Женщина в алтаре

Вопрос:

Насколько я знаю женщинам входить в алтарь нельзя, а я видел в Дивеевском монастыре монахиню, входящую в алтарь дьяконскими вратами или есть какие-то исключения? Заранее благодарен за ответ.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О вхождении в алтарь существуют правила, принятые древними соборами. Согласно им никто (ни мужчина, ни женщина) в алтарь входить не может. Только священнослужители. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69). Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда. Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания, когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары. Подобное свидетельство находим и у Созомена. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне со священнослужителями» (Правила Православной Церкви, т.1).

Как видим, правила не дозволяют входить в священный алтарь и оставаться там никому, кроме тех, кто совершает службу. Даже цари после принесения дара Богу должны оставлять алтарь. К сожалению, это правило сейчас не соблюдается. В результате в алтарь привносится много суеты. Исчезло благоговейно-трепетное сознание присутствия в месте, где совершается величайшее таинство – Евхаристия.

Ранее Лаодикийский собор принял 44-е правило: Не подобает женщине в алтарь входить. Епископ Никодим (Милош) пишет: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре.

Первое впечатление — самое верное , так иногда говорят . Так вот , у многих жителей нашей страны складывается впечатление о наличие большого количества толстых православных священников . Это говорят многие мои знакомые верующие . Они посещали разные храмы и монастыри , ездили в паломнические поездки по всей России матушке . И везде встречали священников с лишним весом . Причём не чуть — чуть , а много лишних килограммов . У многих несколько десятков . И это на самом деле так .

Многие наши иереи, отвечая на этот вопрос , говорят о сложной тяжёлой работе священников , некогда , мол , нормально питаться и режим соблюдать . И грехи исповедуя , они это через себя пропускают , нужно де потом успокаиваться и много кушать . Это , конечно , не в обиду им будет сказано , они своих отмазывают . Вступаются за дело священников всей страны .

Простые же миряне обвиняют церковников в обжорстве и несоблюдении постов . Жрут, мол, много и всё понятно .» А толстые , так это от жизненных проблем «, — как пел с иронией Высоцкий .

И это не сейчас появилось . В 18 -19 веках в Российской империи тоже все обычные граждане говорили про попов те же слова . Выразителем этого служит в поэме Николая Алексеевича Некрасова » Кому на Руси жить хорошо » глава №1 Поп . Вот что про попа говорит Лука , живший у священника в работниках 3 года :

» Жена попова толстая

Попова дочка белая

Попова лошадь жирная

Пчела попова сытая

Как колокол гудит ! »

А поэма эта написана по мотивам устного народного творчества. То есть это говорит наш народ .

Про католических же пасторов никто не говорил и не говорит подобного . Да и во всех видео и фото они нормальные .

И не нужно наших людей обвинять в неуважении к православным священникам или слабости Веры . На всех иконах православных все наши святые — худощавые . Это , говорят , такая традиция . А я не сомневаюсь , что они и были такими . Только Господу работали , ничего себе ни брали .

Но давайте разберёмся честно и по совести , без суеверий и предрассудков . Только правда и ничего кроме правды !

Преподобный Амвросий Оптинский говорил : » Правда груба , да Богу люба ! «

И вот рассмотрев и проанализировав данную тему , обнаружились две причины изложенного .

Причина первая —

Православные священники едят очень много постной пищи

А что такого плохого в постной пище ?

С точки зрения медицины и диетологии — она в больших количествах вредна для здоровья человека . Это по большей части углеводы . И в основном — быстрые углеводы . Простые углеводы ( быстрые ) резко повышают сахар крови , что влияет на метаболизм организма . То есть на обмен веществ . Снижается скорость обмена и увеличиваются жировые отложения . Быстрые углеводы : глюкоза , фруктоза , галактоза . Сахарный песок — 99% сахарозы .

Сложные углеводы : крупы , хлеб и картошка . С ними всё то же самое, что с простыми , но помедленнее расщепляются .

Вот это перечень того , что едят православные в посты . А у нас четыре длинных поста и много однодневных ( среда + пятница ) . И наш священник должен всё это соблюдать .

Углеводы дают много энергии организму , но мало белка . Энергия — это хорошо . Но , когда глюкозы очень-очень много , а тратить организму её некуда , то она превращается в гликоген . Гликоген — это резерв организма . А если гликогена уже накоплено много , то всё направляется для синтеза жирных кислот . Они не просто так жирными называются . Они откладываются в жир . Вот так и появляются жировые отложения у постящихся .

А как же наши святые ? Они тощие и худые .

Наши православные святые были величайшими постниками . Они почти ничего не ели . От слова совсем . Преподобные Сергий Радонежский , Серафим Саровский , Александр Свирский просто забывали про еду во время молитвы . А молились они всегда !

Александр Свирский 7 лет ничего не ел кроме травы и земли . А Вы говорите почему они такие худые были . Если же наши преподобные несколько кусочков чёрного хлеба за сутки съедали , то с такого не потолстеешь .

Священники же наши являются обычными людьми со своими недостатками . Служба у них ( работа ) в храме или церкви . Но они все почти женатые люди и семьи у них большие . Приходят вечером домой и наедаются постной вредной пищи . Успокаивают себя таким образом . Нужно ведь и с женой поговорить и с детьми поиграть . Это дополнительная психологическая нагрузка . А кто скажет , что легко это , то пусть православных многодетных мам спросит .

После всего этого ещё раз поесть хочется . И вкусненького сладенького хорошо бы . А это всё в жир уходит .

Но почему же католические пасторы поджарые ? Не постятся ?

Католики не постятся так , как православные . Пост у них очень мягкий . В воскресенье у них поста нет совсем . В остальные дни Великого поста , например , они едят вечером один раз и без мяса . Некоторые два раза едят , но только после 18 часов . Можно есть любые молочные продукты и рыбу . Это более воздержание , а не пост . Пошло это ещё от древних христиан , которые воздерживались от еды до вечера .

Таким образом , у католиков более правильное питание с точки зрения диетологии , чем у православных . А ещё есть физическая нагрузка , фитнес , тренажёрные залы , спортивные игры .

А что же православные священники ?

Православные священники не желают или стесняются заниматься физкультурой и спортом

Это причина вторая . Да и по работе ( службе ) не очень много они двигаются . Стоя на ногах читают молитвы и служат литургии . Да , это сильно утомительно, но большого расхода килокалорий не даёт . При потреблении большого количества постной еды необходимо много движения . Активного движения . Необходимы либо циклические упражнения ( бег , ходьба ,плавание , лыжи , велосипед ) , либо занятия в тренажёрном зале .

Можно , конечно , работать на земле , как наши дедушки и бабушки . Сады и огороды разводить . Но священникам хочется чего-то другого . Отвыкли уже от земли .

А могут ли толстые православные священники похудеть ? Могут , была бы охота . Но такой охоты у них не имеется . И не потому , что о своём здоровье совсем не заботятся . И не потому , что на чувства верующих плевать . Ведь православным мирянам обидно смотреть на толстых священников . Хочется испытывать гордость за Нашу Веру и видеть олицетворение её в виде здорового ( худощавого ) священнослужителя .

Всё упирается в традиции церковные . Эти традиции формировались столетиями на Руси .

» У Господа нет зрения на лица «. Это из Евангелия , которое является настольной книгой любого священника . То есть , Богу не важно как выглядит конкретный человек , главное , что в душе человеческой . Нужно думать только о душе .

Вот этот постулат и бьёт постоянно в мозг толстым священникам . Это , мол , безбожники коммунисты говорили : » В здоровом теле — здоровый дух ! » А у нас дух здоровый , а тело всё равно тленное . Кому оно нужно . Господь наш Иисус Христос за нас пострадал и не пожалел своего тела . В Царствие Небесном будет новое здоровое тело . Бог всё устроит .

Апостол Павел в первом послании к Тимофею говорит : » телесное упражнение мало полезно , а благочестие на всё полезно , имея обетование жизни настоящей и будущей «.

Опираясь на все вышесказанные мысли , священники думают только о Боге , молитве , своей службе и своей семье . А о наличии слоя жира мало задумываются , так как это дело десятое .

Да и не принято у нас , чтоб священник в тренажёрный зал ходил или в бассейн . Автомобиль хороший купить , иномарку дорогую , это для души очень полезно . А пешком ходить много нельзя — похудеть можно .

Но всё же есть у нас православные священники , которые и спортом и физкультурой занимаются . Только это в глаза никому не бросается , потому что служат в церкви они в облачении . А кто вот очень толстый , то сразу из под рясы выпирает жир . Не в осуждение это говорим . Уважаем и любим наших батюшек . Каждый служит Господу как может .

В католической же традиции заниматься физической культурой и в спортивные игры погонять хорошим тоном считается . Не стесняются их пасторы печься о красоте своего тела бренного . У нас же это часто считается за грех .То есть за грех считается чрезмерное почитание своего тела . Но что чрезмерно , а что нет — это вопрос философский . Чёткости в этом вопросе нет

А нужно ли вообще заботиться о красоте своего тела ? О красоте тела заботиться не нужно , греховно это в православии . Но вот о здоровье телесном и опрятном внешнем виде — обязательно . Если тело болеет , ожирение и другие болезни — лечись !

Кто сказал , что ожирение лечить надо ? Так ведь ожирение — болезнь . Сопровождают же его гипертония и диабет , болезни сердца и сосудов , а также болезни суставов ног . Но священникам врачи — не авторитет . Им святые православные — авторитет . Вот мнение блаженной Матроны Московской : » Людям лечиться надо обязательно, тело — домик , Богом данный, его надо ремонтировать «. Сходные мысли высказывал и преподобный Серафим Саровский и другие наши святые .

Значит , о теле заботиться нужно и сильно не жиреть . Это будет правильно .

Самое главное , кому отдано сердце человека . Если сердце человеческое отдано Богу , то занятия физической культурой не могут повредить душе .

Да и кому будет плохо , если священники нашей страны не будут иметь десятки лишних килограммов в теле . А мы будем ещё больше их любить и уважать .

Вот мы и разобрались в ситуации с толщиной жирового слоя в рядах священнослужителей .

У каждого свои недостатки . У нас свои . У них свои . Простим их за то , что оскорбляют наш взор их тучные тела .

Несколько слов в оправдание толстых священников

Таких у нас не более 30% от общего числа священнослужителей . Просто они сильно бросаются в глаза своей массивностью .

Возможно , у многих имеется наследственная предрасположенность к ожирению .

Работу свою они выполняют достойно .

Почему не могут похудеть ?

Вероятнее всего , в своё время они поддались на бесовское искушение кушать много постной еды во славу Божию . А потом желудок до того увеличился , что небольшим количеством пищи никак не успокаивался . Бесы же подзуживали : » Ешь больше , это всё постное «. И вот в таком режиме проведя 15 — 20 лет человек набирает 30 — 70 лишних килограмм , а лечиться или заниматься физкультурой стесняется . Да и тяжело начать заниматься упражнениями в 45 лет с весом более 100 килограмм . Вот и смиряются с лишним весом . Привыкают к насмешкам . А вес становится ещё больше .

Церковный публицист, иеромонах Макарий прокомментировал радиостанции «Говорит Москва» новость о том, что число женщин-священников в Швеции превысило число пастырей-мужчин.

Макарий считает, что Лютеранскую церковь не стоит называть церковью, а шведских священников — священниками.

«К каждому вопросу есть «ключик», и вот в этом случае их два — церковь и священники. Речь идёт не о церкви, а о религиозном сообществе, и не о священниках, а о лицах, которые там занимают каике-то руководящие должности. Если мы этим «ключиком» повернём, всё станет ясно», — заявил публицист.

При этом Макарий отметил, что единая святая соборная апостольская церковь считает мужчин и женщин равноправными, однако в то же время разными.

«Эта разность приводит к тому, что дар священства даётся мужчине, а дар деторождения даётся женщине, вот и весь ответ», — пояснил иеромонах.

Макарий рассказал, что в России шведскую церковь можно назвать духовным институтом только из вежливости.

«От того, что в Швеции что-то там решили, назвали себя церковью, назвали себя священниками, от этого в Церкви с заглавной буквы ничего не меняется. Никого не хотим ругать, обвинять, оскорблять, а только подводим чёткую черту: церковь одна», — подытожил Макарий.

Напомним, Лютеранская церковь Швеции дозволяет женщинам быть священниками с 1958 года.

В переводе с латинского алтарь означает «жертвенник», т. е. постамент, где сжигают жертву. Раньше так и считалось – это место совершения ритуальных приношений. Теперь алтарь не несет такой функции, но все равно остается наиважнейшей частью храма. Существуют определенные требования нахождения у алтаря, о которых мы расскажем сегодня. Ведь простых людей часто интересуют вопросы данной тематики. Например, почему женщинам нельзя заходить в алтарь.

Понятие алтаря у католиков и православных

  • В православии алтарем называют восточную часть храма, на которую разрешено заходить только священникам. Она обычно отделена от молельного зала иконостасом или просто ограждением. А уже в самом алтаре расположен престол, на котором располагаются предметы, необходимые для ритуалов: Евангелие, антиминс и крест.
  • В католицизме же алтарем называют сам престол. На него тоже выкладывают крест, Евангелие, иногда предметы для причащения: вино и хлеб. Здесь алтарь не отгорожен, а открыт. Его предназначение – свершение таинств. Иногда устанавливается сразу несколько алтарей, чаще в крупных храмах.

Определенные требования, необходимые для соблюдения церковью

  • И у католиков, и у православных алтарь должен располагаться в восточной части храма и иметь направление на восток.
  • У католиков за одним алтарем должно проводиться не более одной службы в сутки. Этим иногда и объясняется присутствие сразу нескольких алтарей в одном храме.
  • В православии в алтарную часть допускаются только священнослужители высшей иерархии.
  • По закону церковного права, принимать в алтаре причащение могут лишь пресвитеры, епископы и диаконы. Но на практике иногда допускается причащение мирян в алтаре (в исключительных случаях). Например, учащихся духовных семинарий.

К алтарю допускаются только алтарники. Это мужчины, которые по своему желанию помогают священнослужителям у алтаря. Поэтому их так и называют.

У алтарников свои обязанности и правила

  • Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
  • Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
  • Далее попросить благословения у находящегося священника.
  • Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
  • Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
  • Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
  • Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
  • Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
  • Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
  • Запрещено проходить через Царские ворота.
  • Недопустимо проносить с собой технические средства.
  • Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
  • При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.

В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.

Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.

По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:

  • Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
  • Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.

Алтарь – это средоточие молитвы, там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.

Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.

Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых «Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *