Здоровье детей

СВЕТЛАНА ШИШОВА
Конспект НОД «Что такое здоровье?»

Нод

1. Организационный момент.

— Ребята, давайте, скажем друг другу здравствуйте. Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали «Здравствуйте».

Это — значит здоровье желаю. Здравствуйте! — Ты скажешь человеку. Здравствуй! — Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.

2. Актуализация знаний.

— Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему — о здоровье. Как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей). — Здоровье – это бесценный дар, который получает человек при рождении. — Ребята, я сейчас вам расскажу одну старую легенду. (звучит спокойная лирическая музыка).

Давным — давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.Один из Богов сказал: — Человек должен быть сильным.Другой сказал: — Человек должен быть умным.А третий сказал: — Человек должен быть здоровым. «Если все это будет у человека, он будет подобен нам» — подумали Боги. И решили они спрятать главное, что есть у человека — здоровье. Стали думать — решать — куда бы его спрятать? Один предложил спрятать здоровье в глубокое синее море, другой — на высокие горы.А третий бог сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов! (заканчивает звучать музыка).

— Значит, здоровье — то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Здоровье — это сила, хорошее настроение, когда все у нас получается. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с цветком, у которого много лепестков. Давайте посмотрим эти лепестки.

— Первый лепесток – это СИЛА. (Открываю первый лепесток) Я приглашаю вас на разминку. Сделаем разминку – держим ровно спинку. Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот. Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие! Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись. А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас! Этим славным упражнением поднимаем настроение. Дальше будем приседать – дружно сесть и дружно встать. Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.

3. Затруднение ситуации.

— Третий лепесток — ВОЗДУХ. — Чтобы узнать, как называется третий лепесток нашего здоровья, я покажу вам фокус. (проводится эксперимент). — Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит? (ничего нет) — Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).

4. Введение нового.

— Как вы думаете, что за невидимка сидел в бутылке? — Это воздух. Без воздуха ни одно живое существо не могло бы жить на земле. Без дыханья жизни нет, Без дыханья мерзнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и ты. (провести еще раз эксперимент с участие детей). — Давайте выполним с вами упражнения на дыхание. (выполняем дыхательные упражнения). 1. «Подышим одной ноздрей». Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую сделать тихий выдох. (3 раза). 2. «Одуванчик» — поставить руку перед собой. Сделать вдох через нос и длительный выдох через рот «подули на одуванчик».

— Скажите, почему мы выполняем дыхательные упражнения? Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т. д. — Ребята, воздух насыщен кислородом — это чистый свежий воздух. А где еще мы можем брать кислород? (ответы детей) — Правильно, гуляя по свежему воздуху, в парке, в лесу. Прогулки очень полезны! Так как же называется третий лучик здоровья? (Воздух) (Открываю третий лучик здоровья)

Четвертый лепесток ЧАСЫ.

— Четвертый лепесток открываю, ничего не понимаю. Дети, что это? (часы) — Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (ответы детей) — Часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна. — Дети, как вы думаете, что такое режим? (ответы детей) — Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня. Часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. — А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Утро, день, вечер, ночь» Ребята выходят по двое к доске, и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. — Дети, значит, как называется четвертый лучик здоровья? (Режим дня) (Открываю четвертый лучик)

Пятый лепесток ЗАКАЛИВАНИЕ.

Как вы думаете, для чего люди закаляются? (чтобы быть здоровыми, не болеть). — А как мы с вами закаляемся? (ответы детей: летом принимаем солнечные ванны, моем ноги прохладной водой, закаляемся воздухом, прогулка, делаем самомассаж). — Какие молодцы! Знаете, что люди на всей земле закаляются, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным влияниям, научить быть его сильным, а значит выносливым и здоровым. — Давайте сделаем массаж. Девочки и мальчики приготовьте пальчики. Крылья носа разотри 1, 2, 3; 1, 2, 3. Теперь под носом ты потри 1, 2, 3; 1,2, 3. Брови надо причесать 1, 2, 3; 1, 2, 3. Вытри пот теперь со лба 1, 2; 1, 2. Серьги на уши повесь, если есть, если есть. Заколкой волосы скрепи 1, 2, 3; 1, 2, 3. Сзади пуговку найди, растегни, застегни. На шею бусы надевай, примеряй, расправляй. А сюда повесим брошку- краснощекую матрешку. Девочки и мальчики приготовьте пальчики. На них колечки надевайте, перстенечки надевайте. А сюда – браслетики, красивые манжетики. Вот как славно потрудились и красиво нарядились. Осталось ножки потереть и не будем мы болеть.

Шестой лепесток ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться. Пищей сладкой шоколадной ты не увлекайся. Очень кислого, соленного ты остерегайся. Только овощи и фрукты, очень вкусные продукты. — Что значит правильно питаться? (Есть не только вкусную пищу, но и полезную). — Какие полезные продукты вы знаете? (Хлеб, молоко, мясо, овощи, фрукты и др.)

(Воспитатель раздает детям листы с творческим заданием «Полезные и вредные продукты». Дети обводят полезные продукты в круг, вредные – зачеркивают. Рассказывают, почему так выполнили задание).

Седьмой лепесток – хорошее настроение.

5. Рефлексия.

Проводится релаксация (сидя на паласе) под музыку.

— Посмотрите, наш цветочек улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.

Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.

— Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лепестки здоровья на солнце.

6. Итог.

— Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей) — Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, то будете здоровыми. А теперь, поиграем в подвижную игру «кто, быстрее?»

Советы по здоровому образу жизни для детей

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)

Определение для детей: здоровый образ жизни — это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).

Личная гигиена детей

Главное требование гигиены – держать тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову.

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Режим дня

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Иллюстрация К. Ротова к стихотворению А. Митты «Чудо-кровать»

Иллюстрация К. Ротова к стихотворению А. Митты «Чудо-кровать»

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня — это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это :

  • Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

  • Соблюдение графика приёма пищи.

  • Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды. Фото с сайта http://www.libo.ru.

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды. Фото с сайта http://www.libo.ru.

Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы:

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. — М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко ; Рис. И.Челмодеева. — Науч.-попул. изд. — М. : Дом : ИИК «Российская газета», 1998. — 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский ; Худож. В.Жигарев. — М. : РОСМЭН, 2000. — 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – — Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

https://4brain.ru/zozh/#1сайт о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

http://zozhlegko.ru/hygiene/linaya-gigiena-vazhnoe.html сайт Алёны Потийко о здоровом образе жизни.

Как сберечь здоровье ребёнка.

Все мы знаем, как неблагоприятна экологическая обстановка в наше время. Огромное количество автотранспорта, большое количество промышленных предприятий и ещё много других факторов, ухудшающих наше здоровье и здоровье наших детей. Как же сохранить и укрепить здоровье ребёнка?

Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть иммунитет, это защитный механизм, который заложен в нас природой. Нужно лишь помочь детскому организму справиться с негативными факторами окружающей среды. А поможет в этом здоровый образ жизни и здоровое питание! Что же такое здоровый образ жизни ребёнка?

Двигательная активность.

Дети по своей природе, активны и подвижны. Мы сами, родители снижаем эту активность: «Не бегай! Не прыгай!» — очень часто мы так говорим своим детям. Если дошкольники ещё успевают за день набегаться и напрыгаться, то дети школьного возраста практически весь день проводят в сидячем положении – сначала школа, потом домашнее задание. Дайте ребёнку насладиться детством, пусть бегает и прыгает, пока есть охота. Оградите от компьютера, сократите просмотр мультфильмов, чаще проводите время с ребёнком на свежем воздухе.

Занятия спортом.

О пользе занятий спортом известно всем. Это полезно не только для физического здоровья, но ещё и психического, морального, эмоционального состояния ребёнка. Признанный факт, что у детей с ранних лет, занимающихся спортом, хорошо развита дисциплина, чувство ответственности, трудолюбие, прилежание. Безусловно, всё это будет не лишним для ребёнка. Опять же на занятиях спортом, ребёнок сможет удовлетворить потребность в двигательной активности.

Режим дня ребёнка.

Каждый ребёнок нуждается не только в движении, но и в отдыхе. Поэтому правильно организованный режим дня имеет, большое значение для развития детей, укреплению их здоровья. Режим дня так же способствует формированию полезных привычек, укреплению воли и других черт личности.

«Тепличные дети» или о пользе закаливания.

Очень часто мамы испытывают страх, что ребёнок одет недостаточно тепло, и даже если на улице жарко, всё равно стараются укутать малыша. То же самое касается и еды. О прохладительных напитках или мороженом наш ребёнок может только мечтать. Никаких сквозняков, бульканий в холодной воде, хождений босиком по холодному полу. И ещё много запретов мы придумываем, чтобы оградить детей от простуды. Но, к сожалению, они всё равно заболевают. Давно уже замечено, что «тепличные дети» болеют гораздо чаще и тяжелее. Чтобы этого не произошло нужно укреплять иммунитет ребёнка. Одним из способов укрепления является закаливание.

Закаливание – не обязательно только тренировка холодом. Специальные закаливающие процедуры – это и контрастные воздушные и водные процедуры, и солнечные ванны, и множество других методов. Однако не стоит обливать младенца или неподготовленного ребёнка холодной водой. Главный принцип закаливания – это постепенность. Закаливание – самый оптимальный способ сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

Здоровое питание.

Если вы хотите организовать для своего ребёнка правильное питание, надо придерживаться нескольких простых правил. Начните с раннего возраста, научите ребёнка отличать здоровую еду от нездоровой. Старайтесь, чтобы еда выглядела, как можно более, привлекательней. Просите ребёнка вам помочь украсить блюдо. Ешьте вместе с ребёнком – станьте личным примером для него. Избегайте полуфабрикатов.

Если вы с раннего детства приучаете своего ребёнка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаете полезные привычки, причём делаете это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, будьте уверены – вы позаботились о его здоровье.

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных задач родителей!

Родители часто слышат от педиатров и других специалистов, что нужно укреплять иммунную систему ребенка, чтобы он реже болел, лучше реагировал на изменения окружающей среды, смену обстановки. Но, как это сделать в домашних условиях, не прибегая к лекарственным средствам и витаминам? Давайте поговорим о способах укрепления здоровья ребенка в домашних условиях.

Укрепление иммунитета в домашних условиях

Здоровье ребенка напрямую зависит от способности его организма противостоять различным инфекциям и бактериям, которые нас окружают, умение организма подстраиваться под температурные изменения окружающей среды. Помочь ребенку не заболеть после контакта с другими детьми, намоченных ножек или прогулок на ветру очень просто. Нужно с самых первых дней вводить в его жизнь укрепляющие процедуры, ежедневные ритуалы (закаливание, зарядка и т. д.).

Когда малыш появляется на свет он получает первичную защиту от патогенных микробов с молоком матери. В первые месяцы жизни организм маленького человека постепенно учится отличать нежелательные микроорганизмы и бороться с ними. От того, насколько хорошо иммунная система может дать отпор инфекции во многом зависит частота болезней ребенка.

Насморк, чихание, кашель, частые спутники первого года жизни. Появление этих признаков без температуры говорит об активности иммунных клеток. Как это не парадоксально, но, если ребенок болеет 4 раза в год, это считается нормой. Взаимодействуя с инфекциями, бактериями клетки иммунной системы тренируют свое умение отличать патогенные микроорганизмы от полезных. Поэтому считается, что использовать антибиотики при болезни ребенка нужно только в крайнем случае. Принцип действия антибиотика заключается в полном уничтожении всех микроорганизмов, в том числе и полезных. Но в любом случае, при повышении температуры у ребенка — обратиться к врачу и сдать анализы.

После болезни и когда ребенок здоров стоит внимательно отнестись к домашним способам стимуляции иммунитета ребенка. В арсенале родителей должно быть несколько простых, проверенных временем, способов:

  • Соблюдение режима дня;
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • Закаливающие процедуры;
  • Правильное питание;
  • Физическая нагрузка;
  • Массаж.

Простота и доступность этих методов повышения иммунного ответа позволяет каждой семье ежедневно помогать своему малышу становиться здоровым и крепким.

Режим дня

Первый способ укрепления здоровья ребенка в домашних условиях — создание и следование режиму дня. В зависимости от возраста вашего крохи, длительность и очередность ежедневных процедур и занятий отличается, но общие принципы едины как для младенцев, так и подростков:

  • Соблюдение норм сна для ребенка. Общее время сна должно соответствовать возрастной норме. Укладывать ребенка спать необходимо не позже 22.00.
Возраст Общее количество сна
1-4 месяца 18 часов
5-6 месяцев 16 часов
7-9 месяцев 15 часов
10 месяцев — 2 года 13 часов
2-7 лет 12 часов
7 — 17 лет 8-9 часов

Соблюдение норм сна позволяет организму отдохнуть, усвоить полученную за день информацию, подготовиться к новым познаниям. Это положительно сказывается на общем состоянии всех органов и систем малыша, улучшает работу иммунитета.

  • Сменяемость разных видов деятельности. Учебная и творческая нагрузка должны поочередно сменять друг друга. Ребенок не переутомляется, что способствует улучшению работы нервной системы;
  • Приемы пищи в одно и то же время. Дети на грудном вскармливании в первые полгода жизни кушают по требованию, а с введением первого прикорма желательно начинать придерживаться определенных промежутков между едой: 6-9 месяцев — 3 — 3,5 часа; 9 -12 месяцев — 3,5 — 4 часа. После перевода ребенка за взрослый стол, отлучения от груди дети кушают 5 раз в день: завтрак, полдник, обед, полдник, ужин. Школьники кушают 3-4 раза в день, с промежутком между приемами пищи в 4 часа. Соблюдение режима приема пищи позволяет желудочно-кишечному тракту подготовиться к очередной еде, выделить достаточное количество необходимых ферментов. Процесс переваривания и усваивания проходит легче. Это способствует укреплению организма.

Режим дня позволяет организму ребенка привыкнуть к определенным ритуалам (купание, зарядка, прогулка), проводимых в одно и то же время.

Правильное питание

Для обеспечения гармоничного развития, поддержания иммунитета важную роль играет правильное, сбалансированное питание детей. Ежедневно в рацион ребенка должны входить овощи, фрукты, мясо, злаки. В зависимости от сезона хорошо разнообразить питание сына или дочки ягодами.

Хорошее противодействие вирусам и инфекциям оказывает организм, все системы и органы которого получают необходимое количество полезных веществ. Питание играет в этом главную роль. Рекомендуется избегать в рационе ребенка жареного, копченого, сильно соленого, фаст-фуда.

Прогулки

В укреплении здоровья ребенка важную роль играют ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. Рекомендуется выходить на улицу с ребенком минимум на 2 часа в день в теплое время года, минимум на 30 минут в день — в холодное.

Во время прогулки сын или дочь должны бегать, прыгать, лазать по турникам. В теплый период предложите купаться, ходить босиком, гулять по лесу, в холодный — ездить на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, строить башни из снега, лепить снеговиков, осенью и весной — гулять в резиновых сапогах по лужам, собирать и изучать веточки, листики, шишки.

Важное условие для получения эффекта от ежедневных прогулок — правильно подобранная одежда. Не нужно сильно кутать ребенка, излишнее тепло может стать причиной болезни. Оптимальным считается одеть ребенка как себя, плюс одна кофточка.

Как укрепить здоровье ребенка?

Закаливание

С первых дней жизни можно начинать постепенное приучение организма к перепадам температур.

В первые 6 месяцев хорошо применять:

  • обтирания водой комнатной температуры по утрам. Для этого нужно смочить в кипяченой воде комнатной температуры небольшой ватный тампон. Отжать его. Освободить от одежды одну руку ребенка и протереть ее тампоном. Одеть обратно. Протереть тампоном вторую руку и одеть ее. Также сделать с ножками. Ежедневные обтирания стимулируют приток крови к коже, позволяют организму привыкать к перепадам температуры;
  • Снижение температуры воды в ванночке для купания. Детей до 6-ти месяцев купают в воде около 37-38 градусов. В первые месяцы жизни лучше ее и придерживаться, но отдельно подготовить воду для омовения ребенка после купания. Обычно ее набирают из общей ванной и отставляют в стороне. К тому времени, как вы покупаете карапуза, вода станет прохладнее и вам останется только обдать ею кроху. После 3-х месяцев можно постепенно снижать температуру воды в самой ванночке. Это делается раз в неделю на градус. Максимальная температура воды в основной ванной не должна опускаться ниже 32 градусов, вода для ополаскивания — не ниже 24 градусов;
  • После 6-ти месяцев можно познакомить ребенка с процедурой обливания ножек. Обычно для нее выбирают утренний гигиенический блок процедур. После умывания и зарядки ребенка ставят в небольшой тазик и попеременно обливают его ножки прохладной (24-26 градусов) водичкой. Длительность процедуры должна быть не более 15 минут;
  • С 12-ти месяцев можно познакомить кроху с контрастным душем. Цель процедуры — стимуляция кровообращения, закаливание организма. Ребенка ставят в ванную и поочередно поливают теплой (32-38 градусов) и холодной (24-28 градусов) водой;
  • Когда малыш научится хорошо ходить, предлагайте ему как можно чаще ходить босиком по разным видам поверхности. Хорошо стимулируют иммунитет различные массажные коврики. Неравномерная поверхность коврика позволяет стимулировать точки на стопе, улучшающие работу всех органов и систем.

Предлагая своему ребенку эти простые закаливающие процедуры, вы простимулируете способность организма ребенка подстраиваться под изменения внешней среды, легче переносить вирусные и бактериальные инфекции, улучшите иммунитет. Кстати, после такой подготовки можно попробовать начать ходить с ребенком в бассейн!

Массаж и зарядка

Еще один способ укрепить здоровье ребенка в домашних условиях — массаж для детей до 1,5 лет и приучение к зарядке малыша после приобретения навыка ходьбы.

Массаж для карапуза вводится с первых дней жизни ребенка и может быть нескольких видов:

  • Расслабляющий массаж. Делается детям с рождения;
  • Массаж-разминка. Применяется со 2 недели жизни;
  • Массаж-тренировка. Вводится после 1 месяца жизни.

Знакомство с массажем начинается с первых дней жизни и заключается в легком поглаживании тела ребенка, аккуратных движениях ручками и ножками. Через 2 недели к поглаживаниям добавляются элементы разминки, дающие небольшую нагрузку на мышцы ног, рук. Постепенно ребенок начинает осваивать свое тело и массаж сочетает в себе не только поглаживания, но разные упражнения. Так, например, в полгода ребенку можно предлагать присаживаться во время массажа, при этом мама массирует спину.

Техники и приемы массажа для ребенка до года отличаются между собой по интенсивности, способам с задействованием мышц. При поликлиниках обычно есть специальная медсестра-физиотерапевт, которая может научить вас правильному выполнению необходимых для вашего ребенка элементов.

После того, как ребенок научится ходить нужно приучать его ежедневно по утрам выполнять комплекс упражнений — зарядку. Сложность и продолжительность утреннего комплекса упражнений нужно подбирать исходя из возраста, умений, интереса ребенка. В большинстве случаев для утренней зарядки достаточно 5-15 минут и 10-15 упражнений на стимуляцию разных групп мышц (бег, приседания, растяжки, наклоны, ходьба и т.д.). Приучая ребенка каждое утро начинать с зарядки, вы делаете большой вклад в здоровье своего сына или дочки. Легкие упражнения стимулируют кровообращение, придают бодрость, позволяют организму легче адаптироваться к изменениям — полезно для формирования иммунитета.

Создать условия для укрепления здоровья ребенка легко, нужно только научить его соблюдать общепризнанные стандарты здорового образа жизни. В первые недели кроха может сопротивляться, отказывать следовать предложенной схеме, но уже через 21-30 дней привыкнет и с удовольствием будет следовать по пути здоровья всю жизнь.

Ирина Гильфанова
Консультация «Игры для укрепления здоровья малышей»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена

Консультация для родителей

«Игры для укрепления здоровья малышей»

Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни. Укрепелять здоровье необходимо уже с раннего дошкольного возраста. Одним из способом укрепления здоровья является-игра. Для младших дошкольников игры, являются жизненной потребностью.

С помощью игр решаются, как воспитательные и образовательные задачи, так и оздоровительные задач. .

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

• формирование правильной осанки;

• своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

• формирование изгибов позвоночника;

• развитие сводов стопы;

• укрепление связочно-суставного аппарата;

• развитие гармоничного телосложения;

• регулирование роста и массы костей;

• развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.

Мы хотим предоставить вашему вниманию игры на укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. изготовленая с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

Игры на формирования правильной осанки

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

Игра «В гости к мишке»

Посадив игрушку — медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка Часто ходят к мишке с горки. Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра, затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

Игра «Качели-карусели»

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой — за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата. Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

Игра Совушка-сова»

Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети — «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками — «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).

Игры при плоскостопии

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Игра «Донеси, не урони»

Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Оборудование: стулья, простынки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *