Жанр хождение

Хождение, хожение это жанр древнерусской литературы, посвященный описаниям путешествий, новых мест, чужих стран; путевые записи. Хождение называли также «паломниками», «путниками», «странниками», «посольствами», «скасками». «Повесть временных лет» сохранила летописные рассказы о путешествии княгини Ольги в Царь-град, о пути апостола Андрея в Киев и Новгород, предвещавшие появление жанра хождение. Жанр начал складываться в Древней Руси в 10-11 веках. Произведением, открывающим его историю и ставшим классическим образцом, стало «Хожение Даниила, Русскыя земли игумена» (12 век) по «святым местам» Сирии и Палестины. Известно «Хождение Игнатия Смольнянина в Царь-град» (конец 14 — начало 15 века), представляющее собой предварительный набросок, в результате последующей литературной обработки которого в древнерусскую книжность входит более подробное «Пименово Хождение в Царь-град». Исследователи считают автором обеих редакций Игнатия Смольнянина. Автор может описывать увиденное по очередности (временной композиционный принцип), либо опираясь на топографию местности (пространственный композиционный принцип).

Примером пространственного построения может служить хождение Стефана Новгородца (14 век), рассказывающее о достопримечательностях Константинополя, примером временного построения является хождение Игнатия Смольнянина, в котором автор подчиняется хронологии своего путешествия, включая в него не только изображение царь-градских святынь, но и исторические события, свидетелем которых он стал. Для языка хождения характерно использование элементов разговорного стиля, устного народного творчества, в нем редки метафорические обороты, а сравнения конкретны (заморские объекты сравниваются с местными, хорошо знакомыми). Историческая действительность определила этапы, по которым развивался жанр хождение: авторами первых русских хождений — с начала 12 века — были паломники. Интерес к паломническим хождениям не ослабевал на протяжении всего Средневековья. С конца 14 века на Руси сложилась новая разновидность хождения, авторы которых были дипломатами и купцами. Их интересовали не только христианские достопримечательности, но и события светской жизни. Таким новатором стал Игнатий Смольнянин, в хождение которого рассказы о святынях Константинополя перемежаются светскими эпизодами, но наиболее известное хождение этой разновидности принадлежит тверскому купцу Афанасию Никитину, совершившему в 1466-72 путешествие в Индию через Прикаспийское Закавказье и Иран. В своем «Хожении за три моря» Афанасий Никитин впервые рассказал русскому читателю о неизвестных ранее восточных городах и странах — от Египта до берегов Тихого океана. В 17 веке появляется новый автор хождения — землепроходец. Произведения землепроходцев зачастую носили практический характер, пример тому — Отписки Семена Дежнёва, адресованные узкому кругу лиц, но затем ставшие фактом литературной жизни. Авторами подобных Отписок были русские землепроходцы: Петр Бекетов, совершивший поход в Забайкалье, Ерофей Хабаров, участник многих Сибирских экспедиций, Андрей Булыгин, ходивший на побережье Охотского моря и др.

Хождение — жанр, повествующий о реально существующем путешествии. Различают паломнические, купеческие, посольские и землепроходческие хождения. Признаки жанра хождения: события-реально исторические; по композиции-цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку; повествователь — не обязательно образованный, но обладающий обязательными личностными качествами — смелостью, энергичностью, дипломатичностью, веротерпимостью, он не стремится приукрасить, идеализировать события; язык-простой, разговорный древнерусский, использование иностранных слов для номинативной функции, чаще всего используются сравнения. Первый образец этого жанра — «Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Произведение начинается довольно обширным вступлением. Даниил использует самоуничижение, говорит о цели написания: чтобы люди, которые не могли путешествовать, получили духовное наслаждение. Но 2-ая сторона его цели — труд, сотворение «прикупа» таланту, данному ему. Для «Хождения» характерно слияние легендарного, источником которого могли быть Библия, апокрифы, народные предания, с реальным, топографически достоверным. Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы-оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра.

«Хожение за три моря» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468— 1476гг.

Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами. В тексте многократно встречаются тюркские, персидские и арабские слова в кириллической записи. На смеси этих языков написана последняя часть «Хожения» — заключительная молитва Афанасия Никитина. Вероятно, употребляя иноязычную лексику, автор хотел скрыть часть информации (например, деликатного характера). Так, он пишет: «В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ. А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, беш фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь». В переводе с тюркского это означает: «В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два житемля; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 5 фун — хороша и черна; чёрная-пречёрная амьчюкь маленькая, хороша. «

Есть даже вставки, совпадающие с молитвами из Корана: » Хуво могу лези, ля лясаильля гуя алимуль гяиби ва шагадити. Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. » — «Он Бог, кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных. «, что примерно соответствует 22 аяту 59 суры: » Он — Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — милостивый, милосердный!». Несмотря ни на что, автор продолжает болеть душой за свою далёкую родину. Он пишет на тюркском слова, сомнительные с точки зрения официальной власти: «А Русь еръ тангрыд сакласын; олло сакла, худо сакла! Бу даниада муну кибить ерь ектуръ: нечикь Урус ери бегляри акой тугиль; Урусь ерь абоданъ болсынъ; растъ кам даретъ. Олло, худо, богъ, данъиры», что означает «А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже! (обращение к Богу на арабском, персидском, русском, тюркском)!»

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Хо́ждения, хо́жения — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другие названия жанра — «путник», «странник», «паломник», «скаска», «посольство».

В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.

Хожения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов.

Игумен Дании́л или Дании́л Пало́мник — православный монах, священник, первый русский паломник, оставивший описание Святой земли.

«Хождения»

— путешествия, описания паломничества к «святым местам»

Хождение-жанр

, повествующий о реально существующем путешествии.

Различают: паломнические, купеческие, посольские и землепроходческие хождения. Признаки жанра хождения:

-события — реально исторические;

-по композиции — цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку;

— повествователь — не обязательно образованный, но обладающий обязательными личностными качествами — смелостью, энергичностью, дипломатичностью, веротерпимостью, он не стремится приукрасить, идеализировать события;

-язык-простой, разговорный древнерусский, использование иностранных слов для номинативной функции, чаще всего используются сравнения. Первый образец этого жанра — «Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». «Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра.

Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы — оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра

«Хождение» Даниила– образец паломнических записок, ценный источник исторических сведений о Палестине и Иерусалиме. По форме и содержанию оно напоминает многочисленные средневековые описание путешествия западноевропейских пилигримов. Он подробно описал маршрут, увиденные достопримечательности, пересказал предания и легенды о святынях Палестины и Иерусалима, порой не отличая церковно-канонических рассказов от апокрифических. Даниил – крупнейший представитель паломнической литературы не только Древней Руси, но и всей средневековой Европы. Даниил выступает как патриот родной земли, не забывающий в дальних странах о ее интересах, заботящийся о ее престиже.

Хождение В Народ

— массовое движение демократической и революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах – весной и летом 1874 г. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: Петербургский и Московский кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Причины неудачи: утопическая теория о возможности победы крестьянской революции, отсутствие массового крестьянского движения, единой организации и программы. Охватило 37 губерний Европейской России. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тыс. человек, наиболее активные участники движения осуждены по «процессу 193-х».

Смотреть значение Хождение В Народ в других словарях

Народ — — важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях……..
Политический словарь

Репрессированный Народ — — один из самых заветных жупелов правозащитников, которым они попрекают Русский народ, как имеющий врождённую природную склонность к преступлениям на почве межнациональной……..
Политический словарь

Русский Народ — — (самоназвание: «Русские») нация, создавшая Российское государство. Состоит из трёх родственных ветвей — Великорусов, Малорусов и Белорусов, произошедших от древнерусской……..
Политический словарь

Выход В Народ — публичное размещение акций фирмы, находившейся ранее в частной собственности, например, при преобразовании ЗАО в ОАО.
Экономический словарь

Народ — -1) в науке конституционного
права
понятие, обычно подразумевающее все
население государства, образующее единую социально-экономическую и политическую……..
Экономический словарь

Народ; Публика; Общественный, Государственный — Термин, используемый для индивидуальных инвесторов, в противоположность профессиональным (professional) инвесторам. Аналитики с Уолл-стрит любят высмеивать публику за постоянные……..
Экономический словарь

Народ — Это слово связано с глаголом наградить) – вещь достаточно очевидная, хотя мы, вероятно, и не задумываемся об этом.
Этимологический словарь Крылова

Народ — — 1) в теории конституционного права все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его……..
Юридический словарь

Жирный Народ — («жирные» пополаны) — распространенное в средневековойИталии наименование прослойки богатых горожан итальянских городов-коммун 13-15 вв.
Большой энциклопедический словарь

Народ — все население определенной страны. 2) Различные формыисторических общностей (племя, народность, нация).
Большой энциклопедический словарь

Тощий Народ — прослойка городской бедноты в итальянских коммунах 13-15вв. (в отличие от «жирного народа»). Во Флоренции 2-й пол. 14 в. «Тощийнарод» называли главным образом чомпи.
Большой энциклопедический словарь

Хождение В Народ — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной1873, наибольший размах — весна — лето 1874. Цели: изучение народа,пропаганда социалистических идей, организация крестьянских……..
Большой энциклопедический словарь

Хождение Богородицы По Мукам — Апокрифическое сказание о посещении девой Марией места мучения грешников («», или «Апокалипсис пресвятой богородицы») воплотило некоторые эсхатологические представления……..
Энциклопедия мифологии

Богоизбранный Народ — — Согласно Св. Писанию, Израиль избран как народ Божий для возвещения и свидетельства миру единого Бога и Его Закона, а также подготовки к заключению Нового и вечного……..
Философский словарь

Народ — — англ. people; нем. Volk. 1. Население страны, государства. 2. Связанная одинаковым происхождением и языком культ. -истор. общность людей.
Социологический словарь

Хождение Вокруг Чего-то — Устанавливает ось мира в определенном святом месте, таком, например, как церковь или храм. Олицетворяет связь и гармонию между движением и покоем, очевидностью и высшей……..
Словарь символов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *