Золотой телец: что это?

Всесильная власть денег.

Всемогущий Мефистофель, помимо всего прочего является персонажем всемирно известной оперы «Фауст», где ария беса содержит такие слова:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный;
Он царит над всей Вселенной:
Тот кумир — телец златой!
Несложно догадаться, что «телец» в данном случае – метафора, обозначающая деньги, золото. Правда, непонятно, почему деньги принимают образ именно тельца, то есть молодого бычка.
Чтобы понять этот момент, необходимо обратиться к библейским сказаниям.
В то время, как Моисей в уединении на горе Синай общался с Богом, некоторые верующие предали своего вождя. Своим новым идолом они сделали тельца, которого сами же и отлили из чистого золота. Но когда пророк вернулся, вероотступников ждала жестокая кара.
Возникает вопрос: почему люди стали поклоняться именно бычку, пускай даже и золотому? Этому есть свое объяснение: дело в том, что у египтян, бок о бок с которыми в те времена жили израильтяне, было божество – священный бык Апис. Так сложилось, что скотоводческие народы всегда почитали домашних животных, которые олицетворяли либо богов, либо золото. Вспомните хотя бы золотого барана, руно которого было целью аргонавтов. А еще возможно, что фразеологизм «золотой телец» связан с латинским языком, в котором слова «пекуниа» и «пекус», обозначающие соответственно «деньги» и «скот», имеют один корень.

Пример:

«Наука, святая наука, и та пошла в кабалу к золотому тельцу! И вашему царству, царица Раиса, не будет конца» (Мамин-Сибиряк).

На этом полотне все смешалось в диком, буйном танце. Ураган, вихрь, смерч, яркая, яростная магия танца и цвета. Зеленый, синий, желтый, красный, голубой, розовый, белый цвета плавятся под обжигающими лучами солнца. А фигуры танцующих на полотне детей смазаны и расплывчаты. Их невозможно рассмотреть, они едины в танцевальном красочном вращении. Можно говорить даже не о самом танце, а о той кипящей, бурлящей танцевальной энергии, что еще мгновение и выплеснется за рамки полотна. Картина и название носит соответствующее: «Дико танцующие дети». Написана она немецким художником-экспрессионистом Эмилем Нольде в 1909 году.

Эмиль Нольде. «Дико танцующие дети”

В 1910-м году Нольде создает еще одно танцевальное полотно – «Танцы вокруг золотого тельца». Здесь доминирует золотой цвет, а ему аккомпанируют сиреневый, синий, голубой, черный, красный. Они перемешались, слились вместе с безудержным, кричащим танцем полуобнаженных женщин. Четыре женские фигуры извиваются, беснуются, бьются в танцевальном экстазе перед золотым тельцом. Безумные танцы, безумные желания на виду у символа обогащения. Поражают чувство ритма, откровенная пластика и раскаленные краски этого танца.

Картина вдохновлена сюжетом из Ветхого Завета. Она входит в цикл произведений на религиозную тему, однако сам танец несколько вырывается из религиозной тематики своей чувственностью, экспрессией.

Эмиль Нольде. «Танцы вокруг золотого тельца”

Еще одно полотно этого периода – «Танец среди свечей» (1912). Две сиренево-розовые женские фигуры, в юбках, едва прикрывающих бедра, извиваются между стоящими на красном полу подсвечниками со свечами. Желтые основы подсвечников, золотой огонь свечей и две фигуры на красном фоне. Кажется, женщины играют с огнем в жаркую игру, осторожно, чтобы не обжечься, мягко крадутся между языками пламени, радуясь обжигающей близости огня, словно стремясь в его горячие объятия.

Эмиль Нольде. «Танец среди свечей”

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти

История создания Золотого тельца

Образ теленка из чистого золота можно найти в Ветхом Завете, или Торе. Это священная для христиан и иудеев летопись народа Израиля. Золотой телец встречается в рассказе о Моисее. Этот пророк был воспитан египетской принцессой, но не отвернулся от соплеменников, которых египтяне воспринимали только как рабов. Желая спасти свой народ, Моисей повел их на Родину.

Замысел удался и евреям удалось бежать от рабовладельцев египтян. Но путь домой был еще долог. В описании странствия Моисея с его соотечественниками по пустыне есть такой эпизод:

  1. После долгого перехода Моисей поднялся на гору Синай, чтобы помолиться. Там к нему обратился сам Бог. Похвалив за доброе дело, он дал пророку скрижали с заповедями — правилами общежития в человеческом обществе.
  2. Пока лидер отсутствовал, народ взроптал: у них после марш-броска ноги отваливаются, а Моисей в альпинисты подался. Побранив Моисея, люди решили, что нужно что-то менять.
  3. С изобретательностью у бузотеров было слабовато. Единственное, на что их хватило, так это собрать у своих женщин золотые украшения, отлить фигуру телка и предложить устроить языческую вакханалию. Идея нашла поддержку.
  4. Когда Моисей спустился с горы он от возмущения аж скрижали выронил — народ корчился в диких танцах вокруг нелепой скульптуры. Металлическая скотина была отправлена пророком в огонь, а люди вразумлены словом без рукоприкладства. Текст на разбитых скрижалях, слава Богу, прочесть удалось.

Это сказание является аллегорией на подмену настоящих ценностей искусственно созданными фетишами. Оно призывает больше думать, уважать мудрость ближнего и не покупаться на легкие развлечения и сомнительные идеалы.

Смысл фразеологизма

Самой надуманной и фальшивой ценностью в цивилизованном мире являются деньги. Если древние еще имели аргумент относительно того, что из золотой монеты можно грузило для удочки сделать, или зубной протез вставить, то с появлением бумажного варианта они утратили всякую реальную ценность. Тем не менее, оговоренный порядок вещей делает эту меру оценки материальных благ дороже, чем те самые блага.

Золотым тельцом называют финансы. Именно капиталу многие люди поклоняются как идолу. Его воспринимают, не интересуясь историей изобретения денег и их первичным назначением. Точно так же, как изготовленная соплеменниками Моисея статуя, эти бумажки имеют значение только в конкретной социальной ситуации и среде. Рухнуть финансовый рынок и каждая из сильных валют может в любой момент.

Примеры предложений с фразеологизмом

  • К окошечку банковской кассы припадал очередной клиент, чтобы воздать почести златому тельцу.
  • Став рабом золотого тельца, Кирилл все более походил на нищего — поношенная одежда, скудная пища, — он копил деньги!
  • и в стихах:

В чащобе лесной и в морях, скажем строго:

Больше проку от белки, чем теленка златого.

Применяется этот фразеологизм как наименование идола, если речь заходит о людях свихнутых на финансах. Это не нумизматы и не шопоголики, а скупердяи вроде Гобсека. Образ златого тельца носит характер саркастический и является острой социальной сатирой на раболепное отношение человека к собственной выдумке — деньгам. Такое название носит произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова о погоне авантюриста Бендера за скопидомом.

  • Что значит выражение «праведный лот» — значение и происхождение фразеологизма?
  • «Всякой твари по паре» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?

Еще с незапамятных времен люди поклонялись богам, которые были наполовину животными, а наполовину людьми. К примеру, Исида изображалась не только неописуемой красоты женщиной, но и как женщина с головой коровы. Один из богов, выглядевший, как бык — это Молох. Аароном, по просьбе израильтян, заблудившихся в пустыне, был создан золотой телец.

Что означает золотой телец?

Под этим понятием подразумевают не только идола, золотой телец в современном понимании – это власть денег, символ богатства, поклонение и господство материальных ценностей

Примерно с 4000 года по 2000 год до н.э. на земле была эпоха поклонения тельцу. Каждый временной отрезок характеризовался своими культурными ценностями и достижениями. В этот период, большая половина богов, которым поклонялись люди, походила на коров. Эпохе того времени характерен культ денег, золота. Золотой телец — это состояние души человеческой, когда целью ее становится только материальное.

Золотой телец — мифология

Поможет понять, что из себя представляет идол золотой телец легенда. Моисей вывел израильтян из Египта и повел их через пустыню в новую землю. Пока он разговаривал с Господом и получал от него наставления, люди испугались, что с ним произошло несчастье. Они обратились с просьбой к Аарону, чтобы тот создал для них бога, который выведет их из пустыни. Аарон из украшений и золота выплавил золотого тельца. Вокруг этого быка израильтяне устроили пляски и веселье. На что очень разгневался Господь и хотел даже истребить весь народ, но Моисей выпросил прощения и пошел на землю с Иисусом Навином.

Здесь он, рассердившись, на человеческую глупость и дерзость разбил в сердцах скрижали, написанные Богом. Тельца истер в порошок, добавил в воду и заставил выпить израильтян эту воду. Затем встал на воротах и предложил идти с ним дальше тем, кто чтит Господа и верит ему. После того, как осталось несколько человек, решивших поклоняться тельцу, сыны божьи убили отрекшихся от Бога. После Моисей сказал Богу: «они искупили свою вину кровью».

Золотой телец в Библии

Что такое золотой телец из Библии – с приходом христианства, многие идолы отразились в культуре людей уже этого времени. Бык в христианстве — это страшный грех поклонения деньгам, богатствам. Однако, люди расходятся во мнениях на счет символа быка. Этот образ был первообразом живого бога. Это была первая греческая икона. Скорее всего, это было намеком на символ из Библии, ведь в дальнейшем в законах Моисея люди должны приносить в жертву тельца. То есть, выходит, что должны жертвовать деньги.

Золотой телец и Моисей

Вызывает очень много вопросов золотой телец из Библии, точнее, сам его образ. После того, как Моисей сказал людям: «кто Господень подходи ко мне» — подошли практически все, но, остались и те, кто решил поклоняться быку. Затем верные убили неверных. Выходит, что это было своеобразное испытание веры. То есть, смогут ли люди принести материальные ценности в жертву нематериальным, духовным.

Золотой телец — поклонение

В древние времена было очень много богов с нечеловеческим подобием. Одним из таких был Молох – бог удачи, богатства. Однако, чтобы получить его покровительство, следовало вознести ему кровавую дань, которой были детские жертвоприношения. Впоследствии такое идолопоклонство карается по Моисеевым законом смертной казнью. Золотой телец, что это может означать еще — возможно в библейских источниках, это понятие нашло отображение в образе Молоха. Это было символическое отречение от власти языческого бога, который требовал такие кровожадные жертвы от поклоняющихся ему.

Ритуалы с детскими убийствами в честь Молоха были распространены практически на всех территориях, где обитали антисемиты, поэтому, не удивляет, что в средневековье этот бог был причислен к числу демонов. Позже, в Моисеевых законах приносится в жертву бык. Суть жертвоприношений такова, что в жертву приносятся нечистые помыслы, связанные с достижением материальных благ любым способом, отречение от драгоценностей в пользу духовного роста. Так какое же золотой телец значение имеет в наши дни? И по сей день золотой бык — это символ богатства.

Поделиться:

Почему Моисей отдаёт приказ уничтожить около трёх тысяч из сынов Израиля? Подавление бунта, попытка умилостивить Ангела, или история о резне выдумка?

В отсутствие Моисея его брат Аарон поддался требованиям народа, сделав изваяние золотого тельца, которому сыны Израиля стали поклоняться, приносить жертвы:

«Они сделали литого тельца и поклоняются ему, и приносят ему жертвы» (Исх. 32:8).

Иллюстрация Wikipedia: Никола Пуссен. Пляски вокруг золотого тельца

Предполагается, что на изготовление золотого тельца повлияли египетские культы. В Египте символ тельца означал силу и плодородие. Апис — бог плодородия и силы, почитался в образе быка. Он считался быком Осириса. Также почитался как земное воплощение Птаха. Центром культа Аписа был город Мемфис.

Согласно Писанию, Моисей весьма разгневался за грех золотого тельца, посчитав, что народ не достоин божественных откровений:

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32:19).

История звучит убедительно и её можно принять на веру без колебаний, если бы не одно обстоятельство …

Иеровоам (IX век до н. э) – основатель северного царства (Израиль) построил в Тель-Дане точную копию иерусалимского храма, сделал жертвенник, учредил храмовую службу и согласно Библии, установил статую золотого тельца, символизирующего верховное божество Ближнего Востока – Эла:

«Царь сделал двух золотых тельцов, и сказал им: полно вам ходить в Иерусалим, вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (hine eloheiha Israel asher heeluhami-erez Mizraim). И поставил одного в Бейт-Эле (Вефиль), а другого в Дане» (3 Цар. 12:28-29).

Фото Рами Юдовина: Развалины храма, построенного Иеровоамом в Тель-Дане

Развалины альтернативного храма Иеровоама отлично сохранились, они удивительным образом соответствуют библейскому описанию.

Вероятно, существует связь между рассказом о золотом тельце и словами Иеровоама, говорящим те же слова, в той же последовательности, как и нечестивые люди из книги Исход 32:8 — «вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (ele eloheiha Israel asher heeluhami-erezMizraim).

Трудно поверить, что Иеровоам, зная историю о золотом тельце, в точности повторил бы слова грешников, за которые народ Израиля был жестоко наказан. И народ отделившегося израильского северного Царства, который должен был знать историю Исхода, принимает слова Иеровоама.

Попытаемся разобрать несколько вариантов:

  1. Существовала параллельная традиция, связанная с культом тельца. И Иеровоам был последователем именно этой традиции, которая не исчезала со времени исхода из Египта и была широко распространена в израильском Царстве, так как принята народом без особых колебаний и волнений.
  2. Слова народа Израиля: «Вот, Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32:4) были вставлены в текст книги Исход задним числом, во времена Иеровоама, или позднее, чтобы показать аналогию между Иеровоамом и согрешившими сынами Израиля, которые были жестоко наказаны за свой грех.
  3. Иеровоам не говорил этих слов, они были приписаны ему, чтобы показать связь между ним и отступниками, которые, как и Иеровоам, сделали золотого тельца.

Судя по действиям Моисея, телец был сделан из дерева и покрыт золотом:

«Взял тельца, которого они сделали, и сжёг в огне, стёр в пыль, рассыпал по воде, и заставил сынов Израиля пить» (Исх. 32:20).

Ведь нельзя сжечь изделие из золота, но только расплавить, и конечно, не осталось бы пепла, который можно рассыпать.

В Египте было найдено множество статуэток, покрытых тонким слоем золота. Во дворце Тутанхамона даже отдельные части мебели были покрыты золотом.

Моисей демонстративно выполнил следующие действия по уничтожению золотого тельца, дабы сохранилась память об этом преступлении:

  1. Сжёг золотого тельца
  2. Стёр его в пыль.
  3. Рассыпал по воде.
  4. Дал пить сынам Израиля.

Угаритский эпос о богине Анат рассказывает об уничтожении божества Мота. В этом рассказе существует аналогия с действиями Моисея: «И не выдержав скорби, напала Анат на Мота. Схвачен сын богов Мот, мечом поражён, через сито просеян, огнём сожжён, жерновами мельницы измолот. В поле рассеян, плоть его птицы склевали».

«Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение. На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:26- 28).

Книга Исход рассказывает об очень жестоких действиях Моисея. По его приказу было уничтожено три тысячи человек. Сейчас трудно оценить и тем более судить этот поступок. Вполне возможно, что речь идёт о подавлении бунта или восстания, так как говорится:

«Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его» (Исх. 32:26).

Раскол в кочующем по пустыне народе мог привести к его истреблению. Чтобы выжить в мире, окруженном врагами, желающими погибели кочевникам, у которых нет возможности в пустыне строить оборонительные сооружения, требуется железная дисциплина и сплочённость. Поэтому Моисей, чтобы подавить бунт и не допустить раскола, и ещё хуже — братоубийственной войны, отдаёт жестокий приказ. И тогда становится понятно, почему он помиловал Аарона, так как последний не был в числе бунтарей, но исполнял роль священника, и то не по своей воле, а под нажимом бунтовщиков. Конечно, родство с Моисеем также могло сыграть определённую роль.

Но вполне возможно, Моисей принёс этих людей в своеобразную жертву, так как боялся реакции божества, Ангела, присутствующего в стане:

Моисей посчитал, что для сохранения всего народа лучше самому устроить резню, но воспрепятствовать мечу карающего Ангела. И заботился он о благе народа до такой степени, что посмел дерзко говорить с Богом, и даже поставил перед Ним условие:

«На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:27- 28).

В 9-ой главе книги Второзаконие, Моисей рассказывает обо всём, что произошло при горе Хориф: о грехе народа за изготовление золотого тельца, о своём прошении перед Богом за народ и Аарона, но не упоминает о приказе уничтожить отступников. Вполне возможно, Моисей хотел показать себя перед народом в лучшем свете и остаться в народной памяти как благодетель, но не каратель, или всё-таки не был уверен в правильности своего решения.

А если предположить, что не было никакой резни и она приписана Моисею напрасно. Не случайно, люди, якобы учинившие карательную операцию, – это левиты:

«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32:26).

Левиты были служителями Господа в Иерусалимском храме, но отказались служить при святилище, построенном Иеровоамом, который отколол Израиль от Иудеи и учредил культ золотого тельца:

«И построил он святилище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных» (3 Цар. 12:31).

Фото Рами Юдовина: Платформа для жертвенника из храма в Тель-Дане

Вполне возможно, история о резне, учинённой сынами Левииными, была составлена позднее и пущена в массы именно Левитами (яростными противниками идолопоклоннического культа золотого тельца) для того, чтобы отделить израильтян от иудеев:

«И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал : не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28).

Может быть, левиты призывали к войне против Иеровоама и чуждого культа золотого тельца, ссылаясь на приказ великого Моисея, якобы отданный им в аналогичной ситуации. Возможно, и сам приказ Моисея был придуман левитами в идеологических целях, а впоследствии стал преподноситься как факт, и вошёл в книгу Исход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *