Золочение икон

Главная > Технология золочения > Технологии золочения.

Золочение — нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию — поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение — это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.
Технология золочения — это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта. Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.
Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт — полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века.
Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент:
1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.
2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.
3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.
4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.
5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.
6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).
7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть). Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.
8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.
9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.
10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.
Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.
1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.
2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.
3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.
4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.
5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.
6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.
Купить материалы для золочения вы можете в категории Золочение в Интернет-Магазине.
Смотрите также страницы о Золочении:
— Поталь. Имитация сусального золота.
— Клей для сусального золота и потали: мордан, мездровый, рыбий, костный.
— Грунт для сусального золота и потали: левкас, полимент.
— Финишные покрытия для сусального листа и потали: античный битум, лак-шеллак.
— Материалы для устранения дефектов золотого листа и потали.
— Столярный клей: костный клей, мездровый клей.
— Позолота, золочение лепнины и мебели в домашних условиях.
— Золочение изделий, золочение лепнины — наши услуги
.

Поталь — это очень тонкая фольга имитирующая сусальное золото, серебро, а также другие металлы и их оксиды.

В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.

Во-первых, в помещении, где работают с поталью не должно быть сквозняков, бегающих детей и других, нервно дефилирующих домочадцев! Следим также за своим дыханием — дышим носом ровно, стараясь не кашлять и не чихать! Иначе всё улетит!

Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!

Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним!!! Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.

Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!

Теперь про то, на что клеим!

Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.

  1. Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
  2. Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал — слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы — слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.

Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом!!!! Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.

Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.

Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет — лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).

Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее. Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом — люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему.
Графический символ нимба был заимствован из религиозного искусства Ближнего Востока. Однако христианские художники вложили в него иной, богословский смысл: сияние вокруг головы святого стало означать причастность к Единому Богу.

Роспись алтаря в приделе свт. Николая Чудотворца в храме Троицы Живоначальной на Шаболовке

Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомб­ной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые.

Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни.

На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета.

И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца.

В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древнос­ти.

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

История

Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.

Получение и применение твореного золота несколько веков назад описал Пресвитер Теофил в своих трактатах (ХII в.). Монах-просветитель подробно изложил способ изготовления золота

чтобы украшать им нимбы вокруг голов святых, подол платья и кайму на нем, и все остальное, что ты пожелаешь.

Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.

Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца ХIХ в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала ХХ в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.

Применение

Твореное золото широко используется в золочении — иконописи и других позолотных работах, требующих золочения отдельных элементов декора. Широкое распространение твореное золото имеет в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента. Наравне с применением в иконописи, твореное золото широко используется в декоре светских интерьеров. В Российской империи особо популярной была расписная позолоченная мебель. В работах по золотой росписи наравне с золочением мебели мастера использовали и сегодня используют твореное золото. Привил России эту моду Петр I. Заложив основу Петергофа, царь Петр долгое время путешествовал по Европе. В то время царила мода, диктуемая блестящим двором короля Франции Людовика XIV. И в 1715 году Петр I приказал своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли». Сегодня декорирование твореным золотом используется в реставрационных и иконописных работах, а также в декоре частных коллекций — для придания эксклюзивности предметам. При выполнении высокохудожественной позолоты — стильная мебель, рамы, — мастера часто используют твореное золото. Благодаря природному блеску твореное золото создает эффект свечения красок. Покрытые твореным золотом предметы приобретают красивую, мягкую и нежную поверхность с бархатным золотым оттенком.

Изготовление

Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу. В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов. Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.

Примечания

  • Золочение твореным золотом

Литература

  • Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». / Сообщения Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервированию и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР), Вып. 7. М., 1963. С.101—117]
  • В. М. Моисеивич. Работа мастера-позолотчика Л-М.: Госстройиздат, 1957
  • РЕСТАВРАЦИОННЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ССН-26-84
  • Книга об искусстве или трактат о живописи, Ченнино Ченнини, ОЗИГ — ИЗОГИЗ, М. 1933

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *