Житие святого Феодосия кавказского

Икона Феодосия Кавказского

Множество испытаний выпало на жизненном пути старца. Он родился на севере Сибири, а оказался на юге страны — на Кавказе; он был настоятелем монастыря, а стал юродивым странником.

По словам исследователей биографии святого он родился около 1862 года в бедной крестьянской семье Кашиных, при рождении имел имя Федор. Его родители были людьми верующими и воцерковленными, своих детей они воспитывали в вере и благочестии. Однако даже рождение будущего святого уже было ознаменовано необычным для этой семьи характером ребенка. Уже принимавшая роды женщина, повитуха, по некоторым признакам предсказала родителям, что мальчик станет священником. Ребенком он просил маму петь псалмы, а сам слушал и запоминал. Затем с малолетства будущий старец полюбил молиться в лесу: по преданию, он творил свои детские молитвы у камня, и некий небесный голос сказал, что камень этот называется Раев (Райский).

Многие люди видели, что малыш — избранник Божий. Его шутку звали Батюшкой, напоминая таким образом предсказание повивальной бабки. Родители Федора стали свидетелями чуда: во время общего семейного обеда из-за икон появился белый голубь и слетел прямо на руку мальчику. Погладив его, будущий старец пустил голубя вверх, и тот снова скрылся за образами.

По разным сведениям, когда святому было то ли 9, то ли 19 лет, он тайно от родителей ушел на Афон: просто гуляя по берегу реки, сел на баржу, и незамеченным уплыл из села, а затем с паломниками дошел до Афона. Святая Гора — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери.

В Иверской обители, известной тем, что она хранит великую православную реликвию — Честной Пояс Пресвятой Богородицы — юноша, горевший желанием посвятить жизнь Богу, остался до поры. Его приняли в монастырь, когда он назвался сиротой — обычно в обитель брали только после получения родительского благословения. Однако никаких скидок и жалости он не получал, напротив, трудился на самых черных работах, возрастая в смирении и послушании.

Еще не будучи постриженным в иноки он совершил чудесное исцеление больной жены русского генерала. Как известно, женщин не пускают на Афон во избежание искушений для монахов. Этот обычай положила Сама Пресвятая Богородица. Генерал приехал в обитель, поскольку его жена была одержимой: в нее вселился бес, и изгнать его не могли долгое время. Однажды во сне ей было возвещено Ангелом или Самим Господом, что поможет ей только молодой афонский инок Иверской обители. Среди иноков генерал не узнал описанного женой спасителя, и лишь случайно увидел Феодора — сочли невозможным, что у него столь быстро явились духовные дарования, поскольку он еще не был пострижен. Именно он был показан в видении жене генерала, и по его молитве из женщины вышел бес.

По преданию, после этого братия монастыря начала завидовать ему. Узнав откуда-то, что Феодор не является сиротой, они передали это настоятелю, который направил послушника домой за родительским благословением. Однако тяготы пути не сломили подвижника: с родного Урала он вернулся с Казанской иконой Богородицы, благословленный родителями, и был пострижен в монахи с именем Феодосий. Несколько десятков лет он трудился в Иверском монастыре, причем стал настоятелем кельи — принадлежащего монастырю небольшого скита, места, где жило лишь несколько человек братии — и духовником обители, несмотря на то, что в Греции такое послушание дается лишь опытным пожилым монахам, которых зовут «геронда» («старец»). Он представлял Иверскую обитель в Константинополе, где жил продолжительное время, и в Иерусалиме, куда несколько раз совершал паломничества с богослужениями у Гроба Господня.

В 1913 святой в сане иеромонаха (священника, постриженного в монашество) вернулся в Россию. Нет сведений о том, что побудило его это сделать, как непонятно и то, почему он уехал на Кавказ. Известно, что к тому времени он уже говорил на многих языках, был опытным начальником, духоносным иноком. Возможно, что он провидел испытания, которые ожидали России в ходе войны и революции. Есть свидетельства, что в Иерусалим, где он находился, прибыл некий военный и уговорил его уехать в Россию, обещая помогать в создании обители на родной земле.

На Северном Кавказе святой поселился в одной из станиц, где сначала обустроил дом престарелых с больницей и небольшим храмом, а после революции основал у поселка Темные Буки недалеко от города Крымск женский монастырь. (Подобные случаи основания монастырей из почитательниц старца были в Русской Православной Церкви, например, у святого Серафима Саровского, преподобного Амвросия Оптинского). Этот край во многом не был просвещен светом Христовой веры, но молва о новом иеромонахе, который помогал многим и советом, и чудотворной молитвой распространилась так быстро, что люди стали во множестве посещать новообразованный монастырь.

При помощи благочестивых людей в обители была создана церковка и кельи. Монахи кормились обучением детей. В эти годы святой принял великую схиму (высший сан в монашестве с наложением большой ответственности за подвиги), став иеросхимонахом. Перед Пасхой Христовой 1925 или 1927 года преподобный неожиданно сказал, что праздновать будут без него: и действительно, в Великую Субботу пришли его арестовывать. Офицерам он сказал, что давно ждал гостей, и и даже склонился в земном поклоне перед гонителями.

Неизвестно, где отбывал шестилетний срок отец — вероятно, в страшном Соловецком лагере, ставшем местом мученичества многих святых Церкви. После освобождения он смог вернуться только в город Минеральные Воды. Именно здесь произошел ряд известных чудес старца, здесь он взял на себя подвиг юродства и в этом же городе он почил в 1948 году.

Немало есть святых в православии, и каждый из них известен своими особенными чудотворениями. Так мало кто знает, что в 30-40 годах ХХ века под обличием юродливого прятался бывший настоятель монастыря Положения пояса Богоматери на Афоне – святой Феодосий Кавказский. Он был ученым монахом, который свободно говорил на четырнадцати языках.

За свою жизнь он совершил 3 подвига — монашество, старчество и юродство. За это ему был подарен Богом дар чудотворений. Благодаря его молитвам многие люди обратились в православие. Сегодня мощи Феодосия Кавказского хранятся в храме Покрова Богоматери в Минеральных Водах, куда стекаются паломники со всех уголков страны.

Житие и чудеса Феодосия Кавказкого

Житие Феодосия Кавказского было разнообразным. Родился он в мае. Некоторые склоняются у 1800 году рождения, хотя никаких точных подтверждений нет. Его родители были бедными крестьянами. Но они вели очень благочестивый образ жизни. Всех своих детей они приучали к почитанию Господа еще с самого младенчества.

Во время рождения Феодосия повивальна бабка сказала родителям пророческие слова, что их сын будет священником. Он родился «в рубашке». У многих было такое впечатление, что этот ребенок был сотворен Господом своим избранником. Ребенок развивался не по своим годам. Прекрасная природа и окружающая среда помогали развивать в ребенке любовь к Господу и всему окружающему.

Так достигнув двух лет, он обращался к Господу со своими детскими молитвами, которые были привиты ему вместе с молоком матери. Будучи маленьким мальчиком он выходил в лес и обращал свои молитвы к Богу. Там он молился у большого камня, и однажды во время молитвы он услышал слова. Они говорили ему о том, что этот камень раев. С тех пор он называл его Раевым камнем.

Чудеса в жизни Феодосия происходили часто. Так как семья была большой, то в основном все ее члены собирались за одним столом в обед. Однажды во время обеда, из-за икон вылетел белый голубь и сел на руку мальчику. Тот погладил его, а мама попросила его отпустить его. Голубь улетел и скрылся за иконами в углу. Никто тогда не знал, что это означало.

Он часто любил усаживаться возле мамы и слушать, как она поет псалмы. У него была замечательная память и он все быстро запоминал. Многие шуточно называли его Батюшкой, помня слова повитухи.

Однажды он гулял и пришел к реке. Там как раз грузилась баржа. Он сел на нее и поплыл. Никто даже не обратил внимание на него. И только затем его спросили, куда он держит путь? Он сказал, что на Афон. И продолжил путь с паломниками. Когда он принял к «Положению Пояса Богоматери», то попросил у привратника позвать игумена. Мальчик сказал, что он сирота и паломники рассказали о его путешествии. И тогда его решили принять в монастырь. Жизнь там была суровая, но он смиренно переносил все тяготы.

Во время его пребывания на Афоне, туда приехал русский генерал. Его жена была одержима бесом. Ей приснилось, что изгнать его сможет только молодой монах с Афона. Она увидела всех, кроме Федора, так как его считали ниже прочих монахов. Но этим спасителем оказался именно он. Федор помог ей исцелится. И после этого братия начала ему завидовать. Они дважды пытались его выгнать. И вот однажды перед постригом настоятелю открыли тайну, что Федор не сирота и должен взять благословение у родителей. Он вернулся в родной дом и взял благословение у них.

После возврата на Афон с иконой Казанской Богоматери он получил постриг. Затем через некоторое время он решил отправится в Иерусалим. Обойдя Святую Землю он остался служить возле Гроба Господнего. На тот момент он знал большое количество языков. Там преподобный Феодосий Кавказский пробыл 60 лет. Пребывая уже в довольно таки преклонном возрасте, он решил вернутся на Афон.

После смерти настоятеля, эта должность перешла ему. Но так как он не любил заниматься хозяйственной работой, и очень просил освободить его от этих обязанностей, то это было сделано. И в возрасте 107 лет он приехал в Иерусалим. В 1908 году приехал военный и просил Феодосия вернуться в Россию. Он выбрал место для своего служения – Кавказ.

Благодаря помощи местных жителей он смог построить небольшую церквушку и даже кельи. Жила община тихо до 20-х годов. Это были тяжелые года – гонения церкви. Феодосия арестовали и отправили на 5 лет в концлагерь. После завершения ареста он переехал в Минеральные Воды. Там он жил еще пару десятков лет. И вот в 1948 году батюшка умер.

Молитвы святому Феодосию

И даже после своей смерти он не прекращает творить чудеса. Часто очевидцы видели светящиеся столбы над его могилой.

Часто молятся Феодосию Кавказскому:

  • Укрепить веру
  • Помочь избавится от недугов
  • Наладить отношения в семье

Мощи Святого находятся на Кавказе (Минеральный воды). Спросите любого, и он Вам покажет, как добраться до Покровского собора. А рядом с собором еще есть и могилка на кладбище.

Если Вы не сможете побывать на могилке или приклонится к мощам, то можно прочитать молитву Феодосию Кавказскому.

О святый угодниче Божий, преподобне отче Феодосие !

Ты, от юности Христа возлюбивый и Единому Ему последовавый, удалился еси на Святую Гору Афонскую, в удел Матери Божия, и оттуду ко Гробу Господню притекл еси. Тамо во священном сане многая лета пребывая, совершал еси усердная моления за Землю Российскую, за Церковь Православную и за народ русский.

Егда же постиже Русь Святую лихолетие безбожия, ты, Афон и Иерусалим оставив, вернулся еси во Отечество свое, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашея Святыя, якоже монах и священнослужитель, даже до темничнаго заточения. Вера твоя, кротость, смирение и терпение умиляху огрубевшая сердца в заточении с тобою пребывавших.

В годы брани ты, отче, помогал еси народу православному одолети врага и супостата, и многих спасл еси, иже от уныния, горя и отчаяния жизнь свою скончати восхотеша. Помощию твоею вернии укрепляхуся во уповании своем, яко не оставит Господь Отечество наше, Мати Божия сохранит удел Свой, и гнев Божий Ея молитвами на милость претворится.

Многотрудный твой подвиг юродства Христа ради удиви, отче, не токмо нас, земных, но и небожителей, являвшихся тебе. Вся бо может сотворити молитва праведника, верою крепкою поспешествуемая.

Ты веси нужды и печали наша, преподобне отче Феодосие, веси и желание наше со Христом быти. Пройдя тесный и тернистый путь земнаго бытия, ты несл еси ярем тяжкий от братий своих, от неверных и соплеменников. Помяни нас, старче Божий, у Престола Господня, яко обещался еси помогати всем, иже обратятся к тебе.

Память о тебе, отче, не оскудевает на земли Кавказстей и до ныне: се бо с верою и упованием притекают православнии людие к месту твоего упокоения, просяще заступления и помощи.

Просим тя, преподобне отче Феодосие: помози нам в трудный час жизни нашея, в скорбех и страданиих, умоли Начальника мира Господа, да умягчит Он злая и огрубевшая сердца человеческая и умирит народы Кавказа, да разорит нечестивыя советы раскольников и еретиков, возстающих на Церковь Русскую Святую.

Твоими молитвами, святче Божий, да простит нам Господь всякая прегрешения, да минуют нас стрелы вражия и козни диавольския. Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея время на покаяние, от пагубы избавление, болящим здравие, падшим возстановление, скорбящим утешение, чадом в страсе Божием воспитание, отходящим к вечности благое уготовление, отшедшим упокоение и Небеснаго Царствия наследование.

Буди, отче Феодосие, покровитель и помощник всем верным земли Кавказския. Да укрепится и умножится на ней и во всей Руси Велицей Святое Православие. Мы же, святыми твоими молитвами укрепляеми, прославим Живоначальную Троицу и твое освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Или же прочитать акафист Феодосию Кавказскому:

Кондак 1

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче, преподобне отче Феодосие, подвиги твоими Ангелы удививый и человеки многия из глубины греховныя изведый, умоли и о нас прославльшаго тя Господа и от бед и напастей нас свободи, любовию зовущих ти: Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя от чрева матере твоея и в рождестве твоем показа знамение будущаго монашескаго жития твоего, да будеши, богоблаженне Феодосие, молитвенник ко Господу и Пречистей Его Матери за весь мир. Мы же, грешнии, уповающе на скорую помощь твою, взываем ти сице:
Радуйся, от чрева матере Господом избранный;
радуйся, еще в детстве к служению Богу преднареченный.
Радуйся, в рождестве твоем чудное знамение монашескаго жития явивый;
радуйся, в юности строгость монашескаго жития показавый.
Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый;
радуйся, ум и сердце Господу предавый.
Радуйся, народа российскаго молитвенное ограждение;
радуйся, земли Кавказския священное украшение.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко от младенчества имел еси велию любовь к Нему и немолчно прославлял еси Имя Господне, уготова ти ангельское житие во Святей Горе Афонстей. Там же во смирении и послушании пребывал еси, научая нас Единаго Бога любити и Того ради вся земная презирати, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имея Богом просвещенный, преподобне отче Феодосие, на Раевом камени от младенчества молитися Богу навыкл еси, веру крепкую, надежду несумненную, любовь истинную к Нему стяжал еси и стопы своя ко Святей Горе Афонстей направивый, темже ублажаем тя сице:
Радуйся, от младенчества молитву ко Господу устами творивый;
радуйся, с ранних лет любовию пламенною к Нему горевый.
Радуйся на Святей Горе Афонстей во отрочестве ангельски поживый;
радуйся, тамо многая послушания понесый.
Радуйся, усердный к Богу и Матери Божией молитвенниче;
радуйся, истиннаго покаяния проповедниче.
Радуйся, скорбящим скорое утешение и вразумление;
радуйся, присное и неложное их успокоение.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 3

Силу, данную ти свыше, приял еси, преподобне отче Феодосие, изгоняти всякую силу вражию. И того ради с кротостию и смирением уврачевал еси одержимую бесом жену знатную, да сие чудо видяще, вси людие прославят Бога, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя, изрядный угодниче Христов Феодосие, воителя противу силы бесовския, теплаго молитвенника и предстателя пред Господем о нас, недостойных, любовию твоею побеждаеми, со умилением зовем ти:
Радуйся, во юности Духа Святаго от Господа получивый;
радуйся, жену знатную, бесом одержимую, еще отрок сый, исцеливый.
Радуйся, воине Христов добропобедный;
радуйся, предстателю о нас к Богу и Богородице непостыдный.
Радуйся, силу чудес от Бога явивый;
радуйся, плотския похоти умертвивый.
Радуйся, Небеснаго Царя избранниче предивный;
радуйся, козни диавольския победивый.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 4

Бурю гнева неправеднаго зависти ради от братии претерпел еси, блаженне Феодосие, теми в нечистоты вверженный, Пречистою же Богородицею чудесно извлеченный. Сего ради, зрящи о тебе таковое Матери Божия благоволение, вопием Всевышнему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша вси людие о чудеснем излиянии милости Пресвятыя Девы Марии и Архистратига Божия Михаила, на тебе бывшем, мы же грешнии прославляем дивнаго во святых Своих Господа и Его Пречистую Матерь со Архангелом и вопием ти:
Радуйся, Царицею Небесною от смерти спасенный;
радуйся, Архистратигом Михаилом от посрамления избавленный.
Радуйся, тесный путь спасения возлюбивый;
радуйся, ярем Господень на выю свою возложивый.
Радуйся, от братии в монастыре всяческая поношения претерпевый;
радуйся, младенческое незлобие имевый.
Радуйся, рабе Господень благий и верный;
радуйся, скорый помощниче всем скорбящим и обремененным.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 5

Божественный Огнь Благодатный видя, на гробе Господнем в Великую Субботу чудесно возгараемый, и сим Огнем освященный, многая лета послужил еси, преподобне отче Феодосие, во Святей Земли, выну взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще тя очима веры чада твоя, преподобне отче Феодосие, со благоговением у Гроба Господня служаща и со дерзновением Ему мольбы о стране Российстей приносяща, удивлением объяты, благодарно вопием ти:
Радуйся, в Земли Святей благодатно поживый;
радуйся, по стопам Спасителя ходивый.
Радуйся, Огнь Благодатный зревый;
радуйся, пламень любве к Богу имевый.
Радуйся, пред Гробом Господним служителю предивный;
радуйся, молитвенниче к Богу и Богородице о нас неусыпный.
Радуйся, веру Христову миру являяй;
радуйся, всюду Христа прославляяй.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник смирения и покаяния был еси, отче, примером жития твоего незлобие и всепрощение показуя, якоже светило многосветлое тьму неведения и уныния от приходящих к тебе отгонял еси и всех увещевал еси плоть духови покаряти и чистым сердцем пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Приемый от Господа благодать разумения о Святей Троице на Афонстей Горе, во Иерусалиме и Царьграде, в России православныя веры проповедник явился еси. Мы же, верующе православно во Святую Троицу, с любовию вопием ти:
Радуйся, веры православныя среди неверных проповедниче;
радуйся, предивный Божий избранниче.
Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй;
радуйся, добре стадо свое наставляяй.
Радуйся, людей земли Кавказския усердный заступниче;
радуйся, к Богу и Богородице непрестанный о них молитвенниче.
Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче;
радуйся, веры Христовой дерзновенный исповедниче.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, преподобне, Свое неизреченное к людям милосердие, показа тя яко воистину светило богосветлое: скорым твоим ходатайством чудеса многая и преславная совершаются. Ты же, старче, и при жизни достигл еси посещения небесных служителей, благодарне прославляя Всевышняго Бога: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видяще тя избранника Божия в земли Кавказстей, издалеча притекаху к тебе вернии в скорбех и болезнех, егда источник в пустыни ископал еси, старче Феодосие, и благодать на воду сию у Святыя Троицы испросил еси исцеляти телесныя и душевныя недуги. Сего ради взываем ти:
Радуйся, старче, рабе Господень;
радуйся, яко из уст твоих вернии благодатно напаяются.
Радуйся, духовною пищею алчущия питаяй;
радуйся, святою водою из источника твоего верным жажду утоляяй;
Радуйся, яко при жизни посещения Царицы Небесныя сподобивыйся;
радуйся, и святыми небожительми не оставленный.
Радуйся, яко благословением и советы людем верующим помогаяй;
радуйся, всех с верою к тебе притекающих на путь спасения наставляяй.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо дарова ти Господь, преподобне отче Феодосие, дар молитвенный, живых заступающий и от ада спасающий. Мы же Господу нашему, даровавшему нам таковаго молитвенника и ходатая о нас, вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе Христу от чрева матерняго предал еси, блаженне Феодосие, умиленным сердцем и сокрушенною душею Тому всегда предстоя и духовная чада твоя научая хранити смирение и самоукорение, дар умиления стяжати. Сия слышавше, восхваляем тя сице:
Радуйся, Безкровныя Жертвы достойный совершителю;
радуйся, олтаря Господня благоговейный служителю.
Радуйся, светильниче духовных дарований;
радуйся, обитель иноческую на земли Кавказстей основавый.
Радуйся, тяжкая заточения Христа ради претерпевый;
радуйся, об изгнании своем ближним предсказавый.
Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения;
радуйся, приводяй грешников ко исправлению.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 9

Вси людие удивляхуся тебе, старче Феодосие, яко призыванием Господа и имене твоего бесы изгоняются и одержимии исцеляются. Тако и мы, людие края Ставропольскаго, прибегающе к тебе, умиленно возглашаем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Разум человеческий не может изрещи обилие благодати духовныя, еюже ты, отче Феодосие, преисполнен еси, юже и мы получаем, в молитве к тебе обращающиеся. Сего ради сицевое пение приносим тебе:
Радуйся, молитвами твоими тьму напастей от нас отгоняеши;
радуйся, на узкий путь отрешения от мира нас наставляеши.
Радуйся, страданьми душу обогативый;
радуйся, утешение чадом духовным явивый.
Радуйся, Господом укрепленный;
радуйся, Духом Святым просвещенный.
Радуйся, среди горских народов поживый;
радуйся, и с иноверными в мире жити учивый.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 10

Богоборная гонения Церкви Православной видя, ты, отче Феодосие, желая помощи верным в трудную годину спастися, подвиг юродства приял еси, да явиши людем премудрости Божией велия дары, вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и твердое прибежище нам, на Кавказе живущим и к заступлению твоему прибегающим, чудотворче Феодосие. Темже в бедах, скорбех, обстояниих и лишениих многих пребывающе, радующиеся твоему о нас заступлению, благодарне вопием ти:
Радуйся, в юродстве своем силу Божию людем православным явивый;
радуйся, грядущая, яко настоящая, провидевый.
Радуйся, прегрешений сокровенных обличителю прозорливый;
радуйся, жителем града Минводы беды и несчастия в притчах предсказавый.
Радуйся, детей малых от огненнаго запаления чудесно избавивый;
радуйся, призывающим тя скорый помощниче.
Радуйся, любви и смирению свою паству научаяй;
радуйся, от мысли о самоубийстве упавших духом отвращаяй.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное Пресвятей Троице принесл еси, егда душу свою Спасителю мира в руце предал еси и с лики Ангел в небесная селения вселился еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Видевше людие, угодниче Божий Феодосие, мирную кончину твою и чудеса, на гробе твоем творимая, возрадовашася; темже в уповании всесильнаго предстательства твоего у Престола Пресвятыя Троицы уверившиеся, с любовию взывают ти:
Радуйся, Господь бо тя в обители небесныя всели;
радуйся, кончину бо твою кампанов звон чудесно возвести.
Радуйся, яко гроб твой Ангели сопроводиша;
радуйся, яко на могиле твоей людие столп огненный видеша.
Радуйся, от мощей бо твоих вернии получают исцеления;
радуйся, притекающих ко гробу твоему крепкое заступление.
Радуйся, таин Божиих вечный зрителю;
радуйся, от бед и горя скорый избавителю.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 12

Благодать Божию приял еси, преславне Феодосие, яко при жизни твоей светильник был еси приходящим к тебе с верою, и по смерти своей возсиял еси светом чудес твоих, да живущии на земли Кавказстей, дивящеся о славе твоей, взывают Богу со умилением: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Бога, дивнаго во святых Своих, восхваляем тя, преподобне отче Феодосие, ты бо еси образ жития юным, правило веры мужем, в старости учитель старцев, нам же всем молитвенник и предстатель. Сего ради вопием ти:
Радуйся, долголетием от Бога одаренный;
радуйся, и по смерти чад своих не оставивый.
Радуйся, обилие чудес верным явивый;
радуйся, всем с верою приходящим к мощем твоим помогаяй.
Радуйся, на стезю спасения всех наставляющий;
радуйся, Церковь Святую от неверия и расколов сохраняющий.
Радуйся, во бранех верный о нас молитвенниче;
радуйся, архиереев и иереев земли Кавказския покровителю и скорый помощниче.
Радуйся, преподобне Феодосие, Кавказский чудотворче.

Кондак 13

О пречудный угодниче Божий и чудотворче, преподобне отче Феодосие ! Ты воистину дар Божий еси нам, иже во иночестве, и во священстве, и во юродстве Триипостаснаго Бога прославил еси. Приими малое сие моление наше и умоли Господа Бога, да помилует нас твоими мольбами и на путь покаяния всех наставит, вопиющих Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: Ангелов Творец… и 1-й кондак: Избранный угодниче Христов…)

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Феодосие Кавказском:

Не шутите с женами! Один мужчина решил проверить, любит ли его жена, и написал ей прощальное письмо о том, что он якобы уходит от нее. Он положил записку на тумбочку, а сам спрятался под кроватью в ожидании жены.Муж понимал, что это несколько детский поступок, но он должен был знать, что чувсÑ… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,… Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей История про кота )) В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашёл довольно быстро, поскольку домик и участо… «Я КОЛДУН, И МНЕ НУЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ» (удивительная история из жизни). Важно!!! Прочтите!!! Однажды со священником Владимиром (протоиерей Владимир Горюнов) произошел такой случай. В храм зашел человек и, подойдя к отцу Владимиру, обратился с просьбой: «Я колдун, и мне нужно исповедаться и причаститься».Завязался небольшой разговор, в котором священник объясн…

Феодосий Кавказский

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феодосий и фамилией Кашин.

Феодосий Кавказский

Имя в миру

Фёдор Фёдорович Кашин

Рождение

4 (16) ноября 1868

  • Пермская губерния, Российская империя

Смерть

7 февраля 1948 (79 лет)

  • Минеральные Воды, Ставропольский край, РСФСР, СССР

Монашеское имя

Феодосий

Почитается

Ставропольская и Невинномысская епархия

В лике

преподобных

Главная святыня

мощи (Минеральные Воды)

Феодо́сий Кавка́зский (в миру Фёдор Фёдорович Ка́шин; 4 (16) ноября 1868, Пермская губерния — 7 февраля 1948, Минеральные Воды) — иеросхимонах Русской православной церкви, служивший на Кавказе, а ранее на Афоне, в Константинополе и Иерусалиме. Руководитель женской монашеской общины. Принадлежал к «непоминающим», однако не подчинялся какому либо центру «непоминающих», живя крайне замкнутой жизнью.

Многое в биографии Феодосия Кавказского остаётся неясным или искажённым. Основным источников биографических сведений о нём являются воспоминания женщин, живших при нём, а также сочинения, основанные на их воспоминаниях. Причём эти жития часто противоречат друг другу и содержат явно недостоверные данные.

В 1995 году прославлен в Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной церкви по инициативе митрополита Гедеона (Докукина) как местночтимый святой; Синодальная комиссия по канонизации святых категорически отказала в канонизации Феодосия Кавказского, однако митрополит Гедеон, тем не менее всячески способствовал почитанию «старца Феодосия». Почитаемый также рядом групп неканонического православия.

Биография

Дата рождения и детство

Во многих его житиях указывается, что он родился в 1800 году, что представляется фантастическим, так как в этом случае придётся признать, что он умер в возрасте 147—148 лет. Другие жития указывают дату 3 (15) мая 1841 года, но и эта дата сомнительна, так как из неё следует, что он умер 106-летнем возрасте. Очевидно, что дата рождения при этом была записана с чьих-то слов. Достоверной представляется дата 4 ноября 1862 года, основанная на данных архивов. Согласно путеводителю «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год, родился в Пермской губернии. Краткое житие, опубликованное на сайте Православие.ру приводит такие данные о его детстве: «Родители его, Фёдор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений». Насколько точны эти данные — сказать сложно. Вообще сведения о его жизни до ухода на Афон, помещённые его почитателями в составленных ими житиях, поражают нереалистичностью. Олег Болтогаев, исследовавший материалы, опубликованные его почитателями, говорит мифичности биографии Феодосия до 1878 года.

На Афоне

Достоверно известно разве что то, что он уехал на Афон. Согласно некоторым его житиям он уже в три года (!) сознательно ушёл из дома, отправившись на Афон с группой паломников и, якобы прибыв туда, упросил игумена монастыря «Положения Пояса Богоматери» принять его в обитель. В другом источнике сказано, что он впервые отправился на Афон юношей вместе с группой паломников. В кратком житии на сайте Православие.ru со ссылкой на Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю говорится, что он «направил свои стопы в Святую Гору Афон» в 1889 году. То есть ему на тот момент был 20-21 год.

На Афоне, согласно путеводителю «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год, он поселился в келии Пояса Богоматери, принадлежащей Иверскому монастырю, где и принял постриг. Келиями на Афоне называют обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли.

Митрополит Нил (Смирниотопулос), бывший Карпатский и Касский, рукоположил Феодосия в священный сан с позволением принимать исповедь, о чём выдал справку от 14 декабря 1897 года, которую публикует в своей книге Ильинская с пометкой «Этот документ (перевод с греческого) получен автором в благочинии Кавказских Минеральных Вод в марте 1997 года».

По письменному приглашению достопочетных Выборных Старцев Священного Иверского Монастыря отправившись в подведомственную монастырю келлию /Честный Пояс/ почтенного Старца, русского уроженца, иеромонаха Иоанникия, двенадцатого декабря тысяча восемьсот девяносто седьмого года мы рукоположили в Св. Храме /Честный Пояс Божия Матери/ благодатию Всесвятого Духа по церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери нашей Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение на такой сан Духовного его старца Иоанникия, — в чтецы, иподиаконы, диаконы и священники, русского уроженца, послушника названного старца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таково признаваемого. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди и как с духовным смотрением устроять покаяние и спасение их, соразмерно силе каждого; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником. В удостоверение действительности его священства выдали мы настоящее свидетельство ему, упомянутому иеромонаху Феодосию. На Святой Афонской Горе 14 декабря 1897. Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский

В путеводителе «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год сказано, что в 1901 году скончался настоятель келии иеромонах Иоанникий и «ему наследствовал по преемственному праву его ученик иер Феодосий».

Скандал и уход с Афона

Из житий, составленных почитателями Феодосия известно, что он вынужден был покинуть Афон. Анна Ильинская сообщает, что братия монастыря резко озлобилась против Феодосия и закопала его в навозной яме, откуда, согласно Ильинской, он выбрался, следуя советам явившейся ему Богоматери. Далее Ильинская приводит явно фольклорные сведения о том, что братия монастыря написала письмо царю (именно царю, а не султану или Константинопольскому Патриарху), в котором Феодосий обвинялся в том, под видом монаха поселил в своей келье женщину, и царь приказал заточить Феодосия в тюрьму. Однако царю во сне явился ангел и повелел освободить Феодосия. Подчинившись, царь повелел привести во дворец Феодосия и определил его священником храма (какого именно не указывается). Согласно Ильинской, Феодосий прослужил в Константинполе 5 лет, пользуясь всеобщей любовью и раздавая нищим и больным деньги, полученные от вельмож. Это, как пишет Ильинская, не понравилось царю, и тогда Феодосий с разрешения царя, отправился в Иерусалим. Эти сведения повторяются и в других житиях. Далее, согласно Ильинской, из Иерусалима он вернулся на Афон, затем вновь отбыл в Иерусалим. Но в упоминавшемся выше путеводителе «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год сказано, иеромонах Феодосий «на Афон прибыл более двадцати лет назад, где и живёт безвыездно в обители Пояса Богоматери».

В Константинополе, как до сих пор греки именуют Стамбул, иеромонах Феодосий действительно служил, самовольно устроив там подворье своей келии, за что получил выговор со стороны Константинопольского Патриарха. В журнале «Православный собеседник» за 1905 год на стр. 678—681 размещён материал «С православного востока», где было написано:

Настоятель русской посольской церкви в Константинополе архимандрит Иона, в своих письмах о церковных делах Востока, изданных в 1903 году отдельной книгой под заглавием «Свет с Востока», сообщает, между прочим, что в мае 1902 года он получил от Его Святейшества Патриарха Константинопольского, чрез его личного секретаря, такого рода бумагу: просят Высокопреподобнейшаго архимандрита Иону соблаговолить увещать иеромонаха Феодосия из афонской келлии Честнаго Пояса, чтобы он исправился, потому что непослушен: совершает у себя дома литургии без разрешения и благословения, не слушает советов церковных, поддаётся обманчивым обещаниям мошенников, эксплоатирующих его. Совершение обедни в его доме было запрещено. Как старец келлии, он должен был находиться на Афоне во главе своей братии, а не здесь в Константинополе. Келлии не могут иметь подворий.

По-видимому, именно там он познакомился с 15-летней Татьяной Никитиной, которую уговорил поехать с собой на Афон. Однако согласно книге Ильинской, их знакомство произошло в Иерусалиме: «Духовные чада рассказывают, что во время пребывания батюшки в Иерусалиме на поклонение святым местам приехали из станицы Платнировской мать с дочерью Татьяной. Близко общавшийся с соотечественниками, прозревающий духовные судьбы их, о. Феодосий благословил 14-летнюю девицу остаться здесь в монастыре». Если указание на то, что он познакомился с ней ещё в Иерусалиме, когда ей было 14, а не 15 лет верно, то можно предположить, что она до переезда на Афон, уже какое-то время жила с Феодосием. В этом случае становится понятным, почему афонские монахи так озлобились против Феодосия.

Поступок Феодосия обернулся громким скандалом, освещавшийся как в русской церковной, так и греческой периодике. Как писал Павел Троицкий, «Греческая печать „выжала“ из этой истории всё, что только представлялось возможным. Только газета „Константинополис“ писала об этом 3, 12, 13 и 21 сентября 1905 г». В упомянутом выше материале из журнала «Православный собеседник» было написано:

В 42 номере официального органа константинопольской патриархии «Εκκλησιαστική Αλήθεια» за настоящий год помещено, между прочим, постановление «Кинота» святой Горы, утвержденное Синодом Великой Церкви 18 октября сего года, по делу о русском иеромонахе — настоятеле афонской кельи Честного Пояса Феодосии, скомпрометировавшем себя небывало-смелым и возмутительным нарушением основных законоположений монашеской жизни и свято-хранимых на Афоне, наиболее дорогих для него традиций. Фактическая сторона этого дела, отмеченного уже, если не ошибаемся, и в некоторых русских газетах, слишком проста и несложна. «Келлиот Афона» — иеромонах Феодосий, располагающий довольно крупными средствами, но лишённый, очевидно, прочной внутренней аскетической настроенности, отвыкший от строгого монашеского режима, благодаря своим постоянным наездам в Константинополь, где он незаконно имел «подворье», задумал разделить своё тяжкое одиночество на Афоне сожительством с женщиной, для чего приглядел временно проживающую в Константинополе астраханскую мещанку Татьяну Никитину — девицу 25 лет. Завязав с нею сношения, он уговорил её уехать с ним на Афон. Чтобы скрыть её пол, (так как вход женщинам на святую Гору не допускается), он заставил её переменить костюм, остричь волосы, достал ей, при содействии своих сожителей по афонской келье и слишком покладистых и податливых на деньги турецких чиновников, мужской паспорт и в таком виде отправил её на Афон. 24-го августа этого года Никитина сошла на берег Афона. Своим нежным, цветущим, слишком уж не мужским видом она не переставала однако обращать на себя внимание посторонних лиц. Секрет был раскрыт. Удалённая с Афона, она по телеграфу просила себе прощения и снисхождения у Кинота Св. Горы, обвиняя во всём происшедшем одного Феодосия. Не трудно понять какое, до болезненности — тяжёлое удручающее впечатление должен был произвести на монахов Афона и, в частности, на Кинот Горы этот поступок русского иеромонаха.

Разумеется, что после такого скандала Феодосий был окончательно и бесповоротно изгнан с Афона. Примечательно, что во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» Павловского за 1907 год, в том месте где описывается келия Пояса Богоматери, вовсе не упоминает иеромонаха Феодосия: После нескольких фраз об Иоанникии, повторяющего сведения «Спутника русского паломника по Афону» за 1905 год, говорится, что Иоанникию «преемствовал по наследственному праву ученик его нынешний настоятель иеромонах Петр, прибывший на Афон двадцать тому назад, лет где с самого начала поступил в описываемую обитель и живёт безвыездно».

В Иерусалиме

По-видимому, после изгнания с Афона Феодосий жил в Константинополе. Ильинская говорит, что после того, как царь освободил его из заключения, он прослужил в Константинополе 5 лет, однако «Его влекло в Святую Землю, и он, с разрешения царя, отправился в Иерусалим». По видимому под царём, о котором пишет Ильинская, который был недоволен размахом деятельности Феодосия в Стамбуле, надо понимать Константинопольского Патриарха.

В краткой биографии на сайте Православие.ру говорится, что «С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня».

В его «Житиях» есть упоминания о том, что в Иерусалиме он принял великую схиму с оставлением того же имени. В Иерусалиме он продолжал жить вместе с Татьяной, так как в его житиях говорится, что в Россию они бежали вместе.

Возвращение в Россию

Также в житиях говорится, что живая в Иерусалиме, он познакомился с неким, не названным по имени отставным генералом, который предложил ему вернуться в Россию: «Там с ним познакомился помещик из станицы Платнировка, отставной генерал, прибывший в начале XX века поклониться Гробу Господню. Взяв на себя хлопоты по возвращению иеросхимонаха Феодосия на Родину, генерал получил документы на выезд в Россию старца».

В 1913 году Феодосий вернулся в Россию, но по всей видимости его возвращение также было связано со скандалом. Диакон Андрей Кураев упоминает о рапорте начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме от 1914 года на имя консула России о «выдворении иеромонаха Феодосия из святого града за поведение, несовместимое с монашескими обетами». Как пишет Ильинская, «По воспоминаниям духовных чад, отец Феодосий вывез из Иерусалима много золотых крестов, покровцы, потиры, священные сосуды. Они с инокиней Татианой везли их в подушках, матрацах. Вопреки проискам супротивного, Иерусалимские святыньки были доставлены на Землю Русскую, на священный Кавказ». Олег Болтогаев делает вывод, что описанный выше вывоз вещей из Иерусалима — не что иное как контрабанда, причём «есть сильное подозрение, что генерал хлопотал о возвращении Феодосия и Татьяны небескорыстно».

Таким образом Феодосий с Татьяной приехали в станицу Платнировку, где некоторое время они жили в имении этого помещика-генерала. При этом о вывезенном золоте в его житиях более не упоминается.

В Ставрополье

Затем Феодосий и Татьяна покидают Платнировку, причём причина не называется, сказано только, что «Божья Матерь велела ему поселиться вблизи монастыря под названием Тёмные Буки». В Тёмных Буках до своей кончины 1 марта 1916 года проживал схимонах Иларион (Домрачев), идеолог русского имяславия. В связи с этим появились предположения о том, что Феодосий был соратником или сторонником Илариона. Писатель Владимир Лермонтов в повести «Дельфания» прямо утверждает, что «старцы жили вместе». Однако в архивных документах о схимонахе Иларионе нет ни слова о Феодосии, хотя там упомянуты многие лица, разделившие все тяготы последних лет жизни Илариона. Нет ни слова о Феодосии-имяславце и у иеросхимонаха Антония (Булатовича). Олег Болтогаев делает вывод, что Феодосий поселился в Тёмных Буках позже — в 1917 году, однако не ужился здесь и переселился поближе к разъезду Горный, что в трёх километрах южнее Тёмных Буков. Вместе с ним, съехали несколько женщин. По мнению Олега Болтогаева, общавшегося с местными жителями, «скорее всего местные жители разрешили монашествующим поселиться в одном-двух заброшенных домиках, называемых здесь „хатками“. Строились такие хатки за день-два быстро и споро».

В «Житии» Феодосия, подготовленном Сергеем Шумило, говорится «В пустыни, в ущелье на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье». Однако Олег Болтогаев, хорошо знавший те места отмечает «Барвинок в окрестностях Горного растёт повсеместно».

Как писала Людмила Брешенкова, основываясь на материалах вышедшей по благословению митрополита Гедеона (Докукина) книги «Преподобный Феодосий Кавказский», «вместе с ним жили несколько монахинь из монастыря и две девочки — подростки. Именно эти девочки, Анна и Любовь, находились около старца в течение тридцати лет, а позже свидетельствовали о нём потомкам, оставив рукописи о его удивительном житии».

Сергей Шумило описывает Феодосия в этот период как старца всероссийского масштаба: «К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день: с Кавказа, Кубани, Сибири, Украины, Белоруссии, России, со всеми беседовал на их родном языке». Олег Болтогаев упоминает, что «Горновские старожили рассказывали, что жившие в Гладушевской щели монахи были крайне замкнуты и нелюдимы. Вокруг построек был плотный забор, внутри на дереве висел кусок железнодорожного рельса, монахи начинали стучать в него, когда к их территории приближался незнакомый человек».

Ильинская в своей книге приводит совсем уже сказочные сведения о том, что «в батюшкину пустыньку приезжало начальство, вереница чёрных машин. Выходили люди в костюмах, давали старцу деньги, чтобы он молился за них. Некоторое время отца Феодосия не притесняли: супруга „всесоюзного старосты“ М. И. Калинина, который в 20-е годы работал на Кубани, была его духовной дочерью. <…> Сам Калинин тоже приезжал в пустыньку, — вспоминает м. Александра (город Кропоткин), — осмотрел все и дал дедушке документ, что у него здесь приют. Ведь после гражданской войны было много беспризорных детей, одиноких стариков, многие родители не могли кормить много детей, а дедушка всех собирал, всем находилось дело». Олег Болтогаев отвергает такие данные как недостоверные: «если бы Калинин бывал в Горном, да ещё вручал бы тут какие-то охранные документы, то мы, школьники, и через тридцать лет изучали бы этот вопрос на уроках по истории родного края. Второе. Жена Калинина, Екатерина Ивановна Лорберг (1882—1960), была еврейкой, убеждённой революционеркой, членом Верховного суда СССР, а потому никак не могла быть „духовной дочерью отца Феодосия“. Третье. Что это за приют такой, в двух маленьких турлучных хатках?».

А вот сведениям о том, что «о. Феодосий обучал местных детишек грамоте» Олегу Болготаеву удалось найти подтверждения: «Старик Каталевский рассказывал нам, что „грамоте учился у монахов“. Два-три раза в неделю он приходил к монашеским кельям, где его учили читать, писать, считать и молиться. Но не бескорыстно. Платой был мешок муки, кролик, утка или курица».

Арест и ссылка

Жития упоминают, что Феодосий подвергся аресту, но в одних говорится, что это произошло в 1925 году, в других — в 1927 году. Обстоятельства самого ареста в разных житиях разнятся. Упоминается, что Феодосий уже ждал тех, кто придут его арестовывать, а при самом аресте омывал ноги, согласно одним житиям тем, кто пришёл его арестовывать, по другим — монахиням. Интернет-источники утверждают, что в ссылку за Феодосием поехала юная послушница Люба и что там она ему «весь срок прислуживала».

В Минеральных Водах

В 1931 году его освободили, и он приехал в Минводы.

Не признал декларацию митрополита Сергия (Страгородского). В Минеральных Водах создал тайный домовой храм, где совершал богослужения до своей кончины в 1948 году. После его смерти руководство над общиной перешло к схимонахине Варваре (Моза) и схимонаху Епифанию (Чернову).

Почитание и вопрос о канонизации

В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия. Синодальная комиссия по канонизации святых в общей сложности пять раз отказывала в канонизации Феодосия Кавказского, однако митрополита Гедеона это не остановило.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину кончины «старца» было совершено перенесение его останков из Михаило-Архангельского храма в во вновь построенный Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших со всего Кавказа, Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.

Тем не менее, почитание Феодосия Кавказского и поныне поддерживается священноначалием Русской православной церкви. Сайт Православие.ру сообщает, что 10 августа 2015 года «По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного». На официальном сайте Владикавказской епархии значится, что «11 августа 2016 года по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида состоялась традиционная паломническая поездка прихожан Георгиевского храма г. Ардон во главе с настоятелем протоиереем Иаковом Фрилингом в Минеральные Воды к мощам святого преподобного Феодосия Кавказского».

Имя Феодосия Кавказского носит улица в посёлке Горячеводский города Пятигорск.

Примечания

  1. http://reocities.com/boltik/feodos.htm
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ — Олег Болтогаев
  3. прот. Валерий Рожнов. О прославлении угодников Божиих Юга Руси уже почитаемых в народе, но не прославленных канонической Церковью. Дата обращения 8 сентября 2014.
  4. Великий молитвенник и печальник земли Русской. Жизнеописание катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского. Церковная жизнь (орган Архиерейского синода РИПЦ). Дата обращения 8 сентября 2014.
  5. 1 2 3 4 5 6 Северный Кавказ: В Минводах отметили память блаженного Феодосия Кавказского // Православие.Ru
  6. Великий молитвенник и печальник земли Русской. Жизнеописание катакомбного старца Феодосия (Кашина) Кавказского Память 26 июля / 8 августа
  7. 1 2 3 4 5 Павел Троицкий Один эпизод из жизни преподобного Феодосия Кавказcкого — Мы православные! Архивная копия от 28 ноября 2016 на Wayback Machine
  8. неточность, на самом деле 15 лет
  9. Тема: Как помянуть у Преп. Феодосия Кавказского? #1769625
  10. 1 2 Церковные Ведомости: Духовное наследие Катакомбной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей — Великий молитвенник и печальник земли Русской. Жизнеописание катакомбного …
  11. Людмила Брешенкова Храм Твой прекрасен, Господи! Архивная копия от 19 сентября 2016 на Wayback Machine // Православная народная газета (Самара) № 05 (39) март 2003
  12. А. Ильинская. Старец Феодосий Кавказский в сонме подвижников Южной России. М. 2010. С. 143.
  13. Уже несвятые святые | Православие и мир
  14. Прихожане Георгиевского храма г. Ардона помолились у мощей святого Феодосия Кавказского (недоступная ссылка). Дата обращения 18 сентября 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.

Литература

  • Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. М.,1913.
  • «Старец Феодосий Иерусалимский. Серия «Народная библиотека». М., 1994.
  • «Иерусaлимский бaтюшкa» — иеросхимонaх Феодосий. М.: Междунaродный издaтельский центр прaвослaвной литерaтуры, 1994. С.89.
  • Старец Феодосий Иерусалимский, Северо-Кавказский чудотворец (1800—1948): Житие, подвиги и чудеса. — Трим, 1994. — 155 с.
  • Aннa Ильинскaя. Тaйнa стaрцa Феодосия: Скaзaние о жизни и чудесaх «Иерусaлимского бaтюшки» — преподобного Феодосия Кaвкaзского. М.: Прaвослaвный пaломник, 1997.
  • Анна Ильинская. «Хранитель южных рубежей России» // «Русь Державная», № 5, 1998.
  • Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издано по благословению митр. Гедеона братством во имя Честного и Животворящего Креста Господня, М.,1998.
  • Подоситников Игорь, свящ. Житие преподобного Феодосия Кaвкaзского // «Стaвропольский Блaговест». Стaврополь, 1998. Aвгуст. N 8(17). С.1,2.
  • Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в православии. М., 1998.
  • Митрополит Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999.
  • Архим. Григорий (Цвинтарный). Трагедия Русской Церкви — трагедия России. Краснодар, 1999.
  • Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999.
  • Игумен Андроник (Трубачёв). Афонский спор об имени Божием и его последующая судьба. — Материалы богословской конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». М.,2000.
  • Преподобный Феодосий Кавказский: Житие, чудеса, акафист. — М.: Аксиос, 2003.
  • Ильинская, Анна. Старец Феодосий Кавказский в сонме подвижников Южной России. — Паломник, 2010. — 619 с. — ISBN 9785880601349.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *