Золотой телец

Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода

Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы

15 Нисана 2448 года евреи вышли из Египта.

Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай.

7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.

Одна из причин, почему евреи ошиблись

Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».

Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.

Идол золотого тельца

16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям, и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.

Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.

Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.

Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».

18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.

Второе восхождение Моше на гору Синай

Моше пробыл на горе Синай 40 дней — с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.

Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» — «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).

Вторые Скрижали и прощение еврейского народа

На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.

В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.

10 Тишрея, в Йом Кипур — День Искупления, Б-г полностью простил евреев и приказал Моше вытесать другие каменные Скрижали с написанными на них Десятью речениями. Эти, Вторые Скрижали, Моше передал евреям, спустившись с горы Синай.

Моше также передал повеление Вс-вышнего о строительстве Переносного Храма — Мишкана, где будет производиться служба Б-гу и на котором будет пребывать Шхина.

Строительство Переносного Храма — Мишкана

На следующий день после Йом Кипура, 11 Тишрея, Моше было приказано перечислить евреев посредством пересчета монет по полшекеля, которые каждый должен был пожертвовать на строительство Мишкана.

Мидраш объясняет, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом.

С Йом Кипура до того момента, как был сооружен Мишкан (1 Нисана 2449 года), «Моше брал шатер и разбивал его вне стана, далеко от стана, и называл его шатром Собрания. И было, всякий ищущий Господа выходил к шатру Собрания, который вне стана. И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер. И было, когда входил Моше в шатер, спускался облачный столп и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше … и возвращался он в стан» (Шмот, 33:7-11).

Раши объясняет, что после того, как Вс-вышний говорил с ним, Моше возвращался в стан и обучал старейшин народа тому, чему сам обучился.

После возведения Мишкана, Шхина пребывала только там, и Моше не мог говорить с Вс-вышним ни в каком другом месте.

Во время последнего пребывания на горе Синай Моше было указано, что строительство Мишкана должно быть поручено Бецалелю, внуку Хура, убитого во время происшествия с золотым тельцом. Это должно было искупить вину, приведшую к смерти Хура.

25 Кислева — меньше, чем через три месяца, было закончено строительство всех деталей Мишкана, а собран финально и освящен он был 1 нисана 2449 года.

Как были наказаны виновные?

Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода — ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.

Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью — при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания — были убиты мечом.

Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).

Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.

Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев — между Нисаном и Тишреем.

Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.

Высочайший уровень поколения пустыни и его раскаяние

Нельзя недооценивать величия того поколения — поколения пустыни. После произнесения у горы Синай «наасэ ве-нишма» евреи напоминали скорее ангелов, чем людей. Вс-вышний избрал это поколение для получения Его Торы, зная, что все они — праведники, настолько они были сильным духом и держали под контролем свой «ецер а-ра» (дурное начало).

Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?

Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.

Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.

Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому — несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.

Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.

Культ «Золотого Тельца» и «Обет бедности»

«Жадность и страх правят рынком» — это расхожее в среде биржевых спекулянтов выражение отражает влияние теневых аспектов на решения участников торгов. Успешный трейдер – всегда вне этой игры, он способен «читать» коллективный компромисс, прогнозировать котировку и эффективно выстраивать стратегию сделок. Т.е. он действует в свободном от бессознательных установок режиме. … и становиться БОГаче. Как квинтэссенция мира финансов, современная система биржевой торговли очень чисто отражает особенности динамики движения денежных потоков.

В теме взаимодействия с архетипом денег я хотел бы остановиться на рассмотрении 2-ух связанных и противодействующих друг другу установок психического: культе Золотого Тельца и Обете бедности. Структуры этих комплексов прорастают из корней жадности и страха, а обращение к мифологии позволяет получить более «объёмную» картину для осознания этих теневых аспектов.

Культ Золотого Тельца

Во время Исхода, когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» .

Спустившийся по указанию Господа с Синая Моисей впал в гнев, разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Богом, и уничтожил тельца. Затем Моисей собрал сынов Левия и сказал им: «так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» . Это было исполнено: в тот день было убито около трёх тысяч человек.

Таково краткое описание части библейского сюжета, в котором сплелись противоречивые смыслы и богатейший символизм. Полная версия этого мифа заслуживает отдельного исследования, здесь же для обоснования своих тезисов отмечу лишь, что израильский народ путь держал из Египта, где телец, пьющий молоко у небесной коровы Нут, был символом солнечного бога РА, потому и золотым . Телец или бык – это ещё и отголосок Фаллического культа. Ещё на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис — «могучий бык» у греков) . В общем, история с уничтожением Золотого Тельца и последующим за этим наказанием помимо вытеснения в Тень стремления к БОГатству приобретает оттенок кастрации творческого начала. Принимая во внимание истоки праобраза, можно утверждать, что архетип Золотого Тельца претерпел радикальную инфляцию. К нашему времени в арии Мефистофеля звучат слова:

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!

(…)

Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой!

Узнаём ли мы в этих словах бога, на создание идола которого Аарон собрал у израильтян добровольно отданные ими собственные ценности? Был ли этот народ в то время одержим «культом Золотого Тельца» в нашем современном понимании? Практические исследования и анализ мифа обнажают значительную разницу исконной энергии архетипа и современного штампа восприятия.

Благодаря прививке доктора Моисея, у евреев появилось расщеплённое отношение к БОГатсву, стремление к которому стало вытесняемым материалом. Этим обстоятельством можно объяснить укоренившуюся в коллективном сознательном связку: евреи – деньги. Причём, в набор устойчивых паттернов восприятия еврейского этноса входят характеристики крайние, но не однозначные: либо нищета, либо богатство. Это расщепление спроецировано и на иерархическую структуру народности (существует версия, согласно которой, сыны Левия (те самые) представляют собой элитарную касту еврейского народа ).

Обет бедности Ордена Тамплиеров

Вытесняемая тяга к богатству создаёт потенциал для появления Обета бедности. Соблюдение этого обета оказалось показательно вписанным в историю развития одного ордена.

На традиционной печати Тамплиеров изображены два рыцаря на одном коне, что символизирует обет бедности. Основатели ордена были настолько бедны, что не моги себе позволить лошадь для каждого из братьев. Орден «бедных рыцарей Христа и Храма Соломона» был основан в 1118 году группой из девяти рыцарей, во главе с Гуго де Пайеном, вассалом графа Шампанского.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все своё имущество и богатства передал Ордену, и все другие братья последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества, как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Богатство было настолько велико, что Тамплиеры уже одалживали деньгами монархам, и как раз они-то и, похоже, изобрели банковскую систему .

Вот такой «заворот»!

Честно говоря, у меня нет крепкого объяснения механизма, который сработал в случае этого ордена. Есть версия, что характер этого механизма компенсаторный. Когда жёсткая установка, которая транслируется вовне сознательно, отражает внутреннюю бессознательную тягу к своей противоположности, которая и реализуется в итоге. Важнее в этой истории именно амплитуда разрыва «от и до».

Дуальность Иисус-Люцифер

Итак, полярность жажды богатства поддерживается культом Золотого Тельца под покровительством Люцифера. Обет бедности становится механизмом стяжательства себя за Поклонение, представляющим из себя противоположную установку – запрет на обладание БОГатством. Обет бедности – это христианская аскеза. Поддерживающий архетип – Иисус. Только, имеется ввиду «христианская», если можно так сказать, версия архетипа. На практике от Иисуса, как транслятора безусловной любви, не раз звучал всё тот же запрос на реабилитацию, исправление перековерканного штампа.

Любовь, ставшая условной, или недополученная любовь становятся самым страшным ограничением с детства. Не только деньги, но еда, секс, власть – становятся суррогатными заменителями, которые, однако, не способны восполнить потребность в любви. Поэтому жадность и страх потери только усиливается, а способность принимать и отдавать любовь безусловную ослабевает. Человек уходит в услужение Люциферу. Либо уходит от реальности в духовный поиск.

Здесь стоит сослаться на историю развития дуальности Иисус-Люцифер.

В эпоху развития скотоводства эквивалентом богатства выступали стада животных . Ключевое значение в мифологии приобрели пастухи, ставшие впоследствии Пастырями (христианства). Можно выделить 2 линии развития архетипов пасухов:

Таммуз-Аттис-Адонис-Иисус

Азазель-Пан-Фавн-Люцифер

Как мы видим, архетип Иисуса приемствует линию Puer Aetrnus (инфантильная позиция, отсутствие «заземления», жертвенность) , а архетип Люцифера линию «Козлов отпущения» (изгойство, избранность, жертвенность же) .

Таким образом, сейчас БОГатство «разнесено» на 2 категории:

— материальное, которое находится в подземном царстве и принадлежит «козлам отпущения» (за обладание «отвечать» приходиться)

— духовное, которое в царствии небесном и принадлежит оторванным от реальности инфантилам

Современный человек, как правило, выбирает компромисс на оси «или-или». Тем самым, всё более расщепляет своё психическое, отдаляясь от самостного восприятия БОГатства, как внутреннего состояния единства материального и духовного, когда деньги и способность любить создаются внутренним состоянием, являются его следствием, а не являются целью и идолом преклонения с одной стороны, но и не являются отвергаемой грязью и злом с другой.

По практике работы, Обет бедности, приносимый Иисусу, с лёгкостью отменяется на условии принятия и проведения потока безусловной любви. Подобное соглашение потребует, однако, зрелой степени ответственности, в противовес привычным инфантильным фиксациям. Любовь плодотворная (по принципу бытия) в противовес любви неплодотворной (по принципу обладания), если по Э.Фромму . Реабилитация «Золотого Тельца» посредством «высветления» теневых аспектов жадности и ненасытности во многом сфера взаимоотношений с Люцифером, с проработкой мотивов избранности, изгойства и гордыни.

Оральная и анальная фиксации

Царь Мидас, облагодетельствованный Дионисом (заметьте, кем опять!)) способностью превращать в золото всё к чему прикасается , «споткнулся» именно на оральной стимуляции. Он не смог есть! Это мифологическое отражение мотива жадности и ненасытности, которые укореняются на оральной стадии личностного развития.

Так звучит аналитическая интерпретация Ф.Перлза в книге «Эго, голод, агрессия»:

«Младенец у материнской груди является паразитом, и те, кто сохраняет это отношение в течение всей своей жизни, оказываются неограниченными. Они вечно ожидают получить что-то, не давая ничего взамен, не достигая необходимого взрослому человеку равновесия, не усваивая принципа «ты — мне, я — тебе» .

Историческое следствие оральной стимуляции в случае употребления пищи – стимуляция анальная, как известно. Фиксация на анальной стадии выражается в том, что бессознательное связывает удовольствие с внутренним состоянием удерживания ресурсов.

Что точно и полно отражено А. Лоуэном в словах:

«Нас учили, что нельзя позволять природе проявляться в своей естественности, что нужно все постоянно контролировать. Теперь мы не можем расслабить нашу сжатую задницу и напряженный таз. Мы боимся, что потеряем днище, из которого выпадут все наши сокровища» .

Всё!

Часто финансовая (и не только) несостоятельность, является следствием запора. А запор следствием ненасытности и паразитизма. Для того чтобы регулярно есть, нужно регулярно опорожняться – такое примерно наблюдение.

Заключение

Итак, если тяга к богатству вытесняется в бессознательное (силой действия прививки Моисея, например) то дополнительный заряд приобретает противоположная полярность – Обет бедности. Тогда можно говорить о расщеплении самостного отношения к деньгам:

• Культ «Золотого Тельца» — одержимость обладанием денег, как эквивалентом недополученного признания и любви, «комплекс превосходства» (по А. Адлеру)
• «Обет бедности» — одержимость виной за обладание деньгами, «комплекс неполноценности» (по А. Адлеру)

Самостное, т.е. «цельное» восприятие энергии денежного потока расщепляется, когда появляется отягощение Виной и Страстью, запретами и установками.
Высокий заряд энергопотенциала подобного раскола может оказаться бесценным ресурсом, но не для того чтобы нажить материальные или духовные блага. Обладание значительными средствами – есть всегда эскалация (и индикатор!) расщепления.

Содержание большого количества благ – процесс энергозатратный, и имеет очень ограниченную целесообразность. Как правило, является компенсацией дисгармонии взаимодействия со Средой. Эта компенсация может выражаться в недоверии к миру, шизоидной позиции (по Ф.Риману) , гордыне, изгойстве («кащей над златом чахнет») и т.д. — в случае с материальными благами. Или в других крайностях: псевдосвятости, «розовой нирване», жертвенности, депрессивной позиции (по Ф.Риману) сдобренными соответственными вторичными выгодами, в случае с благами духовными. Можно сказать, люди, практикующие эффективные методики «разбогатения» ради «разбогатения» бессознательно стремятся от одной крайности к противоположной (и порой достигают её).

Недостаток (отсутствие), например, денег – процесс также энергозатратный)). И запрос на богатство звучит гораздо чаще (а на богатство материальное ещё чаще), нежели жалобы на избыток. Тогда есть смысл использовать ресурс конфликта, который существует в отношении с деньгами, в интересах взросления на пути к целостности.

Список литературы

  1. «Библия», «Ветхий Завет», «Книга Исход»
  2. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта»
  3. Брокгауз и Эфрон. «Энциклопедия»
  4. Дж.Фрэзер «Золотая ветвь»
  5. Опера Гуно— «Фауст», перевод П. И. Калашникова
  6. Дуглас Рид «Спор о Сионе»
  7. Мельвиль М. «История ордена тамплиеров»
  8. Семира и В.Веташ «Астрология и мифология»
  9. М.-Л. фон Франц «Вечный юноша. Puer aeternus»
  10. С.Б. Перера «Комплеск козла отпущения. Мифологические и психологические аспекты коллективной Тени и вины»
  11. К.Г.Юнг «AION»
  12. Э.Фромм «Иметь или быть»
  13. Овидий «Метаморфозы»
  14. Ф.Перлза в книге «Эго, голод, агрессия»
  15. А.Лоуэн «Депрессия и тело»
  16. А.Адлер «Наука жить»
  17. Ф. Риман «Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *