Живоносный источник

Сохранившиеся иконы, образы которых можно увидеть в существующих религиозных храмах, имеют давнюю старинную историю. Одной из таких является Икона Живоносный Источник. Она известна по всему миру как святыня, которая смогла исцелить огромное количество больных людей. Именно поэтому в знак благодарности, верующие регулярно почитают данный священный образ не только молитвами, но и созданием в честь него различных духовных произведений. К ним относятся стихи, песни и точные списки иконы Богородицы Живоносный Источник.

Дата празднования:

7 мая — переходящая

Содержание

История

Согласно приданию, во времена Византийской империи, которая являлось главной родоначальницей православной веры, рядом с её столицей находилась роща. После пребывания в ней Святой Девы Марии, чудные просторы дивной природы стали святыми. Рядом с растущими деревьями, прямо из земли рощи протекал источник, который по слухам обладал целебными свойствами. И как-то раз, приблизительно в 450 годах нашей эры, мимо описанных благоверных мест проходил один путник по имени Лев. Прибывая в крайне безлюдном месте, он невольным взглядом обратил внимание на человека, который не мог найти выхода посреди густорастущей растительности. Подойдя по ближе, Лев Маркелл сразу же осознал, что человек, которого он видит, является слепым. Решая ему помочь, путник посадил инвалида, а сам отправился за водой. И во время пути, он вдруг услышал голос Богородицы, указывающий место святого источника. Дойдя до него, Лев Маркелл набрал воды и принёс её встреченному гостю. И как только незрячий выпил воду, которая ему была доставлена, он сразу же в миг начал видеть.

В итоге, прозревший человек, в знак почтения, упал на колени со словами молитвы, благодаря Деву Марию, которая помогла Льву обнаружить природный источник с чудотворными свойствами.

После этого случая Лев Маркелл, став впоследствии императором, приказал возвести храм Пресвятой Девы, а источник, после тщательного очищения, назвать Живоносным.

Впоследствии, после данного события, в центре храма, установили икону Животворящий источник, которая была написана талантливыми мастерами-иконописцами.

Образы иконы

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

В чем помогает молитва перед иконой «Живоносный Источник»

Сам Живоносный источник является воплощением начала жизненного истока. Олицетворяя образ Богоматери, он способен исцелять больные человеческие души.

Значение Иконы Живоносный Источник крайне велико.

Она помогает верующим преодолеть многие неприятности и трудности, которые порой могут случаться в обычной повсеместной жизни.

Сюда следует отнести прежде всего:

  • избавление людей от сильных пагубных привычек, куда входит табакокурение, алкоголь и всякие наркотические вещества, вызывающие сильную зависимость.
  • помощь в ликвидации духовных внутренних переживаний. Во время молитвы стрессовое состояние человека нормализуется, приводя свои нервы и настроение к полному контролю
  • оказывает помощь в сохранении безгрешного бытия;
  • исцеление от всех болезней.

Молитвы перед иконой «Живоносный Источник»

Во время произнесения священных молитвенных слов, люди просят очистить их душу от какой-либо скверной нечисти, вызывающей проблемы со здоровьем, а также восполнить внутренний запас сил.

Тропарь, глас 4

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Перевод: Почерпнем, люди, исцеление души и тела в молитве, потому что для всех течет Река — Пречистая Царица Богородица, источающая нам чудесную воду и вымывающая мрак из сердец, очищающая греховные раны и освящающая души верующих Божественной благодатью.

Кондак, глас 8

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Перевод: Неиссякаемо Ты, Источник Богоблагодатный, подаешь мне, изливая, потоки Твоей благодати. Источник всегда текущий превыше слов (и объяснений), так же как Бога Слово Ты родила превыше ума (и понимания), молюсь Тебе — ороси меня благодатью, да взываю к Тебе: «Радуйся, Вода спасительная».

Молитва первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х. Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная. Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м. От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «»

Похожие главы из других книг

«Отпой молебен полонянке» (Выдропусская) Когда войско Иоанна Грозного, возвращаясь после покорения Новгорода, проходило мимо села Выдропусска, один из царских воинов, некий боярский сын, вошел в церковь и взял находившуюся там икону Одигитрии, которая в тех местах

Молебен Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных – молебное пение (молебен).Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме Молебен о здравии Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви. Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также

5. Что такое молебен? И как его нужно правильно заказать? Вопрос: Что такое молебен? И как его нужно правильно заказать?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Молебен – богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым.

Новогодний молебен г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Встречая новый год, мы друг друга приветствуем словами: «С новым годом, с новым счастьем!» И часто мы думаем о счастье только как о материальном благополучии, о ласковых, счастливых отношениях в семье и с

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью «о здравии» и «об упокоении» и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за свечным

Что такое молебен, как его правильно заказать? Иеромонах Иов (Гумеров)Молебен — богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными

33. Молебен в школе искусств Творчество — один из признаков богоподобия человека. Бог есть Творец, и человек — образ Божий — тоже имеет способность к творчеству. Бог — Творец в собственном смысле слова, Творец с большой буквы, человек — творец с маленькой буквы. Бог творит

Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну

Благодарственный молебен По окончании браковенчания священник на амвоне перед царскими вратами служит благодарственный молебен Господу Богу, после которого совершает отпуст, называя имена святых, покровительствующих новобрачным. После отпуста новобрачным

Благодарственный молебен и молитва Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога,

Молебен – для чего он совершается? Для начала важно понимать смысл совершения молебна. Молебен – это особое богослужение, во время которого мы просим Господа, Богородицу, святых о том, чтобы они ниспослали нам милость, или благодарим Бога за полученные блага. В церкви

Это интересно: Молитва Богородице «Царица моя преблагая» (видео)

Что такое молебен с водосвятием?

По согласованию со священником такая служба может быть отслужена в храме либо на дому. Дома, как правило, служат в том случае, когда человек не может по каким-то причинам прийти в храм (например, болезнь). В храме такие богослужения совершаются после Литургии или же в специально отведенные для этого дни.

Помимо освящения воды на требах могут читаться акафисты.

На молебне с водосвятием совершается чин малого освящение воды. На праздник же Крещения Господня совершается особый водосвятный молебен – агиасма. В этот день воспоминаются события Евангелия, когда Господь наш Иисус Христос принял святое крещение от Иоанна Крестителя.

Агиасма – это чин великого освящения воды. Вода с этой службы хранится целый год, до следующего праздника. Она не портится, не имеет запаха, не меняет своих свойств за длительное время. Многие ученые не раз исследовали структуру и физические характеристики Крещенской воды и пришли к выводу, что эта вода «живая», т.е. обладает наиболее правильной молекулярной структурой.

Малое освещение воды может совершаться в любой день по согласованию с настоятелем или священником храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.

Наиболее популярно у нас водосвятие с обращением ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская и другие), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской.

Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел.

Кроме просительных молебнов за здравие не стоит забывать о благодарственных требах, в ответ на получение просимого в молитвах.

Какие бывают водосвятные молебны

Во время водосвятного молебна освещается вода. Водосвятные молебны тоже отличаются друг от друга. Так, например агиасма – это чин великого освящения воды, который совершается на праздник Крещения Господня. Вода с этой службы хранится весь год, до следующего праздника.

Но бывает и малое освещение воды, которое совершается в любой день по согласованию с настоятелем храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.

Как проходит водосвятный молебен

Для водосвятия в центр храма выносится стол, на который ставят большую чашу с водой, кладут Евангелие и Распятие. Водосвятный молебен читают по служебникам – специальным книгам. Священник произносит ектинью – просительное молитвословие о том, зачем служится этот молебен. Водосвятный молебен часто обращен ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская=), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской. В чинопоследовании будут читаться имена из записок, которые подают прихожане, само же последование может быть разным. Например, если читается акафист, служба будет идти дольше.

– Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

Примерный порядок выглядит так:

  • Выносят стол с чашей воды, Евангелием, Распятием.
  • После возгласа священнослужителя произносится псалом 142-й.
  • Поют: «Бог Господь” и тропари. Во время этого иерей производит крестообразно кадит воду.
  • За прочтением псалма 50-го, тропарей и ектении, производят каждение храма.
  • После этого читается прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18).
  • Затем проводится чтение Евангелие (Ин. 5, 2-4).
  • За этим произносят ектению:

Миром Господу помолимся , в которой возносятся прошения об освящении воды. В основном при этом происходит каждение воды. После чего священник произносит молитву об освящении воды.

Иногда читается особая молитва:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

  • Затем священник берет Крест. Распятие он направляет к себе. Затем делает крестообразное движение поверх воды его нижней частью. После происходит погружение всего Креста в воду. В это же время поются тропари: Спаси, Господи, люди Твоя… (трижды) и Твоих даров… .
  • После этого иерей целует Крест, который вынули из воды, и кропит всех присутствующих и храм.
  • Все по очереди прикладываются к кресту, а священник кропит каждого.

— Зачем освящение воды совершается дважды?

Как заказать молебен с акафистом о здравии с водосвятием

Церковь строго устанавливает порядок для водосвятных служб. Лучше об этом предварительно осведомиться. Бывает утреннее и вечернее, но чаще читают после утреннего священнодействия.

Молебен с акафистом состоит из кондаков, икосов, завершающей молитвы. Кондаки кратко повествуют о празднике, жизни Святого, икос — прославляющая песнь того, к кому обращается служитель. Завершается молитвой к Святому, прошением на освящение.

До начала богослужения необходимо подать записку с указанием:

  • к кому обращено совершение молебна (Пресвятой Богородице, ко Господу, имя Святого или нескольких);
  • церковных имен тех, о ком будет молитва в родительном падеже (в одной записке не более 10 имен);
  • запрещено вписываться фамилии;
  • имена сокращать нельзя;
  • нельзя молиться о самоубийцах и некрещеных людях;
  • сначала вписывают мужчин, затем женщин, отроков (дети от 7 до 17 лет), младенцев (все до 7 лет);
  • необходимо сделать разделение на несколько записок, если имен больше 10.

На специальный стол ставят чашу, наполненную водой. Рядом располагают Евангелие с Распятием. Во время молебна читают текст служебника, затем отрывок из Священного Писания, произносят просительное молитвословие (ектенью).

Молебен с акафистом состоит из кондаков, икосов, завершающей молитвы. Кондаки кратко повествуют о празднике, жизни святого, икос — прославляющая песнь того, к кому обращается служитель.

Завершается молитвой к святому. Далее следует прошение на водосвятие с трехкратным крестообразным погружением круцификса в воду.

Затем из наполненной чаши батюшка окропляет всех присутствующих водой. Служба заканчивается.

Обычно молебен — это непродолжительное богослужение. Но если читается акафист требуется больше времени, служба будет длиннее. Святая вода присутствует в церкви всегда, так как освящение проводится на протяжении всего года.

Часто прихожане заказывают молебен своему святому. Духовники советуют делать это на именинных днях. В любой другой день, лучше узнать к какому святому следует обращаться за помощью и указать это в записке.

Это интересно: Молитва Пресвятой Богородице об усопших — рассмотрим внимательно

Как использовать святую воду

После совершения последования малого освящения воды каждый прихожанин уходит домой с баночкой или бутылочкой святой воды.

Что же делать с ней дальше?

Святую воду, принесенную из храма, можно использовать так:

  1. Пить ее для укрепления души и тела, особенно в болезни. Стоит знать, что Крещенскую воду пьют натощак с кусочком просфорки, в то время как воду с малого чина можно пить в течение всего дня саму по себе;
  2. Святой водой освящаяют жилище. Нужно не забывать, что такая вода – это святыня, поэтому недопустимо кропить ею нечистые места.
  3. Умывать маленьких деток, больных людей. Если человек по какой-то причине не в состоянии выпить воду, можно умыть ею лицо.
  4. Верующие хозяйки начинают приготовление пищи с добавления молебной воды в основу блюда.

Совершенно не допустимо использование освященной воды в любых магических целях. Многие популярные ныне знахари и экстрасенсы используют святыню в своих обрядах, тем самым оскверняя ее. Это большой грех – не принимайте в нем участия!

Интересно о православии:

Хранить воду с водосвятия нужно в специально отведенном для этого месте, желательно в красном уголке возле икон. Крещенскую воду, если вы ее запасаете на весь год в большом объеме, можно хранить в кухонном шкафчике или другом аккуратном месте. Не стоит ставить святую воду рядом с банками с консервацией или другими продуктами питания – такая вода должна храниться отдельно. Тем более недопустимо ставить банки со святыней под кровать, запихивать в шкафы или на антресоли.

Сила воздействия на человека святой воды напрямую зависит от его веры в Бога. Можно пить такую воду хоть литрами и не иметь при этом никакой духовной пользы из-за неимения веры.

В то же время, великие святые могли целыми днями обходиться стаканом святой воды и маленькой просворкой и имели при этом силы на длительные молитвы и бдения.

Молебен с водосвятием

Какими бывают молебны

Иногда, в зависимости от значимости события, по которому служится последование, молитва приобретает торжественный характер и вызывает особый духовный подъем у верующих людей. Например, совершаемое до революции благодарственное молебное пение по случаю восшествия на трон какой-нибудь царской особы, а так же рождения Наследника.

Или в наше время совершаемый во всех православных храмах молебен в Неделю Торжества православия. Бывает, что при большом стечении народа, он поется во время Крестного хода, например, в Пасху или храмовый праздник. Молебное пение на Новый год, на начало учения отроков, — так же собирают большое число молящихся.

В повседневной приходской практике наиболее распространены молебны, которые служатся по требованию богомольцев. Поэтому они входят в число так называемых треб. Книги, где написаны такие чинопоследования, называются требниками.

Молебны, которые наиболее часто заказывают это:

  •  малое освящение воды;
  •  общий молебен (при любой нужде);
  •  перед началом всякого доброго дела;
  •  благодарственный;
  •  о недужных многих или едином;
  •  чин благословения в путешествие;
  •  о страждущих от алкоголизма и наркомании;
  •  перед хирургическим действием (операцией).

Более редко совершаются молебны:

  •  за творящих милостыню;
  •  во время «бездождия» (засухи);
  •  во время «безведрия» (когда непрестанно идет дождь);
  •  во время «губительного поветрия и смертоносной заразы»;
  •  чин «обхождения полей насеянных», и многие другие.

Например, освящение какого-либо объекта, вещи, продуктов питания тоже можно назвать молебном.

По каким случаям совершают молебны?

Когда человеку хочется поблагодарить Господа о выздоровлении, об успехах в жизни, о рождении ребенка, о материальном достатке и так далее, служится благодарственный молебен. В чинопоследовании приводится отрывок из евангелия от Луки, где Христос укоряет неблагодарных иудеев и хвалит самарянина, который один из всех поблагодарил Господа за исцеление.

Исцеление прокаженных

В случаях, когда отправляются в путешествие один или несколько человек, заказывают последование «о путешествующих». В этом случае вспоминается история одной из книг Священного Писания Ветхого Завета о сопутствии Ангела, когда Товия, сын праведного Товита отправился в дальнюю страну. Тогда Ангел избавил Товию от беды и исцелил его отца от слепоты. Священник просит от лица верующих, чтобы Господь так же послал ангела на дорогу, как когда – то Товии.

Название молебна «о болящих» говорит само за себя. Сами больные или их родственники просят помолиться об облегчении болезни и скорейшем выздоровлении.

Так же в наше время особенно актуальным стал молебен «об избавлении от алкоголизма, наркомании и табакокурения». Все знают, как тяжело, когда в семье существует такая проблема. Во многих храмах установлено регулярное совершение молебнов об избавлении от этих зависимостей.

Вопрос усложняется тем, что родственники страждущих приобретают созависимость, то есть живут с алкоголиками и наркоманами, действуя по такому сценарию, который усугубляет ситуацию. Поэтому, чтобы решить проблему зависимостей, для родственников страждущих полезно пройти курс бесед на эту тему.

Когда человек приступает к важной и ответственной работе, служится молебен «на начало всякого доброго дела».

Молебен в храме

Если долго нет дождя, и наступает засуха, так же если наоборот, если долго льют проливные дожди, существуют чинопоследования «при бездождии» и «при безведрии», в которых священник вместе с верующими просит Бога избавить их от этих бедствий. В этих случаях вспоминают пророка Илью, который имел такую духовную силу, что по его молитве Бог сначала «заключил небо» и три с половиной года была засуха. Затем, по его же молитве, пошел обильный дождь и напитал иссохшую землю.

Церковь — это живой организм. Поэтому если в обществе возникает потребность молитвы о какой-либо новой проблеме, которой раньше не существовало, такой чин будет составлен.

Кто совершает молебен?

В особых случаях, например в большой праздник, или во время народного бедствия, молебен может совершаться собором священников во главе с архиереями и даже самим Патриархом. В обычной приходской жизни молебен может служить любой священник. Ему может помогать дьякон, если таковой имеется, а также чтецы и певцы.

Из чего состоит молебен?

Как любое богослужение, молебен начинается возгласом священника. Далее следуют начальный псалом, великая ектения с особыми прошениями, тропари на «Бог Господь», 50-й псалом и далее может читаться Канон, в зависимости от вида молебна.

Если служится так называемый общий молебен, то великой (мирной) ектеньи нет, а вместо канона поются особые запевы. В этом случае в молебен можно включить чтение акафиста. Далее в любом молебне поется особый стих – прокимен и читается отрывок из Священного Писания – апостол и евангелие.

По окончании 9-й песни канона или заключительных запевов, поется «Достойно есть» затем тропари и возглашается сугубая ектенья. В конце читается молитва одна или несколько.

Молебен во время засухи. Художник Г.Г. Мясоедов

Все молебны содержатся в специальной богослужебной книге, называемой требник, который состоит из трех частей. Молебные пения, которые не вошли в эти три части, находятся в дополнительном требнике. Молебен с каноном Божией Матери, находится в Часослове.

Схема общего молебна допускает чтение Акафиста святому, которому служится молебен. В этом случае необходимо отдельно приготовить Акафистник. Последования новых молебнов или редкие чинопоследования могут издаваться отдельными брошюрами.

Где можно служить молебен?

Окропление святой водой

Молебны о болящих, или с освящением воды, или благодарственный, или общий, в котором объединяются несколько прошений, обычно совершается в храме.

На молебне верующие подают священнику записки о здравии. В них пишут имена тех, за кого нужно помолиться. Обычно, такие записки принимают в церковных лавках, а затем передают батюшке на молебен.

Когда есть необходимость, священник может прийти в дом к мирянину и провести молебен «о болящем» возле постели больного.

Чин освящения квартир, офисов, медицинских и социальных учреждений, производственных объектов так же происходит непосредственно внутри этих помещений. При освящении закладки нового дома, колодцев, засеянных полей и т.п., служат под открытым небом. При этом может совершаться освящение воды.

Когда долгое время стоит засуха, существует традиция, выходить в поле или к пересохшему источнику, взяв с собой иконы и кресты, чтобы служить молебен «от бездождия» о ниспослании влаги.

Так наша Церковь издревле окружает материнской заботой жизнь человека, его здоровье и быт, удачи и невзгоды. Когда человек хочет помолиться «мало, но горячо», тогда он просит священника отслужить молебен. Сегодня нам необходимо возрождать этот благочестивый обычай, чтобы люди учились перед каждым делом просить у Бога милости и благословений.

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, милостиво внемлющей молитвам болящих, и от водных источников токи целебныя изливающей страждущим, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Целительнице, приклонися благоутробно гласом нашим хвалебным и от всяких недугов душевных и телесных свободи нас, зовущих:

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Икос 1

Ангели святии благоговейно Тебе служат и вси небожителие немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, яко Родительницу Царя Христа Бога. Мы же грешнии, подражати им дерзающе, молимся Ти: сподоби нас непрестанно Тебе возносити благодарения за премногую милость Твою ко всему роду христианскому. Аще и недоумевает всяк язык восхвалити Тя по достоянию, но, ведуще благость Твою, и мы, недостойнии служителие Твои, дерзновенно отверзем уста наша, и наполнятся духа, и достойное отрыгнем похвальное слово, Царице Божией Матери зовуще таковая:

Радуйся, благословенная в женах Дево благодатная; радуйся, Всевышняго Бога Мати, Духа Святаго пребывание.

Радуйся, дара Божия благодати источниче преизобильный; радуйся, чудес реко присносущная.

Радуйся, источниче радости непрестанныя; радуйся, источниче милости неизсякаемыя.

Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.

Радуйся, обидимых заступнице; радуйся, печальных утешительнице.

Радуйся, бедствующих помощнице; радуйся, заблуждающих наставнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 2

Видящи, премилосердая Мати Божия, земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволила еси проявляти милости Твоя к нам, исцеляющи души и телеса страждущих; обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную целительницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превзошла есть любовь Твоя ко всем недужным, егда милостиво призрела еси на страждущаго слепца, томившагося в лесной чащи и повелела еси царю Льву почерпнути воды от живоноснаго источника Твоего и утолити жажду слепаго, да вси, ведуще Твое сострадание к страждущим, песненно Тебе вопиют:

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, оставленных врачми на Свои всемощнеи руце приемлющая.

Радуйся, милосердая всех нас о Христе Мати; радуйся, презренных и отверженных от погибели избавляющая.

Радуйся, сердца злых человек умягчающая; радуйся, от клеветы и досаждения и иных бед спасающая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 3

Сила благодати Божией осеняет всех, с верою и благоговением прибегающих к Твоему, Пречистая Госпоже Богородице, предстательству; темже и мы к Тебе, Всемилостивейшая Покровительнице наша, приходим и умильно зовем: научи нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение, разслабленным укрепление, скорбящим утешение, и всем коегождо потребу подаеши. О, Божия Мати, со умилением к Тебе припадаем и богатыя Твоея милости ожидающе, усердно тако вопием:

Радуйся, радосте наша, Еюже слезы от очей отъемлются наших; радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Радуйся, яко Тобою наша благая желания исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.

Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых; радуйся, отрадо наша и дивное о нас попечение.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице, ибо всегда пред Господним престолом стоиши и, воздвигши руце Свои, молишися, яко да нашу недостойную молитву приимет Господь, Царь славы, и исполнит прошения призывающих имя Твое святое, зовущих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша царь Лев глас Твой божественный, Пресвятая Владычице, повелевающий помазати очи слепому водою источника и сотвори, якоже глас Твой повеле, и абие прозрев слепец, позна Тя сострадательницу быти всем немощствующим, с верою просящим у Тебе помощи и в болезнех исцеление, и созда тамо у Твоего источника храм имени святому Твоему, да вси, получивше Твою милость, непрестанно благодарственно славят Тя, Богородице, тако:

Радуйся, благодатный Источниче, источаяй нам неоскудныя милости; радуйся, избавляющая нас от бед.

Радуйся, ненадежных надеждо; радуйся, скорбящих отрадо.

Радуйся, Мати Бога Вышняго; радуйся, яко за всех Ты молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Радуйся, всех скорбящих и болезнующих утешительнице; радуйся, всех немощей телесных и душевных исцелительнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 5

Благодатная врачевания Ты изобильно подаеши всем немощствующим, сего ради Тебе, божественной целительнице, на освященных Тобою водных источницех храми созидаются, Пресвятая Дево, да вси вернии довольно наслаждаются знаменьми Твоея милости, еяже не лиши и нас, смиренных чад Твоих, по долгу воспевающих и вопиющих чудес творцу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видим Животворный источник, Владычице, яко воистину вторую Силоамскую купель, в нейже вся болезни наша исцеляются и не токмо единою в лето и первым входящим здравие тела подаеши, но всегда всякий недуг и всяку язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих, сего ради вопием Ти:

Радуйся, неусыпная наша Предстательнице пред Богом; радуйся, яко свеща неугасимая, в молитвах за нас у престола Господня присно горящая.

Радуйся, Мати милосердия и щедрот; радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь нам ускоряющая.

Радуйся, в день отчаяния нашего от обдержащих нас недугов и скорбей матерински утешающая; радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая.

Радуйся, от внезапныя смерти избавляющая; радуйся, при кончине нашей причастия Святых Таин сподобляющая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы, и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христианских. Наипаче же обыкла еси чудотворити чрез водное естество; священным призыванием Твоего Святаго имене обильно изливаеши струю милости на всех страждущих; даруй убо всем с верою причащающимся или кропящимся святою водою совершенное исцеление, да славословим Тя и Сыну Твоему Христу Спасителю зовем: Аллилуиа

Икос 6

Возсияла еси в животворном источнице Твоем, Пресвятая Владычице, токи благодатных исцелений всем страждущим от различных недугов, и в нашей стране светиши светом чудес и милостей; притекающии бо к Тебе и скорбей избавление, и недугов исцеление, и радости всякия исполнение приемлют; о, Госпоже Царице и Владычице, Ты всегда воздвизаеши руце Свои на умоление пред Сыном Твоим и Богом, услыши и ныне нас, усердно вопиющих к Тебе таковая:

Радуйся, животворныя воды источниче неистощимый; радуйся, бане, омывающая греховную скверну.

Радуйся, скорбей наших услаждение; радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, болезней наших врачевание; радуйся, от всяких бед наших избавление.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 7

Хотящи всем показати любовь Твою велию к страждущим людям, Богородице преблагая, благоизволила еси в водном естестве проявити Твою целительную силу и даровала еси животворную благодать водному источнику в чащи лесной во исцеление слепаго, и научила и нас имя Твое святое пред сею водою призывати, верующе и дерзновенно уповающе, яко и ныне воде сей милостивно даруеши ту же благодатную силу и исцеляеши ею всех нас страждущих, да благодарственно во веки о Тебе вопиют людие Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери, Господи, и дивными чудесы преизобилующий даровал еси нам Ея источник, да, в водных струях его изобильно черплюще благодатная врачевания, вси немощнии Твои люди верою сердечною и от души любовию прославляют небесную целительницу, Всесвятую Матерь Твою, и зовут таковая:

Радуйся, алавастре врачевания, на всякий недуг врачевство содержай; радуйся, милосердная Целительнице всех немощей душевных и телесных.

Радуйся, узы греховныя кающихся грешников разрешающая; радуйся, о всем мире усердная предстательнице.

Радуйся, скорбящих матерей тихое веселие; радуйся, вечною радостию нас одевающая.

Радуйся, вдовиц заступление; радуйся, безпомощных сирот благосердное призрение.

Радуйся, детям, неудобь учащимся, разум дающая; радуйся, юности охранительнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко водный Твой источник, Владычице, чудотворное действо являет и всякия болезни исцеляет всем; темже, познающе силу Божию по Твоему милостивному предстательству, прославляюще Господа Бога, с верою и умилением поем Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все земное житие наше зде болезненно есть и слезно от клеветы, досаждения, укоризны и иных многих бед и напастей; немотствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред Твоим пречистым образом припадающе, молимся: исполни радостию сердца наша, да вопием Ти:

Радуйся, Царице неба и земли; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и Ему же о нас моления приносящая.

Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Твоею покрывающая; радуйся, всех радосте, печали наша утоляющая.

Радуйся, неправедно гонимых и обидимых заступнице; радуйся, гонящих и обидящих праведная отмстительнице.

Радуйся, Милостивная, нас добре милующая; радуйся, отчаянных на путь истины направляющая и к Богу возводящая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 9

Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава пременяется, богатство безследно преходит, здравие и красота телесная увядают, друзи и искреннии отъемлются; о, Милосердная, услади и наша скорби, подающи нам истинную радость, вопиющим к Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствуяй язык не может изрещи велию славу Твою, Богородице, еюже Ты прославилася еси в дивных делех Твоего милосердия к роду христианскому; о, Мати Божия, Мати Всеблагая, милосердию Твоему несть конца и величие Твое кто исповесть? Да будет же всесвятое имя Твое во век преблагословенно и да будет с Тобою слава, достойная величия святейшаго имене Твоего, от нас же недостойных приими архангельский глас:

Радуйся, Благодатная, яко Господь с Тобою; радуйся, благословенная в женах.

Радуйся, обретшая благодать у Бога; радуйся, освященная Духом Святым.

Радуйся, осененная силою Всевышняго Бога; радуйся, богоизбранная Отроковице, Приснодево.

Радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, верная рабо Господня.

Радуйся, яко Тя ублажают вси народи земнии; радуйся, Родительнице Небеснаго Врача.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, даровала еси нам целительную благодать в воде, освященной призыванием имене Твоего святаго, темже мнози скорое получают исцеление: слепии прозревают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертносныя язвы, внезапныя смерти и насильственнаго убийства избавляются, гради, веси и домы от огня и молнии спасаются. О, Пресвятая Мати Божия, кто не ублажит Тя, кто не воспоет Твоя славная чудеса? Темже и мы, прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости по Твоему предстательству, величающе Тя, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая и источник милостей и чудес, Всеблагая Владычице Богородице, всем к Твоему покрову прибегающим, темже молим Тя, заступи и спаси с любовию к Тебе взывающих таковая:

Радуйся, яко Ты еси молитвенница наша к Богу усердная; радуйся, яко Матерняя Твоя молитва много может, Владыку Христа умилостивляющи.

Радуйся, предающихся унынию и скорби в надежде утверждающая; радуйся, нашедший на нас облак греховных страстей скоро разгоняющая.

Радуйся, славящих Тя прославляющая; радуйся, отвергающих Тя посрамляющая и, яко прах, от земли их развевающая.

Радуйся, скорбных родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию; радуйся, Целительнице наша в страданиих телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, Небесная Царице, и молитву, приносимую Тебе, Дево Богородице, услыши. К Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем и молимся: уврачуй наша болезни и утоли печали всех вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательная свеща, возжженная Духом Святым для озарения сущих во тьме греха и юдоли плача, Ты еси, Пресвятая Дево; светлыми бо лучами чудес Твоих просвещаеши всех нас, помраченных греховною мглою, и приводиши к немолчному славословию Твоего пресвятаго имене, сего ради вопием Ти тако:

Радуйся, в посте и молитве и богомыслии всегда нам спребывающая; радуйся, в час недоумения мысль благую на сердце полагающая.

Радуйся, Мати Света истиннаго; радуйся, солнце правды, нас облистающее.

Радуйся, наставнице непорочнаго девства; радуйся, хранительнице ревнующих о чистоте.

Радуйся, дев величание; радуйся, нищих питательнице и нагих одеяние.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 12

Благодати Твоея живоносный источник имуще, Пресвятая Дево, к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, Пресвятая Богородице, на лютое наше озлобление и исцели душ и телес наших скорби и болезни, да зовем о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к страждущим, хвалим Тя, яко живоносный источник благодатных врачеваний, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот и все упование по Бозе возлагаем на Тя и в сей, и в будущей жизни и, прославляюще Тя, вопием:

Радуйся, христиан непостыдное упование; радуйся, верная споручнице о нас пред Богом.

Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, истинное спасение малодушных и отчаянных.

Радуйся, утешительнице во всякой скорби; радуйся, из глубины погибели спасающая.

Радуйся, отрадо в день смерти; радуйся, единая надеждо и по смерти.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, рождшая нам Христа, Сына Божия, изволившаго, нашего ради спасения, снити на землю и воплотитися от Духа Свята и от Тебе, Пресвятыя Девы, и вочеловечитися; услыши наша усердныя молитвы и всех здесь предстоящих, со слезами и воздыханьми молящихся, помилуй. Даруй нам всем по коегождо прошению помощи, да никтоже от нас отыдет от Твоего божественнаго лика тощ и не услышан, но вси, получивше Твоя милости, благодарственно о Тебе вопием нашему Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели святии …» и 1-й кондак «Избранной от всех родов …».

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Происхождение не установлено. Поступила в музей после 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Д. В. Мазновой.

Согласно преданию, чудотворный источник в окрестностях Константинополя был обнаружен в V веке воином Львом Маркеллом, будущим византийским императором Львом I. Однажды у городских стен он встретил сбившегося с пути слепого. Лев вывел его на дорогу и пошел искать воду для освежения путника. Внезапно он услышал голос, велевший войти в соседнюю рощу, найти в ней источник, напоить слепца водой и положить ему на глаза тину из источника. Затем голос приказал Льву воздвигнуть у источника храм в честь Богоматери. Слепой был исцелен, а Лев, вскоре ставший императором, выстроил на месте чуда храм. День обновления этого храма при императоре Льве VI Мудром (пятница Светлой седмицы) стал днем праздника Богоматери Живоносный Источник.

Служба этого дня и входящее в нее Сказание были созданы византийским писателем Никифором Каллистом (умер около 1350 года). Включение этой службы в состав русской Цветной Триоди, состоявшееся в 1654 году при патриархе Никоне, а также появление рассказа об источнике в книге Иоанникия Голятовского «Небо Новое», способствовали распространению этого сюжета в русской иконописи и прославлению икон Богоматери Живоносный Источник. В Ярославле таким иконам было посвящено два престола — в Иоанно-Богословском и Троице-Власьевском приходах (освящены в 1700 и 1702 годах).

В отличие от произведений прославленных изографов Оружейной палаты 1670-х годов, извод иконы из Ярославского музея отличается внимательным следованием текстам Службы и Сказания.

Композиция в среднике иконы соответствует символическим образам службы Живоносному источнику. Мария уподобляется источнику благодати, подающему верным «воду спасения» — Христа. Редкой особенностью иконографии средника является изображение Богоматери на престоле, как бы срастающемся с водами источника и своими очертаниями напоминающем водные струи, а также Саваофа на херувимском престоле со Святым Духом в виде голубя в верхней части композиции.

Цикл чудес Богоматери открывается композицией, прославляющей праздник обновления храма над источником. Следующие клейма посвящены обретению источника, построению храма «богатою рукою» императора Льва, византийским императорам — обновителям храма, многочисленным исцелениям от разных болезней и даже избавлению от смерти и спасению из темницы с помощью воды источника.

Седьмое клеймо иконы, изображающее императоров Василия и Льва, вновь отстроивших храм у источника, содержит одну редкую деталь: над источником представлен образ Богоматери Печерской с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Вероятно, это изображение напоминало об эпохе крещения Руси, которое произошло при другом императоре Василии из Македонской династии, и о прославленном святилище Богородицы — Киево-Печерской обители, связанной с константинопольским храмом Богоматери Влахернской, где тоже был чудотворный источник.

Колорит и сильно разбеленное личное письмо иконы позволяют предположить, что ее выполнил костромской или ярославский мастер, знакомый с искусством иконописцев Оружейной палаты. Живость письма сближает икону с книжными миниатюрами рубежа XVII–XVIII веков, в том числе, с иллюстрациями Синодиков и Апокалипсисов. Сходство с принципами оформления рукописной книги усиливают надписи к клеймам. Они выполнены черной краской, а начальные буквицы — красной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *