Значение слова ислам

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Хасан» — » “Хусейн» — “Хюснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на : ‘абд (‘ибад), сейф и нур . Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурахман, ‘Абдулькадир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Что же такое ислам?

Что же такое ислам?

Ислам – монотеистическая мировая религия по числу последователей уступающая только христианству. Но для правоверного мусульманина ислам – это больше чем религия. Это и государственно-правовые устои, и форма семейных отношений, и форма культуры. Человеку, который вверил себя и свою судьбу Аллаху, дается великое спокойствие и способность воспринимать окружающий мир с чувством искренней и всеобъемлющей радости.

С арабского слово «ислам» можно перевести как «покорность», «подчинение», «предание себя Богу». В шариатской терминологии ислам – это абсолютное и безоговорочное единобожие, подчинение воле Всевышнего. Датой рождения ислама принято считать месяц Рамадан 610 года н.э. Именно тогда Мухаммад произнес дарованные ему Аллахом первые пять стихов Великой Книги.

Согласно вероучению и до эпохи Мухаммада на землю ниспосылались пророки (Моисей, Иисус Христос) для наставления народов на путь веры и истины. Однако с течением времени люди начали неверно трактовать веру, внося в Священные Писания собственное мировосприятие. Мухаммад же считается самым великим и последним из всех пророков. Согласно исламу после него уже больше не будет пророков.

Священная книга мусульман – это Коран. Само слово «Коран» переводится как «назидание», «чтение вслух». Первое откровение Пророк Мухаммад получил от Всевышнего в возрасте 40 лет в Ночь могущества (месяц Рамадан). А передача всего текста Священной Книги осуществлялась через ангела Джабраила на протяжении 23 лет. Коран был записан последователями Мухаммада с его слов.

В исламе выделяют следующие предметы веры:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Правоверный мусульманин обязан соблюдать пять основных предписаний:

  • Чтение шахады («нет другого божества кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк Аллаха»).
  • Пятикратный ежедневный намаз, выполняемый согласно со всеми требованиями к обряду.
  • Следование всем предписанным постам.
  • Паломничество в Мекку (хотя бы один раз в жизни).
  • Обязательное пожертвование на нужды общины и нуждающимся в помощи.

Сегодня в мире насчитывается порядка 1.6 миллиардов мусульман, т.е. около 23% всего населения планеты. Исламские уммы охватывают 120 стран: в 35 из них мусульмане составляют большую часть населения, а в 28 – ислам признан государственной религией. Основной ареал распространения – страны Азии и Северной Африки.

Значение слова мусульманин

Примеры употребления слова мусульманин в литературе.

На этот раз трудность состояла в том, что абхазцы — и те, что причисляют себя к христианам, и те, что считают себя мусульманами — не посещают ни церквей, ни мечетей по причине почти полного отсутствия их в абхазских деревнях.

Это было не ново, ибо так же королевская Сербия включила в свой состав Косово и Метохию, где большинство составляли албанцы, главным образом мусульмане, и часть Санжака, где большинство составляли сербские мусульмане.

Население — мусульмане и этнические китайцы по краям, анимисты — в центральной части.

Многие нигерийцы — мужчины, женщины, мусульмане, христиане, анимисты, молодые и не очень молодые — серьезно прислушивались к нему.

Хитти, — мы не считаем, что медицина, философия или математика — продукт арабского мозга или что они развиты людьми, пришедшими с Аравийского полуострова, а говорим о том, что знания изложены в книгах на арабском языке добившимися выдающихся достижений в эпоху халифата персами, египтянами, арабами, христианами, евреями и мусульманами.

Сильно пострадали хазарские мусульмане, которым не мог подать помощи багдадский халиф, так как его силы были скованы восстанием Бабека, т.

Кабардинцы — мусульмане, балкарцы — христиане, православные, как мы с тобой.

Пурпур и белизна болотных бархатцев и первоцветов, золотые блюдца альпийского подсолнуха, который, как правоверный мусульманин, всегда смотрит на восток и может служить путнику надежным компасом.

Пусть эти обязанности не всегда выполнялись, но все же они имели значение, особенно для тех областей Южной Италии, куда вторглись африканские мусульмане — воинственные берберы, занимавшиеся работорговлей и грабежом.

Хазарии, связанное с Передним Востоком торговыми узами, обеспечили мусульманам приток доходов в виде ценных мехов из лесов Биармии, или Великой Перми.

Истинный мусульманин, — возвестил он самодовольно, — должен заниматься полезным, богоугодным делом: торговлей, приумножением своего достояния.

Если бы мне поручили придумать сказку об аде и рае, то я, вместо весов, измеряющих на том свете грехи и богоугодные дела, поставил бы часы, отмечающие дни, напрасно прожитые мусульманином, и дни, прожитые с пользой на благо людям, и соответственно с этим определял бы наказание и поощрение.

Да и Босния разделилась на две части так: восточная, что воевала на смерть и за Дрину и за Сараево, и северная, что не дала мусульманам перерезать коридор у Брчко, те — за Караджича.

Не браман, — сказал второй голос, — и не мусульманин, а святой человек!

Женщины носят воду ведрами, последователи брахманизма совершают ритуальные омовения, мусульмане ведут себя так шумно, что уши пухнут.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Что означает слово «Ислам»?

«Ислам» по-арабски означает «повиновение», «подчинение», «послушание». Как религия, Ислам строится на полном повиновении и послушании Аллаху — отсюда и ее название . Каждый видит, что мир, в котором мы живем, носит организованный характер. Все его части подчиняются определенным законам. Всему определено свое место в этой огромной системе, которая великолепно и четко работает. Солнце, луна, звезды, все небесные тела связаны между собой. Их движение и порядок не допускают ни малейшего отклонения от предписанного пути. Как Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, от мельчайшего электрона до мощных туманностей — неизменно следует своим законам, изменяется, зарождается и умирает в соответствии с этими законами. И в человеческом мире законы природы вполне очевидны. Рождение человека, его жизнь и смерть регулируются биологическими закономерностями. Строение всех органов его тела — от клеток кожного покрова до сердца и мозга — подчиняется определенным законам. Короче говоря, наш мир — это управляемая свыше Вселенная, в которой все следует предопределенному закону. Этот могучий, все охватывающий закон, который управляет всем мирозданием — от мельчайших частиц пыли до величественных галактик — является законом Бога, Творца и Правителя Вселенной. Так как любое творение подчиняется закону Господа, то и вся Вселенная буквально следует Исламу, потому что Ислам означает не что иное, как подчинение и повиновение Аллаху, Владыке Вселенной. Солнце, луна, земля и все остальные небесные тела являются, строго говоря, таким образом, тоже «мусульманами». То же относится и к воздуху, воде, камням, деревьям и животным. Все во Вселенной является «мусульманским», поскольку подчиняется Богу согласно Его законам. Даже человек, который отказывается от веры в Аллаха, вынужден волей-неволей быть мусульманином относительно своего телесного существования, ибо на любой стадии жизнь, от эмбриональной до превращения в прах после смерти каждая клетка его плоти, каждый член его тела следуют закону, предписанному Богом. Даже его язык, который по причине своего невежества отрицает Бога или говорит, что верит во множество божеств, является по своей природе мусульманином. Его голова, которой он кланяется всем, кроме Аллаха, является мусульманской от рождения. Его сердце, в котором он из-за недостатка знаний лелеет любовь и почитание к другим, является мусульманином интуитивно. Все они послушны Божественным законам, и их функции и движения управляются только ими. Таково вкратце истинное положение человека и всей Вселенной. А сейчас рассмотрим эту проблему в другом аспекте. Человек так создан, что существуют две различные сферы его деятельности. В одной из них — он полностью подчинен Божественному закону. Он не может отступить от него ни на йоту, он целиком в плену закона природы и обязан следовать ему. Но есть и другая сфера его деятельности. Он одарен интеллектом, способностью мыслить и формулировать суждения, выбирать и отвергать, принимать и отклонять решения. Он свободен в выборе образа жизни. Он может принять любую веру, любой образ жизни в соответствии с идеологией, которую он признает. Он может создать свой кодекс поведения или принять выработанный другими. Ему была дарована воля, и он может наметить собственный образ поведения. В этом плане, ему в отличие от других существ дана свобода выбора, мысли и действия.

Оба эти аспекта отчетливо сосуществуют в человеческой жизни. В первом случае люди, как и все сущее в мире, — мусульмане от рождения, неизменно повинуются предписаниям Бога, а во втором они свободен в выборе — идти по правильному пути или уклониться от него, т. е. им предоставлена свобода выбора. Этот выбор делит человечество на две части: верующих и неверующих. Тот, кто выбирает веру в Творца, принимает Его как своего истинного Господина, честно подчиняется Его законам и предписаниям и следует кодексу, который Он открыл для человека и его личной и общественной жизни, становится истинным мусульманином. Он достиг, так сказать, полноты в своем Исламе, сознательно решив повиноваться Богу в области, в которой он одарен свободой выбора. Теперь вся его жизнь подчинена служению Богу, и его личность не раздваивается, ибо подчинение своего «я» воле Аллаха и есть не что иное, как Ислам.

Человек теперь сознательно подчинился Всевышнему — тому, кому он уже бессознательно повиновался. Он теперь охотно служит Господу, его знания теперь настоящие, ибо он признал Творца, который одарил его способностью изучать окружающее и познавать мир. Теперь его разум и суждения вошли в согласие, потому что он принял правильное решение повиноваться Аллаху, который наделил его способностью мыслить и оценивать. Его язык тоже правдив, потому что он убедительно исповедуется перед Господом, который дал ему дар речи; теперь все его существование — это воплощение правды, ибо во всех сферах жизни он вольно или невольно повинуется законам Владыки Вселенной. Теперь он в мире со всем сущим, потому что почитает Того, кого почитает весь мир. Такой человек — наместник Бога на земле. Весь мир — для него, а он — для бога.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ

Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских эквивалентов.

Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке. В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации.

Мы сделали подборку самых часто используемых фраз и терминов:

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ
●Категории людей
Муслим مسلم мусульманин
Му’мин مؤمن верующий
Мувахид موحد монотеист, верующий в Одного Единого бога
Мутасиб مُتَعَصِّب фанатик
Фасик فاسق грешник, нечестивец
Кафир كافر неверующий в Аллаха
Джахиль جهل невежда
Зиндик زِنْدِيقٌ еретик
Ахль аль-китаб اهل الكتاب люди Писания (иудеи и христиане)
Зимми أهل الذمة люди договора (немусульмане, проживающие на мусульманской территории)
Мульхид مُلْحِد атеист
Мунафик منافق лицемер
Муртад مرتد вероотступник
Мушрик مشرك многобожник
Джамаат جامعة община, собрание
Умма أُمَّة сообщество
Ахль Фитра أهل الفطرة люди фитры (первозданного человеческого естества)
Кади قاضي судья
Муаллим معلم учитель
Муэдзин مُؤَذِّنٌ призывающий на молитву
●Деление мира
Дар аль-Ислам دار الإسلام земля ислама
Дар аль-Амн دار الأمن земля безопасности
Дар ас-Салам دار السلام земля мира
Дар ат-Таухид دار التوحيد земля единобожия
Дар аль-Ахд دار العهد земля перемирия
Дар ад-Даават دار الدعوة земля призыва
Дар аль-Харб دار الحرب земля войны
Дар аль-Хийад دار الحياد нейтральная земля
Дар аль-Худна دار الهدنة земля спокойствия
Дар ас-Сульх دار الصلح земля договора
Магриб المغرب Запад, закат
●Эсхатология
Сират الصِّرَاطُ путь, мост
Сур الصُّورِ труба
Мизан الْمِيزَانُ весы
Джаннат الجنة Рай
‘Адн عدن Эдем
Мава المأوى приют
На’им النعيم благодать
Фирдаус الفردوس райский сад
Каусар الكوثر изобилие
Ма’ин معين райская река
Сальсабиль سلسبيل нектар
Тасним تسنيم райская река
Гурия حورية райская дева
Джаханнам الجحيم ад
Джахим جحيم геенна
Нар النَّار огонь
Са’ир السَّعِير пламя
Сакар سَقَر преисподняя
Хавийа الْهَاوِيَة пропасть
●Священные Писания
Забур زبور Псалтырь
Инджиль الإنجيل Евангелие
Кур’ан قرآن Коран
Сухуф الصُّحُف свитки
Таурат توراة Тора
Структура Корана
Аят آية знамение, стих
Джуз جزء часть
Манзиль 7 равных частей
Сура سورة глава
Хизб حزب сторона, партия
Таджвид تجويد интонация
Тартиль ترتيل распев
Тафсир تفسير толкование, смысл
●Шариат и Фикх
‘Адат عادات обычаи, традиции
Далиль دَلِيل доказательство
Кияс القياس аналогия суждения
Манхадж منهج метод
Мустахабб مستحب желательное
Мандуб مَنْدُوب рекомендуемое
Муштабих مُشْتَبِه сомнительное
Фард فرض обязательное
Ваджиб واجب необходимое
Суннат سنة желательное
Мубах مباح допустимое
Халяль حلال разрешённое
Макрух مكروه нежелательное
Харам حرام запрещённое
●Грехи
Куфр كفر неверие
Нифак نفاق лицемерие
Ширк شرك многобожие
Бухтан بهتان наговор
Гыйба غيبة обсуждение, сплетня
Зина الزنا прелюбодеяние
Риба ربا ростовщичество
Рия الرِّيَاء показуха
Казф قذف поношение, оскорбление
●Виды наказания
Дийя دية компенсация
Кисас قِصَاص месть
Раджм رجم камень
Тазир تعزير осуждение
Хадд حد предел
●Степени достоверности хадисов
Даиф ضَعِيف слабый
Мутаватир متواتر согласованный
Сахих صَحِيح достоверный
Хасан حسن хороший
Шазз شاذ аномальный
Мавду’ موضوع сфабрикованный
●Молитва в Исламе
Дуа دعاء мольба
Фаджр الْفَجْر рассветная
Зухр الظُّهْر полуденная
‘Аср عصر предвечерняя
Магриб المغرب вечерняя
‘Иша عشاء ночная
‘Ид намаз صلاة العيد праздничный
Джум’а-намаз صلاة الجمعة пятничный
Джаназа-намаз جنازة похоронный
Витр وتر молитва с нечётным количеством ракатов
●Желательные молитвы
Духа الضحى утро
Истиска اِسْتِسْقَاء просьба о ниспослании дождя
Истихара اِسْتِخَارَة верное решение, мольба об испрашивании благословения на то или иное дело
Намаз-тасбих صلاة التسابيح намаз раскаяния
Тахаджуд تهجُّد намаз после сна
Таравих تراويح перерыв, отдых
Кусуф كسوف солн. затмение
Хусуф خسوف лун. затмение
Намаз-вуду صلاة الوضوء намаз омовения
Хаджат حاجة намаз нужды
●Формы молитвы
Каср-намаз قصر الصلاة сокращённый
Джама’ат намаз صلاة الجمعة коллективный
●Элементы намаза
Рака’ат ركعة последовательность действий в молитве, цикл
Киям قيامة стояние
Суджуд سجود земной поклон
●Элементы мечети
Минарa منارة маяк
Минбар منبر кафедра
Михраб محراب ниша
●Исламская одежда
Хиджаб حجاب покрывало
Абайя أباءة платье
Джильбаб جلباب халат
Изар الأزار покрывало
Никаб نقاب завеса
Химар خمار вуаль
●Исламская экономика
Мурабаха مرابحة торговое соглашение
Мушарака مشاركة совместное долевое предприятие
Такафул التكافل система страхования
Мудараба المضاربة партнерство
●Прочее
‘Абд عبد слуга, раб
Адаб أدب этикет
‘Адль عدل справедливость
Азан أَذَان призыв к молитве
Аманат أمانة вверенное, то, что доверили на хранение
‘Арш العرش Трон
Вакуф وقف остановка
Дин الدين религия
Ислам إسلام покорность
Када قَضَاءُ возмещение
Мавлид مَوْلِدُ рождение, празднование
Маджлис مجلس собрание
Медресе مدرسة школа
Муджаз مُجَاز разрешение
Ният نیّة намерение
Ризк رزق продовольствие
Сабр صْبِرْ терпение
Саваб ثواب вознаграждение
Сакина سكينة спокойствие
Сафар صفر путешествие
Сира السيرة биография
Сифат صفات атрибут
Таваккуль توکُّل упование
Тагут طاغوت идол, тиран
Таква تَقْوَ страх
Такия تقيّة благочестие
Тауба تَوْبَة покаяние
Таухид توحيد единобожие
Фитна فتنة смута
Хидаят هداية руководство
Хиджама حجامة кровопускание в медицинских целях
Хитан ختان обрезание
Шукр شكر благодарность
Шура شورى совет
●Общие выражения
Алейхи ас-салам عليه السلام мир ему
Аминь آمين да будет так
Ахи أخي мой брат
Ихва الإخوة братья
Ухти أختي моя сестра
Бисми-Ллях بسم الله с именем Аллаха
Валлах والله (Клянусь) Аллахом
Аллаху Алим الله عالم Аллах Всезнающий
Ид мубарак عيد مبارك благословенный праздник
Ин шаа-Ллах إن شاء الله как пожелает Аллах
Рахимаху-Ллах رَحِمَهُ الله да помилует его Аллах
Фи сабили-Ллях في سبيل الله на пути Аллаха
Ярхамука-Ллах يرحمك الله да помилует тебя Аллах
Баракаллаху фикум بارك الله فيكم да благословит вас Аллах
Джазака-Ллаху хайран جَزَاكَ اللهُ خَيْرا Да воздаст тебе Аллах благом
Ма шаа-Ллах ما شاء الله как (хорошо, что) пожелал Аллах
Радиа-Ллаху анху رَضِيَ اللهُ عَنْهُ да будет доволен им Аллах
Садака-Ллаху ль-Азим صدق الله العظيم Истину сказал Аллах
Субханаху ва Тааля سبحانه و تعالى Свят Он и Велик

В ДОПОЛНЕНИЕ:

Адат – обычай, обычное (нерелигиозное народное) право

Акида – основа вероучения, догма

Акика – жертвоприношение при первой стрижке волос у ребенка, имянаречение

Акль – разум

Аллаху Акбар – Аллах Велик

Аль — Кадр — предопределение.

Аль — Кисва — черный покров Каабы

Ансары — помощники Пророка из Медины. Те, кто поверили ему как пророку и помогли ему в его борьбе, пригласив в Медину и защитили его от нападок Мекканских язычников.

БАРАКЯТ – приумножение блага по воле Господа, благодать.

БИД’А – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), что соответствует целям и задачам шариата; и новшество схождения с правильного пути (бид‘ату ад-даляль), что противоречит целям и задачам шариата.

Вуду — малое ритуальное омовение перед молитвой, омовение некоторых частей тела

Гусль — полное омовение, омовение всего тела

ДА‘ВА (да’ват) – призыв к вере

Джихад — усердие, рвение во имя Бога, борьба со своими страстями. В узком смысле также священная война ради защиты Ислама и мусульман.
ДИН – религия.
ДУ‘А – молитва-мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.

ЗАКЯТ – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем.
ЗИКР – поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.

ИДЖМА’ – единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо богословскому вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет явного ответа.
ИКАМАТ – призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.
ИМАМ – предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле – духовный руководитель.
ИМАН – вера. Основами веры в Исламе являются: вера в Единого Бога, в ангелов, во все Священные Писания, в пророков и посланников Бога (пророчество), в Судный День, в справедливость Бога и в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.
Иджтихад — разработка принципов ислама
Ихрам — посвящение. Ритуальная одежда паломника, совершающего Хадж — паломничество в Мекку. Состоит из двух кусков белой материи, одним оборачивают всю нижнюю часть тела, вторым всю верхнюю.
Ихсан – нравственность, доброе дело, совершаемое безвозмездно ради Аллаха.

КААБА – первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.
КИБЛА – направление на Каабу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).
КОРАН (араб. – чтение) – главная священная книга мусульман. По мусульманскому догмату, Коран как божественное слово существует вечно, он никем не сотворён, ниспослан и передан Аллахом Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах) через ангела Джабраила. Коран разделён на 114 глав (сур), каждая глава имеет своё название и состоит из аятов (стихов). Главы Корана различны по размеру, наиболее длинные находятся в первой части. Суры делятся на мекканские и мединские, означая, что они ниспосланы Аллахом Пророку в Мекке или Медине между 610 и 632 гг. При жизни Пророка текст Корана передавался в основном в устной форме, хотя существовали записи Корана у его сподвижников. Главная тема Корана – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху. Коран основной источник исламского вероучения. Его основные принципы касаются вероучения, нравственных проблем, истории человечества, науки, философии, взаимоотношении Аллаха с человеком. Социальная справедливость, экономика, политика, законодательство, право, международные отношения и другие вопросы также отражены в Коране. На русском языке впервые Коран был издан в 1716 году.

МУДЖТАХИД (араб. – старающийся, усердствующий) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих, имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
МУСУЛЬМАНИН (муслим) – покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.

МУХАДЖИР – переселенец, дословно «совершивший хиджру». Мусульманин, переселившийся вслед за Пророком Мухаммадом из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову мухаджир расширенное толкование – «тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним».

Масджид – мечеть

Нафс — душа. Используется в основном для обозначения низшей души, призывающей к пороку.

НИЯТ – намерение.

РАМАДАН – месяц обязательного поста.

САВАБ – вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, удаление себя от запретного и благодеяния.

САДАКА (араб. – подаяние) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину, для помощи нищим, беднякам, сиротам, участникам войны и передающаяся прямо дарителем или через авторитетных лиц. Садака бывает нескольких видов: как акт благотворительности, как вид искупления (каффара) и.т.д. Садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, прощением долга, предоставлением услуг и жилья и т.п. В мусульманских государствах садака собирается централизованным способом и вместе с отчислениями от заката, также называемыми садака, составляет вид средств, распределяемых среди нуждающихся.
САЛАВАТ – испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада и его рода.
САЛЯТ (намаз) – ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.
САУМ (араб. – пост) – пост – одно из пяти основных предписании ислама. Обязателен для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в течение месяца рамадан. Заключается в полном воздержании от пищи, питья, супружеской близости и курения в светлое время суток, с закатом солнца все запреты снимаются. От поста освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, все кто не может соблюдать его по объективным причинам (н-р, воины, участвующие в военных действиях, люди находящиеся в пути и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.

СУРА – название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Первоначальное слово. С. означало отдельные, обычно короткие «божественные откровения». Впоследствии оно приобрело значение: «часть коранического текста», «глава» Корана.

Сухур — принятие пищи на рассвете во время Рамадана.

ТАКБИР – возвеличивание Господа словами «Аллаху акбар» (Аллах велик).
ТАСБИХ (тасбихат) – восхваление Всевышнего Творца.
ТАФСИР (араб.) – комментарий, толкование Корана. Многие аяты текста были непонятны новым обращенным. Сочинения, посвященные толкованию Корана, получили название Тафсир Аль–Коран. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Тафсир, сопровождающие его текст подробными комментариями на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком. О методике комментирования Корана непрерывно идет полемика среди различных направлений ислама.
ТАУХИД (араб. – единение, единобожие, монотеизм) – догмат о единственности и единстве Аллаха, выраженный в формуле – «нет никакого божества, кроме Аллаха». Доказательство единства бога, которое было необходимо совместить с учением о множественных атрибутах Аллаха, занимало большое место в трудах мусульманских законоведов.
Таджвид — искусство правильного произношения.
Тайаммум — сухое ритуальное омовение песком.
Таква — богоосознание.
Таравих — желательные молитвы в месяц Рамадан.

Тасбих — молитвенные четки.
Тахара — очищение.
Тилава — внимательное чтение.

УММА (араб. – народ, нация, община) – мусульманская община, нация правоверных. Канонический ислам не признает понятие «нация» в этническом смысле слова, для него существует лишь «умма» мусульманская община, объединенная верой в Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада.
УРАЗА (перс.) – пост.
Улем — знаток богословия и права.
Умра — малое паломничество.

ФЕТВА – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата.

Фикх — исламское правоведение.

ХАДЖ – паломничество в Мекку, один из столпов ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Хадж, а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя.
ХАДИС (араб. – новость, рассказ, известие) – предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна; они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.
ХАДИС КУДСИ – прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада.
ХАДИС САХИХ – хадис, имеющий высокую степень достоверности.
ХАЛЯЛЬ – канонически дозволенное для мусульман.

ХАРАМ (араб. – запретное) – запретные действия охватывают большой круг вопросов в жизни мусульман, в торговле и финансах, в мусульманском посте, в области искусства (запрет изображения божества, коранических персонажей и т.д.), в семейно-брачных отношениях, пищевые запреты, запреты иноверцам вступать в священные места ислама и т.д.
ХАТЫБ (араб.) – духовное лицо, читающее проповедь в мечети во время праздничной молитвы и праздников. Часто является одновременно и имамом мечети.
Халиф — преемник.
Хамр — любое одурманивающее вещество.
Хафиз — знающий Коран наизусть.

Чадра — длинное одеяние женщин, покрывало во весь рост

ШАРИАТ (араб. – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов.
Шахада — свидетельство о единстве Бога, об истинности пророчества Мухаммада.

Религия, которую принес человечеству наш Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам , известна под названием Ислам. И это название не было избрано самим Пророком, а указано ему Аллахом.

В Куръане Всевышний говорит:

«…и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «Маида», аят 3).

Что касается лексического значения слова «ислам», то ученые-лексикографы, комментаторы Куръана в итоге тщательного изучения определили следующие его смысловые оттенки:

1. Искренность.

2. Защищенность от различных бедствий.

3. Мир и благополучие, здравие.

4. Покорность и подчинение.

Смысл Ислама по Шариату

Ислам – это вера в единственность Аллаха , подчинение и преданность Ему от всего сердца и такое же безраздельное уверование в ту религию, на которую указал Сам Всевышний.

В Куръане Ислам противопоставляется ширку , то есть вере в то, будто Аллах имеет сотоварищей. Ислам в некоторых аятах Куръана приводится также в смысле веры в Аллаха, подчинение Ему.

Мусульманами называют тех, кто соблюдает покорность Аллаху и является последователем Его пророков («муслим» – буквально «тот, кто покорил себя Аллаху»).

Пророк Нух алайхиссалам в Куръане говорит:

«…и я повелен быть из мусульман» (Сура «Юнус», аят 72).

Пророк Ибрахим алайхиссалам характеризуется так:

«Вот сказал ему его Господь: «Покорись!». Сказал: «Я покорился Господу миров» (Сура «Бакара», аят 131).

То есть, «Вот сказал ему его Господь: «Покорись!» (будь мусульманином!). Сказал: «Я покорился (стал мусульманином) Господу миров!».

Обращаясь к Аллаху, пророк Юсуф говорил:

«Ты – мой Покровитель в земной жизни и загробной. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам!» (Сура «Юсуф», аят 101).

А вот что сказано в Куръане устами Мусы (Моисея) алайхиссалам:

«И сказал Муса: «О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него полагайтесь, если вы– мусульмане!» (Сура «Юнус», аят 84).

Или о пророке Ийсе (Иисусе) алайхиссалам:

«Когда же почувствовал Ийса в них неверие, сказал: «Кто мои помощники Аллаху?» Сказали апостолы: «Мы – помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха, и засвидетельствуй, что поистине, мы – мусульмане» (Сура «Áли Имран», аят 52).

После всех предыдущих пророков Аллах избрал Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Своим посланником-завершителем. Создатель в Куръане сказал ему:

«Поистине, Мы ниспослали тебе вахий так же, как ниспослали вахий Нуху и пророкам после него, и Мы ниспослали вахий Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Якубу и коленам, и Ийсе, и Аййубу, и Юнусу, и Харуну, и Сулайману и дали Мы Давуду Забур» (Сура «Ниса», аят 163).

Возникает вопрос: «Если Аллах открыл истину Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам так же, как и прежним пророкам, отчего же религии оказались такими различными?» В Куръане на это ниспосланы совершенно ясные ответы. Прежде всего говорится, что Аллах един. По этому поводу имеется, в частности, следующее обращение к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам:

«И не посылали Мы до тебя посланника, не ниспослав вахий ему, что поистине, нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Сура «Анбийа», аят 25).

Вот почему Аллах поручил Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам призывать обладателей прежних книг верить в единственность Аллаха:

«Скажи: «О обладатели Книги! Приходите к слову, равному между нами и вами, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и не придавать Ему в сотоварищи ничего, и чтобы не взял некоторый из нас других господами вместо Аллаха. Если же отвернутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что поистине, мы – мусульмане» (Сура «Áли Имран», аят 64).

Из всего этого очевидно, что Аллах посылал Своих пророков напоминать людям о тавхиде (вере в единственность Создателя). Любое другое убеждение чуждо религии. Отсюда вытекает, что в сущности религия – это единое целое. Но люди изменили религию, ибо Аллах не давал разных религий. Некоторые лидеры, главы церквей в личных, часто своекорыстных и карьеристских целях, из-за греховного соперничества между собой за власть над верующими, вносили изменения, сея разногласия и раздоры.

Великая истина о единстве религии была выявлена после появления Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. И прозвучала она именно в божественной вести об Исламе. В Куръане говорится:

«Поистине, религия у Аллаха – Ислам, и впали в разногласие те, которым дана Книга, лишь после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой» (Сура «Áли Имран», аят 19).

При единой религии не возникнут разногласия. Отсутствие согласия между христианами, иудеями и последователями Ислама противоречит учению и воле Аллаха. Всевышний ниспослал все религии для того, чтобы на земле воцарились мир, взаимная любовь между народами и государствами. Ведь именно с целью устранения раздоров между людьми, наставления их на правильный путь была ниспослана религия, которую принес Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Куръан, объявивший о единстве всех истинных религий, сводит на нет утверждения тех, кто, видя различия в религиях, в принципе отрицает следование им. Такие люди утверждают, будто каждый пророк сам придумывал на свой лад новую религию, противопоставляя себя предшественникам. Это мнение абсолютно несостоятельно и лишено оснований. На самом деле, по постулатам Куръана, религия в корне своем одна; различны же только шариаты. Аллах решил: Исламу быть последней религией. А Шариат Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам отменяет все существовавшие до него. Это законы и правила, отвечающие чаяниям всех людей во все времена. Об этом в Куръане сказано:

«А кто желает религию кроме Ислама, то никогда не принимается от него, и он в Загробной жизни – из потерпевших убыток» (Сура «Áли Имран», аят 85).

.

Что такое ислам и кто такие мусульмане?

В мире существует множество религий. Почти все они носят названия своих основателей или наций, в которых появились впервые. К примеру, христианство названо в честь Иисуса Христа, а буддизм – по имени Будды.

Эта тенденция не относится к одной из самых распространенных мировых религий – исламу, зародившемуся благодаря пророку Мухаммеду. Откуда произошло слово «ислам»? Что это за мировоззрение и чему оно учит?

Что означает слово «ислам»?

В переводе с арабского слово «ислам» означает «покорность» или «предание Богу». Его происхождение связывают с арабским глаголом, определяемым как «быть благополучным» или «спастись». Часто в качестве синонима «ислама» используется термин «мусульманство». Религия зародилась в VII столетии в арабских странах на учениях пророка и проповедника Мухаммеда, которому, согласно преданиям, Всевышний (Аллах) ниспослал свод законов под названием «Коран».

До появления ислама каждое племя на аравийском полуострове имело своих божеств. В 610 году во время пребывания Мухаммеда в пещере Хира ему явился ангел Джабраил (один из приближенных Аллаха) и продиктовал первые своды Корана.

С той поры пророк стал проводить проповеди среди арабов и учить их единству Бога, в результате чего со временем люди отказались от поклонения многочисленным божкам и уверовали в Божественное единоначалие.

Что такое ислам?

Ислам – одна из самых распространенных религий в мире. Несмотря на то, что она сравнительно молода, ее приверженцами являются около 1,5 миллиарда человек в 120 государствах.

Наибольшее количество мусульман сосредоточено в азиатских странах и Северной Африке, около 20 миллионов проживает в Китае, остальные рассредоточены по всему миру, причем в последние годы их количество в Западной Европе и Северной Америке неуклонно растет.

Кто такие мусульмане?

Мусульмане – это последователи ислама. Они почитают Аллаха и следуют законам, записанным в их священной книге – Коране. В арабском языке слово «муслим» значит «покоряющийся Аллаху», хотя мусульмане следуют не только заветам Корана, но и учениям Мухаммеда.

Чтобы стать приверженцем исламской религии, человек должен произнести шахаду (формулу Единобожия), а также придерживаться религиозных традиций, именуемых «шариатом».

Что такое столпы ислама?

В мусульманстве существует пять так называемых столпов ислама, представляющих собой основные предписания шариата. Они формируют нравственные ценности исламистов, их религиозную совесть и самосознание.

Первый столп – это шахада, то есть догмат, который произносится при посвящении в мусульманство.

Второй столп – намаз, согласно которому каждый мусульманин обязан ежедневно пять раз молиться Аллаху.

Третий столп – закят, или налог, который верующие должны уплачивать в пользу нуждающихся.

Четвертый столп – ураза, то есть пост, соблюдаемый мусульманами в девятый месяц исламского календаря.

И, наконец, пятый столп – хадж, подразумевающий паломничество в Мекку для поклонения исламской святыне Кааба или в Медину к могиле Мухаммеда.

Учение ислама

Согласно учениям Корана, Аллах является единственным, вечным и трансцендентным (превосходящим). По мнению мусульман, ислам выступает окончательным откровением от Всевышнего, появившимся в результате изменения авраамических религий.

К последним относят три религии о единоначалии Бога, куда, помимо ислама, входят христианство и иудаизм. Верования исламистов основываются на шести столпах имана, в числе которых вера в Бога, ангелов, Священное Писание, пророков, Судный день и предопределенность всего сущего. Считается, что непризнание хотя бы одного из этих столпов делает мусульманские верования недействительными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *