Женщина уличенная в прелюбодеянии

Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии (картина)

Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии — картина Питера Брейгеля (Старшего) написана в 1565 году. Работа была выполнена в период проживания в Брюсселе. На данный момент хранится в , Лондон.

Картина относится к периоду так называемых «предсмертных картин», которые характеризовались сумеречной, монохромной палитрой (пепельные тона красок). Питер Брейгель (Старший), в свойственной ему манере, передает библейский сюжет в атипичной манере. Центральная фигура картины — это женщина, обвиняемая в блуде, которая стоит прямо и возвышается как над своими обвинителями, таки и над Иисусом. Последний изображен склонившимся над землей и пишущий на песке фразу на голландском языке: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (нидерл. «Die sonder sonde is, die w…»). Показательным является то, что художник изобразил лишь один камень, чего было недостаточно для осуществления наказания. Этим лишь подчеркивалась абсурдность действия со стороны фарисеев и книжников.

Питер Брейгель (Старший) передал эту картину по наследству своему сыну — Яну Брейгелю (Старшему), который, в свою очередь, завещал ее архиепископу Миланскому Федерико Борромео. К слову, архиепископ заказал копию данной картины и вернул оригинал обратно семье художника.

Картина была похищена 2 февраля 1982 года из Галереи Курто и возвращена обратно только спустя 10 лет, в 1992 году. После преступления, эксперты оценили ущерб от кражи картины в 1 миллион долларов.

Сюжет картины отображает эпизод новозаветной истории, содержащейся в Евангелии от Иоанна (Ин. 8:2-11). Женщина, уличенная в прелюбодеянии была осуждена на казнь — побитие камнями. Иисус проповедовал у храма и в этот момент фарисеи и книжники привели к нему эту женщину. Они обратились к Иисусу с просьбой растолковать, как им поступить с ней, ведь в законах от Моисея подобные действия полагалось наказывать побитием камнями. Этим действием они пытались заманить Иисуса в логическую ловушку, поскольку любой его ответ имел бы негативные последствия. Отпустить женщину, означало бы несоблюдение законов Моисея. Предать ее казни — пойти против римского императора. Спор был разрешен произнесенной фразой: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Фарисеи и книжники начали расходиться и в итоге один Иисус, сидящий на земле и рисующий знаки, остался наедине с женщиной.

Женщина, уличенная в прелюбодеянии (Христос и грешница) (Ин., 8:2—11). Когда Хрис­тос учил в Иерусалимском храме, фарисеи привели к нему женщину, которую они схватили в момент ее прелюбодеяния. По закону Моисея карой за это служило побитие (до смерти) камнями, однако римские власти лишили иудеев права приго­варивать к этому смертельному наказанию. Фарисеи хотели знать, что скажет Христос, и надеялись уличить его в таком ответе, который бы грешил либо против римского, либо против их собственного закона. Христос наклонился и стал писать что-то пальцем на земле, а затем сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Тогда обвинители женщины стали расходиться, и когда Христос остался с ней наедине, он простил ее, сказав: «Иди и впредь не греши». Иоанн не объясняет, что именно Христос писал на земле, хотя традиционным мнением в средневековье было, что он пере­числял грехи фарисеев. Художники изображают различные моменты этой истории. Мы видим женщину, приведенную к Христу ее обвинителями; он сидит, рядом с ним, возможно, апостол Иоанн. Или он нагнулся и пишет пальцем на полу; фарисеи склоняются, чтобы прочитать написанное. Или фари­сеи удаляются, и мы видим их спины. У женщины волосы заплетены и обычно одна грудь обнажена — традиционный способ изображения куртизанки. Один из фарисеев может держать книгу (Моисеев закон), или у него в руке может быть камень.

Иллюстрации:

Никола Пуссен. Христос и грешница. 1653. Париж. Лувр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *