Заповеди родителям

Заповеди для родителей в детском саду — это список памяток, соблюдение которых просто обязательно для формирования нормальной психики ребенка, для правильного воспитания и развития.

Данный материал — это сборник заповедей, которые можно распечатать как на обычном листе А4, так и создать большой стенд из 4 фрагментов, склеив их вместе. Рассмотрим подробнее, как это сделать.

Вот, к примеру, 10 заповедей для родителей. Размер плаката подходит для вывода его на печать в формате листов А4. Картинка увеличивается до оригинального размера.

А вот если требуется сделать данную памятку в виде большого стенда — тоже не проблема. Распечатаем 4 отдельно подготовленных фрагмента на тех же листах А4, а затем склеим их вместе, чтобы получился большой стенд. Также их можно приклеить на ватман.

Фрагмент 1Фрагмент 2Фрагмент 3Фрагмент 4

Теперь рассмотрим еще одну памятку, она с таким же содержанием, но в другом графическом оформлении. Это памятка для печати на одном листе А4: (кликните для увеличения)

И при необходимости сделать из нее стенд, также распечатаем 4 отдельных фрагмента и склеим их вместе на ватмане или просто скочем:

Фрагмент 1Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4

Еще две памятки с заповедями для родителей в ДОУ:

Родительские заповеди в ДОУ Секреты любви и взаимопонимания

Эти уже только на листы А4. Вот таким образом можно оформить прекрасный уголок с памятками для родителей.

Сиротство – это древняя форма человеческого одиночества, требующая сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов. Увы, нынче подобных гуманистов можно пересчитать по пальцам. Ведь порой даже отношения между самыми вроде бы близкими и родными людьми стали грубее и жестче. А любовь к детям похожа на любовь к собственному имуществу.

В этой связи хотелось бы вспомнить выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. Его имя внесено в святцы мировой педагогики. Из-под его пера вышло огромное количество произведений, в том числе сказки для самых маленьких, а главное – более 20 книг, посвященных воспитанию детей. Среди них есть и своеобразный манифест гуманизма «Как любить ребенка».

Всей своей жизнью Януш Корчак доказал свою любовь и уважение к детям. И не просто к детям, а самым обездоленным – сиротам. В 1914 году он активно участвовал в организации детских приютов на Украине, затем в 1918 после возвращения в Варшаву, продолжил начатое дело и руководил приютами. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак вместе с воспитанниками «Дома сирот» был помещен в Варшавское гетто, где стоически боролся за жизнь детей – доставал им еду и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его, польского еврея, из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда же в августе 1942 «Дом сирот» был депортирован, Корчак вместе с помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими преподавателями и около 200 детьми отправился в Треблинку (концентрационный лагерь). Там Януш отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться со своими воспитанниками до конца, приняв с ними смерть в газовой камере.

Януш Корчак был великим педагогом и гуманистомВ наследство нам он оставил много удивительных, добрых и назидательных книг. В том числе и десять заповедей для родителей, которые как никогда актуальны и которые следует чтить и соблюдать.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему. Это и есть необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  5. Не унижай!

  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребенок – разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», не «свое», не «собственное» дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.

  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым… Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Все знают это выражение? Такой закон есть в правовой деятельности, а подобный постулат есть и у психологов. Именно этот закон моральных качеств и нравственных ценностей координирует и контролирует всю работу образованного психолога.

1. Принцип компетентности психолога. Специалист имеет право бороться с проблемными вопросами. Ведь именно он профессионально осведомлен и умеет работать с психокоррекционными техниками.

2. Принцип беспристрастности психолога говорит о необходимости и умении непредвзято относиться к клиенту. Благодаря этому постулату работа психолога исключает суждение человека по его внешнему виду, моральным качествам, социальному положению. Психолог – человек, к которому обращаются за помощью, а значит он, подобно врачу, должен помогать и не отказывать в работе с трудностями обратившегося.

3. В основу главных правил входит и всем известный принцип неразглашения. Конфиденциальность не требует много слов и представлений, поэтому от тайн психолога и клиента переходим к четвертому принципу.

4. Взаимоуважение психолога и человека, обратившегося за помощью. Психологом правит уважение личного достоинства, прав и свобод, а значит и работа допускается только после обращения и согласия людей получать помощь психолога.

5. Пятое правило – безопасность применяемых методик. Хороший и образованный психолог всегда применяет только те методики исследования, которые не являются опасными для здоровья людей.

6. Шестое правило делает работу с проблематикой эффективнее и скоротечнее. Ведь при руководстве законом о профессиональном общении, во-первых, используются специальные методики, а не «сказки братьев Гримм»; во-вторых, человек, общающийся с таким «правильным» психологом, будет чувствовать поддержку и внимание со стороны специалиста.

7. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Именно когда этот принцип использует специалист, к которому обращается человек, можно видеть его компетентность. Психолог должен формулировать результаты исследования с помощью профессиональной лексики и обозначений. Конечно, мы не забываем о важности общения, поэтому в работе с человеком психолог имеет право и должен общаться на простом, доступном языке.

8. Адекватность методов. Возраст, религийная принадлежность, пол и статус – важные нюансы, которые необходимо учитывать в психологической работе. Беря в расчет все эти показатели, хороший специалист сможет выбрать наиболее подходящую программу для решения поставленной задачи.

9. Кодирование сведений. Да, мы всё ещё говорим о постулатах, с которыми работают психологи. Мало кто знает, но хороший профессионал использует кодирование файлов клиента. И код, конечно, знает только он.

10. Десятое правило психолога – хранение сведений. Психолог всегда обязан согласовывать с клиентом список лиц, которые могут иметь доступ к файлам. Так что всё может быть не так и секретно. Всё зависит лишь от решения клиента. Помните – клиент всегда прав?

Психологи – профессионалы чести и охраны морального и физического спокойствия людей, руководствующиеся особыми принципами. Именно благодаря им можно распознать хорошего специалиста.

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наше счастливая старость; плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,- писал А.С. Макаренко. А как правильно воспитывать? Ведь никто из родителей не ставит себе цель плохо воспитать ребёнка. Всё вроде бы во благо как для собственного чада, так и для самих родителей, а следовательно, и для всей страны. Но, как это нередко случается, результат не оправдывает наших надежд и ожиданий. Что же делать?
Предлагаю Вашему вниманию несколько заповедей и советов, которые помогут Вам правильно выстроить свои отношения с ребёнком.

Заповеди для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай, не обзывай!!!
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте .
За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было — НИКОГДА
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения.

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни — психика особо уязвима, реакции не предсказуемы;
когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) — нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность — во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, мы внушаем ему это, и ребенок в это ВЕРИТ.
Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая, внушаем самооценку.

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
самый настоящий предатель!
тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.
Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?

Богина Галина Владимировна, педагог

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:

Заповедь первая:

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая:

Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья:

Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвёртая:

Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая:

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

Заповедь шестая:

Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Заповедь седьмая:

Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

Заповедь восьмая:

Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая:

Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

Заповедь десятая:

Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1. Ваш ребёнок ни в чем не виноват перед Вами:

  • ни в том, что появился на свет,
  • ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
  • ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
  • ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях Вашего РЕБЕНКА повинны Вы сами, потому что:

— вовремя не поняли его;

— пожалели свои силы и время;

— стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

— стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Т.е. – не желали принимать его таким, каков он есть.

5. Вы должны:

— всегда верить в лучшее, что есть в вашем ребёнке;

— в лучшее, что в нем еще будет;

— быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;

— сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *