Житие иулиании лазаревской

От Ивана Грозного до наших дней

Церковь Святителя Николая Чудотворца, названная по своему местоположению Прибрежной, находится в самом центре древнего русского города Мурома на живописном берегу реки Оки. Она по праву считается одним из древнейших приходских храмов города.

История Никола-Набережного храма в Муроме ведет начало от церкви Ильи Пророка. На его месте в XVI веке построили деревянную церковь Николая Чудотворца. В народе ее называли «Никола Мокрые ноги», потому как в разлив реки Оки вода подбиралась к самому храму. Сейчас таких разливов нет, но название сохранилось.

Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану IV и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань. По показанию Сотной книги 1574 г., напротив этой церкви был государев двор. Отсюда же отправлялась рыба и порох из Мурома в Москву, к царскому двору. Здесь же ждали вызова на службу ратные воины, готовые защитить берег от врагов. Посвятили новую церковь Николаю Чудотворцу неслучайно – он покровительствовал торговцам, каких много было по берегу Оки.

Святая праведная Иулиания Лазаревская

Рядом с Никольским храмом находилась деревянная звонница с шестью колоколами.

В 1700 г. вместо ветхой деревянной церкви решили возвести новый добротный кирпичный храм. Есть сведения, что строительство велось на средства московского священника Дмитрия Христофорова. По всей видимости, он был сыном иерея Христофора, который служил в муромской церкви. Строился храм долго – 17 лет. В 1714 г. в храме устроили новый иконостас. Под руководством художника Казанцева в Муромском Благовещенском монастыре написали иконы для иконостаса с изображением шести сивилл – древних пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. Сейчас фрагменты этого иконостаса находятся в краеведческом музее Мурома.

Столетие спустя, в 1803 г., устроили трапезную и придел в честь Пришествия Святаго Духа. Потом на средства прихожан возвели придел в честь святого Власия, покровителя стад, и колокольню.
После революции и до лета 1940 г. Никольская церковь находилась в ведении общины верующих. К ХХ веку в храме появились святыни: украшенная драгоценными камнями икона Богородицы и чудотворная икона Николая Мирликийского.

Но почти все церковное серебро было расхищено, повреждена ограда и колокольня. Храм был отнесен к памятникам архитектуры второй категории, что спасло его от полного уничтожения. С 1940 г. и до 1991 г. в храме устраивали лыжную базу, склад зерновых, птичник. Арендаторы менялись несколько раз, одно время здание принадлежало музею. Целое десятилетие храм стоял открытый и пустой. Наконец в 1991 г. его передали Владимирской епархии. Первый настоятель храма протоиерей Петр рьяно взялся за дело восстановления, однако почти сразу в храме случился пожар, очень много сгорело, но уцелела икона Святителя Николая Чудотворца.

Муромский храм Николы набережного, старинная открытка

В 1993 г. из Воронежа привезли новые колокола и водрузили на звонницу. Тогда же храму передали мощи Святой праведной Иулиании.

Настоятель храма протоиерей Сергий Горячев, когда ему исполнилось 15 лет, впервые пришел именно сюда. В 17 лет он поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Затем пришел в храм Николы-Мокрого псаломщиком, красил его, потом служил в соседнем храме. Когда отсюда батюшка ушел на покой, его поставили настоятелем.

При отце Сергии в 2005 г. возле святого целебного источника у храма поставили и освятили часовню. По преданию, именно отсюда епископ рязанский Василий отплывал вверх по Оке из Мурома в старую Рязань.

Жизнеописание святой Иулиании

Матушка Иулиания – одна из русских православных женщин-святых. Родилась она в 1535 г. в семье Иустина Недюрева, ключника при дворе царя Иоанна Васильевича. Когда было ей шесть лет, умерла ее матушка Стефанида Лукина, родом из Мурома. По смерти жены отец отдал Иулианию на воспитание бабушке Анастасии в Муром.

Книга чудес святой Иулиании.

Бабушка воспитывала внучку в благоверии и чистоте, сама была боголюбива и нищелюбива, подавала милостыню, подолгу молилась, соблюдала посты, мало спала и много трудилась. Когда же минуло Иулиании 12 лет, умерла бабушка, и девочка перешла жить к своей тетке Наталии, у которой своих было восемь дочерей и один сын.

В 16 лет Иулианию выдали замуж. Супруг ей достался знатный, богатый и добродетельный – дворянин Георгий Осорьин из села Лазарево. Муж ее подолгу находился на царской службе. И вот однажды проснулась Иулиания ночью, чтобы помолиться. Мужа дома не было. И бес напустил на нее, молодую и неискушенную, страху, чтобы легла она в постель и уснула вместо молитвы. Сон ей был страшный, и прямо во сне начала она молить Богородицу и Николая Угодника о защите и помощи. И явился к ней Святой Николай, разогнал бесов и обещал по завету Бога охранять ее. Иулиания проснулась и увидела Святого Николая наяву, как будто он уходил из покоев ее. Побежала за ним, а он тотчас стал невидимым. Дверь была заперта, и уверовала Иулиания в чудо.

Много раз просила она у мужа отпустить ее в монастырь, но тот не соглашался, призывал любить Бога в миру и вести жизнь праведную. Родила она мужу десять сыновей и трех дочерей.После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала снова проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради близких, поэтому и на этот раз согласилась. Днем и вечером она занималась хозяйством, а ночами молилась, делая множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов. Иулиания спала на голых бревнах, одежды теплой зимой не носила, изнуряла свое тело ради спасения души. Так прожили они десять лет.

После смерти мужа Иулиания стала молиться пуще прежнего, спала по два часа за ночь, рукодельничала да пекла хлеб для нищих и убогих, а сама дошла до крайней бедности, отказывая себе во всем.Во время голода при царе Борисе Годунове Иулиания не переставала помогать людям и пекла для них хлеб, приготовленный из лебеды и коры деревьев.

У мощей святой Иулиании

Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Умерла она 2/15 января 1604 г., и с тех пор в этот день чтят память святой праведной Иулиании Чудотворицы.

Похоронили ее у церкви Святого Лазаря в селе Лазаревское. Над гробом Иулиании поставили теплую церковь архистратига Михаила. Через десять лет умер сын Иулиании Георгий, и когда стали его хоронить, обнаружили гроб Иулиании целым и невредимым, а как открыли его – увидели, что полон он мира благовонного. Наполнили сосуд тем миром, отвезли в Муром в соборную церковь. А Иулиания явилась своей дочери Феодосии, бывшей в девичьем монастыре в Муроме, и велела вынуть себя из земли. Подняли ее гроб над землей. И пошел от него песок чудотворный.

Многие от того мира и песка обрели здоровье и силу. Так, Иеремий Червев из Мурома обтер своих жену и дочь песком от гроба Иулиании и зажили на руках и ногах у них многочисленные раны. А христианка Фекла, приложившись к раке со святыми мощами, обрела разум. Иосиф из Пансыревой деревни был нем, а дали ему воды от мощей святой Иулиании – и он начал разговаривать ясно.

Род святой Иулиании не угас, ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом, автор ряда книг.

Спасла от огня и бомбы

Иулиания стала местночтимой муромской святой в 1649 г. Мощи ее долгое время находились в музее, так же, как мощи Петра и Февронии и благоверных князей Константина, Михаила и Федора. Теперь же мощи праведной Иулиании хранятся в Никола-Набережном храме. Здесь же находится еще одна святыня – икона Иулиании милостивой, которую написали ее потомки и привезли в Муром из Парижа.

Запись из Книги чудес святой Иулиании

Возле раки с мощами Иулиании почти всегда стоят живые цветы. А несколько лет назад случилось, что накануне Пасхи не было у церкви денег, чтобы купить красивый букет белых лилий и белых роз и поставить их чудотворице. Священник молился, чтобы помог ему Господь обрести, собрать деньги на цветы для милостивой Иулиании. Но вот Пасха близка, а денег нет. Посчитал он тогда со служителями, во сколько обойдется букет, и решили, что деньги выделить надо. И как раз в этот момент подходит к ним прихожанин и протягивает деньги, а сам и говорит: «Из моей спальни хорошо виден ваш храм. Несколько дней назад во сне я слышал голос, который велел мне отнести в храм деньги. Но мне все некогда было, дела, хотя сам переживал и мучился. А вот сегодня утром встал и решил исполнить волю Божию. Вот, возьмите, пожалуйста». И что самое удивительное – сумма оказалась ровно такой, какую решили за минуту до этого выделить на цветы.

Этот случай среди прочих записан в Книге Чудес, хранящейся в церкви. «Описание чудес, совершающихся по молитвам святой и праведной Иулиании» – так называется толстая тетрадь в черном переплете. Начата она по благословению настоятеля Никола-Набережного храма протоиерея Николая Стройкова в 1997 г. В тетради прихожане и паломники оставляли свои записи. Люди описывали свое исцеление, чудесное спасение, помощь, благодарили святую, просили помощи и заступничества, рассказывали случаи, которые произошли с ними, сообщали, как после предыдущего поклонения святой наладилась у них жизнь.

Среди многочисленных записей об исцелении больной ноги или поясницы есть и совсем удивительные. Вот молодая мать благодарит матушку Иулианию, что даровала ей дочку после долгих лет ожидания и лечения. Другая женщина поклоняется святой, что помогла ей выносить ребенка. А вот паломница из Челябинска пишет, как был ей сон, а в нем незнакомая церковь и стол в ней без скатерти. И было ей видение сшить ту скатерть. Много месяцев откладывала она дело, не умея ни шить, ни вышивать. Но вот по делам приехала в Муром, и как увидела храм Николы-Набережного, вспомнила сон свой, узнала церковь, купила ткань, брала уроки вышивания, и через полгода прислала из Челябинска бандеролью вышитую скатерть.

Паломник пишет, как в дороге перевернулся и сгорел их автобус. Люди выжили, сумка его сгорела дотла, а икона в этой сумке осталась цела и невредима.

А вот и вовсе удивительный случай, который описал клирик храма Святителя Николая в подмосковном Бирюлеве иерей Константин Кобелев 11 декабря 2008 г.: «В 2006 г. по дороге из Дивеева проезжали Муром. Время было неурочное, храм был закрыт, никого не было. Спутники мои остались в машине, а я решил, что хотя бы вокруг храма обойду. Когда я был у святого алтаря, с южной стороны, неожиданно услышал дивное пение. Высокий женский голос пел. «Значит, это меня матушка Иулиания зовет», – подумал я тогда. 30 ноября 2008 г. в нашем храме Святителя Николая в Бирюлеве был совершен теракт. Пострадала только одна наша прихожанка Анна, которая три раза плеснула на бомбу святой водой. Бомба чудом не разорвалась, только сработал взрыватель, повредив Анне лицо».

Еще одна интересная запись, которую сделала муромлянка по рассказу паломницы из Белоруссии. У нее сильно болел внук, не мог ходить. Врачи от него отказались, и только мать и бабушка продолжали лечение и молились. И однажды приснилось ей, что помочь сможет святая Иулиания. О такой святой она не слышала никогда, стала спрашивать у знакомых, те тоже не знают. И вот отправившись в поездку по святым местам, оказалась в Муроме и неожиданно для себя нашла здесь икону и мощи святой Иулиании, молилась, плакала, речь ее постоянно переходила с русской на белорусскую. И уехала она в полной уверенности, что внук ее начнет ходить. А обретение веры – это ли не главное чудо?

Роман Павлов

История

Родилась в семье Юрия (Георгия) Ольшанского (Гольшанского) из Дубровицы, одного из щедрых благотворителей Киево-Печерской Лавры, известного военачальника, не раз сражавшегося с татарами.

Юлиания прожила недолгую жизнь и умерла в 16-летнем возрасте. Тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

Православная традиция приписывает святой Иулиании добродетели, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особенно — дела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божьи заповеди, постигла вершину духовного совершенства.

В начале XVII века (при архимандрите Елисее Плетенецком) в Киеве, вблизи большой соборной Печерской церкви, копали могилу для умершей девушки и натолкнулись на гроб. К нему была прикреплена серебряная дощечка с надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девою, в лето от рождения 16-ое». Когда гроб вскрыли, то увидели княжну — нетленною. Гроб с телом княжны тогда же был перенесен в церковь.

Во времена Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы была изготовлена новая рака для мощей святой потому, что она во сне явилась архимандриту и упрекала его за маловерие и небрежение к её мощам. Именно тогда на её гробнице была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живёт во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаеш, Юлиания, как цветок прекрасный…».

Сохранился рассказ о необычном случае, который произошел с мощами святой девы. Однажды к Печерской церкви под видом истинно верующего пришел злоумышленник, арианин по имени Василий. Он притворялся, что собирается посетить святые места и поклониться мощам святых угодников Печерских. В церкви он попросил разрешения поклониться мощам святой Иулиании, то есть открыть раку с её мощами, его просьбу удовлетворили, и он припал к её руке. Но когда вышел из храма, вдруг закричал страшным диким голосом и упал мертвым. Когда осмотрели тело злодея, выяснилось, что он снял кольцо с пальца руки княжны, за что и был наказан. С тех пор православная церковь стала прославлять Иулианию.

У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании ещё более увеличилось.

Мощи Иулиании частично сгорели в 1718 во время пожара в Киево-Печерской Лавре. Остатки их были положены в раку и поставлены в Ближних пещерах Лавры.

Православная церковь так прославляет святую деву: «…Привожу к Тебе, Всещедрый, Іулианию, свечу, постоянно светлую, владеющую обилием елея; ея молитвами сохрани нас от всякого зла»…

Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцов Киево-Печерской лавры. Она заступница женщин вместе с другими святыми пред Пречистой Матерью Господа и вместe с Нею — пред Престолом Святой Троицы. Она же – заступница невинных дев.

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся праведной Иулиании Лазаревской

Праведная Иулиания родилась в начале 40-х годов XVI в. в Москве в семье благочестивых и зажиточных родителей, происходивших из старинного боярского рода Недюевых. С детства она вела праведную жизнь, строго соблюдала посты, занималась рукоделием, чтобы «обшивать вдов и сирот». Когда девушке исполнилось 16 лет, ее выдали замуж за муромского вотчинника Георгия Осорьина. Супруги Осорьины много помогали нуждающимся. Во время голода в 1570–1572 гг. Иулиания раздавала нищим хлеб, втайне от близких во время эпидемий занималась врачеванием, рискуя заразиться. После смерти мужа (ок. 1592/1593 г.) праведница полностью посвятила свою жизнь служению Богу и ближним, неустанно творя дела милосердия. Она удостоилась посещения святителя Николая Чудотворца, а также наставления Божией Матери о необходимости не только домашней, но и церковной молитвы. В декабре 1603 г. Иулиания тяжело заболела и скончалась 2.01.1604 г. Ее похоронили в селе Лазареве рядом с могилой мужа у храма святого Лазаря.
Праведную Иулианию Лазаревскую просят исходатайствовать у Господа для молящихся здравие на многие годы, спасение, мирную жизнь, изобилие плодов земных, победы над врагами видимыми и невидимыми. Ее просят о сохранении нашего Отечества и других христианских стран от всех наветов и козней вражеских, даровании покаяния, об оставлении грехов и страстей. При мощах святой было зафиксировано множество случаев исцелений от болезней рук и ног, зубов, язв на теле, паралича, слепоты и даже смертельных недугов. Поэтому сложилась традиция специально молиться ей об исцелении болящих.

Молитва
праведной Иулиании Лазаревской

Утешение наше и похвало, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетное здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих подателя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие святой Иулиании Лазаревской началось в XVI веке, в семье благочестивых родителей, дворян по происхождению. Ей предстояла жизнь полная страданий, однако она всегда с терпением и верой относилась ко всему.

Житие праведной Иулиании

Святая в возрасте шести лет стала полной сиротой. Воспитание на себя взяла бабушка по матери. К сожалению, вскоре, через шесть лет ушла и она в мир иной. Она передала завещание в котором просила о приюте для внучки у своей дочери, которая и так воспитывала девятерых детей.

Уже с детства девочка отличалась своим добрым нравом любовью к молитве и рукоделию. Подвергалась насмешкам других детей. Однако она не злилась и не отчаивалась и молилась еще усерднее, соблюдая строгий пост, воздержание и коленопреклоненную молитву.

Ее близкие постоянно отговаривали ее и переживали за состояние здоровья, однако девочка была непреклонна в своей вере. Подвигом по жизни Иулиании была помощь нуждающимся. Ночами она шила, чтобы поделится с сиротами и нуждающимися, а также ухаживала за больными и старалась всех накормить.

За ее добродетель ее сосватал владелец одного из соседних сел. Юрий Осорьин стал мужем для шестнадцатилетней Иулианы. В доме мужа она не прекращала окутывать всех своей добродетелью, кротостью и молитвой, была образцовой хозяйкой. Не забывала женщина никогда о вере и коленопреклоненной молитве. Много времени проводила над рукоделием, и творила милосердные дела:

  • раздавала одежду нищим;
  • шила для храмов;
  • давала деньги нищим и сиротам.

Все свои пожертвования она старалась делать тайно, с помощью одной помощницы служанки.

К слугам относилась снисходительно и всю работу по дому старалась делать сама.

Однажды ей было видение, в котором нечистая сила грозилась погубить ее, если она не прекратит своих благодеяний. Однако она наоборот еще с большим рвением начала помогать нуждающимся. Во время голода она раздавала пищу тайно. Во время эпидемии не боялась ухаживать за больными, мыть умерших, а также молиться за всех. Она несла в мир слово Божье, будучи безграмотной.

В браке Иулиана была счастливой матерью десяти сыновей и трех дочерей. Однако дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на службе у царя. Мужа и детей она приучала к молитве своим примером, ведь это единственный путь утешения и спасения.

После гибели сыновей Иулиана решает принять постриг, однако супруг запрещает ей мотивируя тем, что остальные дети в ней очень нуждаются. Несмотря на это она ведет монашескую жизнь в миру и живет ради других. Она воспитывала детей, вела хозяйство и усердно молилась, сну уделяла лишь два-три часа. Спала на полу и жила в строгом посту.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Однажды по немощи своей телесной святая перестала посещать храм. Тогда священнослужителю был глас Богородицы: Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой».

Когда муж ее отошел в мир иной, Иулианна раздала все, даже теплую одежду и была к себе еще более строга. Духи злобы искушали и нападали на нее все время угрожая, однако она не боялась, а творила молитву.

В тяжелые времена голода и гонения во время царствования Бориса Годунова, женщина помогала выжить научившись выпекать хлеб. Она с особой любовью относилась к слугам своим и ближним, никогда не унывая и без ропота на жизнь и властей.

Перед кончиной она приготовилась попросив прощение и взяв у руки четки и произнеся молитву предалась Господу 10 января 1604 году. Свидетели указывают на наличие нимба над головой женщины.

Молитвы и икона

Самые сильные молитвы произносимые у лика святой. В день памяти, и в сильной нужде читают акафист Иулиании Лазаревской, тропарь и кондак.

Молитва праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и бла­годатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвив­шися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добро­детелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподо­билася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Просветившися Божественною благодатию, и по смерти светлость жития твоего явила еси: источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление, с верою приходящим к мощем твоим, праведная мати Иулиание, Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милостыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим велением.

Кондак 1

Избранная Богом, праведная и милостивая Иулиание, в земли Муромстей яко звезда пресветлая возсиявшая, нищих питательнице и о людех ко Христу Богу молитвеннице, прославляюще прославльшаго тя Господа, похвальными песньми воспоим тя, образ подвига духовнаго всем женам показавшую. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед свободи нас, с любовию зовущих: Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Икос 1

Ангельское иноческое житие от юности возлюбила еси, блаженная Иулиание, и Богу единому поработати всем сердцем возжелала еси. Обаче смотрением Своим ин путь спасения предустави тебе Господь, еже в браце честнем святым житием Ему угодити. Сего ради, егда достигла еси возраста брачна, вдана была еси мужу добродетельну и богату, именем Георгию, и венчани бысте в церкви праведнаго Лазаря. Тогда вси сродницы супруга дивляхуся разуму твоему, смирению и послушанию. Мы же таковому чудному Промыслу Божию дивящеся, радостно взываем ти:

Радуйся, родителей нищелюбивых Иустина и Стефаниды чадо благословенное.

Радуйся, матере лишившися, вне крова отеческаго в вере и благочестии воспитанная.

Радуйся, звездо пресветлая, в селении Лазареве Богом возжженная.

Радуйся, лилие благоуханная, в тишине лесов муромских возращенная.

Радуйся, сверстником твоим образ благонравия показавшая.

Радуйся, агнице чистая, иноческаго чина измлада искавшая.

Радуйся, послушнице кроткая, Божиею волею мужу врученная.

Радуйся, во смирении и доброделании жизнь свою проводившая.

Радуйся, любовь нелицемерную к Богу и ближним явившая.

Радуйся, Пресвятою Богородицею возлюбленная.

Радуйся, ангельски на земли пожившая.

Радуйся, яко ныне со Ангелы ликуеши в обителех Небесных.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 2

Видя враг рода христианскаго твоя благотворения, всенощная бдения и пощения, возжела душу твою смутити страховании. Ты же, мати Иулиание, всю надежду на Бога и Пречистую Его Матерь возложивши, призвала еси на помощь святителя Николая Чудотворца. И явися святый Никола, держа книгу велику, разгна бесы, благослови тя и рече: «Дщи моя, мужайся и крепися, Христос бо мне повеле тя соблюдати от бесов и злых человек». Темже Бога благодарящи, радостно пела еси ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий недоумевает, како ты, блаженная мати, в суете житейстей пребывающи, душею в чертозех Небесных немятежно обитала еси, и богатство изобильное имущи, яко чуждее и Богом тебе врученное восприимала еси; в браце же честнем крест свой понесши, высоту добродетелей показала еси и чада своя в вере и благочестии воспитала еси. Мы же, таковую тебе от Бога данную благодать чтуще, с любовию величаем тя:

Радуйся, с супругом твоим в любви и благочестии пожившая.

Радуйся, молитвою и кротостию мужа твоего спасавшая.

Радуйся, чад твоих в делании добра утвердившая.

Радуйся, богомудрыми глаголы их просветившая.

Радуйся, госпоже милостивая, слугам своим евангельски послужившая.

Радуйся, праведная мати, в мире поживши, святости удостоенная.

Радуйся, явлением святителя Николая обрадованная.

Радуйся, от духов нечистых им спасенная.

Радуйся, бесовская наваждения мужественно претерпевшая.

Радуйся, наветы и козни лукаваго разорившая.

Радуйся, молитвы умиленныя, яко кадило благовонное, Богу приносившая.

Радуйся, в мире живущим ко спасению путеводительнице.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 3

Сила Всевышняго дарова тебе крепость в терпении тяжкий свой крест понести, егда чистыя души четырех сынов и двух дщерей твоих, во младенчестве, яко птицы небесныя к Богу возлетеша. Ты же, о богомудрая мати, сама яко горлица Божия, к селениям райским душею устремляющися, за вся благодарила еси Бога и оставшихся в живых чад твоих любовию и молитвою назидала еси, о усопших же с Иовом праведным умильне глаголющи: «Господь даде, Господь отъя. Ныне же чадца моя малая Бога со Ангелы славят, о своих же родителех тепле Его умоляют, от чистых устен приносящи серафимскую песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имеющи сердце всех милующее, благодатныя любве преисполненное, воистину мати милостивая, Иулиание, явилася еси во дни Божия посещения земли Муромския тяжким гладом. Ты бо, сама в нужде пребывающи, все имение свое раздала еси, хлебом алчущих питающи и милостыни им дающи, и всем страждущим была еси покров и утешение. Темже и мы, милости и заступления твоего просяще в нуждах и печалех наших, вопием из глубины сердечныя:

Радуйся, яко злато в горниле, огнем скорбей и искушений испытанная.

Радуйся, крест твой с терпением и радостию понесшая.

Радуйся, успение близких, яко разлучение краткое приемлющая.

Радуйся, Царства Небеснаго от Господа им просившая.

Радуйся, во дни глада светом любве твоея землю Муромскую озарившая.

Радуйся, хлебом питающи алчущих, от смерти и мук их избавлявшая.

Радуйся, милости и любве к страждущим людем преисполненная.

Радуйся, во образе нищия братии милость Христу Богу нашему сотворившая.

Радуйся, сокровище милости неистощимое.

Радуйся, яко имение твое раздавши, обрела еси богатство Небесное.

Радуйся, пище и отрадо алчущих и жаждущих.

Радуйся, спасения многих душ человеческих виновнице.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 4

Бурею бед и напастей исполнися отечество наше, егда по грехом своим людие язвою смертною наказани быша и оттого мнози в домех запирахуся, и уязвленных сродников к себе не пущаху, и ризам их не прикасахуся. Ты же, блаженная мати, болящих своима рукама в бане омывающи, молила еси Бога об исцелении их, и аще кто умираше, в вечный покой их провождающи, на погребение сребреники давала еси и многу милостыню и сорокоусты по ним творила еси. Ныне же, приемши от Бога благословенное царство, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, непрестанно поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи о лютейшем убийстве сына твоего, уязвилася еси матерним сердцем, богомудрая Иулиание. Обаче не тако смертию его огорчилася еси, колико о внезапней кончине опечалилася еси; еще о убийце его зело сокрушилася еси. Егда же и другий сын твой возлюбленный убиен бысть в служении ратнем, со слезами умиленными воспоминающи страдания Самаго Христа, в молитвах теплых к Нему укреплялася еси и скорбь свою радостию растворяла еси, яко быти тебе, по слову Апостола, во образ всем верующим. Мы же, вере твоей смиренней дивящеся, с любовию величаем тя:

Радуйся, мати многострадальная, чад твоих усопших в руце Господа вручившая.

Радуйся, убийцу сына твоего, якоже Христос распявших Его, простившая.

Радуйся, иго Христово легкое и благое на себе носившая.

Радуйся, ближния твоя паче себе возлюбившая.

Радуйся, многи скорби с благодарением Богу претерпевшая.

Радуйся, скорбящих радосте и утешение.

Радуйся, терпением и молитвою мира сего злобу побеждавшая.

Радуйся, во единем Господе утешение обретшая.

Радуйся, посетительнице в немощех лежащих.

Радуйся, прибежище наше в скорбех и болезнех.

Радуйся, елей утешения всем плачущим и нуждающимся показавшая.

Радуйся, и сама в скорбех наших сострадати нам могущая.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде явилася еси подобна, град Муром и всю землю нашу благодатию озаряющей, праведная Иулиание, и светиши всем, и наставляеши всех чающих спасение души в мире многомятежнем обрести. Сего ради и нас поучаеши, яко един есть истинный путь ко спасению в мире сем, еже вся с верою, надеждою и любовию терпети Христа ради, воспевая Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видя супруг твой, яко жаждеши скрытися от мира в обители иночестей, умоляше тя не оставляти его с пятерицею чад. Ты же, кроткая агнице, волю свою смиренно отсекающи, послушливо рекла еси: «Воля Господня да будет», и паки восприявши данный ти от Бога крест подвига в союзе брачнем, паче умножила еси бдения, посты и молитвы, в церковь ходящи к заутрени и к литургии, и дом свой держащи, и вдовам и сиротам помогающи. Мы же, поминающе добродетели твоя, со умилением взываем ти:

Радуйся, любовь твою к Богу любовию к ближним показавшая.

Радуйся, в неустанней молитве дни и нощи проводившая.

Радуйся, родителей супруга твоего любовию и послушанием почтившая.

Радуйся, чадом твоим мати любвеобильная.

Радуйся, образе истиннаго брака христианскаго с супругом твоим явившая.

Радуйся, благочестивым семейством мира и блага подательнице.

Радуйся, воздержания и чистоты истинная хранительнице.

Радуйся, добродетельному и праведному житию наставнице.

Радуйся, яко свято и богоугодно на земли пожила еси.

Радуйся, яко мног плод добродетелей Богу принесла еси.

Радуйся, о всех имя твое призывающих дерзновенная предстательнице.

Радуйся, отечеству твоему пресветлый светильниче.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 6

Проповедник жития твоего многоскорбнаго явися твой сын Каллистрат, иже поведа миру тайный и дивный подвиг твой: како ты по преставлении супруга твоего вся яже в мире отвергши, единому Богу возжелела еси угождати, и постящися и милостыню безмерну творящи, сама без теплыя одежды зимою ходила еси, в сапоги босыма ногама обувающися. Темже о тебе, праведная Иулиание, радуется град Муром и светло торжествует Церковь Божия, воспевающе Подвигоположнику Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать в сердце твоем светом добрых дел, о мати святая. «Не может град укрытися, верху горы стоя», тако и ты, добрым подвигом подвизающися, вместо богатства избравши нищету, вместо покоя труд, молитву и нощная бдения; темже и в чертоги Небесныя с мудрыми девами прията быти сподобилася еси, идеже не престаеши молитися о всех чтущих память твою и вопиющих тебе тако:

Радуйся, заре тихокрылая, Муромский край осиявшая.

Радуйся, веси Лазаревския покрове богодарованный.

Радуйся, с мудрыми девами елей добрых дел собравшая.

Радуйся, любовь Небесную в себе поистине показавшая.

Радуйся, плоть твою духови покорившая.

Радуйся, нестяжания образ нам явившая.

Радуйся, многими добродетельми душу свою украсившая.

Радуйся, любящих тя неизреченныя радости исполняющая.

Радуйся, Божия избраннице, на высоту совершенства возшедшая.

Радуйся, кроткая голубице, к небесней высоте возлетевшая.

Радуйся, милости великия и сострадания хранительнице.

Радуйся, усердная и благоприятная о душах наших молитвеннице.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 7

Хотящи по кончине супруга твоего всею душею Богу послужити, ангельскому житию поревновала еси, праведная Иулиание, подвиги к подвигом прилагала еси, паче же Христу подражающи, во смирении, любви и кротости подвизалася еси, шествующи путем спасения, к горнему Небесному отечеству ведущему, воспевающи непрестанно ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение высоты жития твоего показа всех творец и Владыка Господь: одежды бо теплыя нищим раздавши, зимою студеною в церковь ходити престала еси, но в дому возносила еси молитвы к Богу. Во едино же утро пришедый в храм праведнаго Лазаря иерей услыша глас от иконы Божия Матере: «Шед, рцы милостивей Иулиании: что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва благоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши шестидесяти лет и Дух Святый на ней почивает». Ты же, милостивая мати, в храм Божий направила еси стопы твоя, с теплыми молитвами лобызающи икону Богоматере и пения молебная возносящи. Сего ради людие верни, радующеся, яко Сама Царица Небесная тако тебе возлюби, прославляху тя сице:

Радуйся, Пресвятою Девою Богородицею возлюбленная.

Радуйся, покровом Ея осененная.

Радуйся, от Божия Матере милостивою нареченная.

Радуйся, не от человек, но от Самыя Богоматере славу приявшая.

Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейная почитательнице.

Радуйся, Божия Матере избраннице.

Радуйся, пред иконою Богоматере молитвы теплыя возносившая.

Радуйся, яко роса небесная, благодатиею Божиею напоенная.

Радуйся, Духа Святаго жилище.

Радуйся, по Бозе и Богородице крепкое наше упование.

Радуйся, молитвами и милостынями Богу угодившая.

Радуйся, велие дерзновение к Нему стяжавшая.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 8

Странницу и пришелицу в мире сем помышляла еси себе быти, мати Иулиание, темже о богатстве земнем всякое попечение отложивши и сестрам Лазаря праведнаго подражающи, многих нищих, недужных и сирых питала еси, в ихже лице Самому Христу служила еси, яко Марфа о них пекущися, духом же Мариину часть возлюбила еси. Ныне же обитаеши со Ангелы во славе вечней и поеши во гласе радования победную песнь Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся земля Муромская скорби и плача исполнися во времена глада великаго, и множество людей неисчетно гладом изомроша. Ты же, милостивая Иулиание, все имение твое распродавши на жито, милостыню давала еси, и ни единаго от просящих не отпустила еси тща. Егда же иссяче зерно в дому твоем, повелела еси слугам твоим собирати лебеду и кору древяную, хлебы из них творящи, и молитвами твоими бысть хлеб сладок. Сего ради с любовию величаем тя:

Радуйся, страннице, горняго отечества искавшая.

Радуйся, скорби многия благодушно претерпевшая.

Радуйся, бедствующим скорая помощнице.

Радуйся, нищим и убогим благосердая попечительнице.

Радуйся, вся имения своя, по слову Господа, раздавшая.

Радуйся, ближним и дальним милостивно благотворившая.

Радуйся, сосуде честный, елей милости Божия в нем храняй.

Радуйся, теплотою любве твоея нас согревающая.

Радуйся, призывающим тя усердная заступнице.

Радуйся, в печалех и злостраданиих сущим незримая предстательнице.

Радуйся, милостынею и подвиги духовными Небесное Царствие стяжавшая.

Радуйся, милостыню творити и нас научающая.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 9

Всякое естество человеческое и ангельское удивися великим твоим подвигом, праведная Иулиание, яко на земли равноангельное житие показала еси, дом Духа Святаго была еси и милостынями многими благодать обрела еси у Бога, рекшаго: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Темже ныне светлая твоя душа со Ангелы водворяется, воспевающи укрепившему тя Богу благодарную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют по достоянию восхвалити дела твоя, яже творила еси на земли. Егда же приближися преставление твое, тогда призвала еси, мати блаженная, чад твоих, наказующи их и глаголющи: «Чада, подвизайтеся и любовь имейте между собою, якоже Христос возлюби нас»; и обвивши четки вокруг руки своея, рекла еси: «Слава Богу всех ради! В руце Твои, Господи, предаю дух мой», — и предала еси святую свою душу в руце Божии, и вси собравшиися видеша у главы твоея круг злат, яко на иконах святых пишется. Мы же, почитающе блаженную твою кончину, воспеваем тя:

Радуйся, от юности твоея Господа всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, верность Ему до конца сохранившая.

Радуйся, посреде мира богоугодно пожившая.

Радуйся, милостынями и молитвами Богу угодившая.

Радуйся, свято и преподобно жизнь земную скончавшая.

Радуйся, венец безсмертия от Господа приявшая.

Радуйся, преселившаяся от земли к обителем Небесным.

Радуйся, к лику святых жен тамо приобщившаяся.

Радуйся, угоднице Божия, дивным житием твоим яко солнце сияющая.

Радуйся, чудесы твоими от Бога прославленная.

Радуйся, яко предстательством твоим у Христа Бога вечное спасение нам подаеши.

Радуйся, яко фимиам молитв твоих о всех девах и женах Ему приносиши.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 10

Спасти хотящи душу твою, милостивая Иулиание, шествовала еси путем узким и прискорбным, и тако Царствие Небесное унаследовала еси и скончалася еси яко истинная ученица Христа Бога, заповеди Его исполнивши: с плачущими в покаянии утешение себе обрела еси, кротостию ко всем землю кротких наследовала еси, нищелюбием и милостынями помилование от Господа получила еси, чистотою сердца Бога зрети сподобилася еси, Емуже со всеми святыми ныне поеши победную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая явилася еси верным, к скорому твоему предстательству прибегающим, егда обретены быша честныя мощи твоя, святая Иулиание. И видеша людие гроб твой полн мира благоуханнаго, и мнози, помазавшеся миром тем, от различных недуг исцеления приимаху. Темже и мы, грешнии, к раце мощей твоих ныне притекающе, молим: заступи и сохрани нас молитвами твоими от искушений и скорбей, бед и напастей, да взываем ти:

Радуйся, нетлением мощей твоих от Бога прославленная.

Радуйся, землю нашу сиянием чудес твоих облиставшая.

Радуйся, евангельских заповедей верная исполнительнице.

Радуйся, вечныя радости со Христом причастнице.

Радуйся, нищетою духовною в вертограде Небеснем водворившаяся.

Радуйся, умиленными слезами утешение вечное приявшая.

Радуйся, алкавшая и жаждавшая правды, ныне же райскаго блаженства наслаждающаяся.

Радуйся, духом кротости землю обетования наследовавшая.

Радуйся, яко милосердия делами милостивых блаженство от Господа получила еси.

Радуйся, яко чистым сердцем Бога ныне лицем к лицу зриши.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное вшедшая.

Радуйся, яко мзда твоя многа на Небеси.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное с верою и любовию приносим ти, преведная Иулиание, славим и величаем прославльшаго тя и дивнаго во святых Своих Бога нашего, даровавшаго нам таковую милостивую предстательницу и целительницу недугов, и молимся тебе: сохрани во всяком благополучии и чистоте люди православныя и соблюди нас от всякаго злаго обстояния, да мирно и безмятежно в державе нашей жительствующе, благодарне воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Возсияла еси, яко светильник, поставленный не под спудом, но на свещнице, исполнен елея веры, надежды и любве, наипаче же христианскаго терпения, милосердия и воздержания, не точию в земли Муромстей, но и всю богоспасаемую страну нашу осветила еси лучами твоего богоугоднаго жития и многими чудесы исцеления источаеши от нетленных мощей твоих, утешающи и радость дарующи всем верным, вопиющим тебе таковая:

Радуйся, звездо небосветлая, в земли Муромстей воссиявшая.

Радуйся, светозарное светило, всю страну нашу осветившее.

Радуйся, града Мурома духовное сокровище.

Радуйся, веси Лазоревския неотступная хранительнице.

Радуйся, светильниче света небеснаго, путь к Царствию Божию нам указуяй.

Радуйся, светлостию чудес твоих мрак душ наших озаряющая.

Радуйся, во тьме неверия блуждающим путеводительнице.

Радуйся, яко и нас благодатным светом просвещаеши.

Радуйся, души и телеса наша благодатию Божиею исцеляющая.

Радуйся, заступнице милостивая и неусыпающая хранительнице наша.

Радуйся, свеще неугасимая, любовию к Богу возжженная.

Радуйся, любящим и чтущим тя сугубо любовию воздающая.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных к раце мощей твоих, пред ними бо малое моление приносяще, велию благодать от Господа получаем. Темже молим тя: пролей ныне теплую молитву ко Господу, да укрепит Церковь Святую, да утвердит страну нашу и веру Православную в ней сохранит; умоли Христа Бога нашего, да возгорятся светильницы наши от елея добрых дел, и помози всем девам и женам отчизны нашея срести Господа и удостоитися одесную Него стояти и славити Его во веки ангельскою песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и превозносяще Всемилостиваго Бога, даровавшаго нам тебе, милостивая мати Иулиание, прославляем дела милосердия и подвиги твоя, имиже Господа на земли прославила еси, хвалим ревность твою по Богу, любовь к Пречистей Его Матери, ублажаем служение твое нищим, болящим и убогим, славим кротость твою, величаем смиренномудрие твое и почитаем святую память твою, со умилением воспевающе тебе тако:

Радуйся, в вышних Престолу Божию со Ангелы предстоящая.

Радуйся, яко со избранными Его во обителех райских торжествуеши.

Радуйся, с преподобными и праведными венцем безсмертия увенчанная.

Радуйся, всего богосветлаго лика святых жен собеседнице.

Радуйся, Церкве Христовы славо и украшение.

Радуйся, цвете благоуханный земли нашея.

Радуйся, во свете невечернем обитающая.

Радуйся, душетленных недугов тьму отгоняющая.

Радуйся, безнадежных страдальцев богодарованная целительнице.

Радуйся, бесноватых от насилия диавола свободительнице.

Радуйся, истинныя любве к Богу наставнице.

Радуйся, всем христианом земли нашея благодатное утешение.

Радуйся, милостивая Иулиание, жен благочестивых похвало и украшение.

Кондак 13

О пречудная и милостивая голубице, святая праведная Иулиание, приими ныне малое сие моление наше и вознеси его ко Христу Богу нашему; испроси нам у Всемилостиваго Спаса утверждение в вере и добрых делех, избавление от всех бед и напастей в жизни сей, во успении же нашем благую надежду на спасение, да сподобимся в радости вечней воспевати Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

О святой известно современным православным не так много, и поэтому иконы святой присутствуют не во всех православных церквах. Поклонится святой съезжаются со всего мира в с. Лазарево. Здесь стоит икона святой, а также несколько источников один из которых назван именем святой.

Святая также известна тем, что она является героиней литературного произведения. Также икону святой Иулиании можно лицезреть в музее в Муроме, на которой святая изображена с супругом и дочерью.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святой Иулиании:

ВЛИЯНИЕ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ( ЕВХАРИСТИИ) НА ДЕТЕЙ Причастие Святых Христовых Тайн обладает чудесным свойством – полностью УНИЧТОЖАТЬ в душах людей — всю НЕГАТИВНУЮ генетическую НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ что передается людям — от их родителей, от бабушек и дедушек.. ПРИЧАСТИЕ ВЫЛЕЧИВАЕТ — ВСЕ, ВСЕ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ И НЕИЗЛЕЧИМЫЕ, СМЕР… «Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит. П… «Я И НЕ ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ЛЮБЯТ» Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные… Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта ▫Известно, что в середине 60-х Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, неспособным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценÐ…

Житие Юлиании Лазаревской

Архангельская А. В.

Повесть о Юлиании Лазаревской (+ 1604) обычно трактуется исследователями не столько как житие, сколько как биографические записки, составленные одним из ее сыновой (Г.П. Федотов называет Дружину Осорьина, Р. Пиккио – Каллистрата Осорьина). В таком случае перед нами — единственная собственно биография древнерусской женщины, замечательная своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. С другой стороны, сопоставление структуры «Жития Юлиании Лазаревской» с традиционным житийным каноном позволяет понять, что перед нами – очередной этап эволюции житийного жанра в древнерусской литературе.

Юлиания происходила из муромского дворянского рода. Отец и мать девочки были благочестивы и боголюбивы, но они рано оставили этот свет, и девочка осталась сиротой в 6-летнем возрасте. Юлиания воспитывалась сначала бабушкой (тоже в течение 6 лет), а потом теткой. Родня ее была довольно состоятельной. Описывается, что тихая и послушная Юлиания боголюбива, почтенна, смиренна, не любит детских игр, суеты, песен и смеха, но все ночи проводит за пряжей и пяльцами. Уже тогда она помогает в округе сиротам и нуждающимся. Хотя при отсутствии поблизости храма Юлиания до замужества редко бывала в церкви, но уже в детские годы она терпела насмешки от тетки и двоюродных сестер за свою молитву и постничество: «Сия же блаженная Ульяния от младых ногтей Бога возлюбив и пречистую Его Матерь, и помногу чтяше тетку свою и дети и дщери ея, и имея во всем послушание и смирение, молитве и посту прилежаше, и того ради от тетки много сварима бе и от дщерей ее посмехаема. И глаголаху к ней: «О безумная, что в толицей младости плоть свою изнуряеши и красоту девственную погубляеши?» И принуждаху ея рано ясти и питии. Она же не вдавашеся воли их, но все со благодарением приимаше и с молчанием отхождаше и послушание имея ко всякому человеку. Бе бо измлада крепка и молчалива, небуява и невеличава, от смеха и всякия игры отгребашеся». Таким образом, перед нами предстает традиционный образ ребенка, гнушающегося детскими играми, постника и молитвенника, в силу обстоятельств вступающего в определенный конфликт с властью старших (в данном случае – не родителей, а опекунов-воспитателей). Этот конфликт святая Юлиания, подобно преподобному Сергию, несет с кротостью и смирением, что отнюдь не означает отсутствия внутренней твердости. Представляется весьма характерным упоминание о «крепости» Юлиании: оно находится в русле традиции, неоднократно показывающей телесную и духовную крепость святых подвижников (крепки телом и душою были и преподобный Феодосий, и преподобный Сергий).

Когда Юлиании исполняется 16 лет, она выходит замуж за богатого и добродетельного человека Георгия Осорьина, тоже зажиточного дворянина, и живет с ним в селе Лазаревском, в 4-х верстах от Мурома. Именно с замужеством связывается воцерковление святой: после венчания священник «поучи их по правилом святым закону Божию, она же послуша учения и наказания внятно и делом исполняше». Теперь Юлиания живет близко от храма и никакие внешние препятствия не мешают ей присутствовать на церковных службах. Но в поле зрения ее жизнеописателя попадает не только церковная, и не только духовная сторона ее жизни. Как образцовая жена, она покорна свекру и свекрови и исполнена всяческого почтения к ним. В результате они довольно скоро передают ей все хозяйственные заботы. Послушание родителям мужа и ведение хозяйственной деятельности у Юлиании Лазаревской заменяют собой монашеское послушание. Она кормит и одевает многочисленных рабов и рабынь, задает им работу, но не принимает от них никаких личных услуг: не позволяет им ни снимать обуви, ни подавать воды для умывания. Неразумных она учит кротостию, а не наказанием. Вечером и утром за молитвой она кладет 100 поклонов. Муж ее часто ездит по служебным делам в Астрахань на 2–3 года, но даже в это время она не имеет права распоряжаться имуществом и подает милостыню только из своего рукоделия. Своими руками она обстирывает вдов и сирот и кормит их. После Бога и Богородицы она больше всего чтит св. Николу, который и защищает ее от бесовских страхований.

Во время голода и моровой язвы, еще при Грозном, она хитростью выпрашивает у свекрови пищи, будто бы для себя, и раздает все голодным. Она хоронит умерших, заказывает по ним сорокоусты, а заразных больных, от которых все сторонятся, она моет в бане своими руками, тайно от родителей мужа.

У Юлиании было много детей, но в них она не была счастлива. Среди них, как и среди челяди, возникают частые свары; старший сын убит холопами, другой – на царской службе. Юлиания стала подумывать о монастыре, но муж не отпустил ее, приведя ей слова Косьмы пресвитера о том, что человека украшают не монашеские ризы, а добродетели: «Ничтоже пользуют ризы черныя, аще не творим мнишскаго дела. Дела бо спасают человека, а не ризы. Аще и в мире живуще, а мнишеское исполняющее, не погубит мзды своея. Не место бо спасает человека, но нрав». Так в «Житии Юлиании Лазаревской» еще и еще раз настойчиво возникает тема «монастыря в миру».

Муж освобождает Юлианию лишь от обязанностей супружества, и с этих пор она, постелив ему постель, сама укладывалась на печке, подложив под ребра поленья и ключи. Впрочем, обычно она проводила ночи за молитвой, а рано утром спешила к заутрене и к обедне в церковь.

Через 10 лет ее муж умер, и Юлиания может свободно расточать свое имущество на дела любви. Она раздавала все деньги и даже занимала еще. Выпрашивая себе у детей денег, якобы на теплую одежду, она ходила без шубы и надевала обувь на босу ногу, подкладывая в сапоги вместо стелек орехи и острые черепки. В эти годы ее благочестие принимает более монашеский характер. Она непрестанно с четками в руках творит молитву Иисусову, и даже во сне ее губы шепчут ее. Повторяются видения и угрозы от бесов, от которых избавляет ее св. Никола своею палицей. В житии рассказывается, что однажды св. Никола схватил одного из бесов и долго не отпускал его. Рассерженный бес прокричал Юлиании, что, хотя сейчас она оделяет нуждающихся хлебом, скоро придет время, когда она сама будет умирать от голода. И действительно, это предсказание сбывается.

При царе Борисе снова настали голодные годы (1601–1602), каких давно не было на Руси. Люди ели человеческое мясо и умирали во множестве. Но в эти страшные дни в полной мере раскрывается подвиг жизни Юлиании – подвиг любви. Ее амбары давно были пусты, она распродала весь скот, одежду и посуду ради голодных и сама дошла до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою нижегородскую вотчину, где, может быть, голод не так свирепствовал, и отпустить на волю всех своих рабов, которых нечем было кормить. Некоторые из них, впрочем, остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых она пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих, которых было в то время «без числа». Соседи говорили им с укоризной: «Что вы ходите к ней в дом? Она сама помирает с голоду». Но нищие уверяли, что они нигде не едали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы. Брали и соседи для пробы ее хлеба из лебеды и удивлялись: «горазды рабы ее печь хлебы». Так через пять веков Юлиания повторила подвиг печерского монаха Прохора Лебедника.

Юлиании на тот момент было около 70 лет. Разболевшись на Рождество, на причастилась, простилась с детьми и слугами, «поучив их о любви и о милостыне». О себе она призналась, что давно желала ангельского образа, но не сподобилась по грехам своим. Прощавшиеся с ней видели над головой ее золотой круг, «яко же на иконах пишется».

Когда через 10 лет у Лазаревской церкви хоронили ее сына Георгия, то нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Этим миром мазались больные и получали исцеление. Посмертные чудеса очень подробно описываются агиографом (именно эта осведомленность заставила исследователей приписать авторство жития одному из сыновей Юлиании). Как правило, эти чудеса традиционны и связаны с исцелением от болезни (кровотечения, зубной боли) или от одержимости злым духом. Но одно чудо довольно специфично. Рассказывается, как «во едино же нощь загорелося село, и объят огнь 4 двора средние. И воста буря велия, и уже огню к церкви приближающуся. Аз же егда возмог от зноя въскочити в церковь и похватити персти от гроба святыя обема рукама. И явися в рука моих аки вода – и вергох во огонь против ветру, тако же и с другия стороны пожара. И абие ветр возротися въспять и нача свитатися кругом, и две храмины, сущия от края, яко водою, угоихом. А по обе стороны по четыре двора, такожде вкупе соломою крыты, соблюде Бог от огня невреждены молитвою святыя Ульянии».

Житие Юлиании Лазаревской имеет ряд общих черт с библейской историей об Иове Многострадальном. Святая Юлиания проходит через множество испытаний и искушений, и в каждом из них доказывает свою верность Богу. Это голод, холод, мор, смерти детей, бесовские страхования и т.д. Никакие обстоятельства не могут ее сломить, во всех случаях она ведет себя по-христиански: обмывает, погребает, раздает хлеб, деньги и одежду, лечит язвенных и заразных, посещает узников, заказывает сорокоусты в разных монастырях. Подводя итог, агиограф говорит о ней: «Потерпе же в той нищете… а не оскорбися и ничему об том не поропта. И не согреших ни во устнах своих, не даде безумия Богу и не изможе нищетою, но паче первых лет весела бе». И умирает святая со славословием Богу на устах: «Слава Богу, всех ради. В руце Твои предаю дух мой. Аминь».

Г.П. Федотов писал, что Юлиания Лазаревская – святая преимущественно православной интеллигенции, т. к. в ней находит свое оцерковление ее традиционное народолюбие и пафос социального служения. Хотя Юлиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но не внешние причины помешали ей принять его. Она осталась верной своему личному христианскому призванию служению мира и деятельной христианской любви.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Информация о работе «Житие Юлиании Лазаревской» Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 9915
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

126456 0 0

… 52. Там же, с.93. 53. Скрипиль М.О. О житии Юлианы Лазаревской. М.-Л. 1948. с.ЗЗ. 54. Там же, с.35. 55. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. М. 1971. с.78. Глава II. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как автобиографический жанр В русской литературе XVII века произошли существенные изменения, вызванные в конечном счете зарождением в русском обществе буржуазных отношений. …

45781 0 0

… Федора Алексеевича были сожжены в срубе «за великия на царский дом хулы». «Житие» Аввакума – памятник весьма необычный в древнерусской книжной традиции. Необычно звучит его название: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Герой и автор житийного повествования объединяются в одном лице – это качественно новое явление в литературе. При чтении жития поражает его язык – разговорный, даже …

9760 0 0

… домашнее хозяйство вела». (Юлиания не могла распоряжаться семейным имуществом и потому жертвовала в качестве милостыни только то, что изготовляла своими руками.) Вообще нищелюбие, щедрость — главная добродетель праведной Юлиании Лазаревской. Она творит милостыню и при жизни своих свекра и свекрови, и после их смерти, и после смерти мужа, когда становится полноправной хозяйкой в доме. Когда (еще в …

112399 0 0

… домочадцам, и тем, кто приходил к ним в дом. Соединение церковной идеализации с бытом неизбежно вело к разрушению этой идеализации». Лихачев именно от «Повесть о Марфе и Марии» и «Повесть об Ульянии Осорьиной» начинает линию нового типа житийной литературы XVII века, которая была прочно соединена с бытом и нашла наиболее яркое воплощение в «Житии» протопопа Аваккума. Идеи Ф.И. Буслаева и Д.С. …

Бытовое как бытийное в «Житии Юлиании Лазаревской»

Эволюции агиографии XVII в. немало способствовало открытие самоценности человеческой личности безотносительно к ее социальному статусу, степени участия в исторических судьбах страны. Близость к бытовой повести обнаруживает «Житие Юлиании Лазаревской», созданное в 1620–1630-с гг. Героиня произведения – дочь ключника, рачительная хозяйка, любящая жена и мать, чья тяжелая бабья доля, когда за работой на благо ближних и помолиться некогда, возводилась в идеал, приравнивалась к подвигу авторитетных деятелей церкви. Согласно исследованию Ф. И. Буслаева, святые жены Древней Руси – либо княгини, либо монахини. Юлиания Лазаревская является исключением из правила.

Тем не менее в произведении о ней присутствуют все обязательные для жития топосы. В заглавии, помимо указания на агиографический характер повествования («житие и преставление»), сообщается о дне памяти святой (2 января) и о том, что Юлиания – праведница, т.е. женщина, совершившая свой подвиг в миру. Дочь благоверных и нищелюбивых родителей, она «от младыхъ ногтей Бога возлюби и Пречистую сто Матерь». Рано осиротев, Юлиания воспитывалась в семье родственников, где удивляла окружающих своим послушанием и смирением, прилежанием и в молитве, и в посту: «И того ради от тетки много сварима бѣ, а от дщерей ея посмѣхаема. И глаголаху ей: “О, безумная! что в толицей младости плоть свою изнуряеши, и красоту дѣвьственую погубитъ”». Духовный облик героини жития рисуется в полном соответствии с агиографическим каноном. Она «измлада кротка и молчалива, небуява и невеличава»; в отличие от сверстниц не любила игр и песен «пустошных». Так как церковь находилась далеко, «не лучися ей въ дѣвичестѣм возрастѣ в церковь приходити, ни слышати словесъ Божиих почитаемых, ни учителя учаща на спасение николиже». Подобно Марии Египетской, Юлиания обретает разум и добродетельный нрав благодаря вере в Бога. «Внешней мудрости» в житии противопоставлен «внутренний смысл», ум души, дарованный святой свыше. Неграмотная женщина, которая могла только на слух воспринимать Священное Писание, тем не менее «толкованіе вся неразумная словеса, аки премудр философъ или книжникъ»: «И многимъ искушающимъ ю в рѣчах и во отвѣтѣхъ, она же ко всякому вопросу благочиненъ и смысленъ отвѣтъ даяше; и вси дивляхуся разуму ея и славяху Бога».

После гибели двух сыновей (старшего сына убил слуга, другой погиб на службе) Юлиания решает осуществить свою давнюю мечту и просит мужа отпустить ее в монастырь; тот отказывает ей, но соглашается «вкупѣ жити, а плотнаго совокупления не имѣти». Подобное отношение к браку – традиционная модель поведения святого, отраженная и в других памятниках русской агиографии, например в житиях Макария Калязинского и Евфросинии Полоцкой. Устойчивый мотив житийного повествования — рассказ об аскетических подвигах святой, которая «мало сна приимаше», на голой печи «дрова острыми странами к тѣлу подстилаше, и ключи железны под ребра своя подлагаше». Зимой она ходила без теплой одежды, подкладывая в сапоги вместо стелек ореховую скорлупу и черепки. Перед смертью Юлиания наставляет детей и слуг; из жизни уходит спокойно и мудро, как и положено святой. Выразителен последний жест умирающей женщины: трижды перекрестившись, она обвивает четки вокруг своей руки.

После смерти от се тела распространяется свет и благоухание: «И вси видѣвше около главы ея круг златъ, яко же на иконахъ околъ главъ святыхъ пишется. И омывше, положьше ю в клѣтѣ, и в ту нощь видѣша свѣтъ и свѣща горяща, и благоухание велие повѣваше ис клѣти тоя».

Мнение исследователя

Следование автора книжной традиции подчас приводит, по мысли А. М. Панченко, к «этикетному насилию над реальностью», что ярче всего проявляется в сцене обретения мощей святой. Когда умер сын Юлиании Георгий, стали копать могилу и наткнулись на чей-то гроб «цел, невридимъ ничим». Недоумение собравшихся по поводу обретенного фоба («чий есть, яко от многих лѣтъ нс бѣ ту погрѣбасмаго»), разумеется, – дань агиографическому этикету, так как автор жития был сыном Юлиании Лазаревской и не мог забыть, где похоронена мать.

Свод биографических сведений о святой, помимо традиционных житийных формул, богат конкретным историческим материалом. Ульянии Устиновна Осорьина – реальное лицо, муромская помещица, умершая в 1604 г. и погребенная в селе Лазареве. С ХѴП в. Юлиания Лазаревская почиталась как местночтимая святая города Мурома. Отец Ульянии, «имянем Иустинъ, пореклому Недюревъ», служил ключником во Владимире в середине XVI в., а мать, «именем Стефанида, Григорьева дщерь Лукина», была родом из Мурома. Произведение об Ульянии Осорьиной запечатлело живые черты поместного быта русского дворянства XVI – начала XVII в. В 16 лет Ульянии была выдана замуж и родила 13 детей, из которых шесть умерли в младенчестве. В житии рассказывается о страшном голоде при царе Борисе Годунове, о переселении семьи Осорьиных, обнищавшей из-за безмерной милостыни Ульянии, в «пределы Нижеградския», где она отпустила холопов на волю: «да не изнурятся гладомъ». В произведении упоминаются имена реальных исторических лиц, современников и родственников Ульянии. Житие отразило характер отношений между мужем и женой, детьми и родителями, хозяевами и слугами, свойственный эпохе, в связи с чем оно представляет значительный интерес с точки зрения нравоописательной и воспитательной.

«Общие места» житийного повествования иод пером русского агиографа XVII в. иногда обретают бытовую, далекую от канона разработку. В борьбе с бесами Юлиания, «млада еще и неискусна», может проявлять малодушие: когда бесы «страхъ и ужасъ напущаху ей великъ», она прерывает ночную молитву, «и ляже спати на постели и усну крѣпко». Юлиания способна на «святую ложь». Во время голода, сказав свекрови: «Егда не родихъ детѣй, не хотяше ми ся ясти, а егда начахъ дѣти родити, обезсилехъ, и не могу не ясти», – она берет много хлеба, чтобы раздать его нуждающимся.

Жанровая неординарность произведения привела к тому, что в научной литературе оно именуется то «Повестью об Ульянии Осорьиной», то «Житием Юлиании Лазаревской». Одни исследователи вслед за М. О. Скрииилем считают его светской биографической повестью с элементами семейной хроники, тогда как другие не выводят памятник, несмотря на его своеобразие, за границы агиографии (Д. С. Лихачев, Т. Р. Руди, Т. Гринан, Ю. Алиссандратос). По-видимому, правы те, кто, избегая однозначных формулировок, указывает на соединение в произведении черт агиографического повествования с элементами светской биографии.

Характер подвига Юлиании Лазаревской – каждодневный труд на благо ближнего и не знающее границ милосердие – присущ русскому типу святости и встречается в литературе начиная с «Жития Феодосия Печерского». Нарушение традиции следует видеть в том, что труд женщины-мирянки, мечтавшей о монашестве, но и перед смертью не принявшей постриг, всю жизнь занятой ведением «домовного хозяйства» и рукоделием, рождением и воспитанием детей, заботой о муже и его родителях, уравнивается в своем значении с молитвенным подвигом и аскезой. Если раньше агиограф пытался очистить образ святого от подробностей быта, то в «Житии Юлиании Лазаревской» он погружен в быт, предстает в повседневных делах и заботах. Героиня жития – лицо частное, далекое от решения исторически важных государственных вопросов; она необычна своей обычностью, типичностью выпавшей на се долю трудной женской судьбы.

Идея возможности «спасения в миру», в семье и деятельной любви к людям, сделала «Житие Юлиании Лазаревской» популярным у древнерусского читателя (выявлено более 50 списков произведения, известного в трех редакциях). О силе художественного резонанса «Жития» святой в литературе Нового времени может свидетельствовать произведение Л. Н. Толстого «Отец Сергий». По пути дальнейшего опрощения агиографического канона, начатого автором произведения об Ульянии Осорьиной, пойдет Н. С. Лесков, создав «Житие одной бабы».

Жизнеописание Юлиании Лазаревской связано с формированием русской мемуаристики, поскольку его автором был сын святой – Каллистрат (Дружина) Осорьин, городовой дворянин из детей боярских, в 1610– 1640-е гг. служивший губным старостой в Муроме. До мелочей знавший особенности характера и перипетии жизненного пути своей матери, он оставил воспоминания о ней в форме жития, создав идеальный образ русской женщины – энергичной и умной хозяйки, любящей жены и матери, милосердной христианки, терпеливо сносящей все удары судьбы. Этот образ далек от абстрактного идеала святости, согрет чувством сыновней любви и восхищения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *