Значение византийской империи в истории

После распада Римской империи и падения Рима Византия смогла устоять перед натиском варваров и продолжила свое существование как независимое государство. Пика своего могущества она достигла при императоре Юстиниане.

Византийская империя при Юстиниане

Византийский император взошел на трон 1 августа 527 года. Территория империи на тот момент включала в себя Балканы, Египет, побережье Триполи, полуостров Малая Азия, Ближний Восток и все острова восточной части Средиземного моря.

Рис. 1. Территория Византии в начале правления Юстиниана

Роль императора в государстве была необычайно огромной. Ему принадлежала абсолютная власть, однако она опиралась на чиновничий аппарат.

Основу своей внутренней политики басилевс (так именовали византийских правителей) строил на фундаменте, заложенном Диоклетианом, который трудился при Феодосии I. Им был сформирован специальный документ, где перечислялись все гражданские и военные государственные чины Византии. Так, военная сфера была разделена сразу между пятью крупнейшими военачальниками, двое из которых находились при дворе, а остальные во Фракии, на востоке империи и в Иллирии. Ниже в военной иерархии стояли дуки, управляющие вверенными им военными округами.

Во внутренней политике басилевс опирал свою власть на министров. Самым могущественным был министр, управляющей самой большой префектурой – восточной. Он имел наибольшее влияние на написание законов, общественное управление, судебную систему и распределение финансов. Ниже его находился префект города, который управлял столицей. В государстве также имелись начальники различных служб, казначеи, начальники милиции и, наконец, сенаторы – члены императорского совета.

Важная дата в жизни империи – 529 год. Именно тогда Юстиниан создал свой знаменитый кодекс – свод законов, базировавшийся на римском праве. Это был лучший юридический документ своего времени, включающий в себя законы империи.

Рис. 2. Фреска с изображением Юстиниана.

Важнейшие государственные реформы, проводимые Юстинианом:

  • соединение гражданских и военных должностей;
  • запрет чиновникам приобретать землю в местах их службы;
  • запрещение платы за должности и повышение окладов чиновникам, что проводилось в рамках борьбы с коррупцией.

Наивысшей заслугой Юстиниана в культурной сфере стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе – величайшего христианского храма своего времени.

В 532 году в Константинополе возникает крупнейший бунт в его истории – восстание «Ника». Более 35 тысяч человек, недовольные высокими налогами и церковной политикой, вышли на улицы города. Только благодаря верности личной гвардии императора и супруге Юстиниан не бежал из столицы и лично подавил мятеж.

Видную роль в жизни императора играла его супруга – Феодора. Она не была аристократкой, зарабатывая до брака в театрах Константинополя. Однако, она оказалась тонким политиком, умеющим играть на чувствах людей и строить сложные интриги.

Внешняя политика при Юстиниане

В истории молодой империи не было другого периода, когда бы она переживала подобный расцвет. Рассматривая правление Юстиниана в Византийской империи, нельзя не сказать о бесконечных войнах и завоеваниях, которые он вел. Юстиниан был единственным византийским императором, который мечтал возродить Римскую империю в прежних границах.

Любимым военачальником Юстиниана был Велизарий. Он принимал участие во многих войнах как на востоке с персами, так и на западе – с вандалами в Северной Африке, в Испании с вестготами и в Италии с остготами. Даже меньшими силами ему удавалось добиваться побед, а наивысшим успехом считается взятие Рима

Рассматривая этот вопрос кратко, следует отметить следующие достижения ромейской армии:

  • бесконечные войны на востоке с персами не позволили последним занять ближний восток;
  • покорено королевство Вандалов в Северной Африке;
  • южная Испания на 20 лет освобождена от вестготов;
  • Италия вместе с Римом и Неаполем была возвращена под власть ромеев.

Рис. 3. Границы Византии в конце правления Юстиниана.

Что мы узнали?

Из статьи по истории для 6 класса, мы узнали, что эпоха Юстиниана являлась наивысшим политическим расцветом Византии. При нем она достигла своих максимальных границ и задавала тон мировой политики. Юстиниан был великим правителем и реформатором своего времени, оставивший о себе память в культуре и искусстве.

Предыдущая Всемирная историяПадение Византийской империи – дата гибели, причины

Общая характеристика

На протяжении эпохи раннего Средневековья, Византийская империя переживает свой расцвет в культурной, социально–экономической и политической сфере, вобрав в себя черты позднеримской империи, деспотических монархий Востока и Западноевропейского феодализма.

Византийские купцы вели активную торговлю со странами Малой Азии, Китаем, Индией, Аравией, Согдианой, Ираном. Достигли берегов Британских островов и Скандинавии, создали торговые фактории в Неаполе, Равенне, Марселе и Карфагене. Активные торговые связи объединяли империю со странами Причерноморья и Кавказа, а византийская монета приобрела статус международной валюты.

Однако, к концу периода, империя впадает в эпоху кризиса, обусловленного внутриполитическими тенденциями и иностранными вторжениями. В своем развитии она сближается со странами Западной Европы, что было обусловлено рядом реформ, проведенных императорским домом Комнинов, на некоторое время стабилизировавшие ситуацию, но в целом не сумевшие остановить процесса ослабления центральной власти, упадка боеспособности армии и флота.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Византия и Европа во второй половине IX — начале XI в. 430 руб.
  • Реферат Византия и Европа во второй половине IX — начале XI в. 250 руб.
  • Контрольная работа Византия и Европа во второй половине IX — начале XI в. 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

$IX– XI$ века были ознаменованы окончательным оформлением феодального строя в Европе, включая Византию. При всем многообразии стран, можно выделить несколько характерных черт данного процесса.

  • Феодальная собственность на землю в виде вотчины.

Определение 1

Вотчина – Наследственное земельное владение, включавшее в себя непосредственно землю, находящиеся на ней постройки, а также инвентарь и посаженных на нее холопов.

  • Зависимые от землевладельца крестьяне, уплачивающие феодальную ренту.
  • Трансформация свободной сельской общины в зависимую, где традиционные формы землепользования переросли в средства эксплуатации крестьянства.
  • В Византии, наряду с феодальной собственностью, большое значение имела земля императора. На территории империи появляется три категории землевладения: частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность, государственная собственность, постепенно перераставшая в личное императорское владение. Юридический статус земель напрямую влиял на условия жизни и имущественное состояние, проживающего на них крестьянства.
  • Господство натурального хозяйства.
  • Основная форма зависимости — барщинная система и натуральный оброк.

Определение 2

Барщина — форма феодальной ренты, заключавшаяся в обязанности выполнения сельскохозяйственных работ на земле феодала, за полученный в пользование земельный участок.

Определение 3

Оброк – натуральная или денежная рента, взимающаяся с крестьян в пользу землевладельца или государства.

По сравнению с Западной Европой, крупному землевладению Византии были присуще три особенности:

  1. Меньшие размеры феодальных владений.
  2. Отсутствие строгой иерархической структуры, и отношений вассалитета. Часто императоры из неосвоенного фонда одаривали землями талантливых военачальников и клириков.
  3. Отсутствие у землевладельцев приоритетного права высшей юрисдикции и освобождения от налогообложения.

Данные особенности стали поводом для недовольства земледельческой аристократии, вследствие чего, $XI$ век прошел под знаком ожесточенной политической борьбы.

К началу $IX$ века центр торговли переместился на Балканы, где византийцы активно вступали в торговые взаимоотношения со славянами, арабами, Венецией, Равенной и Амальфи. К середине века ремесленное производство вновь набирает обороты, на смену коллегиям приходят корпорации.

Определение 4

Корпорация – крупное профессиональное объединение, образованное с целью ведения экономической деятельности в определенной сфере. В отличие от коллегий, формировались по добровольному принципу, таким образом, превращаясь из повинности в привилегию.

Однако, в обмен на привилегию первоочередного получения заказа, корпорации были опутаны сетью обязательств и ограничений, решительно отличавших их от городских центров Средневековой Европы.

Главу корпорации назначал эпарх, отвечавший за сбор налогов и пошлин, соблюдение профессиональной этики и норм морали. Деятельность торговцев жестко контролировалась городской администрацией, регламентировавшей норму добычи сырья и объемы производства, место и время совершения торговых операций.

Византия и Европа

До времени оформления державы Карла Великого, Византия расценивалась как законная наследница Римской империи, а страны Западной Европы, хоть и номинально, но признавали ее превосходство.

В самом государстве, получила широкое распространение доктрина божественного происхождения императора, сосредоточившего в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, окруженного роскошью и поклонением.

Взаимоотношения Византии и Западной Европы обостряются ко второй половине $IX$ века на религиозной почве. Официально, христианская церковь считалась единым институтом, однако фактически, размежевание произошло еще в эпоху падения Западной Римской империи. Нарастание противоречий, вылившееся в активное соперничество, произошло в $ VIII$ веке, вследствие получения римским первосвященником от франкского короля Папской области. Отношения особенно обострились в $IX$ веке, когда византийские миссионеры Константин (Кирилл) и Мефодий способствовали принятию христианства византийского образца Моравией, Болгарией, Сербией и Русью. В ответ папская церковь к середине $XI$ века укрепила позиции в Южной Италии, против чего энергично протестовал константинопольский патриарх. Летом $1054$ года папские легаты, прибывшие в Константинополь, потребовали восстановления прав католической церкви на Иллирик и Болгарию. Получив отказ, они провозгласили анафему патриарху, а Константинопольский понтифик в ответ подверг анафеме папских легатов. Так произошел официальный разрыв отношений двух христианских церквей («Схизма»). В следствие чего, восточная ветвь стала именоваться греко-католической (православной, правоверной), а западная ветвь – римско-католической.

Ход борьбы, неоднократно обострявшийся на политической и материальной почве, прикрывался догматическими, обрядовыми и религиозными спорами. Обе стороны были неуступчивы, а взаимная антипатия подогревалась торгово-ремесленной конкуренцией Византии и Италии.

К $IX$ веку Венеция получила полную независимость от империи, и таким образом, все дальнейшие отношения между странами выстраивались на основе равноправного партнерства. Однако, отношения с Венецией отступают на второй план вследствие укрепления позиций Франкского государства и присвоения Людовиком титула императора. В связи с чем, попытка заключения союза между державами в $816$ году обернулась полной неудачей.

В $X$ веке у империи появляется новый сильный соперник в лице германского правителя Оттона I, короновавшегося в Риме в $962$ году. Оттон остался в истории как основатель «Священной Римской империи германской нации». Приняв коронацию, новый император заявил о распространении сферы своих интересов на Италию, тем самым столкнувшись здесь с Византией. Разрыв дипломатических отношений был преодолен в эпоху правления императора Иоанна Цимисхия, коренным образом изменившего приоритеты во внешней политике. Он не только добился заключения мира, с германцами, но и устроил династический брак сына Оттона $I$ с византийской принцессой Феофано.

Сын Оттона $II$ и принцессы Феофано – Оттон $III$, презирая варварскую грубость германцев, мечтал восстановить мощь Римской империи со столицей в Риме, подражая византийским монархам. Однако, юный мечтатель, планировавший доставить немало забот империи, неожиданно умер в возрасте $22$ лет.

К началу $XI$ века на территории южной византийской Италии сохранялось долгожданное спокойствие, благодаря помощи венецианского флота. Но, спустя некоторое время, с севера, на Византию двинулся новый мощный враг – норманны, первый отряд которых, прибыл сюда по приглашению Мела, поднявшего антивизантийское восстание. Однако, мятежники потерпели поражение в битве при Каннах. Эта победа настолько укрепила позиции Византии, что император Михаил $IV$ Пафлагонец в $30$-х годах $XI$ века даже инициируовал экспедицию на Сицилию, с целью очищения острова от арабского завоевания, потерпев, в конечном счете неудачу.

В борьбе с Византией, норманны искусно использовали разногласия империи с папским престолом и, встав на сторону Рима, медленно, но верно продвигались по территории Италии.

Замечание 1

Таким образом, к $XI$ веку империя оказалась в довольно сложной ситуации. Малая Азия была в руках турков-сельджуков, теснившие империю с севера норманны, переправившись через Италию на Адриатическое побережье Балканского полуострова, овладели крепостью Даррахием, Македонией и Фессалией. Лишь в $1085$, предоставив венецианским купцам право беспошлинной торговли, Византия смогла вытеснить норманнов с Балкан.

Византия занимала положение «моста» между Западом и Востоком, опираясь на греко-римские культурные традиции и традиции эллини­стической восточной цивилизации. Она владела устойчивой государ­ственностью, единством языка, этноса, религии (греческое этнографи­ческое ядро, православие). В большей мере византийская культура явилась результатом православных культурных традиций.

Византия являлась главной носительницей культуры в средневеко­вой Европе, проявляя себя как:

• просветительский центр;

• спасительница Европы от арабов.

Византийские мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны, у них училась европейская молодежь.

Культура южных и восточных славян испытала на себе сильное воздей­ствие Византии. От Византии Русь приняла христианскую веру. Первые храмы на Руси были сооружены и украшены византийскими мастерами. Византийское искусство послужило основой древнерусской иконописи.

Любимым литературным жанром стали жития святых и сочинения отцов церкви. Особым уважением у набожных византийцев пользовал­ся духовный подвиг отшельников и монахов. Наиболее почитаемыми были отцы церкви — богословы: Иоанн Златоуст, Василий Великийи Григорий Нисский.Их сочинения и деятельность оказали большое влияние на дальнейшее развитие христианского богословия и церков­ного богослужения, в частности для Руси.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 122.

V. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

ВИЗАНТИЯ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Ряд статей сборника «Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики» посвящен культуре Византии. В статье В.И.Уколовой и О.Р.Бородина «Византия и Запад: Культурные отношения в VTI-ХП вв.» рассматривается эволюция культурных отношений Византии с Западной Европой в раннее Средневековье.

Сложность и напряженность политических отношений между Византией и Европой заключалось в том, что Константинополь считал себя законным наследником Рима и претендовал на территории Западной империи. Уже с VI в. начинает проявляться религиозная разобщенность между Константинополем и Римом. Две различные ветви христианства стали основанием духовной и культурной самоидентификации Востока и Запада, но этот процесс был весьма длителен. Наконец, следует отметить усиление языковой обособлен-ности. В Европе языком религии и науки оставалась латынь, и стали развиваться национальные языки: в Византии же греческий язык вытеснил латинский (4, с.106-109). Однако культурные связи в VI-VIII вв. были еще прочны. В Италии, где часть ее территории принадлежала в это время Византии, влияние Восточной империи было ощутимым. Именно в это время были переведены с греческого на латынь многие жития святых и труды Псевдо-Дионисия Ареопагита (4, с .111).

Но с начала IX в. начинается новый период отчуждения между Византией и Европой. В 800 г. Карл Великий был коронован императорской короной. Это означало окончательную юридическую независимость Европы от Византии. Кроме того, Римская церковь враждебно относилась к иконоборческой политике византийских

императоров. Вместе с тем в период «Каролингского Возрождения» возникает интерес к христианской греческой культуре. Так, в Сент-Галенском монастыре, где обитали самые образованные монахи Европы, был переведен на латинский язык «Акафист Богородице», одно из самых лучших произведений византийской поэзии (4, с.113).

Дальнейшее влияние христианской греческой культуры на европейскую связано с именем ирландского ученого Иоанна Скотта Эриугены. Византийское посольство подарило императору Людовику Благочестивому рукопись большого трактата Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесных иерархиях». Сложность этого трактата была такова, что только такой знаток греческого богословия, как Эриугена, мог его перевести на латынь. Он также перевел ряд трудов христианских неоплатоников. Его труды на протяжении трех веков оставались единственным памятником восточнохристианского неоплатонизма. Авторы статьи считают, что наследие Эриугены стало одним из важнейших источников развития трех направлений средневековой христианской мысли в Европе: реализма, пантеизма и мистицизма (4, с.116).

В Х в., особенно во второй его половине, влияние византийской культуры на европейскую усиливается при дворе германских императоров. Немалое значение имел династический брак между сыном германского императора Оттона I с племянницей византийского императора Иоанна Цимисхия (4, с.117). К германскому двору были приглашены учителя-греки. Внук императора Оттона I Оттон III был большим поклонником византийской культуры. В его царствование греческое влияние в книжной миниатюре, в архитектуре, в ювелирном искусстве было особенно значительным.

Если на Европейском континенте влияние византийской культуры после церковного раскола (1054 г.) начало уменьшаться, то в Южной Италии взаимосвязи между двумя культурами оставались достаточно прочными. В этом регионе проживало много греков, греческая диаспора на протяжении веков росла за счет эмиграции из Византии, особенно в период иконоборческой политики константинопольских властей. В Северной Италии влияние Византии особенно было заметно в области права. Здесь переписывались многотомные издания кодекса Юстиниана, появились первые школы юристов, ставшие предтечей Болонского университета (4, с.127).

В XII в. местом пересечения византийской, западноевропейской и арабской цивилизаций стало Сицилийское норманнское королевство. При дворе норманнских королей были осуществлены переводы на

латинский язык диалогов Платона, трудов Аристотеля и Птолемея и т.д. Культурное взаимодействие Западной Европы и Византии, принимавшее самые различные формы и пережившее периоды подъемов и спадов, было в эпоху Средневековья постоянно действующим фактором развития европейской культуры.

В статье З.Г.Самодуровой «Роль византийской школы в организации системы обучения в окружающих империю странах в VII-Х11 вв.» рассматривается влияние византийской цивилизации на культурное развитие сопредельных стран и регионов: Балкан, Древней Руси, Кавказа, Южной Италии. Одной из поставленных автором задач является изучение как путей проникновения византийской культуры к окружающим народам, так и установление причин сходства в культурном развитии государств, находящихся на значительном расстоянии друг от друга и не имевших прямых культурных контактов. Поиск ответа на эти вопросы сопряжен с рядом трудностей. В исторических источниках содержатся весьма скудные сведения о системе образования в Византии. Более подробные свидетельства встречаются в житиях святых, в которых, как правило, имеется раздел, посвященный ранним годам жизни героя, где сообщается о его учебе и воспитании (3, с.165). Несмотря на скудость сведений, все-таки можно наметить некие контуры системы образования в Византии. Совершенно очевидно, что главными очагами распространения образования и культуры в целом были Константинополь и Афонский монастырь.

На Афоне проживали представители многих народностей. Преподобный Савва Сербский, описывая погребение своего отца инока Симеона, отмечал, что в его отпевании принимали участие греки, грузины, русские, болгары, сербы (3, с.169). Часто посещали Афон и русские поломники. Одним из первых побывал здесь будущий наставник русских иноков Антоний, уроженец Любича. После возвращения на родину он поселился в пещере на берегу Днепра. Позднее к нему присоединились Никон Великий, Феодосий Печерский. Так возник Киево-Печерский монастырь (3, с.170). Одновременно на территории Афона возник русский монастырь. К 1169 г. на Афоне было уже два русских, болгарский и сербский монастыри. Афон называли духовными Афинами, рассадником просвещения (3, с .172).

Многие чужестранцы обучались у светских преподавателей. Особенно популярен среди них был Михаил Псёлл. Он утверждал, что среди его учеников были выходцы из разных стран. Возвращаясь из Византии, они основывали философские школы у себя на родине. Так,

грузин Иоанн Петрици, знаток Аристотеля и Платона, углубленно изучал труды неоплатоников. Петрици перевел фундаментальный труд неоплатоника Прокла «Первоосновы теологии» на грузинский язык, снабдив его обширными комментариями. Грузинские монахи часто посещали Афон. Среди них особую память оставил Георгий Агеорит (3, с.178-179). В 1044 г. он стал настоятелем Иверской обители на Афоне. При нем она стала центром по переводу трудов византийских богословов.

В Константинополе учился Симеон, сын болгарского царя Бориса. Вступивший на болгарский престол в конце IX в., Симеон активно покровительствовал просвещению страны. Современником Симеона был видный церковный деятель Болгарии Иоанн, осуществивший перевод на старославянский язык трудов Иоанна Дамаскина и составивший свод проповедей для священников по византийским образцам (3, с .180).

Жители сопредельных государств не только могли учиться в Византии, но имели возможность получать образование на родине. Моравский князь Ростислав пригласил к себе Кирилла и Мефодия, которые за несколько лет обучили значительное число людей, отлично знавших церковнославянский язык. Паннонский князь Коцел, отдавший в учение Кириллу пятьдесят юношей, также содействовал распространению церковнославянского языка. Ученики Кирилла и Мефодия Ангаларий, Климент Охридский и Наум, высланные из Моравии, нашли приют в Болгарии, где правил Симеон. С их помощью во многих районах были созданы школы.

После принятия христианства на Руси здесь активно развивается книжная культура. Потомки Владимира Святого и Ярослава Мудрого не отстают от своих предков в деле распространения просвещения. Большую роль в обучении грамоте жителей Северо-Западной Руси сыграла дочь полоцкого князя Георгия Передслава (XII в.). Она получила хорошее образование, знала греческий и латинский языки. В ранней юности княжна постриглась в монахини и приняла имя Ефросинья (3, с.187). Ефросинья прославилась как собирательница книг. Ряд книг она переписала сама. Кроме того, Ефросинья занималась переводами религиозной литературы с греческого и латинского на древнеславянский язык. В созданном ею женском Спасо-Ефросиньевском монастыре недалеко от Полоцка была устроена школа для женщин-мирянок.

Школы, где обучали навыкам чтения и письма, существовали во многих городах Руси. Особенную известность получили школы под Киевом, в Суздале, в Ростове Великом (с.189). Одним из центров просвещения был Смоленск. Здесь жили такие деятели культуры Древней

Руси, как Климентий Смолятич и Авраамий. Политика князей и церковных властей в сфере просвещения способствовала широкому распространению грамотности среди жителей Древней Руси. Это подтверждают берестяные грамоты, найденные в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске. Таким образом, Византия оказала определенное культурное влияние на Русь, как и на другие близкие к империи страны.

Влияние Византии на культуру сопредельных стран было ослаблено захватом Константинополя крестоносцами во время четвертого Крестового похода, но после восстановления православной империи в середине XIII в. вновь стали крепнуть культурные связи между Византией и Русью и другими славянскими странами. Но в 1453 г. Константинополь был захвачен турками, это было огромным потрясением для всей мировой цивилизации. Как известно, на Руси общественное мнение считало, что крушение Византии — справедливая Божья кара за принятие византийским императором церковной Флорентийской унии, по которой Константинополь признал римского папу главой церкви. Позиция Запада была более противоречива. И.П.Медведев рассматривает эту проблему в своей статье «Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической публицистике» (2, с.293-332). Первой реакцией Запада, в основном итальянских гуманистов, было проявление ужаса перед «новым антихристом» -турецким султаном. Весьма скоро падение Константинополя как главное событие XV в. обрело «метаисторическое измерение» (2, с.296), дав новый импульс мессианским и эсхатологическим ожиданиям, породив богатейшую «оракульную» литературу. При этом наряду с традиционной эсхатологической мыслью, согласно которой будущего нет, наступил последний час истории и нужно непосредственно ждать второго пришествия Господа, возникает новая форма профетической легенды, иной апокалиптики, исполненной надежд и предчувствий новых, еще неизведанных возможностей в жизни христианского общества.

Особенно популярным становится миф о последнем «истинном» императоре Константине Палеологе, погибшем при защите Константинополя. Согласно мифу, император не умер, а погружен в вечный сон, но наступит день, император проснется, прогонит турок и восстановит Византию. Более конкретные цели ставила перед собой «крестоносная публицистика». Падение Константинополя вызвало к жизни уже потерявший к этому времени свою силу призыв к новым крестовым походам. Активным агитатором нового крестового похода

стал римский папа Николай V. Его очень поддерживал известный гуманист Эней Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II. Основной постулат их призывов заключался в том, что турки у ворот Италии, поход необходим для отражения нашествия мусульман. Один из ревностных сторонников унии кардинал Виссарион, византиец, которого называли греко-латиняном, призывал немецких князей и итальянских герцогов объединить свои усилия, дабы помочь монархам Европы совершить победоносный крестовый поход. Было собрано множество денег, но все они осели в сундуках Римской курии, а крестовый поход не состоялся; и крупные и мелкие властители были заняты своими делами.

Крах идеи нового крестового похода породил ряд других идей, в них мусульманство рассматривалась не как сатанинская религия, а как заблуждение, от которого турок можно излечить. Подобные настроения раньше всего зародились в Византии накануне падения Константинополя. В XIV в. были нередки случаи обращения мусульман в христианство, как впрочем и переход христиан в мусульманство. Многие православные христиане считали, что турки менее враждебны к православию, чем католики. Знакомство с Кораном убеждало многих гуманистов о близости мусульманства и христианства. Освобождение от одного мифа неизбежно порождало другие. На Западе распространилась легенда о том, что турки — это троянцы и что захват Константинополя есть возмездие за разрушение греками Трои (2, с.303-304). Появились произведения отдельных гуманистов, в которых Мехмед II, завоеватель Византии, изображался образованным человеком, знатоком античности. Особенно подобные настроения были распространены в Венеции, которая первой из европейских государств установила дипломатические отношения с Оттоманской империей. У правителей Венеции не было нужды идеализировать турецкого султана, их побуждениями руководил здравый смысл, но они поддерживали странствующих греческих и итальянских гуманистов. Среди них можно отметить Георгия Амиртуци, писавшего оды султану и итальянских художников, из которых самым известным был Джантиле Беллини, создавший портрет повелителя турок (2, с.305).

Идею мирного объединения ислама и христианства, скорее поглощения христианством ислама выдвигали такие известные гуманисты, как Николай Кузанский и разделявший его взгляды Эней Сильвио Пикколомини (папа Пий II). Наиболее последовательным сторонником этой идеи стал Георгий Трапезундский, правоверный католик. Он хотел видеть в поражении христианства в Византии новый этап во всемирном утверждении католицизма. Георгий Трапезундский

мечтал о всемирной исламско-христианской империи, которую возглавит турецкий султан. Георгий рассуждал следующим образом: Бог создал ислам, дал победу мусульманам не для того, чтобы уничтожить христианство, а, напротив, чтобы защитить и очистить христианство от собственных недостатков. С этой точки зрения победы турок являются благодетельными как для мусульман, так и для христиан. Земной интерес султана совпадает с небесным предначертанием. Он призван воссоединить веру, церковь и империю. В конечном счете наступит христианско-исламская уния. Для этого нужно исключить из языкового обращения такие понятия, как «крестовый поход» и «джихад», избегать взаимных оскорблений, стремиться к диалогу с целью найти общее в обеих религиях (2, с.309). Георгий Трапезундский занимался сравнительным исследованием Библии и Корана с целью доказать, что расхождения между текстами двух священных книг существенного значения не имеют, что в конечном счете и христиане, и мусульмане верят в одного Бога. Рассуждения Георгия Трапезундского вызвали недовольство католических иерархов. Европейские государства с молчаливого согласия римских пап, официально проклинающих ислам, продолжали по примеру Венеции заключать торговые и политические договоры с турецким султаном.

С.И.Иванов, автор статьи «Византийское юродство между Западом и Востоком» характеризует это явление как один из видов святости, однако святости «странной», когда канонизации подвергался человек, часто публично нарушавший нормы подлинно христианской жизни. На самом деле юродство было связано с борьбой против гордыни, одного из страшных грехов. Если отшельник-аскет своим святым образом жизни вызывал восхищение и уважение у грешных мирян, то юродивый не желал уважения окружающих. Святость должна быть не показной, а глубоко скрытой под покровом глупости и даже непристойности поведения. В многочисленных легендах, распростра-ненных в Византии, рассказывается о том, как «убогий дурак» отпускал грехи «блаженным мужам». В народно-религиозном сознании Запада юродство воспринималось как действенная и экзотичная форма восточной святости. Не случайно во всем христианском мире огромным успехом пользовалось византийское житие Алексия человека Божьего (1, с.337). Особенно оно было популярно в эпоху подъема клюнийского движения (Клюни — монастырь в Бургундии) во второй половине Х в. в Европе.

Византийские юродивые пользовались большим авторитетом в Южной Италии. Так, греческий юродивый Николай Транийский из

города Тарента сначала считался сумасшедшим, но затем после смерти в 1094 г. был признан святым (1, с.338). В житиях европейских святых и некоторых легендах чувствуется влияние византийской агиографии. Например, в легенде о Роберте Дьяволе рассказывается, как бывший разбойник, стремившийся замолить свои грехи, по приказу известного отшельника должен был вести жизнь нищего юродивого, а затем стал паломником. Но Роберт Дьявол не является подлинным юродивым, ибо он спасает собственную душу. Настоящий «блаженный» любит Бога бескорыстно (1, с.339). Юродивый находится вне социального мира. Элемент юродства можно найти в житии святого Франциска и в поведении его первых учеников. Но социальная активность францисканцев привела к формализации ордена и к рациональной деятельности его генералов, ничего общего не имеющей с юродством (1, с.343). Можно найти немногочисленные примеры подлинного юродства -Джакопоне Тоди (Италия), но здесь, как отмечает автор, анализируя жизнь этого мистика «святой юродствует от сознания своего несовершенства» (1,с.343). Вывод автора: «Католическое Средневековье, вплотную подойдя к парадигме юродства, и в ряде случаев позаимствовав византийские образцы, тем не менее не смогло создать ее самостоятельно в тех параметрах, в которых это удалось Средневековью византийскому» (1, с.344). По мнению С.И.Иванова, «мудрое безумство» достигло своей завершенности в мусульманском мистицизме (1, с.349-352). К сожалению, автор не затрагивает проблему юродства в России.

Список литературы

1. Иванов С.А. Византийское юродство между Западом и Востоком // Византия между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики. — СПб., 1999. — С. 333-353.

2. Медведев И.П. Падение Константинополя в греко-итальянской гуманистической

публицистике XV века // Там же. — С. 293-332.

3. Самодурова З.Г. Роль византийской школы в организации системы обучения в

окружающих империю странах VII-ХII вв. // Там же. — С. 160-192.

4. Уколова В.И., Бородин О.Р. Византия и Запад: Культурные отношения в VII-ХII вв.// Там

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

2. Культура Византии

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

4. Константинополь – «Новый Рим»

5. Империя в опасности. Натиск арабов

6. Подъём Византийского государства

7. Расцвет византийской культуры

8. Поздняя Византия. Начало конца

Заключение

Литература

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

Становление:

IV — VII — 1 период — становление Византийской цивилизации

VII — XI — 2 период — расцвет Византийской цивилизации

XI — XV — 3 период — период феодальной раздробленности

Политическая структура:

Феодальная монархия — в руках монарха все верви власти, разветвленный широкий чиновнично-бюрократический аппарат, местное административное, деление представляло военным гражданам власть и управление, уничтожились остатки горизонтальных связей, Государств подчинило себе общество — не сложился институт наследования престола…

Социальная структура:

крестьяне

горожане

рабы

военно-феодальная знать

священники и монахи

Феодалы не обладали всей полнотой власти на своей территории. Феодалы подчинялись императору по принципу подданства

Не сложилась система замкнутой социальной структуры.

Города не получили автономию полностью зависели от правительства.

Городские земли находились в государственной собственности.

Жизненный уровень большей части населения был низким. Население было неоднородным. Государство контролировало всю деятельность городского населения, подчиняло себе, пыталось извлечь максимальную пользу.

Сельское население: свободные общинники и зависимое население несли повинности. В общине существовала круговая порука. Не было свободы перемещения.

Церковь: зависела от государства. Экономически слабея, ибо зависела от государственных налогов. Придерживалась идеи национального единства. Монархи влияли на выборы патриарха.

Экономика: Индустриальный тип развития экономики. Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли. Поддержка государством, развития товарно-денежных отношений, ведущая морская держава, не развиты формы ч/с, государство во многом регулировало экономику.

2. Культура Византии

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV — V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические — о природе Христа и тринитарные — о месте его в Троице.

В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий

Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира.

Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

Непревзойдённым шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером.

Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба.

Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров.

Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.

4. Константинополь – «Новый Рим»

На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец — целый комплекс роскошных зданий — превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии — изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов

5. Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления.

К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики. На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава.

Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития — становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII—XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.). Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.

Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода. VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.

Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе.

Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности.

Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

6. Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет — центр светского образования для всей империи.

Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров — изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

7. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.

Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности.

Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

8. Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо- западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза — вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств — Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура — это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности.

Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии.

В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество.

Необычайный расцвет Константинополя — этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной.

Литература

Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.

Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.

Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.

Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *