Зевс и семела

Рождение и воспитание Диониса Легенды и мифы Древней Греции

Дионис (у римлян Вакх) – бог виноделия, бог вина, в Греции «пришлый» бог, принесенный из Фракии. Празднества в честь Диониса важны были тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны – дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как «песня козлов»). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия.

Рождение и воспитание Диониса

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась, и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:
– Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.
Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.
И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена, они должны были воспитать его.
Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж – спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.
Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там, на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад (Гиадами называется скопление звезд — звездная куча) в созвездии Ориона, одном из наиболее ярких созвездий на небе), среди других созвездий.

Прежде: Полубог Силен, вакханки, кентавры

Далее: Дионис героический и мистический

Рождение и воспитание бога Диониса

Брат Европы Кадм и оракул Аполлона. — Герой Кадм сеет зубы дракона. — Свадьба Кадма и Гармонии. — Миф о Зевсе и Семеле. — Рождение бога Диониса из бедра Зевса. — Ино и Афамант. — Мифы о детстве Вакха: Дионис и богиня Кибела. — Бог Дионис и сатир Ампелий.

Брат Европы Кадм и оракул Аполлона

Как рассказывается в мифах древней Греции, Агенор, царь города Тир в Финикии, не находя нигде своей дочери Европы, которую похитил Зевс (Юпитер) в облике быка, приказал своему сыну Кадму отправиться на поиски сестры. Царь Агенор велел сыну Кадму не возвращаться в Финикию, пока тот не найдет сестру Европу.

Проискав Европу безуспешно долгое время, Кадм отправился к оракулу Аполлона и спросил его, что ему делать и где искать сестру. Кадм получил следующий ответ от Аполлона: «Ты увидишь в поле корову, которая еще не ходила под ярмом и не была запряжена в плуг; следуй за нею и выстрой город в том месте, где она остановится, и назови эту страну Беотией».

Едва Кадм вышел из храма Аполлона, как увидал корову, которую никто не стерег и шея которой не носила следов ярма. Кадм и его спутники последовали за нею. Они шли таким образом довольно продолжительное время. Наконец корова остановилась, оглашая воздух громким мычанием.

Кадм решил на этом месте сейчас же принести жертву и затем исполнить приказание оракула Аполлона.

Герой Кадм сеет зубы дракона

Кадм послал своих спутников принести воды.

В лесу поблизости находилась пещера, из отверстия которой лилась в изобилии вода. Это был источник, посвященный богу Аресу (Марсу), а в пещере обитал страшный дракон Ареса — ужасное чудовище, покрытое желтой блестящей чешуей. Пламя выходило из глаз дракона Ареса; три ряда острых зубов украшали его пасть, из которой высовывались три языка.

Едва спутники Кадма подошли к пещере и стали брать воду, как дракон Ареса набросился на них и убил их.

Кадм, прождав напрасно своих спутников, отправился за ними. Войдя в пещеру, Кадм увидал дракона, высасывающего кровь из ран убитых. Кадм схватил огромный камень и бросил его с такою силой, что земля даже заколебалась, и страшный дракон испустил дух.

На одной античной вазе изображена эта мифологическая сцена: Кадм замахивается камнем на дракона Ареса, а наверху боги Гермес (Меркурий), Афродита (Венера), Пан и Дионис смотрят на его подвиг.

Убив дракона, Кадм услыхал голос Афины Паллады, приказывавший ему вспахать землю и посеять зубы дракона. Кадм исполнил приказание богини Афины. Вскоре из-под земли вместо колосьев показались пики и копья, затем шлемы с развевающимися перьями и, наконец, воины в полном вооружении.

Лишь только из посеянных зубов дракона появились на свет вооруженные воины, как принялись воевать друг с другом. Вскоре на поле битвы осталось только пять воинов, которые вместе с героем Кадмом основали город Фивы в Беотии.

Свадьба Кадма и Гармонии

Зевс (Юпитер) дал Кадму в жены Гармонию, дочь богини Афродиты (Венеры) и бога Ареса (Марса).

Все боги Олимпа присутствовали на свадьбе Кадма и Гармонии, которую отпраздновали во вновь основанном городе Фивах. Боги богато одарили жену Кадма Гармонию, получившую от Афродиты ожерелье, ставшее роковым впоследствии для всего рода Кадма.

У Кадма и Гармонии было четыре дочери — Ино, Семела, Агава и Автоноя — и сын Полидор.

Миф о Зевсе и Семеле

Прекрасная Семела, дочь Кадма, обратила на себя внимание Зевса (Юпитера). Новая страсть повелителя богов не могла долго оставаться тайной для ревнивой Геры (Юноны), которая решила мстить Семеле.

Приняв образ ее старой кормилицы, Гера пришла к Семеле и навела разговор на Зевса, делая вид, что сомневается, действительно ли Семела — возлюбленная Зевса, властелина богов.

Коварная богиня уговорила ничего не подозревающую Семелу потребовать у Зевса, чтобы он явился перед ней во всем своем божественном величии, говоря, что только тогда Семела может убедиться, действительно ли это — повелитель Олимпа.

Семела попросила Зевса исполнить ее просьбу, и тот дал ей клятвенное обещание исполнить ее. Выслушав желание Семелы, Зевс, предвидя последствия, испугался, но должен был сдержать свою клятву. Едва Зевс, вооруженный громовыми стрелами и молнией, приблизился к жилищу Семелы, простой смертной, оно тотчас же было объято огнем, и бедная дочь Кадма погибла среди пламени.

Рождение бога Диониса из бедра Зевса

Зевс едва успел вынуть у мертвой Семелы ребенка, которого она должна была произвести на свет. Чтобы не дать ребенку Семелы погибнуть, Зевс зашил его в свое бедро и носил его до тех пор, пока не наступило законное время его появления на свет. Этим выношенным в бедре Зевса сыном Семелы был бог Дионис (Вакх).

Таким образом, бог Дионис как бы дважды рождается. Миф о рождении Диониса намекает на то, что виноградный сок, прежде чем превратиться в вино, как бы дважды дозревает: первый раз — в виде виноградных гроздьев, дозревающих под лучами солнца, а во второй раз — когда выжатый сок должен перебродить, для того чтобы превратиться в вино.

Двойное рождение Диониса (Вакха) объясняется греческой мифологией еще следующим образом: виноградная лоза погибла во время всемирного потопа при Девкалионе и вновь появилась на земле, когда дождь перестал.

Второе рождение Вакха послужило сюжетом для многих произведений античного искусства. Сохранилось много ваз, сосудов и камей, на которых изображено рождение Диониса из бедра Зевса.

Ино и Афамант

Лишь только сын Семелы и Зевса увидал свет, Горы, или Часы, увенчали его плющом. Бог Гермес (Меркурий) назвал его Дионисом и понес к Нисейским нимфам, которым отдал Диониса на воспитание.

Но зоркий глаз богини Геры (Юноны) заметил очень скоро маленького Вакха. Богиня Гера наслала на Нисейских нимф бешенство, или исступление.

Под влиянием бреда нимфы хотели убить Вакха, но бдительный бог Гермес (Меркурий) похитил его и отнес к дочери Кадма Ино́, сестре Семелы. У Ино только что родился сын; Гермес упросил Ино взять Вакха и скрывать его.

Ино́ вскормила Диониса, своего племянника, и отдала его на попечение нимфы Мистис. Мистис охраняла Диониса день и ночь, так как сама никогда не нуждалась в отдыхе. Нимфа Мистис учредила ночные праздники в честь Вакха. Чтобы разгонять сон участвующих в ночных Вакханалиях, нимфа Мистис изобрела шумный тамбурин и кимвалы (медные тарелки).

Но никакие предосторожности не укрыли сына Семелы от прозорливости Геры (Юноны). Отыскав Диониса, Гера хотела его умертвить. Быстроногий Гермес (Меркурий) вновь унес Диониса и тем спас ему жизнь.

Богиня Гера (Юнона), видя, что не может убить Вакха, обрушилась всем своим гневом на тех, кто воспитывал этого бога. Смерть Семелы не удовлетворила Геру. Она решила погубить Ино́ и мужа ее — Афаманта. Мстительная богиня отправилась в царство Плутона и приказала одной из Эриний (Фурий) наслать на Ино и Афаманта бешенство.

Афамант в припадке исступления убивает себя и сына, а Ино с другим сыном бросается с высокой скалы в море и погибает в его волнах.

Услыхав об этом несчастии, фиванские женщины побежали на берег моря, по следам несчастной Ино, искать ее тело. По дороге они стали осыпать богиню Геру (Юнону) упреками за ее жестокосердие. Разгневанная богиня превратила половину из них в скалы, а другую половину — в морских птиц, летающих с жалобным криком вокруг этих скал (Овидий).

Мифы о детстве Вакха: Дионис и богиня Кибела

Гермес (Меркурий), спасая Диониса от ярости Геры (Юноны), отнес его к богине Кибеле, которая занялась его воспитанием.

Кибела заставляла Диониса с ранних лет управлять колесницей, запряженной тиграми и львами.

Девяти лет от роду стал бог Дионис охотиться и мог обгонять на бегу зайца. Дионис приносил богине Кибеле маленьких тигрят, отнятых у матери-тигрицы, и приводил к ней кровожадных львов.

Превратившись в юношу, Дионис предался своей страсти к охоте. «Вакх оделся в мягкие меха, накинул на плечи оленью шкуру и запряг в свою колесницу пантер с огненными глазами», — рассказывает древнегреческий поэт Нонн Панополитанский.

Воспитание бога Диониса трактовали многие художники в своих произведениях. Самое интересное и характерное из этих произведений — античная группа, известная под названием «Колыбель Вакха».

Из новейших произведений на эту мифологическую тему картина Пуссена «Воспитание Вакха» пользуется большой известностью.

Бог Дионис и сатир Ампелий

Дионис, купаясь в Малой Азии с фавнами и сатирами, подружился с молодым сатиром по имени Ампелий, с которым почти не разлучался.

Бог Дионис едет на колеснице, предшествуемой сатиром (предположительно — Ампелием), несущим кратер (на спине) и канфар — особые разновидности древнегреческой керамики.

Когда же бешеный бык убил сатира Ампелия, неутешный Дионис, желая воскресить друга, полил раны Ампелия амброзией — бессмертным напитком античных богов.

Сатир Ампелий превратился в виноградную лозу, а божественный нектар, которым его поливали, придал винограду его опьяняющее свойство.

Бог Дионис, сорвав гроздь с этой лозы и выжимая из нее сок, сказал: «Друг, отныне ты будешь самым верным и могущественнейшим лекарством против всех людских бед».

Потеряв Ампелия, Вакх предпринял свои походы на Восток. Вакх-Дионис посетил Египет; воевал в Сирии против Дамаска, который противился введению культуры виноградной лозы; переезжал на тигре через реки; построил мост на Евфрате. Наконец, бог Дионис отправился в Индию.

Просмотры: 3 478

Семела (др.-греч. Σεμέλη, лат. Semela, Semele) — мифологическое имя; принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе. Происхождение имени фрако-фригийское; означает, возможно, «земля», и в таком случае происходит от того же праиндоевропейского корня, что и русское «земля».

Семела — четвёртая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить.

Семела слышит, что кто-то стучится в ее двери. Открывает и видит — перед ней ее старая няня, уже давно живущая в дальнем хуторе. Обрадовалась ей Семела, вводит к себе, показывает свое новое ожерелье. Старушка как-то странно улыбается: «Хороша-то ты, хороша, дитятко; жаль только, что все еще незамужем». Вспыхнула царевна: «Никакого мужа мне не надо!» И рассказывает ей, что к ней ежедневно спускается с небесных высот сам Зевс в образе прекрасного молодого человека и что он живет с ней как с женой и любит гораздо больше, чем свою божественную супругу, владычицу Олимпа Геру. Еще страннее улыбается старушка. «Хорошо, коли правда, — говорит она, — но что, если этот молодой человек — обыкновенный молодой человек и если он обманывает тебя, выдавая себя за Зевса?» — «Этого быть не может!» — «Я и не говорю, что это так; но почему бы тебе не испытать его?» — «Каким образом?» — «А вот каким: когда он опять к тебе придет, возьми с него клятву, что он исполнит твое желание — а затем потребуй, чтобы он явился к тебе в своем божественном величье, каким он является своей божественной супруге Гере». Семела призадумалась: и в самом деле, почему бы его не испытать? Ей самой обидным показалось, что Зевс никогда не показывается ей в своем настоящем виде.

Она не знала, что мнимая старушка была не кто иная, как сама Гера, пришедшая погубить земную избранницу своего небесного супруга.

Неласково встретила Семела своего высокого гостя. «Зачем так нахмурилась? Иль недовольна?»

— «Да, недовольна». — «Скажи, чем!» — «А ты исполнишь то, чего я пожелаю?» — «Исполню». — «Поклянись». — «Клянусь!» — «Стань передо мной, как ты показываешься Гере!» Вздрогнул Зевс: «Несчастная! Возьми назад свое неразумное желание!» Но Семела настаивала на своем — и Зевс покинул ее.

И тотчас небо заволокло страшными грозовыми тучами; земля окуталась мраком, точно ночь настала среди бела дня. Поднялся неистовый ураган; глухой рев стоял над Кадмеей, деревья ломались, черепицы срывались с кровель. Семела стояла у открытого ставня, ни живая ни мертвая от страха. Вдруг раздался оглушительный грохот, все небо мгновенно озарилось пламенем — и она увидела перед собой того, кого она любила, но увидела в ризе из огня, со всепалящим перуном в руке. Одно мгновенье — и она пала к его ногам, вся охваченная жаром молнии; еще мгновенье — и ее тело рассыпалось раскаленным пеплом, и на месте, куда она упала, лежал младенец дивной красоты. Зевс схватил его и исчез, оставляя терем добычею всепожирающего огня.

Терем догорел и обрушился; убитому горем Кадму, когда он его посетил в сопровождении своей второй дочери Агавы, так и не удалось найти останки своей старшей. «Она — святая, — сказал он Агаве, — перунница Зевса, освященная прикосновением его молнии». — «Она — великая грешница, — угрюмо ответила Агава, — похвалялась, что Зевс удостоил ее супружеского общения с ней — в наказание за ее похвальбу он и убил ее!» Она и среди сестер и в народе распустила эту молву.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена, они должны были воспитать его.

Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж — спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.

Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад, среди других созвездий.

Позднее в Фивах в то помещение, в котором находилась Семела, было запрещено входить. С неба вместе с молнией упал деревянный чурбан. Полидор отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом.

Когда сын Семелы, после многочисленных подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошёл в преисподнюю и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов под новым именем Фионы (Thyone). Дионис вначале привел её в храм Трезена. Изведение Семелы из Аида изображалось на празднике Героида в Дельфах. Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в священных ли таинствах, или в весёлых торжественных странствованиях по земле.

Уже Гесиод и Пиндар, оба — беотийские поэты, упоминают о Семеле, как о небожительнице. Ей посвящён XLIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы» (фр.168 Радт), трагедии Каркина Младшего «Семела», Диогена «Семела», трагедии Спинфара «Семела, пораженная перуном», ряда комедий и дифирамба Тимофея.

Семела

После того как Семела зачала от самого Зевса. Гера, супруга бога-громовержца, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что ее возлюбленный – действительно то божество, за какое выдает себя, а для этого просит божественного Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела. Недоношенный в лоне матери плод, Зевс спас от гибели, вложив его в свое бедро и, когда наступило время, произвел на свет Диониса (Гесиод, Теогония, 940-942).

По варианту более древнему, сохраненному Еврипидом в его трагедии «Вакханки», Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского покоя выпустили из себя зеленые ветви плюща, под прохладной сенью которого и спасся ребенок (Еврипид, Вакханки, 1-9, 88-98, 286-297). Когда сын Семелы, после длинного ряда подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошел в преисподнюю, подкупил миртом Персефону, и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов, под новым именем Фионы (Пиндар, Олимпийские оды, II 25-28; Павсаний, II 37, 5). Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в священных ли таинствах, или в веселых торжественных странствованиях по земле. Зевс даровал своей бывшей возлюбленной бессмертие. Беотийские поэты Гесиод и Пиндар упоминают о Семеле, как о бесспорной небожительнице.

Семела

др.-греч. Σεμέλη

Мифология

древнегреческая религия

Пол

женский

Отец

Кадм

Мать

Гармония

Братья и сёстры

Ино, Автоноя, Агава и Полидор

Дети

Дионис

В иных культурах

Иллюстрации на Викискладе

Густав Моро. «Юпитер и Семела» (1894—1895) У этого термина существуют и другие значения, см. Семела (значения).

Семела (др.-греч. Σεμέλη, лат. Semela, Semele) — мифологическое имя; принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе. Происхождение имени фрако-фригийское; означает, возможно, «земля», и в таком случае происходит от того же праиндоевропейского корня, что и русское «земля» (смотри Гебелейзис).

Семела — четвёртая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что её возлюбленный — действительно то божество, за какое выдаёт себя, а для этого просит Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела (или умерла от ужаса). Зевс спас от гибели недоношенный в лоне матери плод, вложив его в своё бедро и, когда наступило время, произвёл на свет Диониса. Согласно более древнему варианту, сохранённому Еврипидом в его трагедии «Вакханки», Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского покоя выпустили из себя зелёные ветви плюща, под прохладной сенью которого и спасся ребёнок.

Позднее в Фивах в то помещение, в котором находилась Семела, было запрещено входить. С неба вместе с молнией упал деревянный чурбан. Полидор отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом.

Когда сын Семелы, после многочисленных подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошёл в преисподнюю и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов под новым именем Фионы (Thyone). Дионис вначале привел её в храм Трезена. Изведение Семелы из Аида изображалось на празднике Героида в Дельфах. Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в священных ли таинствах, или в весёлых торжественных странствованиях по земле.

Уже Гесиод и Пиндар, оба — беотийские поэты, упоминают о Семеле, как о небожительнице. Ей посвящён XLIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы» (фр. 168 Радт), трагедии Каркина Младшего «Семела», Диогена «Семела», трагедии Спинфара «Семела, пораженная перуном», ряда комедий и дифирамба Тимофея.

В честь Семелы назван астероид (86) Семела, открытый в 1866 году и бабочка Hypatopa semela, описанная в 2013 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *