Знамение

1) Знаме́ние – знаковое действие, совершенное Божественной силой в особых промыслительных целях; чудесное событие, служащее залогом особого присутствия Божия.
В ряде случаев главная роль знамений сводится к подтверждению статуса или достоинства того, через кого оно преподаётся: пророческого, мессианского, апостольского и др. Одна из ярчайших иллюстраций к этому тезису — диалог Бога с Моисеем: (Исх. 4:1-5). Именно таких — доказательных — знамений требовали у Христа фарисеи и книжники, не замечавшие, в силу огрубелости сердец, что сии знамения совершались Спасителем повсюду, едва ли не на каждом шагу: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Мф. 12:38).
Другое предназначение знамений состоит в том, чтобы служить предвестниками надвигающихся перемен: Божьего суда, ниспослания Божьих благословений и пр. Одно из описаний такого рода знамений встречаем в Книге пророка Иоиля: (Иоил. 2:30-31). Не менее колоссальные по масштабу знамения описаны у Евангелиста Луки (Лк.21:25).

2) Крестное зна́мение.

3) Икона Богородицы.

  • Знамение Энциклопедия изречений
  • Знамения времени иером. Серафим (Роуз)

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо».

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек». Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней». Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19), и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время, а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение».

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий, в люнетах над входом в храм, в конхах апсид. Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Оранта. Фрагмент росписи свода. Вторая половина III в. Катакомбы Каллиста. Рим С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей «всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников». Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Ампула Монцы. VI–VII вв. Византия, Палестина Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию», сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины». Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с «миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви».

Образ Божией Матери «Оранта». Фреска. Сербия. XIV в. Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова.

Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы, что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме, уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)». Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная). При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение». Икона Богоматери «Пантонасса». XV–XVI вв. Греция Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЗНАМЯ — ЗНАМЕНИЕ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов знамя — знамение

2.Примеры словосочетаний с паронимом знамя

3.Примеры предложений с паронимом знамя

4.Примеры словосочетаний с паронимом знамение

5.Примеры предложений с паронимом знамение

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЗНАМЯ — ЗНАМЕНИЕ

ЗНАМЕНИЕ —

2) Знак, символ (высок.)

ЗНАМЯ —

1) Определенного цвета (или сочетания цветов) и размера широкое полотнище, укрепленное на древке, являющееся официальным символом государства, какой-либо организации, воинской части и т.п.

2) (перен.) Руководящая идея, служащая основой единства чьих-либо действий.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЗНАМЯ

1)алое знамя

2)багровое знамя

3)багряное знамя

4)голубое знамя

5)трехцветное знамя

6)бессмертное знамя

7)боевое знамя

8)красное знамя

9)краснозвездное знамя

10)кумачовое знамя

11)народное знамя

12)победное знамя

13)прославленное знамя

14)родное знамя

15)святое знамя

16)священное знамя

17)славное знамя

18)советское знамя

19)старое знамя

20)негаснущее знамя

21)воинское знамя

22)гвардейское знамя

23)государственное знамя

24)республиканское знамя

25)переходящее знамя

26)пионерское знамя

27)дивизионное знамя

28)полковое знамя

29)фабричное знамя

30)школьное знамя

31)шелковое знамя

32)развевающееся знамя

33)вышитое знамя

34)идейное знамя

35)революционное знамя

36)знамя страны

37)знамя государства

38)знамя республики

39)знамя организации

40)знамя спортивного общества

41)знамя воинской части

42)знамя армии

43)знамя дивизии

44)знамя полка

45)знамя мира

46)знамя свободы

47)знамя интернационализма

48)под знаменем науки

49)полотнище знамени

50)древко знамени

51)цвет знамени

52)форма знамени

53)размер знамени

54)вручение знамени

55)честь знамени

56)нести знамя

57)развернуть знамя

58)поднять знамя

59)водрузить знамя

60)склонить знамя перед кем-либо, чем-либо

61)получить знамя

62)принять знамя

63)вынести знамя

64)сберечь знамя

65)сохранить знамя

66)потерять знамя

67)предать знамя

68)защищать знамя

69)вручить знамя

70)передать знамя

71)отдать честь знамени

72)отдать почести знамени

73)гордиться знаменем

74)дорожить знаменем

75)проходить перед знаменем

76)остаться верным знамени

77)остаться преданным знамени

78)стоять перед знаменем

79)принимать присягу перед знаменем

80)принимать клятву перед знаменем

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЗНАМЯ

1)Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

2) Иван Гора взял у знаменосца полковое знамя, — вишневого шелка с золотой звездой, пробитое пулями в прежних боях. (А.Н.Толстой. Хмурое утро)

3) Суеверные считали кометы знамением войны, но все видят теперь, что советская комета — это знамение и знамя мира. (В.Орлов. Лунная соната)

4) Русское знамя развевалось над разрушенной крепостью. (А.С.Пушкин. Путешествие в Арзрум)

5) Он велел принести полковое знамя, и через пять минут я помог развернуть ему красное шелковое полотнище. (К.А.Федин. Освобожденная Орловщина)

6)Гремели фанфары. С пышностью обставлялась процедура вручения знамен. (Из периодики)

7) Имя Владимира Маяковского становилось знаменем прогрессивной молодежи. (Ф.Богородский. Воспоминания художника)

8) Насмешливость мешала ему уверовать в какое-нибудь одно литературное знамя. Мы знали Евгения Шварца.

9) — Речь идёт о поэзии,… которая может и должна быть песней и знаменем людей. (Из периодики)

10) Восстаньте, час пришел! я поднимаю знамя возмущенья. (М.Ю.Лермонтов)

11) Мы дрались тогда со шведом

Под знаменами Петра. (Из песни)

12) Поднимать/ поднять знамя чего (высок.)- начинать борьбу за что-либо, во имя чего-либо.

13) Становиться/ стать под знамя чего (высок.) — то же, что поднимать знамя.

14) Высоко держать знамя чего (книжн., газет.) — хранить свято, незапятнанными высшие идеалы, заветы чего-нибудь.

15) Знамя как знак для сбора и объединения воинов, хорошо видимый издали, появилось в государствах Древнего Востока, Индии, Китая и др. ещё в древние времена в виде какого-либо изображения на высоком древке (жерди).

16) В Древнем Риме, например, роль знамени играл орёл, фигура которого на древке являлась знаком легиона.

17) Знамя— шелковое полотнище с изображением государственных эмблем.

18) В последние века знамя служило символом полкового объединения, святыней, за которую каждый воин должен был биться не щадя жизни.

19) По старинному казачьему обычаю договоры с государями о наступлении или обороне подкреплялись присылкой от них казакам знамен и литавров.

20) Знамёна (флаги) известны у всех народов с древности как символ единства, связывающий воинов. Отсюда развитие и сохранение взгляда на знамени как на святыню, под которой соединяются верные долгу воины.

21) Потеря знамени — это потеря чести, приобретенное неприятельское знамя составляет для победителя величайшую славу.

22) Петр Великий определил в каждой роте иметь по знамени. Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах знамена были разных цветов.

23) Особенно возвысил значение знамени император Павел I. До него они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы знамена и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЗНАМЕНИЕ

1)крестное знамение

2)великое знамение

3)доброе знамение

4)благоприятное знамение

5)чудесное знамение

6)неблагоприятное знамение

7)дурное знамение

8)худое знамение

9)мрачное знамение

10)божие знамение

11)небесное знамение

12)знамение беды

13)знамение войны

14)знамение победы

15)знамение креста

16)знамение перемен

17)знамение времени

18)знамение эпохи

19)видеть знамение

20)истолковывать знамение

21)совершить знамение

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЗНАМЕНИЕ

1)Молитву детскую она тебе шептала

И в знаменье креста персты твои сжимала. (М.Ю.Лермонтов. Ребенку)

2) В полутемной церкви долго в молчании шевелились широко мелькающие кисти рук темных людей, творивших непонятное им знамение. (Скиталец. Кандалы)

3) Доброе знаменье храбрым, не медля послала Афина, Цаплю на правой руке от дороги. (Гнедич. Илиада)

4) Не послушал знаменья он солнца,

Распалясь взглянуть на Дон великий! (А.Н.Майков. Слово о полку Игореве)

5) Хватаясь за бороду левой рукой, правой истово клал на себя двуперстное крестное знамение. (Ф.В.Гладков. Повесть о детстве)

6) Лизавета Семёновна отёрла платком слезы, склонилась над ребёнком и осенила его крестным знамением. (Д.В.Григорович. Просёлочные дороги)

7) Не иметь детей — это для него знамение небесного проклятия, нравственного отвержения. (В.Г.Белинский. Сочинения А. Пушкина)

8) Они уезжали в лихое, грозное время… Эвакуация была знамением беды, неизвестности, развала жизни. (В.Панова. Володя)

9) «Каменный цветок» безоговорочно ввел Юрия Григоровича в первый ряд советских хореографов, ввел в пору, когда балет переживал далеко не лучшие времена. Потому и виделся спектакль дебютантов знамением перемен – возрождения на новом этапе танцевального симфонизма. (Н.Авдеенко. Орбита танца)

10) Все эти три тысячи человек с однообразным тихим шелестом творили свои усердные знамения и клали низкие поклоны. (А.И.Куприн. Молох)

11) Мы все крестились двуперстным знамением, хотя и не были староверы. (И.Репин. Далекое близкое)

12)Суеверные считали кометы знамением войны, но все видят теперь, что советская комета — это знамение и знамя мира. (В.Орлов. Лунная соната)

13) По суеверным представлениям, знамение предвещает что-либо недоброе, плохое.

14) Знамение времени — явление типичное, характерное для данного времени.

15) Явление кометы — знамение беды.

16) Знамение — знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.

17) Крестное знамение, крест — самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. Поэтому христиане и осеняют себя крестным знамением — крестятся.

18) В 1170 году в Новгороде произошло » знамение великое и преславное».

19) При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.

20) Осенять крестным знамением (устар.) — то же, что осенять крестом кого-либо.

21) Omen (лат.) — у римлян благоприятное или неблагоприятное знамение, в особенности случайно услышанное слово, поскольку слышавший относил его к себе и считал знамением для будущего. Известными словесными формулами считалось возможным отклонить от себя гибельное действие несчастливых слов.

22) Во время жертвоприношений играла музыка, чтобы дурные знамения не были слышны. Особенная осторожность соблюдалась при торжественных встречах, при новогодних поздравлениях и т. д.

23) Двуперстие — сложение двух пальцев (указательного и среднего) правой руки для крестного знамения (у старообрядцев).

24) Римскому императору Константину Великому было дано знамение: на небе воссиял крест с надписью «Сим победиши». После победы Константин стал править западной частью Империи, а затем — и всей империей.

25) Пепельная среда — (в Римско-католической церкви) первый день Великого поста. В этот день, в соответствии с древним обычаем, на лоб верующим освященным пеплом наносится знамение креста.

26) Малорусские гадания были сходны с другими славянскими. Были гадания по различным внешним знамениям и гадания интуитивные, способы гадания по внешним знамениям. Метеорологические гадания, или гадания по небесным знамениям, сохранялись почти исключительно в виде примет, по которым гром или дождь при известных обстоятельствах предвещают урожай, неурожай, падеж скота, эпидемии, смерть тех или иных людей, мятежи и проч. Приметы эти сохранялись в устной передаче.

27) Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

ЗНАМЕНИЕ

Смотреть значение ЗНАМЕНИЕ в других словарях

Абалацкая Знамение, Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы — Называется она так от с. Абалак Тобольской еп., при котором в двадцати пяти верстах от Тобольска с 1783 устроен монастырь. В царствование Михаила Феодоровича, при Тобольском……..
Исторический словарь

Знамение Владимирское, Чудотворная Икона — Находилась во Владимире в Успенском соборе, в особом приделе в честь ее. Прославилась 8 октября 1650. Близ Владимира, в слободе Быковке, тамошний житель Сергей Иовлев, с……..
Исторический словарь

Знамение Златоустовское, Чудотворная Икона — Находилась в московском Златоустовом монастыре. Прославилась в 1847-48, когда в Москве свирепствовала холера. Захворал ею благочестивый старец купец Иродион Воробьев………
Исторический словарь

Знамение Иоанно-предтеченское, Чудотворная Икона — Находилась в Москве в церкви св. Иоанна Предтечи у Креста. В 1812 икона сохранилась нетронутой неприятелем, тогда как прочие иконы в церкви были лишены украшений. Заболевшая……..
Исторический словарь

Знамение Новгородское, Чудотворная Икона — Находилась в новгородском соборе. Представляет собой поясное изображение Пречистой Девы Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом,……..
Исторический словарь

Знамение Серафимо-понетаевское, Чудотворная Икона — Находилась в Серафимо-Понетаевском Скорбященском женском монастыре Нижегородской еп. Была написана в 1879 одной из сестер монастыря, Клавдией Войлошниковой, и стояла……..
Исторический словарь

Знамение Царскосельское, Чудотворная Икона — Находилась в Царском Селе, в малой придворной церкви. Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными……..
Исторический словарь

Крестное Знамение — — в христианстве изображение креста рукой. В православии — тремя пальцами, складывая большой, указательный и средний (старообрядцы признают только двоеперстие), а в католицизме — всей ладонью.
Философский словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *