Зло в философии

Урок по ОРКСЭ .Модуль Основы светской этики. «Добро и зло».

Цель: продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

Задачи:

личностные

— воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;

метапредметные

— развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;

предметные

— формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

— продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;

Ход урока: 1. Орг.момент

Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться Доброе утро! Добрый день!

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день приветливым лицам!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать на уроке пусть будет нам не лень

2. Актуализация знаний.

садитесь , пож-та на свои места, не забывайте о правилах посадки.

Наш урок мы начали с приветствия.

— О каких духовных ценностях вы вспоминали, приветствуя друг друга?

(вежливость, доброта, любовь к окружающим).

-Почему эти духовные ценности мы называем вечными, общечеловеческими?

(они живут в веках и признаны всем человечеством)

-о каких общечеловеческих ценностях нам рассказывают следующие иллюстрации.

(помощь людям

помощь животным

природа

семья)

3. Постановка У.З

продолжим работу с иллюстрациями

-сейчас, я хочу обратить ваше внимание на данный рисунок.

— к какому произведению данный рисунок?( СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.А.С.Пушкин)

-к какому какой фрагменту сказки данный рисунок?

— какого цвета коршун? Что символизирует на данном рисунке этот тёмный , серый, чёрный цвет коршуна?

— какого цвета лебедь? Что символизирует белый цвет лебедя на данном рисунке?

Вывод (по слайду) Добро обычно ассоциируют

со светом, светлым, белым.

Зло — с тьмой, тёмным,

чёрным.

— Как вы считаете о чём мы сегодня будем беседовать на уроке?

на доске: добро и зло.

Сегодня на уроке начнём беседу о добре и зле.

— Что вы бы хотели узнать по этой теме?

— Важна ли она для нас? Почему?

4. Решение У.З.

1. Что такое добро и зло?

Добро и зло -это особые слова. Над вопросами Что такое добро? Что такое зло? люди размышляют на протяжении всей истории.

-а как вы объясните значение слова добро?( мнения детей)

— как узнать точное толкование слова добро? (воспользоваться толковым словарём)

— в толковом словаре русского языка Сергея Иванович Ожегова дается такое толкование слову добро.

Добро —

1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (добрый поступок)
2) Имущество, вещи (накопить добра)

— о каком значении мы ведём наш разговор?

— что такое по-вашему мнению зло? (мнения детей)

-в толковом словаре Ожегова даётся такое толкование слова зло.

Зло –

1) Нечто дурное, вредное.

2) Беда, несчастье, неприятность.

3) Досада, злость

2.Появление добра и зла на земле.

-как вы думаете как появилось на свете добро и зло?

Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Библия священная книга иудейской и христианской религий говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме, религии возникшей в Древней Индии и распространённой во многих странах Востока зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.

3. Поучительная физминутка.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое зеркало.

-Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. С улыбкой посмотри на окружающих. А теперь сделайте злое выражение лица. Посмотри на окружающих. Что вам приятнее увидеть? Почему? Подари ещё раз свою улыбку окружающему тебя миру .

Благодаря всем нам это «зеркало» этот мир отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…

— кто делает мир таким, какой он есть?
Мир именно таков, каким мы его делаем…».

4. Работа над притчей

В продолжение нашего с вами разговора о добре и зле, я предлагаю вам прочитать

Притчу о добре и зле.

— что такое притча?

(притча-краткий иносказательный поучительный рассказ)

— чтение детьми самостоятельно.

— чтение вслух.

-работа над смыслом притчи

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.

— с каким вопросом подошёл ученик к мастеру?

— как бы поступил ученик, услышав ответ –живая?

— как бы поступил ученик, услышав ответ – мёртвая?

— каким был ответ мастера?

-что означают слова Мастера?

— как вы считаете как поступит ученик?

вывод: мы решаем сами творить нам добро или зло?

-Итак, Говоря о добре и зле, что мы имеем ввиду: людей или их поступки?

— какими могут быть поступки людей?( добрыми и злыми)

-какие поступки людей мы называем добрыми?

в чём их отличие от злых поступков?

Рассмотрим главные признаки добрых дел : добрые поступки совершаются свободно, сознательно, бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду

Помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.

Добро- это человеколюбие, готовность к взаимопониманию и уважению.

Работа в парах.

-Перед вами карточки с рисунками.

-как вы думаете, что вам сейчас предстоит сделать?

(Вам необходимо распределить их на группы.)

Практическая работа детей.

-На какие группы вы разделили рисунки.

— о какой группе рисунков вам хотелось сейчас рассказать? Почему?

Оцените свою работу.

Физминутка «Топаем – хлопаем»

В продолжении работы мы сыграем в игру «Топаем- хлопаем»

Если вы считаете, что названный мною поступок проявление добра- хлопаем, если проявление зла- топаем

А) мальчик помог пожилому человеку при переходе проезжей части

Б) старшие ученики обижают младших.

В) Ударить ногой собаку

Г) помирить поссорившихся друзей.

Д) придумать для одноклассника оскорбительное прозвище

Е) отвести домой заболевшего друга

5. Добро и зло в мире.

— Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла?

Народ часто задумывался о добре и зле, их противоборстве и создал много пословиц и поговорок о добрых и злых поступках людей.

Обратимся к данным пословицам и поговоркам.

Работа в группах.

Прочитайте их ( на получается)

— почему? ( все части пословиц перепутаны)

— что нам нужно сделать?( соединить части пословицы)

Чтение и объяснение пословиц? О чём пословица?

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (Про зло).

* Учись доброму – худое на ум не пойдёт. ( о добре)

Ребята, добро перевешало зло.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

6. Азбука о добре.

Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначились самыми близкими человеку словами: З- «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

7. Добрые и злые герои сказок.

Вот и герои многих литературных произведений совершают добрые и злые поступки. И сегодня у нас в гостях самый добрый литературный герой, который и злиться то не умеет. Любимая его фраза «Ребята, давайте жить дружно!». Кто это?

И сегодня он пришёл к нам на урок не с пустыми руками, он принёс с собой свою любимую песенку. Кто знает как она называется? ( если добрый ты)

Он предлагает её спеть вместе с ним. (Песня «Если добрый ты»)

( если останется время На слайде –качества помощники добра и зла преврати девочку в злую и добрую

Рисунок – образ добра изла)

8. Рефлексия.

И на такой доброй ноте заканчивается наш урок.

— о чём мы сегодня рассуждали?

— что такое добро?

— что такое зло?

-а где проходит граница между добром и злом?

— -какую У.З. будем решать на следующем уроке?

Где проходит граница между добром и злом? (разворот учебника с.16-17)

9. Д/з

Рисунок- образ добра и зла.

10. Рефлексия

Самооценка.

Оценим свою работу на уроке. Перед вами смайлик. Нарисуй улыбку, если ты работал хорошо, если не совсем удовлетворён своей работой – полоска, если считаешь, что плохо — опущенные уголки губ

Оценивание значимости самого урока.

Оценивание учителем работы детей.

Аналогично, но вместо смайлика — шарик.

Итог урока

Ребята, стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству.

Познайте радость общения.

Смотрите друг на друга по доброму, чаще улыбайтесь.

Пусть ваша улыбка дарит людям радость, добро.

Наши добрые деяния в итоге составляют счастье.

Так будьте же счастливы все!

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»
В статьях и репликах многочисленных авторов очень часто встречается мысль об относительности добра и зла. Мол, все здесь зависит от точки зрения: то, что с одной стороны — добро, с другой — зло, то, что для одного человека — добро, то для другого — зло. Эта «свежая» мысль некоторым кажется очень глубокой и гораздо более мудрой, чем «наивный» и «примитивный» тезис об абсолютности и неизменности добра и зла. Между тем, мысль эта доступна и понятна даже дикарям, один из которых, как известно, сформулировал ее предельно четко: «Если я украду у соседа банан — это добро, а если сосед украдет банан у меня — это зло». Именно эта доступность и прельщает многих наших философствующих современников. Прельщает настолько, что они даже не считают нужным свою мысль развивать и обосновывать. Но посмотрим на проблему чуть шире.
Прежде всего отметим, что здесь происходит подмена понятий. Есть субъективные представления людей о том, что хорошо, а что плохо, что такое добро и зло. Но есть и объективно, реально существующие добро и зло. В идеале представления людей должны совпадать с реальностью, в действительности же довольно часто они существенно отличаются от реальности. Вот эти-то различия и вводят нас в заблуждение.
Но для начала дадим определение, что такое истинные, реальные добро и зло.
Сейчас вряд ли кто-нибудь считает, что мир состоит из отдельных независимых частей, хотя именно это предположение может хоть как-то оправдать тезис об относительности добра и зла. Наверное, сейчас каждый знает, что мир представляет собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны на всех уровнях. Между прочим, это было известно еще с глубокой древности. Точно так же с древности было известно, что судьба мира и всех его частей напрямую зависит от поведения каждой части мира. Все части мира имеют свои функции, и все они являются клеточками единого живого организма. Понятно, что клеточки организма не должны враждовать друг с другом и уничтожать друг друга. Вред, причиняемый клеточке, оборачивается вредом всему организму и, следовательно, вредом всем клеточкам. Так вот, добро, абсолютное добро — это гармония мира и всех его частей. А зло, абсолютное зло — это любое разрушение гармонии мира или его отдельных частей. Самая близкая аналогия здесь — человек (добро) и болезнь (зло). Здоровый человек гармоничен и самодостаточен, болезнь разрушает гармонию и должна быть уничтожена, что пойдет человеку только на пользу. Вот на этом основываются все известные нам религии светлого направления начиная с зороастризма.
Теперь вернемся к субъективным представлениям людей о том, что хорошо, а что плохо. Всегда ли им можно доверять? К сожалению, нет. Человек не совершенен, очень часто он не понимает даже того, что лично ему хорошо, а что плохо, что для него самого добро, а что зло.
Простейший пример — курение. Любой курильщик будет вас уверять, что курение помогает ему собраться с мыслями, расслабиться, упростить общение с другими курильщиками и т.д. То есть он полагает, что курение — добро для него. Любые ограничения на курение он воспринимает как зло, как попытку ограничить его свободу. А что в результате? Пергаментная кожа, желтые зубы, табачный запах изо рта, хриплый голос, одышка, наконец, различные болезни вплоть до рака легких. Наверно, ни один больной раком не станет настаивать, что его болезнь — благо для него. Он будет проклинать свое легкомыслие, табачные компании, врачей, которые его не предупредили. То же самое происходит в случае других дурных привычек: пьянства, наркомании, неправильного питания и др.
То есть даже в таких элементарных случаях, когда связь поступка и его следствия довольно очевидна и локальна, мы не в силах оценить, что для нас на самом деле добро, а что зло. Что ж тогда говорить о более сложных ситуациях, когда следствия нашего поступка могут быть гораздо более сложными, глобальными, вызывать результаты в отдаленном времени и через длинные цепочки событий? Тем более, мы можем ошибаться в оценке, что есть добро и зло не для нас самих, а для другого человека, для природы, для мира в целом.
Никто и ни при каких обстоятельствах не может быть заинтересован в каком бы то ни было разрушении гармонии мира. Дисгармоничный мир не соответствует нашей сути, не приспособлен для нас. Кроме того, наше участие в разрушении мира (служение злу) притягивает к нам самим несчастья и лишает нас помощи свыше. За любое свое зло мы рано или поздно ответим по полной программе. В лучшем случае — при жизни, в худшем — после смерти.
Разрушая свое тело, корежа и пачкая свою душу, насилуя свою совесть, мы наносим вред не только себе, но и миру в целом, разрушаем гармонию мира. Это не наше личное дело, которое никого не касается, это преступление, за которое с нас спросится. Унижая, обманывая, насилуя других людей, мы тем самым наносим вред гармонии мира. Даже если это приносит нам какую-то материальную прибыль или мнимое моральное удовлетворение, мы должны прекрасно понимать, что на самом деле это зло, причем зло как для нас самих, так и для мира в целом. Если мы разрушаем природу, то мы опять-таки должны понимать, что мы творим зло, даже если нам кажется, что мы обеспечиваем себе более удобную и безопасную жизнь. Никакой относительности добра и зла нет и в помине, есть только наши заблуждения, наша неспособность понять истинные причины и следствия наших поступков.
Например, идет война между странами. Каждая из воюющих стран воспринимает другую страну как зло, а себя как добро. В действительности же злом является сама война, разрушения и смерти, вызванные ею. Служителями зла выступают те, кто развязал войну и те, кто своими действиями способствует ее разрастанию, ужесточению, продолжению, уничтожению людей, умножению ненависти. Добром является мир, отсутствие войны, добрососедские отношения между странами.
Другой пример. Покупатель приходит в магазин. Ему, возможно, хочется ограбить кассу магазина, украсть товар с полки, обсчитать продавца, и он считает это добром для себя. Продавцу же, возможно, хочется повысить цены, продать негодный товар, обсчитать покупателя, и он считает это добром для себя. В действительности же добром будет честное совершение покупки без всякого обмана и насилия.
Как же не ошибиться при оценке, что является истинным добром и истинным злом?
Во-первых, нам может помочь наш разум, если он вооружен правильным знанием о природе и сущности добра и зла. Надо четко понять, что мы склонны ошибаться, принимать свои желания за добро и препятствия к исполнению своих желаний за зло. Надо признать, что истина выше нас и не зависит от нас. И все наши представления о мире неизмеримо проще истинного мироустройства. Отвечать же мы будем не за то, насколько наши поступки соответствовали нашим представлениям о мире, а за то, насколько они соответствуют объективным законам мира.
Во-вторых, нам может помочь наша совесть, то есть тот неподкупный судья, который находится внутри нас, который точно чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть наша категорически возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил. А если совесть подсказывает нам, как поступить, то надо слушаться ее, даже если это грозит нам неприятностями. Только надо прислушиваться к ее голосу.
Наконец, в третьих, мы можем руководствоваться верой, религией. Все светлые религии имеют систему моральных запретов и предписаний. Если пользоваться ими во всех ситуациях, то можно избежать самых серьезных грехов, выбрать правильный путь, даже если мы не понимаем, почему нам надо поступать именно так. И еще может помочь «золотое правило»: надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
А надеяться только на свои житейские представления о том, что хорошо и плохо, не стоит. Ошибок, причем зачастую очень серьезных ошибок, при этом не избежать.

Введение

1. Понятия добра и зла

2. Категории добра и зла в истории этической мысли

3. Проблема борьбы добра и зла

4. Справедливость: победа добра и зла

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы

Введение

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» – как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом – с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.

Понятия добра и зла

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Тра­диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло – не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом назы­вают книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удов­летворения их потребностей – жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного истори­ческого периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни инди­вида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому.

Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изоб­ретением средств массового уничтожения, войнами за обладание мате­риальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением от­вратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, спра­ведливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступ­ки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человечес­кой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть доб­ро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является бла­гом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отноше­ний в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способ­ствует этому, – добро; все, что препятствует, – зло.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребно­сти и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самовыявлению, самореализации лич­ности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).

И тогда добро – это любовь, мудрость, талант, активность, гражданствен­ность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Но в этом случае еще одним критерием добра и – одновремен­но – условием, обеспечивающим самореализацию человека, высту­пает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соот­ветствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует дости­жению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

У добра есть свои «секреты», о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенци­альное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утвержде­ния далеко не бесспорны, и поэтому мы предлагаем читателям обсудить их. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее дости­жения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель – обеспечение по­рядка и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе.

Как качества личности добро и зло выступают в виде доброде­телей и пороков. Как свойства поведения – в виде доброты и злобы. В чем же заключается и как проявляется доброта? Добро­та – это, с одной стороны, линия поведения – приветливая улыбка или вовремя произнесенная любезность. С другой стороны, добро­та – это точка зрения, сознательно или невольно исповедуемая фи­лософия, а не природная склонность. Кроме того, доброта не исчер­пывается сказанным или сделанным. В ней – все существо человека.

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разде­лить нашу радость, даже когда он озабочен собственными проблемами, горем или очень устал, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость и великоду­шие. Он естествен, доступен и отзывчив. При этом он не унижает нас своей добротой и не ставит никаких условий. Конечно, он не ангел, не герой из сказки и не маг с волшебной палочкой. Он не всегда может противостоять закоренелому негодяю, который творит зло ради самого зла – просто «из любви к искусству».

К сожалению, таких не просто злых, а именно злобных людей все еще немало. Своим злом они как бы мстят окружающим за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в профессии, в обществен­ной жизни, в личной сфере. Некоторые из них прикрывают низменные чувства красивыми манерами и приятными словами. Другие же не стес­няются употреблять резкие слова, быть грубыми и высокомерными.

По своему содержанию Зло противоположно Добру. Соответ­ственно, оно выражает, во-первых, наиболее обобщенные представ­ления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям мо­рали, во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств, в-третьих, оценку отрицательных поступков людей.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отноше­нием к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изна­чальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть. Хри­стианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.

2. Категории добра и зла в истории этической мысли

Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и позна­нию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолют­ным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании – уже Шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло – невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.

Сущности, которые селятся в тонком теле человека, призваны вредить ему и уничтожать положительные вибрации. Сущности иногда питаются имеющейся в человеке энергией, но преимущественно негативом, поэтому основная задача каждого живого паразита — поедать эманации человека в разных видах. Сущность потребляет до тех пор, пока есть что потреблять. То есть на износ. Паразиты не заботятся о своем носителе. Умрет человек, им же лучше: высвободятся и найдут новую жертву. Поэтому совершенно очевидно, что от сущностей нужно избавляться. В тонком мире есть своя собственная иерархия и классификация сущностей.

Типы сущностей — от мелких бесов до сильных демонов — живут по своим законам. Для каждого уровня сущности они свои.

Классификация сущностей по уровню воздействия

Мелкие сущности, называемые бесами, преимущественно обладают конкретными функциями. Это простейшие, если можно так сказать, в Царстве сущностей. Они могут питаться негативными энергиями, излучаемыми больным органом, и получается замкнутый круг. Сущность селится в органе, разрушает его и поглощает плоды этого разрушения.

Почему может прикрепиться сущность? Из-за нарушения целостности тонких тел. Поэтому и нужна гигиена поведения и мышления. На это и нацелены духовные книги и практики: не осуждать, не злиться, не злобствовать, потому что именно эти эмоции, как ржавчина, разъедают тонкое тело. А на грязь всегда придет паразит — так же, как появляется воспаление на грязной ранке.

Различные сущности имеют свой уровень силы и «допуска» к воздействию на тонкие тела человека.

Классификация сущностей, уровень сущностей — лярвы

Обычные пиявки, которые ничего не умеют, но очень хорошо забирают силы. Фактически это существа-амебы, которым просто нужно питание. Они цепляются за оболочку человека и стимулируют его вырабатывать больше той эмоции, на которую пришли. Например, обидчивый человек может получить лярву и стать еще более ранимым. От каждого очередного выплеска обиды сущность питается и становится еще сильнее.

Классификация сущностей, уровень сущностей — мыслеформы и бесы

Эти сущности можно назвать ментальными якорями (привычками мыслить определенным образом, шаблонами, навязанными идеями и фразами). Типичный пример мыслеформ и якорей. Человека воспитывают в семье, где всегда отдается приоритет мнению взрослых. И дети вырастают в убеждении, что взрослый прав просто потому, что он взрослый. Негативная мыслеформа мешает самостоятельному мышлению, паразитирует на свободном мысленном потоке, якорит, замедляет свободное течение мыслей.

Сущности такого уровня имеют некое подобие воли: они могут заставлять человека снова обращаться к восприятию самих себя. То есть человек пытается отделаться от привычного стереотипа мышления, но не может, поскольку его начинает тяготить привязанное к якорю чувство вины, страха, то есть сильная эмоция. В итоге человек вместо того, чтобы принять верное решение, идет советоваться с очередным «старшим», влиятельным, по его мнению, человеком, который снова подкрепляет мыслеформу. Убедившись, что привычное мышление оказалось «правильным», раз его поддерживает столь уважаемая личность, человек снова остается там, где стоял, не пытаясь ничего менять. Но внутри его тяготит смутное ощущение, что его обманули. А это так и есть. И чувство недоверия и переживания как раз говорят о том, что сознание человека пытается достучаться до его разума, чтобы человек начал думать самостоятельно, а не чужими шаблонами.

То есть мыслеформа — ментальный тип сущности, паразит сознания.

Сущности, бесы, которые паразитируют на эфирном теле, вызывают болезни. О них мы писали более подробно. И они тоже могут подталкивать человека к привычному образу жизни, который усиливает течение заболевания. Например, внушать ему лень, апатию, страх пойти сдать анализы и так далее.

Задача любой сущности — выживание. И ей невыгодно, чтобы вы менялись.

Классификация сущностей, уровень сущностей — суккубы

Суккубы и инкубы — демоны, паразитирующие на сексуальной энергии. Именно они толкают человека на просмотр порно, на желание заниматься «грязным» сексом, на искажение мышления, на пошлости. Человек, зараженный суккубами или инкубами, даже пахнет неприятно: липко и знойно. Речь его полна низкоуровневого юмора, мысли сводятся к плотским утехам. Суккубы могут порабощать человека настолько, что это приводит к фригидности, бесплодию, импотенции, проблемам и заболеваниям половой сферы, тяге к запретным сексуальным удовольствиям. Многие представители неформальных сексуальных меньшинств — типичные жертвы влияния суккубов и инкубов (речь идет о неврожденном, а приобретенном гомосексуализме, например). Иногда возможно полное подселение: человека заносит настолько, что он полностью ассоциирует себя с подселенцем. В таких случаях можно говорить о маниакальных тенденциях в поведении человека.

Классификация сущностей, уровень сущностей — демоны

Демоническое подселение — высокоорганизованная сущность со своим уровнем силы и мышлением.

Именно демоны подселяются в душу человека, заставляя его полностью подменять собственное поведение. Именно сущность может диктовать человеку, например, стремление к играм, алкоголю, наркомании, желанию совершать негативные поступки, брать кредиты, воровать и так далее. Причем сила сущности напрямую влияет на то, как будет проявлять себя человек в материальном мире. У каждого человека есть сила Духа, это условный уровень высоты сознания и проработки собственных глубинных знаний. Чем человек изначально (по праву рождения) глубже , сильнее тем более серьезная сущность может вселиться в него, чтобы полностью заблокировать его врожденные способности и поработить его.

Сущность не приходит в поле человека просто так. Обычно этому способствуют серьезные кармические программы, задачи, проблемы отработки родовых сценариев. Иными словами, для чего засылать серьезного врага в человека, которого можно спокойно извести бесами. Чем сильнее личность, тем сильнее у нее могут быть внутренние враги. Кроме того, у сущностей высокого порядка свои задачи на Земле. Они через своих носителей не просто потребляют энергию, а создают специальные ситуации, порождая события, которые выгодны всем существам низких вибраций.

Задача демона — пугать. Не удивительно, что человек начинает бояться что-то предпринимать в своей жизни. Душа не боится никогда. Боится только то негативное, что есть в человеке. Кстати, именно по страху можно понять, кто вами владеет и что происходит в вашей жизни. Например, вы боитесь увольняться и работать на самого себя, вами владеет сущность, которая лишает вас свободы воли и доверия Высшим Силам.

Классификация сущностей, уровень сущностей — элементёры

Фактически этому явлению есть аналогичное название: некротическая привязка. Это когда в поле человека находится душа умершего. Либо носитель зомбирован чужими проявлениями, либо ощущает страх, вред, который приносит некротика. Некротический подселенец не имеет своей жизненной энергии и высасывает носителя дотла.

Проявление сущности при некротической связи диагностируется вкупе с диагностикой родовых и кармических сценариев, поскольку часто подселенцы приходят на готовую ситуацию, а сценарий этому развитию событий заложен в прошлых жизнях.

Конечно, это не полный перечень определений сущностей, но об основных мы вам рассказали.

Следует понимать, что сущности сами по себе не уйдут никогда. На одну придут еще две сущности, те призовут новых, и негатив будет множиться до бесконечности. В материальном мире это будет проявляться очень просто:

  1. Человек будет совершать неразумные поступки (тем хуже и глупее, чем сильнее внутри него демонические программы— типы сущностей).
  2. Человек становится нервным. Тревожится по пустякам, болеет, становится раздражительным.
  3. Поведение человека естественным образом ведет к тому, что человек сам начинает рушить различные сферы своей жизни: от личной до финансовой. Но он словно ведом неверным лидером, внутренней потребностью, которую искренне считает своими мыслями. Например, бездумно берет кредиты, не просчитывая варианты. Или методично пилит супруга, пока тот не бросит его. Или предает друга. Или подводит начальника. Разум в этом процессе не участвует. Причем впоследствии человек может свое поведение, удивляться, как же так он поступие в таких ситуациях говорят, что все мы сильны задним умом. Это типичное проявление работы сущностей. Чем сильнее дух человека, тем легче ему преодолевать влияние мелких бесов. Но сильная сущность может порабоь и сильного.

Разумеется, сущностей нужно выгонять, места оттока в тонких телах «латать», чтобы на дыры не пришли новые подселенцы. Затем ауру наполняют целительными светлыми вибрациями, которых сущности боятся как огня. Высокие вибрации буквально разбивают грубую плотную энергию демонов на мелкие частицы, и от нее сущности убегают в свои, положенные им пространства или погибают.

Устранять сущности может только опытный маг. Дело в том что, будучи разумными, сущности пытаются спрятаться от целителя, они могут даже временно покидать человека, а затем возвращаться, пытаясь снова подчинить его своей воле. Также сущность может создавать клонов, плодить мелких помощников, в общем, всячески путать и сбивать с пути целителя или мага. Поэтому после работы целитель должен убедиться, что все паразиты изгнаны, а поле человека закрыто для проникновения очередного негатива. Для этой цели в конце чисток ставится защита, которую нужно регулярно подкреплять, также возможна установка амулета, который тоже нужно будет регулярно заряжать.

Фактически избавление от сущностей — это операция. После удаления сущности из поля нужно удалять в том числе продукты ее жизнедеятельности. На тонком плане это грязь и мусор, на уровне материи это шаблонные поступки, привычная загрязненная речь, остаточные желания проявлять негативные эмоции, которые человек уже не ощущает, но по инерции ведет себя неправильно. Спустя год-два после удаления сущностей человек меняется настолько, что не узнает самого себя. И удивляется, как он мог вообще так поступать, как раньше. И это и есть доказательство чистоты проделанной работы по изгнанию всех видов сущностей.

Классификация сущностей: от мелких бесов до демонов 4.4 (87.14%) 14 vote

Если добро воспринимается нами как норма жизни, устойчивый порядок вещей, способствующий налаживанию отношений между людьми, то зло, напротив, есть разрушение, растление, выход за рамки нормальных человеческих взаимоотношений. Субъективно зло вызывает возмущение, всплеск отрицательных эмоций. Но все ли, что вызывает в нас возмущение, на самом деле является злом? Разве не бывает так, когда добрый поступок осуждается людьми, которые ориентируются на иную систему ценностей? Парадоксально, но, существуя в мире, полном проявлений зла, мы не имеем четкого критерия для его отличия. Ведь зло часто облекается в одежды добра. Поэтому вопрос о смысле зла приобретает особое значение для этики.

В моральной философии существует знаменитое разделение зла, восходящее к Г. Лейбницу: метафизическое, физическое и нравственное. Первое, метафизическое, представляется самым загадочным. С точки зрения современного взгляда мы можем его представить в виде инвариантных, объективных ограничений человеческого существования. Люди — это несовершенные существа, обладающие ограниченными силами. Они разделены и изолированы друг от друга, обречены на непонимание, долгое, трудное налаживание отношений и, как следствие, эгоистическое поведение. Этот вид зла включает в себя все условия, отталкивающие людей друг от друга. Несовершенство нашей природы является как раз той реальностью, которая требует от нас сгладить ее особо тяжелые последствия посредством нравственного поведения.

Физическое зло — то, которое с первого взгляда не зависит от воли человека. Его классические примеры — стихийные бедствия, болезни, старость, смерть. Все это доставляет страдания людям, разрушает полноту их бытия, перечеркивает стремление к счастью. Физическое зло прекрасно демонстрирует ограниченность доктрин, призывавших жить согласно природе. Помимо естественной красоты, природа часто поворачивается к нам своей разрушительной стороной. Тем не менее ряд религиозных доктрин настаивают, что физическое зло далеко не всегда самостоятельно. Например, болезни часто становятся следствием неправильного образа жизни; время наступления старости также напрямую зависит от стиля жизни и психологического

состояния человека: для кого-то тридцать лет становятся окончанием активного поведения, а другой в девяносто считает, что все еще впереди. И даже смерть иногда воспринималась как следствие несовершенства человека; не как естественный, а противоестественный конец жизни. В этой связи можно вспомнить философию выдающегося русского мыслителя Николая Федоровича Федорова (1829-1903), считавшего смерть следствием слепой и неразумной силы природы и призывавшего трудиться над воскрешением умерших предков, чтобы исправить несправедливость постигшей их смерти. Наконец, события нашей современной жизни показывают, что стихийные бедствия часто становятся следствием неправильного отношения человека к природе. Очевидно, что деятельность людей достигла таких масштабов, что нарушила нормальное функционирование экосистемы земли.

Иногда к классификации Лейбница современные философы добавляют еще один вид зла — социальное. Оно выражается в виде войн, преступности, коррупции, бедности, в различных формах девиантного поведения. На первый взгляд все указанные явления суть проявление индивидуальной воли людей, но, с другой стороны, в их основе лежит не только межличностное взаимодействие, но также сложные связи между значительными группами, преследующими многочисленные интересы. Конечно, здесь не все зависит от решения отдельного человека, но именно то, что не зависит, может быть с полным правом отнесено в первую разновидность зла — метафизическую. Только здесь речь уже идет не о природе индивидуальности, а о социальной природе человека, так же несовершенной и нуждающейся в изменении своих отрицательных свойств посредством воздействия морали.

Но главным видом зла все же является «нравственное», т.е. укорененное в свободном решении самого человека. Оно представляет собой определенность нашей воли отрицательным, бесчеловечным мотивом, разрушительным как для нас самих, так и для окружающих людей. В нравственном зле также можно выделить разновидности. С этой целью обратимся к основателю этики Аристотелю, который усматривал три его составляющих:

— зверство — отсутствие в человеке собственно человеческого, разумного начала, сознательный отказ от добродетельной жизни;

— невоздержанность — неумение руководить своими желаниями, слабость воли, неумеренность, распущенность, тяга к избыточному наслаждению;

— порочность — сознательное нежелание быть добродетельным, безнравственное поведение, приносящее вред окружающим.

Уже здесь намечается важное различие в трактовке зла: зло внутреннее, приносящее ущерб нам самим, и внешнее, понимаемое как неправильное поведение относительно других людей. Античная этика практически все свое внимание сконцентрировала на первом виде зла, и Аристотель фактически суммировал все его основные смыслы. В нравственной философии последующих веков на роль зла назначались следующие понятия:

— неразумность, подверженность страстям, сознательный отказ человека жить и поступать согласно суждениям разума. На этом понимании настаивала традиция рационализма;

— своеволие. Христианское понимание зла достаточно сложно и раскрывается на трех уровнях. Первый указывает на нарушение этических добродетелей и предание себя таким отрицательным страстям, как жестокость, себялюбие, ненависть. Здесь же можно упомянуть распущенность, желание материального блага. Второй трактует зло как нарушение божественного закона, заповедей. Наконец, третий придает ему смысл бунта против Бога, выраженного в отказе от религиозных добродетелей и допущении неверия, отчаяния, уныния, гордыни. Последний вид зла — гордыня — понимается как желание спорить с Богом, строить свою жизнь не по

Его велению, а принципиально находясь в противоречии с Его замыслом. Все три вида зла отражаются в христианском понятии греха, под которым понимается желание человека жить по собственной, а не божественной воле;

— эгоизм — жизненная позиция личности, склонной ставить личный интерес выше блага другого человека, а также непонимание чужой боли, страдания. Истоки придания ей значения зла также находятся в христианстве. Кроме религиозной позиции, корень зла в эгоизме видели все учения, проповедовавшие необходимость оказывать помощь окружающим людям: гуманистическое мировоззрение, нравственный сентиментализм, А. Шопенгауэр. Частным случаем эгоизма является произвол — ориентация на жизнь исключительно в соответствии со своим желанием и игнорирование интересов других людей;

— тирания, осуждавшаяся в разных формах как на межличностном уровне, так и в виде давления государства на человека. В этом плане разновидностями зла представлялись уничтожение свободомыслия, препятствование жизни согласно собственному разуму, подавление свобод и прав человека, произвол властей. Наконец, одной из современных форм неприятия тирании является осуждение насилия как однозначно безнравственного поведения.

Рассмотрев различные исторические интерпретации зла, мы в праве задать тот же вопрос, что и в отношении добра: является ли зло объективным содержанием нашей жизни, или оно — лишь оценка наличных явлений? Применительно к добру мы утверждали, что оно является необходимым условием жизни человека, а как обстоит дело со злом? Конечно, существуют явления, очевидно опознанные моральным сознанием как зло. Это все, что касается нарушения важнейших запретов на убийство, кражу, ложь, насилие, а также субъективные мотивы, приводящие к подобным действиям, — ненависть, зависть, жестокость, зложелательство и т.д. Все эти отрицательные феномены совершенно объективно обесценивают жизнь человека, разрушают его отношения с окружающими. В истории этики зло всегда трактовалось не как созидательная, а, напротив, отрицательная сила, желающая уничтожить то, что создано для блага других людей.

Мы также указали на два существенных фактора, значительно ограничивающих добропорядочные стремления человека: несовершенство его индивидуальной и социальной природы. Тем не менее зло нельзя понимать как необходимое условие бытия личности, и в этом состоит его радикальное отличие от добра. Тот факт, что нас окружает значительное количество проявлений зла, не делает его обязательным в нашей жизни. Человек не обязан творить зло и будет свободен от его совершения, если просто пожелает этого. Таким образом, можно аргументированно отстаивать, что зло объективно концентрируется в отрицательных явлениях окружающего мира, но при этом оно не составляет сущностную характеристику нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *