Животные в православии

Цитата сообщения Галина_Минжулина

«Собаки – охотники за истиной, их привлекает неуловимый аромат истинной сущности другого создания.»
— Джеффри Масон

«Я не верю в ад, но если бы он существовал, туда попадали бы люди, которые жестоки к животным.»
— Гэри Ларсон

«Я люблю кошек, потому что люблю свой дом. А кошки рано или поздно становятся его воплощенной душой.»
— Жан Кокто

«Если собака взглянула вам в глаза и не подошла ближе, проверьте свою совесть.»
— Вудроу Уилсон

«Моя старая собачка: биение сердца у моих ног»
— Эдит Вартон

«Если подобрать голодную собаку, обогреть и накормить, она никогда не укусит вас. Это принципиальное различие между собаками и людьми».
— Марк Твен

«Женщины и кошки всегда будут делать то, что хотят, поэтому мужчины и собаки могут расслабиться и начать привыкать к этой мысли.»
— Роберт А. Хайнлайн

«Если душа – это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди»
— Джеймс Херриот

«Собака хороша тем, что при ней можно дурачиться и она никогда не осудит тебя. Более того – она к тебе присоединится.»
— Сэмьюэл Батлер

«Наблюдение за жизнью животных делает нашу собственную жизнь полнее и лучше во всех отношениях.»
— Джон Мьюр

«В этом вся суть тщеславия и невежества человека – называть животных глупыми, только потому что они кажутся ему такими. Его притупленное восприятие не позволяет видеть больше.»
— Марк Твен

«Сначала Бог сотворил человека, но потом увидел, как тот слаб, и сотворил для него кошку.»
— Уоррен Экштайн

«Чтобы адекватно оценивать свою важность, каждому нужно завести собаку и кошку. Собака будет вас обожать, а кошка – игнорировать.»
— Дерек Брюс

«Животные никогда не переживают, куда они попадут – в Ад или в Рай. Я тоже. Наверное, поэтому мы с ними так хорошо ладим.»
— Чарльз Буковски

«Многие люди разговаривают с животными, но почти никто не слушает. В этом-то вся проблема.»
— Бенджамин Хофф

«Какая-то часть нашей души всегда спит, и разбудить ее может только любовь к животным.»
— Анатоль Франс

«За исключением человека, все животные знают, что смысл жизни – наслаждаться ею.»
— Сэмьюэл Батлер

Что касается дискуссий о самостоятельной ценности животных в религии, то ряд религий признают перевоплощение (реинкарнацию), то есть переход души последовательно из одного существа в другое. В этих религиях (буддизм, индуизм) вопрос о ценности человека как единственного существа, обладающей душой, отпадает.

Так же, существуют религии, для которых характерна зоолатрия. Зооламтрия (от греч. жщпн — животное и лбфсейб — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии. Известны многочисленные исторические и этнографические примеры зоолатрии: почитание медведя в Северной Америке и Северной Азии, ягуара в Южной Америке, тигра и змеи в Южной и Юго-Восточной Азии, акулы в Океании, леопарда в Африке, волка в Европе и т. д. В настоящее время зоолатрия в чистом виде сохраняется в некоторых странах Азии и Африки. Например, в Индии имеет место почитание коровы, змеи, обезьяны, гавиала и т. д.

Стоит упомянуть и тот факт, что значительное число последователей индуизма, джайнизма и буддизма соблюдают обет ахимсы, предполагающий обязательство никогда не совершать насильственных действий в отношении любых живых существ.

Положение о том, что животные не имеют души, содержащееся в догматах христианской религии, негативно сказывалось на статусе животных, на оценке их самостоятельной ценности.

Современные теологи нашли основания для того, чтобы взглянуть в соответствии с богословскими учениями на ценность животных с другой точки зрения. Так, Эндру Линзи, известный религиозный философ и богослов нашего времени, пишет: «Если все твари существуют для Бога, если Бог стоит за каждой из них, то как могут человеческие существа идти против Бога?». То есть, заключает Э. Линзи, если Бог стоит за ними, то мы не можем идти против них. Богословское понимание смысла всего сущего должно отличаться от человеческого понимания; если все существа имеют свою ценность, то из этого следует, что человек не может претендовать на свою абсолютную ценность среди прочих созданий. Этими выводами Э. Линзи лишает религиозной основы антропоцентризм, который много веков имел поддержку в лице христианской церкви, противопоставляя человека, имеющего душу, животным, которые ее не имеют.

Линзи считает также неоправданным использование животных в научных экспериментах; такое использование их означает полное пренебрежение к проблеме самостоятельной ценности животных; это произвольное выдвижение на первое место интересов одного вида — человека, т. е. это подход к вопросу не нравственный, не христианский, а прагматический.

Животные не должны приноситься в жертву человеку, а экспериментирование на животных можно рассматривать как массовое жертвоприношение ради интересов человека. Религия признает жертвоприношение, но Богу, а не человеку, и ненасильственное, а добровольное. Линзи считает экспериментирование на животных действиями неправомерными и аморальными.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим «мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников1.

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе «образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются «образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что «дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го — В. К.)2.

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя «Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а «преображёнными”, «включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них4.

По слову святителя Луки, «бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”5.

Именно: «не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа «неразумные”, они не имеют «духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим «мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели «подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: «Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое «милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то «старший брат”, а кто-то «млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

3Там же. С. 125–126.

4Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

5Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.

В нашем городке прямо сейчас медвежонок бегает! Прямо гордость какая-то))

Это классно, но опасно тоже, наверное, так что затащила кошек в дом. Фото прислал коллега мужа, который тоже живет в нашем городке.
Пока я вблизи видела лис, опоссумов, оленей, индюшек, бурундуков, орлов, гусей-лебедей и цапель всяких, миллионы белок и зайцев. Медведей и волков не видела, ну и хорошо. А также у нас тут по ночам бегают еноты и койоты. Олени в наш городок особо не приходят, а в тех местах, где приходят, объедают сады и клумбы нещадно, так что без них нам тоже нормально.

И вот теперь, по такому поводу, звездный час для картинок с дикими животными, появляющимися у людского жилья. Я фанат таких мотивов и давно собирала картинки. Теперь уж точно есть повод показать. Фото преимущественно из Штатов, но не только. (фото много)





Дядя Габриэля рассказывал нам, как его собака играет с оленем. Когда они выходят на прогулку в своем коттедже в лесу, из кустов выходит олень и как бы заигрывает с лабрадором, зовет Люси погоняться, и они носятся в зарослях. Когда Люси устает и возвращается, олень выходит из леса и зовет ее обратно, так было несколько дней подряд. И Таг, собака других родственников, тоже с малышом оленя как-то играла во дворе, когда тот пришел к ним.
(но фото это не наши, это сохраненные из инета)
В польском городке дикие кабаны пришли поиграть на детскую площадку и один не смог выбраться. Так сородичи стояли и ждали, пока его освободят спасатели.
В Мэдисоне сама наблюдала однажды, как гуси, мама с выводком, зашли на огороженный отбойниками очень запруженный хайвей в городе и потопали вперед. Машины стали останавливаться, чтобы не ранить их не испугать. Приехала полиция, приостановили движение и семью переносили. А Габри как-то переводил через дорогу возле нашей бывшей квартиры малыша енота, останавливал для этого машины.
Про заботу о животных еще: в одной мичиганской школе уже 13 лет утка проводит свой выводок от места, где отложила яйца, на улицу через коридоры школы. Шум и беготня в школе прерывается специально для этого ежегодного события.
Прошлым летом сидела на берегу реки в нашем городке и наблюдала, как женщина с полотнищем из сетки пыталась словить гуся, к ноге которого привязалась рыболовная леска и доставляла ему неудобство. Я пыталась помогать, но у нас не получалось. Она не сдавалась, приходила несколько раз за пару часов, пока я там сидела. А когда уже уходила, появился полицейский с экраном и сказал, что будут его ловить — им люди сообщили, что птице нужна помощь. Я растрогалась чуть не до слез. Уверена, что и словили, и помогли.

Делают мосты для эмиграции белок через шоссе. Вот такой в Вашингтоне, например. На Рождество его для белок даже украсили))
Вот просят не пользоваться почтовым ящиком, потому что в нем поселились птицы и откладывают яйца. Кажется, это Ирландия.
В американском Walmart просят не беспокоить утку с птенцами, которая устроила гнездо прямо в садоводческом отделе магазина. Я эту картинку уже как-то показывала в своем журнале.
Просят не трогать этот склад мешков с мульчой, потому что в них поселились малыши-еноты.

Если хочется наблюдать за птицами или белками в гнезде, не тревожа их, то можно использовать вот такую конструкцию: зеркальное стекло окна с прикрепленным к нему скворечником. Мы видим такие иногда на домах, вот это сняла в городе Дулут. Видно на окне?
Еще можно ставить фотоловушки на животных. Я видела снимки с фотоловушки другого дяди Габри, и там были и медведи, и олени, и еноты — кто к ним только ни приходит по ночам. Это фото из инета, но там были подобные картины.
И напоследок самые любимые мои картинки на эту тему.

Это не у людского жилья, но мое самое любимое:

Знать, что животных тут — и диких, и домашних — не оставят в беде, что люди относятся к ним с уважением, а помимо этого существует множество организаций, заботящихся об этом (и мы, в свою очередь, стараемся поддерживать их копеечкой время от времени), не видеть бездомных и больных животных на улицах — это счастье и облегчение, это очень радостно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *