Зависимость от компьютера у детей

Компьютерная зависимость у подростков — это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз. Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе. Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.

Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.

Содержание

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании — компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

14 декабря 2016 Аверьянова Света

Разговоры о компьютерной зависимости у подростков стали звучать, еще когда ПК и интернет были доступны лишь избранным. Сегодня не найдется семьи, в которой не пользуются компьютерной техникой и современными видами беспроводной связи. Дети растут в условиях тотальной компьютеризации и не представляют для себя иной жизни. Опасно ли такое влияние технического прогресса?

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

  • I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

Совет на заметку. Замечательный отечественный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко отразил проблему кибержизни в виртуальной реальности в цикле «Глубина». Эта книга способна стать любимым литературным произведением для подростка.

Только предложите ее ненавязчиво. Например, прочитайте роман сами и поделитесь впечатлениями.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.

Даже если ответы оказались тревожными, не спешите отключать интернет и выбрасывать монитор. Поспешные действия могут навредить. Лучше следовать строго намеченному плану.

Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу.

Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости. Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);

Кстати. Психологически благополучные дети равнодушны к собакам. Одинокие, неуверенные в себе, закомплексованные находят в животном отдушину. Вспомните, не просил ли ваш подросток собаку. Она (или другое животное) может помочь ребенку переключиться и самореализоваться. При правильно подобранной программе работы с собакой в семье можно значительно скорректировать личностные качества и привить новые социальные навыки растерявшемуся подростку. Начните с посещения выставки собак и поговорите с юными хендлерами или спортсменами в дисциплинах фрисби, аджилити и фристайл.

  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Важно! К кому бы вы ни обратились, проверяйте рекомендации и дипломы. У специалиста, работающего с зависимыми подростками, должно быть как минимум высшее психологическое образование.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Чего делать нельзя

Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.

  1. Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
  2. Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
  3. Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
  4. Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
  5. «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
  6. «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
  7. Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.

Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/kompyuternaya_zavisimost_u_podrostkov.html

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Вынту К.В.1, Колядич Н.Н.2 Email: Vyntu1146@scientifictext.ru

‘Вынту Кристина Викторована — студент; 2Колядич Ника Николаевна — студент, факультет начальных классов, Некрасовский педагогический колледж № 1 им. НА.Некрасова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в ходе исследования изучаются и раскрываются признаки компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и рекомендации по ее профилактике, а также рассматриваются причины её возникновения. По результату исследование оказалось, что большинство детей используют планшетный компьютер для развлечения, а не для выполнения домашней работы, поиска информации, различных развивающих программ.

У каждого родителя своё мнение на использование детьми компьютеров, либо категорическое ограничение или полный запрет, либо временные ограничения или полная свобода. Ведь дети это такие же личности, как и взрослые, иногда даже могут научить родителей. Но особое внимание дети уделяют тому, как и что делают родители с современными устройствами.

Современное общество не может обойтись без внедрения новых технологий, однако родителей очень волнует вредоносное влияние техники на здоровье детей, т.к. бесконечная увлечённость детей может привести к тяжёлым последствиям в будущем. Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика.

COMPUTER ADDICTION IN PRIMARY SCHOOL AGE Vyntu K.V.1, Kolyadich N.N.2

УДК 37.012.8

В 21 веке использование современных технологий возросло , так как в нынешнее время ни один современный человек не может обойтись без них. Дети не исключение.

Это можно доказать исследованием, которое провели учёные из Великобритании на планшетных компьютерах. Было опрошено более 2000 детей в возрасте от 8 лет до 16, в 2014 году.

По результатам исследование оказалось, что большинство детей используют планшетный компьютер для развлечения, а не для выполнения домашней работы, поиска информации, различных развивающих программ.

Само понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят данный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основными причинами компьютерной зависимости можно выделить, как:

1. жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх;

2. детская безнадзорность, т. е.родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка;

3. постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими

4. физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников;

5. развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем;

6. недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками;

7. заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности;

8. если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем);

9. если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки.

Данный список можно продолжать бесконечно, здесь представлена только малая часть тех причин, по которым у детей появляется компьютерная зависимость.

Сейчас мы рассмотрим основные признаки компьютерной зависимости, которые мы выявилих:

1. когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребёнок выражает яркое нежелание делать это, становится раздражительным;

2. не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

3. забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

4. сбивается полностью график питания и сна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

6. когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает

7. эмоциональный подъем;

8. происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы

Во всем в этом заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим

человеком.

При проведении значительного времени за компьютером, дети имеют трудности с эмоциональным состоянием, с концентрацией внимания во время занятий в школе. Те дети, которые играют в жесткие игры на протяжении длительного времени склоны к агрессии. Они сопротивляются своим учителям и родителям, могут им грубить, со сверстниками могут начать драку. Детям становится трудно различать настоящую жизненную реальность от вымышленной. Последствия этого негативно сказываются на психики ребёнка, режиме дня и отдыха, эмоционального состояния.Также стоит не забывать, что компьютер негативно сказывается на здоровье детей, т.к. долгое пребывание за компьютером может вызвать развитие близорукости; головным болям; неправильному формированию позвоночника и развитию сколиоза, что в последствии может привести к заболеваниям опорно -двигательного аппарата.

Но стоит отметить что, не смотря на весьма большое количество отрицательных факторов влияния компьютера на здоровье ребёнка, можно найти и положительные его стороны:

1. Развиваются познавательные навыки, т.к. многие игры требуют абстрактного мышления высокого уровня для того, чтобы выиграть. Также ребёнок в играх развивает логическое мышление.

2. Способствует развитию понимания иностранной речи, изучение звуков и букв, речи.

3. Развивает воображение, творчество

4. Оказывает влияние на развитие аналитических навыков.

5. Помогает построить логическое мышление и исследовательские навыки, сформировать стратегическое мышление.

6. Может улучшить эмоциональное состояние ребёнка, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности.

7. Способствует развитию зрительно-моторной координации.

Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей, но, если контролировать ребёнка за компьютером и придерживаться простым правилам, то компьютер будет только на пользу, а не во вред.

Но для того, чтобы уменьшить негативное влияние компьютера на ребенка необходимо:

-ограничить время непрерывной работы перед монитором 20-30 минутами для школьников;

-сразу после работы за компьютером ребенку следует умыться чистой прохладной водой, а затем сделать специальную гимнастику (тело + глаза);

-во время отдыха от компьютера ребенку следует предложить занятия, не вызывающие напряжения зрения. В идеале подвижные игры на свежем воздухе или любая физическая активность, а вот от чтения или просмотра телевизора лучше отказаться;

-следите, чтобы монитор компьютера не отражал свет от источников естественного или искусственного освещения в комнате. Блики на мониторе провоцируют дополнительную нагрузку глазных мышц.

Для определения наличия или отсутствия компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, была разработана анкета для родителей и детей 3 классов одной из школ Красносельского района города Санкт-Петербурга.

Так как мы проводили анкеты для родителей, то будут сделаны некоторые выводы по тому, что у нас получилось.

Как и ожидалось, большинство родителей ответили, что их ребёнок становится раздражительным при просьбе отвлечься от компьютера. Остальная часть взрослых (50%) разделились на 2 группы: часть детей реагирует спокойно, но иногда это зависит от настроения ребёнка.

Также мы спросили у родителей, чувствует ли их ребёнок временные рамки, сидя за компьютером: 60% детей не чувствует временных рамок, сидя за компьютером; 25% детей чувствует временные рамки;15% только иногда чувствуют временные рамки.

Следовательно, больше половины детей не чувствует временных рамок, сидя за компьютером. Тем самым, нужно родителям больше контролировать своих детей за компьютером, давать чёткие временные рамки, устанавливать различные правила.

Для нас было интересно узнать, не забывает ли школьник о том, что у него есть домашняя работа и обязанности. Оказалось, что 50% забывают о его существовании, 34% не забывают о домашнем задании, а остальным 16% иногда приходится напоминать о домашнем задании и кружках.

Мы спросили у родителей, изменился ли у ребёнка режим питания, дня и отдыха в связи с частым использованием компьютера. 50% опрошенных ответили, что из-за частого использования компьютера режим сна и отдыха ребёнка нарушился. Остальные 50% сказали, что у их ребёнка режим сна, отдыха, дня не нарушен.

В следующем вопросе хотели узнать, какие эмоциональные изменения можно увидеть у ребёнка, когда он увлечён компьютером.

67% родителей утверждают, что настроение у их ребёнка улучшается. Он испытывает восторг, счастье, радость. 25% взрослых не наблюдают эмоциональных изменений у своих детей. 8% детей становится агрессивным в процессе увлечения компьютером

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда можно сделать вывод, что дети, которые чаще всего используют компьютер, улучшается эмоциональное состояние, поэтому зачастую они испытывают восторг, счастье, радость.

Из данного исследования можно сделать вывод, что большинство детей становятся раздражительными при просьбе отвлечься от компьютера и не чувствуют временных рамок, сидя за компьютером. Также школьники забывают о домашнем задании, кружках, обязанностях. Родители утверждают, что настроение у их ребёнка улучшается, когда чадо садится за компьютер. Он испытывает восторг, счастье, радость.

Дети ответили на пару заданных нами вопросов.

Мы решили узнать у детей, проводят ли они больше времени за компьютером, чем им полагается. К сожалению, наши доводы оказались верны, т.к. 70% школьников не чувствуют временных рамок.

Тогда мы спросили, часто ли они забывают о д/з, чтобы провести больше времени за компьютером. Оказывается, что больше половины детей забывают о домашнем задании, лишь 20% вспоминают о его существовании.

Мы узнали у детей, стали ли оценки хуже из-за того, что на учебу не остается времени, т.к. ты слишком много времени проводишь за компьютером: 60% детей уверяют, что их оценки не ухудшились; 40% говорят, что оценки ухудшились из-за недостатка времени. Следовательно, у большинства детей хватает времени и сил на учёбу, т.к. ребёнок использует своё время с умом и пользой.

Для нас было очень интересно узнать, как дети реагируют на попытку отвлечься от компьютера. Школьники единогласно сказали, что всё зависит от их настроения.

Следующий вопрос: «Что ты чувствуешь, когда садишься за компьютер?». Школьники почти единогласно ответили на данный вопрос, т.к. у них поднимается настроение, они испытывают эйфорию.

Также мы узнали у детей, изменился ли режим сна, с тех пор как они стали использовать компьютер ежедневно. У большинства учеников изменился режим сна и отдыха. Из этого можно сделать вывод, что дети, которые пренебрегают использованием компьютера режим сна и отдыха нарушен.

Можно заметить, что у многих учеников проявляются признаки компьютерной зависимости. Например, дети проводят больше времени за компьютером, чем им полагается, и чаще всего забывают о выполнении домашнего задания; также их оценки стали хуже из-за того, что на учебу

у них не остаётся сил, т.к. слишком много времени проводят за компьютером; зачастую поднимается настроение при использовании компьютера. Также происходит нарушение режима сна и отдыха ребёнка.

Из проведённого анкетирования можно сказать, что наблюдения родителей сходятся с реальными результатами. К примеру, родители замечают, что их ребёнок становятся раздражительными при просьбе отвлечься от компьютера и не чувствуют временных рамок.

Исходя из полученных данных, мы подобрали несколько рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости:

1 .Поощряйте творческие увлечения ребенка.

2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом.

3.Соблюдайте режим работы за компьютером, следите за его посадкой, выполняйте зарядку

4.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

5.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения.

6.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

7. Постарайтесь понять ребёнка, не критикуйте его.

В заключение стоит отметить, что от прогресса не обежишь, поэтому не стоит полностью ограничивать себя и своих детей в использование компьютера. Стоит не забывать о возрастных особенностях своего ребёнка, знать правила и придерживаться определённым требованиям, тогда время провождения вашего ребёнка за монитором компьютера будет безопасным.

Список литературы / References

1. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение 1 класс : Пособие для учителя. / Н.Н. Светловская,

О.В.Джежелей М.: Просвещение, 2003. 208 с.

2. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика:

Монография / Л. Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006.

Игровая зависимость — понятие относительно новое. Всерьез об игромании стали говорить не так давно, и, в основном, это связано с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютерная игра настолько поглощает ребенка, что он забывает о еде, сне и других потребностях. В таких случаях речь идет уже не просто об увлечении, а о самой настоящей патологии.

Что такое игромания?

О том, что игромания проблема, знали уже в течение нескольких столетий. Разумеется, игры были другие — это, чаще всего, были карточные настольные игры, а также все виды игр в казино. В литературе описаны многочисленные случаи азартного поведения «героев», которые проигрывали целые состояния в карты. Уже тогда игрок в семье был всеобщей бедой, потому что он мог проиграть фамильные драгоценности и даже залезть в такие долги, что семья вынуждена была «пойти по миру».

Игромания как психическое заболевание

Почему игроманию так долго не считали заболеванием? Дело в том, что другие зависимости (а в мире специалисты насчитывают до 300 различных пристрастий), такие как алкоголизм или наркомания, очень заметны, они считаются социально опасными, на борьбу с ними выделяются средства из государственного бюджета.

А о том, что игромания болезнь, и без лечения человек может погибнуть, стали всерьез говорить после компьютерного бума, когда у детей и взрослых начали появляться признаки психических заболеваний. И, хотя карты и рулетка все еще пользуются большой популярностью (просто игроки теперь

встречаются на интернет-площадках), компьютерные игры бьют все рекорды по популярности.

Тогда как ребенку можно установить лимит на игру — поставить пароль на компьютер, запретить играть более 1 часа в день — то взрослому мужчине такие заслоны не поставишь.

Почему игровая зависимость появляется так быстро? Тут ответ очень простой. Виртуальный мир — это своеобразное пространство, где человек может почувствовать себя значимым за короткое время. Прошел один уровень игры — дается виртуальная награда. Мужчина сразу чувствует себя героем, тогда как в реальной жизни приходится долго и упорно работать, прежде чем появятся первые результаты.

Признаки игромании у ребенка

  1. Ребенок испытывает непреодолимую тягу поиграть, все время разговаривает об играх, особенно с единомышленниками.
  2. Игрок не в состоянии отвлечься от игры, становится агрессивным, если его насильно отрывают от любимого занятия.
  3. Может забыть о сне и еде.
  4. Ребенок не обращает внимание на свою внешность, забывает об элементарной гигиене, не моется, не чистит зубы, ходит в грязной одежде.
  5. Меняется круг общения, игрок не желает общаться с членами семьи и давними друзьями, если только речь не идет об очередной игре.
  6. Игроман теряет интерес к своим прежним хобби и физической активности, часами и днями просиживая у компьютера.

Как решить проблему игромании в семье

Как и в случаях с алкоголизмом и наркоманией, о том, как лечить игровую зависимость, вам расскажет врач психиатр-нарколог. Именно этот специалист поставит диагноз на основании расспроса и осмотра пациента и разговора с его родственниками. Игромана не так просто привести к врачу, а сам он, как правило, проблемы не видит и больным себя не считает.

Зачастую только родственники и врачи знают, насколько серьезна эта проблема. Человек попросту выпадает из общения, деградирует, может потерять семью и работу. Если игра ведется за деньги, то игромана преследуют кредиторы, он может совершать преступления, чтобы добыть денег и отыграться.

Однако выход есть, это — полноценное комплексное лечение. Должны быть задействованы врачи, специалисты по зависимостям, психологи. Обязательно также вести работу с близкими зависимого, чтобы они не считали зависимость от игр привычкой, а осознали, что это тяжелая болезнь и помогали своему родственнику или другу вылечиться и победить страшную зависимость.

Зависимость от компьютерных игр: признаки и стадии

Психологами и психиатрами были выделены стадии этого процесса.

Стадии зависимости у ребенка от компьютерных игр

1. Легкая степень увлеченности, интерес.
Человек в компьютерной игре делает то, о чем в реальной жизни только мечтает: например, сидит за рулем гоночного автомобиля или управляет космическим кораблем. В виртуальном мире это все становится возможным. Удовольствие от этого процесса провоцирует возникновение положительных эмоций, которые необходимо повторить. Но на этой стадии он будет играть больше ситуативно, чем систематически. Или выделять себе определенное количество времени. Здесь еще нельзя говорить о том, что компьютерная игра становится чем-то значимым для играющего.

2. Увлеченность.
У человека в структуре его личности появляется новое желание – играть в компьютерные игры, происходит уже формирование мотива. И если человек не будет удовлетворять этот мотив, то возможны определенные действия по устранению негатива. Здесь необходимо подключать психолога или психиатра для работы с человеком. Главное, чтобы он сам понимал, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию. Играющего еще можно переключить на что-то другое, не связанное с компьютером.

Контакты НоНарко:

8(800) 551 07 01

Звонок бесплатный!

Написать врачу

У нас есть филиалы во всех крупных городах России

У нас есть возможность принудительно забрать в РЦ из любого города

3. Зависимость.
На этой стадии происходит переход потребности в игре на уровень физиологии. Изменяется самооценка, человек уже не может себя контролировать, у него происходит переоценка того, что есть вокруг. Здесь могут проявиться несколько форм: социализированная (поддерживаются взаимоотношения, активно используются сетевые игры, соревнования) и индивидуализированная (происходит нарушение контактов, психика воспринимает виртуальный мир как реальность). Игра становится наркотиком. Если в течение даже небольшого времени нет удовлетворения потребности, то начинают проявляться негативные эмоции, отказ от реальности, депрессия.

4. Привязанность, угасание.
На этой стадии проявляется уменьшение игровой активности человека, происходит восстановление личностных характеристик играющего. Человек еще не может полностью уйти от компьютерных игр, но уже меньше уделяет внимания им. Это длительная стадия, прохождение которой возможно в течение всей жизни человека.

Признаки компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр можно определить по следующим признакам:
1. Нежелание отвлекаться от игры.
2. Сильное раздражение, если вынудили отвлечься.
3. Неспособность спланировать свое время.
4. Трата крупных сумм на игровую атрибутику.
5. Домашние дела уходят на второй план.
6. Нет внимания к своему здоровью.
7. Злоупотребление различными энергетическими напитками.
8. Еда, не отходя от компьютера.
9. Эмоциональная эйфория во время игры.
10. Обсуждение соответствующих тем со всеми.

При обнаружении этих признаков, особенно у подростков, необходимо обратить на них особое внимание: учить человека регулировать свои эмоциональные переживания, выстраивать отношения с окружением, расписывать свой день. Однако если будут ссоры на почве компьютерных игр, отключение Интернета, лишение других удовольствий, то такой человек будет всячески стремиться уйти из дома, чтобы ему никто не мешал.

В целом, многие исследователи отмечают, что зависимость от компьютерных игр полностью не проходит никогда, она может только постепенно угасать, приводя в нормальное функционирование все личностные системы человека.

Влияют ли игры на психику ребенка?

Игромания и психические деформации из-за того, что люди играют в жестокие видеоигры в течение слишком длительного времени, является весомой проблемой на данный момент. Люди буквально теряют связь с реальностью, а также могут «переносить» события игр на реальный мир. Это действительно серьезно, так как большой угрозе подвергаются как близкие, родные, так и сами жертвы игромании.

Так, за последние двадцать лет произошло несколько резонансных случаев, связанных с играми и зависимостью от них.

Пару лет назад подросток несколько недель подряд играл в компьютерную игру, истощил свой организм, а когда к нему пришла его мать и попыталась выключить компьютер, он схватил с полки статуэтку и ударил женщину по голове. Она скончалась, а парня посадили в тюрьму.

И, к сожалению, этот случай далеко не единственный, тут и там люди фактически сходят с ума из-за компьютерных игр.

Но так ли это всё однозначно?

Да, проблема игромании существует и требует немедленного решения, но виноваты ли игры в этих бедах? Давайте в этом разберёмся.

В первую очередь ответственность за покалеченную психику ребёнка полностью лежит на плечах его родителей. Во что можно играть, что можно смотреть – это решают именно родители. Если родитель не следит за деятельностью своего чада, то с очень большой вероятностью, ребенок, практически не имеющий житейского опыта и едва научившийся мало-мальски автономно существовать, оступится, а последствия этого проступка могут быть весьма плачевны.

Например, мама одного мальчика купила ему приставку, и, вместо того чтобы хотя бы проследить за тем, по сколько часов в день он сидит и играет в приставку, а вдобавок и во что он играет (а он играл в игры 18+, а мальчику на тот момент было не больше 12 лет), она оставляла его на целый день и уходила на работу, на гулянку и прочее и прочее. К чему же это в итоге привело? К тому, что у мальчика появился лишний вес, сколиоз, да и психическое его состояние оставляло желать лучшего: он стал нервным, проявлял жестокость как к матери (хамил, кричал на неё), так и к животным.

Из данной ситуации мы видим, что игры сами по себе не являются причиной расстройств. Всё идёт из семьи, в здоровой и любящей семье, где действительно заботятся о детях, окружают их вниманием, подобные ситуации возникнут либо крайне редко, либо их не будет вообще.

Итак, в итоге можно сказать, что нужно просто окружить ребёнка заботой и любовью, и не пренебрегать возрастными ограничениями игр, ведь если на коробке с игрой наклейка 18+, это сделано не просто так. Да, некоторые игры способны повлиять на психическое состояние, но если играть в них по часу, по полчаса в день, ничего страшного не случится и не выйдет за рамки развлечений. В первую очередь ребенку необходима забота родителей, и если он ее не получает, то и уходит «в мир игр и грез».

Как оградить ребёнка от игромании

Компьютерные игры приносят свою пользу. Игры бывают увлекательные, познавательные. Но польза будет только в том случае, если порцию игр на компьютере ребёнок получает дозированной, а мама в курсе, во что он играет.

Часто компьютерные игры превращаются в постоянное времяпровождение. Родители обеспокоены тем, что у ребёнка портится зрение, осанка, он не хочет идти гулять со сверстниками, забывает даже поесть. Оторвать от игры стоит большого труда, иногда дело заканчивается скандалом.

Когда формируется зависимость от компьютерных игр

Ничто так не привлекает маленького ребёнка, как яркие силуэты, движущиеся на экране, громкие звуки. Движение на экране удерживает внимание даже взрослого человека, не говоря о ребёнке. Как только малышу показали, что можно самому управлять яркими машинками, одевать или раскрашивать куклу на экране, начался новый этап развития.

Дети — фантазёры. Игра предлагает им попробовать себя в роли принца или отважного воина, в роли феи, управляющим суперсовременной машиной. Малыш погружаются в сказку. Если младший детсадовец не может самостоятельно выбрать себе игру, то старшим детям компьютерные игры доступны. Часто ребёнок легко может скачать себе нужную игру при свободном доступе в сеть интернет.

Если процесс не контролируется постоянно родителями, достаточно быстро возникает зависимость. Ребёнок занят мыслями об игре и думает только о том, как быстрее к ней вернуться.

Как оградить ребёнка от этой зависимости

1) Контролировать поведение. Не следует в присутствии ребёнка просиживать за компьютером, гоняясь за стадами виртуальных животных в увлекательном сафари. Показывать ребёнку, что это одно из развлечений, но не нужно отдавать ему много времени.

2) Сидение за компьютером не должно быть моментом, избавляющим родителей от занятий с детьми. В таком случае ребёнок скоро сам станет находить утешение в компьютерных играх.

3) Награждать игрой в компьютере тоже не стоит, особенно за незначительное дело: вымыл руки, допил молоко.

4) Время, проведённое с родителями, увлекательнее сидения за компьютером. Когда малыш захочет посидеть и поиграть в «Гонки», «Переодевалки» например, предлагайте поиграть с настоящими игрушками, машинками, куклами. Никакая виртуальная игра не заменит радость и пользу живого общения.

5) Заострять внимание на проблеме зависимости от игр не нужно. Постоянное проговаривание повышает значимость компьютерных игр в глазах ребёнка.

6) Если проблема возникает в подростковом периоде, избавиться от неё сложнее. Совсем оградить ребёнка от компьютера не получится и не нужно. В свободное время ребёнок будет стремиться к тому занятию, которое ему интересно. Если ему интересны игры на компьютере, пусть у него останется на это столько времени, сколько разрешит родитель. Остальное время незаметно распределяется между другими делами, важными и полезными: выполнение домашнего задания, спортивная школа, помощь по дому, кружки, прогулка с родителями.

В современный век высоких технологий, когда незрелой психике детей предлагается множество виртуальных миров, легко потерять здорового ребёнка и получить больного игроманией. Родители ответственны за здоровье ребёнка и его душевное состояние.

Пока мировое сообщество психологов и психотерапевтов спорит о том, чем является компьютерная зависимость у детей — психическим расстройством или социальной проблемой, в Финляндии юношей с таким диагнозом не берут в армию.

Дискутировать на эту тему можно бесконечно, но факт остаётся фактом: бесконтрольное увлечение играми и соцсетями отрицательно сказывается на детском психическом и физическом состоянии. А это значит, что ни родители, ни учителя, ни другие специалисты, работающие с детьми, не имеют права игнорировать данную проблему. Её необходимо решать — и как можно скорее, чтобы не довести дело до необратимых последствий.

Причины

Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.

Семейные проблемы

Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.

Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.

Отсутствие увлечений

Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.

Проблемы в общении

Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.

Неудачи общего характера

Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.

Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:

  • любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
  • желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
  • копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.

В группы риска попадают:

  • чьи родители постоянно заняты;
  • подростки от 12 до 15 лет;
  • мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.

На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).

Признаки

Самые явные признаки интернет-зависимости:

  • самый первый признак зависимости: ребёнку ничего не интересно, кроме компьютера;
  • слишком много времени проводит за играми или в соцсетях (за компьютером, планшетом, телефоном);
  • во время игры не реагирует на то, что происходит вокруг него.

Детская компьютерная зависимость особенно явно обнаруживает себя в изменении круга и характера общения:

  • ребёнок оживляется в разговоре только при обсуждении игры или соцсетей;
  • ограничивает до минимума или вовсе прекращает всякое общение;
  • не стремится к новым знакомствам;
  • общение с кем-либо диктуется лишь необходимостью (надо что-то узнать, о чём-то попросить и т. д.);
  • общение носит поверхностный характер;
  • теряет доверительные отношения с родителями, перестаёт контактировать с ними так, как раньше;
  • отвечает на вопросы формально, без подробностей — что называется, на автомате.

Какими ещё психологическими особенностями отличаются от своих сверстников дети, зависимые от компьютерных игр:

  • часто обманывают («Я играю всего полчаса», «Я уже поел», «Я уже сделал домашнее задание» и т. д.);
  • слишком бурно и неадекватно реагируют на ограничения и запреты, связанные с компьютером и гаджетами: злятся, грубят, плачут, пытаются манипулировать взрослыми;
  • теряют контроль над временем;
  • едят за компьютером, во время приёмов пищи сидят в телефонах;
  • настроение и эмоциональное состояние зависят от виртуальной реальности: рады, когда одерживают победу в игре, или зарабатывают новый лайк в соцсетях, или получают сообщение от «друга по ту сторону монитора»;
  • закрыты от окружающих, так как постоянно заняты мыслями о компьютере.

Если ребёнок проводит за компьютерной игрой или сидит в соцсетях более 2 часов в день, специалисты называют это верным признаком зависимости.

Виды

Игровая

Это детская зависимость от компьютерных игр (индивидуальных или групповых сетевых), когда за ними проводится слишком много времени. Ради них забывается обычная реальность. Уходят на второй план учёба, родители, друзья, хобби.

Сетевая

Этот вид больше распространён среди подростков. Выражается в патологической зависимости от интернет-общения в соцсетях (иногда на форумах). От неё страдают чаще всего одинокие, робкие, застенчивые, склонные к аутизму, с заниженной самооценкой. В реальной жизни им невероятно трудно знакомиться и общаться. В Сети, анонимно, это делать гораздо проще.

Сетевая компьютерная зависимость может проявляться по-разному. Есть подростки, которые активно общаются на форумах и в соцсетях от своего имени. Им просто легче это делать в виртуальной реальности, так как не надо смотреть в глаза собеседнику, который находится по ту сторону экрана. Контакт можно всегда прекратить, выйдя из Сети. А есть патологическое стремление приукрасить себя перед собеседником. Создаются аккаунты и профили под чужими именами, сочиняется «геройская», но сказочная биография. Неуверенный в себе пятиклассник может писать взрослым девушкам от имени 25-летнего красавчика-бодибилдера, покорителя женских сердец. Или 15-летняя девочка-подросток с массой комплексов представляться известной топ-моделью.

Последний вариант сетевой компьютерной зависимости гораздо опаснее, так как граничит с психопатологическим расстройством поведения и нередко заканчивается раздвоением личности.

Серфинг

Так называется бесконечное бесцельное брожение с сайта на сайт, подобно тому, как серфингист преодолевает волну за волной, получая от этого фантастический кайф. Если раньше данным видом зависимости страдали преимущественно взрослые, сейчас психотерапевты и психологи бьют тревогу: всё большее количество детей становятся заложниками новостных лент в соцсетях. Утром (ещё толком не успели проснуться), на переменах, во время выполнения домашнего задания, вечером вместо прогулки, даже общаясь с кем-то (имеется в виду обычная реальность), они снова и снова прокручивают ленту, выискивая новые фотографии и истории, бездумно их лайкают, даже не всматриваясь толком и уж тем более не вчитываясь.

Этот вид зависимости — один из самых коварных, так как усыпляет бдительность родителей. Они видят, что ребёнок не сидит целыми днями в играх, не общается в чатах с подозрительными личностями. Ну, просматривает он эту ленту, а вдруг просто ищет что-то нужное по учёбе? Драгоценное время, когда можно начать лечение, уходит, а потом становится слишком поздно.

Лечение

Чтобы избавить ребёнка от компьютерной зависимости, его необходимо записать на приём к психотерапевту. Лечение проводится в несколько этапов.

Сначала — диагностика. Некоторые мнительные родители болезненно подозрительны и иногда обвиняют своего ребёнка в компьютерной зависимости совершенно беспочвенно. Поэтому в первую очередь психотерапевт беседует со всеми участниками этого процесса, а затем проводит один из многочисленных тестов, по результатам которого делает вывод, нужно назначать лечение или нет.

На первом этапе специалист пытается выяснить причины выработки компьютерной зависимости. На втором — реализует коррекционную программу для устранения факторов, которые стали провокаторами развития данной патологии. На третьем — помогает в усвоении и закреплении новых паттернов поведения, которые должны стать удачной заменой старым, неправильным. На четвёртом — убеждается, что психотерапия была успешной.

Параллельно проводится работа с родителями, которым даются подробные рекомендации, как поддержать профессиональное лечение компьютерной зависимости в домашних условиях. Без их помощи терапия может оказаться неэффективной.

Методы лечения детской компьютерной зависимости:

  • аутогенная тренировка;
  • поведенческая психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • психосинтез;
  • гештальт-терапия;
  • арт-терапия;
  • телесно-ориентированная терапия.

Если ситуация достаточно запущенная и зависимость детей от компьютера уже начала сказываться на психическом состоянии и физическом здоровье, психотерапевт может назначить медикаментозные препараты успокаивающего характера. Они подбираются в соответствии с возрастом. Задача — снизить уровень тревожности, нормализовать сон, снять раздражительность, привести в порядок психо-эмоциональное состояние.

Советы психолога

Чтобы вытащить ребёнка из компьютера, родителям рекомендуется:

  • записаться на приём к психотерапевту;
  • выяснить основную причину зависимости и направить все силы на её устранение;
  • не ругать и не наказывать за время, проведённое за компьютером, — вообще не акцентировать внимание на данном вопросе;
  • поинтересоваться, какие именно игры и соцсети оказались в приоритете, — это позволит понять уровень опасности;
  • начать более тесное и частое общение, чтобы наладить контакт, причём поначалу следует разговаривать преимущественно о компьютерных интересах ребёнка, но постепенно уводить его от них;
  • ограничивать время, проведённое за компьютером или гаджетом, постепенно, но не резко (например, уменьшая его каждый день на 10 минут);
  • постоянно предлагать альтернативы, отвлечь от виртуальной реальности: сходить погулять в парк, в кинотеатр, в зоопарк, съездить к бабушке, покататься на лыжах, пройти квест и т. д.;
  • записать наконец в любой кружок или секцию, увлечь спортом;
  • поднимать самооценку, избавлять от комплексов: хвалить, создавать ситуации успеха;
  • способствовать социальной адаптации: поощрять реальную, а не виртуальную дружбу; отпускать на прогулки и в гости к друзьям, одноклассникам, не запрещать приглашать их к себе домой.

Также нужно приобщать ребёнка к здоровому образу жизни: обеспечить полноценным питанием, высокой двигательной активностью, грамотным режимом дня и чередования учёбы и отдыха.

Данные советы психолога помогут родителям отучить ребёнка от компьютерных игр, хотя весь этот процесс — достаточно трудоёмкий и может занять не одну неделю и даже не месяц. Взрослым придётся набраться немало терпения и обязательно довести дело до конца.

Последствия

Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.

Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:

  • нарушения зрения;
  • бессонницу;
  • искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • мышечную атрофию;
  • быстрое и повышенное утомление;
  • ожирение;
  • боли в спине;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).

В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:

  • вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
  • становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
  • плохо спит;
  • либо недоедает, либо переедает;
  • перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
  • социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.

Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).

Профилактика

В качестве профилактики родители должны:

  • подавать личный пример: самим не просиживать у компьютера и в телефоне часы напролёт;
  • сформировать у ребёнка круг интересов (увлечь хобби, записать на кружок или в секцию);
  • уделять ему максимум внимания, искренне интересовать его жизнью, увлечениями, желаниями, эмоциями;
  • обучать этике интернет-общения;
  • приветствовать общение со сверстниками в реальности;
  • обеспечить двигательную активность: увлечь каким-либо видом спорта, делать вместе утреннюю зарядку, по вечерам гулять пешком, путешествовать, устраивать походы;
  • контролировать деятельность за компьютером и в телефоне: отслеживать время, проведённое за ними; игры, в которые играет;
  • не бояться на начальных этапах зависимости ограничивать время: полчаса — для младшеклассников и не более часа — для подростков;
  • точно так же не бояться запрещать играть в жестокие и страшные игры;
  • приобщать к развивающим и полезным играм и сайтам.

Чтобы уберечь от компьютерной зависимости ребёнка, родители могут предпринять ещё целый ряд профилактических мер, касающихся непосредственно техники.

Вплоть до старшего подросткового возраста не покупать ребёнку отдельный компьютер — пусть играет или занимается на папином (мамином). Это позволит в любой момент на вполне законных основаниях попросить прервать игру и освободить место.

Установить компьютерный монитор так, чтобы вы всегда видели, чем именно он занимается.

Установить специальные фильтры или программное обеспечение, которое позволит постоянно контролировать время, проведённое за компьютером, и какая деятельность с него осуществлялась.

Детская компьютерная зависимость — большая социальная проблема, с которой должны комплексно бороться все взрослые. Несмотря на то, что вопрос о том, является ли она полноценным психическим расстройством, остаётся открытым, нет сомнений в том, что она в итоге оказывает на психику мощное негативное воздействие. И ребёнка от него нужно уберегать любыми силами.

Читайте также: Воспитание ребёнка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *