Жизнь в монастыре

  • Для монахов и послушников
  • Для трудников, паломников и гостей монастыря

ДНЕВНОЕ РАСПИСАНИЕ МОНАХОВ И ПОСЛУШНИКОВ УЧАСТВУЮЩИХ В УТРЕННЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ:

03:30

Подъем

04:00

Утренняя служба — полунощница, утреня, 1 час

В дни когда не служится Божественная Литургия читаются 3,6.часы и изобразительны, (их, по благословению совершать можно в келлии либо 300 молитв Иисусовых по чёткам, либо творить молитву 30 мин., в зависимости от навыка брата), после чего отдых и в 10 час. — келейное правило по чёткам, либо труды в зависимости от послушания.

При совершении Божественной Литургии в будни, Её начало следует сразу после полуношницы утрени и часов, то есть примерно около 6ч 30мин. Каждый четверг обязательно, совершается Божественная Литургия, в другие будние дни, Литургия совершается особо почитаемым святым, как напр. Небесным покровителям братии и проч. После службы отдых два часа и келейное правило.

12:00

Обед

13:00

У всей братии труды по послушанию

17:00

Вечернее служба (для всех обязательна) 9й час, вечерня, повечерие

По окончании тропари свтт. Николаю и прп. Киприану Стороженскому величание, молитва преподобному, если служба совершалась в храме прп. Киприана, если же в храме святителя Николая, соответственно молитва святителю, и чин прощения.

(Не отойдём ко сну братия, прощения друг у друга, не испросив.)

По окончании службы трапеза, после трапезы завершение работ по обители — старшая братия не имеет фиксированного окончания работ. (трудимся братия по необходимости для обители, сколько потребно, да совершаем труды свои с молитвой Иисусовой)

20:00

Режим молчания

Чтение книг духовных, вечернее келейное правило, духовное делание (пребываем братия, в тишине, богомыслии и молитве – главным своим делом занимаясь)

22:00

Отход ко сну

СБ,ВС

В Субботу, Воскресенье, престольные праздники, двунадесятые и великие праздники служится «поздняя» Божественная Литургия

т.е. накануне всенощное бдение, либо соединение вечерни с утреней, а утром в 9час. 40мин начинают читаться 3 и 6 часы сразу за которыми совершается Божественная Литургия. После трапезы за исключением жизненно необходимых для обители трудов, как то — уборка храма, трапезная, котельная и подобное, все остальные работы отменяются. (день сей братия посвящаем Богу, да творим молитву Иисусову в тишине и уединении).

При этом, кто из братии не присутствует в Субботу на Литургии, трудится, по послушанию до 15 часов.

На воскресном повечерии вместо канона читается акафист Матери Божией пред иконою Её, именуемой «Троеручица» все жители монастыря присутствуют и молятся в храме обязательно. (помним братия, что образ сей, есть благословение нашей обители со Святой горы Афон).

РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКОВ, А ТАК ЖЕ ПАЛОМНИКОВ И ГОСТЕЙ МОНАСТЫРЯ.

07:30

Подъем

08:00

Утренние молитвы (читаются в храме, старшим по послушаниям)

09:00

Труды по послушанию — до 11:30

12:00

Обед

13:00

Работы по послушанию — до 16:30

17:00

Вечернее Богослужение (для всех без исключения)

По окончании вечерней службы вечерняя трапеза, после чего личное время — келейные правила. На протяжении всего дня все труды и послушания совершаются с молитвой Иисусовой.

21:00

Молитвы на сон грядущим (читаются в храме, учиненным чтецом)

После правила режим молчания – отдых, чтение, духовное делание келейная молитва.

22:00

Отход ко сну

СБ

В субботу: Распорядок богослужения, правил и трапезы, такой же как в будни.

Труды по послушанию до 11:30. С 13 до 15 часов уборка территории и келлий, После чего отдых, для желающих баня.

ВС

В Воскресенье: Распорядок богослужения, правил и трапезы в скиту один, как и у старшей братии, так и у всех.

Настоятель Свято-Никольского Киприано-Стороженского скита
иеромонах Варлаам (Карабашев).

О том, как живут и принимают паломников иноки Спасо-Преображенской обители, которая славится своим строгим уставом, рассказывает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев).

Молитва и труд

епископ Панкратий. фото valaam.ru

– Владыка Панкратий, Валаамский монастырь знаменит своим строгим уставом. Не могли бы рассказать о жизни валаамской братии при существующем уставе.

– Валаам – это северный Афон, и устав в обители строгий. Но строгость должна быть обоснованной. Господь в Евангелии сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк: 2, 27). Все церковные установления, богослужения, таинства направляют человека на путь спасения, преодоления греха, зла, предопределяют духовный рост и укрепление в добродетелях. Когда же внутренней стороной пренебрегают, то внешняя мало помогает, даже вредит.

В человеке может расти фарисей, который совершенно не следит за своим внутренним миром, позволяя себе и помыслы, и дела предосудительные. Поэтому в любой обители все должно быть гармонично и уравновешено. Ведь монастырь – это, прежде всего, место, где лучше всего можно исполнить евангельские заповеди, реализовать в своей жизни христианские идеалы.

Молитва и труд – это два весла, которыми нужно грести одновременно. Для того, чтобы двигаться прямо, требуется и работать, и молиться. Если же на какое-то из весел будешь налегать больше, значит, либо уйдешь в сторону, либо станешь кружиться. И церковная молитва, и келейная, и труды братии должны быть гармоничными, уравновешенными таким образом, чтобы оставались время и силы для внимательной келейной молитвы, но при этом была бы возможность вместе помолиться в храме, потрудиться на послушаниях.

Поэтому мы не стремимся к абсолютной точности в исполнении некоторых уставных указаний того же Типикона. Хотя, безусловно, дух Типикона, строй самого богослужения, его структуру и особенности мы сохраняем. В них содержится множество духовных сокровищ – и догматических, и вероучительных, которые помогают, назидают, вдохновляют, трогают душу и сердце. Так что ежедневное участие в службе, в общей церковной молитве, безусловно, необходимо: как минимум 2-3 часа утром и такое же время вечером.

Жизнь по уставу

– Каков распорядок дня в Валаамской обители?

Фото valaam.ru

– Богослужебный суточный круг в обители начинается в 17.00 вечерней с малым повечерием, к которому присоединяется валаамское монашеское правило (три канона с акафистом Божией Матери) и чин прощения.

После правила – ужин. В 21.00 ударом колокола начинается время безмолвия, во время которого иноки совершают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.

Утреня, предваряемая полунощницей, у нас совершается в пять часов утра, затем братия переходит в храм Валаамской иконы Божией Матери, где служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого.

После утреннего чая и краткого отдыха монахи отправляются на послушания. В час дня – обед в братской трапезной. За трапезой читаются святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно.

После трапезы в 13.30 ежедневно у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев служится молебен, а в среду – у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно поется молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам.

– Как определяется келейное правило? Какой в нем смысл?

– Какое время монаху лучше молиться – решает духовник или игумен с каждым братом отдельно. Келейная молитва имеет особое значение в жизни монаха. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

Именно уединенное предстояние, заповеданное Господом, является ключом к молитве как таковой, в том числе, церковной, литургической. Поэтому у каждого брата есть своя келья – по сути, домашний храм, где он не только отдыхает, но и совершает уединенную молитву, обычно Иисусову или же другие молитвословия, которые помогают Богообщению.

– Сколько времени длится келейное правило?

Фото valaam.ru

– Для новоначальных – обычно полчаса, но постепенно правило увеличивают. Именно в этой молитве человек может ощутить благодать Божию; такой опыт дает ему возможность правильно молиться в храме. В противном случае, какое-то время в церкви можно помолиться внимательно, а потом рассеяться, не умея ни ум собрать, ни внимания удержать, или вообще предаться разговору. И тогда все пребывание в храме Божием окажется впустую.

Келейное правило необходимо для того, чтобы потом уже часы храмовой молитвы питали душу, были плодотворными. Мы уделяем этому вопросу большое внимание, беседуя с молодыми братьями, объясняя им, как нужно совершать келейное правило, которое, повторюсь, у каждого – индивидуальное.

фото valaam.ru

– Святые отцы пишут о необходимости постоянства в молитве…

– Необходимо приобретать добрый навык келейной молитвы в одно и то же время; и чтобы человек не молился, скажем, сегодня много, завтра мало, а послезавтра – совсем ничего. Постоянное молитвенное правило – основание духовной жизни и духовного роста.
– Сколько остается времени у братии на сон?

– Спят братия обычно 4-5 часов ночью и пару часов днем. Всего 6-7 часов, как и указывается в святоотеческих книгах. В том же «Добротолюбии» сказано, что новоначальный монах должен спать 6 часов. Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется.

«Главное — быть с Богом»

– Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников? Какое количество трудников постоянно работает в обители?

– Общее количество насельников обители – 217 человек, включая скиты и подворья монастыря. Из них:

• иеромонахов – 37
• иеродиаконов – 12
• монахов – 89
• рясофорных послушников 19
• послушников – 60

Постоянно на острове работает от 30 до 40 трудников.

– Как обычно попадают в монастырь?

– Обычно мы просим рекомендацию или благословение старца, священника, епископа. Но бывает, что приезжает человек, только начинающий воцерковляться, но испытывающий тягу к монастырской жизни, желание потрудиться, испытать себя. Такому мы тоже не отказываем. Он в обители воцерковляется, и тогда становится понятно и ему, и нам – может ли он быть кандидатом в братию или нет.

Это дело живое и совершенно не формализованное. Одни сами приезжают, другие через Интернет обращаются или же пишут обычные письма, просят благословения приехать. По-разному бывает, главное – желание монашеской жизни. Но не потому, что податься больше некуда – это наихудший вариант. Главное – призвание Божие, когда жизнь в миру не интересует, не важны ни карьера, ни деньги, ни даже семья, ни самые невинные удовольствия; когда главное в жизни – быть с Богом. Поэтому, собственно, человек и приходит в монастырь.

Фото valaam.ru

– Есть ли сегодня на Валааме отшельники, закрытые скиты?

– По традиции самый большой скит во имя Всех святых достаточно закрытый: женщины туда допускаются один раз в год на престольный праздник. Есть Предтеченский скит, где присутствие женщин вообще запрещено. Так что о Монашеском острове, где этот скит находится, с полным правом можно сказать, что это северный Афон. Здесь действует тот же принцип, что и на Святой Горе. Отчасти – это дань традиции, которая издревле была заведена в этих скитах.

Но в то же время уединенные места, где братия может в спокойных условиях идти по монашескому пути, действительно необходимы. Обычно в скитах и келейное правило, и богослужебное более продолжительные, чем непосредственно в монастыре. На трудовое послушание остается меньше времени. Очень многие братья стремятся попасть в скит, но мы стараемся направлять туда тех, кто уже подготовлен. Ведь уединенная жизнь (еще не отшельническая) – совершенно особый случай.

– На Валааме много таких подвижников?

– У нас есть братья, которые ведут такую жизнь, но я бы не хотел рассказывать, где и как – это дело сокровенное. Они не для того уединялись, чтобы об этом всему миру возвещать, чтобы их посещали паломники, поклонники, духовные чада и так далее.

Эпоха становления монашества

фото valaam.ru

– Владыка, как вы в целом оцениваете состояние современного монашества?

– И Валаамская обитель, и наши скиты, и те братья, которые живут уединенно, как и все русское монашество, находятся в стадии становления.

Всего 20 лет назад на всю страну было несколько мужских монастырей: в советские годы действовали Троице-Сергиева лавра, Почаевская лавра, Псково-Печерский монастырь и Свято-Успенский монастырь в Одессе. Четыре обители на многомиллионную страну.

Монашество как массовое явление появилось недавно. 20 лет – исторически срок небольшой, и говорить, что мы находимся даже в стадии роста рано, тем более, что большая часть этих двух десятилетий ушла на создание условий для монашества – восстановление храмов, келейных корпусов, переселение мирян, которые их занимали.

Например, на нашем острове рядом с монастырем до сих пор еще живут миряне, хотя на Старом Валааме этого не было. Он был полностью монашеским островом.

– Как решается вопрос с переселением мирян?

– Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном. Но в то же время мы должны с любовью, по-христиански относиться к людям, живущим рядом с нами, хотя они могут быть как нашими прихожанами, так и людьми совсем других убеждений.

Переселение мирян, которое происходит на протяжении всех последних 20 лет, исключительно добровольное. Если люди изъявляют желание переехать на материк, то мы с помощью государства и наших благотворителей предоставляем им благоустроенное жилье в собственность на материке, обычно в Сортавала. Это ближайший город, частью которого в административном отношении является и Валаам. В Сортавала за эти годы построено два 60-квартирных дома. Один был сдан в 2001 году, другой заселился в прошлом, в этом предстоит переселение еще нескольких семей. Всего перебралось 120 семей.

Так что мирское население острова значительно сократилось по сравнению с 1993 годом, когда я приехал сюда. Тогда на Валааме проживало около 500 человек, сейчас прописано 160, но постоянно проживают 80, остальные приезжают на лето, чтобы поторговать, использовать туристический сезон. Зимой, как правило, туристов не бывает. Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке, как это нередко происходит и сейчас.

– У главного Спасо-Преображенского собора обители стоит бюст Святейшему Патриарху Алексию II…

– Я думаю, что современное состояние монастыря – гораздо лучший памятник Святейшему Патриарху Алексию, нашему духовному отцу, чем тот, который мы поставили около собора в дар нашей сыновней любви, уважения к почившему Патриарху. Нынешний Валаам во многом связан с трудами, благословениями и заботами Святейшего во время восстановления его любимой обители.

– Похоже, Святейший Патриарх Кирилл унаследовал эту любовь: в 2010 году он освятил на Валааме новую, очень красивую часовню в честь Валаамской иконы Божией Матери.

– Святейший Патриарх Кирилл также очень трепетно, с любовью относится к Валааму, с которым связано много воспоминаний юности Патриарха. Он приезжал сюда с митрополитом Никодимом (Ротовым) и сослужил ему еще в закрытой обители – тот совершал тайную Божественную литургию в храме на Игуменском кладбище.

И когда Патриарх много лет спустя посетил Валаам, то отметил, что другого такого места в русской Церкви нет – оно совершенно уникальное, особое, поэтому к нему нужно очень бережно относиться, восстанавливать.

Два путешествия на Афон

– Владыка, расскажите о том, как вы оказались на Валааме?

– На Валааме я оказался совершенно неожиданно… В 1992 году с группой паломников мы побывали на Святой Горе Афон, находились там лишь сутки. Впервые с 1914 года мы везли в Россию Благодатный огонь. И вот вместе с группой, участвовавшей в этой миссии, я попал на Святую Гору и был совершенно покорен Афоном – это было как рай земной, действительно сад Божией Матери. Причем, в тот период еще можно было увидеть старый Афон.

Сейчас там совершаются масштабные восстановительные работы, и слава Богу. Но все-таки что-то теряется. Повсюду обновленные здания, прекрасная отделка, очень хорошие дороги, благоустроенные гостиницы. Но знаете, бывают вещи антикварные, подлинные, настоящие, со своим очарованием, мы понимаем, что им уже много лет, иногда даже веков, и эта вещь несет какой-то дух. Если ее заменить таким же точно изделием, но современной работы, то этот дух теряется. Форма вроде та же, а содержание – иное. И отношение в душе.

Так вот, я застал тот старый Афон, когда еще был жив старец Паисий и другие отцы. Затем я много раз ездил на Святую Гору, но первая встреча с ней была особенно пронзительной, преображающей, потрясающей в духовном смысле этого слова. Чувствовалась совершенно особая атмосфера молитвы. Хотя, конечно, условия жизни были намного хуже, чем сейчас, и передвигаться по Афону было гораздо сложнее. Но такое впечатление на меня произвела Святая Гора, что я решил сделать все от меня зависящее, чтобы попасть в наш Пантелеймонов монастырь и там подвизаться. Я в то время был экономом в Троице-Сергиевой лавре, но подал прошение, и совершенно неожиданно для меня священноначалие отнеслось к нему благожелательно.

фото valaam.ru

Видимо, когда оформлялись документы, Святейший каким-то образом узнал обо мне, вызвал, мы побеседовали, познакомились. Судя по всему, его интересовала моя недавняя поездка на Афон. Совершенно неожиданно для меня через несколько месяцев – в конце 1992 года – Святейший Патриарх Алексий меня снова пригласил и сказал: «Вы планировали попасть на Афон, а я хочу вас направить на Афон северный — Валаам». Ну что мне оставалось? Я сразу почувствовал, что это воля Божья, и ответил Святейшему, что я его послушник, как он скажет, так и поступлю. Так, на Крещение Господне 1993 года был подписан указ о моем назначении, и через некоторое время я приехал на Валаам.

– Как вас встретил Святой остров?

– Первое впечатление было шокирующим. Я не ожидал, что найду эту древнюю обитель в столь плачевном состоянии. Реставрация, конечно, проводилась, но очень незначительная, причем, ко времени моего прибытия была заморожена и она. Миряне – около 500 человек – жили даже во внутреннем каре монастыря, вперемешку с кельями монахов. Но постепенно, с Божьей помощью удалось многое преодолеть. Самое главное – водворить в обители мир, согласие между братией. А дальше – продолжать реставрацию, восстанавливать святыни.

– Гроза монахов — это уныние, печаль. Насколько трудно в зимнее время, когда кругом суровая Ладога, снега, безлюдность…

– Это самое драгоценное и самое прекрасное время на Валааме! И скучно нам не бывает, потому что утешение монаха – это молитва и духовное веселие. Скучно и грустно как раз тогда, когда нас окружают толпы паломников и туристов. Толпы! Это и есть настоящая гроза монахов, и, если говорить серьезно, очень важная проблема. Необходимо каким-либо образом приходить к регулированию числа посетителей – и природа уже не выдерживает стотысячного за 3 месяца натиска, и монахам тяжело.

Но, к сожалению, правовые механизмы на этот счет пока не созданы – в отличие, например, от Афона. Там четко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдается особое письменное благословение. Обители знают, сколько человек приедет, какое количество мест необходимо приготовить в тех небольших гостиницах, которые имеются. А к нам в разгар сезона ежедневно на один день приходят от трех до пяти больших круизных пароходов, на каждом в среднем по 300 человек.

То есть всего до полутора тысяч туристов посещают Центральную усадьбу монастыря, некоторые скиты. В монастырских гостиницах мы можем разместить до 200 паломников, прибывающих на нашем малом флоте – небольших кораблях.
– Каковы условия в этих гостиницах?

– Гостиницы на острове разные. Есть комфортабельные, с удобствами в каждом номере, но таких, к сожалению, немного. Есть помещения достаточно простые. Но и люди к нам приезжают разные – бывают небогатые паломники, готовые в любых условиях остаться, лишь бы только помолиться, посетить наши святыни, побывать в скитах, на островах. Они рады тому, что есть. Мы же порой вынуждены размещать кровати даже в классах школы из-за того, что, к сожалению, нет возможности принять всех желающих. Хотя постепенно условия приема паломников у нас все-таки улучшаются.

Христианство внешнее и внутреннее

– Владыка, есть мнение, что современный мир держится молитвами святых угодников, которых на Земле — единицы. Но Господь по их просьбам не раз отодвигал кончину мира. Что вы об этом думаете?

– К сожалению, аргумент о том, что мир однажды стоял на грани краха и какие-то святые умолили за него, очень часто используют адвентисты. Они регулярно назначают дату конца света, но потом говорят – некие люди упросили Бога, и все отодвигается. По-моему, было бы упрощением так думать. Почему? Конечно же, молитва очень много значит, в особенности святых людей.

Я думаю, что нашей Церкви во многом помогают молитвы новомучеников. Молитва преподобного Серафима Саровского живет и действует в нас до сих пор. Такие молитвы не пропадают, так же как и молитва Господа в Гефсиманском саду. Она вечна, и действие ее распространяется на все времена, она, безусловно, влияет на судьбы всего мира. Но, чтобы подобная молитва возникла, нужны подвижники, люди, которые могут так молиться. И вот здесь мы приходим к состоянию современного общества, человечества.

Мы видим, что зло умножается, грех возрастает, стирается грань между грехом и добродетелью, добром и злом. То, что всегда считалось неприемлемым, непристойным и неприличным, сейчас является нормой и даже восхваляется. Это не может положительно влиять на духовное состояние современного человечества. К сожалению, такие разрушительные, страшные, я бы даже сказал, демонические тенденции усиливаются и увеличиваются. И здесь, конечно, очень много значит то, как Церковь и люди, в нее входящие, противостоят этому злу. Если они поддаются тлетворному влиянию, то, конечно, дела наши плохи. Тогда и происходит апостасия – отступление от веры, от христианского пути. Христианство выхолащивается, становится внешним – то, что мы наблюдаем на Западе.

Но не надо думать, что это явление к нам не относится и только протестанты или католики подвержены подобным вещам. То же самое может происходить и с нашим обществом, ведь мы – часть мира, и очень многие стремятся к тому, чтобы западные, либеральные ценности были приняты на вооружение в нашей стране. Но это не просто философская дискуссия, это вопрос – жизни и смерти нашего государства, общества и народа. И, повторяю, здесь возрастает роль Церкви – не потому, что она хочет укрепиться в обществе как определенный институт, а оттого, что лишь на основе христианских ценностей возможно возрождение России.

Опубликовано в издании «Прямые инвестиции», август 2011 г.

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

В монастырской гостинице паломники могут остановиться на 3 дня и проживать в течение этого периода бесплатно. посещать богослужения, катехизаторские беседы, побывать на экскурсиях, помогать посильно на послушаниях в гостинице и храмах. Питание для прожиающих в это время на благотворительной основе. паломники могут внести посильное пожертввание в церковную кружку на содержание гостиницы или пожертвовать в монастырь продукты птания, бытовую химию, постельные принадлежности.

Записаться на проживание в паломнической гостинице можно по телефону: +7922-296-36-87

ИКОННАЯ ЛАВКА

В Свято-Николаевском монастыре работает две иконные лавки.

Иконная лавка на улице при входе в монастырь через Святые ворота Надвратной церкви находится справа. В иконной лавке можно приобрести свечи, духовную литературу, масло, освященное на мощах святого праведного Симеона Верхотурского, иконы и серебрянные церковные изделия (нательные крестики, цепочки, кольца с молитвой, брелки с иконами). Также в иконной лавке можно заказать требы для поминовения в монастыре. Паломники могут получить ответы на вопросы информационного порядка, ознакомиться с графиком богослужений в монастыре и получить информацию о том, в каком храме совершается богослужение.

График работы иконной лавки на улице с 7-00 до 19-00. В Великие праздники Рождеста Христова, Пасхи и Симеоновы дни лавка работает до окончания богослужений.

Иконная лавка в Крестовоздвиженском соборе предлагает паломникам тот же товар, что и лавка на улице. В продаже иконы, свечи, сувениры, освященное на мощах масло, духовная литература. В иконной лавке собора можно приобрести тару для святой воды (1,5 л и 5 л) График работы лавки: с 9-00 до 17-00.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МУЗЕЙ

В настоящее время Православный музей закрыт на реставрацию.

Экскурсионная служба Свято-Николаевского монастыря предлагает паломникам экскурсии по храмам и территории монастыря, а также по желанию экскурсантов сопровождение экскурсовода и экскурсии по храмам и монастырям г.Верхотурья и с.Меркушино. Пожертвование за экскурсии определяется в зависимости от длительности и обсуждается с экскурсоводом.

Заказать экскурсии можно по телефону +7982-699-38-47

СЛУЖБА ПОРЯДКА

При входе в Свято-Николаевский монастырь находится служебное помещение Службы порядка. Дежурный охранник ответит на вопросы о расположении необходимых паломникам помещений (храмов, экскурсионной службы, трапезной, иконной лавки, чайной лавки, туалеты).

В обязанности Службы порядка входит следить за порядком на территории обители, помочь паломникам в соблюдении благочестивого вида (показать, где находятся длинные юбки и платки для женщин, ответить на интересующие паломников вопросы), объяснить правила заселения в гостиницу и пребывания на территории монастыря паломников с личным транспортом.

Телефон Службы порядка +7904-543-35-04

МОНАСТЫРСКАЯ ТРАПЕЗНАЯ

В Свято-Николаевском монастыре для паломников работает монастырская трапезная. Расположена она в братском корпусе №4 за Преображенским собором. В уютной трапезной можно вкусно пообедать с 11-00 до 17-00. Горячие суп или борщ, в жаркие летние дни монастырская окрошка, всегда разнообразные гарниры, салаты, а также ежедневно вареники с к артошкой, блинчики в ассортименте, монастырский хлеб и выпечка. На третье блюдо предлагаем чай, кофе заварной и растворимый, морсы и квас. Все это можно приобрести за небольшое пожертвование для монастыря. В трапезной бездрожжевой хлеб, который выпекают монахи, подается во славу Божию. Но можно и купить ржаной или пшеничный в дорогу.

Монастырская трапезная принимает заказы на обслуживание паломнических групп комплексным обедом. Заказать обед надо заранее по телефонам +7912-246-44-67 (брат Владимир) или +7904-177-44-29 (сестра Ирина)

МОНАСТЫРСКАЯ ЧАЙНАЯ ЛАВКА

Чайная лавка находится у входа в монастырь через Святые ворота Надвратной церкви слева. Ежедневно с 9-00 до 17-00 здесь можно отдохнуть с дороги или после долгой службы, попив горячего чая или кофе, или охладиться, испив газировнной воды. паломникам предлагаем выпечку монастырского приготовления: булочки с повидлом, с корицей, расстегаи, пирожки с капустой или картошкой, кексы, песочное печенье и пряники.

  • Для организованных групп.
  • Для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней.
    • Послушания для паломников.
    • Правила поведения паломников в монастыре.
    • Распорядок дня.

Листок паломника

» … Не раз уже вопрошала ты меня, как обращаться с сестрами, уневестившими себя Христу, чтобы не разрушать начатое ими дело спасения.

Живущие в обители сестры – земные ангелы, обитель их рай, главная задача их жизни – благоугодить в этом раю Жениху своему Христу. Они должны каждодневно следить за движениями землелюбивого сердца, не засматриваясь ни на минуту на мир грехолюбивый, дух коего столь часто проникает ныне в мирные приюты Христовых горлиц, чтобы нарушить безмолвие их молвами житейскими. Они должны не слагать ни на час самоотвержения, коим иноки денно и нощно распинают себя со страстьми и похотьми, оставляя при этом все нити житейских отношений, даже родственных, если они мешают благоугождать Господу Иисусу. Поэтому, прежде нежели сойдешься с ними, прежде нежели войдешь в тот чертог, спроси у себя самой: зачем ты идешь, что несешь им?

Такое испытание заставит тебя подумать и принять правила для руководства при обращении с ними. «Я иду, — скажешь тогда, — к обручницам Христовым. Не стану мешать делу спасения их. Вместо жалоб на мою долю, буду благословлять вкупе с ними Господа. Вместо рассказов о жизни замонастырской, о жизни мира и вестей из него, лучше стану вопрошать их о вестях Небесных. Я вхожу в святую обитель дев, в заветный чертог Христа Спасителя нашего, Коему уневестили себя они. Отрясу же я прах от ног моих, сообразуясь со святостью места. Ни делом, ни словом, ни мыслью не подам я повода к соблазну».

Для организованных групп:

  1. Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время и Вам не требуется проведение экскурсии и трапеза, то о приезде можно заранее не сообщать. Монастырь открыт с 7.00 до 19.00. Вы можете самостоятельно посмотреть монастырь, зайти в храм и церковную лавку, окунуться в источнике. Фотосъемка разрешена на всей территории монастыря. Внутри храма фотографировать запрещено!
  2. Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время, и Вам требуется проведение экскурсии или трапеза, заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда, а так же возрастную категорию группы.

Руководителям детских групп:заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно. Также, желательно, заранее сообщить в какой одежде надо ехать: девочки – в юбках, с собой платочек; мальчики в длинных брюках, даже летом.

Контактный телефон: +7-908-171-77-29 с 11.00 до 16.00.

Для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней:

  1. Принимаются на послушание только лица женского пола.
  2. Возьмите с собой две смены одежды: в одной Вы будете ходить в храм, другая понадобится для работы на послушании. Также возьмите средства личной гигиены (зубная щетка, паста, мыло, расческа и т. п.).
  3. При себе обязательно иметь паспорт.
    Паломницы без паспорта и постоянной прописки не принимаются даже на одну ночь.
  4. Желательно заранее предупредить о приезде по тел: 8-908-171-77-29.
  5. По приезде, для того чтобы Вас разместили, прозвоните по указанному телефону или обратитесь в церковную лавку.
  6. Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять, в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом благочинной – Вам дадут послушание по силам.
  7. Если Вы хотите причаститься, заранее согласуйте день причастия с благочинной.
  8. Если Вы желаете остаться в обители на более длительный срок, то обратитесь к благочинной.

Послушания для паломников:

В зависимости от Вашего возраста и физического здоровья Вас определят на послушание:

  1. трапезная (мытье посуды или заготовка продуктов);
  2. уборка жилого корпуса;
  3. уборка храма;
  4. дежурство в храме между службами;
  5. работа на огороде /в теплое время года/;
  6. работа на цветниках /в теплое время года/;
  7. коровник.

Правила поведения паломников в монастыре:

  • Придя в монастырь паломником или трудником, следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя. Если Вам нужно отлучиться за территорию монастыря, предупредите гостиничную сестру.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Нельзя ходить в чужие келии, кроме случаев, когда бываете посланы. При входе в келию читается молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», и не входят, пока не услышат из-за двери : «Аминь».
  • Бережно относиться к любым монастырским вещам.
  • Не нарушать благочиния монастыря громким смехом, криками и хлопанием дверьми.
  • Следить за чистотой своей келии.

Распорядок дня:

  1. 5.30 – подъём.
  2. 6.00 – 7.00 — утреннее правило.
  3. После утреннего правила работа на послушании, которое Вам определит благочинная. Время отдыха определяет старшая сестра, у которой Вы находитесь на послушании.
  4. в 11.30 и 19.00 – трапеза.
  5. 15.00 – чай /по желанию/.
  6. 23.00 – отход ко сну.

В воскресные и праздничные дни — присутствие на богослужениях.

Паломники, живущие в монастыре на послушании, полностью подчиняются Уставу и распорядку монастырской жизни.
Не забывайте, что Вы приехали в монастырь послужить своими трудами Пресвятой Богородице.
Старайтесь провести это время с пользой для своей души!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *