Запретная мечеть в мекке

Волшебная планета

Священная (Запретная) мечеть или Масджид аль-Харам – пожалуй, самое масштабное произведение мусульманского зодчества.Запретная мечеть — это гигантский архитектурный комплекс, в котором присутствуют здания разного предназначения: минареты, специальные строения для молитв и ритуальных омовений (отдельно мужские и женские). А центром мечети является расположенная здесь мусульманская святыня Кааба, главнейшая святыня ислама. Про Масджид аль-Харам моржно найти упоминания еще в аятах Корана, и она является киблой (во время каждой молитвы верующий должен быть направлен в её сторону) и местом обязательного для каждого мусульманина хаджа (паломничества).Масджид аль-Харам исламисты считают самым первым и, соответственно, древним земным храмом, который построили для служения Всевышнему. За всё время действия мечети, она многократно меняла свой вид, постоянно перестраиваясь и достраиваясь. К примеру, в момент основания мечеть Масджид аль-Харам представляла из себя лишь деревянную постройку, похожую на забор, которая опоясывала территорию вокруг реликвии. Перестраивать её начали после смерти Мухаммада. И на сегодня — это гигантское сооружение, не без современных технологических благ как эскалаторы, электрическое освящение, кондиционеры и электронные указатели, информирующие паломников совершающих хадж. Территория мечети огромна (309тис. м²) и одновременно в ней могут быть до 900тыс. человек.Запретная мечеть имеет и свою главную отличительную особенность – это минареты. При сооружении вначале было построено только шесть минаретов. Но после возведения «Голубой мечети» Стамбула, подобной к аль-Харам, решили добавить еще один, так как копировать или подражать Священной мечети – богохульство, и строго осуждается. Ныне Масджид аль-Харам украшает девять минаретов, из них два на входе в собственно саму мечеть.

Многие задают вопрос — почему «запретная»? Дело тут в том, что с арабского «харам» переводится как «запретный», «святыня», «священное место», «неприкосновенный». На территории мечети, почитаемой священной, с самого начала было строжайше запрещено убивать людей и животных, проводить бои, а также посещать не мусульманами.Впервые про эту мечеть упомянули еще в 638-м году. Но всемирную известность она получила практически тысячу лет спустя, только в 1570 году. Каждый верующий должен совершить обряд — таваф. Смысл обряда в обходе вокруг Каабы 7 раз. При этом каждый круг необходимо делать действия ритуального характера. Только лишь после тавафа паломнику можно зайти в Каабу, где он просит про прощение всех своих проступков. Мечеть Аль-Харам постоянно достраивают и расширяют.Если вдаться в подробности, как выглядит Кааба, то мечеть представляет собой громадный двор, огражденный многоярусной галереей(1) с минаретами(2) по углам. В середине двора расположена Кааба(3) — святилище. Это кубическое сооружение 15 метров высотой и основанием 12х10 метров. В восточном угле Каабы (известном как «черный угол») вставлен черный камень(4) , в серебряной оправе. Сам камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом семитского культа долго до возникновения ислама. В молодость Мухаммеда здесь находился идол Хубала — божественный покровитель города Мекка, вокруг которого было расположено 360 идолов, почитаемых тогда в Аравии. Престиж Каабы для мусульман резко возрос, когда её объявили святым местом, обращаясь к которому лицом мусульмане обязаны были молиться — до 622 года киблой был на Иерусалим, где, согластно преданиям, вознёсся пророк. В исламской мифологии “черный камень” на самом деле — райский “белый яхонт”, дарованный Адаму самим Аллахом, когда тот, скинутый на землю, достиг Мекки. Черным камень стал позже из-за людских пороков и грехов. Вблизи от “черного камня” находится (5) место Ибрагима (макам Ибрагима) — райский камень, стоя на котором Ибрагим возводил Каабу и который сберег отпечаток его стоп. Около макама Ибрагима имамы управляют молитвой правоверных. Правее от него, за стенкой в виде молодого месяца, находится Аль-Хиджр(6) — место, где Ибрагим оставил свою жену Хаджарь и своего сына Исмаила по приезду в Мекку. Это особое место, и паломники не заходят туда во время обхода вокруг Каабы: они считают, что при Ибрагиме Хидрж был частью Каабы и в нём, согласно легенде, похоронены его сын и жена.

История Мечети аль-Харам и периоды реконструкции

Возведение первого храма Богослужения началось в далёком 638 году, однако свою известность Мечеть Масджид аль-Харам в Мекке обрела лишь в 1570 году. Первоначальный вид был непримечателен – деревянные колонны, свободное открытое пространство, – всё это совсем не похоже на нынешний облик Заповедного храма.

Но уже в седьмом веке была совершена первая реконструкция: деревянные непрактичные колонны заменили на вековые, из мрамора. Увеличили площадь внутреннего зала для ритуалов, а вокруг самого сооружения возвели минареты – специальные башни для оповещения мусульман о начале обряда и призыва для выполнения общей молитвы.

Число последователей исламской веры, которые приходили в эту Мечеть увеличивалось с каждым годом, и потребность в расширении стала причиной для следующей реконструкции. Вторая перестройка здания произошла в 16-ом веке. Крышу заменили на расписные с внутренней стороны купола, а также вновь сменили главные колонны.

Время идёт, любое строение ветшает, и Кааба не исключение. Вечен только Всевышний Аллах. Так во время наводнения были повреждены и обрушены стены Каабы. После такого стихийного бедствия местные мастера быстро восстановили прежний вид святыни при помощи камней Мекки без каких-то значительных изменений в конструкции. Эта реконструкция не должна была коснуться самой Мечети аль-Харам. Однако, случилось следующее: стамбульская мечеть возвела минарет, чем сровнялась по количеству башен с главной мечетью. Этого не могли допустить, поэтому было принято решение: срочно построить седьмой минарет в знак Главной Запретной Мечети.

Из дальнейших значительных изменений можно отметить новые главные ворота, ещё несколько новых комплексов, которые присоединились к храму, и несколько минаретов.

Кааба и чёрный камень

Каждый день истинно верующие телом и душой мусульмане совершают пятикратную молитву, намаз, и прочие ритуалы именно лицом по направлению к Каабе. Сотни тысяч правоверных ежедневно определяют направление киблы и совершают обрядовые молитвы. Однако многие, кому ещё не довелось совершить умру или хадж, ошибочно полагают, что Кааба и Мечеть аль-Харам в Саудовской Аравии – это одно и то же, равнозначные понятия.

Кааба – это особое строение в форме куба из знаменитого чёрного гранита, которое находится как раз в центре Той Самой Запретной Мечети. И именно эту постройку возвёл Ибрахим (а.с.) по типу того сооружения, что было уничтожено Великим потопом во времена Адама (а.с.). Главная особенность этого строения – необычный чёрный камень, вмонтированный в один из углов. По преданию, во время того, как Ибрахим (а.с.) трудился над возведением храма, к нему на помощь спустился ангел с небес, и звали его Джабраил. Он оставил Ибрахиму (а.с.) дар в виде особого плоского камня, который мог левитировать на любой высоте.

В современное время Кааба – это кубовидное строение в сердце Мечети аль-Харам, покрытое чёрным покрывалом из шёлка, на котором вышиты великие высказывания из Корана. У него есть двери для входа и выхода, однако в настоящее время они закрыты. Заветные ключи по вековой традиции хранятся у племени курайш. После получения благословения от местного народа, двери открывают, но лишь дважды в год для высокопочитаемых и уважаемых мусульман. Интересно, что внутри Каабы исполнить ритуал можно в любом направлении. Чёрный камень уже утратил свои левитирующие способности: его окаймили в серебро, и каждый правоверный мусульманин старается прикоснуться и поцеловать его.

Архитектура и оборудование комплекса

Соборная Мечеть аль-Харам имеет невероятные масштабы: 357 тысяч км². В ней расположены 500 мраморных колонн и девять минаретов высотой под 100 метров. Вход на земли храма осуществляется через четыре главные врата. Но также есть ещё целых 44 входа для ежедневного пользования верующими. Само здание вмещает около миллиона мусульман, а в период большого паломничества, хаджа, в нём собираются до четырёх миллионов последователей исламской веры!

Путешествие в жаркую страну – это стресс для непривыкшего организма. Поэтому комплекс Мечети аль-Харам в Саудовской Аравии оснащён максимальными удобствами для посетителей. Это и эскалаторы, которые облегчают и разгружают передвижение. И множество систем климат-контроля, и специальные вентиляторы, разбрызгивающие мелкие капли воды. Всё вместе это помогает снизить температуру, избежать духоты и солнечных ударов.

Размеры, неимоверная красота архитектуры, оснащённость, история – всё это делает Запретную Мечеть по истине уникальным памятником для исламской общины.

Поделитесь с друзьями: Подпишитесь на новые статьи

Подписываясь, даю согласие на обработку персональных данных.

Запретная мечеть Аль-Харам

Видео: Мечеть Аль-Харам

Общая информация

Аль-Харам представляет собой соборную мечеть, в которой мусульманская община молится в полдень пятницы. Здание способно вместить 900 тысяч верующих, а во время хаджа в нём собирается до 4 миллионов мусульманских паломников! Но аутентичность храма Аллаха проявляется не только в его вместимости. История возведения, специфика архитектуры, особый статус для верующих – всё это делает Масджид аль-Харам уникальным памятником исламской религии, к стенам которого приходят сотни тысяч мусульман.

История мечети Аль-Харам

Заповедная, великая, запретная – этими эпитетами нарекли главную мечеть священного города Мекки. Как упоминалось выше, архитектурный памятник хранит в себе величие мусульманства и святую Каабу, которую, согласно Корану, по указанию Аллаха возвёл пророк Авраам. После завершения строительства ангел принёс камень, который увенчал восточный угол сооружения кубической формы. Подчиняясь откровению, пророк поведал о важнейшей святыне ислама, к которой каждый уважающий себя мусульманин может совершить паломничество.

Именно вокруг Каабы в 638 году и началось строительство первого храма для служения Богу, но известным он стал только к 1570 году. Изначально Запретная мечеть выглядела как окружённое деревянными колоннами открытое пространство, в центре которого располагалась постройка «аль-Бэйт аль-Харам» (второе название Каабы – «священный дом»).

Реконструкции Масджида аль-Харама

В VII веке во время первой реконструкции мечети деревянные колонны были заменены мраморными, зал для молитв расширился, а возле самого здания мечети достроили минареты.

Но даже реконструированная мечеть Аль-Харам не вмещала всех мусульманских паломников, число которых увеличивалось с каждым годом. Это и стало причиной второй реконструкции, на этот раз – в XVI веке. Купола, каллиграфически расписанные изнутри, заняли место крыши мечети, а опорные колонны вновь были заменены.

Когда Кааба пострадала от проливных дождей, её перестроили, использовав при этом камни из Мекки. Казалось, что участь реконструкции не затронет сам Аль-Харам, но количество минаретов Голубой мечети в Стамбуле определило дальнейшую судьбу здания. Султан Ахмед, прислушавшись к словам имама Мекки, отдал приказ пристроить седьмой минарет, ведь ни одна мечеть не может быть равной той, что хранит в себе Каабу.

Спустя три столетия Масджид аль-Харам был реконструирован дважды. В конечном итоге к зданию мечети пристроили врата короля Фахда, через которые мусульмане попадали в новый комплекс с двумя минаретами.

XXI век стал знаменательным для мечети: на её территории развернулась очередная полномасштабная реконструкция. К архитектурной композиции Аль-Харама присоединились два минарета и ворота короля Абдаллы. На строительство было потрачено около 10,5 миллиардов долларов.

Архитектурный комплекс мечети Аль-Харам

На данный момент главнейший архитектурный памятник ислама занимает территорию в 357 тысяч км². Масджид аль-Харам насчитает 500 колонн из мрамора и 9 минаретов, достигающих в высоту 95 метров. Войти на территорию священного места можно через главные врата. Их всего четыре: врата аль-Фатх, врата аль-‘Умра, врата короля Фахда и врата короля ‘Абд аль-‘Азиза. Помимо них, существует 44 второстепенных входа, через которые ежедневно проходят мусульманские паломники. Освещение в мечети создаётся двумя специальными электростанциями.

На территории Аль-Харама действуют эскалаторы, которые значительно облегчают перемещение. Основные помещения оснащены современными кондиционерами, поэтому здесь всегда прохладно, даже если на вас надета одежда из плотной ткани. Планировка Масджида аль-Харама включает в себя отдельные помещения для молитв и омовения (последние при этом делятся на мужские и женские).

Во время паломничества трёх этажей мечети бывает недостаточно для наплыва желающих вознести молитву Аллаху. По этой причине многие мусульмане размещаются в молебнях подвалов или на крыше, которая для этих целей отделана мраморными плитами.

Трагедии на священной земле Аль-Харама

Хадж – не единственное событие, которое запомнилось стенам древнейшей мечети мира. К сожалению, в Аль-Хараме происходили и трагедии, омрачившие память мусульманских верующих.

Террористический акт конца XX века

В ноябре 1979 года тысячи мусульман собрались на территории Масджида аль-Харама для традиционной утренней молитвы. Мирный покой нарушили выстрелы, прозвучавшие эхом внутри здания. Дубинок – единственного оружия охраны – оказалось недостаточно для оказания сопротивления. Неизвестные лица, вооружённые до зубов, взяли мечеть под полный контроль, заблокировав выходы из неё и превратив высокие минареты в огневые точки. Впоследствии выяснилось, что за организацией террористического акта стоял не кто иной, как Джухайман аль-Утайби, который прежде служил в национальной гвардии. В его главном соратнике – Мухаммеде аль-Утахни – повстанцы видели обновителя исламской религии, обещанного им в древности пророчеством Махди, поэтому беспрекословно слушались своего командира.

Террористы держали паломников в осаде в течение двух недель, после чего были сокрушены саудовскими силами. Число жертв достигло 255 человек, среди которых – и экстремисты, и верующие. Джухаймана аль-Утайби и его приспешников подвергли публичной казни – обезглавливанию на центральной площади Мекки.

Падение крана на мечеть

Сильнейшая песчаная буря, которая налетела на священный город в сентябре 2015 года, стала причиной трагедии, случившейся во время строительства. Кран упал прямо в восточную часть Масджида аль-Харама, проломив тем самым крышу. Жертвами инцидента стали 107 человек, около 240 верующих получили ранения. Несмотря на трагедию, хадж всё равно состоялся.

Интересные факты о мечети Аль-Харам

Главная мечеть города неоднократно упоминается в Коране, и это делает её уникальным памятником исламской религии. Особый интерес представляет несколько фактов.

  • Согласно преданию, Чёрный камень, вмонтированный в восточный угол Каабы, изначально был белым, но впоследствии изменил цвет на чёрный от скверны и грехов человечества. Позже к камню прикоснулась трость пророка Мухаммеда, тем самым сделав его святыней.
  • Углы кубической Каабы ориентированы на четыре стороны света: северную (иракскую), восточную (каменную), южную (йеменскую) и западную (левантийскую).
  • Семья Бани-Шайбах издавна охраняет вход в главную святыню мусульман. Их потомка выбрал для этой роли сам пророк Мухаммед. Традиция продолжается по сей день. Семья проводит регулярное омовение Каабы дважды в год: за две недели до хаджа и до Рамадана.
  • Мусульмане всегда молятся, поворачиваясь лицом к Мекке (точнее, к мечети и Каабе, находящейся в ней). В исламе этот обычай носит название «Кибла» – направление, в котором нужно совершать все религиозные ритуалы.
  • Помимо Каабы, Масджид аль-Харам скрывает в своих стенах и другие святыни: макам Ибрахима и колодец Замзам.

Популярность мечети Аль-Харам стало основной причиной улучшения инфраструктуры в её окрестностях. В частности, был возведён комплекс небоскрёбов Абрадж аль-Бейт. Отдельные его башни занимают отели, постояльцы которых ежедневно любуются величием исламской религии прямо из окон собственных номеров.

Как добраться

Туристы, которые не исповедуют ислам, лишаются возможности посетить крупнейшую мечеть города, но мусульмане могут прийти к её стенам в любое время. Адрес известен каждому верующему: Мекка 24231. Добраться до мечети Аль-Харам можно двумя способами: пешком и на автомобиле. Во втором случае стоит ехать по дорогам №15, King Fahd Rd или King Abdul Aziz Rd.

Паломники говорят, что в этом священном месте как нельзя сильнее чувствуется связь с Аллахом. Произнесённая здесь молитва считается самой искренней и духовной. В мечети нет разницы между богатыми и бедными, хорошими и плохими, светлокожими и смуглыми, молодыми и старыми. Масджид аль-Харам – единственное в своём роде место, где каждый мусульманин испытывает ни с чем не сравнимое благоговение, именно поэтому священная мечеть Мекки ежегодно становится пристанищем для миллионов мусульманских верующих.

Проповедь Мунира Беюсова о значении мечетей в жизни мусульман

Дорогие верующие, братья и сестры!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Мир Вам милость Аллаха и Его благословение!

Сегодня я хотел бы с вами поговорить о мечетях и о проблемах связанными с ними. Мечети – это храмы Всевышнего и люди приходят туда чтобы поклониться Аллаху, сделать дога, учиться, раскаяться и духовно исправить себя в лучшую сторону! В истории Ислама мечети играли огромную роль в жизни верующих, именно в храмах шла образовательная и религиозная, даже политическая деятельность. Без всяких сомнений, в сердце каждого из нас, мечет – это особенное место, которым мы очень дорожим.

Однажды один человек пришел к пророку Мухаммеду (алейхиссалям) и задал вопрос: «О посланник Аллаха, какое место лучше перед Всевышним Аллахом?». Пророк ответил: «Не знаю, нужно спросить ангела Джабраиля (алейхиссалям)». Явился Джабраил и сообщил: «Лучшее место где можно находиться – это мечети Аллаха, а худшее, это рынки». (сахих) Действительно, именно в мечетях мы находим умиротворение и спокойствие, люди которые хотя бы раз бывали в мечетях рассказывали, что находясь там испытывали что то необыкновенное, у них поднималось настроение. В мечети люди хотят не ради мирского, не ради денег или заработка, а чтобы поклониться Господу. В наши дни мечеть — это целый институт, где преподают, дают добрые советы и наставления, помогают в трудных минутах. Мечеть объединяет сотни национальностей, ее посещают люди из разных слоев общества. В аятах Корана говорится, что мечетях положено восхвалять Аллаха, совершать поклонения и не дозволительно мечети превращать в места торговли и бизнеса!

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (Сура «Свет», 36-37 аяты).

В местах торговли постоянно крутятся деньги, часто люди при продаже обманывают, перевешивают, торгуют некачественным товаром. На рынках немало мошенников, и человек отправляясь туда идет с некой настороженностью, деньги прячет глубже в карман, и интересует его только мирское, — покупка какого либо товара.

Люди связанные с мечетями — верующие люди, кто то строит или помогает строить мечеть, кто то обслуживает ее, охраняет и убирается. В Священном Коране Аллах свидетельствует о том, что люди участвующие в возведении храмов являются верующими!

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Сура «Покаяние», 18 аят).

Разные мечети в мире имеют свой отдельный статус. В некоторых мечетях можно выполнить один намаз и получить огромную награду с размером тысячу намазов! Пророк сообщил: «Намаз, совершенный в мечети Пророка, ценнее тысячи намазов, совершенных в других (кроме как в Заповедной мечети в Мекке)» (сахих). Первую мечеть в Исламе в аль-Куба, посланник Аллаха (алейхиссалям) и его сподвижники строили используя подручные строительные материалы. Мечеть была очень маленькой и простой, там не было ковров и украшений. Тоже самое и с мечетью пророка в Медине. Но Аллах сделал так, что сегодня эти мечети стали святынями мусульман, из их стен вышло много ученых и богословов. Размеры храма не имеют значения, самое главное, чтобы мечети работали и функционировали! Больно слышать от верующих слова, мол мечеть всегда заперта, на ней постоянно висит замок! Где имам, почему он не работает согласно своему статусу и сану? Почему в стенах мечети не проводятся лекции и уроки? Где дети? Ни с религиозной точки зрения, ни с моральной, разгильдяйство недопустимо! Имам – это мозг мечети, ее управленец и ведущий локомотив! Ему должны ровняться, он должен ставится в пример людям!

Сегодня в России одна большая беда, не хватает мечетей! Каждый год мусульмане вынуждены молиться, где попало, на улице и на трамвайных путях! Обращаясь к состоятельным верующим, хочу сказать, что ваша помощь в строительстве мечетей будет вознаграждена Всевышним Алахом!

Пророк (алейхиссалям) постоянно призывал мусульман строить мечети. В известном хадисе говорится «Тот кто построит Аллаху мечеть, тому Аллах построит дом в Раю!» (сахих).

Аллах наградит строителей мечети огромным аджром, после их смерти им до конца света будут записываться добрые дела!

«Поистине, из того, что принадлежит верующему из его дел и хороших поступков после его смерти — это знание, которое он передал другим и распространил, праведный сын, оставленный им после себя, Книга, завещанная им, мечеть, построенная им, речка, которую он провел и милостыня, данная им из его денег. И все это сделанное им, будучи живым и здоровым будут принадлежат ему и после его смерти» (хасан)

Некоторые люди не знают о хороших делах и спрашивают, что мне такое сделать, чтоб Аллах простил меня и дал награду? Подари Коран мечети, кто то его будет читать и тебе запишется аджр, если ты не в силах построить мечеть, участвуй в его возведении, накорми рабочих, приведи в мечеть в порядок, помой окна, почисти ковры! Во времена пророка один мужчина постоянно убирался в мечети и вдруг он умер. Когда пророк узнал о его смерти спросил сподвижников:

«Почему же вы не сообщили мне (о его смерти)? Покажите мне могилу». Затем он отправился к могиле и совершил погребальную молитву» (согласованный хадис).

Без мечетей мусульманам сложно познавать свою религию, там где нет молельных комнат, мест для проведения молитв, — мусульмане страдают, они не знают основ религии, нормально не могут похоронить умерших! Нет мечети, — нет имама! Нет общины, и мусульмане не могут задать свои вопросы, они не в состоянии отстаивать свои религиозные права! Спрашивают некоторые, — откуда же берутся секты и разные течения в Исламе? Мы отвечаем, — Негативные процессы в мусульманской Умме происходят из-за невнимательности местных властей к религиозным нуждам мусульманам, не даете строить мечети, значит мусульмане будут собираться у себя в квартирах, в подвалах и где попало. У них не будет возможности изучать религию у официальных имамов. Пророк (алейхиссалям) понимал это, поэтому в первые же дни после хиджры в Медину взялся за строительство мечети, где произошло объединение ансаров и мухаджиров.

Мечеть принадлежать всем мусульманам, вне зависимости их национальности и цвета кожи. Двери храмов открыты для всех, кто приходит с миром. В хадисе подчеркивается: «Мечеть – это дом каждого верующего» (хасан). Дома мы находим покой и уют, ощущаем семейное тепло, в мечетях этого уюта и тепла должно быть еще больше. Неуместно делить мечети по каким то признакам. Если люди приходят помолится и поучится, — добро пожаловать! Ну а если они пришли чтобы поскандалить, — то Аллах посеет смуту среди них. Все дела записываются по намерениям.

Тех, кто постоянно ходил в мечети, Аллах приблизит к Своей милости в Судный день! «Аллах скажет в День Суда: «Где Мои соседи?» Ангелы спросят: «А кто Твои соседи, О Аллах!» Аллах ответит: «Те, кто часто посещал мечети» (сахих).

Иногда трудно найти время для пятничной молитвы, нет свободного часа сходить в мечеть. Но мирские проблемы. Если мы сумеем оторваться от дел и найти время для молитвы в мечети, Аллах дарует нам еще больше награды! В хадисе пророк сказал: «Те, кто приходили в мечеть ночью в темное время, они в Судный день будут обрадованы светом» (сахих). Кто сегодня затрудняется на автобусе проехать до мечети пару кварталов, а раньше люди пешком преодолевали километры чтобы поучаствовать в коллективном джамаат намазе! Идти до мечети пешком должно приносить удовольствие! За каждый шаг ангелы записывают хорошие дела! Во времена пророка (алейхиссалям) одно племя желало приобрести участок земли около мечети, чтобы построить там дом и не тратить время на хождение в мечеть. Посланник Аллаха узнал об этом и обратился к ним: «Мне стало известно, что вы желаете переехать поближе к мечети». Те ответили: «Да, Посланник Аллаха, мы действительно намереваемся сделать это». Тогда он сказал: «Уважаемые члены племени Бану Саляма! Оставайтесь в ваших домах — ваши следы (оставляемые при ходьбе в мечеть) записываются! Оставайтесь в ваших домах — ваши следы (оставляемые при ходьбе в мечеть) записываются!» (Муслим).

Из мечетей распространяются знания и исламская культура. Раньше мечети играли роль университетов и медресе. Имамы и прихожане приходили в соответствующей, чистой и опрятной одежде, не старались вести мирские разговоры! Нужно нам остерегаться от ненужных разговоров в таких местах! Посланник Аллаха говорил: «Появятся в конце времен люди, которые будут садиться в мечетях группами и имамом у них будет дунья! Не садитесь с ними, ибо нет у Аллаха в них нужды!» (ат-Табари, сахих).

Где нет порядка, там нет ни бараката ни спокойствия. В мечетях обязательно должен быть порядок и дисциплина. Имам, азанчей, сторож, уборщица, прихожане, — все несут ответственность. Недопустимо, чтобы в мечетях непонятные лица проводили лекции и намазы, говорили азан, для этого имеется имам и азанчей, они обучались религии.

Дорогие верующие! Просим Всевышнего, чтобы этим летом наши мечети и медресе были открытыми для всех! Летние исламские школы и медресе позитивно влияют на нашу молодежь, в будущем религиозные познания помогут им вести здоровый и активный образ жизни на благо Отечества!

Оживление мечетей

Опубликовано 14 Сен, 2013 в 16:55 | Просмотров 12 215 | Оставь комментарий!

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 18).

Прослушать:

Хвала Аллаху, Господу миров, велевшему верующим возводить мечети и поминать в них Его славное имя. Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Он единственный Повелитель, Создатель и Покровитель, и потому только Ему мы посвящаем своё поклонение и отрекаемся от иных богов. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, которому Всевышний доверил нести миссию Единобожия, и он нёс её честно, без упущений. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними, совершая благие дела, до самого Судного Дня.

Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав «домами Аллаха». Он похвалил людей, которые прославляют Его в этих домах утром и вечером и пообещал им большую награду в день последнего Отчёта. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36-38).

Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, проводят в них свои молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 18).

Также Аллах объявил о своей угрозе тем, кто мешает людям посещать мечети, препятствует совершению в них молитвы и поминанию имени Аллаха или, еще хуже, сносит их и делает непригодными для использования. Всевышний Аллах сказал:

«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (Коран, 2: 114).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) побуждал возводить мечети и нёс радостную весть о награде тем, кто возводит дома Аллаха:

مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يَبْتَغِي بِهِ وَجْهَ اللَّهِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

«Кто построит мечеть, стремясь к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю».

مَنْ بَنَى لِلَّهِ مَسْجِدًا يُذْكَرُ فِيهِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю».

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, то первым, что он сделал, было возведение мечети. Это говорит о великой значимости мечетей и их особом статусе в Исламе. Мечети – это дома Аллаха, обители Его ангелов, места, куда нисходит Его божественная милость, где совершаются посвящённые Ему обряды поклонения и где встречаются друг с другом Его верующие рабы Аллаха.

Мечети не должны строиться ради того, чтобы кого-то удивлять, быть украшением улиц, они не должны становиться достопримечательностями, музеями и объектами чьей-то гордости и бахвальства. Мечети возводятся для того, чтобы проводить в них молитву и поминать Всевышнего Аллаха, они не должны быть закрытыми большую часть времени, подобно банковским сейфам. Мечети строятся, дабы из них возносились молитвы и слова поминания, чтобы распространялся из них свет поклонения и постоянно стекались к ним делегации мусульман, гостей Милостивого Аллаха. Молитва, совершённая в мечети, даёт людям возможность собрать на чаше добрых дел множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективной молитвы, то один шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит по пути туда и обратно».

Мусульманин, пребывающий в мечети в ожидании наступления времени намаза, подобен воину, несущему караул (рибат) на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не указать ли вам на дело, которым Аллах стирает грехи и возвышает степени добродетели?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Качественное совершение омовения (тахарат), большое количество шагов на пути к мечетям, ожидание наступления молитвы после завершения предыдущей – все это есть рибат, это рибат, это рибат».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بشر المشائين في الظلم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة

«Обрадуй тех, кто постоянно ходит в мечети в темноте, что в день Воскресения им будет дан совершенный свет».

Если человек привыкает к посещению мечети, что становится для него обычной жизненной практикой, то о подобном говорится как о признаке его Веры (Имана). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если увидите мужчину, постоянно приходящего в мечеть, то засвидетельствуйте о его Вере (Иман), ведь Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день».

Когда человек пребывает в мечети, ожидая наступления молитвы, он получает за это ожидание такую же награду, как за саму молитву и всё это время ангелы просят у Аллаха для него прощения и милости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يزال أحدكم في صلاة ما دامت الصلاة تحبسه لا يمنعه أن ينقلب إلى أهله إلا الصلاة

«Каждый из вас пребывает в намазе до тех пор, пока намаз удерживает его , и ничто не препятствует ему вернуться к семье кроме намаза».

لا يزال أحدكم في صلاة ما دامت الصلاة تحبسه و الملائكة تقول : اللهم اغفر له ، اللهم ارحمه ما لم يقم من مصلاه أو يحدث

«Каждый из вас пребывает в намазе, пока намаз удерживает его . И ангелы говорят: «О Аллах, прости его. О Аллах, даруй ему свою милость». Это продолжается до тех пор, пока человек не покинет место своей молитвы или не испортит своё омовение (тахарат)».

Несмотря на то, что заблаговременный приход в мечеть и ожидание времени наступления молитвы содержат в себе столько блага, многие люди приходят в мечеть поздно. Некоторые выходят из дома, когда в мечети уже начинается намаз, пропуская начало молитвы или большую её часть. Они жалеют посвятить часть своего времени мечетям, но их небрежность по отношению к домам Аллаха оборачивается для них большой потерей. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:

لا يزال قوم يتأخرون حتى يؤخرهم الله

«Если люди будут опаздывать , то в конце концов Аллах сделает их отставшими».

Если человек всё время опаздывает на намаз, это говорит о том, что он ленится её совершать, а это, в свою очередь, является качеством лицемеров, о которых Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى

«Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاَةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى

«И намаз они совершают лениво» (Коран, 9: 54).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почетного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Не следует человеку вставать на молитву лениво, намаз надо читать с довольством, с большим желанием и искренней радостью, ведь молящийся беседует с Аллахом. Воистину, Аллах перед молящимся, прощает его, принимает его молитвы, если тот просит о чём-то. Затем Ибн Аббас прочитал: «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Аллах (Свят Он и Возвышен) велел мусульманам отправляться в мечеть, когда они слышат призыв на молитву, и оставлять торговлю. Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62: 9).

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Всевышний Аллах говорит, что услады и прикрасы мирской жизни, покупки и торговля, работа и сделки не отвлекают этих людей (верующих) от поминания их Господа, Того, кто создал их, дал им средства к существованию, одарил своими милостями. Они знают: то, что находится у Аллаха, лучше и полезнее того, что находится в их руках, ведь то, что у них — исчезнет, а то, что у Аллаха — вечно».

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) увидел людей, которые торговали на рынке, затем, когда был произнесён азан (призыв на обязательную молитву), они оставили свою лавку и отправились в мечеть. Ибн Масуд сказал: «Это те, о ком Аллах упомянул в своей Книге: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37). То же самое сообщается со слов Абдуллы ибн Умара (да будет им доволен Аллах). Когда он увидел, что некоторые люди, торгующие на рынке, услышав призыв на намаз, закрыли свои магазины и отправились в мечеть, то сказал: «Именно в их честь был ниспослан аят: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха». Матар аль-Варрак говорил: «Такими были праведные предшественники, они покупали и продавали, но если кто-либо из них слышал призыв на намаз, а в руках его были весы, он сразу же опускал весы и отправлялся совершать молитву».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал приходить на пятничный намаз пораньше. Сообщается в сборнике имама Ахмада, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто омоет голову и тело в день Джум’а, выйдет пораньше и застанет начало проповеди, пойдёт пешком, не садясь верхом, приблизится к имаму, будет слушать, не отвлекаясь, то за каждый свой шаг он получит награду, словно соблюдал пост и молился на протяжении целого года».

Ибн Касир сказал: «Этот хадис имеет много путей передачи, в разных версиях его также привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Но большинство людей пренебрегают этой великой наградой, оставляют её и приходят на пятничный намаз лишь тогда, когда уже произносят икаму, а некоторые даже упускают часть намаза, пропуская пятничную проповедь, хотя она призвана быть для них наставлением, назиданием, уроком и предупреждением».

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Особенностью пятничного собрания является то, что на нём произносится проповедь, в которой говорят слова восхваления Аллаха, свидетельство Единобожия и пророчества, напоминание людям о великих событиях, связанных с Исламом, и предостережение их, дабы страшились они Его кары и праведного отмщения. Проповедь велит им то, что приближает их к Аллаху и Его Раю, и запрещает им то, что приближает их к Его гневу и Аду. Это и есть смысл проповеди и собрания».

Когда человек приходит в мечеть для проведения пятничной молитвы, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данного собрания. Если же прихожанин не слушает, то противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не получает пользы от данного собрания, а это, в свою очередь, делает сердце чёрствым, отворачивающимся от поминания Аллаха, обрастающим пеленой невежества и беспечности.

Просите у Аллаха благополучия. Бойтесь Его и остерегайтесь скверных позывов своей души, ведь Он сказал в священном Коране:

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.

Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников».

Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 63: 9-11).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя «
Перевод: Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта – www.whyislam.to

  • Хадис привёл аль-Бухари и Муслим.
  • Хадис привели Ибн Маджа и Ибн Хиббан.
  • Хадис привели Ахмад, ат-Табарани и Ибн Хиббан.
  • Рибат – это один из видов военной службы, который заключается в охране границ государства. Воин, который несёт такую службу, называется «мурабит». Мурабиты заняты охраной пограничных территорий, они всегда находятся в полной мобилизации, готовые принять на себя первый удар и заблаговременно предупредить командование о вторжении вражеской армии. Воины, несущие службу в рибате, удостоены Всевышним Аллахом великой награды.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Рибат в течении одного дня и одной ночи лучше, чем соблюдение поста и совершение намаза на протяжении месяца. Если мурабит умрёт, то праведные дела, которые он совершал, продолжатся, его удел (ризк) продлится, и он будет в безопасности от испытаний (могилы и судного Дня)» (хадис привёл Муслим).
  • Это значит, что после совершения намаза в коллективе или в одиночестве, мысли человека связаны с временем следующего намаза. Он может ожидать намаза в мечети, а может находиться у себя дома или на работе, но при этом сердце его привязано к молитве, это и есть Рибат. Если мусульманин завершил намаз, то он уже начинает думать о том, как он совершит следующую, старается планировать свои дела и работу так, чтобы прочитать молитву вовремя, и по возможности с коллективом мусульман в мечети. Некоторые ошибочно делают вывод из данного хадиса, что для осуществления такого Рибата необходимо непрерывно находится в мечети до наступления следующей молитвы, это неверное понимание. Смысл хадиса заключается в том, что следует заботится о своей молитве, и всегда держать её в голове, так чтобы она была в сердце до тех пор пока не наступит время следующего намаза.
  • Хадис привел Муслим.
  • Т.е. ходит в мечеть для совершения ночной и утренней молитвы, которые приходятся на темное время суток.
  • Хадис привели Абу Дауд и ат-Тирмизи.
  • Хадис привели ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарими, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан.
  • Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
  • Хадис привёл аль-Бухари.
  • Хадис привели Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Маджа.
  • Джума (пятница) – в этот день мусульмане собираются в мечети для проведения пятничной общественной молитвы и проповеди.
  • Хадис привёл Ахмад.
  • Икама – короткий призыв к молитве, произносимый непосредственно перед началом намаза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *