Жены мироносицы 2019

  • Богослужение недели жен-мироносиц: Вечерня * Литургия.
  • Мироносицы у гроба стихотворение М. Еленова

Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Был наpод, котоpый подходил, слyшал и pасходился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Они сопpовождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поyчаться словами, исходящими из yст Хpистовых, но и с тем, чтобы, в силy все возpастающей любви к Hемy, слyжить Господy всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк.8:3), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.
«И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».
Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова, пpоливая слезы состpадания и yтешая, как могли, плачyщyю Богоматеpь. И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Богослов отошли от кpеста, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего.
Они пpоводили пpеблагословеннyю Сyбботy в тpевоге о том, yспеют ли они в сyбботy вечеpом, по окончании пpаздника, пpиобpести миpо и дpyгие аpоматы и завеpшить незаконченное: возлить аpоматы на Тело Господа Иисyса Хpиста.

Все вы знаете, мои дорогие, – и об этом вспоминаем мы в дни святой Пасхи, – что Господь Спаситель в нагpадy за этy пpеданнyю, самоотвеpженнyю любовь жен-миpоносиц пеpвым явился им по Воскpесении Своем и, явившись, сказал им: «Радyйтесь!» (Мф.28:9). Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни – о pадости жить со своим Господом в сеpдце, но и о той вечной pадости, какая их ждет по окончании земного пyти.
Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.
Святые жены-миpоносицы своим пpимеpом говоpят нам о том, какой должна быть любовь ко Господy. Истинная любовь – не кpатковpеменный поpыв нашего сеpдца. Она постоянна, кpепка и никогда не yмаляется. Она неизменна и в pадости, и в благополyчии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сеpдце каждого истинного хpистианина в минyты скоpби, в дни испытаний, в годины болезней. Мы не должны быть подобными тем, о ком сказал Спаситель в Своей пpитче: «Они временем веpyют, а во время искушения отпадают» (сp.: Лк.8:13).
Одинаково пламенеющей была любовь y пpославляемых нами жен-миpоносиц и тогда, когда Господь совеpшал чyдеса и народ славил Его и как Великого Чyдотвоpца, и когда, униженный и избитый, Господь yмиpал на кресте под злобные крики воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гpобе.
Святые жены-миpоносицы во имя любви ко Господy пpинесли в жеpтвy все те стpахи и опасности, какие сопyтствовали им под покpовом ночи, когда они тоpопились к доpогомy гpобy yсопшего Спасителя. Любовь не бывает без жеpтв. Истинная любовь – всегда любовь жеpтвенная. Разве мы этого не видим даже в нашей обычной жизни? Мать, проводя долгие бессонные ночи y постели больного дитяти, pазве не жеpтвyет своим отдыхом и своим здоpовьем во имя любви к своемy pебенкy?

***

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

***

В неделю жен-мироносиц. Проповедь

митрополит Сурожский Антоний (21 апреля 1991 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются.
У креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям.
И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца.
И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Христос одержал победу. Мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя.
Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня. И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными. Мы устремлены к добру, и отпадаем от добра; мы верим добру и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, и это нам не удается.
И вот в эти моменты, а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества, мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов», – говорит апостол Павел.
Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близкий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.
Подумаем о себе и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких и о случайных встречах. Подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть. И в момент поражения останемся верными до конца. Любящим сердцем не изменим и из страха не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов. Тогда мы войдем в сонм жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом.
Аминь.

***

протоиерей Василий Ермаков

Христос Воскресе! Движимые любовью к Своему Учителю жены-мироносицы первыми пошли ко гробу, опередив учеников. И что же: их женскому взору предстала пустая пещера, они увидели двух ангелов, сидящих у гроба, которые возвестили им о воскресении Господа Спасителя… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры возвещается роду человеческому. И этот день… можно назвать великим днем, днем жен-мироносиц. Не тем женским униженным, заплеванным, оскорбительным Днем 8 Марта, в который мир безумный кричит униженной женщине: «Вот твоя свобода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, мужчинам: «Пусть они отдохнут, повеселятся». Какой циничный, унизительный праздник. Вы, как и я, люди старого поколения, и подумайте: «А что он, этот надуманный праздник, дает для цели жизни, и особенно для женской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьянство поголовное, какие-то скромные вручающиеся подарки и какой-то льстивый, слащавый лозунг и слова. И идет она, советская женщина, бедная бедолага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, прибитая горем жизни земной.
А вот наш праздник, праздник жен-мироносиц, он вдохновляет, он поддерживает, он укрепляет, он говорит: «Цель земной жизни женщины – проповедь о Христе-Спасителе» – Благовестие. Чтобы она, была всецело предана Богу, наша русская многострадальная страстотерпица, дочь России. Вот ее извечное назначение, вот ее святой, Богом начертанный путь земного бытия, вот почему ни одной женщине мира не дана та великая всемогущая, миру Запада непонятная, сила благодати. Почему мы, обманутые, униженные, оскорбленные жизнью, так радостно, терпеливо, без крика, как у тех обезумевших демонстрантов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безумных мужей, отцов, дедов, тех, кто стремился разрушить православие, уничтожить Мать-Россию, святую Русь…
Все было направлено на то, чтобы именно убить в русской женщине веру, скромность, стыдливость, терпение, надежду не на человеческую, а на помощь Божию. Все было направлено и все было сделано, чтобы обольстить этим грязным праздником прошлого, чтобы она забыла тысячелетнюю историю своего не земного, а Божественного назначения – проповедь о Христе, благовещение о вечности, и дать миру новых учеников веры и православия.
Этот величайший подвиг миру Запада не нравился и ныне не нравится. Вот почему они и влили, льют на нас всю нечисть той страшной музыки, той порнографии, того бесстыдства, в котором сами они осквернились, измазались, извозились в этой грязи лжи и нам несут ее с Запада. Мы их видим: и литературу, и передачи. Особенно-то нас с вами эта грязь нравственно не тронет, а наши дети, а наши внуки, девичья чистая неокрепшая душа? Она рвется к этой грязи и, не подчиняясь слезному обращению, плачу матерей, бабушек: «не ходите, не смотрите, не уходите», махнет небрежно на наши слова своим молодым, бегущим в никуда взором, и пошла…
До войны все было направлено на то, чтобы изничтожить советскую, тогда еще неокрепшую женщину. Это – красная косынка, кожаные куртки, сапоги, жизнь без семьи и прочее. И вот гром войны их заставил опомниться, оглянуться и, когда они видели, даже в нашем городе, как на их руках умирали дети, как они гибли от бомбежки, от голода, как беженцы в оккупацию, в холод, в голод тащили за руку 2-3-летних детей… Вот – плата, страшная, кровавая плата молоху бесовщины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. Потому что тот вождизм всецело направлял на то, чтобы молодежь довоенная танцевала в церковных зданиях, в клубах. Это мы знаем по опыту, и вот наступила расплата.
Также и в послевоенное время: кто-то осмотрелся, кто-то оглянулся, кто-то вернулся, нашел дорогу в храм Божий, ко Христу. А кто-то говорил: «Ну, слава Богу, война закончилась, теперь станет легче жить» – а как легче жить, не понимая? «Забудем Бога, в храм ходить не будем. Будем зарабатывать пенсию». Этому я живой свидетель, это я слышал, служа в Никольском соборе. И опять плата – плата времен Брежнева, да и теперь: нищенская пенсия и прочее, униженное, рабское положение бабушек. Что посеяли, то и пожали.
А тот, кто шел тогда за Богом, кто не взирая на всю обольстительную пропаганду шел ко Христу, тот ныне живет, радуется, торжествуя, и идет уже в свои 80 лет к вечному порогу жизни. Вот такова жизнь, таков путь каждой христианки, и особенно верующей женщины, женщины-мироносицы, женщины-благовестницы, женщины-крестоносицы, женщины, стойко стоящей за Православие Российское, не поддающейся, не бегущей на заплеванные стадионы, не слушающей лживую проповедь Запада, тех иностранцев, кто на непонятном языке кричит нам, что мы Христа не знаем. Мы что не умеем молиться? Что мы забыли Христа? Что у нас за эту 1000-летнюю историю не было Бога в жизни? Лезут, прутся, нагло вламываются в дом нашей души православной. Это ваш дочерний подвиг сказать: «Не слушайте, не ходите, не лезьте, не говорите. Вы поживите в тех условиях, в которых мы жили. А почему вы не желаете нас послушать: простую, духовно-грамотную русскую женщину, православную, как я вам скажу о Христе?» Не слушают, бесстыдно, молчаливо созерцают. Проникают в наше сознание, в нашу Русь, в наше положение. И никто мужественно не воскликнет, не закричит голосом правды православия. Потому что сами не знаете родную веру. Сами не посещаете храм Божий, сами не исполняете то церковное предписание дисциплины поста и молитвы. Так, что может сказать немой? А только кивком, соглашаясь, что он и глухой, и немой, и не слышит, и не понимает.
И вот, если так каждая дочь Православия, дочь России будет идти за Христом, твердо исповедуя свое православие, скажет своим ярким – а вы говорить умеете, наши русские женщины – словом правды, вся нечисть Запада отойдет. Вот этот бастион вашей молитвы, вашего слова правды Божией должен исходить из ваших уст, из вашего сердца, из вашего ума – благо, что на сегодня есть все условия, есть все возможности и поле деятельности. Именно за порогом храма защитить родную Святую Русь словом правды. Чтобы ощутили они это в сердце русской женщины, женщины-христианки. У нас время еще есть… И вот это, родные мои, надо хранить, надо нести, и чтобы мир Запада со своей ложью к нам не приближался, и вся ложь разбивалась о твердую броню православия, веры, крепости и терпения. Вот о чем говорит праздник, о чем мы так радостно возвещаем миру в славные дни святой Пасхи, когда наши уста говорят: «Христос воскресе!» – «Воистину Христос воскресе»! Вот так пусть каждая наша русская женщина возвещает великую силу правды Божией.
Аминь.

***

Любовь и верность

Юрий Рубан

Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная «неделя» (воскресенье), которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как «Неделя Жен-Мироносиц» (т. е. «Неделя женщин, несущих миро»). Здесь же перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования, которые и причисляются традиционно к «мироносицам».
Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего не известно. Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.
Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием, часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они еще меньше, чем апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным», в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <…> Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1Ин.4:18).
Стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры (Мф.27:61). Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам (Лк.24:22-23). Это – награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.

См. раздел ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ

У этого термина существуют и другие значения, см. Мироносицкая церковь.

Православный храм
Церковь Жен-мироносиц
Страна Россия
Новгородская область Великий Новгород
Конфессия православие
Тип здания крестово-купольный храм
Дата постройки 1510 год
Приделы Сретения Господня, Евангелиста Матфея

Координаты: 58°31′03″ с. ш. 31°17′04″ в. д. / 58.5175° с. ш. 31.284444° в. д. (G) (O) (Я)

Культурное наследие
Российской Федерации
объект № 5310046010

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Ссылка: 604 рус. • англ.
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

Церковь Жен-мироносиц расположена на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде.

История

Построена в 1510 году на месте одноимённой, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Та, в свою очередь, была построена на месте каменной церкви 1445 года. Известно, что и до неё здесь стояла более ранняя постройка, отмеченная в летописи в 1299 году в числе 12 погоревших церквей.

Строительство храма 1510 года заказал и финансировал Иван Сырков — родоначальник в Новгороде известной московской купеческой фамилии. Многие представители династии Сырковых упоминались в летописях XVI века Новгорода и Москвы.

Местоположение церкви в сообщении о её постройке определяется как «на Ярославле дворище», вместе с тем известно, что поставлена она была рядом с «Сырковым двором», то есть домом, где жил сам Иван Сырков. Она являлась фамильной церковью семьи Сырковых и стала первым архитектурным памятником, появившимся в Новгороде после присоединения его к Москве.

В 1536 году в церкви был устроен придел Евангелиста Матфея. Затем к основному зданию был пристроен и в 1539 году освящён тёплый придел Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного.

В 1745 году церковь была приписана к Юрьеву монастырю. В 1832 году по воле архимандрита Фотия, бывшего тогда настоятелем Юрьева монастыря, вместе с подворьем её отписали Сыркову монастырю.

Современность

Вид от Большой Московской улицы

В сегодняшнем виде церковь представляет из себя одноглавую, крестово-купольную, четырехстолпную постройку с тремя апсидами и с двухпролётной звонницей на западной стене. Барабан украшен аркатурным поясом. С юга и с запада к зданию церкви пристроены два деревянных крыльца с лестницей, ведущие на верхний этаж.

Церковь имеет три этажа, первый из которых подвальный, расположенный ниже уровня земли. Основное церковное помещение отделено стеной от западной части. Верхний этаж этой части храма был дополнительно разделён деревянным перекрытием на два яруса, в верхнем размещалось два придела.

При последней реставрации кровельное покрытие было устроено из лемеха, что в XVI веке было весьма характерной деталью новгородских построек.

Сегодня в церкви располагается областной Детский культурный центр, в котором проводятся выставки, музыкальные концерты, фольклорные программы.

См. также

  • Сырков монастырь

Библиография

  • М. К. Каргер. «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970

Ссылки

  • Культура Новгородской области
  • Сочинения архимандрита Макария.

Ярославово Дворище и Торг в Великом Новгороде

Аркада Гостиного двора • Воротная башня Гостиного двора • Екатеринин Путевой Дворец • Никольский собор • церковь Георгия на Торгу • церковь Жён Мироносиц • церковь Иоанна на Опоках • церковь Параскевы-Пятницы • Церковь Прокопия • церковь Успения на Торгу

Достопримечательности Великого Новгорода

Варлаамо-Хутынский монастырь • Десятинный монастырь • Деревяницкий монастырь • Свято-Духов монастырь • Монастырь Успенский Колмовский • Монастырь Михайлицкий Богородицкий • Руины Ильинского монастыря

Православные храмы и церкви: Церковь Спаса на Ковалёве • Церковь Александра Невского • Церковь Воскресения на Красном поле • Церковь Никиты Мученика • Часовня Печерской иконы Божьей Матери • Часовня Тихвинской иконы Божьей матери • Церковь Николы Кочанова

Католические храмы: Церковь Святых Апостолов Петра и Павла

Новгородский историко-художественный музей • Новгородский музей иконописи • Музей изобразительных искусств • Детский музейный центр Новгородского Государственного музея-заповедника • Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Постройки XVIII — XIX века: Екатеринин Путевой Дворец • Архиерейская мыза • Кордегардия у Петербургской заставы

Постройки XX века: Комплекс железнодорожного вокзала

Памятники истории и культуры включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Новгородский детинец Софийский собор • Звонница Софийского собора • Надвратная церковь Сергия Радонежского • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы • Церковь Андрея Стратилата • Грановитая (Владычная) палата • Памятник Тысячелетию России
Ярославово Дворище Николо-Дворищенский собор • Колокольня Никольского собора • Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу • Церковь Иоанна на Опоках • Церковь Успения на Торгу • Церковь Жён Мироносиц • Церковь Прокопия • Церковь Георгия на Торгу • Воротная башня Гостинного двора • Аркада Гостиного двора
Зверин монастырь Церковь Симеона Богоприимца • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы • Собор Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря
Перынский скит Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Юрьев монастырь Георгиевский собор • Спасский собор • Крестовоздвиженский собор • Колокольня
Знаменский монастырь Знаменский собор • Колокольня Знаменского собора • Святые врата с кельями
Антониев монастырь Собор Рождества Богородицы

Остатки церкви Благовещения на Городище • Церковь Спаса на Нередице • Церковь Николы на Липне • Церковь Петра и Павла в Кожевниках • Церковь Петра и Павла на Славне • Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице • Церковь Троицы в Ямской Слободе • Церковь Власия • Церковь Николы Белого Никольского Белого монастыря • Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех • Церковь Иоанна Милостивого на Мячине • Церковь Благовещения на Мячине • Церковь Петра и Павла на Синичьей горе • Церковь Благовещения на Торгу • Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице • Церковь Климента на Иворове улице • Церковь Дмитрия Солунского • Церковь Фёдора Стратилата на Ручью • Церковь Рождества Христова на Красном поле • Церковь Бориса и Глеба в Плотниках • Церковь Иоанна Богослова на Витке • Церковь Рождества Богородицы на Михалице • Церковь Михаила Архангела на Торгу •

Алексеевская (Белая) башня • Оборонительное сооружение окольного города

Монастыри Культовые здания и сооружения Музеи и научно-просветительские учреждения Сооружения, общественные и жилые здания

Начнем с того, кем были жены-мироносицы. Куда они несли это миро? Женами-мироносицами называют женщин, которые в ночь Воскресения Христа спешили к Его гробу, чтобы по восточному обычаю того времени помазать истерзанное тело распятого Иисуса благовонными маслами.

Это были неслучайные женщины. В дни, когда Спаситель обходил с проповедью города и селения, часть уверовавших пошла за Христом, оставив дом и разделив со своим Учителем тяготы опасного странствования.

Это были апостолы — двенадцать учеников Христа и женщины, которых потом и назовут «жены-мироносицы». Евангелие упоминает только семь имен, но, скорее всего, их было больше. В Евангелии от Луки читаем, что Иисус «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Евангелисты упоминают еще Марию Клеопову, Саломию, а также Марфу и Марию — сестер Лазаря, воскрешенного Иисусом.

Больше всего сведений Евангелие дает о Марии из Магдалы, Марии Магдалине. Сообщается, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Сестер Марфу и Марию мы встречаем в эпизоде воскрешения «Трехдневного Лазаря». Иоанна, вероятно, была состоятельной женщиной, о ее муже говорится, что он управлял домом царя Ирода. О Саломии сказано, что она была матерью сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, женой pыбака. Все они не просто сопровождали Спасителя и Его учеников, они, помогали им — как сказано в Евангелии «служа имением своим», то есть, заботясь о том, чтобы был кров и еда, готовя эту еду. Конечно, женщины были знакомы с Марией, Матерью Христа. Вероятно, они были подруги. Все, больше ничего об этой стороне жизни жен-мироносиц мы не знаем. Скудные сведения. Ничего из ряда вон выходящего. Обычные женщины — чьи-то дочери, жены, матери, вдовы. И, тем не менее, их имена пережили века. Отчего? Наверное, потому, что чистота сердца и способность сострадать — качества крайне ценные в глазах Бога.

В первом Соборном Послании Святого Апостола Петра есть такой призыв: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

То есть главное — красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому наша сестра как раз уделяет максимум внимания. Вот эта самая «нетленная красота» и увековечила этих, казалось бы, обычных женщин.

«Не столь удивительно, — читаем размышления святителя Иоанна Златоyста о подвиге жен-мироносиц, — что они пpивязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Hо для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был предан на смерть».

Из Евангелия мы знаем, что при Кресте Христа стояли Его Мать Мария, Его ученик Иоанн, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Как говорит митрополит Антоний Сурожский в проповеди на неделю жен-мироносиц, «они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются. У Креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда внешне, по видимости, была одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились те, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца».

Да, это не апостолы не побоялись прийти на Голгофу, это жены-мироносицы стояли при Кресте Спасителя, не оставляя Христа в Его страданиях. Больше того, вместе с тайными учениками Христа — Иосифом и Никодимом — они yчаствовали в погребении Учителя.

Погребение Христа было поспешным: приближался праздник еврейской пасхи, и в нарушение установленной традиции тело распятого Иисуса не было умащено миром. На следующий день, после погребения Иисуса, в субботу покоя, рано утром, жены-мироносицы бесстрашно идут к гробу Господню, чтобы оказать Иисусу последнюю погребальную почесть: умастить миром Его тело.

«В тот час, когда испуганные ученики прятались, женщины вдруг стали смелыми и бесстрашными, — размышляет афонский старец Моисей Святогорец. — Их огромная любовь сделала их мужчинами в душе, придав мужества, героизма и неустрашимости. А любовь и отвага наполнили их сердца радостью. Они не нашли мертвеца, которого шли помазать миром. Их учитель воскрес, как и предсказывал им ранее…

Сильная любовь этих простых и слабых женщин заставляет их бежать на гроб Живодавца. К своему изумлению они находят его пустым, а потому недоумевают, удивляются, ликуют и воодушевляются. Они купили дорогих благовоний, встали рано утром, изгнали из своих сердец беспокойный страх и пришли на гроб до восхода некоего изумительного солнца. Все для них светло, чисто, непорочно, священно, честно, прозрачно, чарующе, светоносно, благодатно и радостно. Они пришли, чтобы помазать благовониями, но вместо этого умастили благовониями их самих. Их жизнь наполнилась бесконечным светом, смыслом, жизнью, бесстрашием и сладостью».

Факт, породивший тома богословских рассуждений: первыми Воскресшего Христа увидели женщины. Среди православных даже гуляет шутка: «Почему Воскресший Господь сначала явился женщинам? Чтобы весть о Воскресении быстрей разнеслась по миру».

Нет, конечно, не наша болтливость — качество оцененное Богом. Бесстрашие жен-мироносиц шло от их милосердия, их самоотверженность — от любви, причем любви жертвенной. Жены-мироносицы олицетворяют для нас все лучшее, что есть в женском сердце: искренность, способность к состраданию, преданность, чистоту сердечных порывов и способность любить так сильно, что уже сама эта любовь возносит до вершин человеческого духа. Поэтому третье воскресенье после Пасхи Церковь посвящает евангельским повествованиям о явлении воскресшего Господа святым женам-мироносицам. А а теперь сравним глубину смыслов этого праздника с идеей Международного женского дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *