Зулькарнайн, кто это?

В Греции прошла премьера нового фильма Оливера Стоуна «Александр». Еще до показа картина вызвала в стране скандал. Многим грекам не понравилось, как режиссер изобразил сексуальную ориентацию их национального героя, знаменитого македонского полководца. В числе недовольных оказалась группа адвокатов, которые хотели подать на Стоуна в суд. Однако этой ночью стало известно, что они отказались от своих претензий — к разочарованию некоторых кинозрителей. Подробности НТВ.

Скандал, который разгорелся вокруг фильма еще до выхода его на экраны, послужил отличной рекламой, к тому же Александр Македонский для греков национальный герой. Желающие попасть на премьеру с вечера собирались возле касс афинских кинотеатров. «Александр» Оливера Стоуна получился весьма дорогим — бюджет фильма составил почти 170 миллионов долларов — и красочным. Его уже называют бестселлером года.

Но многих греков не так волновала художественная сторона, как репутация Александра Македонского. Они пытались определить, не повредили ли режиссерские намеки на гомосексуальность имиджу великого полководца. Мнения разошлись.

Димитрис Костеци, адвокат: «Целиком и полностью — художественный вымысел, надругательство над историей. Вижу только один положительный момент — этот фильм стал хорошей рекламой для Греции».

Жительница Афин: «В античные времена были приняты вещи, которые сейчас нам представляют в ином свете, но тогда гомосексуализм был почти нормой».

В языческой Македонии понятия не имели, что такое гомосексуализм. Тем не менее от современной оценки исторических реалий не смог удержаться даже Бред Пит. Говорят, он под давлением своей жены отказался от роли Гефестиона, по сценарию, интимного друга Александра Великого. В целом греки проявили объективность и остались довольны и фильмом, и актерским составом. Александра сыграл Колин Фарал, перекрашенный в блондина, его мать — Анжелина Джоли.

Никос, издатель исторического журнала: «Фильм показался мне сбалансирован, его можно даже назвать историческим. Актеры хороши. Единственное, мне показалось, что недостаточно раскрыта роль Александра как гениального полководца».

Зато греческие адвокаты как раз довольны обилием в фильме батальных сцен. Еще до выхода ленты на экраны они готовили вчинить киностудии «Уорнер бразерс» и Оливеру Стоуну иск за то, что осмелились обвинить великого полководца в гомосексуализме. Но после премьеры юристы решили — Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать, и иск подавать передумали.

Костас Кустулелос, адвокат: «Сцен, которых мы опасались, в фильме нет. Думаю, в нем нет ничего, что искажало бы исторические факты, конечно, есть намеки, но…»

Адвокаты признали, что фильм не стоил той шумихи, которая вокруг него развернулась. Но в Греции успех «Александру» обеспечен.

Коранические персонажи
Зуль-Карнайн (араб. ذو القرنين‎‎)
Толкование имени: Двурогий
Пол: Муж.
Категория: царь, праведник
Местность: Ближний Восток
Род деятельности: Царь, проповедник.
Упоминания в Коране: 1 раз. Аль-Кахф 18:83-102
Связанные события: Строительство стены отделяющей от племён Яджудж и Маджудж
Связанные персонажи: Яджудж и Маджудж
Дополнительная информация: Прототипом Зуль-Карнайна считались: Александр Македонский, Дарий, Кир II Великий, Гильгамеш и др.
Зуль-Карнайн на Викицитатнике

Зуль-Карнайн (араб. ذو القرنين‎‎ — обладатель двух рог) — праведник и великий царь. построивший стену защищающюю от народов Яджудж и Маджудж. Имя Зуль-Карнайна упомянуто в восемнадцатой суре Корана.

Имя и прототип

Памятник Киру Великому, возможному прототипу Зуль-Карнайна (Сидней, Австралия)

Зуль-Карнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами». Точное толкование имени Зуль-Карнайна неизвестно. Одни называют «рогами солнца» восток и запад, другие объясняют это тем, что он владел Румом и Персией, третьи наличием на его лбу рожек или шишек.

Согласно некоторым преданиям, имя Зуль-Карнайна было Искандар, из-за чего некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, который к тому же был изображён на монетах как воплощения рогатого бога Зевса-Амона. Все комментаторы сходятся в том, что он был великим царём, предполагая, что им мог быть персидский царь Дарий, нихлахмидский царь аль-Мунзир, йеменский царь аль-Акран («рогатый») или другие. Некоторые историки Куртуби, ат-Табари, Ибн Асир утверждали, что Зуль-Карнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама)и даже совершил вместе с ним паломничество в Мекку.

Завоевания Зуль-Карнайна

Зуль-Карнайн проповедовал веру в единого Бога и призывал другие народы следовать законам Аллаха. Аллах даровал ему великую власть и он воевал против язычников, завоевав при этом большие территории в Европе и Азии.

В то же время, Коран приписывает Зуль-Карнайну подвиги, которых не было у Александра (например, войны с Яджудж и Маджудж). Зуль-Карнайн выступил против варварских племен Яджудж и Маджудж, которые творили нечестие по отношению к другим народам. Зуль-Карнайн построил между двумя горами стену, а щели между блоками залил расплавленным железом. Это не та стена, которую сегодня называют Великой китайской стеной. Незадолго до дня Страшного суда Яджудж и Маджудж должны пробить в этой стене брешь и совершить нашествие на другие страны.

Смысл Коранического рассказа состоит в том, что все, что совершил всем великий царь Зуль-Карнайн, даровано ему могущественным Аллахом.

Смерть

По разным данным был похоронен возле Мекки, либо он умер где-то между Сирией и Мединой и был похоронен на горе Тахама.

Бану Зуль-Карнайн

Зуль-Карнайн особенно почитается группой русских мусульман «Бану Зуль-Карнайн», которые считают его пророком индоевропейских племен, к которым относятся и русские. В июне 2004 года джамаат русских мусульман «Бану Зулькарнайн» совместно с группами «Давгат аль-Ислами» (Омск), Царевококшайская община русских мусульман (Йошкар-Ола) и Культурным центром русских мусульман «Ихлас» (Алма-Ата) объявили об объединении в единую Национальную Организацию Русских Мусульман (НОРМ).

Примечания

Литература

Исламские пророки

Посланники

Адам (ислам) • Адам | Нух • Ной | Ибрахим • Авраам | Муса • Моисей | Иса • Иисус | Мухаммед

Пророки

Идрис • Енох | Шис • Сиф | Худ | Салих | Лут • Лот | Исмаил • Измаил | Исхак • Исаак | Якуб • Иаков | Юсуф • Иосиф | Аюб • Иов | Шуайб • Иофор| Харун • Аарон | Йуша ибн Нун • Иисус Навин | Ильяс • Илия | Аль-Яса • Елисей | Зуль-Кифль • Иезекииль | Ишмоил • Самуил | Юнус • Иона | Давуд • Давид | Сулейман • Соломон | Закария • Захария | Яхья • Иоанн

Праведники

Билкис • Царица Савская | Имран • Святой Иоаким | Зуль-Карнайн | Лукман | Мариам • Мария | Узайр • Ездра | Хидр | Шем’ун

Многие думают, что люди вдоль и поперек исследовали землю и знают о ней практически всё! Но на самом деле существует еще немало неизведанного, и даже есть целые народы, которых мы не видели.

В Священном Кур’ане1 есть рассказ о двух племенах — гог и магог2. Они — люди, потомки Яфиса3. Их очень много, и среди них нет ни одного верующего. Известно, что это единственные народы, которые слышали призыв к Исламу, но ни один не уверовал в Аллаhа и Его Пророков. Об этих народах существует множество легенд, однако единственно истинные знания о них мы можем почерпнуть из Кур’ана и хадисов Пророка Мухаммада. Место, где живут гог и магог, скрыто от людей, так как один святой, известный как Зулькарнайн, воздвиг между ними и остальным человечеством мощную преграду.

Святой Зулькарнайн

История о Зулькарнайне описана в Священном Кур’ане. Он был благочестивым правителем и великим полководцем. В его подчинении были огромные территории — от востока до запада — и именно поэтому, по одной из версий, он был назван Зулькарнайн, что означает «обладатель двух рогов» (то есть востока и запада). Аллаh даровал Зулькарнайну много богатств, большую власть и долгую жизнь. Говорят, что его правление продолжалось около 2000 лет.

На протяжении истории множество людей обладало властью, но было только четыре правителя, власть которых распространялась на всю землю. Двое из них — мусульмане. Это — Пророк Сулейман и Зулькарнайн. А двое — неверующие. Это — Нумруд (Нимрод) и Бухтанассар (Навуходоносор).

Зулькарнайн был одним из самых великих святых. Его настоящее имя – Ас-Со’б ибн Аль-Харис. Личность Зулькарнайна привлекает внимание многих исследователей и историков. Одни из них полагают, что это был Александр Македонский, другие считают, что это Кир Великий (персидский правитель). Но нам известно, что Зулькарнайн был арабом и одним из самых известных царей Йемена. Также доподлинно известно, что Пророк Хадыр был визирем Зулькарнайна и главнокомандующим его войск.

Зулькарнайн жил во времена Пророка Ибраhима и даже встречался с ним. Их встреча произошла во время Хаджа. Узнав, что Зулькарнайн направляется в Мекку, Пророк Ибраhим вышел ему навстречу, прочитал ему ду’а и дал наставление. Затем Зулькарнайн, Пророк Ибраhим и его сын Исма’иль вместе совершили тауаф и сделали курбан.

Встречая Зулькарнайна, Пророк Ибраhим предложил ему коня, так как, желая получить особое вознаграждение, Зулькарнайн отправился в Мекку пешком. Но из-за уважения к великому Пророку он отказался садиться на коня, сказав, что не станет ездить верхом по земле, где живет Халилюллаh4 Ибраhим. Тогда Пророк Ибраhим сообщил Зулькарнайну, что Аллаh дарует ему облако, которое будет нести его по воздуху, куда он пожелает. И это был один из караматов Зулькарнайна.

А также Аллаh даровал Зулькарнайну другие караматы5 — он знал много языков и призывал разные народы к Исламу, обращаясь к каждому из них на его языке. А когда он шел ночью, то путь впереди него освещался, а за ним следовала тьма. Также, по воле Аллаhа, тьма заполняла земли тех, кто отказался принять Ислам и вступил в войну с Зулькарнайном. Тьма покрывала их земли и заполняла их дома. И так в полном мраке они находились до тех пор, пока не отказывались от своих заблуждений.

Сначала Зулькарнайн отправился на запад, чтобы призвать к Исламу нечестивый народ, который там жил. А затем он отправился на восток и дошел до местности, где не было ни гор, ни деревьев, ни строений. Там он встретил удивительный народ. С восходом солнца эти люди прятались в туннелях, которые они сами выкопали, или ныряли в воду, спасаясь от солнечных лучей. А когда солнце садилось за горизонт, они выходили из своих убежищ и ловили рыбу. Как-то раз ночью через их земли проходило войско. Эти люди предупредили воинов, чтобы они не оставались здесь до восхода солнца, так как это очень опасно. Сначала воины не поверили им, но затем увидели на земле много человеческих костей. Они спросили: «Что это за кости?», и им рассказали, что это останки другого войска, которое застал здесь восход солнца. Тогда это войско поспешило покинуть эту местность.

Стена Зулькарнайн

Много удивительного видел Зулькарнайн, и куда бы он ни направлялся, он призывал к Исламу народы, встречавшиеся на его пути, и Аллаh всегда даровал ему удачу. После путешествия в сторону захода и восхода солнца он направился дорогой, пролегавшей между востоком и западом. Зулькарнайн дошел до отдалённого места между двух высоких скалистых горных хребтов. Там он повстречал народ, который говорил на странном и непонятном языке.

Узнав о том, что в их местность прибыл великий правитель Зулькарнайн, обладающий огромной властью, этот народ обратился к нему за помощью. Они попросили избавить их от набегов жестоких соседей — племен гог и магог. Передано о том, что два раза в год — летом и зимой — эти беспощадные варвары выходили из ущелья и, подобно несметным полчищам голодной саранчи, уничтожали все на своем пути6. Они приносили соседним народам бесчисленные беды и страдания.

Народ, который встретил Зулькарнайн, попросил его сделать преграду между ними и племенами гог и магог. Они хотели ему заплатить за сооружение этой стены, но Зулькарнайн отказался: «Аллаh даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня» 7. Он попросил только дать ему инструменты и людей для работы.

По приказу Зулькарнайна они стали сносить к месту будущей стены — между двух отвесных скал — огромные тяжелые куски металла. Люди укладывали их один на другой, а промежутки заполняли углем и дровами. Когда эта стена сравнялась по высоте с двумя скалами и полностью закрыла проход между ними, Зулькарнайн приказал поджечь ее и раздувать пламя специальными устройствами. После этого люди принесли расплавленную медь, и Зулькарнайн вылил ее сверху на раскаленную стену. Так получилась высокая прочная преграда без лазеек. Она была подобна гигантскому гладкому слитку — на нее было очень трудно взобраться и почти невозможно разрушить. Высота этой стены достигала 250 локтей.

Эта стена — один из караматов Зулькарнайна. Закончив её возведение, он сказал: «Эта стена — милость от Аллаhа. Она будет стоять до назначенного часа, когда исполнится то, что предопределено Всевышним — придет время, и эта стена падет».

Так Зулькарнайн отделил народы гог и магог от всего остального человечества — они не могут вырваться наружу, и другие люди не могут проникнуть к ним. Где находится эта стена — скрыто от нас. Некоторые люди ошибочно полагают, что это — Великая китайская стена, а другие говорят, что она где-то на Кавказе или в Персии, но нам сказано, что она находится где-то в отдаленной местности на краю земли.

С тех пор, как Зулькарнайн воздвиг эту преграду, гог и магог каждый день пытаются пробить отверстие в этой стене, чтобы вырваться наружу. Целый день они долбят стену, и им остается совсем немного, но, изнуренные работой, вечером они прекращают, говоря: «Завтра продолжим», и уходят, а наутро видят, что все их труды пропали зря — стена такая же, как и прежде! И так происходит каждый день. Но однажды они скажут: «Завтра продолжим, иншаАллаh8», а когда вернутся на следующий день, то обнаружат, что их работа не пропала, и продолжат пробивать стену, пока не вырвутся наружу.

Численность народов гог и магог огромна! Ни один из них не умирает, пока у него не будет как минимум 1000 детей. Их численность продолжает расти, и в Судный День их количество по сравнению с остальным человечеством будет сто к одному9.

Имам Ан-Насаий передал хадис Пророка Мухаммада означающее: «Воистину; у народов гог и магог беспорядочные половые связи, и ни один из них не умирает, пока не будет у него не менее 1000 детей».

Все они — неверующие, несмотря на то, что слышали призыв к Исламу. В ночь Путешествия и Вознесения (Исра и Ми’радж) Пророк Мухаммад призвал их к Вере, но они не уверовали. Эти знания они передают из поколения в поколение, но никто из них не принимает Ислам. Поэтому все они будут наказаны в аду за свое неверие.

Некоторые говорят, что гог и магог невысокого роста, и у них огромные уши — якобы на одно ухо они ложатся, а другим укрываются. Но это не подтверждено в достоверных источниках.

Нашествие племен гог и магог — это один из десяти больших признаков Конца Света. Сказано в аяте 96 суры «Аль-Анбия»: означающее: «Пока не разрушится стена и не ринутся гог и магог со всех возвышенностей».

До того, как они разрушат стену Зулькарнайна, появится Даджаль, и вернется на землю Пророк ’Иса (Иисус).

Когда гог и магог вырвутся из заточения, у людей будет голод. Их бесчисленные орды заполнят землю. Они будут уничтожать все на своем пути. Передано, что когда они достигнут озера Тобарайя в Палестине, то выпьют его, а последнему добравшемуся не хватит, и он скажет: «Здесь же была вода!» Их будет так много, что мусульмане не осмелятся воевать с ними. И тогда Пророк ’Иса с верующими поднимутся на гору Тур (Синай) и будут просить у Аллаhа уничтожить их. После этого Аллаh Всевышний пошлет племенам гог и магог погибель — в шею каждого из них войдет червь, и они падут замертво. После этого прилетят птицы, которые унесут их тела и бросят в море. А затем дождь смоет с земли их следы.

Хадисы Пророка Мухаммада о народах гог и магог

Передано от ‘Абдуллаhа ибн Мас’уда что в ночь Исра и Ми’радж Пророк Мухаммад встретился с Пророками Ибраhимом, Мусой и ’Исой. Они говорили о Судного Дня. Сначала спросили Пророка Ибраhима, что он знает об этом, и он сказал, что ему не дано знать подробностей. Затем спросили Пророка Мусу, и он сказал то же самое. Тогда спросили Пророка ’Ису, и он ответил, что ему дано знать об этом , но насчет наступления ему не известно — об этом знает только Аллаh. Затем он рассказал о появлении Даджаля и сказал: «Я возвращусь и убью его. После этого люди вернутся в свои страны, а потом появятся гог и магог. Они спустятся со склонов и, проходя мимо любого водоема, будут выпивать всю воду, а все, что встретят на своем пути, будут крушить и уничтожать. И будут люди громко взывать к Аллаhу с просьбой о спасении, и я буду читать ду’а, чтобы Аллаh уничтожил их. И земля станет зловонной от запаха . И будут люди взывать к Аллаhу , и я буду читать ду‘а. Тогда Аллаh ниспошлет воду с небес, которая смоет в море их останки. Потом будут разрушены горы и распростерта земля. Но точное время наступления не известно, как семья не знает точного времени, когда родит их беременная родственница».

Абу Са’ид Аль-Худрий передал хадис означающее: «Откроется стена, и вырвутся из заточения гог и магог, как и сказал Аллаh Всевышний в суре «Аль-Анбия аят 96, означающее: («Пока не разрушится стена и не ринутся гог и магог со всех возвышенностей»). Они заполнят всю землю, и мусульмане будут спасаться от них в городах и замках, забирая с собой животных. Проходя мимо реки, они будут выпивать ее полностью, без остатка, и последний идущий скажет: «Здесь же была вода!» Кто-то из них скажет: «Мы избавились от жителей земли, теперь давайте воевать с жителями Небес». И один из них направит копье в сторону Небес, и копье окрасится кровью, и они скажут: «Мы убили жителей Небес». И Аллаh посылает червей, которые проникают в их шеи, и они умирают, как саранча, падая один на другого. И тогда наступит затишье, и мусульмане скажут: «Кто осмелится выйти посмотреть, что там?» И один мужчина, рискуя жизнью, выйдет из укрытия и обнаружит, что нечестивцы мертвы. Он радостно воскликнет: «Ваши враги умерли!», и люди покидают свои крепости и выпускают животных, и те пасутся и набирают вес». Этот хадис передали Ибн Маджаh и Ахмад.

Абу hурайра передал хадис означающее: «Гог и магог долбят стену каждый день так, что уже почти видны на просвет солнечные лучи, и их предводитель говорит: «Прекращайте, завтра завершим». стена восстанавливается и становится еще крепче. И так продолжается до тех пор, пока в назначенный час, предопределенный Аллаhом, они ни вырвутся к людям. Это случится тогда, когда пробивая стену, они почти увидят просвет, и их главарь скажет: «Прекращайте, завтра завершим, иншаАллаh», и они скажут: «иншаАллаh». И когда они вернутся, то обнаружат, что проход, который они пробивали, остался. Они продолжат долбить стену и выйдут к людям. Они выпьют всю воду на своем пути, а люди укроются от них в своих замках. Гог и магог пустят в небо стрелы, и эти стрелы вернутся окровавленными. Они скажут: «Мы победили жителей земли и покорили жителей Небес». И тогда Аллаh пошлет червяков, которые проникнут в их затылки, и они умрут». Затем Пророк Мухаммад сказал: «Клянусь Аллаhом, что животные на земле будут полнеть от их мяса». Этот хадис передали имамы Ибн Маджаh и Ахмад.

Имам Муслим передал в своем сборнике «Сохих» такой хадис означающее: «Аллаh Всевышний дал знать Пророку ’Исе, что Он создал таких людей, с которыми никто не сможет воевать. Они собраны в недоступном месте, но они будут выпущены и ринутся с каждой вершины. По пути первые из них выпьют озеро Тобарайя, а последним ничего не достанется и они скажут: «Здесь была вода!» Пророк ’Иса и его последователи будут окружены. и голова быка для них будет лучше, чем сейчас 100 динаров для вас. Затем Пророк ’Иса и верующие будут взывать к Аллаhу с молитвами о спасении, и Аллаh пошлет нагф , которые проникнут в шеи нечестивцев, и они умирают одновременно, падая как подкошенные. Затем Пророк ’Иса и верующие спускаются на землю, на которой нет даже пяди, где бы ни царило страшное зловоние. Пророк ‘Иса и мусульмане читают ду’а, и Аллаh посылает больших птиц, которые забирают и бросают останки тел. Потом Аллаh ниспосылает дождь, который омоет всю землю, и не помешают ему строения. И земля станет чистой, как зеркало10. Затем земле будет сказано: «Взрасти плоды, и пусть вернется к тебе баракят», и тогда люди станут вкушать гранаты и отдыхать в тени их ветвей. И будет такой баракят, что молока одной верблюдицы, которая недавно родила, хватит, чтобы напиться многим людям, а молока отелившейся коровы хватит на целое племя, а молока одной козы (овцы) хватит на целую семью. И в такое время Аллаh пошлет приятный ветер, который пройдет по подмышкам верующих, и все они умрут, а на земле останутся только неверующие. Они будут бесстыдно совокупляться, не уединяясь, подобно ослам. И их настигнет Конец Света».

  1. В суре «Аль-Кяhф»
  2. по-арабски «яджудж» и «маджудж»
  3. одного из трех сыновей Пророка Нуха
  4. самая высокая степень, которую имеют всего два Пророка — Ибраhим и Мухаммад, мир им
  5. необычное явление, которое бывает у святых людей
  6. говорят, что они людоеды
  7. сура «Аль-Кяhф», аят 95
  8. если даст Бог
  9. другое мнение ученых — тысяча к одному
  10. то есть вода покроет всю землю так, что смотрящий вниз будет видеть свое отражение

Искандер Зулькарнайн

Александр Македонский
Ἀλέξανδρος

19-й Македонский царь

336 до н. э. — 10 июня 323 до н. э.

Предшественник:

Филипп II

Преемник:

Филипп III Арридей

Рождение:

21 июля 356 до н. э.
Пелла, Древняя Македония

Смерть:

10 июня 323 до н. э.
Вавилон, Древняя Персия

Похоронен:

Александрия, Египет

Династия:

Аргеады

Отец:

Филипп II Македонский

Мать:

Олимпиада

Супруга:

1) Роксана
2) Статира
3) Парисат

Дети:

Геракл (от Барсины)
Александр от (Роксаны)

Александр Македонский на Викискладе

Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ’ ὁ Μέγας, лат. Alexander Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, 356 — 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, великий полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий.

Общие сведения

Александр Великий родился 21 июля 356 года до н.э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран.

Римская копия с работы Лисиппа. Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра (музей Лувра)

Плутарх так описывает его внешность:

«Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице.»

К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии. Как пишет немецкий историк Ф. Шлоссер:

«Развращение нравов и упадок греческого духа повлекли за собой падение республиканских учреждений, и миру нужен был теперь человек, который бы преобразовал республиканские формы жизни в монархические. Вступая на престол, Александр нашёл всё подготовленным деятельностью Филиппа, и ему легко было осуществить то, что было целью всей жизни отца, но что могло быть выполнено только таким человеком как Александр.»

Спустя 2 года в 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии.

Александр имел трех законных жен (бактрийская княжна Роксана, дочери персидских царей Статира и Парисатида) и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх:

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.»

Но умер Александр не от ран, а от затянувшейся лихорадки неясного генеза 10 или 11 июня 323 до н. э. в Вавилоне. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками (диадохами).

Юность

Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. э. — великий философ Аристотель, под руководством которого он получил классическое греческое образование. Будущего великого полководца учила и сама жизнь.

Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Равнодушный к богатству, он неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. Его любимой книгой был героический эпос «Илиада» Гомера, хотя под влиянием Аристотеля Александр ценил и уважал философов, интересовался греческой литературой. Он не проявлял интереса к женщинам (см. статью о Калликсене), зато в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было царь Филипп. Плутарх о характере Александра:

«Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать.»

В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии (см. статью Филипп III Арридей). Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию к свадьбе родной сестры Клеопатры c эпирским царём Александром Молосским.

Во время свадебных торжеств в 336 до н. э. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием . Из наследников у Филиппа были только Александр, сын от опальной разведённой Олимпиады, и Арридей, незаконный сын от любовницы Филинны. Жена Филиппа Клеопатра родила накануне убийства дочь, однако её влиятельные родственники могли поддержать другого кандидата на трон, из которых реальным претендентом был Аминта, сын македонского царя Пердикки III и двоюродный брат Александра. В действительности Аминта уже был царём в малолетстве, но его опекун Филипп сам занял трон, в качестве компенсации женив на Аминте свою дочь Кинану.

Македонское войско, хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях, провозгласило его царём.

Начало царствования

При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон; из последних он казнил Аминту, сделав свою сводную сестру Кинану вдовой. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов.

Затем Александр организовал конгресс в Коринфе, на котором греки вынужденно подтвердили свой союз с Македонией. Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 до н. э. двинулся походом на фракийские и иллирийские племена, восставшие при известии о смерти Филиппа. В ряде сражений варвары были разгромлены, остальные предпочли вступить в союзные отношения с Македонией. Пока Александр улаживал дела на севере, на юге в конце лета под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Жители Фив призвали к восстанию всю Грецию, однако греки, на словах выражая солидарность с фивянами, на деле предпочли наблюдать за развитием событий.

В накалившейся ситуации Александр не терял времени. Стремительными маршами он перебросил армию из Иллирии к Фивам. Осада заняла несколько дней. Спонтанным штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство (см. статью Осада Фив). Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии.

Теперь политическая обстановка позволила Александру осуществить давний замысел его отца Филиппа и вообще многих греков о завоевательном походе против Персидской империи, находившейся в то время в ослабленном положении из-за чехарды царей и бунтов сатрапов.

Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта (334—332 гг. до н. э.)

Поход Александра Македонского в Азию

Назначив Антипатра своим наместником в Европе и оставив ему 12 тысяч пехотинцев и 1500 конных, Александр во главе соединённых сил Македонии, Греции и союзных фракийцев выступил в поход против персов. В мае 334 до н. э. он переправился через Геллеспонт в Малую Азию в районе местоположения легендарной Трои.

Античный историк Диодор приводит состав его сил, подтверждённый в целом другими источниками:
Пехота — всего 32 тысячи — 12 тысяч македонян (9 тысяч в македонской фаланге и 3 тысячи в отрядах щитоносцев), 7 тысяч союзников (из греческих городов), 5 тысяч наёмников (греков), 7 тысяч варваров (фракийцев и иллирийцев), 1 тысяча лучников и агриан (пеонийское племя во Фракии).
Конница — всего 5100 — 1800 македонян (гетайры), 1800 фессалийцев, 600 греков, 900 фракийцев и пеонийцев.

Первое сражение с войсками персидских сатрапов произошло на реке Граник недалеко от Трои. В битве при Гранике отряды сатрапов, преимущественно конные (числом до 20 тысяч), были рассеяны, персидская пехота разбежалась, а греческие гоплиты-наёмники были окружены и истреблены (2 тысячи взято в плен). Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии..

Сопротивление оказали прибрежные Милет и Галикарнас, где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов. Особенно долго и упорно сопротивлялся Галикарнас, но после нескольких штурмов был оставлен гарнизоном (см. Осада Галикарнаса). В течение 334 до н. э. и до осени 333 до н. э. Александр покорил всю Малую Азию.

Едва выйдя за пределы Малой Азии из Киликии, Александр под Иссами столкнулся в сражении с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. э. Местность благоприятствовала Александру, огромное войско персов оказалось зажатым в узкой теснине между морем и горами. Битва при Иссе завершилась полным разгромом Дария, сам он бежал с поля боя, бросив в лагере семью, которая досталась в качестве приза македонянам (см. статью Статира). Македонские отряды захватили в Дамаске часть сокровищ персидского царя и много знатных пленников.

Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром. Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Однако в июле 332 до н. э. после 7-месячной осады неприступный город-крепость пал после штурма с моря (см. статью Осада Тира). С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать.

После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину, где ему оказал сопротивление город Газа, но и он был взят штурмом после 2-месячной осады (см. статью Осада Газы).

Александр (имя царя)
в иероглифах

Египет, вооружённые отряды которого были уничтожены в битве при Иссе, был сдан сатрапом Мазаком без всякого сопротивления. Александр не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом, поддержав её македонскими гарнизонами. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н. э. по май 331 до н. э. Там он основал город Александрию, которая вскоре стала одним из главных культурных центров древнего мира и крупнейшим городом Египта (в наст. время 2-й по величине город Египта). Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу, главному богу.

Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии, где персидский царь Дарий успел собрать новую огромную армию.

Разгром Персидской державы (331—330 гг. до н. э.)

Александр вступает в Вавилон. Лебрен, ок. 1664

Летом 331 до н. э. Александр форсировал реки Евфрат и Тигр и оказался на подступах к Мидии, сердцу Персидской державы. На большой равнине (на территории совр. Иракского Курдистана), специально подготовленной для действия больших масс кавалерии, македонян поджидал царь Дарий. 1 октября 331 до н. э. состоялось грандиозная битва при Гавгамелах, в ходе которой войска персов и подвластных им народов были разбиты. Царь Дарий, как и в предыдущей битве, бежал с поля боя, хотя его отряды ещё сражались, и исход сражения был вовсе не определён.

Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Суза, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к царю Азии, как стали величать Александра.

Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. э. Персеполь пал. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями.

В мае 330 до н. э. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н. э. к юго-востоку от Каспийского моря царь Дарий был убит в результате заговора своих военачальников. Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи под именем Артаксеркс. Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками и выдан Александру в июне 329 до н. э. После смерти Дария III его титул царя Персидской империи легально (в глазах подданных империи) перешёл к Александру. Началась новая эллинистическая эпоха в истории восточных государств.

Александр, царь Азии

Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе. Рисунок Г. Симони

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний, которые, впрочем, он не требовал соблюдать от македонян. Александр хотел жить с персами так, как их прежние цари. Первые жалобы на него появились к осени 330 до н. э. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром.

Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. э. был раскрыт заговор против Александра нескольких простых солдат (известно лишь о 2 участниках). Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии (знал, но не донёс). Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён по решению суда и настоянию других военачальников. Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимые офицеры, на которых также падало подозрение, были оправданы.

Этот заговор не был последним. Летом 327 до н. э. был раскрыт «заговор пажей», знатных юношей при македонском царе. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена, историка и философа, который один осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотизма у Александра. Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного. Клит, командир царских телохранителей, был убит Александром в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. э.

Поход в Среднюю Азию (329—327 гг. до н. э.)

Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона

После смерти Дария III местные правители в восточных сатрапиях распавшейся Персидской империи почувствовали себя самостоятельными и не спешили присягнуть на верность Александру. Бесс был лишь одним из сепаратистски настроенных лидеров. Александр, мечтая стать царём всего сколько-нибудь цивилизованного мира, оказался вовлечённым в длительную кампанию в Средней Азии, продолжительностью в 3 года (329 —327 гг. до н. э.).

Эта война не напоминала прежние сражения больших армий. Местные племена действовали партизанскими методами, набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана.

В Согдиане Александр нанёс поражение скифам, считавшимся непобедимыми. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт (ныне Сырдарья). Дальше на север Александр не углублялся, места там были пустынные и по представлениям греков малообитаемые. В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян отсиживалось в горных крепостях, неприступных от самой природы, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью (см. статью Горная война Александра).

В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата (совр. Худжанд), в настоящее время 2-й по величине город Таджикистана. В Бактрии на древних развалинах он основал город Александрию в Арахосии (совр. Кандагар), в настоящее время 2-й по величине город Афганистана. Там же в Бактрии летом 327 до н. э. Александр женился на Роксане, дочери местного вельможи Оксиарта, не столько из политических соображений, как было принято у македонских царей, сколько по любви (по мнению античных авторов).

К 326 до н. э. оставшиеся в живых жители Согдианы и Бактрии подчинились Александру. Далее путь великого завоевателя лежал дальше на восток, в сказочную Индию.

Поход в Индию (326—325 гг. до н. э.)

Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на реке Гидасп.

Весною 326 до н. э. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Абхи из Таксила (греки называли царя «человеком из Таксилы», то есть Таксилом) в районе нынешнего Исламабада (Пакистан). Основная активность македонских войск в Индии протекала в районе Пенджаба, «пятиречья» — плодородной области в бассейне пяти восточных притоков Инда.

Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей.

В конце лета 326 до н. э. продвижение Александра на восток завершилось. При подходе к реке Ганг македонское войско отказалось следовать за царём. Причиной неповиновения были недовольство и утомление от длительного похода, конца которому не просматривалось. Непосредственным поводом же явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру, смирив гордыню, пришлось повернуть армию на юг, чтобы при отступлении в Персию захватить как можно больше новых стран.

Примерно с ноября 326 до н. э. македонское войско в течение 7 месяцев сплавляется вниз по рекам Гидасп, потом Инд, по пути делая вылазки и покоряя окрестные племена. В одном из сражений за город маллов (январь 325 до н. э.) Александр был тяжело ранен стрелой в грудь (см. Штурм города маллов). Раздражённый пассивным противодействием и мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности.

Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг океана.

Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль побережья Индийского океана. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее любого сражения; от зноя и жажды в дороге погибло много людей.

В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход. В следующий раз европейцы сделали попытку завоевать Индию только через 2 тысячи лет.

Последние годы Александра

Александр Македонский на античных монетах чаще всего изображался с головным убором Геракла (головой льва) или рогами бога Аммона

В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы (на юге Ирана), где он и его армия предались заслуженному отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление.

Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру, старшую дочь царя Дария, захваченную в плен после битвы при Иссе, и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III. Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана, до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя.

Серьёзная реформа произошла в армии: подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга из 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. э., когда простые солдаты обвинили царя чуть ли не в предательстве. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца кроме Александра.

В феврале 323 до н. э. Александр остановился в Вавилоне, где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе маячила экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства.

За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках.

После Александра

Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе (301 до н. э.)

По современным представлениям Александр умер от малярии. Были версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось.

Александр Великий перекроил карту мира, а после его смерти империю Александра растащили на удельные государства его военачальники, получившие название диадохи. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов, закончившуюся со смертью последних из «наследников» в 281 до н. э.

На македонский престол диадохи возвели сводного брата Александра, Арридея, ставшего царём-марионеткой под именем Филиппа III. Через месяц после смерти Александра жена Роксана родила сына, также названного Александром, который стал формальным соправителем Арридею. Из-за великой славы отца среди македонян Александра убили в 14-летнем возрасте вместе с матерью. Тогда же убили и Геракла, внебрачного сына Александра от наложницы Барсины. Ещё раньше были убиты Арридей и Олимпиада, мать Александра Великого.

Диадох Птолемей завладел забальзамированным телом Александра Великого, перевёз его в 322 до н. э. в Мемфис, затем в египетскую Александрию, где соорудил для него усыпальницу..

Спустя 300 лет тела Александра коснулся 1-й римский император Октавиан, неловким движением отломив нос у мумии . Последнее упоминание о мумии Великого Александра содержится в описании похода римского императора Каракаллы в Александрию в 210-х годах. Каракалла возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя. С той поры известия о судьбе мумии отсутствуют..

Античные источники

  • Арриан Флавий, Поход Александра. — М.: МИФ, 1993
  • Квинт Курций Руф, История Александра Македонского. — М.: Издательство МГУ, 1993
  • Плутарх, Александр, Сравнительные жизнеописания в двух томах, — М.: Издательство «Наука», 1994
  • Диодор Сицилийский, Книга XVII с сайта проекта Perseus
  • Юстин, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus, Book XI

Александр в искусстве

Художественная литература

  • Александр Македонский стал одним из героев известного исторического романа советского писателя И. А. Ефремова «Таис Афинская» (1972 г.).
  • Л. Ф. Воронкова Сын Зевса, В глуби веков
  • Мэри Рено «Божественное пламя», «Персидский мальчик»
  • Василий Ян «Огни на курганах»
  • О завоеваниях Александра Македонского дилогия Дэвида Геммела Lion of Macedon (Lion of Macedon — 1990 год, Dark Prince — 1991 год). Жанр: Альтернативная история.

Фильмы

Наиболее известные фильмы:

  • Искандер (фильм, 1941) — первый полноэкранный фильм об Александре Великом, снятый в Индии об индийском походе македонского царя.
  • Александр Великий (фильм, 1956) — неудачная экранизация истории Александра, где собственно историю заменил антураж античных сандалий и мечей. В роли Александра звезда Голливуда Ричард Бартон.
  • Александр (фильм, 2004) — фильм Оливера Стоуна основывается на исторических фактах. В главной роли Колин Фаррелл, подобранный по внешнему сходству с Александром
  • Александр Великий (мультфильм)

Музыка

В 1986 году английской хэви-метал-группой Iron Maiden была записана песня «Alexander the Great» (альбом Somewhere in Time), содержащая ряд неточностей исторического характера..

Компьютерные игры

  • Civilization IV: Warlords
  • Empire Earth
  • Rise of Nations: Thrones and Patriots
  • Rome: Total War — Alexander
  • Александр — историческая игра реального времени по фильму

Разное

  • В его честь был назван кратер Александр на Луне.
  • Список семи чудес света был составлен из сооружений в пределах империи Александра.

Дополнительная информация

  1. Имя Ἀλέξανδρος (Александр) переводится с греческого как «защитник людей»
  2. al-Iskander dû-l-Karnayni — r-Rûmiy : Александр «двурогий», в честь его царского головного убора с рогами, см. на монетах
  3. По Плутуарху: «в шестой день месяца гекатомбеона». Часто принимается 1 день гекатомбеона за 15 июля, но точное соответствие не доказано.
  4. Также называется битвой при Арбелах
  1. 1 2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Александр Македонский
  2. Ф. Шлоссер, «Всемирная история», т.1
  3. Плутарх, «О судьбе и доблести…», 2.9
  4. см. s:Смерть Филиппа II Македонского
  5. Диодор. Историческая библиотека. 17.17
  6. 1 2 Королев К. Войны античного мира: Македонский гамбит.
  7. Дион Кассий. 51.16
  8. Суда (alpha, 2762)
  9. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9

См. также

  • Сподвижники и родственники Александра Великого
  • Женщины Александра Великого
  • Александр III (значения)

Ссылки

  • Александр Македонский на Encyclopedia channel (230 биографических фильмов об исторических личностях).
  • Alexander the Great: chronology, с сайта livius.org
  • Alexander the Great’s Home on the Web, всё о Александре Великом на английском*
  • Войны Александра Македонского на сайте «Битвы»
Предшественник:
Филипп II
Македонский царь
336 —323 г. до н. э.
Преемник:
Филипп III Арридей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *