Женский монастырь в осташкове

Поводом к устроению монастыря послужило соперничество между прихожанами Троицкой и Воскресенской церквей Осташковской слободы из-за обладания чудотворной иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии. В древности икона стояла на воротах городской стены и после пожара, бывшего в 1711 году и все истребившего, была найдена в пепле совершенно невредимой. В рукописи об Осташкове икона называется Чудотворною, приписывается ей благодатное покровительство городу, особенно в бедственные времена. Для устранения соперничества церквей и построена была на Житном острове деревянно-брусяная церковь, в которой и поставлена была как храмовая икона Божией Матери Одигитрии.
Церковь была о пяти главах, покрытых деревянною чешуёю, на средней главе железный вызолоченный крест, на прочих – деревянные, обитые жестью. Заведовал церковью вдовый священник Воскресенской церкви Леонтий Иванов, к которому начали приходить монахи из разных монастырей, стали строить себе келии и отправлять богослужения. И в скором времени здесь образовался небольшой заштатный мужской монастырь.
В 1734 году 13 июня по благословению Священного Синода началось строение каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с теплым пределом во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на правой стороне от западного входа. Нижняя часть храма квадратная, с откосным четырехугольным выступом для алтаря, верхняя восьмиугольная. Пять глав с железными позолоченными крестами. Освящена церковь 16 декабря 1743 года.
В 1751 году над западным входом в церковь сооружена каменная колокольня в три яруса и поставлен на ней железный позолоченный крест.
В 1761 году по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Тверского и Кашинского, установлен левый теплый придел во имя святителя Димитрия, Митрополита Ростовского чудотворца, и освящен 21 сентября 1762 года.
В 1878 году 13 декабря освящен придел во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, устроенный впереди правого придела по благословению Высокопреосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского.
Вокруг монастыря в 1760-61 годах построена каменная ограда, крытая тесом, с 4-мя башнями, крытыми железом. Другая каменная церковь — над святыми вратами, во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Построена по благословению Преосвященного Гавриила, Епископа Тверского и Кашинского, и освящена в 1768 году. Возобновлена в 1890 году при архиепископе Савве.
В XX век монастырь вошел во всем своем благолепии, но в 1929 году монастырь был закрыт и разграблен, на территории построен маслозавод.
Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17 июля 2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого Житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой).
В настоящее время благоустроена территория монастыря, восстановлены надвратный комплекс, архиерейский корпус, два братских корпуса, хозяйственные постройки: столярная мастерская, пасека, скотный двор, огород, пекарня, швейная мастерская; цветочное хозяйство обеспечивает горожан семенами и саженцами. На выделенном острове Фомине благоустраивается территория, планируется разбить сад.

Основное послушание сестер — социальное служение — помощь обездоленным людям. В монастыре располагается Социальная гостиница «Дочки-Матери». В ней проживают матери с детьми, потерявшие кров над головой и остро нуждающиеся в поддержке. Всего социальная гостиница насчитывает в настоящее время 92 человека. Из них 70 детей (от 1 до 17 лет), 20 матерей, 2 инвалида-колясочника.

Сестры трудятся, чтобы помочь всем страждущим, вкладывают свои силы в реабилитацию людей, перенесших в миру всяческие травмы и потери. Оказывают всяческую помощь: обучают детей в школе, в садике, помогают родителям преодолеть свои духовные и психологические проблемы, учат культуре, благочестию, а также помогают обретать навык устроения взаимоотношений в своей семье и обществе.

Маленькие дети ходят в дошкольную группу во имя образа Пресвятой Богородицы «Святое семейство», постарше — в монастырскую школу.

Большое значение придается трудовому воспитанию. Выпускницы монастыря умеют полностью вести домашнее хозяйство: готовить, шить, вязать, печь хлеб, знают сельский труд и умеют перерабатывать и заготавливать с\х продукцию. Таким образом, каждый ребенок получает полную подготовку к самостоятельной жизни.

Монастырские воспитанники растут патриотами, их учат любить Родину, своих родных и близких, уважать труды других людей и относиться к каждому человеку с почтением.

Воспитанникам прививаются христианские добродетели, такие как — смирение, послушание, милосердие. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям.

По выходным и праздничным дням дети участвуют в богослужениях, поют на клиросе. Причащаясь постоянно Святых Христовых Таин, дети с Помощью Божией меняются и преображаются.

Сейчас идет строительство зданий для социальной гостиницы «Дочки-Матери» (жилые помещения, учебные классы), в который могут приехать матери с детьми помолиться и потрудиться в сложное для себя время.

Питание, одежда, лечение, обучение воспитанников составляет для нас солидную сумму.

Просим Вас о Помощи по мере Вашей Милости и возможностей!

Как помочь

Митрополит Тверской и Кашинский Савва благословляет воспитанников монастыряНа Богослужении в Великий ПостСбор урожая в скитуТруды в радостьПодготовка к праздничной трапезе На престольный праздник Праздник Преображение Господне Занятия по хореографии Готовимся к Пасхе!

Вера (31337)

Осташковский Знаменский женский монастырь возник на пустыре Старое Струговище, или Убогое, к северу от городских стен. Место это почиталось священным — здесь хоронили странников и юродивых. Тут же селились монашки. В описании Знаменского монастыря сказано: «…в 1655 году было их 23 инокинии и главными между ними были Параскева и Голендуха. Патриарх Никон, бывши в этом году проездом через Осташков, пожаловал им милостыни каждой старице по гривне…» (Успенский В. «Описание Осташковского Знаменского житенного монастыря». Тверь, 1890, с. 8).

Разрешение на основание монастыря было дано царем Алексеем Михайловичем в 1673 году по просьбе осташковских стариц, живших в городе при церквах. Дальнейшая история Знаменского монастыря мало отличается от судьбы ему подобных. Обитель стариц начала очень скоро приобретать земли, покосы, получать вклады, пожертвования, и уже в 1692 году был заложен новый деревянный храм, а спустя пятьдесят лет состоялось торжественное освящение каменного. К сожалению, этот храм, построенный в период начавшегося по всей России оживления каменного строительства, дошел до нас с большими утратами. Его несколько раз перестраивали, расширяли в XVIII—XIX веках, а после большого городского пожара 1868 года, когда выгорел весь монастырь, собор переделали по проекту местного техника Демидова. Но и то, что замыслил Демидов, до конца не осуществили. После его смерти прибывший из Твери архитектор побоялся продолжать строительство и распорядился приступить к отделке интерьеров, приказав немедленно прекратить эти работы, если в кладке стен и сводов будут замечены какие-либо трещины. Обилие всяких «рюшечек», ширинок, кокошников, крестиков в декоре собора, которых Демидов не пожалел для его отделки, превратили здание в лубочно украшенный терем. Только со стороны апсиды можно увидеть небольшие остатки древнего здания, представить по которым его первоначальный облик трудно. Лишь по описаниям в монастырских документах можно попытаться реконструировать эту церковь. Она была «об одной главе. И церковь и приделы крыты тесом… Колокольня с шатровым верхом… Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца… на столбах. При приделах — ризничная и казенная палатки, хлебная и келарская» (Успенский В. «Описание Осташковского Знаменского житенного монастыря». Тверь, 1890, с. 11).

Традиционное пятиглавие появилось у монастырского храма во время его ремонта в 1780 году, для чего потребовалось устройство четырех полукруглых фронтонов. Помимо этого собора в монастыре была еще одна, ныне не сохранившаяся Тихвинская церковь, стоявшая над восточными воротами. Ограда вокруг монастыря возведена в 1760 году на пожертвования купца Саввы Яковлевича Яковлева (Собакина), разбогатевшего на торговле в Санкт-Петербурге и получившего чин коллежского асессора. Со строительством ограды с четырьмя башнями в основном закончилось формирование монастырской территории. Одновременно ограда как бы оформила парадный въезд в город по главной улице. В ее архитектуре наряду с барочными элементами еще продолжали жить формы и декор допетровского зодчества. Стены разделены лопатками и украшены широкими барочными «накладными досками», со стороны двора оформлены аркадой. Невысоким башням с металлическим шатровым покрытием (вначале стены и башни были крыты тесом) придан внушительный вид. В 1864 году северо-западная часть стены была перестроена, монастырь несколько расширили, сделали пятую башню и новые святые ворота. На добавочной территории разместились монастырские кельи. Часть из них, выстроенная вскоре после городского пожара, сохранилась по сей день. Невысокие деревянные домишки, крытые щепой, проросшей мховой прозеленью, обступив собор, образуют в монастыре небольшие улочки и, несмотря на свое позднее происхождение, дают наглядное представление о деревянной застройке окраин старого Осташкова.

Монастырь не действует, здания отданы под жильё и учреждения, но храм сейчас (по состоянию на конец ноября 2002 года) — единственная действующая церковь в Осташкове.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники Селигерского края»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *