Звенигородский Успенский собор

Успенский собор на Городке в Звенигороде считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле. В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.
Возраст собора перевалил за 600 лет, за это время он неоднократно переживал капитальный ремонт, перестройку, восстановление, реставрацию и даже археологические изыскания. В результате внешний облик строения и его внутреннее убранство, включая настенные росписи, претерпели значительные изменения. От того храма, который изначально расписывал сам Андрей Рублев, осталось немногое. Специалисты бьют тревогу и боятся, что наследие Рублева, обнаруженное в Успенском соборе, может исчезнуть http://www.1tv.ru/news/culture/160787

К

сожалению, фрески Рублева практически не сохранились. Реставраторам удалось восстановить лишь малую часть старинных росписей, которые были сколоты вместе со штукатуркой в ходе ремонтных работ, либо замазаны маслеными красками более позднего периода. Но, кое-что от Рублева в храме все-таки осталось, и теперь на фрагменты фресок гениального мастера приезжают посмотреть люди со всей России и гости из-за рубежа.
Уникальность месту, где возвышается храм, также придают поземные источники с чистейшей питьевой водой. Ключи бьют у подножия холма и считаются священными, так как водные потоки скапливаются в природных резервуарах под основанием собора. По сути, храм стоит «на воде». Внутри холма, и по всей округе, подземные воды находятся очень близко к поверхности, из-за чего район изобилует родниками и ключами. Местные жители пьют исключительно эту воду! Многие века, из поколения в поколение, люди ходят к родникам, выстраиваются в очередь и наполняют свои ведра, канистры и бидоны ключевой водой, обладающей целебными свойствами. Удивительно, что при таких природных условиях Успенскому собору удалось выстоять более шести веков! Хоть фундамент храма немного просел, его приходилось укреплять, но стены не потрескались и здание, несмотря на почтенный возраст, держится в хорошем состоянии. Божий дом словно оберегают высшие силы, природные стихии ему совершенно нестрашны.

Дорога к храму проходит по улице, которая носит название Городок. Это место было заселено без малого тысячу лет назад и тогда же появилось название – Городок, где плодородные поля, жилые дома и торговая площадь защищались земляными валами и находились внутри крепости князя Юрия Звенигородского. Он и повелел построить в крепости дворовый собор, прихожанами которого могли быть как члены семьи князя, так и жители Городка. Причем, храм решено было возвести из белого камня, а не из дерева, как делалось раньше. Архитекторы и каменотесы проявили изрядный талант и создали уникальный по средневековым временам проект. На сайте «Храмы России» (http://www.hramy.ru), я нашел интересную информацию, часть которой привожу в путевых заметках. «Храм имеет еще одну особенность, незаметную невооруженному глазу. И основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются кверху – это выявили тщательные замеры. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле. Помимо этого, изначально собор был покрыт отнюдь не простой четырехскатной кровлей, которую можно видеть сейчас. По данным архитекторов-реставраторов, от закомар к барабану шли как минимум два ряда кокошников, создававших органичный переход от стен к куполу. Но уже в XVII веке в документах с описанием собора указано, что кровля прогнила (при таком сложном покрытии очень тяжело было правильно организовать сток воды и тем более сброс снега с крыши, что и разрушало ее), и зданию «чинится поруха большая». Неудивительно, что, в конце концов, храм отремонтировали так, как это было наиболее удобно. И сейчас на завершениях стен можно увидеть следы прежних полукруглых закомар». Признаюсь, что Успенский собор произвел на меня сильное впечатление и за неделю пребывания в Звенигороде, я трижды заезжал в Городок, чтобы посетить храм, окунуться в его загадочную атмосферу и прочувствовать сильную энергетику. Первый визит оказался на скорую руку, хотелось глазами туриста посмотреть на фасад и внутреннее убранство средневекового храма, убедиться, что дух старины живет в его стенах. Мой взгляд сразу привлекли поблекшие рисунки двух крестов на стене, которую раньше закрывал иконостас. Его убрали, стены очистили и под слоем масляной краски обнаружили старинные фрески двух крестов и апостолов. Невооруженным глазом было заметно, что росписи очень старые, и, возможно, что их создали еще при строительстве собора! Мои предположения вскоре подтвердились… И еще одна деталь запомнилась мне уже на выходе, когда я рассматривал очищенные от штукатурки и краски каменные своды и проем главного входа в храм. На полукруглом камне виднелись слабозаметные письмена, словно нацарапанные гвоздиком, скорее всего, на древнеславянском языке. Позже, прочитав буклет об истории собора, составленный местными археологами и реставраторами, я узнал, что средневековые тексты оставили сами каменщики и строители храма. Потрясающая находка! Послание из прошлого, от тех людей, кто своими руками воздвигал собор. Большая часть текста, к сожалению, утрачена, и разобрать слова невозможно. Перечитывая историю Звенигорода, его основных памятников и достопримечательностей в путеводителе, я вновь натолкнулся на Успенский собор. В этот раз я узнал, что храм на Городке тесно связан с Андреем Рублевым. Еще в ХХ веке реставраторам удалось найти и восстановить росписи талантливого иконописца, которые до сих пор сохранились на стенах внутри собора. Я сразу вспомнил об изображениях двух поблекших крестов и апостолов, которые показались мне самыми старыми из фресок, находящихся в храме. У меня появилось непреодолимое желание вновь взглянуть на эти росписи, тем более, что их авторство специалисты адресуют Андрею Рублеву. На следующий день я приехал в храм, но смотрительницы на месте не оказалось, а на воротах изгороди висел замок. Это обстоятельство расстроило не только меня, у храма стояло несколько человек, которые также хотели зайти внутрь. Кто-то из них пожаловался, что смотрительница вроде должна была подойти к двум часам, но было уже начало третьего, а ее все не было. Группа туристов какое-то время потопталась у ворот и ушла, а я особо не торопился и решил все-таки дождаться возвращения смотрительницы

Около часа я бродил по окрестностям Городка, любуясь старинными домиками и церквушкой, то и дело, поглядывая в сторону храма. Несмотря на будний день, к собору тянулись люди, периодически подъезжали машины, но увидев на дверях замок, разворачивались и уезжали, кто-то читал объявления у входа в храм, коротая время, но смотрительница так и не возвращалась. Мое терпение иссякло, я окончательно расстроился и уехал. В сердцах подумал: «Ну, значит не судьба!». Но, ближе к вечеру, я решил вновь испытать судьбу и вернуться в храм ранним утром. Все-таки не каждый день удается видеть и любоваться работой талантливых мастеров, живших 600 лет назад, да и храмов таких на Руси осталось совсем немного. Так, что пенять на судьбу я не стал, и на следующее утро вновь отправился к храму. На этот раз калитка в ограде Успенского собора была отперта, проходя через нее, я сразу же почувствовал прилив сил и настроения, но дверь в храм оказалась запертой. Внутренний голос подсказал, что смотрительница не могла далеко и надолго отлучиться, иначе калитка была также закрыта. Выходя за ограду, неподалеку я увидел знакомую пожилую женщину, у нее я покупал календари на память, когда первый раз заходил в храм. Она оказалось той самой смотрительницей. Любезно отперев дверь, пожилая женщина подтвердила, что Андрей Рублев действительно расписывал собор, но от его фресок остались только два креста и апостолы, то есть именно те изображения, на которые я изначально обратил внимание. Еще смотрительница показала мне кусочек фрески Рублева, так называемое «полотенчико» над скамеечкой. Все остальные росписи в храме принадлежат более поздним мастерам и датируются XVIII веком, когда собор претерпел очередной капитальный ремонт. Очень необычное внутреннее ощущение наступает в стенах собора. Его сложно описать, ведь это процесс погружения в себя, а момент пребывания наедине с самим собой – таинство. Мне всегда казалось, что люди намеренно ярко расписывали храмы и соборы, представляя их своеобразными вратами в другой мир. По представлениям художников, того же Андрея Рублева, в ином мире людей, возможно, будут встречать святые и праведники, схожие с образами на фресках. Перед этой встречей люди должны понимать свою ответственность за поступки и деяния на земле. Ведь многие образы на фресках принадлежат обычным людям, чья жизнь, наполненная верой и благочестивыми деяниями, стала примером и вызывает уважение у верующих. Как правило, у набожных людей есть свой фаворит в мире святых, который является неким незримым посредником между человеком и Богом. Они верят, что фавориты помогают донести до Бога сокровенные желания и просьбы, мольбы о помощи. Есть предположение, что без поддержки фаворита человеку трудно быть услышанным Богом, которому сложно одновременно внимать всем обращениям. А фавориты способны донести до ЕГО «ушей» нужную информацию — просьбу того или иного человека. На мой взгляд, этим можно объяснить поклонение людей иконам и образам святых мучеников, праведникам и другим канонизированным лицам, ставшими фаворитами и приближенными к престолу Бога. У меня несколько иная точка зрения на происходящее, я не придаю «фаворитам» той ответственной роли, которую они играют в представлении многих людей. Если у человека есть вера в Бога, то, на мой взгляд, ему не нужны услуги фаворитов. Наличие веры у человека автоматически исключает опасения в том, что Бог может его не услышать. Он может услышать всех и всегда, на то он и есть Бог! Причем человеку вовсе не требуется находиться в определенном месте пространства или обращаться к Богу через образ фаворита – статую, икону или мощи. Если хочешь быть услышанным, то тебя услышат! У каждого из нас свое субъективное понимание и представление о коммуникативной связи с Богом, поэтому я не настаиваю на своей позиции. Любой храм для меня – это святое место, где концентрируются мысли человека, старающегося изменить себя, усовершенствоваться, познать истину и быть услышанным Богом. Тысячи людей оставляют в храмах частичку себя. Со временем в наиболее посещаемых храмах появляется своеобразных дух, сотканный из тех частичек, что люди принесли с собой в образе мыслей, желаний, просьб и молитв. Именно этот дух я пытался уловить и почувствовать в Успенском соборе на Городке. Мне это мне удалось! За шесть веков в храме сформировалась мощная энергетика. Находясь в зале под высоким куполом, появляется чувство, что пребываешь внутри живого организма. Стены собора словно излучают какой-то незримый свет, который проходит сквозь человека. Это, конечно, можно сравнить с действием рентгеновского аппарата, но он не в состоянии высветить мысли, чувства, желания или переживания, а в храме человек весь, как на ладони! Словно нагой стоишь и не знаешь, что тебе делать и о чем думать. Мысли сразу путаются, сложно сконцентрироваться и ответить на свой же вопрос: зачем я сюда пришел? В этот момент ощущаешь чье-то незримое присутствие, святого духа или ангела-хранителя, который стоит в сторонке и наблюдает за тобой. Удивительные ощущения… И еще, почему-то в Успенском соборе обостряется эмоциональный фон. Слезы сами по себе рвутся наружу, внутри образуется какой-то трепет, и ты ничего не можешь с этим поделать. Причем, нет состояния волнения или переживания, наоборот, чувство спокойствия преобладает и из-за этого время начинает идти медленнее. При выходе из храма, мне казалось, что хватило нескольких минут, чтобы ощутить атмосферу и своеобразный дух святого места. Время действительно пробежало как-то незаметно, а взглянув на часы, я с удивлением осознал, что находился в соборе около двух часов! Не знаю, вернусь ли я еще раз в храм на Городке, но побывав там однажды, я получил довольно сильное впечатление, которое останется со мной на всю жизнь. К тому же, в Успенском соборе в ХХ веке были найдены иконы Андрея Рублева, которые отреставрировали и выставили в экспозиции в Третьяковской галерее. Их мне предстоит еще увидеть и вспомнить о старинном храме с утерянными творениями великого иконописца. Tags: Звенигород — храмы и монастыри

Саввино-Сторожевский мужской монастырь, Звенигород

Основан учеником прп. Сергия Радонежского — прп. Саввой Звенигородским при помощи звенигородского князя Юрия Дмитриевича. В XVI-XVII вв. царское богомолье. Пользовался особым покровительством царя Алексея Михайловича. В 1650-х монастырь был окружен каменными стенами с башнями, в нём, помимо нескольких храмов, были сооружены царский дворец и келейные корпуса. В дальнейшем оставался одним из богатейших и известнейших монастырей Подмосковья, управлялся викарными епископами. В 1800-1918 в монастыре действовало Звенигородское духовное училище. Закрыт в 1919, использовался колонией для несовершеннолетних, а с 1930-х принадлежал военному ведомству. С 1947 часть помещений монастыря занимает музей. Вновь открыт в 1997. Звенигород Звени?город — город (с 1781) в России, областного подчинения Московской области. Население — 13,7 тыс. жителей (2005). Город расположен в 3 км от одноимённой железнодорожной станции (конечный пункт одноколейной ж/д ветки от ст. Голицыно), на левом берегу реки Москвы, в 50 км к западу от Москвы, на Клинско-Дмитровской гряде Смоленско-Московской возвышенности. Через город проходит Малое Московское Кольцо (А107). Звенигород (в древности — также Звенигород Московский) — один из старейших городов Подмосковья, предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152, впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339: «А се даю сыну своему Ивану Звенигород». Так город становится центром удельного княжества (существовало в 1339-1492) Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком.Успенский собор что на Городке (1396-1399) является наиболее древним из сохранившихся храмов Москвы и области По завещанию Дмитрия Донского 1389 Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне. В 1398 г. недалеко от города на горе Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь. Около 1399 в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, в 1405 — белокаменный Рождественский собор в монастыре. Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе. Город развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408. После смерти Юрия в Москве в 1434 году Звенигород получил его старший сын Василий Косой, а после смерти последнего бездетным в 1448 г. — боровско-серпуховской князь Василий Ярославич; вслед за тем Звенигород был уделом сына Василия Темного Андрея Большого по прозвищу «Горяй», затем сына Ивана III Юрия Ивановича и наконец, при Иване Грозном, недолгое время входил в удел Владимира Андреевича Старицкого; после убийства последнего в 1568 г., Иван Грозный пожаловал Звенигород татарскому царевичу Муртазе-Али. Впрочем, Звенигород и раньше спорадически жаловался служилым татарским царевичам и князьям. В апреле 1605 Лжедмитрий I по пути в Московский Кремль сжёг и разорил звенигородский посад. Один из документов тех лет гласит о бедствии: «Монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли». Два года спустя самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В. И. Шуйского, стоявшего во главе Русского государства. Царь Алексей Михайлович избрал в 1660-х годах Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем». В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов с 135 жителями. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей. При Алексее Михайловиче вокруг древнего Рождественского собора был возведен ныне сохранившийся архитектурный ансамбль Саввина монастыря, включающий в себя Троицкую церковь, Трапезную палату, Звонницу, Царский Дворец, Царицыны палаты, Братские корпуса, стены и башни. При царевне Софье в 1693 в ансамбле монастыря появилась Преображенская церковь. XVII век для России был временем зарождения крупной промышленности. Основателем Звенигородских железноделательных заводов стал боярин Борис Иванович Морозов. Его предприятия просуществовали до конца 1690-х годов, но уже в документе 1701 говорится: «Звенигородские заводы, что держал гость Владимир Воронин, стали, и железа на них не делают».Москва-река в Звенигороде В 1781 Екатерина II подписала указ о Звенигороде, утвердив проект герба города: на геральдическом щите вверху — символ Московской губернии вмч. Георгий Победоносец, внизу изображение колокола; в том же году Звенигород стал центром уезда. В 1784 город получил регулярную планировку. В 1812 после Бородина в окрестностях города произошло «Звенигородское дело» — небольшое сражение, длившееся более шести часов. После занятия края французами в звенигородских деревнях действовали партизаны. Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября — октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября отряды Фиглева и есаула Гордеева освободили город. Мануфактуры в помещичьих усадьбах приходили постепенно в упадок, основным занятием звенигородцев оставалось огородничество, сельское хозяйство. Велась незначительная торговля. Впрочем, один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну — это производство струнных музыкальных инструментов, инициатором которого стал крестьянин села Шихово Емельянов.Вознесенский собор До революции 1917 Звенигородский уезд был одним из наименее развитых в губернии. Большевики захватили власть в Звенигороде 16 ноября 1917. Отряд красноармейцев-рабочих и солдат из Павловской слободы без сопротивления вошел в город и занял административные здания, почту и телеграф. Вскоре сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, и попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, что стало причиной «Звенигородского мятежа», произошедшего в мае 1918. Участники мятежа убили Макарова, но подошедший вскоре вооруженный отряд из Дедовска подавил восстание. В 1927 в Звенигороде была организована «Вторая трудовая коммуна ОГПУ», через несколько лет переведенная в Николо-Угреши. В настоящее время Звенигород и его окрестности стали популярным курортно-пансионатным регионом среднерусской полосы. Окрестности города получили название «Подмосковной Швейцарии». Сайт: http://www.zvenigorod.ru Саввино-Сторожевский монастырь Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века и расположен на горе Сторожи в двух километрах от города Звенигорода Московской области. Памятник Савве (открыт в 2007 году). Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря увеличилась в несколько раз. В XV-XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Многочисленные соборы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года из Савво-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин. Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.»Савва Сторожевский на фоне монастыря» (икона начала XIX века) В 1917 году настоятелем монастыря был назначен священномученик Димитрий (Добросердов). В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1995 году монастырь был передан епархии. Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески. В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина. Сайт: http://n-profi.ru/savva/index.html Саввинская церковь — Церковь Саввы Сторожевского на подворье Саввино-Сторожевского монастыря, Белый город В древности — мужской Воскресенский монастырь, в 1651 приписанный к Саввино-Сторожевскому монастырю и обращенный в подворье. После пожара 1773 подворье отстроено и отдано для кафедры Крутицкой епархии. Домовая Казанская церковь устроена в период 1771-1776, а при возвращении подворья Саввинскому монастырю в 1787, переосвящена во имя пр. Саввы. Новое, сохранившееся здание подворья постройки 1905-1907. Церковь опечатана 15 окт. 1921, вскоре разорена. В 2000 часть помещений возвращена РПЦ, подворье возобновлено. Ныне вместо храма на подворье действует Саввинская часовня, расположенная в полуподвале с тыльной стороны здания. Алексеевская церковь — Церковь Алексия, человека Божия, в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Небольшой тёплый храм, устроенный внутри Красной башни над восточными, Святыми воротами монастыря. Башня, построенная в 1650-х, отреставрирована во 2-й пол. ХХ в. Храм не возобновлён. Сергиевская церковь — Церковь Сергия Радонежского в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Церковь устроена во втором ярусе монастырской колокольни — уникальной по компоновке трёхшатровой постройки с башней-часозвоней. Первоначально Троицкая, переосвящена в Сергиевскую в 1825. Колокольня стоит с севера от собора, примыкая с юга к трапезной палате. Преображенская церковь — Церковь Преображения Господня в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Одноглавый храм, выстроенный на средства царицы Софии Алексеевны, освящён в 1693. Примыкает с востока к построенной в 1652-1654 грандиозной трапезной палате монастыря — одной из самых больших трапезных в России. Богородицкий собор — Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Четырёхстолпный одноглавый белокаменный храм, один из немногих сохранившихся памятников периода расцвета раннемосковского зодчества. Паперть и одноглавый объём придела во имя прп. Саввы Звенигородского пристроены в сер. XVI в., ризница над юго-западной частью паперти надстроена в 1650-х, тогда же паперти и придел перестроены. В соборе сохранились иконостас сер. XVII в. и росписи 1649. Богослужения прекращены в 1919. Во 2-й пол. ХХ в. служил столовой военного санатория. В 1972-1973 отреставрирован, восстановлена кровля по закомарам. Богослужения возобновлены в 1995. Часовня в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Кирпичная восьмистолпная часовня-киворий, завершённая шатром. Сооружена в 1998 на месте алтаря больничной церкви Иоанна Лествичника, построенной ок. 1655 и разобранной в 1782. Часовня надкладезная у Саввино-Сторожевского монастыря, Звенигород Небольшая часовня с юго-запада от монастыря, над колодцем, выкопанным прп. Саввой Звенигородским. Разрушена в сер. ХХ в., в настоящее время восстановлена. Троицкая церковь — Церковь Троицы Живоначальной в Саввино-Сторожевском монастыре, Звенигород Небольшой шатровый храм над воротами во внутренний двор монастыря, выстроенный на средства царя Алексея Михайловича. Первоначально Сергиевский, переосвящён в Троицкий в 1825. Трапезная с Казанским приделом построена в 1807, в 1857 к церкви с севера пристроен придел Святителей Московских и симметрично ему сооружён новый Казанский придел. Отреставрирован в 1980-х, причем вместо приделов 1857 вновь выстроены паперти.

Живая история рядом с нами

Есть в Звенигороде одно потрясающее место, куда не проложены пока туристические маршруты, но о котором слышали почти все и под разными названиями: Звенигородский Городок, Городище или крепостные валы старого города. Многие же считают, что Городок это просто второе название Успенскому Собору, в котором есть сохранившиеся фрески Андрея Рублева.

Я пишу Городок с большой буквы по собственному желанию, очень люблю природу окружающих его оврагов, но это никакое не имя собственное, конечно, так что это просто городок, так как сам город (большой и современный) находится рядом. А это просто маааленький городок.

Основной поток туристов привозят под стены Городка со стороны Ратехинского шоссе к источнику с водой. По бетонной лестнице турЫсты поднимаются наверх и подходят к Успенскому Собору.

Туристы бродят вокруг, а некоторые иногда даже забираются на вершину валов, хотя по сути, вал всего один.

Но истинная красота, она, конечно же, внизу. Хотя мне очень нравится Успенский Собор (но я все никак туда не попаду), но я его вижу постоянно только в строительных лесах (((.

Но раз уж я поднял вас наверх, то давайте посмотрим что же здесь интересного.

Википедия рассказывает, что cкорее всего, в те времена городок был укреплен довольно примитивно. Он располагался на высоком холме на левом берегу Москвы-реки; естественными преградами служили также маленький приток Москвы-реки — Жерновка, а также овраги и окружающий город густой сосновый лес.

Т. е. народ взобрался на высокий холм с крутыми склонами, осмотрелся и увидел, что лишь северная сторона немного низковата и забацал там собственный большой вал (землю брали, скорее всего, из соседнего оврага, ближе к Красной горе). Поэтому единственным рукотворным валом/укреплением можно назвать только лишь одну сторону — самую дальнюю от Успенского собора.

Есть даже примерный план этого вала

Вот этот оборонительный вал на фото справа

С двух сторон есть соответствующие таблички. Это вот вид со стороны собора

А это с внешней стороны Городка

Сейчас Городок — это просто очень ровное поле на вершине холма, на краю которого (ближе к реке Москва) стоит Успенский собор, а еще ближе несколько старых деревенских домиков. Данное поле, как и сами овраги вокруг, с середины 1960 годов признаны национальной исторической ценностью (культурный слой здесь очень древний, считается, что сам Звенигород имеет свои корни именно с этого холма).

Есть очень интересная небольшая статья про Звенигородский Городок (картинки от туда)

Ныне существующие жилые домики можно только реконструировать. Отопление здесь — печное.

Строение рядом с Богоявленской церковью (восстановлена на месте одноименной деревянной)

Среди домиков воскресная школа, в ее стиле восстановлены дома в новом Купчьем дворике на Украинской.

В 2015 году здесь что-то невероятное отожгли электрики — они перекинули кабель через Ратехинское шоссе на столб в Городке, полностью испоганив вид на реку и Верхний Посад.

При этом столбы не бетонные, а аккуратненькие металлические и черные. Но кинуть кабель на самом видном месте…

Я не придираюсь — это просто невероятно и так делать НИЗЯ. Место очень сложное, но найти лучшее решение необходимо в кратчайшие сроки..

С электричеством вообще, что-то странное в городе происходит — в декабре месяце по всему Звенигорода повально начали заменять старые провода и деревянные столбы на новые бетонные и кабель типа СИП (в оплетке и с тросом внутри). При этом мощности не добавилось и просадка напряжения есть по прежнему.

Но идем вниз, как я уже говорил, самое клевое именно здесь

Вот как выглядит Городок глазами турЫстов и гидов:

От Успенского собора туристы могут подняться на вал и обойти по нему небольшую территорию древнего города. По заказу Юрия Звенигородского посреди кремля, на самой высокой точке холма были сооружены городской собор и несохранившийся деревянный дворец князя. Вокруг стояли хоромы бояр и дружины. Осмотрев Городок и полюбовавшись заросшими склонами оврагов, надо вернуться к каменной лесенке и спуститься на дорогу. Через 1,5 км она проведет к стенам бывшего Саввино-Сторожевского монастыря.

Последний взгляд на речку, леса. Провод, провод зацените — он шикарен!

Внизу тротуар специально занизили, чтобы сделать парковку — можно двумя колесами справа заехать на тротуар. Но мудакам мало места. Им всегда места мало. Здесь нужны парковочные столбики. Или тоже найдется закон/акт/постановление запрещающее устанавливать преграду и незапрещающее заезжать на тротуар и обочину тротуара?

Очень хочется тротуар вдоль речки Москва. Подальше от шума машин, который, кстати, просто ужасен, а если большой машЫн проедет, так даже ветром сносит. Дойти до Саввино-Сторожевского монастыря реальное испытание для нервов и слуха.

Но мы почти пришли. Перед остановкой есть небольшой подземный трубопровод — это, как я понимаю, так самая древняя речка Жерновка.

А может и не она, а просто ручеек. В сети есть план, где Жерновка показана с другой стороны Городка.

Вот он — сакральный вход в древность 🙂

Местные жители срезают по этой тропе очень прилично и мимо шумящих машин идти не нужно. Но зимой здесь есть определенные сложности.

Здесь очень много дубов. Но многие из них выглядят не очень (((

Я не был здесь больше года и был поражен от количества попадавших деревьев. Очень грустно, но овраг начал терять свой былой и прекрасный вид.

На пути нас ждет даже небольшой мостик. Зимой здесь очень сказочно — прогулка вокруг Городка займет у вас около часа и это будет необыкновенное путешествие в прошлое.

Склоны оврага, действительно, очень круты. Так что крутыми могут быть не только яйца 🙂

Наверху виднеется забор частных домовладений.

Природа волшебно красива

Очень грустно от такого количества поваленных деревьев (((

Но видно, что за склонам ухаживают.
Вот уточнения от председателя Звенигородского отделения ВООПиК Марии Урановой (спасибо большое).
«Падают, увлекая за собой грунт, засохшие ВЯЗЫ, погибшие 15-20 лет назад от вирусного заболевания по всему западу Подмосковья.
С последствиями оползней и с упавшими деревьями пытаются справиться своими силами прихожане Успенского собора и старшие ученики воскресной школы, той, что в домике-теремке (никакого музея там нет).»

Дорожка не очень длинная, но и не короткая — вы успеете расслабиться и насладиться прогулкой.

Если посмотреть наверх, то можно определить, что сейчас где-то середина поля наверху холма — скоро появятся новые родники.

Вообще же, вода как будто прям сочится из под холма — то тут, то там можно увидеть тоненькие струйки воды, стекающие со склонов. Их несколько, но напор у них небольшой, но именно они зимой создают целые ледяные подушки, пройти по которым крайне сложно.

Склоны холма…

Вот ручеек уже помощнее, он как раз от первого и основного источника под Городком.

Местные жители ходят сюда постоянно и круглый год. На фото два активных почти старичка в клевом спортивном прикиде. У истинно местных старичков одежда, конечно, сильно проще.

Рядом с этим источником можно найти еще — просто вбили трубу в склон холма и вот вам чудо!

Вид от источника

Самый главный источник/родник под Городком в Звенигороде

Если пройти еще дальше, то будет еще один такой же мощный источник. В этом году вокруг него обвалился грунт и его сделали заново. Но он находится на более крутом склоне и подняться туда сложнее. Особенно зимой.

А зимой 2013 года родник здесь выглядел просто как в сказке

Пора домой. Спускаюсь и иду дальше в сторону улицы Лермонтова

На пути очередные ледяные озера из под миниродничков Городка

Все равно — очень красиво!

Край левого холма Городка уже близко

Овраг уходит дальше в сторону Красноармейского тупика и закончится он у новых коттеджей по улице Первомайская.

На другом склоне оврага — пансионат санаторий МВД. К нему можно подняться по лестнице, перейдя ручеек по еще одному мостику.

Сказочная тропа среди Звенигородских оврагов.

Продолжение. Городок, часть вторая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *