Жестокость к природе

Жестокость

У этого термина существуют и другие значения, см. Жестокость (фильм).

Жесто́кость — проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться в том числе причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений. Антонимом жестокости М.Н. Катков называл мягкость.

При оценке конкретных случаев жестокости существенное значение имеют обстоятельства её проявления.

Если жестокость (в таких случаях чаще говорят — жёсткость) является вынужденной и обоснованной, то есть направлена на предотвращение заметно большего ущерба (например, пресечение преступной деятельности вооружённых маньяков, защита Отечества в период военных действий, в некоторых случаях даже — спасение (когда действиям утопающего дают излишнюю свободу, он(а) нередко заключает пытавшегося помочь ему человека в смертельные объятия, после чего гибнут оба), то она признаётся допустимой (при возможно более внимательном и строгом отслеживании упомянутых обоснований и пределов проявления). Многие военные, сотрудники правоохранительных органов, врачи…, не превысившие допустимые и обоснованные в текущей культурно-исторической обстановке пределы проявления вынужденной жестокости и при этом успешно выполнившие свой служебный и человеческий долг, заслуженно награждаются и поощряются, в том числе высшими наградами своего государства, отрасли и т. п.

Необоснованная (опять же — в текущей культурно-исторической обстановке и в конкретных обстоятельствах) жестокость, жестокость ради самой жестокости, проявляющаяся как морально-психологическая черта личности, с целью самоутверждения и (или) получения удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу обычно осуждается и порицается обществом (от морального порицания до административного и уголовного преследования — в зависимости от проявлений).

Описание жестокости

Жестокость в большинстве случаев рассматривается как синоним агрессии или её крайнего проявления — деструктивная агрессия (осознанное стремление причинить вред другому живому существу, либо поведение на это направленное).

Однако, как и в других преступлениях, жестоким может быть и бездействие или неумелое действие и забота. Так, если детей (например, из соображений удобства учителя) вовремя не учат плавать, даже если известно, что они (все или часть) неизбежно окажутся в обстоятельствах, где это будет являться условием их выживания, то это также жестокое обращение (только растянутое во времени), квалифицируемое на юридическом языке как «оставление в опасности». Если тех же детей из соображения удобства учителей отстраняют от знакомства с посильным производительным трудом до окончания школы, зная, что после этого многим из выпускников будет куда сложнее вписаться (если это ещё возможно) во взрослую трудовую жизнь, а не вписавшиеся будут больше подвержены депрессиям, алкоголизму, суицидам и т. п., то это также жестокость (только растянутая во времени)

С другой стороны известен и описан случай, когда «гуманные и цивилизованные» европейцы, обнаружив в в ХХ в. в джунглях Азии отсталое племя, в обычаях которого было уносить старых и немощных членов племени от стоянки и оставлять их на голодную смерть, решили просветить отсталых аборигенов, что это жестоко и так поступать не полагается. И сделали это так убедительно, что те послушались. Через несколько лет те же исследователи пришли в место, где раньше обитало племя и поняли, что все его члены вымерли. Оказывается, возможности племени не соответствовали европейским нормам гуманизма…

Правовая оценка

Термин «жестокость» часто используется в правоведении и криминологии, в отношении обращения с детьми и с животными. В настоящее время жестокое обращение с животными вызывает полемику среди юристов, философов и священнослужителей.

В УК РФ существует статья 105, часть 2, пункт «д» — убийство, совершенное с особой жестокостью, служащая наглядным примером определения жестокости, то есть перед убийством применялись пытки, глумления, нанесение большого количества телесных повреждений.

В то же время в более сложных случаях, когда жестокие последствия нерадения или недостаточно профессионального обращения с детьми, с животными, с другими людьми носят вероятностный характер, а тем более — заметно отдалены по времени, а нерадение или непрофессионализм ещё прикрывается объективными сложностями (например, недофинансированием), недостаточной изученностью наукой связей и величины тех или иных проявлений и их последствий (а во времена СССР научное изучение многих сторон жизни общества, особенно политики, обучения, ряда областей культуры и т. п. в нашей стране находилось под негласным запретом), то правоохранителям чрезвычайно сложно привлечь виновных даже в гибели людей, поскольку соответствующие научно обоснованные методики оценки причин и величины ущерба отсутствуют либо явно недостаточны.

Правовая оценка жестокости существенно зависит от культурно-исторической обстановки и конкретных обстоятельств. Но даже в период военных действий нередко прилагаются усилия и ведётся борьба с мародёрством, необоснованным насилием над пленными и мирным населением и другими необоснованными проявлениями жестокости.

Изображение жестокости в медиа

Некоторые исследователи, изучающие причины формирования жестокости, фокусируют внимание на влиянии медиа. «ТВ западного общества формирует „культуру насилия“, делает преступное насилие приемлемым и даже оправданным типом жизни для значительной части населения. ТВ резко преувеличивает роль насилия в жизни, посвящая ему большое время; ТВ представляет насилие как эффективное средство решения жизненных проблем» (Кара-Мурза, 2000). Основное внимание уделяется бихевиористским теориям, выдвигающим два основных последствия влияния медиа, ведущих к формированию агрессивного поведения. Первое — дегуманизация аудитории, второе — навязывание жестоких сценариев поведения, т. н. «прайминг», при котором просмотр сцен насилия побуждает к проявлениям жестокости в реальной жизни.

Практическое подтверждение было дано теорией социального научения. Она предполагает, что дети в процессе просмотра медиа-контента, содержащего сцены и образы, связанные с насилием, усваивают навыки агрессивного поведения. Доказательством служит эксперимент с куклой Бобо, проведённый Альбертом Бандурой. Детям показывали, как участник эксперимента избивал куклу, а затем разрешали проводить над ней различные действия. В итоге дети следовали примеру поведения взрослого.

На основе теории научения впоследствии А. Бандурой была разработана социально-когнитивная теория, которая предполагает, что агрессия может быть активирована в процессе восприятия навязываемых агрессивных сценариев поведения, то есть праймингом. При этом большую роль играет самоконтроль личности, выбирающей, какие из поступающих извне моделей поведения приводят к награждению и не к наказанию. Наиболее оптимальные с этой точки зрения усваиваются. Таким образом, не всегда жестокость, изображаемая в медиа, служит примером — это в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности.

Теория закрепления, или поведенческая концепция В. Скиннера абстрагируется от внутренних мотивов человеческого поведения и утверждает, что телевидение лишь закрепляет уже имеющиеся у зрителей агрессивные паттерны поведения. Таким образом, личности отказано в способности как-то влиять на окружающий мир, она характеризуется чрезмерной внушаемостью, что даёт возможность с легкостью ею манипулировать. Это происходит при помощи системы контроля над режимом подкреплений, соответственно, одним из наиболее влиятельных инструментов влияния и являются массовые медиа.

Согласно теории моральной паники, СМИ являются источником негативных впечатлений и поддерживают их, при этом вызывая массовое беспокойство и напряженность в обществе. При этом причиной начала паники не всегда могут быть медиа, однако именно они играют решающую роль в распространении эпидемии массового психоза, поддержании информационно-психологических войн. Связь между медиа и явлением моральной паники была исследована британским социологом Дэвидом Гонтлеттом.

Критика теорий

Критика подобных исследований в основном ограничивается вопросом, существует ли связь между насилием, происходящим на экране и насилием в реальной жизни. Ряд исследований, выделяет следующие методологические аспекты:

  • Неспособность контролировать условия проведения экспериментов при оценке результатов от прохождения агрессивных и не содержащих жестокости видеоигр
  • Недостаточное внимание уделяется социальному контексту, в котором происходит восприятие медиа. Существующие теоретические модели предполагают, что результаты прохождения тех же видеоигр эквивалентны, независимо от различных контекстуальных особенностей (онлайн — офлайн игры, социальные характеристики игроков). Это основной недостаток всех представленных теорий.
  • Отсутствие стандартных, надежных и эффективных критериев определения уровня агрессии и воздействия средств массовой информации. Без стандартизированного способа измерения агрессии невозможно понять, являются ли полученные результаты действительными или были отобраны из числа возможных альтернативных данных просто потому, что они давали нужную информацию, когда других альтернатив не было. Неспособность точно определить само понятие «агрессия».
  • Отсутствие отрицательных результатов. При тщательном анализе некоторых проведенных исследований выясняется, что в действительности они имеют отрицательные или не способные привести к определённому заключению результаты.
  • Не учитываются «третьи переменные». Такие факторы как генетика, психологические особенности личности и наличие насилия в семье исключаются из внимания исследователей.
  • Невозможность оценить размеры влияния медиа на определённого человека. Когда агрессия направлена по отношению к другому человеку, и особенно когда рассматривается противозаконное насильственное действие, результат виден на глаз. Однако шанс определить взаимосвязь между насилием в СМИ и жестокости в реальной жизни близок к нулю. Медиа, как правило, продуцирует влияние, размер которого слишком мал, чтобы его зафиксировать.
  • Не существует корреляции между уровнем жестокости, показываемой на экранах телевизоров, и реальным уровнем преступности в криминальном мире. Последний, довольно существенно меняясь на протяжении второй половины XX в., никак не связан с подъёмом изображения насилия в медиа, начавшегося в 50-е гг. К примеру, уровень убийств в США никогда не было выше, чем в 1930 году. Кроме того, эта теория не объясняет, почему показатели тяжких преступлений (в том числе среди несовершеннолетних) резко упал в середине 1990-х годов и оставался низким, в то время, когда насилие в СМИ продолжало расти, и к нему добавились жестокие видеоигры. Наконец исследователи насилие СМИ не могут объяснить, почему многие страны с темпами аналогичных или равных США (например, Норвегии, Канады, Японии и т. д.) насилия в средствах массовой имеют значительно более низкие показатели тяжких преступлений.
  • Есть гипотеза о том, что насилие в медиа является лишь отражением насилия в обществе. Многие телевизионщики утверждают, что их шоу только отражают жестокость, происходящую в реальном мире.

> См. также

  • Эксперимент Милгрэма
  • Международный день борьбы с полицейской жестокостью
  • Жестокое обращение с животными
  • Садизм

> Фильмы по теме «Жестокость»

  • Жестокость (фильм)
  • Жестокие люди
  • Жестокие игры

> Примечания

Литература

  • Жестокость // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Абдулаев Ш. М., Абдулаева Д. С. Жестокость как психосоциальный феномен // Психология XXI века: сборник материал V международной научно-практической конференции молодых учёных. — СПб: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2009. — Т. 1. — С. 14—19. — 390 с. — ISBN 978-5-8290-0888-8. (недоступная ссылка)
  • Белокуров О.В. 6.1.5. Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ) // Квалификация убийства. — М: Юрист, 2004. — С. 50—53. — 252 с. (архивирование)
  • Захаров С. В. Жестокость как личностно-психологический феномен // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция Психология / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылёв, А. И. Андреев.. — М: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. — С. 18—20. — ISBN 978-5-91579-003-1.
  • Захаров С. В., Ясько Б. А. Жестокость в системе деформаций личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология.. — 2010. — Вып. 60. — № 2. — С. 122—125.
  • Захаров С. В. Разработка практического инструментария для раннего обнаружения и профилактики жестокости // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы XII региональной научно-практической конференции (20 мая 2010 года, г. Ставрополь, ГОУ ВПО СГПИ) / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 557 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-91090-048-0. Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine
  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М., 2000. — 864 с.
  • Кольцов М. В. Жестокость как структурный компонент агрессивности. // Аспирант, или Молодое поколение ученых о…: научно-практический альманах аспирантского сообщества. — 6. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012.
  • Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. Чехов, 1996 г., 64 с.
  • Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.. — М., 2010. — 624 с.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «жестокость»

В Викицитатнике есть страница по теме: Жестокость

* Жестокость. // azps.ru. Дата обращения 16 февраля 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью жалости. Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. Агрессия наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, психологические травмы и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные приступы ярости, но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением эмоционального интеллекта.

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный негативизм также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *