Заповедь о почитании родителей

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

Как Священное Писание учит относиться к родителям?

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12:43-44; Иер. 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

Насколько тяжек грех непочтения к родителям?

Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).

Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?

Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.

Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?

Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.

Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.

Кого, кроме родителей, следует нам почитать?

В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.

Кто для нас может быть вместо родителей?

Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.

Как Священное Писание говорит о почтении к государю?

Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч. 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:17).

Как далеко должна простираться наша любовь к государю и отечеству?

Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13).

Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?

Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. 13:17).

Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?

В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1-2). Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев. 19:32).

Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям?

Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).

Кого ещё следует почитать подобно родителям?

Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. Учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. Начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. Судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. Начальники военные.

Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим?

В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7).

Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам:

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:8).

Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?

Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

Как Священное Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?

Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1).

Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию?

Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.

Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?

Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О пятой заповеди

«Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20: 12)» 1). Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: возлюбиши Господа Бога твоего (Мф. 22:37). «Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век (Пс. 72:26)» 2). «Чтобы показать важность семейственных должностей и добродетелей для подчиненных членов семейства, довольно указать на один пример, сильнейший самого закона, потому что это пример Законодателя, покоряющегося закону. Когда юного Иисуса преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли во храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, тогда Он дал было им на сие такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям, потому что занимался делом Отца Своего Небесного. Что яко искаста Мене? Не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми? (Лк. 2:49). Но что же потом? Несмотря на столь высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: И сниде с нима и прииде в Назарет и бе повинуяся има (Лк. 2:51). Так важен долг повиновения семейственного, что Единородный Сын Божий отсрочил Свое вступление в дело Божие, чтоб исполнить сей долг перед земной матерью и даже перед одним именем отца, которое носил Иосиф до благовременного открытия тайны не имеющего отца на земле, и чтобы Своим примером вновь освятить обязанности и возвысить добродетели жизни семейственной» 3). «И наконец, когда страдания крестные раздирали душу и тело Спасителя, когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнью и смертью, а на Нем целый мир висел над погибелью в ожидании спасения, ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, исполнение которой пресекалось для Него вместе с земной жизнью, Он передал тогда Иоанну, которого девство и любовь соделали достойным служителем Девы Матери; а через то и в этой части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба и далее гроба» 4).

«Если же в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш, то, без сомнения, должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ее, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному величию, которое сотворил Он Ей Своим от Нее рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению, по собственному Его правилу, что велий в Царствии Небесном должен сотворить и научить (Мф. 5: 19). Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как совершенно любит Он земную Матерь Свою, только не паче Отца Своего Небесного, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому». Так «Матерь Иисуса требует, чтобы Он чудесно произвел вино на браке. Но чудеса назначены не для угождения Матери, а для явления славы Божией. Итак, здесь угождение Матери надлежало принести в жертву, и для совершенства этого жертвоприношения пожертвовано и самой мыслью о Матери и самым наименованием Матери: что (есть) Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой (Ин. 2:4). Впрочем, час явить славу Божию, который не пришел прежде этой жертвы, наступил вслед за ней, и потому чудо, в котором, по-видимому, отказано Матери, через минуту совершается.

Матерь Иисуса и братья Его приходят, чтобы взять Его из дома, где Он многочисленному народу проповедует небесную истину. Они предприняли это по доброму побуждению, почитая Его находящимся в опасности, потому что Его враги оглашали Его то неистовым, то действующим через князя бесовского, и умышляли погубить Его. Но если бы Он покорился воле Своих сродников, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его употребили бы взятие Его сродниками как доказательство клеветы – будто Он имеет нужду в их попечении. Итак, должно было и здесь угождение Матери принести в жертву, и сия жертва опять была полным всесожжением, т.е. Господь принес в жертву всю Свою любовь к возлюбленной Матери и самую мысль и память о Ней: кто есть Мати Моя? Как бы так говорил Он: «Для чего волей земной матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца Небесного? Когда сии две воли влекут в разные стороны: Я знаю и тотчас покажу, которой из них и с какой решительностью должно последовать. Оставляя земное рождение и родство, как бы Я забыл его, как бы его совсем не было: совершенно предан есмь воле Отца Небесного, и делу Его, и Царствию Его; здесь ищу Себе и родства, если его иметь надобно: кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя? (Мф. 12:48). Кто же они? Чада Божии, верующие во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12–13); или иначе: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати (Ми) есть (Мф. 12:50)» 5).

Итак, пятая заповедь предписывает следующие «особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им». «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2:51)». «Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению безсмертной души»; когда «родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4: 19). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало» 6). 3) Дети должны «питать и покоить родителей во время болезни и старости». «Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери» 7). 4) «После их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому» (2 Мак. 12:43–44; Иер. 35:18–19; Св. Иоан. Дамаск, слово о усопших). «Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует безсмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». «Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в законе Моисеевом за злословие против отца и матери положена была смертная казнь (Исх. 21:16–17)» 8).

Учение о семейной жизни.

I

Есть вечные вопросы о смысле жизни, о цели жизни, о ее назначении, все то, что нас окружает в этом бренном мире. И среди множества вопросов мы забыли пятую заповедь из Библии, установленную Богом: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»(Вт. 5:16). Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.

Непочтение к Богу приносит проклятие в нашу жизнь, но почитание и уважение приносит благословение. Люцифер отверг Бога, не почтив Его. Адам и Ева не почтили Бога своим непослушанием, принеся в свою жизнь непочтение и к Богу, и друг к другу. Но Иисус, придя на землю, показал, что на небесах культура почтения и поклонения Богу. Он постоянно подчеркивал Свое уважение и почтение к Отцу.

Что произойдет с теми, кто прислушается к закону Божьему и будет чтить своих отца и мать? Бог таких благословляет: «Чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле». Таким образом, Божье благословение принимает две формы: долгую и хорошую жизнь.

А как относиться к родителям, которые бросили своих детей еще в младенчестве? Как относиться к тем родителям, которые били и оскорбляли? Таким обиженным детям трудно слушать о почитании родителей. Если в Вашем сердце есть рана и обида, нужно освободиться от этого и просить Бога исцелить Ваше сердце. Не нужно искать причины, которые, как Вам кажется, могут оправдать Ваше непочтение, Господь хочет взять все причины и уничтожить.

Семья – это начало начал, это место, где мы рождаемся, растем, формируемся, готовимся к жизни. Это место, где тебя поймут, поддержат, ободрят. Бог показывает, какой должна быть семья. И уважение к родителям должно прививаться в семье. Родители ответственны за воспитание детей в почтении. Исполняя Его заповеди, мы почитаем Бога.

Бог так устроил мир, что без родителей нас бы не было. Кто-то родился без родителей? Может быть, кто-то и вырос без родителей, но родиться без них он не мог. Бог дает человеку жизнь, но через кого? Через наших родителей. Мы должны понимать, что Бог через твоих родителей дал нам жизнь. Убери кого-то из родителей и тебя не будет. Есть Бог, есть твои родители, и теперь мы здесь.

II

Апостол Павел напоминает всем живущим на земле о благословениях:»Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»(Еф. 6:1-3). Этим заповедям отведена очень важная роль в этом мире: они учат человека жить согласно установленному Богом замыслу. Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью. Какое удивительное основание для добродетели полагает (апостол), – и справедливо, – в почитании и уважении родителей!

Детям не следует копаться в жизни и поступках своих родителей, только одно должно быть важным для детей – быть угодными Богу!Детям не нужно переживать о том, как родители стоят перед Богом, и указывать на их ошибки. Пусть детей волнует только одно: что они, как дети, должны делать, и как поступать.

Нам надо почитать родителей, потому что Бог повелел это делать. Когда мы почитаем родителей, наша жизнь удлиняется, у нас хорошее здоровье. Когда у нас правильное отношение к родителям, то нет обид на них, нет горечи в сердце. Мы прощаем их, и Бог исцеляет наши сердца, и нам хорошо. Мы должны уважать родителей за то, что мы родились. Мы зависим от родителей, они нас кормят и одевают, заботятся о нас – цени, что они у тебя есть. Почтение к родителям благоугодно Богу. Родители для нас – это власть от Бога, Божий порядок, Божье установление.

III

Примером высокого почтения родителям являлись древние люди! Кто был Соломон? Знаменитый мудрец, могучий Царь. Читаем в Библии: когда вошла к Царю Соломону его мать, Вирсавия, просить об одном деле. Царь Соломон встал пред нею на колени и поклонился ей, а затем поставил престол для матери Царя, после чего она села по правую руку его.

А какое почтение к родителям мы видим в современной жизни? Сын женился, забыл свою мать и отца. Сноха давит на мужа (сына) через истерики и шантаж, не дает сыну общаться со своими близкими. Причина — тупое самодурство, ревность, желание показать свою власть.

Или отцы, готовые ради новой пассии, бросить жену, детей, забыть своих родителей. Таким мужьям уже не интересно, чем живет его семья. Их не интересует здоровье его родителей, больны ли они, какие у них проблемы, может, требуется помощь?

«Мне всего 57 лет, а я уже никому не нужна”, — говорила мне мама двух мальчиков. Одиночество и боль раздирало сердце этой женщины. Слезы застилали ее глаза. «За что? Почему?» — задавалась она вопросом.

Мама подарила на свадьбу сыну трехкомнатную квартиру. Буквально на третий день после свадьбы сноха запретила свекрови навещать молодых, а затем и вовсе сменила замки на дверях. Призывы к сыну образумить молодую жену не возымели никакого действия. Ответ матери из уст сына звучал примерно так: «Я любил тебя и хорошо относился, но это все в прошлом. Сейчас время другое. Ты, мама, свою жизнь прожила, а свою жизнь я только начинаю, и хочу посвятить ее любимой женщине”. Такое очень часто происходит в семьях, где сноха не признает свекровь и родственников мужа. Со стороны снохи это надругательство над своей свекровью и своим мужем. Как правило, за слабость сына расплачивается мать и отец сына. Роль «подкаблучника» устраивает такого сына. В вопросе родительских отношений ни в коем случае нельзя уступать неразумной супруге.

IV

Родители – это святое, это не значит, что они не грешат, но они отделены Богом. На сегодняшний день мы знаем, что много проблем существует во взаимоотношениях между родителями и детьми. Как часто дети говорят о том, что родители не понимают их. Но, по большей части, именно дети не хотят понимать своих родителей.

Да, как часто мы забываем своих родителей. Как давно эти вопросы ушли куда-то далеко на задний план. Спешка, гонка, шум, сдавливающая жизнь суета, – а вечные вопросы о родителях все равно остаются.

Многие забывают своих родителей, бросают их, не желают помогать. А давайте хоть на мгновение вспомним, как трепетно они нас воспитывали, вкладывали душу и любовь.
Задумайтесь на секунду, кем бы мы стали без их поддержки. Любите своих родителей, не забывайте: придет время, когда они будут нуждаться в Вашей заботе. Сегодня Бог обещает благословение тем, кто послушен его заповедям, к тем, кто заботится о своих родителях. Вместе с тем, Бог предупреждает о последствиях, кто решится не следовать его заповедям.
Говоря о взаимоотношениях детей и родителей, Библия обещает благословения и предупреждает об ужасном суде.

Одно из самых частых оправданий и объяснений неуважения к родителям – это обида детей. Со слов таких детей, такие родители не заслужили и не достойны, чтобы их уважать. С этим нельзя согласиться, ибо Бог всё это прекрасно знает, но, тем не менее, Бог говорит, что за нарушение этой заповеди в Ветхом Завете была высшая мера, смертная казнь, лишение жизни. Разве мог бы Бог кого-то лишить жизни просто так?!

Бог открыл израильскому народу закон, по которому они должны были жить. Этот закон может шокировать своею суровостью наказания, сродни наказаниям за убийство и другие тяжкие преступления:

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).

«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Лев. 20:9).

Вот еще один пример того, как строго Бог наказывает детей, не почитающих родителей.
К святому старцу Парфению однажды привели юношу, жестоко мучимого нечистым духом. Преподобный Парфений, без проблем своими чудодейственными молитвами исцелял больных при первом воззрении на страждущих, без всякой даже просьбы с их стороны. Но, воззрев на юношу, святой старец отвратился от него с негодованием. Родители бесноватого, упали к ногам святого старца, со слезами на глазах просили сжалиться над их сыном и освободить их от великого несчастия. На что старец Парфений ответил: «Сын Ваш не достоин исцеления, ибо дух мучитель дан ему в наказание за то, что он Вас злословил». Только за уважение к настоятельной слезной просьбе родителей святой старец согласился помолиться Богу о юноше и тем самым избавил его от страшного мучения.

Почитать родителей – это поклоняться им или как? А если они меня «прессуют» ежедневно? Почему любовь к родителям – это любовь к Богу? О пятой Синайской заповеди в нашем сегодняшнем материале.

Верховный Родитель

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

(Исх. 20:12)

Пронзительная, трогательная и исполненная болью, но в то же время и теплом, покоем, надеждой и мирной уверенностью – заповедь. Она стоит на границе Синайских «постановлений», разделяя блок предписаний в отношении Бога и общества. И заповедь о почитании принадлежит в равной степени и первым четырем и следующим пяти.

Первые люди

7527 лет назад родились первые люди, Адам и Ева. Интересно, что каждый из них произнес, появившись на свет? Папа? – обращаясь к Богу, любовь Которого пронизывало все человеческое естество, ощущалось каждой струной чистой и непорочной души. Первый Отец первых людей – Бог, Причина начала жизни человеческого рода.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 г.

Дети получили от Отца задание, наставления, щедрый дар в виде Эдемского сада. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Человек создан свободным, а значит финишной чертой его желаний всегда будет горизонт. Любопытство, как это свойственно маленьким детям, оказалось сильнее страха ослушаться родителя.

Взрослые ведь предупреждали нас, что не стоит совать пальцы в розетку, трогать раскаленную конфорку и играть с ножницами? Мы смиряемся с непоседливостью и искренней любознательностью малышей, принимая это как естественную данность. Увы, последствия непослушания нередко становятся причиной травм детей, дай Бог, чтобы незначительных, пополняющих копилку их личного опыта.

Адам и Ева не попытались спросить у Господа еще раз, на всякий случай, чтобы уж наверняка разрешить внутреннее противоречие: а стоит ли вкушать от древа, нарушать предостережение Отца? Если мы искренне желаем своему чаду добра, а он горделиво идет нам наперекор, мы испытываем тихое сожаление. Нам больно от того, что близкий человек совершает губительную ошибку, «роет себе яму», пренебрегая по-настоящему ценным советом родителя.

Пятая заповедь

П.Г.Доре «Моисей и нарушители заповедей”

Наверное, и Господь сожалел, но уже ничего не мог сделать с людьми, спалившими мосты с вечностью. Нужно было искать решение проблемы. Поэтому в разговоре с Моисеем Бог и устанавливает заповедь почитания родителей. С одной стороны, Он дает ей широкое понимание о родительстве. С другой – устанавливает послушание как инструмент подавления внутреннего бунта человека, учит его кротости, способности обуздывать гнев, несогласие, эмоциональные срывы. Первый бунтовщик – денница. Бунт ради бунта, ради самомнения и самоутверждения не имеет пользы.

А родители – те самые «тормоза», которые вырабатывают в человеке нужные качества, посредством которых он легко сможет принять Бога. Послушание, забота милосердие,

уважение, терпение, кротость, смирение, любовь… Все это бессознательно растет в человеке, наученному уважать отца и мать. В нем рождается некоторая внутренняя степенность, божественный ритм, настраивающий душу на звуки вечности.

Будешь долголетен на земле…

Я не раз обращал внимание, что долгожители среди русских – люди верующие или происходившие из патриархальных, верующих семей. Недавно читал о бабушке-старообрядке, которая через месяц справит 109-летие. Поморский наставник из Пенсильвании, отец Лаврентий, ведет богослужения в свои 104 года. Пару лет назад в одной из экспедиций мне довелось пообщаться с современницами священномученика Иоанна Ильинского, трем соседкам от 92 до 96 лет, они в силах и в памяти.

Господь обещает долголетие тем, кто с уважение и почтительностью, любовь и заботой относится к родителям.

«Считается величайшим благом… счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их ; а что кажется крайним несчастием… ранняя смерть, это Он назначил в наказание оскорбляющим их», –

писал святитель Иоанн Златоуст

Презрение завета и наставлений отцов можно рассматривать в исторической ретроспективе. Набивший оскомину, но довольно яркий пример – революция 1917 года и последующая богоборческая вакханалия с красным террором вперемешку.

Недаром белоэмигранты с грустью писали, что тогда Россию захватил сплошной Хам. Хам – это не просто сын Ноя, а нарицательное имя человека, с презрительно, без почитания отнесшегося к своему родителю, целому наследию предков, укладу и быту народа. Разрушение храмов, убийство священников, издевательство над верующими – что это? Настоящий бунт непослушания отцам, предкам. Да, возможно, на фоне каких-то противоречий в обществе. Но это все равно показатель нетерпеливости, неспособности вести пусть длительную, но созидательную работу. Отсутствие внутреннего духовного стержня у человека приводило его к зависимости от революционных идей или их апологетов.

В широком смысле модерн, пришедший на смену традиции, также попрал основы 5 заповеди. Христианский мир не может отделаться от последствий насильного расцерковления общества и по сей день. Институт семьи в масштабном преломлении разрушен. Нет преемственности, а значит, нет традиции послушания и благоговения перед многовековыми традициями, передававшимися из поколения в поколение.

Проблема в том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Непослушание и непочтение к родителям и старшим вообще приводит к деградации и гибели не только целых родов, но и целых народов.

Претерпеть за веру и любить

Хорошо, а что делать с почитанием родителей, когда они, вот хоть тресни, но не правы? Или, еще хуже, встают между Богом и детьми, сами будучи невоцерковлены, а то и враждебно настроены в отношении веры?

Святитель Филарет (Дроздов) так высказывался на этот счет:

«Если случится, что родители… потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало».

Григорий Палама, создатель учения о нетварном Свете, радикальнее высказывается о духовных противоречиях отцов и детей:

«Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе».

Очевидно, что речь идет о требованиях родителей, которые противоречат Божьему закону. Убегай можно рассматривать не как буквальный призыв к побегу, а выбор дистанции в общении, дабы негативное родительское влияние не принесло вреда душе. Но это все же скорее редкость, да и у нас давно не традиционное общество, когда слово родителей – непререкаемый закон, а у нас нет даже моральных сил им возразить. Увы и к счастью. Разногласия в вере также могут стать моментом проявления терпения для того, чтобы любовью попытаться повлиять на родительское сердце.

Родители – образ Бога

Достойное отношение к родителям делает нас христианами. В общении с ними мы учимся общению с другими людьми. Мы критикуем их про себя или даже вслух, но если разобраться, становимся ли мы лучше от этой критики?

Мы, молодые, уже привыкли критиковать прошлое, при этом оценивая то самое прошлое через сухие страницы истории, доктрины и идеологии. Белые критикуют красных и наоборот; старообрядцы сходятся в схватке с новообрядцами и получают отпор; атеисты атакуют верующих и верующие переходят в контратаку.

А ведь за всем этим потоком критики мы, почему-то, в последнюю очередь видим конкретных людей, обстоятельства их жизни, поступки, внутренний надрыв. Нецерковные родители в годы перестройки и «лихие 90-е» сумели не только выжить, но и дать жизнь нам, воспитать, накормить, одеть, обуть, дать образование, выпустить в жизнь, в которой у нас кое-что, но получилось. Ведь мы сейчас, такие умные, в своей самоуверенности стоим именно на том фундаменте, который нам заложили вот эти самые люди, подверженные нашей критике и становящиеся жертвами нашей несдержанности.

Вот эти дедушки и бабушки, те самые «совки», оплот воинствующего коммунизма, детьми пережили войну, работали годами ради небольшой зарплаты, возможности съездить с семьей в санаторий и отправить детей в лагерь, получить квартиру или машину. И стали родителями наших родителей. И так далее. И при всем мраке прошлого, в котором мы себя убеждаем, история нашего рода, теряющаяся в веках, каким-то образом не пресеклась, а вынесла в современность нас, таких умных и замечательных.

Генрих Семирадский «Блудный сын”

Нам не хватает не просто послушания, а искренней благодарности. Наше рождение стало волей Бога. Наши родители – это воля Бога о нас, смысл которой нам еще предстоит раскрыть. Родители познали Бога прежде нас, даже если они в Него не верили. Ведь они уже кое-что пережили, как бы не пытались себя убедить в их спокойной молодости. Они смогли пережить наше рождение, наше взросление, нашу неспокойную молодость. Для кого-то они по-прежнему остаются материальной опорой. Для всех безусловно – подспорьем для души.

Они всегда готовы принять нас, как блудных детей, обнять, подарить любовь и заботу. Так через них с нами говорит Бог, без гласа с небес, громов, и молний, а обычным, но столь желанным обедом за семейным столом, живым участием и искренним переживанием, окутывающим нас теплом, спокойствием и уверенностью.

Если мы хотим быть счастливы, нам стоит чаще вспоминать о пятой заповеди Бога. Почитая родителей, мы почитаем Его. Помогая старым и немощным родителям, да даже и еще в силах, – мы воздаем благодарность Богу. Вспоминая о родителях, мы вспоминаем о Боге.

Любите родителей. Они у нас одни. Так же, как и Бог у нас один.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *