Жезл и посох

Этот Псалом является одним из самых популярных псалмов в мире.

«Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Псалом 22).
* * *
Есть причина, по которой в этом псалме упоминаются два вида «палочек”. Жезл — для врага, посох — для дисциплины и исправления.
* * *
Самым важным атрибутом пастуха является посох. Мне бы хотелось сегодня говорить с вами об этом инструменте — посохе.
* * *
Посох играет важную роль в сфере овцеводства. Пастух пользуется им, чтобы нежно поднять новорожденного ягненка и подвести его к матери, если они были разлучены.


Этим он препятствует овцематке изгнать своего детеныша, если она почует запах рук человека. Я наблюдал, как умело двигались пастухи с посохом между тысячами овце — маток, которые родили в одно время. С помощью посоха они умело, но осторожно поднимали ягнят и ставили их рядом с овцематками. Можно часами взволнованно наблюдать эту трогательную картину.
* * *
Посох используется также и для того, чтобы вести овец. Я не раз видел, как пастух при помощи посоха осторожно выводил своих овец на новый путь, через ворота или на трудные, опасные дороги. Он никогда не бьет животное посохом. Напротив, он осторожно прижимает им бок животного и направляет его туда, куда ему следует идти. Таким образом овца хорошо понимает, что сбилась с правильного пути.
* * *
Посох или дубинка пастуха служат еще для одной интересной цели. Пастух пользуется ими и для того, чтобы обследовать и посчитать овец. В ветхозаветном изложении это звучит так: «И проведу вас под жезлом…” (Иез. 20,37).


Это означало не только быть под авторитетом и наблюдением владельца, но и тщательно обследоваться. Овца, прошедшая «под посохом”, была посчитана и обследована – для уверенности, что она ни в чем не нуждается.
* * *
Когда пастух находится на пастбище, он имеет при себе только висящее через плечо ружье и длинный, тонкий посох. Если пастух разрешает сыну помогать пасти стадо, тот ищет себе сначала посох и дубинку, которые точно соответствуют его росту и силе.
* * *
Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох бывает до 2 метров, который заканчивается крюком. Многие дороги в Палестине проходили вдоль склонов крутых гор. Часто овца срывалась вниз и беспомощно повисала на каком-нибудь выступлении. С помощью своей палки, наклонившись, пастух мог дотянуться до овцы и вытащить ее обратно на тропу.


Посох имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание в Пс 22.4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй — как палка для опоры . Посох используется также и для того, чтобы вести или направлять овец.

Жезл и в другом месте упоминается как оружие (2Цар 23.21; в Синод. пер. — «палка») -> Скипетр.
Пастух часто использовал жезл для защиты овец от разбойников и хищников. Иными словами, это — дубинка, а часто и боевое оружие.
Еще жезл использовался также для наказания непослушных детей, рабов, безрассудных или неподобающим взрослых.
* * *

Посох и дубинка пастуха являются для овцы большим утешением. Потому что с этими вещами пастух всегда может держать под контролем свое стадо и охранять его.
Особую выразительность картине придает деталь в Пс. 22, когда автор говорит, что в долине смертной тени, месте с глухими оврагами, где подстерегают хищники, «не убоюсь зла… Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня» (Пс. 22:4).

* * *
Посохом не пользуется ни один работник любой другой профессии. Это единственный в своем роде инструмент, используемый исключительно для ухода за овцами.
* * *
Даже для пастуха посох означает какое-то утешение. Во время напряженных переходов и долгого, утомительного бодрствования над стадом он постоянно опирается на посох, чтобы отдохнуть. Это для него крайне необходимый инструмент и значительная помощь в работе.
1. Благодаря посоху пастырю легче направлять своих овец в нужном направлении, и следить за тем, чтоб никто не отставал.
2. Посох помогает пастырю в руководстве применять настойчивость, а не насилие.
3. Посох даёт свободу действий стаду в пределах дозволенных границ. Не путайте границы с уздой.
4. Посох защищает тех, кто попал в неприятности.
5. Посох напоминает о том, что ошибка это не фатально.
7. Жезл или посох в руках вождя могут также символизировать еще власть, подобно царскому скипетру.
В Своей непостижимой любви и милости Он прощает наши ошибки. И жезл и посох пастырь ВСЕГДА применяет только во благо для своей паствы!
Подборка фактов: bible-facts.ru

ПОСОХ (жезл) — символ пути и знания, которое является единственной опорой человека. Посох служит символом Будды-человека (Бодхисаттва) и атрибутом буддийского монаха, хотя строгий ритуал запрещает буддийским монахам касаться посохом земли. Дома его вешают на стену, а во время ходьбы размахивают им. Иногда мистический посох разделен сучками на семь частей, что олицетворяет семь священных центров на спине человека.

Епископский посох, увенчанный крестом, несут во время торжественных процессий перед патриархом или архиепископом. Первоначально на нем было две поперечины, затем одна. У посоха папы их три, так как такой посох является атрибутом апостола Петра. Термин «епископский посох» чаще используется для обозначения согнутого крюком пасторского посоха епископа или аббата.

Пастушеский посох — палка, изогнутая на верхнем конце крюком, — является атрибутом Аполлона, посланного его отцом Юпитером в наказание служить царю Адмету в качестве пастуха. Также атрибут Пана — греческого бога лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов. В религиозном искусстве посох стал атрибутом Христа-пастыря и святой покровительницы Парижа пастушки Женевьевы. Посох был одним из даров пастухов на Рождество Христово.

Посох странника, с мешком или нищенской сумой, висящей на нем, — атрибут пилигрима, паломника. С посохом изображался миссионер апостол Филипп. Название «посохи» носит масть трефы Младшего Аркана карт Таро.

Символ Посоха:

  • мужская сила;
  • власть, достоинство, предводительство, полномочия, юрисдикция, магическая (сверхъестественная) сила;
  • опора;
  • наказание;
  • вера, милость, милосердие, стойкость, искоренение пороков — патерица;
  • путешествия, паломничество;
  • Солнце;
  • мировая ось.

Метки: символы

ОТ ИЗДАТЕЛЯ.
Уважаемый читатель! Перед Вами интереснейший (образец эзотерической литературы семидесятых годов, т. е. такой литературы, которая была доступна лишь ограниченному кругу людей. В те Годы в нашей стране неожиданно появилось большое количество книг, посвящённых различным аспектам духовного развития человека. Это явление как бы подтверждало пророчество Агни йоги о помощи, которую Архаты оказывают человечеству раз в столетие. Как правило, эти книги были в машинописном или ксерокопированном варианте после многократного перепечатывания, со «слепым”, местами, текстом и неисправленными ошибками. Работы были безымянными или подписаны псевдонимами. Все это отражало обстановку в стране, а авторы ставили задачу донести знания до людей, а не заработать себе авторитет и гонорары.
«Посох Путника” одна из немногих (если не единственная!) книг, в которой раскрываются общие корни всех духовных знаний и различных религиозных традиций. Несмотря на малый объём, в ней очень чётко расставлены вехи, ориентируясь на которые, искатель сможет наметить собственный путь и избежать многих ошибок и заблуждений, свойственных неопытным приверженцам отдельных направлений. В книге очень много тонких советов, заметить которые и оценить их истинность сможет только достаточно подготовленный читатель с развитой интуицией. Поэтому не забывайте эту книгу после первого прочтения. Вместе с Вашим духовным ростом Вы сможете открывать в ней новые грани и темы для последующей работы.
Конечно, многие вопросы здесь изложены очень кратко, только намечены, и для их полного уяснения надо обратиться к другой литературе. Для интересующихся йогой можно порекомендовать замечательные лекции Свами Вивекананды, о дзене имеются в русском переводе работы Судзуки и А. Б. Уоттса, эзотерические знания мексиканских магов талантливо изложены в книгах К. Кастанеды. Ну, и конечно, советуем познакомиться со всеми работами Просветлённого Мастера из Индии Ошо, особенно тем, кто всерьёз хочет заниматься медитацией. Есть много и другой достойной литературы. Ищущий — найдёт.
«Великий Путь не труден”,— говорил древний мудрец. Основание своего Пути даст лёгкость и радость жизни. «Посох Путника” поможет этому осознанию.
Всем духовным искателям желаем блага!
Г.М.

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Фаина Шатрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *