Житие ефросиньи суздальской

Прп. Евфросиния Суздальская. Икона

Евфросиния Суздальская (1212 — 1250), княжна, преподобная

Память 18 сентября в день прославления, 25 сентября, в Соборах Брянских и Владимирских святых

В миру Феодулия, родилась в 1212 году, была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.

Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.

Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+1233), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской.

Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре , но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.

Рака с мощами прп. Евфросинии Суздальской. Фотография С.М. Прокудина-Горского. Нач. XX века

В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии монголо-татар на Русь. В 1238 году несметные полчища действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.

Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года.

Мощи и почитание

У гроба преподобной верующие издавна получали благодатную помощь в исцелении различных недугов. Прославление святой первоначально состоялось при митрополите Московском и всея Руси Антонии и царе Иоанне Грозном . Затем, 18 сентября 1698 года, прославление преподобной Евфросинии по благословению патриарха Адриана совершил митрополит Суздальский святитель Иларион. В том же году были обретены покоившиеся под спудом мощи святой. С того времени они стали главной святыней соборного храма Ризоположенского монастыря, где они покоились в течение трёхсот с лишним лет (не считая краткого периода, когда находились в Лазаревской церкви).

В 1919 году по постановлению президиума Суздальского исполкома мощи были вскрыты, а в 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, реквизированы и поступили в антирелигиозную экспозицию Суздальского музея. 16 ноября 1988 года, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, их передали в единственную церковь, действовавшую тогда в Суздале — Цареконстантиновскую. Спустя несколько лет мощи прославленной суздальской святой оказались в руках раскольников т.н. «российской православной автономной церкви» (РПАЦ).

На начало XXI века в Суздальской Ризоположенской обители имелась лишь частица мощей святой. Владимирская епархия не раз заявляла, что считает противозаконным хранение святыни у раскольников. После многолетних разбирательств, в конце марта 2015 года святыня — как «государственная собственность» — была изъята у РПАЦ и передана владимирскому управлению Росимущества, которое вскоре передало мощи в пользование Владимирской епархии канонической Церкви. Митрополит Владимирский Евлогий (Смирнов) переложил честные останки в специальную раку, после чего мощи были положены в Ризоположенском соборе монастыря, где они хранились и до революции. Возвращение святыни было отмечено торжественной архиерейской Божественной литургией в соборе обители 14 апреля того года .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, / верных же вся созывает во всечестный храм твой, / идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, / неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, / с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, / в чертог Того пресветлый прията была еси, / идеже ныне водворяяся с лики ангелов и святых, / молися, молимся, Христу Богу, / части дев юродивых избавитися нам.

Ин кондак, глас 6

Женише мой Сладчайший, / Христу взываше прекрасная Евфросиние, / ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери / и красота милости Твоея сердце ми услади, / сопотрудитися страданий по Тебе имея на Тя надежду, / да достойну мя чертога с мудрыми девами / и ликовствовати у Тебе причастимся. / Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: / моли незазритися и нам чертогу двери.

Ин кондак, глас 8

Девства чистотою возмогла еси свешу своего разума / и просветила еси душевную чистоту, / пощением же и бдением плоть поработила еси духу, / темже, преподобная Евфросиние, / почитающе подвиги трудов твоих, молимся: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Использованные материалы

Так согласно статье «Ризоположенский женский монастырь города Суздаля» в Монастырском вестнике Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, . В житийной справке календаря портала Православие.Ru, , значится что Евфросиния «после кончины игумении настоятельство».

Макарий (Веретенников), архим., «АНТОНИЙ, митр. Московский», Православная энциклопедия, т. 2, с. 614-615,

Артюх Дмитрий, «Мощи суздальских святых наконец-то обрели покой», владимирский новостной сайт Зебра ТВ, 14 апреля 2015,

Житие и Акафист Святой Преподобной Ефросиньи Суздальской

Краткое житие преподобной Евфросинии Суздальской.

празднование совершается 18 сентября/1 октября

Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) (в миру Феодулия) была старшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, мученическая кончина которого отмечается 20 сентября. Она с детства отличалась глубоким благочестием, которое воспитали в ней ее отец и приближенный к нему боярин Феодор. Когда пришло время, родители хотели выдать свою дочь замуж за суздальского князя Мину, потомка благочестивого варяжского князя Шимона. Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молила Господа о сохранении девства, так как к тому времени она уже почувствовала призвание к иноческой жизни. Ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался, а сама Феодулия осталась в Суздале, куда она прибыла для заключения брака. Благочестивая княжна поступила в Суздальскую Ризоположенскую женскую обитель (основанную в 1207 году) и приняла постриг с именем Евфросиния. Совсем еще юная инокиня ревностно выполняла правила монашеской жизни, поражая остальных насельниц обители благоразумием, высокой духовной настроенностью и ранней зрелостью ума. На святую обратила внимание сама игумения и, приблизив ее к себе, стала готовить ее своей преемницей по игуменству. По преставлении игумении, преподобная продолжила духовное руководство обителью, сохраняя в ней примерный порядок.

В 1238 году Батый ворвался в город Суздаль и опустошил его. Однако, как свидетельствует летописец того времени, Ризоположенская обитель осталась невредимой по молитвам игумении Евфросинии. Еще при жизни преподобную глубоко почитали в народе за ее материнскую отзывчивость и многочисленные благодатные дарования. 25 сентября 1250 года преподобная Евфросиния преставилась к Богу. При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь чудесным исцелением различных недугов.

18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной.

Житие преподобной Евфросинии, составленное в XVI веке иноком Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Григорием, было написано на основании достоверных рассказов инокинь Суздальского Ризоположенского монастыря, свято чтивших память преподобной Евфросинии.

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

Кондак 1

Избранная от чрева матерня, угоднице Христова княжно Евфросиние, прославляюще прославльшаго тя Христа Господа, хвалебная приносим ти песни, мати преподобная: ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Икос 1

Ангелов Царица и Мати Господа, провидящи равноангельное житие твое, услыша молитву святых твоих родителей и разреши тобою неплодство их, трикратно тем явившися во сне в знамение твоего избрания, блаженная. Мы же таковое о тебе Божие смотрение прославляюще, взываем ти:

Радуйся, святый плоде, молитвами неплодствовавших испрошенный; радуйся, честный даре, Приснодевою безчадствовавшим дарованный.

Радуйся, чудным фимиамом, яко будущее благоуханное селение Духа, до зачатия предзнаменованная; радуйся, в предъосвященном молитвою и Божиим благословением чреве зачатая.

Радуйся, по зачатии, яко чистая голубица, от Пречистыя Девы даемою голубицею предъобразованная; радуйся, до рождения Царицею неба и земли в служебный лик себе предъизбранная.

Радуйся, еяже рождение Богородицею со святыми Антонием и Феодосием яве предвозвещено быти; радуйся, ейже имя, яко имевшей быти верною Богу рабою, Феодулия пронареченно бысть.

Радуйся, рождением своим бывшее свыше обетование оправдавшая; радуйся, по рождении абие великое свое предназначение проявившая.

Радуйся, еще в пеленах сущи, пост иноческий державшая; радуйся, от сосцу доилицы, егда тоя мяса ядяше, николиже млека вкусити хотевшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 2

Видяще родители твоя, яко услышана бысть молитва их о тебе, блаженная, и чудящеся о явлениих Богоматере, во сне яко яве бывших, слагаху тая в сердце своем: велие же некое о тебе Божие смотрение в тех провидяще, радостно вопияху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя, по рождении твоем, Божие о тебе изволение, боголюбивая мати твоя, молящися, усну и виде себе во сне окриленну, в высоту парящу и тя, отроковицу, Богу в руце вдающу: чесо ради, посвящяющи тя по святом крещении, вручи тя покрову и заступлению Царицы Небесныя. Мы же таковое предъустроение о тебе славяще, хвалебно взываем ти:

Радуйся, по изволению Божию в дар Богу от рождения определенная; радуйся, изначала, яко в небесная парити имущая, предъуказанная.

Радуйся, от купели живаго со Христом общения взыскательницею быти предъявленная; радуйся, во святом крещении во Христа облекшися, хритоподражательницею быти назнаменанная.

Радуйся, в троекратном во имя Пресвятыя Троицы погружении во свете лица Ея пребывати начавшая; радуйся, в белы, во образ чистоты, ризы одеянием в чин непорочных вступившая.

Радуйся, с возложением креста на выю благое иго Христово носити восприявшая; радуйся, с препоясанием чресл бодренною подвижницею Христовою быти себе показавшая.

Радуйся, с горящею при купели свещею в светлый лик благодатно освященных вчиненная; радуйся, в троекратном окрест купели хождении, яко обрученная Христу невеста, ликовавшая.

Радуйся, в залог вечнаго с Небесным Женихом единения святым миром запечетленная; радуйся, в осуждение всякия скверны греховныя на всех чувствах знамение дара Духа Святаго приявшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 3

Силою свыше управляема, преуспевала еси возрастом и благодатию у Бога и человек: о чесом родители твои и ужики радующеся, Богу, из уст младенец хвалу себе совершающему, взываху: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в памяти бывшая о тебе знамения и чудящеся необычному в отрочестве разуму твоему, родители твоя разсудиша наипаче поучением божественных книг возгревати живущий в тебе дар благодатныя жизни, еже и соверши сам боголюбивый родитель твой святый благоверный князь Михаил. Хвалу воздающе таковому о тебе родителей твоих мудрому попечению, взываем ти:

Радуйся, премудрости Божией пространное приятелище; радуйся, младенцем открываемых таин верное хранилище.

Радуйся, отроковице, млеком слова животнаго воспитанная; радуйся, дево, чистыми токи небесных истин напоенная.

Радуйся, теплотою учения родительскаго огнь любве к Господу в сердце твоем возгревшая; радуйся, живыя стремления юности от земных к небесным возведшая.

Радуйся, невесто, отцем по плоти в уневещение Христу Господу руководствованная; радуйся, красото, паче всех красных мира красоты райския любити наученная.

Радуйся, розго лозы истинныя, вертоград Христов измлада украшавшая; радуйся, древо, от корене свята плоды благи рано приносити начавшее.

Радуйся, из детства чистотою небесным силам подобившаяся; радуйся, во всю жизнь осенением Приснодевы в непорочном девстве сохранившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяху помышлений родители твоя, егда приспе время преподавати ти внешняя учения, да не како теми охладится сердце твое к небесным, ведуще же страх Божий и святое житие богомудраго болярина Феодора, того призваша научити тя всякой внешней мудрости, Богу просвещающему умы воспевающе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи преподаваемая тебе о мире Божием учения, яко пчела, от внешних собирала еси сок, силою действовавшия в тебе благодати сладчайшаго паче меда Господа, в духовный сот превращала еси той, и вся искушающи, добрая точию держала еси. Таковую мудрость твою хваляще, взываем ти:

Радуйся, от видимых тварей к невидимым Божиим возносившаяся; радуйся, от красот мира к Краснейшему паче всех любовию возгаравшаяся.

Радуйся, созерцанием Небес, славу Божию поведающих, к снисканию славы пренебесныя воскрилявшаяся; радуйся, от излияния света солнечнаго на злыя и благая богоподобной любви научавшаяся.

Радуйся, во образе солнца, Всевидящее Око Божие умным оком своим зрети учившаяся; радуйся, в различии славы солнца, луны и звезд, различие Небеснаго по делом прославления познававшая.

Радуйся, от воздыханий суете неволею повинувшияся твари, блаженный о гресех плач восприявшая; радуйся, в тяготе вещей земных тяготу грехов проразумевавшая.

Радуйся, стремлением огня горе горняя мудрствовати научавшаяся; радуйся, прехождением образа мира сего в любви к благом непреходящым утверждавшаяся.

Радуйся, в строении вещей земных тайны устроения спасения прозревавшая; радуйся, яко злато огнем искушаемое, очистительный искушений огнь радостно терпети предначинавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 5

Боготечной звезде, волхвов к Солнцу Правды приведшей иногда, подобящися, в дому и княжении родителей твоих на путь спасения приводила еси всех, на святое житие твое взиравших и словес данныя тебе премудрости слушавших, иже тобою просвещаеми, Богу, тя умудряющему, радостно взываху: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще тя умом и красотою паче всех дщерей высокородных славну, сынове княжестии молением стужиша родителем твоим, пояти тя ищуще, но не получиша желаемаго, Богу лучшее нечто о тебе устрояющу. Мы же, о тебе путем Божиим чудящеся, взываем ти:

Радуйся, красотою души паче неже лепотою тела всех другинь превосходившая; радуйся, святостию жития паче неже благородством рода прославившаяся.

Радуйся, славных и прекрасных искателей твоих нивочтоже вменившая; радуйся, Краснейшаго паче всех человек всем сердцем взыскавшая.

Радуйся, к единому жениху Христу тайным сердца желанием влекомая; радуйся, Тому, Егоже возлюби душа твоя, невидимым Божиим промышлением блюдомая.

Радуйся, единаго Господа невозвратным помыслом себе избравшая; радуйся, умом и сердцем в нем исчезавшая.

Радуйся, именем Иисуса паче мира благоуханна услаждавшаяся; радуйся, теплотою любве Христовы паче солнца светозарна согревавшаяся.

Радуйся, во еже духовне Христу обручитися достойно себе уготовлявшая; радуйся, боголюбезным добронравием внутрь и вне богато себе украсити ревновавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 6

Провозвестницы бывше божественнаго о тебе промышления родители твоя, тайным Божиим велением влекоми, соизволиша на моление Мины, князя Суждальскаго, паче других искателей твоих и родом и делы славна, и на Бога все упование возложше, на брак тя с ним благословиша, воспевающе вся премудре Строющему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет утешения в души твоей, егда в слезных молитвах поведавши скорби сердца твоего Владычице Богородице, о внезапном устроении жизни твоей не по сердцу твоему, услышала еси радостный Тоя глас, волю родителей исполнити тебе повелевавшей, и не разоритися обетом и желанием твоим обещавший. Таковое Матери Божией к тебе благоволение славяще, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, невесто, дивными путьми во объятия Христова наставленная; радуйся, дево, матерним Приснодевы попечением руководствованная.

Радуйся, теплым воли родителей повиновением связуемая; радуйся, и неизменным желанием девства снедаемая.

Радуйся, таковое в сердце распятие ради Господа претерпевшая; радуйся, преданностию воли Божией, яко на Крест себе в жертву Богу принесшая.

Радуйся, любовь ко Господу с покорностию родителем сочетавшая; радуйся, уповательным послушанием и честь браку воздавшая, и честнейшее брака девство сохраншая.

Радуйся, на брак ити напутствованная, и в безбрачии пребыти несомненно чаявшая; радуйся, на пути во мрак сокровенных о тебе путей Божиих с трепетом воззревавшая.

Радуйся, в приражении недоумений о будущем на камени упования крепко утвердившаяся; радуйся, в данном тебе Богородицею обетовании, яко на лоне матернем, упокоевавшаяся.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 7

Хотящу тако Божию вседержительству, князь Мина, еще не доспевшей тебе града Суждаля, предаде дух свой в руце Божии. Ты же от всяких уз земных свободу улучивши, радостно воспела еси славу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показала еси добродетель, блаженная, егда твердое восприяла еси намерение не возвращатися в дом родителей, вселитися же во граде Суждале, во обители положения ризы Божиея Матере, идеже сокровища своя бедным иждивши, ангельский образ прияла еси. Таковое твое мудрое о себе и спасительно бывшее нам изволение славяще, взываем ти:

Радуйся, во уповании своем не постыжденная; радуйся, получением желания своего обрадованная.

Радуйся, от треволнений мира в небурном пристанищи укрывшаяся; радуйся, вожделенному тебе лику дев радостно сопричетшаяся.

Радуйся, вся утехи земныя во уметы вменившая; радуйся, сокровища вена твоего руками нищих в небесныя сокровищницы предпославшая.

Радуйся, любве ради ко Христу в нищету Его облекшаяся; радуйся, всю славу мира иноческим смирением поправшая.

Радуйся, в пострижении иноческом желанием строгаго постничества горевшая; радуйся, с принятием иноческаго образа духовное всеоружие восприявшая.

Радуйся, по оставлении мира о едином на потребу точию помышлявшая; радуйся, по вселении в обитель черноризиц, духом в общении ангел и святых жити наченшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 8

Странно житие восприяла еси во обители, преподобная, смиривши себе паче всех: княжна бо сущи, черноризицам проста рода ради Христа служила еси, поношением Христовым честь рода своего возвеличивши, Богу, дивныя подвиги твоя прославльшу, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних была еси духом, преподобная, и божественною укрепляема благодатию, во всех добродетелех преуспевала еси, образ совершеннаго иноческаго жития всем, сподвизавшимся ти, подавающи. Темже ублажаем тя, всехвальная:

Радуйся, подвигом добрым подвизавшаяся; радуйся, течение свое добре совершившая.

Радуйся, страхом Божиим всякое нечистое желание побеждавшая; радуйся, памятию о смерти всякое суетное попечение отгонявшая.

Радуйся, пощении и бдении плоть свою смирявшая; радуйся, умным деланием душу свою выну горе восторгавшая.

Радуйся, всегдашним уединением от соблазнов мира чувства своя соблюдавшая; радуйся, бодренным трезвением от злых помыслов сердце свое охранявшая.

Радуйся, в молитвах неусыпная и в чтении божественных книг ненасытимая; радуйся, на всякое послушание скорая, на исполнение же воли своея косная.

Радуйся, терпения, кротости и любве зерцало; радуйся, сердечнаго сокрушения, всегдашняго плача и покаяния правило.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 9

Ангелоподобным житием просиявши, жезл настоятельства прияла еси, блаженная, и, добре правящи обитель сию, молитвою и примером жизни своея, словом научения и устроением чина иноческаго, души, тебе вверенныя, к Богу приводила еси, научающи вся пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может изглаголати мудрости твоея начальственныя, егда дев от вдовиц отделила еси, да не како от взора и речей помыслы о сластех житейских приемше, осквернятся теми в сердце своем и в добром течении своем запяты будут. Чесо ради дань хвалы тебе приносяще, взываем:

Радуйся, душ боголюбивых мудрая руководительнице; радуйся, невест Христовых неусыпная блюстительнице.

Радуйся, в управлении своем простоту с мудростию соединившая; радуйся, в начальствовании своем снисхождение с взыскательностию сочетавшая.

Радуйся, строгость власти материнскою любовию умерявшая; радуйся, материнскую любовь строгостию власти отрезвлявшая.

Радуйся, мудрыми наставлении добрых в добре утверждавшая; радуйся, и единым взором неисправных к исправности подвизавшая.

Радуйся, крепкою молитвою невидимыя стрелы вражеския от обители отражавшая; радуйся, мудрыми порядками внешния соблазны мира от сестр отвращавшая.

Радуйся, теплыми попечении земную обитель в рай претворившая; радуйся, устроением истиннаго иночества вход в Царство Небесное всем угладившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 10

Спасти хотя тобою души многих, милосердый Господь многими дары обогати тя, преподобная, чудотворения и пророчества, прозорливости же и слова помазаннаго, имиже прославляющи ущедрившаго тя Господа, подвигла еси пети Ему всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стена была еси обители твоей, егда от неистовства Батыева молитвами твоими сохранила еси ю невредиму. Таковое дивное твое заступление поминающе, взываем ти:

Радуйся, трудолюбным Богу служением дерзновение к Нему стяжавшая; радуйся, совершенным страстей очищением Божие благоволение к себе привлекшая.

Радуйся, благодатей богоизбранный сосуде; радуйся, духа благодвижный органе.

Радуйся, алчущия ведения души манною божественных истин питавшая; радуйся, благочестивых чувства благоуханием обетований услаждавшая.

Радуйся, недуги душевныя словом действенным врачевавшая; радуйся, болезни телесныя именем Иисусовым исцелявшая.

Радуйся, будущая, яко настоящая, провидевшая; радуйся, дальняя, яко близ сущая зревшая.

Радуйся, помышления сердечная Духом Божиим прозревавшая; радуйся, потаенныя страсти Божиим озарением обличавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 11

Пение всякое превосходят небесная утешения, богоблаженная, имиже труды и подвиги твоя увенча Христос Господь в небесных обителех, идеже водворяющися, со ангелы и всеми святыми непрестанно воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателен светильник всякаго утешения была еси по преставлении твоем, преподобная мати: яви бо тя Христос Господь молитвенницу и ходатаицу всем, с верою к тебе прибегавшим. Мы же, твоим заступлением ограждаеми, зовем ти:

Радуйся, по преставлении своем Господом неба и земли милостивно приятая; радуйся, по отшествии от земных в небесных обителех водворенная.

Радуйся, венцем славы за смирение венчанная; радуйся, на престоле царствия за победы над страстьми посажденная.

Радуйся, от манны сокровенныя за сокрушение и слезы услаждаемая; радуйся, от древа животнаго за многия лишения питаемая.

Радуйся, с Царицею Небесною у Престола Царя царей предстоящая; радуйся, с ангелы и всеми святыми заступлением своим нас приосеняющая.

Радуйся, мати, и с неба любящих тя теплотою любве согревати не преставшая; радуйся, и среди небесных утешений земных чад своих не забывшая.

Радуйся, ходатаице усердная, прибегающих к тебе не посрамляющая; радуйся, молитвеннице крепкая, смиренных к тебе молитв не презирающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 12

Благодать на благодать бысть нам открытие нетленных мощей твоих, преподобная, в нихже источник всякаго утешения стяжавше, величаем возвеличившаго тя Христа Господа, благодарно поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Дивнаго во святых Своих Господа, тя, яко избранную невесту Свою, славою и честию венчавша, и твое милостивое и скорое во всех нуждах наших заступление и всепоможение прославляюще, благодарно зовем ти:

Радуйся, всеусердная наша предстательнице; радуйся, неотступная наша хранительнице.

Радуйся, обители сея твердое ограждение; радуйся, града нашего верное защищение.

Радуйся, скорбящим отрадо и утешение; радуйся, обидимых прибежище и заступление.

Радуйся, болящих неоскудное врачевание; радуйся, бедствующих благонадежное избавление.

Радуйся, благочестивым царем нашим скорая помощнице; радуйся, христолюбивому воинству необоримая споборнице.

Радуйся, сене, от праведнаго гнева Божия нас укрывающая; радуйся, росо, огнь всяких скорбей и страстей прохлаждающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 13

О преславная мати, приими малое сие тебе наше приношение, и твоим теплым у Престола Божия ходатайством избави нас от враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей, от всякаго губительства и вечныя смерти, да с тобою и всеми святыми в Царствии Небесном сподобимся пети Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Царица …» и 1-й кондак «Избранная от чрева матерня …».

Молитва

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу приимши, бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Евфросиние, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верныя же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси, идеже ныне водворяющися с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавитися нам.

Ин кондак, глас 6

Женише мой Сладчайший, Христу взываше прекрасная Евфросиния, ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери и красота милости Твоея сердце ми услади, сопотрудитися страдании по Тебе имущи на Тя надежду, да достойну мя сотвориши чертога с мудрыми девами и ликовствовати у Тебе причтимся. Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: моли не зазритися и нам чертогу двери.

Ин кондак, глас 8

Девства чистотою возжегла еси свещу своего разума и просветила еси душевную чистоту, пощением же и бдением плоть поработила еси духу, темже, преподобная Евфросиние, почитающе подвиги трудов твоих, молимся: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Назад к списку

День памяти преподобной Евфросинии Суздальской Церковью празднуется 8 октября (25 сентября ст. ст.). Еще до ее рождения Господь имел о ней попечение, и эта дивная невеста Христова шла путем мудрости и чистоты к своему Жениху от младенчества в жизнь вечную. Имя преподобной до пострига, Феодулия (греч. — раба Божия), говорит о ее предназначении. Имя монашеское, Евфросиния, раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния учит нас преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Житие преподобной Евфросинии Суздальской

Житие преподобной Евфросинии Суздальской было написано иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием в 50-х — 60-х годах XVI века. В нём, помимо повествования о чудотворениях, совершённых святой при жизни, содержатся два рассказа о посмертных чудесах, свидетелем которых был автор, одно датировано 1 мая 1558 годом.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Ефросния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

У святых родителей — князя Михаила Всеволодовича Черниговского, который примет мученическую смерть, и благочестивой жены Феофании, дочери Романа Мстиславовича Галицкокго, — в 1212 году родилось долгожданное чадо — первенец, дочь Феодулия. Супруги долго не имели детей и своего первого ребенка вымолили у Бога. Они молились в Киево-Печерской обители о даровании им детей, трижды им являлась Пресвятая Богородица и открыла промысел Божий об их будущей дочери — будет она служительницей Влахернской церкви. Когда же девочка родилась, то благоверные родители нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия) и крестили в Киево-Печерской обители, восприемником ее стал игумен. С младенчества Феодулия готовилась к постнической жизни. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Рождение благоверной княжны Феодулии. Клеймо иконы «Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием»

Феодулия оказалась очень способной девочкой, в 9 лет она освоила грамоту и была умна не по годам. Благоверный князь Михаил сам учил ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальных же науках наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Образование Феодулии было глубоким, она знала античную литературу: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…» В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Феодулия явно превосходила своих сверстниц в красоте и успехами в учении, но тем не гордилась, так как была воспитана в глубокой вере и благочестии и помышляла о мире Горнем и Христе, нежели о мирской славе.

Однажды Феодулия в юности увидела во сне Страшный Суд: море огня и райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих, она была достойной невестой, но Господь сохранил ее для Себя. Когда Феодулия достигла возраста невесты, то для нее в женихи был выбран Федор Ярославович — брат Александра Невского. Феодулия покорилась родительской воле, но втайне молилась Пресвятой Богородице о сохранении девства, так как желала иноческой жизни. В сонном видении явилась Пречистая и сказала Феодулии, чтобы та послушалась родителей и не переживала, так как «Скверна не коснется твоего тела». Со спокойной душой Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на праздничный пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

После этого события Феодулия не вернулась домой, а отправилась в монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, где игуменья ее приняла в обитель, помня о бывшем ей откровении. В день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросиния. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Для Ефросинии началась жизнь, к которой она готовилась все свое детство и юность. Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве — в храме или в келии, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи — только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей тяжелое испытание, которое Ефросиния выдержала: она испытывала постоянную брань с бесами. Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения монастыря, видя ее подвиг, поистине бескровное мученичество, укрепляла ее, говоря: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Явление дьявола в образе юношей, искушающих Евфросинию вкусной пищей. Клеймо иконы «Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием»

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Ефросиния имела попечение не только о своем личном спасении, но и о спасении ближнего. По совету преподобной, монастырь был разделен на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев, где и несла свои послушания преподобноя Ефросиния: читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее стала еще более строгим подвигом полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Преподобная Евфросиния Суздальская. Чудеса

Вскоре о редкой подвижнической жизни преподобной узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Как к источнику Света Христова и материнского тепла, множество людей стало тянуться к преподобной Ефросинии, чтобы услышать ее поучения о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

В трудные для народа времена Божья Матерь укрепляла своих чад. Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель с тяжкими недугами.

Однажды был такой случай. В Суздале жила одна знатная и благочестивая вдова, которая очень любила Ризоположенский монастырь. У нее была бесноватая дочь, и мать, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, обещала отдать отроковицу в обитель, если та выздоровеет. Вместе с больной она отправилась в монастырь и умолила преподобную Евфросинию исцелить бесноватую. Преподобная стала молиться о несчастной девушке, но злой дух заговорил устами девицы: «С тех пор, как пришла на место это прелестница сия, нет мне власти в черноризицах, а теперь и от этой девицы отгоняет она меня». Сказав это, он поверг больную к ногам преподобной Евфросинии, долго и жестоко мучил, а потом навсегда оставил ее. Преподобная подняла отроковицу за правую руку, и та встала здоровой. Обрадованная мать немедленно выполнила свое обещание, и дочь ее приняла постриг с именем Таисия. Вскоре приняла постриг и мать, которую отправили на вдовью половину обители.

Однажды преподобная Евфросиния взяла на себя сугубый подвиг — она некоторое время безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, — сказал Господь, — …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух Ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом чуде, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему укрепляла его и убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться своего наставника боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

Смерть отца глубоко тронула сердце святой Ефросинии, тогда она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!» Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

Почитание и канонизация преподобной Евфросинии Суздальской

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Ровно семнадцать лет назад в этот же день она приняла пострижение.

Весть о ее кончине распространилась быстро, и в монастыре собралось много народа, чтобы попрощаться со своей благодетельницей. Также приходили недужные и больные, одержимые злым духом; они прикасались к телу умершей и по молитвам своим получали исцеление.

Но со временем славу Ризоположенского монастыря затмили новые женские обители, устроенные к тому времени в Суздале: Александровская, а затем Покровский женский монастырь. В середине XVI века у гробницы преподобной Евфросинии совершилось несколько чудес, после чего Ризоположенский монастырь вновь привлек к себе внимание. Тогда и появилась мысль о канонизации преподобной Евфросинии, что и было со временем исполнено. А при гробнице ее стали совершать торжественные службы, каноны и молебны, и множество «чюдоносныхъ исцелений быта; слепые, хромые, сухие, немые, недужные, расслабленные, кто каким недугом одержим бысть».

Общерусское почитание преподобной Евфросинии началось в 1517 году. В сентябре 1699 года суздальским митрополитом Иларионом были торжественно открыты нетленные мощи преподобной Евфросинии, которые до этого, хоть и было церковное чествование ее, оставались под спудом. Несмотря на 450-летнее пребывание в земле, нетленными оказались и погребальные ризы преподобной Евфросинии. По благословению патриарха Адриана мощи преподобной Евфросинии переложили в новую раку и поставили в соборной церкви Ризоположенского монастыря (близ северных врат). На торжество прибыло много паломников из окрестных мест, и в это время совершилось много чудесных исцелений «для памяти и на пользу будущим родомъ».

Преподобная Евфросиния Суздальская. Иконы

Преп. Евфросиния Суздальская. Шитая пелена. Русь. XVII (?) в. Фото С.М. Прокудина-ГорскогоПреподобная Евфросиния Суздальская с 20 клеймами жития. Икона, последняя четверть XIX векаПреподобная Евфросиния Суздальская. Конец XVII в.Святая Евфросиния Суздальская, с мученицей Ириной на полях. 1778 г. Суздаль. Воскресенский АвдейПреп. Евфросиния Суздальская. Доленко Н.В. (выпускница Иконописной школы 1997 г.). Сергиево-Посадский район. До 2005 года

О чем молятся преподобной Ефросинии Суздальской

Вся жизнь преподобной Евфросинии, как внешняя, так и внутренняя, была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости, мудрости и мужества. Преподобная Евфросиния — русская терпеливица. Ее образ — воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство Русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами, — этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тело.

Анна Кондратова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *