Знания теории легенды мифы гипотезы

Тема: Искусство начинается с мифа

Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение)
Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.

Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.

Боги и другие сверхъестественные существа для него находятся рядом, они почти реальны и в то же время сказочны.
Миф — синтез земной реальности с реальностью потусторонней.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства так или иначе использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал.

Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.

Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.
Какие примеры использования мифов в музыке мы знаем?

  1. Прежде всего, классические мифы – мифы Древней Греции и Древнего Рима (пример: «Орфей» Глюка»)
  2. мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – мифы Эдды и Старшей Эдды у германских народов, мифы о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола – в кельтской мифологии (примеры: «Король Артур» Г.Пёрселла, оперы Рихарда Вагнера)
  3. Славянская мифология (примеры: «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова)

Важные элементы мифа:

  1. Образы природы
  2. Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.
  3. Персонажи
  4. Идейное содержание мифа – его сюжет

Сегодня мы поговорим о немецком композиторе Р.Вагнере (1813—1883)

Центральное место в наследии Вагнера занимают оперы (всего их тринадцать), в которых запечатлен национальный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. В его операх заключен богатый, сложный мир идей и человеческих переживаний: героика, природа, любовь.
Мы прослушаем «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия».
Вальки́рия — в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и отнимает жизни у воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог — Валгаллу. С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин.

Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия. Однако для основной темы Вагнер избрал другой прототип: здесь проступает образ длинных прыжков, следующих друг за другом.

Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли «приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.
Музыка Вагнера настолько оказалась близка немецкому народу, героические образы вагнеровских опер настолько сильны, что в ХХ веке немецкий фашизм в лице А. Гитлера присвоил себе вагнеровский образ юного неустрашимого Зигфрида и сделал его символом нации.
Композитор, следовательно, художественно талантливо вызвал к жизни мир коллективных национальных представлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *