Зосима и савватий

Память подвижников русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь празднует 21 августа (8 августа ст. ст.). Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, а в ХIХ веке в Центральной России еще и как покровители пчеловодства.

Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также тексты их Жития и создававшиеся позже повествования об их посмертных чудесах, приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря (1657–1676 гг.) особую популярность, которая сохраняется затем в течение всего последующего времени.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам. Однако и здесь он слышал много похвал в свой адрес. Поэтому узнав, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой, никем не заселенный остров, Савватий покинул Валаам. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Согласно житию, оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места нахождения современного монастыря, близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1,5 км от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Подвижники прожили вместе несколько лет, после чего Герман покинул обитель.

Искушение отшельников дьяволом. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Через 2 года после его отъезда Савватий отправился в Выг, где причастился у игумена Нафанаила и почил. Это произошло 27 сентября 1435 года. В свою очередь преподобный Зосима родился в селе Толвуя, тогда Новгородской республики, на берегу Онежского озера. С преподобным Германом Зосима встретился, ища уединения, в устье реки Сумы. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам, куда прибыли в 1436 году и построили себе бревенчатую келью.

Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. № 71. Л. 28 об.)

С помощью учеников, которые стали стекаться к Зосиме, был построен первый храм Преображения. Всего вокруг Зосимы собралось 22 брата. Они занимались варкой соли и ловлей рыбы. Зосима стал третьим игуменом монастыря, его утвердил архиепископ Иона (с 1458 года — архиепископ Новгородский и Псковский). Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года.

Икона Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1-я пол. ХVII в. Церковно-археологический кабинет МДА

Почитание и прославление преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

История почитания Савватия началась сразу же после его кончины, а Зосимы — по прошествии небольшого времени. Особенно широко распространилось почитание преподобных Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. В частности к их помощи прибегали во время бедствий на море. Кроме того к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Повествования о чудесах святых содержатся в их Житиях. Отметим, что по имеющимся свидетельствам почитание преподобного Зосимы укоренилось глубже, в отличие от почитания преподобного Савватия.

Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту). Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Вторая половина XVII в. Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск

После вступления в 1542 году на митрополичью кафедру святителя Макария, прежде всего почитание соловецких чудотворцев распространилось в столице при дворе великого князя Иоанна IV Васильевича. Собор, прошедший 1–2 февраля 1547 года в Москве, стал следующим этапом канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. Была установлена дата поминания «новых святых» — 17 апреля. Отметим, по всем данным на сегодняшний день 17 апреля считается днем почитания только преподобного Зосимы. Общим днем почитания преподобных Зосимы и Савватия считается 21 августа в честь перенесения мощей святых 8 (21) августа 1566 года.

Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 8:

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.

Библиотека Русской веры
Канон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →

Читать онлайн

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Иконы

В истории развития иконографии преподобных Зосимы и Савватия необходимо отметить, что их образы тесно связаны. В частности, на Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. Кроме того в самом монастыре хранилось несколько реликвий преподобных. Среди них четырехконечный келейный крест преподобного Савватия из белого камня, каменный колокол «строения» преподобного Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель.

В Житии Зосимы и Саваатия одно из чудес свидетельствует о почитании, вскоре после кончины святых, их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах. К XX веку каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа — изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием, 1538–1549. Государственный исторический музей, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием в 16 клеймах, XVI век. Ярославский художественный музей, ЯрославльБогоматерь Боголюбская с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких, 1545 год. Успенский cобор Московского Кремля, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский, вторая половина XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVII — начало XVIII вв. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПечерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва

Кроме того, образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, который сложился в ХVII веке. Святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху — панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трехшатровой звонницей.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, ЯрославльСвятые Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Около середины XVIII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Также у старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ — «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием».

Деисус Соловецкий, с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими, начало XVIII века

Старообрядцы же Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий: икон, складней, образков.

Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Музей им. Андрея Рублева
XVIII в.

Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святителя Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.

Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»

Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад

Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.

Необходимо отметить, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных. В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию.

Библиография:

  1. Соборы ру. Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru
  2. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru
  3. Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru

Марина Малафеева

Савватий, Зосима и Герман Соловецкие XIV – XV вв.

Дни памяти: 27 сентября, 17 апреля, 30 июля и для всех 8 августа

….Страшные вьюги, лютые морозы, злые конвоиры, скудное питание, а страшнее всего холод, парализующий тело и душу… Страдальцы бедные в ледяном монастырском соборе, в три погибели свернувшиеся на нарах, уже дошли до последнего предсмертного отчаяния, и сил уже нет ни на злобу, ни на любовь…вот тогда являлись им Святые старцы, которые жили в этих местах 500 лет назад.

Это Савватий, Зосима и Герман — преподобные соловецкие святые. Именно эти отцы были первыми жителями необитаемого Соловецкого острова. Именно они являются основателями Соловецкого монастыря, который простоял 5 веков, а потом был разграблен и сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений лагеря в системе ГУЛАГ. Эти святые переживали свои страдания в 15 веке.. Им знакомо чувство отчаяния…Благодаря им на необжитом Соловецком острове появились келии, церковь, а потом монастырь, ставший настоящей жемчужиной духовной жизни русского Севера.

Всеславный Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь является одной из святынь Вселенского православия. Северная обитель – истинное царство монахов – с пятнадцатого века освещалось духовными подвигами иноков.

Первыми на остров прибыли монахи Савватий и Герман. Это случилось летом 1429 года. Савватий, умудренный инок из Валаамской обители, был уже стар. В юношестве он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь принесли ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий решил уйти на Валаам. Но и там его сердце и душа не обрели покоя. Однажды от странствующих монахов и рыбаков Савватий узнал о пустынных островах, находившихся на севере в двух днях плавания от берега Белого моря. Рыбаки и охотники на морского зверя лишь ненадолго заходили в бухточки тех островов. Языческие племена оставили там свои древние лабиринты, но не пытались основаться на Соловках. Для постоянного жительства та земля была скудна. И все же преподобный вместе со своим юным учеником Германом решил отправиться туда.Подвижники взяли лодку, доплыли до острова и высадились на берегу. Они поселились на Большом Соловецком острове около Секирной горы, где сначала водрузили крест, а потом уже озаботились крышей над головой.

Герман – ученик преподобного Савватия – был родом из города Тотьма. Монах отличался богатырской силой, и добрым нравом. Ранее он уже посещал Соловки вместе с рыбаками. Именно он привел старика Савватия к той горе и озеру, где была особенно чистая вода. Неутомимый Герман рубил келейку, а пока работал, преподобный Савватий неустанно читал ему вслух Псалтырь.
Долго Савватий с Германом предавались подвигам пустынничества. Молились, читали богословские книги, дни и месяцы проводили в безмолвии. Опытный Савватий учил науке монашества некнижного Германа, который не умел читать.

Хорошо монаху на Соловках! На десятки верст — море кругом. Ни жилья человеческого, ни шума, ни толп, ни соблазнов, происходящих от неспокойной жизни. Один лишь ветер играет верхушками деревьев, да море рокочет в отдалении… Там не растет хлеб, но зато можно ловить рыбу, искать коренья и ягоды, вволю набирать грибов, вываривать соль. А если потребуется мука, то на лодочке поплывешь к Большой земле и там меняешь на свои припасы… И так день за днём, в тихих молитвах, посте и смирении.

Через шесть лет после начала жития на Соловках преподобный Савватий отошел в вечность. Это случилось 27 сентября 1435 года на материке, куда преподобный отправился, предчувствуя свою скорую смерть. Герман остался в одиночестве.

Только через год к нему присоединился новый монах – Зосима. Этот инок был молод. Он происходил из Новгородской земли, где жил близ Онежского озера в селе Толвуе. С юных лет воспитывался в благочестии, и после смерти родителей, Гавриила и Варвары, раздав имущество, принял постриг. В поисках уединенного места Зосима отправился на побережье Белого моря. Там, в устье реки Сумы он и повстречался с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном морском острове. Зосима, услышав рассказы о мире, покое и тишине, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места.

Нравом Зосима отличался от Германа и Савватия. Если первопроходцы жаждали идти по пути христианских отшельников, ни о чем другом не помышляя, то Зосима же стразу увидел, насколько хорошо приспособлены Соловки для житья монахов. Он решил привести сюда больше иноков, желая устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.

Иноки на Соловках всегда трудились много: то как плотники, то как рыболовы, то как дровосеки. Скоро они привыкали к обилию тяжелой работы и перестали тяготиться ею. Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором. Жили они далеко – келии были построены в полуверсте друг от друга. Однажды Герман отправился на материк и там задержался. Зосима же, в ожидании брата, сам срубил бревенчатую церковь в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая, а потом пристроил к ней трапезную. Место строительства церкви он увидел во сне, и было оно расположено в двух вёрстах от келии, где жил преподобный Зосима.

Проведя всю зиму в одиночестве, монах претерпел много искушений. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два путника оставили ему запас хлеба, муки и масла. Через год вернулся Герман. Он привез с собой большую лодку, сети и с ним был рыбак, который позже стал монахом Марком. Когда решился вопрос с питанием, а рыбы теперь хватило бы на большую братию, на остров прибыли новые монахи. Обитель расширялась. Одно плохо – на островах всегда было холодно, голодно, хлеба монахи иной раз месяцами не видели на своем столе. Настоятели там не задерживались. Кого ни присылал архиепископ Новгородский, все впустую. Сбегали с Соловков – не выдерживали скудной строгой жизни. Собралась тогда братия и решила: «Надо избрать во игумены кого-то из своих. Мы-то ко всему привычные, нам-то тяготы — в радость». Кого же избрать? Герман умом прост, не книжен. Чтят его братья-монахи, но в настоятели он не годится. Поэтому выбрали Зосиму.

Когда владыка Новгородский утвердил его на игуменстве, по Новгороду пошел слух о монастыре, живущем праведно, но очень бедно. Говорили, что иноки оставили всякое удобство, живут, как звери дикие в чащобе, на краю мира, посреди холодного моря. Как не помочь им? Добрые люди Новгорода собрали Зосиме денег, одежды и подготовили большие запасы еды.

По возвращению на остров, преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В монастыре не забыли первоначальника этих мест – преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря в 1465 году иноки перенесли мощи преподобного Савватия на место последних его подвигов. Они были положены в землю за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В те годы пришлось монахам столкнуться с несправедливостью. Дело в том, что монастырь терпел притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный Зосима вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По его совету Зосима обошел дома бояр и просил их не разорять обитель. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая сначала приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом одумалась, раскаялась. Когда боярыня, которую ещё звали Марфой-посадницей, пригласила игумена Соловецкого монастыря на обед, случилось пророческое чудо. Во время застолья Зосима вдруг увидел, что шесть самых знатных бояр сидят за столами без голов. Преподобный поведал о видении своему ученику Даниилу, предсказав несчастным правителям Новгорода скорую смерть. Так и произошло. В 1478 году великий князь московский Иоанн Третий ополчился на строптивый Новгород. После взятия города царь казнил тех бояр.

Текли годы. Жизнь в обители шла своим чередом. И вот однажды, подобно Савватию, игумен Зосима тоже почувствовал приближение своей смерти. Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором и был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня, а его мощи совместно с мощами преподобного Савватия были перенесены в освященный в их честь Преображенский собор.

Преподобный Зосима скончался в 1478 году, а Герман прожил на год дольше. Новый игумен Соловецкого монастыря направил преподобного в Новгород по делам. Там Герман и скончался в монастыре Антония Римлянина. Тело его хотели вернуть на Соловки, но из-за весенней распутицы оно было захоронено у часовни на берегу реки Свирь. В 1484 году при игумене Исаии мощи Германа были перенесены в Соловецкий монастырь. Их поместили с правой стороны алтаря Никольского храма обители, рядом с мощами преподобного Савватия.

Судьба обители, основанной патриархами, довольно необычна. Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов. Савватий, Зосима и Герман были канонизированы как преподобные.

С 16 и до начала 20 века на территории монастыря расположилась политическая и церковная тюрьма. Со времён Иоанна Грозного до 1883 года через эту тюрьму прошло около пятисот узников. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь все равно продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви.

В 1920 году монастырь закрыла советская власть. Все ценности и большие запасы продовольствия были реквизированы. На территории монастыря располагался лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. Затем он был преобразован в тюрьму особого назначения, где содержались представители духовенства, офицеры белого движения и интеллигенция.

После закрытия монастыря в 1925 году мощи преподобных Германа, Зосимы и Савватия были вскрыты, и до некоторое время оставались в местном антирелигиозном музее, а потом были вывезены на материк и переданы на хранение в ленинградский Музей истории религии и атеизма. Со временем черное облако слепого неверия развеялось над русской землей. Духовность и здравый смысл победили политические утопии, и русский народ снова стал думать о своей бессмертной душе.

25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря, вдохнув в северную обитель второе дыхание. Во время визита на Соловки патриарха Алексия II мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких были перевезены в обитель. И отныне они покоятся в Свято-Троицком соборе монастыря.

Преподобный Зосима издавна является покровителем пчеловодства и хранителем пчел, ему усвоено даже именование «пчельник”. К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.

Соловецкий монастырь находится всего в 165-и километрах от Северного полярного круга. Подобно сказочному Китеж-граду он восстает из холодных вод Белого моря. Но как бы ни была далека от нас эта обитель, струящийся оттуда Святой Дух проникает в души всех русских людей.

Дело преподобных Савватия, Зосимы и Германа, великих светильников русского Севера, основателей иноческого общежития на Соловецком острове, победило всё: царские и советские тюрьмы, лагеря, войны, разрушения. И мы в который раз убеждаемся, что все людское бренно, только Вера вечна… Не забывайте об этом… Только Вера вечна…

Молитва Соловецким Святым:

О, преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, яко обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплемеников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, изъимите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Краткое житие преподобного Савватия, начальника пустыни Соловецкого монастыря, чудотворца.

празднование совершается 8/21 августа и 27 сентября/10 отября

Преподобный Савватий Соловецкий (+27 сентября 1435) продолжил лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные преподобным Сергием Радонежским. Сначала преподобный подвизался в Кирилло-Белоезерском монастыре, где принял иноческий постриг, позднее — в Валаамском монастыре. Затем, узнав о необитаемом Соловецком острове в студеном Белом море, он решил продолжить свои подвиги в уединении и безмолвии.

В 1429 году преподобный Савватий прибыл на суровый Соловецкий остров вместе с преподобным Германом (память 30 июля и 8 августа), который отважился разделить с Савватием его трудный подвиг. Отшельники, водрузив крест и поставив келлии в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству «во отоцех Соловецких». Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с твердостию и постоянством.

Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. После двухдневного плавания в небольшой лодке он прибыл на Карельский берег Белого моря, к устью реки Выг, близ селения Сороки (ныне — город Беломорск). Здесь преподобный Савватий встретил игумена Нафанаила, пришедшего посетить православных христиан. По просьбе преподобного игумен Нафанаил принял его исповедь и преподал ему Святые Таины.

В это время к берегу пристал плывший со своим товаром новгородский купец Иоанн. Получив от святого старца Савватия наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и опечалился, когда услышал отказ. Желая утешить купца, старец сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра — увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно на море поднялась буря, и Иоанн вынужден был остаться. Утром, войдя в келлию преподобного для благословения, он увидел, что старец уже преставился ко Господу. Блаженная кончина преподобного Савватия последовала 27 сентября 1435 года. Иоанн вместе с игуменом Нафанаилом погребли честное тело преподобного рядом с находившейся там часовней.

Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима (память 17 апреля и 8 августа), возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность.

В 1465 году преподобный Зосима (к тому времени уже 13 лет бывший игуменом монастыря) совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной), и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу и взывая к благодатной помощи и заступлению за обитель преподобного Савватия. Преждеупомянутый новгородский купец Иоанн, бывший при погребении Савватия и впоследствии испытавший с братом своим Феодором силу помощи сего чудотворца в морском бедственном плавании, принес в дар Соловецкому монастырю первонаписанную икону преподобного, которая и поставлена была над цельбоносным его гробом.

Прославление преподобного Савватия, также как и преподобного Зосимы, состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском (память 30 декабря), с единым днем их памяти 17 апреля (день преставления преподобного Зосимы). Впоследствии было установлено отдельное празднование преподобному Савватию в день его преставления — 27 сентября.

8 августа 1566 года состоялось перенесение мощей обоих преподобных в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. Здесь они и почивали до самого закрытия монастыря в 1920 году, здесь припадало к ним множество православного народа, и здесь совершались чудеса, по вере прибегавших к молитвенному их заступлению. 8 августа стали совершать совместную память преподобных Зосимы и Савватия.

После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения мощи святых Зосимы, Савватия и Германа были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей всех трех Соловецких первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь. Теперь 8 августа стало днем празднования также и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Место же, где первые Соловецкие подвижники Савватий и Герман поставили в 1429 году поклонный крест и где совершались первые на Соловках молитвенные подвиги, впоследствии получило название Савватиево. По прошествии веков здесь образовался скит с храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман — одни из наиболее известных и почитаемых святых в Русской Православной Церкви. К их молитвенной помощи прибегают во всяких недугах, заботах, нуждах и особенно во время морских плаваний.

Состав клейм: 1. Моление преподобного Савватия перед уходом из Валаамского мона­стыря; 2. Встреча Савватия и Германа на реке Выг; 3. Святые плывут на Соловецкий ост­ров; 4. Ангелы секут жену рыбака, хотевшего помешать основанию монастыря; 5. Преподоб­ный Савватий встречает игумена Нафанаила на реке Выг; 6. Игумен Нафанаил исповедует и причащает Савватия; 7. Поучение Савватия торговцу Иоанну; 8. Погребение преподобного Савватия на реке Выг; 9. Рождение Зосимы; 10. Приведение Зосимы во учение; 11. Постри­жение в монахи; 12. Преподобный Зосима раздает свое имущество бедным после смерти родителей; 13. Преподобный Герман рассказывает Зосиме о святом Савватий; 14. Водру­жение креста на Соловецком острове; 15. Видение преподобному Зосиме храма; 16. Моле­ние преподобного Зосимы; 17. Моление Зосимы и Германа; 18. Зосима и Герман рубят лес; 19. Зосима и Герман пашут землю; 20. Искушение преподобного Зосимы; 21.Ангелы при­носят пищу преподобному; 22. Строительство монастыря; 23. Варка соли; 24. Собирание братии; 25. Братия просит Зосиму принять сан игумена; 26. Благословение преподобного Зосимы на игуменство; 27. Поставленис святого Зосимы в игумены; 28. Встреча игумена Зосимы в монастыре; 29. Служба преподобного Зосимы и чудо о просфоре; 30. Святой Зо-сима благословляет постройку собора Преображения Господня; ангелы помогают строитель­ству; 31. Зосима перевозит мощи преподобного Савватия в монастырь; 32. Зосима получает благословение на земли на Соловецком острове; 33. Преставление преподобного Зосимы; 34. Погребение; 35. Явление преподобного Зосимы старцу Даниилу; 36. Поставление гроб­ницы над могилой игумена; 37. Видение старца Тарасия; 38. Спасение старца Тарасия от по­топа (согласно тексту жития’, чудо произошло со старцем Митрофаном); 39—40. Преподоб­ные Зосима и Савватий спасают двух промышленников от замерзания на острове Шужмое; 41. Преподобные избавляют старца Савватия от потопления и ледового плена; 42. Чудо свя­того Зосимы, избавившего Марию, жену Анисима, от беснования; 43. Исцеление самого Анисима; 44. Воскрешение некой жены; 45. Явление преподобных монаху Василию, украв­шему монастырское имущество; 46. Преподобные спасают Федора Парфеева от потопле­ния; 47. Избавление от бесов Никона; 48. Принятие схимы перед смертью старцем Елисеем; 49. Избавление от бесов чернеца Викентия; 50. Исцеление слепого Иоанна; 51. Исцеление отрока Матфея; 52. Исцеление отрока Василия; 53. Чудо о сыне Андроника; 54. Явление пре­подобного Зосимы старцу Герасиму; 55. Явление преподобного Зосимы во время литургии в храме; 56. Спасение отца с сыном на Куть-озере.

Как это часто бывало с житиями святых, первоначальные записи о жизни соловецких чудо­творцев были сделаны вскоре после их смерти. Участник событий преподобный Герман Со­ловецкий, «от простых человекъ, не учився Божественному Писанию»2, продиктовал иноку Доси-фею, ученику преподобного Зосимы и будущему игумену, рассказы о начале монастырской жизни на острове и чудесах, ее сопровождавших. Эти записи к концу XV в. были утрачены, но их со­держание, без сомнения, хранилось в памяти игумена Досифея и вошло в состав жития Зосимы и Савватия, составленного им по благословению архиепископа Новгородского Геннадия, бывшего в молодости учеником преподобного Савватия. В 1505 г. сочинение по просьбе Досифея было пе­реработано и дополнено писателем и публицистом, бывшим киевским митрополитом Спиридо-ном-Саввой, находившимся в заточении в Ферапонтовом монастыре. Спиридон, по мнению соло­вецкого игумена, «.. -бе муж мудръ, измлада извыче и добре умея Божественая Писаниа — Новая и Ветхая». Игумен Досифей продолжал еще несколько лет записывать чудеса, а один из знамени­тейших древнерусских книжников, ученик преподобного Нила Сорского, игумен Кирилло-Бсло-зерского монастыря Гурий Тушин стал литературным редактором этих текстов3. Позднее записи вели его преемники Исайя и Вассиан.

Исследователи выделяют несколько редакций жития Зосимы и Савватия, сохранившегося
в огромном числе списков XVI—XVIII вв.4 Одно из предисловий к житию соловецких подвижни­
ков приписывается знаменитому ватопедскому монаху и просветителю преподобному Максиму
Греку; предполагается, что в работе над житием принимал участие святитель Филипп (Колычев)
в бытность свою игуменом Соловецкого монастыря. Житие вошло в состав Миней Четьих, созда­
ваемых под руководством святителя Макария, архиепископа Новгородского5. Вряд ли в русской
житийной литературе можно найти еще один памятник, в создании которого принимало участие
столько канонизированных святых и выдающихся деятелей Русской церкви.

Почитание преподобного Савватия началось вскоре после смерти и первоначально было свя­зано с местом его погребения у часовни на Выге. Что касается преподобного Зосимы, то, согласно житию, на девятый день умерший игумен явился старцу Даниилу и сообщил, что его миновали «бесовские мытарства» и Господь причислил его к лику святых. Уже через три года ученики воз­вели над его гробницей часовню. В XVI в. возникла, а затем и возобладала тенденция к установ­лению общей памяти соловецким святым. Архиепископ Новгородский Макарий благословил со­ставление службы соловецким святым, а с его поставлением на Московскую кафедру почитание святой двоицы становится и московским культом6. В 1547 г. Собором было установлено общерус­ское празднование «новым чудотворцам».

Сохранившиеся образы соловецких святых многочисленны и разнообразны по иконографии, среди них — три иконы с житием Зосимы и Савватия, происходящие из Соловецкого монастыря и датируемые XVI в. Одна из них — публикуемая икона; ее отличают и самый пространный жи­тийный цикл, и уникальные иконографические особенности.

В среднике иконы представлены преподобные Зосима и Савватий, стоящие на Соловецком острове, изображенном в виде пустынной земной тверди, окруженной со всех сторон водой и «про­резанной» несколькими озерами. В левой руке Зосимы — свиток с текстом духовного завещания: «Не скорбите // братие но п // осему разу // меите аще // оугодна ее п // ред Б гомъ дел // а наша то // оумножи». Святые изображены в молении Троице Новозаветной, иначе называемой «Сопрестолие»7, помещенной в небесном сегменте вверху в центре средника. В райских обителях на общем седалище, перед которым помещен округлый покровенный престол (Этимасия) с кре­стом и Евангелием, восседают Господь Саваоф в виде старца и, одесную от Него, Иисус Христос в городчатом венце и царских одеяниях. В медальоне над ними — Святой Дух в виде голубя. Иисус Христос раскрывает на груди хитон, указывая на пронзенное реброн, Бог Отец благословляет Сына. По сторонам — открытые врата, знаменующие, что Своей смертью Христос отверз двери рая для человека. На створках врат — символы евангелистов, в навершиях — серафимы. В основе сюжета лежит завершающий стих тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли, неописанный», ко­торый напоминает о древнем обетовании — «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).

Красный цвет Престола Уготованного, царское облачение и раны Спасителя напоминают о свершившемся искуплении — центральном событии Домостроительства Божиего — и о прибли­жающемся Втором пришествии и Страшном Суде. Соловецкие чудотворцы, «необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православного отечества…», показаны предстоя­щими престолу Пресвятой Троицы, молящими о милости Божией в день Страшного Суда и дерз­новенно ходатайствующими за христиан.

В основу житийного цикла преподобных была положена первоначальная редакция жития Зо­симы и Савватия, созданная Спиридоном-Саввой. Цикл делится на три части: 8 клейм посвящены преподобному Савватию, 26 — истории Зосимы и устроению монастыря, остальные клейма — по­смертные чудеса Зосимы и Савватия. Согласно житию, преподобный Савватий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где был учеником преподобного Кирилла, прожил там мно­гие годы, «любимъ же бе и славим от всех тамо пребывающих инокъ и от самого игумена обители тоя» (л. 4об.)*. Со временем, стремясь к более строгой иноческой жизни и желая уйти от «суетной славы», Савватий отправляется на Валаам, где в Преображенском монастыре, известном строгим уставом, проводит еще немало лет в полном послушании и трудах иноческих. На Валааме услы­шал преподобный Савватий о необитаемом чудо-острове, который «древесы разными цветяше», «ягодичия много разны» наполнен и богат рыбой. Желая безмолвовать, он, помолившись, ушел на Соловки: «утаився от всехъ, нощию изыде из манастыря. Исторжеся яко птица от пругла, яко серна от тенета» (клеймо 1). Недалеко от берегов Белого моря, на одном из рукавов реки Выг, Сав­ватий встретил инока Германа, жившего при часовне (клеймо 2). Подготовив карбас и припасы, они отправились на Соловецкий остров (клеймо 3), где поставили крест и устроили себе жилище. Согласно Соловецкому летописцу начала XVIII в., это произошло в 1437/1438 г. Вскоре Господь указал старцам предназначение Соловков: семья рыбаков была выдворена ангелами с острова, так как «… благоволи Богъ на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему» (клеймо 4). Несколько лет прожили иноки на острове в полном уединении, а потом преподобный Герман от­плыл на Онегу за припасами. Савватий, зная о приближении смерти, добрался на утлой лодке до материка и в часовне на реке Выг встретил отца Нафанаила, исповедовавшего и причастив­шего его (клеймо 5—6). В последний день к нему пришел новгородский купец Иоанн. Савватий стал учить его добродетели и спас от потопления, так как отговорил плыть по морю, на котором позднее разыгралась страшная буря (клеймо 7). Утром следующего дня Савватий отошел ко Гос­поду. Отец Нафанаил и купец Иоанн отпели и погребли преподобного около часовни (клеймо 8).

Инок Зосима появился на острове через год после смерти старца. Сведений о жизни этого свя­того сохранилось значительно больше. Рождение Зосимы и приведение во учение представлены согласно традициям житийных икон русских святых (клейма 9, 10). Далее (в клеймах 11 и 12) — пострижение Зосимы в иноки и раздача нищим и убогим имущества после смерти его родителей. В поисках уединения Зосима поселяется в пустынном месте, где и происходит его встреча с пре­подобным Германом, рассказавшим о святом Савватий и Соловецком острове (клеймо 13).

С клейма 14 начинается история Соловецкой обители: выбор Зосимой и Германом места для поселения и установка креста на месте будущего монастыря, пророческое видение Зосиме великого храма в сиянии «на воздусех», моление преподобного перед началом строительства (клейма 14—16). В клеймах 17—19 представлены совместная молитва старцев перед образом Спаса Нерукотворного, рубка леса и обработка земли. Оставшись зимой один, Зосима много претерпел от врага рода чело­веческого (клеймо 20), испытал голод, от которого его спас Божий промысел (клеймо 21). Весной вернулся Герман с неким Марком, который стал первым учеником преподобных; началось строи­тельство монастыря (клеймо 22), варка соли (клеймо 23). Именно последнее занятие давало воз­можность устроителям обители торговать дорогим товаром. Иконописец изобразил колодец с жу­равлем, желоб, по которому стекает соляной раствор, и варницу с котлом.

Постепенно собиралась братия и устраивался монастырь: Зосима поставил храм Преобра­жения и ввел общежитие, со временем иноки попросили его принять на себя игуменский сан (клейма 24, 25)10. Новгородский архиепископ Иона (1459—1470) вызвал к себе преподобного Зо-симу, убедив в необходимости принятия сана, рукоположил его в иеромонахи и поставил игуме­ном, после чего старец вернулся на Соловки (клейма 26—28). Первая служба святого сопровожда­лась знамением (клеймо 29) и чудом о просфоре — о нем напоминает блюдо с просфорками в руках Зосимы. Согласно житию, потерянная купцами просфора полыхала пламенем, когда ее пытался схватить пес.

Увеличение братии потребовало строительства нового деревянного храма — Преображения Господня, в возведении которого помогали ангелы (клеймо 30). Преподобный Зосима с братией перевезли на Соловки нетленные мощи Савватия, обретенные на месте захоронения у часовни на Выге (клеймо 31), и положили за алтарем церкви Успения Богородицы. В житии повествуется о том, что купец Иоанн, которому Савватий давал наставления перед смертью, заказал первую икону святого, и она была помещена у гроба основателя соловецкой обители.

В Великом Новгороде, куда Зосима отправился отстаивать права на Соловецкие острова, ар­хиепископ Феофил помог тому, чтобы бояре вняли просьбам Зосимы и защитили владения мона­стыря, выдав соответствующую грамоту с восемью свинцовыми печатями, которые иконописец изобразил на свитке в руках у игумена (клеймо 32). С тех пор никто не мог притязать на владение Соловецкими островами, а также охотиться или ловить рыбу, не заплатив монастырю десятину. Фоном клейма 32 служит огромный пятиглавый собор — София Новгородская11.

Преставление и погребение преподобного Зосимы, устройство над его могилой часовни пред­ставлены в клеймах 33—34. Перед смертью святой старец назначил себе преемника — старца Ар­сения — и дал наставление братии «.. .твердо уставъ кеновш… соблюдати». Согласно житию, гроб и могилу игумен Зосима приготовил себе сам. Через год над его могилой возвели гробницу, к ко­торой братия приходила молиться (клеймо 36). В клейме 35 повествуется о первом посмертном чуде святого Зосимы: его явлении старцу Даниилу и сообщении о том, что он причтен Господом к лику преподобных.

Далее помещены чудеса преподобных Зосимы и Савватия, в которых они помогают плыву­щим и тонущим (недаром их называли «морскими чудотворцами»), болящим и одержимым (пре­подобным посвящено множество больничных храмов), воскрешают усопших, вразумляют осту­пившихся (клеймо 45). Особенно выразительны клейма 39—40 с чудом о спасении потерпевших крушение промышленников, которые замерзали на острове Шужмое1г. Они были спасены ино­ками монастыря, а от гибели во льдах Белого моря их избавили соловецкие чудотворцы.

Многообразная помощь преподобных Зосимы и Савватия страждущим обусловила исключи­тельную популярность этих святых не только в северных русских землях (прежде всего в Поморье), но и по всей России.

Первым исследователем публикуемого образа соловецких чудотворцев стала Е.С. Овчинникова, датировавшая икону 50—60-ми годами XVI в., т.е. временем строительства каменного собора свя­тителем Филиппом, и отнесшая ее к новгородской школе. Л.А. Щенникова высказала мнение, что датировать этот памятник можно не ранее чем серединой XVI в., а новгородская атрибуция тре­бует дополнительного подтверждения. И.А. Хотеенкова предложила на основании описания иконы в описи 1549 г. (размер, иконография, наличие «Троицы») считать временем создания 1538—549 гг., т.е. после пожара 1538 г., но до составления описи 1549 г., в которой похожая икона упомянута (кстати, между ними все-таки есть небольшое, но важное различие13), и отнесла памятник к нов­городской традиции. Но художественный стиль этого выдающегося произведения говорит о зна­чительно более позднем, чем 1540-е гг., времени создания, что вскользь отмечалось Г.В. Поповым14. Если икона чудотворцев, упомянутая в описи 1570 г., и есть публикуемый памятник, что нельзя ис­ключить, что его стилистика — это раннее проявление стиля, который сформируется в отчетливом виде ближе к концу столетия. Колорит иконы — высветленный, с обилием охр и коричневого цвета, с приглушенным красным и зеленым — отличается от яркой, построенной на противопоставлении дополнительных цветов (открытых зеленого и красного) новгородской палитры, плоскостность изображения также не входит в характерные приемы новгородцев вплоть до конца XVI в.

Икона соловецких чудотворцев обнаруживает безусловное сходство с образами, созданными в конце XVI в. для соловецкого храма Благовещения каргопольскими мастерами15. Это не только стилистическая близость, проявляющаяся в уплощении пространства, увеличении роли орнамента и линейного начала вообще, в колористических принципах, но и буквальное «цитирование» очень своеобразного рисунка горок, приемов моделировки одеяний, типов ликов с характерными корот­кими носами, глубоко посаженными глазами и бровями вразлет. Возможно, икона была создана талантливым иконописцем из Каргополя — города, который во второй половине XVI в. был значи­тельным культурным центром, находящимся под влиянием как новгородской, так и ростовской иконописной традиции, а именно эти две линии прослеживаются в художественном строе иконы.

О святых покровителях русского пчеловодства

У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.

Вот и пчельник деда Клима:

Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима

Над калиткой образок…

(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.

В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).

О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV—XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559г. (№241) записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича …Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филипп з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год… по двести пуд меду… и воску» …Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня (В.В. Скопин, 1991г.).

Хотя Е. Каратыгин (1898) пишет, что преподобные Зосима и Савватий «учили вести пчеловодство на дальнем севере, в Соловецком монастыре», сведений об этом нет. Да и вряд ли это было возможно в период освоения незаселенных Соловецких островов, которые использовались до этого лишь местными рыбаками как временная перевалочная база. Основным богатством Соловецкого монастыря с момента его создания и на протяжении всего времени существования были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. Мед, воск поступали в XV—XVIIвв. в основном из Новгорода и Вологды, где существовали крупные подворья этого монастыря. В своем высказывании Е. Каратыгин повторил бытовавшие в народе представления о роли этих святых в развитии пчеловодства. К этой же мысли приходит и известный отечественный историк Н. Костомаров (1907): «Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых. Неизвестно почему в народном благочестии оба эти святые считались покровителями пчеловодства». Не установил связи святых с пчеловодством и известный специалист отрасли С.А. Розов (1972). Он считал, что объявление преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства произошло во время правления царя Алексея Михайловича.

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети… при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима… умножи… благо…» (И. Петков, 1990).

Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.

Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.

О.Ф. ГРОБОВ «Пчеловодство» №9 за 1993г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *