцены Страшного суда.

    В XIII–XIV вв. наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение:

    1) часословы (сборники молитв);

    2) романы;

    3) исторические хроники.

    5. Архитектура

    После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Храмы складывали из массивных камней, для перекрытий использовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Колонны в большинстве случаев заимствовали из античных храмов: руины служили своеобразными карьерами для добычи нового стройматериала.

    Культурными центрами, начиная с X в., оставались монастыри и церкви. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. В X в. распространилась вера в чудодейственную силу реликвий – предметов, связанных с жизнью Христа, Богоматери, святых. Все больше паломников стремилось посетить святые места.

    Король остготов Теодорих был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и церкви, науке и искусствам. Ему хотелось прослыть великим, и поэтому в его столице Равенне прокладывали дороги, возводили мосты, водопроводы, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разрушенные здания. Кроме этого, до наших дней дошла замечательная гробница Теодориха.

    А вот Карл Великий сделал столицей небольшой городок Ахен (современная Германия). Здесь были построены королевский дворец и административные здания. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (часовня) и ворота монастыря в Лорше (современная Германия, ок. 800 г.).

    С X в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106 гг.), один из самых болыпихв Западной Европе.

    В романском искусстве ведущее положение заняла монастырская архитектура. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. В романский период изменилась светская архитектура.

    Типичные примеры французской романской архитектуры:

    1) церковь св. Петра;

    2) церковь св. Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.).

    Сохранились только небольшие фрагменты этой постройки, ее описания и рисунки. В XI–XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени – феодальные замки и крепости.

    Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций.

    В Испании шла реконкиста – война за освобождение территории страны, захваченной арабами. Тогда в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Страной замков стало королевство Кастилия. Один из самых ранних образцов архитектуры романского периода – королевский дворец Алькасар (IX в.). Он сохранился до нашего времени.

    6. Готическое искусство. Скульптура

    Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. В различных европейских странах готика имела свои особенности, и ее расцвет приходится на XIII–XIV вв.

    Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.

    Готическое искусство первоначально возникло и развивалось во французской провинции Иль-де-Франс. Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр Дам де Пари (соборе Парижской Богоматери). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относятся соборы в Реймсе и Амьене. Готические соборы в Германии значительно отличались от французских.

    В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С X в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагали, как правило, на входах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность.

    Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.

    Краткое изложение теоретических вопросов

    План изучения темы

    1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации:

    А) социально-экономические особенности периода средневековья;

    Б) основные формы государственной власти.

    2. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Византийская цивилизация.

    3. Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение.

    4. Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.

    Основные понятия: великое переселение народов, христианизация, православие, католицизм, крестовый поход, сословно-представительная монархия, ереси.

    Термин «средние века» стали употреблять итальянские гуманисты XV – XVI вв.

    Средние века – это период всемирной истории, содержанием которого является формирование, расцвет и упадок феодального строя.

    Хронологические рамки западного Средневековья.

    1. Раннее средневековье (V – X вв.) — период цивилизационного выбора.

    2. Классическое средневековье (XI – XV вв.) — становление цивилизаций интенсивного типа.

    3. Позднее средневековье (XV – XVII вв.) — бурное развитие цивилизаций.

    На становление средневекового общества повлияли следующие факторы:

    — великое переселение народов / варварские традиции;

    — упадок Рима / античное наследие;

    — христианское мировоззрение.

    Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в истории название великого переселения народов. В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе.

    Первая волна великого переселения была связана с германцами. Во втором — третьем веках через Русскую равнину с севера на юг — из районов Прибалтики и Дании — в Крым, на Балканы и оттуда — в Южную Азию — двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

    Германцы в 4-5 веках н. э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании — вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии — алеманы; на юго-западе Галлии — бургунды; в Северной Галлии — франки; в Италии — остготы и лангобарды; на Британских островах — англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы — Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия.

    А) Социально-экономические особенности периода средневековья.

    Влияние римской цивилизации на германские племена способствовало синтезному пути формирования новых общественных отношений — феодализму. В V-VII вв. Германская община расслаивается, зарождаются два класса феодального общества: феодалы и зависимые крестьяне. Феодализация общества проходит в разном темпе, но к середине IX в. складывается новый тип феодальной экономики. Феодализм считается основой средневековой цивилизации и включает в себя:

    1) феодальную собственность на землю;

    2) господство натурального типа хозяйства (это такой вид хозяйства, при котором всё необходимое производилось и потреблялось внутри хозяйства, а не для продажи);

    3) феодальная рента (это доход, не связанный с производительной или предпринимательской деятельностью, и регулярно получаемый феодалом от сдачи в аренду земельных участков);

    4) внеэкономическое принуждение (это принуждение к труду, основанное на отношениях господства и подданства, личной зависимости крестьян от феодалов).

    Остается дискуссионным вопрос о соотношении понятий «средневековье» и «феодализм». Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

    I. Средневековое общество – это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

    II. Деление общества на сословия.

    Основные сословия: молящиеся (духовенство), воюющие (феодалы), трудящиеся (служащие, купцы, ремесленники, крестьяне). Для них было характерно стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп; слабое развитие индивидуализма.

    III. Устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

    Б) Основные формы государственной власти.

    Власть в средневековой цивилизации разделялась между королем и крупными землевладельцами. Король франков Карл Великий (768-814 гг.) создал огромную империю. В 800 г. Карл стал римским императором. После смерти Карла по Верденскому договору 843г. империя была поделена между его потомками, что впоследствии привело к образованию Франции, Германии и Италии. С распадом империи Карла Великого наступило время феодальной раздробленности. Частная власть сеньоров ослабляла публичную власть государства. С XII в. королевская власть повела наступление на политическую самостоятельность крупной знати. Оформление сословий, усилия короля, ломавшего отношения личной верности и покорности, внедрявшего принципы подчинения населения публичному праву государства, вели к рождению новой формы средневековой государственности. Решающий сдвиг в большинстве стран Западной Европы произошел в XII –XIV вв. в Англии, Франции, христианских государствах Пиринейского полуострова, в германских княжествах, Польше возникли сословно-представительные монархии- это особый тип государственного устройства в феодальной Европе, явившийся результатом соглашения между властью и сословиями; возникают первые парламенты.

    В Англии появился парламент; во Франции и Нидерландах – генеральные штаты; в Испании – кортес; в германских княжествах – рейхстаги и ландтаги; в Скандинавии – риксдаги; в Чехии и Польше – сеймы. Они служили каналом взаимодействия королевской власти и сословий, добившихся права на участие в принятии общегосударственных решений.

    Как правило, становление сословно-представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств.

    Республика парламентская

    Конституция, парламентпри сохранении монархии

    Республика президентская

    Буржуазные революции

    Реформация церкви

    Мануфактурное производство

    Начало колониальных завоеваний

    «Возрождение»

    Крестьянские восстания и войны

    Европейские войны

    Крестовые походы

    XVII – XVIII вв.

    XV – XVII вв.

    XI – XV вв.

    IX – XI вв.

    V – IX вв.

    Утверждение буржуазных отношений

    Абсолютные монархии

    Сословно-представительные монархии

    Феодальная раздробленность

    Раннефеодальные государства

    Относительная прозрачность границ и удобные коммуникации

    Единая религия

    Развитая торговля

    Наследие античности

    Родственные языки

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *