Значение слова аскет

Аскетизм может проявляться в питании, одежде, жилище, образе жизни. Человек ограничивает себя минимально необходимым для выживания. Такой образ жизни ещё называется спартанским.

Аскет — это человек, который придерживается спартанского (аскетичного) образа жизни.

Синоним слова аскетизм — аскеза, воздержание. Антоним — гедонизм.

Содержание

История термина «аскетизм»

В Древней Греции термин относился к атлетам, которые готовились к соревнованиям. Они ограничивали себя в любых удовольствиях, праздных делах, излишней еде.

Затем христиане позаимствовали слово, а также образ жизни. Они верили, что контроль над своими эмоциями, влечениями и даже аппетитом — это добродетель. Другими словами, такой образ жизни поможет человеку стать высоконравственным и морально чистым.

Аскетизм в религии

Монахи-отшельники ведут аскетичный образ жизни. Он может проявляться:

  • в отказе от многих потребностей: пищи, воды, тёплой одежды;
  • самоистязании;
  • воздержании от брака или половой жизни;
  • уединении, отказе от общения с людьми.

Христиане верят, что аскетичный образ жизни может помочь достичь христианского совершенства, т. е. единения с Богом.

В буддизме аскеза приносит энергию, которая повышает способности человека, позволяет ему набраться сил для борьбы с жизненными трудностями. С помощью аскезы также можно очистить свою карму. Другими словами, сделать так, чтобы все совершённые человеком провинности не повлияли негативно на его настоящее и последующие существования.

В исламе аскетизм приведёт к возвышению человека. Аллах предоставит такому человеку материальные и духовные богатства. Проявлением аскетизма является ненакопление богатств, неследование за страстями, приготовление к вечной жизни.

Мировой аскетизм

Это понятие включает в себя последователей различных сект, культов, религиозных движений (пуритане, амиши, квакеры). Они не отстраняют себя от мира, не отказывают себе в общении с окружающим миром.

Основные идеи, которые объединяют эти религиозные движения:

  • простота жизни;
  • отказ от технологий, ценится ручной труд;
  • строгие моральные принципы;
  • не принимают лишние траты, излишество, роскошь;
  • отказ от алкоголя;
  • отказ от накопления богатств, собственности.

Аскетизм в психологии

Анна Фрейд, дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, описывала аскетизм как защитный механизм пубертатного периода (полового созревания). Она описывает его в своей работе «Эго и механизмы психологической защиты» (1936 г.).

В своей работе Анна Фрейд говорит о сексуальном аскетизме. Она называла себя аскетичным человеком. Зигмунд Фрейд изучал аскетизм на примере своей дочери. По мнению Фрейда, аскетизм — это сублимация посредством писательства (т. е. перенос энергии, порождённой инстинктами, в писательское дело). Но под аскетизмом психоаналитик также понимал потерю женственности.

Анна Фрейд и Зигмунд Фрейд

Гедонизм

Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) — удовольствие; наслаждение, страсть, похоть) — философское учение, согласно которому главной целью жизни является получение наслаждения, удовольствия, удовлетворение своих желаний. При этом человек избегает боли и страданий, если они не приводят к получению наслаждения.

Это учение возникло в Древней Греции. Такие философы, как Аристипп Киренский, Сократ, Аристотель, Платон и Эпикур высказывались на тему наслаждения и страданий в своих работах.

Подробнее про гедонизм читайте .

Узнайте также, что такое Экзистенциализм и Катарсис.

Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами…
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание… Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял… Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал…
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

22 апреля 2020

  1. О значении терминов «аскет» и «аскетизм»
  2. Аскетизм в религии
  3. Светский аскетизм
  4. Вместо заключения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.

Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.

Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.

Природа аскетизма

Аскетизм – это уход человека от мирского в духовный мир путем самоограничения и самодисциплины. Стремление человека познать самого себя, мир, истину и сокрытое от взора людей породило это явление.
Это познание требовало глубокого погружения в себя и не допущения отвлечения на мирские проблемы и потребности. Таким образом, аскеза стала синонимом отказа от земных благ.

Выбор такого образа жизни, самоограничения, характерен для многих мировоззрений и религий. Поэтому сегодня понятие аскетизм трактуется как образ жизни, характеризующийся воздержанием как физическим, так и духовным, и самоконтролем.

Ислам

Основная статья: Зухд

В исламе аскетизм обозначается термином зухд

(араб. زهد‎), а аскеты называются
захидами
. В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины
ниск
(«благочестие», «подвижничество»),
кана’а
(«умеренность и подчинение желаний») и
вара’
(«крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»), но в VIII в. эти понятия заменил термин
зухд
.

Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури, Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого».

Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид

. Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него.

Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд

(«воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах).

В современном в мусульманском мире понятие зухд

и
захид
употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека.

Этимология понятия аскетизм

Слово имеет древнегреческие корни, означает «упражняющийся», «атлет», «упражняться». Аскетизм имел двоякое значение:

  • Методика подготовки атлетов;
  • Уровень совершенствования личности.

Изначально аскетизм был формой подготовки атлета к соревнованиям. Желание быть первым предполагало полную отдачу спортсмена на алтарь победы.

Ради поднятия духа и всецелой сосредоточенности на достижении поставленных целей, атлет сознательно отказывался от физических радостей: ел простую, даже грубую, пищу; спал на досках; не отвлекался на мирские радости, не предавался плотской любви и беспрестанно упражнялся.

В личностном плане человеку также требовались упражнения ума, воли и духа для проникновения в ментальные сферы существования. Так распространение получили идеи киников и стоиков.

Более детально и полно духовный аскетизм был реализован и в индийских учениях, что является косвенным подтверждением того, что первоначально аскетизм был спортивной методикой.

Авраамические религии

Иудаизм

В иудаизме аскетизм не занимает существенного места, кроме практики поста, однако практиковался в некоторых течениях:

  • Ветхозаветные пророки,
  • Эссеи,
  • Терапевты
  • Кумранская община
  • Назореи
  • Рехавиты и др.

Христианство

В христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

Христианство восприняло термин из античной культуры в значении напряжения, труда, усилия и упражнения, наполнив его новым духом и смыслом, незнакомым языческому миру.

Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе ещё не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через её осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай своё внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.

Христианское понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство не заключено в тварной природе человека, и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство мыслится лишь в Самом Боге, в даре Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда не становится целью; она лишь средство, лишь проявление свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, аскеза становится наукой, искусством, культурой. Как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.

Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу втайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать, академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях святых отцов, целомудрие как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается в христианстве как аскеза.

Роли аскетизма в истории

Исторически аскетизм стал выступать способом приобретения благости, т.е. приобрел духовное значение. Широко известны имена Сократа, Марка Аврелия, Альберта Эйнштейна, Дмитрия Лихачева, Александра Суворова и многих других.

Эти люди на своем примере продемонстрировали преимущество духовного над телесным. Примеры аскетичного подвижничества пророка Илии и Иоанна Крестителя помогли раннему христианству стать мировой религией.

Со временем понятие «аскетизма» развивалось и ширилось. Так ряд народных движений Европы и России, протестуя против излишеств и роскоши, выступали адептами аскетизма.

Отшельничество, посты и другие распространённые методы аскетизма

Христианская аскетика за столетия своего существования не только переосмыслила древние формы подвижничества, но сформировала свои. Важно понимать, что все они нужны для борьбы с каким-либо недостатком, присущим человеческой природе, а не сами по себе.

Рассмотрим, какие методы описывали святые отцы и практиковали верующие за минувшие века:

Отшельничество.

Дабы сосредоточиться на духовном, человек намерено обрывает связь с мирским, уходя в места, где не живут люди.

Хотя такой образ жизни известен из глубокой древности, именно в христианском понимании первопроходцами можно считать пророка Илию, Иоанна Крестителя и, конечно же, Иисуса Христа.

Впоследствии многие святые подвижники избирали отшельнический образ жизни в пещерах, лесах и прочих уединённых местах.

Более простая форма отшельничества — уход в монастырь, в окружение единомышленников. Важно понимать, что единственный правильный мотив — намерение больше времени посвящать работе над собой, но, ни в коем случае, не бегство от суетного мира.


Сергей Радонежский — один из самых известных православных аскетов-отшельников

Целомудрие. Необходимость этого пункта связана с тем, чтобы обуздать свои чувства, не дать им управлять собой. Здесь уместно процитировать патриарха Кирилла:

«Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты».

Контроль над позывами плоти волевым усилием — один из залогов обретения Божественной благодати. Другими словами, нам не нужно искоренять сексуальное желание и отрицать его существование, но нужно суметь стать его хозяином.

Послушание. Эта аскеза необходима, чтобы преодолеть эгоизм. Послушание — это не бездумное следование чужим приказам, а способность вести себя дисциплинировано, в соответствии с наставлениями Священного Писания. Игумен Нектарий (Морозов) так говорит о непослушании:

«Надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно — с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку — о невкушении плода с Древа познания добра и зла.

Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл?

Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей.

Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение.

Это повлекло за собой извращение природы самого человека, искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания

Искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания.

Но святые отцы говорят: каким путем благодать уходит, таким путем она и возвращается.

Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал властвовать над природой человеческой; послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был преодолен.

Вот почему добродетель послушания так важна».

Нектарий (Морозов)

игумен

Нищета. Пожалуй, сегодняшние коннотации этого слова мешают правильно воспринять идею данной аскезы. Суть в том, чтобы отказаться от роскоши. Православный святой Нил Сорский так писал об аскезе нищеты:

«Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию».

К слову, он же был противником различных украшательств храмов.

Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня

Пост. В христианстве существует идея того, что тело — это храм души. Это важная мысль, поскольку она разительно отличается от представлений, характерных для многих других религий, считающих тело лишним материальным придатком.

С точки зрения христианства тело нужно развивать и закалять вровень с духом. Для таких целей и существует пост. Вот, что о нём пишет преподобный Марк Подвижник:

«Она (польза поста) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.

Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.

Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим».

Марк Подвижник

преподобный

Существуют и другие способы аскетизма. Один из них — «Иисусова молитва». О ней мы поговорим подробно в следующем разделе.

Философская трактовка

Аскетизм появился в Древней Греции, и соответственно он получил отражение в древнегреческой философии. Любители мыслить не могли обойти вниманием этот способ самоконтроля и самодисциплины. Философские школы киников и стоиков всесторонне рассмотрели понятие аскезы.

Способность к перенесению трудностей, отказа от ряда потребностей были шагом киников к совершенствованию личности.

Учение стоиков направляло последователей по пути гармонии тела и духа. Мудрец, осознав материальность мира, поймет силу духа и станет жить в согласии с его велениями.

Последователь стоицизма Марк Аврелий выделил такие правила:

  • приоритет духовного над плотским;
  • жить сообразно природе и божественному замыслу;
  • непротивление року и провидению;
  • самостоятельное познание мира, а не через посредников;
  • добродетельность мыслей и поступков.

С чего начать практику самодисциплины?

В психоанализе аскетизм — это защитный механизм личности, который проявляется в отрицании и подавлении инстинктов, отказе от удовольствий. Явление связанно с особенностями подросткового периода, когда сексуальные переживания «гасятся» самоограничением.

Но во взрослой жизни мы настолько привыкаем к удовольствиям, теряем навыки самодисциплины. А потом жалуемся на десяток лишних килограммов или «дыру» в бюджете из-за спонтанного похода по магазинам. Можно давать себе сотни обещаний «жить по новому», но без осознанных усилий они ник чему не приведут.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Самодисциплина, как и любое умение – дело образования и практики. Так что первое, что вы можете сделать для себя прямо сейчас, – начать следовать советам мотивационных тренеров и коучей.

Совет 1. Помните, что самодисциплина совсем не делает жизнь пресной.

К скуке и неудовлетворенности приводят не ограничения, а крайности. Полный отказ от удовольствий не приводит к счастью точно так же, как и ежесекундное удовлетворение всех желаний. Умение отложить удовольствие для последующего выигрыша – черта психологически взрослого человека. Поэтому каждый раз, когда вы выбираете сложное решение вместо простого, вы укрепляете самодисциплину.

Выберите одно дело, на которое хватает самодисциплины, и делайте его в течение месяца ежедневно. Так вы решитесь понемногу окунуться в дискомфорт и начнете получать удовольствие от неудобства.

Пройти тест на психологический возраст

Совет 2. Заведите полезные финансовые привычки.

Менять свое финансовое поведение, как и вредные привычки сложно. Если самостоятельно освоить финансовую грамотность не получается, можно найти финансового наставника. Это может быть сайт финансиста, бухгалтера или другого знатока в области финансов. Это может быть помощь друга, который умело соотносит свои доходы с расходами.

Для начала установите на смартфон приложение для учета финансов. За первые два-три месяца можно увидеть подробную статистику трат и узнать, куда именно улетают деньги.

Совет 3. Практикуйте самоконтроль.

Самоконтроль — это как атлетика – чем больше времени проводишь на тренировке, тем больше можешь. Чтобы не сбиться с пути, нужно установить для себя цель и ежедневно двигаться к ней, понемногу усложняя задачи. Одновременно придется внимательно отслеживать свои порывы, которые не помогают достичь успеха. Отслеживать, но не следовать за ними.

Лучший способ самоконтроля – установить таймер на 10-20-30 минут, в течение которых будете тренироваться (написать статью, записать видео, вести блог, медитировать).

Совет 4. Одобряйте и принимайте себя.

Без реальной оценки текущего состояния начать практиковать самодисциплину невозможно. В лучшем случае вы будете просто топтаться на месте, в худшем – растеряете остатки мотивации. Например, если вы хотите похудеть, начать нужно с простого взвешивания. Если планируете выучить английский – пройдите тестирование и узнайте, на каком уровне находитесь сейчас.

Когда вы принимаете себя, то не ждете мгновенных результатов. Тогда для безопасного похудения, например, установите для себя реальный срок 6-8 месяцев вместо двух недель.

Совет 5. Не пренебрегайте отдыхом.

Самоконтроль похож на мышцу – если использовать его постоянно, резервы силы воли быстро истощаются. Но если поставить внутреннее табу на удовольствия, отдых становится обязанностью. В результате – еще большая усталость, полное выгорание. Психологи акцентируют: отдых – это самодостаточная ценность, личный ресурс, который нужно использовать с пользой для себя.

Примите установку: «чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать». Старайтесь отдыхать еще до наступления усталости, планируйте отдых на выходных и в отпуске. Решительно меняйте планы, если появился шанс провести время ярче, чем планировалось.

Выводы:

  • Аскетизм — это учение о том, как практиковать воздержание, упражняться в самоконтроле и самодисциплине.
  • Аскетизм изначально был спортивным термином, позже перешел в философию, религию и общее употребление.
  • Чтобы практиковать светский аскетизм не нужно впадать в крайности. Достаточно навести порядок в финансах и прокачать навыки самодисциплины.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Аскетизм в буддистской традиции

Жизнь Будды, принца Гаутамы, яркий пример аскетизма. Поиск Гаутамы пути к избавлению от страданий – это иллюстрация развития понятия аскетизма: от практики умерщвления плоти до пути размышлений.

Тело тленно, поэтому самоистязание плоти не способно очистить и возвысить душу. Возможности духа безграничны во времени и пространстве. Поэтому философия буддийского упражнений духа – это методика кармических изменений.

Путем самоконтроля человек открывает канал обмена энергией с космосом и способствует своему духовному росту.

Для «просветления» или «пробуждения» рекомендуется прохождение следующих шагов:

  • Шаматха – навык достигать состояния умиротворения путем сосредоточения;
  • Випашьяна – практика медитации для установления контакта с Высшим Разумом;
  • Сати – овладение умением концентрации на отдельных составляющих элементах тела;
  • Отказ от излишеств и межполовых отношений;
  • Пищевые ограничения.

Аскетизм

Значение слова Аскетизм по Ефремовой: Аскетизм — Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, «»умерщвление плоти»» как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом.

Отказ
от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем. 2. перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

Значение слова Аскетизм по Ожегову: Аскетизм — Строгий

образ жизни с отказом жизненных благ и удовольствий

Аскетизм в Энциклопедическом словаре: Аскетизм — (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо) — ограничение илиподавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) иособенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма можетбыть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа,подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественныхспособностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа.Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условияхобщественного неравенства (толстовцы и др.).

Значение слова Аскетизм по словарю Ушакова: АСКЕТИЗМ

, аскетизма, мн. нет, м. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в
аскетизм.
Определение слова «Аскетизм» по БСЭ: Аскетизм

(от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значит. развития А. достиг в восточных религиях (Брахманизм, Джайнизм, Индуизм, Буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, Ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в различных религиозно-философских учениях различна. Так, А. киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как «темницу души», А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный А. имеет классовый смысл. Возведение церковью А. в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. В эпоху первоначального накопления капитала буржуазные религии отвергали А. (в первую очередь как «отрешение от мира»), в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется т. н. мирской А., «… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Совершенно другим по социальному смыслу был А. плебейский и пролетарский, который «… мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения» (там же, с. 377), — этот А. являлся протестом против эксплуататорского строя. Проповедь А. идеологами ранних революционных крестьянских движений была связана с требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господствующего классов. С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский А., поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве. Проповедь А., которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистические идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, А. глубоко чужд. В. Павлов.

Аскет Аскетизм Аскетически

Виды аскезы

Упражнения, направленные на духовный рост, затрагивают три зоны контроля: тело, речь, мысли. Таким образом, совершенствование должно идти через следующие циклы упражнений:

  • Сдержанность в пище, физические упражнения, путешествие по святым местам – помогут усмирить плоть.
  • Отказ от злословия, праздных разговоров, навык взвешивать каждое слово – поможет контролировать речь и не допускать словесного негатива.
  • Очищению мысли поможет осознанный отказ от ненужной и негативной информации, постоянный самоконтроль за направлением мысли.

Буддизм

Будда в аскезе — изображение в лаосском храме
В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

Он пришёл к выводу, что бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.

Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.

Мужской и женский аспекты аскетизма

Также как в мировых религиях роли мужчин и женщин на ниве аскетизма различимы по целям и предназначению.

Мужчина: руководство и защита семьи. Акцент упражнений делать на развитие внутренней силы и уверенности в избранном пути.

Женщина: создание уюта и заботы в доме. Направление упражнений на развитие внешней силы, т.е. мобильность, открытость миру, контактность с людьми, помощь страждущим и слабым.

Классическое соблюдение паритета и равновесия инь и ян сделает семью крепкой и здоровой.

Средневековый аскетизм

Он подразумевал принесение в жертву всего земного ради высшего небесного, сдержанность существующих проявлений земной жизни, а также сведение земных целей, забот к минимуму, уменьшение значимости человеческой плоти в жизни каждого, сдержанность при отображении земной жизни, всего ее многообразия, богатств в искусстве.

По словам Августина, влечение к наслаждениям от пищи, вина, запахов, звуков, красок, форм очень опасно, но не вообще, а только в случае, когда они самоцель, самостоятельный источник мирского наслаждения. То, что создает человек своими руками, всегда прекрасно, однако лишь настолько, насколько в нем есть следы заключенной в Господе идеальной красоты. Считалось, что искушение суетным знанием более опасно, чем даже плотские вожделения. Испытывать страсть к изучению окружающего мира расценивалось в качестве «похоти очей», жадности любопытства, которое «переодето» в одежду познания, науки. Это могло быть одобрено, только если данное служило религиозным целям, сочеталось с верой.

Телесные аскезы

Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:

  • не терпеть нечистоты тела, несвежести одежды;
  • не лелеять вредные привычки;
  • не есть продукты, заведомо вредные, способствующие накоплению жира, а не энергетики;
  • не посещать мест злачных, с негативной аурой;
  • не держать тело в расслабленном бездействии;
  • не оскорблять других людей своими поступками.

Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.

В современной суете мы не замечаем, как обрастаем ненужными вещами и захламляем свою жизнь. Предметы, одежда, бумаги скапливаются горами не только в нашем доме, но и засоряют собой наш разум. Многие находят свое спасение в минимализме, а другие — в аскетизме. В любом случае аскетизм и минимализм предлагают пересмотреть свою жизнь, сделать ее свободнее и лучше.

Содержимое материала

В чем польза и различие аскетизма и минимализма?

© digitalgenetics/IStock

Перед тем, как объяснить пользу, стоит разобраться в самых понятиях. Так, аскетизм — это сознательный отказ от вещей или действий, а минимализм — это отказ от разных форм захламления, а не от всего.

Основным отличием аскетизма и минимализма будет сама суть этих мнений. Таким образом, человек-минималист будет себя лишь ограничивать в чем-либо, потому что так он сделает себя более счастливым. Минималисту радостно живется с небольшим количеством вещей, с узким кругом общения, со свободой и простотой своего образа жизни, питания, жизненного пространства.

Избавляясь, минималист таким образом освобождается. Так он уходит от дискомфорта, а также привязок и разного страдания.

Аскет же ограничивает себя, чтобы страдать. Именно через страдание он достигает духовного просветления. Часто это и самоограничение вовсе не связаны с вещами или вообще какими-нибудь проявлениями мира вещей. Аскет вполне может жить в куче хлама и при этом нести, к примеру, обет молчания. Это более духовный образ жизни с признаками религиозности.

Суть аскетичного образа жизни — в страдании. И чем сложнее и тяжелее он, тем быстрее и глубже духовное просветление.

Польза аскетизма:

  • Духовный рост из-за понимания, что человек — это не просто тело, а что-то большее.
  • Аскезами сложно манипулировать. Причиной тому то, что ему чуждо глупое потребление, и он счастлив без всяких новомодных вещей.
  • У приверженцев аскетизма больше свободных ресурсов в виде денег, времени и энергии. Им хватает всего, что уже есть.
  • Аскежи ближе к пониманию, кто они и в чем вообще суть жизнь. Современному человеку об этом думать просто некогда.
  • Аскетизм развивает творческую энергию. Некоторые говорят, что аскетизм – это превращение из потребительского раба в творца. Вы можете создавать себя, изменить сферу деятельности в сторону большего созидания.
  • Вы будете радоваться даже мелочам. Нет потребности в постоянном увеличении «дозировки» потребительства.
  • У аскезов большая свобода мышления и действий. Мозги не забиты у них потреблением, денежные расходы минимальны. Это истинная экономия, которая нужна каждому.

Польза минимализма

  • Минимализм наводит порядок в жизни и вещах, которых станет в разы меньше. И это хорошо.
  • Экономия также является несомненным плюсом. Вы будете меньше тратиться на ненужные вещи. Купите один раз хороший телефон, а не 10 — дешевый и ненадежный.
  • Вы будете предпочитать качество не количество. Ваши вещи будут хороши и выглядеть дорого.
  • Если потребуется сменить место проживания, то будет значительно легче перевезти небольшое количество вещей.
  • Вы станете счастливее, ведь шопоголизм связан с желанием заполнить эмоциональную пустоту, а минимализм — с удовлетворенностью.
  • Вы будете понимать ценность вещей и логику покупок. Наличие большинства вещей у вас дома не несет в себе никакого смысла. Правильней будет иметь у себя дома только то, что вам нужно точно.
  • Также вы будете заботиться об окружающей среде. Меньше вещей — меньше мусора.

С чего начать аскетичный образ жизни?

© digitalgenetics/IStock

Прежде всего, нужно провести основательную работу над собой. Вы должны избавиться от таких черт характера как эгоизм и самолюбование.

Нужно научиться правильно расставлять что важно, а что нет. Вы должны выделять главное и отсевать лишнее.

Именно отказ от излишеств и лежит в основе аскетичного образа жизни. Поэтому не надо гоняться за тем, что не является жизненно необходимым. Предметы роскоши – то, без чего просто можно прожить и чувствовать себя при этом счастливыми.

Проявление внимания к окружающим, бережное отношение к природе и способность пожертвовать своими интересами ради них также является чертой аскетизма. Будьте внимательны к людям и старайтесь помогать им.

Аскетизм – отличное качество, которое может сильным образом поменять ваши представления о всем в мире. В реальности, многое из того, чего мы с таким упорством добиваемся, нам совсем не нужно, и можно быть вполне счастливым, даже не имея огромного дома и очень дорогой тачки. Аскетизм направлен на внутреннее развитие. Поэтому он является очень и очень полезным.

Как применять аскетичный образ жизни в городе?

© digitalgenetics/IStock

Есть новые аскеты – люди, которые живут в современном обществе в городе, но ведут скромный образ жизни. На противовес им можно поставить людей в возрасте 20-30 лет, которые в 90-е понабрали кредитов и теперь стараются выбраться из долговой ямы.

Представители сегодняшнего поколения не связываются с ипотеками, а предпочитают жить в арендованном жилье. Они слушают музыку на хорошей аппаратуре, тратят деньги на видеоигры и курсы, а не на исследовают непонятные модные заведения города. Даже горячие туры им неинтересны. Вроде уже наелись и в подробностях изучили пирамиды по Discovery Channel. Новые аскетичные люди не потребляют все ошаленно просто потому, что могут, но сосредоточены на объектах страсти, определенных категориях вещей и увлечений, что всегда в приоритете. Для кого-то это учеба, а для кого-то — новые кроссовки.

Как понять, что большая часть предметов вам не нужна? Попробуйте сложить в коробку вещи, в необходимости которых вы сомневаетесь, и поставьте ее на видное место. Подождите месяц. Если коробка так и не была открыта, смело несите ее на мусорку или отдайте нуждавшимся. Только не заглядывайте в нее, иначе вся затея сведется на нет.

Также можно попробовать старый-добрый переезд. Он станет отличным поводом окинуть взглядом нажитый хлам и сделать неутешительные выводы. Да, вы два года с умным видом собирали неподъемные модные журналы, вместо того чтобы заменить эту мрачную, и побитую лампу.

А еще, постсоветские дети хорошо усвоили, что балкон в квартире — это место для хлама. Спасение от этой практики такое: балкон должен быть абсолютно пуст. Велосипед и сноуборд — исключения.

Что делать, если шкаф ломиться от вещей? Отдавайте вещи, которые давно не надевали друзьям, родственникам, в приюты. Старые любимые вами штаны для кого-то станут домашними трениками, а для кого-то — поводом лишний раз выйти в свет.

Если вежливость не позволяет вам являться в приличное общество одетыми кое-как, заведите себе маленький костюмерный отсек, куда отправятся золотое платье и драгоценное болеро с камнями Сваровски.

Ну и, если совершили покупку — освободите для нее вешалку. Новая вещь — это минус одна старая. Вашему шкафу, так же как и вам, нужен ритм большого города и ощущение свежести.

С чего начать минималистичный образ жизни?

© digitalgenetics/IStock

По словам мудрого Сократа, прежде чем изменить мир, измените себя. В свою очередь, Ганди говорил: «Стань тем изменением, которое хочешь увидеть вокруг себя». Поэтому всегда необходимо начинать с себя и своего образа жизни. Если мы сами не можем пройти этим путем, мы вряд ли свожем изменить мир вокруг нас.

В начале подумайте, комфортно ли вы себя чувствуете, когда смотрите на фото минималистичных дизайнов чего-либо. Вам нравятся максимально пустые и убранные комнаты? Если ваш ответ «да» и если вы отдыхаете и расслабляетесь, видя вокруг минимализм, то начальный шаг к этому образу сделан.

Не начинайте сразу же переделывать все вокруг в надежде, что отсутствие вещей лишит вас всех проблем. Помните, что минимализм – это только средство достижения цели, но не сама цель. Он поможет вам, но лишь в том варианте, если вы понимаете, зачем вам это необходимо.

На счет одежды. Смогли бы вы иметь только 1–2 пары джинсов и сократить запасы косметики до размеров маленькой косметички? На этот вопрос, вероятно, будет ответ «нет». Однако, что измениться, если 20 пар синих джинсов заменить на одни, но очень качественные и дорогие? Они прослужат дольше и выглядеть в них вы будете в разы лучше.

Как применять минималистичный образ жизни в городе?

© digitalgenetics/IStock

Прежде чем начать избавляться от ненужного, возьмите каждый предмет и спросите себя, приносит ли эта вещь вам радость? Если ответ – нет, не спешите выбрасывать эту вещь. Поблагодарить ее за то, что она служила вам какое-то время, прежде чем избавляться от нее. Подобное сильно меняет наше восприятие вещей и учит их ценить.

Помните, что минимализм (не аскетизм) не предполагает подход все или ничего. Если вы действительно пользуетесь всеми этими вещами – не нужно винить себя за них.

В одних областях своей жизни имеет смысл жить с меньшим количеством вещей, в других – с большим. Например, меньше одежды, но больше материалов для хобби. Все должно быть осознанно и продумано.

По возможности, также можно покупать бывшие в употреблении вещи и отдавайте или продавайте то, что вы уже не используете. Минимализм – это не набор правил, а руководство, которое упрощает нашу жизнь.

Ну и помните, что минимализм – это не сверх экономия. Вероятно, вы заметите, что будете тратить больше денег на какую-то вещь, чем раньше, став минималистом. К примеру, раньше вы купили бы кроссовки за 500 грн., просто потому что это хорошая цена. Но спустя пару стирок их цвет потускнеет и вы их выбросите. Будучи минималистом, имеет смысл потратиться больше на одежду, украшения или электронные товары более хорошего качества. Если они дольше прослужат – в конце концов это вам окупится. Это создаст меньше хлама и меньше новых вещей в дом, но больше радости и свободы.

Будьте также честными с собой, и, если какая-то вещь хранит драгоценные воспоминания или мотивирует — оставьте ее. Может та старая пара штанов заставляет вас ходит в зал, или та страшная ваза — вспомнить о маме и позвонить. Минимализм — это не отказ от всего, это небольшое ограничение.

Минимализм значит жить более легкой и свободной жизнью. Вы станете больше ценить себя и других. Деньги больше не будут играть первостепенную роль.

Аскетизм (Аскеза) – это термин, который используют в религии, философии, и светской среде, для определения образа жизни связанного с добровольным воздержанием от различных видов мирских удовольствий. Как правило, воздержание относится к сексуальной активности, потреблению алкоголя и накопления имущества. Сам по себе, термин «Аскетизм», предположительно происходит от греческого слова «аскезис (askesis)», что означает «практика», «тренировка» или «упражнение».

Что такое АСКЕТИЗМ (Аскеза) – значение, понятие, определение простыми словами.

Простыми словами, Аскетизм – это приверженность человека к идее воздержания от всевозможных мирских удовольствий. Другими словами, можно сказать, что аскетизм – это добровольный отказ от:

  • Секса;
  • Разнообразия и обилия пищи;
  • Спиртных напитков;
  • Модной одежды и гаджетов;
  • Лакшери предметов и услуг;
  • Накопления капитала;
  • Развлечений и буйного веселья.

Исходя из подобного списка ограничений, можно сделать вывод, что аскеза – это противоположность гедонизму. Тех, кто практикует подобный образ жизни, принято называть – Аскетами. По своей сути, аскеты – воспринимаются как весьма скромные и благочестивые люди, стремящиеся достичь душевной гармонии с собой и миром.

Суть, принцип и идея аскетизма – простыми словами.

Многие аскеты верят, что действия по самоограничению и очищению тела, помогает очистить душу, и обрести большую связь с Божественным или обрести внутренний мир и покой. Что собственно и является главной идеей и основополагающей концепцией аскетизма. Также аскеты утверждают, что ограничения предоставляют им большую свободу в различных сферах их жизни, таких как повышение ясности мышления и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям.

Виды аскетизма:

Если говорить о видах или формах аскетизма, то многие, как правило, делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой, что под «духовным», подразумевается отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействий с миром. Материальный, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, то многие аспекты из этих форм, будут соприкасаться, поэтому, аскетизм также можно разделить на следующие категории:

  • Светский аскетизм – без участия религиозного влияния;
  • Религиозный аскетизм – основан на религиозных верованиях и догматах.

Нерелигиозный (Светский) аскетизм.

По своей сути, светский аскетизм базируется на философских или личностных представлениях человека о жизни. Многие люди, по своему усмотрению, или в силу определенных нерелигиозных убеждений добровольно отказываются от тех или иных благ. Проще всего, можно разобраться в данной концепции, если рассмотреть ее на примерах:

  • Многие хакеры считают свои программные проекты более важными, чем личное благосостояние или комфорт;
  • Некоторые художники, минимизирует свои расходы на проживание, чтобы тратить больше времени и сил на искусство;
  • Иногда, люди ведут аскетичный образ жизни, чтобы освободиться от современных пристрастий, таких как алкоголь, табак, наркотики, фаст-фуд, азартные игры и секс;
  • Профессиональные спортсмены воздерживаются от секса, сытной пищи и других удовольствий перед крупными соревнованиями, чтобы мысленно и физически подготовиться к предстоящему соревнованию.

Религиозный аскетизм.

Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.

Христианский (православный) аскетизм.

Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.

Аскетизм в Исламе.

Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.

Аскетизм в Иудаизме.

История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.

После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.

Аскетизм в Индуизме.

В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.

Практика аскетизма в Джайнизме.

Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Также, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.

Аскетизм в Буддизме.

Как и в случае с индуизмом и джайнизмом, цель буддийской практики состоит в том, чтобы положить конец страданиям циклического существования и достижению нирваны. Чтобы достичь этого, нужно очищать и тренировать ум. Необходимо действовать в соответствии с законами кармы, выполняя позитивные действия и избегая негативных, вредных действий. По факту, буддизм так же, как и джайнизм поощряет такие проявления аскетизма как: пост, практику йоги, медитацию и так далее.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:VKFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *